Понятие о педагогической системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о педагогической системе



Н.К.Крупская (1869 — 1939) — теоретик и организатор советской педагогики. Развивала идею шко­лы как государственно-общест­венного учреждения.

Виды педагогических систем. "Система — выделенное на ос­нове определенных признаков упорядоченное множество вза­имосвязанных элементов, объ­единенных общей целью функ­ционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление".*

* Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. — М., 1972. — С. 16.

 

А.П.Пинкевич (1883 — 1939) — отечественный педагог. Один из первых авторов советских учебни­ков по естествознанию для выс­шей и средней школы. Автор тру­дов по теории и истории педагогики.

Как искусственная, специально в силу объективных законов развития общества организо­ванная, педагогическая система находится под постоянным "контролем" общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Измене­ния педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п. Причины мно­гих неудачных попыток совершенствования педагогических сис­тем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразова­нию ее элементов.

С.Т.Шацкий (1878 - 1934) - оте­чественный педагог. Организатор Первой опытной станции по на­родному образованию. Автор тру­дов по взаимосвязи школы с жиз­нью, формированию детского кол­лектива и др.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответст­вующую ему систему образования как наиболее общую педаго­гическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институ­ты, выполняющие образова­тельно-воспитательные функ­ции и объединяющиеся в сис­тему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная шко­ла. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общест­во создает систему подготовки воспитателей, средние специаль­ные и высшие педагогические учебные заведения как педагоги­ческие системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалифи­кации.

П.П.Блонский (1884 - 1941) -отечественный педагог, психолог, историк философии. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудо­вой народной школы, разработал генетическую теорию памяти.

Виды педагогических систем различаются назначением и, как следствие, особенностями орга­низации и функционирования.

Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система "дет­ский сад". Ее варианты — пе­дагогическая система круглосу­точных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педаго­гической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогичные варианты педагогических систем могут быть про­слежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спор­тивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т.п.).

Понятие авторской педагогической системы. Любое образова­тельное учреждение, в основе деятельности которого лежат не­традиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педа­гогическим системам, назвать авторской школой. К ним по пра­ву можно причислить педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А-Сухомлинского, В.А.Караковского и многие другие системы педагогов-классиков и современных педагогов-новаторов — руководителей образовательных учреждений.

Л.В.Занков (1901 - 1977) - отече­ственный психолог и педагог. Ав­тор трудов по психологии обуче­ния, общей психологии, дидактике.

Иначе нужно подходить к творчеству отдельных педагогов-новаторов, реализующих свои авторские подходы к обучению и воспитанию. Одно дело, когда педагог творчески воплощает одну или несколько часто не связанных друг с другом идей ("опережающее обучение", ком­ментирование — С.Н.Лысенкова; "опорные сигналы" — В.Ф.Ша­талов и др.), и совсем другое — когда педагогический процесс строится на основе оригинальной концепции. В этом случае есть все основания говорить об авторской дидактической или воспи­тательной системе. Таковыми являются дидактические системы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, М.М.Махмутова, П.Я.Эрдниева и воспитательные системы И.П.Иванова, В.А.Ка­раковского и других.

§ 3. Общая характеристика системы образования

Любое общество вне зависимости от его государственного уст­ройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию об­разования своих членов. С этой целью оно создает образователь­ную систему, т.е. комплекс институтов образования.

Основным типом института образования являются образова­тельные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образователь­ных программ. По своим организационно-правовым формам об­разовательные учреждения могут быть государственными, муни­ципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независи­мо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); про­фессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнитель­ного образования; учреждения для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществ­ляющие образовательный процесс.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, дет­ские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психичес­кого здоровья, развития индивидуальных способностей и необ­ходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обуче­ние, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждени­ях, являются подготовительным этапом начального образования.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущест­венно государственными общеобразовательными школами, а так­же элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — на­чальная школа (3—4 года); II ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2—3 года). Ступени школы соот­ветствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, от­рочество, юность.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе уча­щиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной дея­тельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элемен­тами теоретического мышления, культурной речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрирован­ных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эсте­тическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

Основная школа закладывает прочный фундамент общеобра­зовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолже­ния образования, его полноценного включения в жизнь общест­ва. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонно­стей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Введение на этом этапе обучения дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75 — 80 % учебного времени), факультативных курсов, системы вне­классных занятий направлено на более полное развитие склон­ностей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.

Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных за­ведениях различного типа и профиля с разными сроками обуче­ния, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифферен­циации обучения, создает условия для наиболее полного учета интереса учащихся, активного их включения в жизнь общества. С этой целью учебный план этой ступени включает наряду с обя­зательными предметы по выбору самого учащегося. Для стиму­лирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации совет школы может при­нять решение о введении в школе одного или нескольких про­филей обучения (гуманитарный, физико-математический, хими­ко-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономи­ческий и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранно­го учащимися профиля обучения.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В такие образовательные учреждения дети и подростки направля­ются органами управления образованием только с согласия ро­дителей (лиц; их заменяющих) по заключению психолого-меди­ко-педагогической консультации.

Для подростков с общественно опасным, девиантным, пове­дением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специ­ального педагогического подхода, создаются специальные учре­ждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление уча­щихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учре­ждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начально­го профессионального образования, профессиональной подготов­ки, а также самообразования.

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах. В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, в школах открывают­ся подготовительные классы. При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня, комплектуемые на добро­вольных началах.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи откры­ваются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ на­чального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготов­ку работников квалифицированного труда по всем основным на­правлениям общественно полезной деятельности на базе основ­ного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Началь­ное профессиональное образование может быть получено в про­фессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей лич­ности в углублении и расширении образования на базе основно­го общего, среднего (полного) общего или начального профессио­нального образования. Оно может быть получено в образователь­ных учреждениях среднего профессионального образования (сред­них специальных учебных заведениях — техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготов­ку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расшире­нии образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образо­вательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях — университетах, академиях, инсти­тутах, колледжах). Лица, имеющие начальное и среднее профес­сиональное образование соответствующего профиля, могут полу­чать высшее профессиональное образование по сокращенной, ус­коренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессиональ­ного образования. Для его получения созданы институты аспи­рантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образова­тельных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реали­зуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально соз­даваемых учреждениях дополнительного образования — учрежде­ниях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональ­ной ориентации, музыкальных и художественных школах, шко­лах искусств, домах детского творчества, станциях юных техни­ков, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи со­хранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, под­готовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3—7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школь­ного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

Во всей системе воспитательных влияний на личность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образова­тельных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Шко­ла, призванная организовывать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неог­раниченные возможности для овладения воспитанниками богат­ствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опы­та социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества. Располагая квалифицированными кадрами, школа координирует, педагогически направляет систематическую работу с семьей и общественностью по воспитанию детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.013 с.)