Многообразие современных служб социальной помощи населению



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие современных служб социальной помощи населению



Начало 1990-х гг. знаменовалось серьезными переменами в жизни российского общества, которые коснулись разных слоев населения, но особенно существенно отразились на социальном самочувствии (с.213) слабозащищенных категорий граждан. Для оказания им соответствующей помощи в этот период в Российской Федерации складываются различные виды социальных служб: государственные, коммерческие, смешанные; работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Сферами их деятельности становятся: социальное обслуживание населения (оказание поддерживающей материальной помощи, помощи на дому: доставка продуктов питания и предметов первой необходимости, лекарств, проплата коммунальных услуг и т.д.); постоянное обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; социальный патронаж (постоянный социальный надзор, преимущественно на дому за клиентами группы риска, регулярное их посещение, а также лиц, находящихся в домашних условиях, лишенных помощи своих близких и неспособных или малоспособных к передвижению и самообслуживанию); социальная реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних с девиантным поведением, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, детей, оставшихся без попечения родителей; лиц, вернувшихся из «горячих точек», переживших разного вида насилие, и др.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15.11.1995 г. указывается, что государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью Российской Федерации и на­ходящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Она строится на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.

Учреждениями и предприятиями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального облуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону; (с.214)

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Типичным примером государственной территориальной социальной службы является центр социального обслуживания, который обычно включает отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов, срочной социальной помощи (см. Документы и материалы к главе 6).

Особую категорию нуждающихся в социальной помощи составляют дети и подростки, которые в силу своей физической, психологической и социальной незрелости оказались в наиболее сложной ситуации в условиях реформирования общественных отношений в стране. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение с ним, длительное пребывание в статусе «ничейного» оборачиваются тяжелейшими последствиями для развития детей, их интеграции в жизнь современного общества. Для решения данной проблемы в начале 1990-х гг. в соответствии с указом Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (от 06.09.1993 г. № 1338) стала создаваться социальная служба для работы с детьми и подростками, социально дезадаптированными, оказавшимися вне социальных связей, с целью заботы об их достойном существовании в здоровой социальной среде, дальнейшем жизнеустройстве.

В результате этого система государственных учреждений для детей и подростков, лишенных родительского попечения, кроме домов ребенка, детских домов, школ-интернатов разного ведомственного подчинения, стала включать еще и центры помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты. В частности, в первых из них ведется многоаспектная работа, которая включает медико-социальный патронаж, социально-терапевтическую и социально-бытовую помощь, социально-реабилитационную и социально-профилактическую деятельность, предусматривает оказание юридических консультационных услуг и проведение методической работы.

Учитывая, что каждой отдельной семье присущи свои конкретные проблемы, приобретает актуальность создание многопрофильных (с.215) учреждений социальной помощи семье и детям. Например, созданный в 1995 г. в Костроме Центр социальной помощи семье и детям оказывает комплексную социальную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности.

Как многопрофильное учреждение структура Центра включает в себя отделения приема граждан; психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности несовершеннолетних; поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями, организационно-методической работы, экстренной психологической помощи («телефон доверия»).

В Центре работают педагоги (социальные педагоги, педагог-психолог, педагог-организатор, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), врачи (врач-нарколог, врач-педиатр), юрисконсульт, специалисты по социальной работе, консультанты «телефона доверия».

Направления работы отделений ориентированы на решение основных групп социальных проблем населения: материальные затруднения семей, семейные конфликты, школьная и средовая дезадаптация несовершеннолетних, зависимость членов семьи от алкоголя и наркотических средств, нарушение жилищных и имущественных прав, детско-родительских отношений и ряд других.

Наиболее востребованными в этом Центре являются социально-педагогические услуги, затем (по мере убывания) социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и социально-бытовые. Однако применительно к конкретной категории нуждающихся данная иерархия услуг может выглядеть по-иному. Скажем, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правовая защита и социально-бытовая помощь наиболее значимы. Для детей из семей риска на первый план выдвигается организация групп дневного пребывания и летнего оздоровительного отдыха. Для женщин, переживших насилие, актуальна социально-психологическая помощь.

В работе Центра широко практикуются: индивидуальное консультирование, экстренная психологическая помощь по телефону, групповые занятия, тренинги, различные формы просвещения, творческой деятельности (АРТ-терапия, гарденотерапия, сказкотерапия и др.).

В работе аналогичных центров акценты делаются на другие проблемы при оказании адресной помощи семье и женщинам. В этом случае используется единичное содействие индивиду, семье, оказавшимся в трудной ситуации (выдача пособий, продуктов, лекарств, вещей), адресная экономическая поддержка малообеспеченных слоев населения, предоставление социального убежища, социальная, медицинская, психологическая реабилитация, включение в группы самопомощи и взаимопомощи.

(с.216) Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних имеются в большинстве регионов Российской Федерации. В них пребывают дети, подростки с девиантными формами поведения, перенесшие психические травмы, употребляющие алкоголь, наркотики, замеченные в токсикомании, дезадаптированные.

В работе с ними доминируют три направления:

а) диагностика на основе медицинских, психологических и социальных показателей, позволяющих определить характер нарушений и рассчитать реабилитационный потенциал каждого;

б) организация реабилитационных мероприятий (фито- и витаминная терапия; индивидуальная нагрузка в тренажерном зале; групповые тренинги по развитию коммуникативных навыков, снижению агрессивности, повышению самооценки, увеличению социальной компетентности; индивидуальное консультирование; развивающие игры, реализация целевых программ типа: «Открытый мир: жизнь без конфликтов», «Щит подростка», «Свой путь», «Артель жизненной поддержки» и др.);

в) постреабилитационная поддержка ребенка, ориентированная на сохранение достигнутого уровня, профилактику рецедивов (возможных «срывов»), оказание своевременной помощи в случае последних.

Работа таких центров строится на принципах комплексности, индивидуальности, личностной ориентированности, деятельностного подхода и опоры на положительные черты, позитивный жизненный опыт несовершеннолетнего.

Тревожные тенденции в развитии общественных отношений в стране, их отрицательное влияние на семью и молодежь активизировали поиск новых форм оказания действенной помощи несо­вершеннолетним, профилактики их девиантного поведения. Так, в г. Кирове создан Межведомственный центр творчества молодежи (МЦТМ), который занимается профилактикой антиобщественного поведения подростков, в первую очередь — из семей группы риска.

Работа Центра строится по следующим направлениям: научно-практическое обеспечение, консультативно-профилактическая деятельность, организация досуга, хозрасчетная деятельность. Здесь осуществляется диагностика; проводится психолого-педагогический всеобуч педагогов, специалистов, родителей; организуется коррекция в кабинете разгрузки; предусмотрена ранняя профилактика девиации; работают кружки семейного типа и используются другие формы досуговой деятельности, разрабатываются хозрасчетные мероприятия.

Разновидностью локальной социальной службы является Культурологический социально-педагогический комплекс (КСПК), созданный на базе средней школы № 59 г. Ярославля. Эта многоплановая структура включает в себя систему образования, удовлетворяющую (с.217) интересы детей и их родителей; систему воспитательной работы, опирающуюся на поддержку родителей учащихся; школьную социально-психологическую службу, которая выполняет функции службы социальной заботы. Она имеет четыре подструктуры: территориальную (находится в ведении социальных педагогов); внутришкольную (закреплена за классными руководителями, воспитателями групп продленного дня); психологическую и медицинскую (своевременная и всесторонняя диагностика, проведение реабилитационных мероприятий специалистами соответствующего профиля).

Деятельность КСПК опирается на следующие принципы:

- личностный подход к ребенку — любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

- оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, развитие его положительных качеств;

- объективность — учет возрастных, индивидуальных особенностей и склонностей личности;

- коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению и координации действий, налаживанию связей со всеми субъектами социального воспитания;

- неразглашение информации о ребенке и его семье.

Еще в начале 1990-х гг. стали создаваться социальные приюты для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также воспитывающихся в неблагополучных семьях и лишенных родительского попечения. Эти учреждения социальной реабилитации обеспечивают временное содержание и последующее определение детей и подростков (возврат в семью, усыновление, перевод в детский дом или другое образовательно-воспитательное учреждение).

В приюте дети получают медицинскую помощь (обследование, выявление патологии, специализированное лечение, проведение поддерживающей терапии); с ними ведется работа по социально-бытовой адаптации, развитию навыков самообслуживания; осуществляется психолого-педагогическая коррекция, базирующаяся на диагностике реального состояния, уровня развития (занятия по программам соответствующей сложности общеобразовательного характера, тренинги, организация творческой деятельности).

Социально-педагогическая работа в приютах строится на следующих принципах:

-дифференцированность и индивидуализация помощи каждому;

- субъектность, т. е. активное включение каждого в различные виды реабилитационной деятельности, наличие положительной мотивации к взаимодействию со взрослыми;

- комфортность — создание эмоционально благоприятной атмосферы, формирование чувства защищенности и поддержки;

- семейнообразности; (с.218)

- создание поля самореализации для каждого ребенка в реабилитационном процессе;

- заинтересованное участие в судьбе несовершеннолетнего всех специалистов, способных оказать ему помощь;

- комплексность и адресность педагогического влияния на личность.

Созданные в разных регионах России приюты можно подразделить на следующие виды: а) ночлежные (социальные гостиницы, убежища), в которых за ребенком закреплено право приходить и уходить, определены сроки пребывания; б) конфессиональные; в) специализированные (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).

На основании указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» возникли новые формы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями. Такая помощь осуществляется в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК), где проходят комплексное обследование дети с отклонениями в развитии и отнесенные к группе риска, разрабатываются и реализуются реабилитационные программы, оказывается содействие по реабилитации, социальной адаптации лицам с различными формами нарушения (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении). В специализированных реабилитационных центрах осуществляется комплексная помощь нуждающимся, проводится ранняя диагностика и раннее вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации. В медико-психолого-педагогических центрах проводятся диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы мероприятий, работают мастерские по реабилитации творчеством.

Таким образом, разветвленная сеть учреждений социальной помощи призвана предоставлять социальные услуги разным категориям населения; оказывать им поддержку в получении материальных ресурсов и самообеспечении; предупреждать разного рода зависимости; способствовать укреплению семейных отношений, их гармонизации; стимулировать формирование активной жизненной позиции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.007 с.)