Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многообразие современных служб социальной помощи населениюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начало 1990-х гг. знаменовалось серьезными переменами в жизни российского общества, которые коснулись разных слоев населения, но особенно существенно отразились на социальном самочувствии (с.213) слабозащищенных категорий граждан. Для оказания им соответствующей помощи в этот период в Российской Федерации складываются различные виды социальных служб: государственные, коммерческие, смешанные; работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. Сферами их деятельности становятся: социальное обслуживание населения (оказание поддерживающей материальной помощи, помощи на дому: доставка продуктов питания и предметов первой необходимости, лекарств, проплата коммунальных услуг и т.д.); постоянное обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; социальный патронаж (постоянный социальный надзор, преимущественно на дому за клиентами группы риска, регулярное их посещение, а также лиц, находящихся в домашних условиях, лишенных помощи своих близких и неспособных или малоспособных к передвижению и самообслуживанию); социальная реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних с девиантным поведением, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, детей, оставшихся без попечения родителей; лиц, вернувшихся из «горячих точек», переживших разного вида насилие, и др. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15.11.1995 г. указывается, что государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Она строится на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности. Учреждениями и предприятиями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: 1) комплексные центры социального обслуживания населения; 2) территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3) центры социального облуживания; 4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 6) социальные приюты для детей и подростков; 7) центры психолого-педагогической помощи населению; 8) центры экстренной психологической помощи по телефону; (с.214) 9) центры (отделения) социальной помощи на дому; 10) дома ночного пребывания; 11) специальные дома для одиноких престарелых; 12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); 13) геронтологические центры; 14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. Типичным примером государственной территориальной социальной службы является центр социального обслуживания, который обычно включает отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов, срочной социальной помощи (см. Документы и материалы к главе 6). Особую категорию нуждающихся в социальной помощи составляют дети и подростки, которые в силу своей физической, психологической и социальной незрелости оказались в наиболее сложной ситуации в условиях реформирования общественных отношений в стране. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение с ним, длительное пребывание в статусе «ничейного» оборачиваются тяжелейшими последствиями для развития детей, их интеграции в жизнь современного общества. Для решения данной проблемы в начале 1990-х гг. в соответствии с указом Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (от 06.09.1993 г. № 1338) стала создаваться социальная служба для работы с детьми и подростками, социально дезадаптированными, оказавшимися вне социальных связей, с целью заботы об их достойном существовании в здоровой социальной среде, дальнейшем жизнеустройстве. В результате этого система государственных учреждений для детей и подростков, лишенных родительского попечения, кроме домов ребенка, детских домов, школ-интернатов разного ведомственного подчинения, стала включать еще и центры помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты. В частности, в первых из них ведется многоаспектная работа, которая включает медико-социальный патронаж, социально-терапевтическую и социально-бытовую помощь, социально-реабилитационную и социально-профилактическую деятельность, предусматривает оказание юридических консультационных услуг и проведение методической работы. Учитывая, что каждой отдельной семье присущи свои конкретные проблемы, приобретает актуальность создание многопрофильных (с.215) учреждений социальной помощи семье и детям. Например, созданный в 1995 г. в Костроме Центр социальной помощи семье и детям оказывает комплексную социальную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности. Как многопрофильное учреждение структура Центра включает в себя отделения приема граждан; психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности несовершеннолетних; поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями, организационно-методической работы, экстренной психологической помощи («телефон доверия»). В Центре работают педагоги (социальные педагоги, педагог-психолог, педагог-организатор, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), врачи (врач-нарколог, врач-педиатр), юрисконсульт, специалисты по социальной работе, консультанты «телефона доверия». Направления работы отделений ориентированы на решение основных групп социальных проблем населения: материальные затруднения семей, семейные конфликты, школьная и средовая дезадаптация несовершеннолетних, зависимость членов семьи от алкоголя и наркотических средств, нарушение жилищных и имущественных прав, детско-родительских отношений и ряд других. Наиболее востребованными в этом Центре являются социально-педагогические услуги, затем (по мере убывания) социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и социально-бытовые. Однако применительно к конкретной категории нуждающихся данная иерархия услуг может выглядеть по-иному. Скажем, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правовая защита и социально-бытовая помощь наиболее значимы. Для детей из семей риска на первый план выдвигается организация групп дневного пребывания и летнего оздоровительного отдыха. Для женщин, переживших насилие, актуальна социально-психологическая помощь. В работе Центра широко практикуются: индивидуальное консультирование, экстренная психологическая помощь по телефону, групповые занятия, тренинги, различные формы просвещения, творческой деятельности (АРТ-терапия, гарденотерапия, сказкотерапия и др.). В работе аналогичных центров акценты делаются на другие проблемы при оказании адресной помощи семье и женщинам. В этом случае используется единичное содействие индивиду, семье, оказавшимся в трудной ситуации (выдача пособий, продуктов, лекарств, вещей), адресная экономическая поддержка малообеспеченных слоев населения, предоставление социального убежища, социальная, медицинская, психологическая реабилитация, включение в группы самопомощи и взаимопомощи. (с.216) Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних имеются в большинстве регионов Российской Федерации. В них пребывают дети, подростки с девиантными формами поведения, перенесшие психические травмы, употребляющие алкоголь, наркотики, замеченные в токсикомании, дезадаптированные. В работе с ними доминируют три направления: а) диагностика на основе медицинских, психологических и социальных показателей, позволяющих определить характер нарушений и рассчитать реабилитационный потенциал каждого; б) организация реабилитационных мероприятий (фито- и витаминная терапия; индивидуальная нагрузка в тренажерном зале; групповые тренинги по развитию коммуникативных навыков, снижению агрессивности, повышению самооценки, увеличению социальной компетентности; индивидуальное консультирование; развивающие игры, реализация целевых программ типа: «Открытый мир: жизнь без конфликтов», «Щит подростка», «Свой путь», «Артель жизненной поддержки» и др.); в) постреабилитационная поддержка ребенка, ориентированная на сохранение достигнутого уровня, профилактику рецедивов (возможных «срывов»), оказание своевременной помощи в случае последних. Работа таких центров строится на принципах комплексности, индивидуальности, личностной ориентированности, деятельностного подхода и опоры на положительные черты, позитивный жизненный опыт несовершеннолетнего. Тревожные тенденции в развитии общественных отношений в стране, их отрицательное влияние на семью и молодежь активизировали поиск новых форм оказания действенной помощи несовершеннолетним, профилактики их девиантного поведения. Так, в г. Кирове создан Межведомственный центр творчества молодежи (МЦТМ), который занимается профилактикой антиобщественного поведения подростков, в первую очередь — из семей группы риска. Работа Центра строится по следующим направлениям: научно-практическое обеспечение, консультативно-профилактическая деятельность, организация досуга, хозрасчетная деятельность. Здесь осуществляется диагностика; проводится психолого-педагогический всеобуч педагогов, специалистов, родителей; организуется коррекция в кабинете разгрузки; предусмотрена ранняя профилактика девиации; работают кружки семейного типа и используются другие формы досуговой деятельности, разрабатываются хозрасчетные мероприятия. Разновидностью локальной социальной службы является Культурологический социально-педагогический комплекс (КСПК), созданный на базе средней школы № 59 г. Ярославля. Эта многоплановая структура включает в себя систему образования, удовлетворяющую (с.217) интересы детей и их родителей; систему воспитательной работы, опирающуюся на поддержку родителей учащихся; школьную социально-психологическую службу, которая выполняет функции службы социальной заботы. Она имеет четыре подструктуры: территориальную (находится в ведении социальных педагогов); внутришкольную (закреплена за классными руководителями, воспитателями групп продленного дня); психологическую и медицинскую (своевременная и всесторонняя диагностика, проведение реабилитационных мероприятий специалистами соответствующего профиля). Деятельность КСПК опирается на следующие принципы: - личностный подход к ребенку — любить, понимать, принимать, сострадать, помогать; - оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, развитие его положительных качеств; - объективность — учет возрастных, индивидуальных особенностей и склонностей личности; - коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению и координации действий, налаживанию связей со всеми субъектами социального воспитания; - неразглашение информации о ребенке и его семье. Еще в начале 1990-х гг. стали создаваться социальные приюты для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также воспитывающихся в неблагополучных семьях и лишенных родительского попечения. Эти учреждения социальной реабилитации обеспечивают временное содержание и последующее определение детей и подростков (возврат в семью, усыновление, перевод в детский дом или другое образовательно-воспитательное учреждение). В приюте дети получают медицинскую помощь (обследование, выявление патологии, специализированное лечение, проведение поддерживающей терапии); с ними ведется работа по социально-бытовой адаптации, развитию навыков самообслуживания; осуществляется психолого-педагогическая коррекция, базирующаяся на диагностике реального состояния, уровня развития (занятия по программам соответствующей сложности общеобразовательного характера, тренинги, организация творческой деятельности). Социально-педагогическая работа в приютах строится на следующих принципах: -дифференцированность и индивидуализация помощи каждому; - субъектность, т. е. активное включение каждого в различные виды реабилитационной деятельности, наличие положительной мотивации к взаимодействию со взрослыми; - комфортность — создание эмоционально благоприятной атмосферы, формирование чувства защищенности и поддержки; - семейнообразности; (с.218) - создание поля самореализации для каждого ребенка в реабилитационном процессе; - заинтересованное участие в судьбе несовершеннолетнего всех специалистов, способных оказать ему помощь; - комплексность и адресность педагогического влияния на личность. Созданные в разных регионах России приюты можно подразделить на следующие виды: а) ночлежные (социальные гостиницы, убежища), в которых за ребенком закреплено право приходить и уходить, определены сроки пребывания; б) конфессиональные; в) специализированные (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи). На основании указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» возникли новые формы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями. Такая помощь осуществляется в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК), где проходят комплексное обследование дети с отклонениями в развитии и отнесенные к группе риска, разрабатываются и реализуются реабилитационные программы, оказывается содействие по реабилитации, социальной адаптации лицам с различными формами нарушения (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении). В специализированных реабилитационных центрах осуществляется комплексная помощь нуждающимся, проводится ранняя диагностика и раннее вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации. В медико-психолого-педагогических центрах проводятся диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы мероприятий, работают мастерские по реабилитации творчеством. Таким образом, разветвленная сеть учреждений социальной помощи призвана предоставлять социальные услуги разным категориям населения; оказывать им поддержку в получении материальных ресурсов и самообеспечении; предупреждать разного рода зависимости; способствовать укреплению семейных отношений, их гармонизации; стимулировать формирование активной жизненной позиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.01 с.) |