Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность социальной стратификации.

Поиск

О развитии идей социальной стратификации. Идеи социаль­ной стратификации и социальной мобильности были впервые разработаны П.А.Сорокиным. Позже в развитие этой теории внесли вклад многие представи­тели разных течений западной социальной мысли. Теория вобрала в себя идеи М.Вебера о классах в индустриальном обществе и социальном взаимодействии, струк­турно-аналитическую концепцию Т.Парсонса. Некоторые авторы (Р.Дарендорф, Р.Коллинз) привнесли в нее идеи социального конфлик­та. Определенный вклад в развитие теории стратификации внесли американские ученые К.Дэвис и У.Мур. Именно в американском обществе проявились такие качества социальной организации, как смягчение классовых различий, ранжированное социальное вознаграждение и т.п.

Под социальной стратификацией понимается наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители ко­торых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом распределении социокультурных благ выражается сущность социального расслоения, посредством которого общество получает возможность стимули­ровать одни виды деятельности и взаимодействия, толерантно (тер­пимо) относиться к другим и подавлять третьи. Понятие «социальная дифференциация» более широкое по объему и подразумевает любые социальные разли­чия, не связанные с неравенством, со стимулировани­ем (или репрессией) разных форм деятельности, например, увлечения или хобби.

Основания социальной стратификации. Существуют определенные факторы и ос­нования, на которых базируются процессы социальной стратифи­кации. Социальное основание стратификации связано с характером взаимодействия людей, которое поддерживает социум в упорядоченном состоянии, со­храняет его целостность и границы. Оно позволяет выделить в процессах расслоения экономические, государственные, политические и другие структурные единицы (классы, груп­пы, слои, институты), анализировать их характеристики (нормы деятельности, роли, социальные статусы), а также их взаимосвязи и взаимоотношения, различающиеся между собой по уровню ус­тойчивости, изменчивости, структурной сложности.

Существует ценностно-символическая основа стратификации, она связана с осмыслением социальных норм, с наделением социальных ролей тем или иным оценочным содержанием и инструментальным значением. Любая комбинация ролей, стату­сов и норм обретает прочность только тогда, когда она оправдана и позитивно обозначена в представлениях членов общества. Рационально-психологическая легитимизация разных ценностей позволяет людям легко ориентироваться в системе ролей и статусов, согласовывать их с собственными потребностями, вы­страивая свои действия с расчетом на определенный результат.

Следующее основание стратификации - это система мотиваций, поощряющих одни действия и отношения, и систе­ма запретов, предупреждающих другие. Мотивационно-репрессирующие основания как бы задают пределы, в ко­торых развиваются целесообразные (для данного общества в дан­ных условиях) формы организации и отсекаются разрушительные. Природу и значение мотиваций и наказания легко изучать в период смены стратификационных мо­делей, когда прежняя мотивационная система разрушается, а но­вая еще не закрепилась, и когда на этом фоне оживляются крими­нальные мотивы и стимулы достижения выгодного статусного по­ложения. Так же существуют природные (климат и т.п.) и антропологические (пол, физические, психологические способности, родственные связи, этнические признаки людей) основы стратификации. Влияет на стратификацию и динамика народонаселения.

Процессы слоеобразования выполняют органи­зационно-регулятивную функцию по перераспределению антропологической, социальной энер­гии, а также культурных ресурсов общества. Следует учитывать разнообразные исторические формы проявления социальной стратификации. В отдельные периоды стратификационные различия могут принимать острый конфронтационный характер (классовые противостояния, национальные столкновения). Поэтому многие современные общества вырабатывают защитные меры, нацеленные на смягчение статусно-ролевых конфликтов: это перераспре­деление средств от наиболее обеспеченных слоев в пользу бедных, к социальной защите и правовым гарантиям уязвимых слоев (детей, престарелых, инвалидов).

Основные типы стратификационных систем. В современной социологии различают девять типов стратификационных систем: физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную, этакратическую, социально-профессиональную, классовую, культурно-символическую, нормативную.

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по «естественным» признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств - силы, красоты, ловко­сти. Неравенство утверждается посредством угрозы физического насилия, закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта система господствовала в первобытной общине, но существует и сейчас в сообществах, бо­рющихся за физическое выживание или расширение жизненного пространства. Эта система - продукт милитаризма различных обществ. В наши дни она поддерживается военной, спортивной и эротической пропагандой.

Рабовладельческая система основана на военно-физическом принуждении. Социальные группы различаются по нали­чию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Рабы превращены в объект частной собственности. Примеры рабовладельче­ских систем разнообразны: античное рабство, плантационное рабство в США, работа военнопленных. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. В Индии сохранилась кастовая система: каждая каста представляет собой замкнутую, эндогамную группу. Ей отводится определенное место в общественной иерархии в соответствии с системой разделения труда. Существует четкий перечень их занятий: жреческие, воинские, земледельческие и т.п.

В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, обязанности четко прописаны и закреплены в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - «тягло» в виде податей и трудовых повинностей. Примером развитых сословных систем являются феодальные общества. Сословие – это юридическое, а не этническое, религиозное или экономическое деление. Принадлежность к сословию также передается по наследству. Это способствует относительной закрытости данной системы.

В этакратической системе (франц. и греч. - государственная власть) дифференциация между группами происходит по их положению во властно-государственных сферах. Распределение ресурсов, престиж связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях: политической, военной, хозяйственной. Иерархии могут закрепляться юридически: чиновничьи табели о рангах, военные уставы. Формальная свобода членов общества, отсутствие наследования властных позиций отличает этакратическую систему от сословий (в древности – это Китай, Индия, Египет и др.).

Социально-профессиональная система делит группы по содержанию и условиям труда. Особую роль выполняют классификационные требования: обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Поддержание порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.п.). Со­циально-профессиональное деление является одной из базовых стра­тификационных систем. Оно есть в любом обществе с развитым раз­делением труда. В современной индустрии есть разрядная сетка, система аттестатов и дипломов об образовании, на­учные степени и звания, открывающие дорогу к более престижным рабочим местам.

Классы - это социальные группы сво­бодных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между ними заключаются в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. При­надлежность к классам (буржуа, пролетарии и т.п.) не рег­ламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству, не имеет формальных перегородок. В XXI в. наибольших высот классовая система достигла в США, в Германии, Англии и др. странах.

В культурно-символическом типе дифференциация возни­кает из различий доступа к социально значимой информации, возможностей получать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем научного или религиозного знания. В древности эта роль отводилась жрецам, в Средневе­ковье - служителям церкви, в наше время - уче­ным, технократам, журналистам, идеологам. Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. Более высо­кое положение занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями других членов общества.

Нормативная система основана на неравенстве между статусами и включает в себя такие критерии, как доход, богатство, престиж. Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы могут накапливаться и превращаться в богатства. Богатство - накопленные доходы в виде наличных или овеществленных денег: движимое (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимое (дом, произведения искусства, сокровища) имущество. Разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Зажиточные слои имеют явные и скрытые преимущества: лучшее образование, медицину, они дольше живут, имеют доступ к власти и привилегиям. Престиж имеет социально-психологическую окраску и может иметь разное содержание в конкретных социально-исторических условиях (профессия, место в социальной иерархии) и чаще всего связан с материальным стимулированием и социальными привилегиями.

 

§ 2. Классовая структура общества.

Основные признаки и типология социальных классов. Существуют такие единицы анализа социальной стратификации, как «класс», «социальный слой», «социальная группа», обозначающие социальные общности. Социальный класс – самая крупная единица анали­за в теории социальной стратификации. В.И.Ленин дал научную формулировку классов: «Классами называются большие груп­пы людей, различающиеся по их месту в исторически определен­ной системе общественного производства, по их отношению (боль­шей частью закрепленному и оформленному в законах) к средст­вам производства, по их роли в общественной организации труда, и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

В XX в. были сделаны попытки привести понятие социального класса в соответствие с реалиями капиталистического общества. М.Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три главных фактора, лежащих в основе иерархий. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии; а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Вебер выделял: 1) рабочий класс, лишенный собственности; 2) мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев; 3) лишенные собственности «белые воротнички»: технические специалисты и интеллигенция; 4) администраторы и менеджеры; 5) собственники. Базовым регулятором классовых отношений является собствен­ность - ее наличие или отсутствие, но между полярными класса­ми собственников и рабочих Вебер обнаружил средний класс.

Американский социолог Уорнер в 40-е годы XX в. предложил типологию из 6 классов: верхний-высший, верхний-низший, верхний-средний, средний-средний, нижний-средний, низшие классы. По Р.Дарендорфу, классовая структура производна от струк­туры власти, и категория класса определяется через отношение к власти. Главными признаками выде­ления класса у немарксистских теоретиков служат отношение людей к средствам производства, характер присвоения благ в ус­ловиях рыночных отношений. Выделяют верхний класс (собственники экономических ресурсов), низший класс (промышленные наемные рабочие) и средний класс (специалисты). Во второй половине XX в. средний слой по численности превышал в 2 раза другие классы, внутри него так же просматрива­ется иерархия («белые воротнички», «синие воротнички», представители свободных профессий).

Важнейшие признаки слоя. Понятие класса - достаточно крупная аналити­ческая единица, поэтому аналитики выделили более конкретную едини­цу анализа социальной структуры – понятие «страта» (лат. слой). Страта вклю­чает в себя множество людей с каким-то общим статусным при­знаком, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. В качестве общего признака, объединяющего людей в страты, могут выступать производственные, экономические, политические, социально-демографические, культурные и др. признаки. Люди, принадлежащие к раз­ным классам, могут оказаться в одной страте по признаку образования или должности. Если класс формирует вертикальное деление общества, то страту выде­ляют по горизонтальному признаку.

Существуют признаки, которые позволяют дифферен­цировать страты: 1) экономическое положение людей (наличие частной собственности, виды и величина доходов, уровень материального благосостояния) - выделяются слои богатые, среднеобеспеченные и бедные; 2) разделение труда (сфера прило­жения, виды и характер труда, образование) - выделяют­ся работники тяжелой промышленности, сферы обслуживания; лица со средним специальным образованием и др.; 3) объем властных полномочий (производственные отношения и организация труда) - выделяются рядовые работники, менеджеры, руководители высшего звена управления и др.; 4) социальный престиж, авторитет, влияние (роли, должнос­ти) – выделяются неформальные лидеры, элитные груп­пы, деятели культуры и др.

Существует ряд признаков, которые могут выступать в скрытой форме: 1) поло-возрастные характеристики; 2) этно-национальные качества; 3) религиозная принадлежность; 4) культурно-мировоззренческие позиции; 5) семейные отношения, родственные и служебные связи; 6) место проживания. Есть ряд особых качеств: маргинальное положение (безработные, инвалиды, пенсионеры), противоправное поведение (контингент исправительных учрежде­ний, представители уголовного мира, коррумпированные лица и др.). Эти слои не в состоянии до­биться высокого ранга в обществе, и общество частично компенсирует это системой пособий нетрудоспособным гражданам. Если они в своем поведении игнорируют обще­принятые нормы поведения, то общество вырабатывает систему ограничений и наказаний.

Социальный статус индивида. Статус социальный (позиция) - структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие соци­альные связи между субъектами общественных отношений. Эти от­ношения, упорядоченные в рамках социальной организации, груп­пируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную скоординированную систему. Общество не только создает социальный статус, но и обеспечива­ет социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Содержание любого статуса определяют функции, которые вы­полняет индивид на определенном рабочем месте. Различны­ми аспектами статуса выступают доход, власть, престиж и образо­вание. Они определяют социально-экономический статус, по­ложение и место человека в обществе, т.е. статус высту­пает обобщающим показателем стратификации.

Социальные статусы, как правило, образуют две большие группы: экономическую и профессиональную. К экономическим статусам относятся: собственники (буржуа, банкир, землевладелец и т.д.) и наемные работники (токарь, шофер, инженер и т.д.). Права и обязанности этих субъектов определяются отношением к собст­венности, к произведенному продукту. К профессиональным статусам относятся все профессии и все специальности. В современном российском обществе насчиты­вается около 40 тыс. профессий и специальностей.

Существуют статусы: политические (госслужащие, функционеры партий, общественных движений и т.д.); религиозные (православные, католики, буддисты, мусульма­не, церковные иерархи). Политических статусов несколько сотен, религиозных - более 300. Существуют территориальные статусы. Таким образом, статусный набор индивида весьма широк. Статусный набор - это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду: гражданин может быть человеком средних лет, мужчиной (женщиной), ученым, членом партии, верующим, избирателем, мужем (женой), отцом (матерью) детей, братом, сестрой и т.д. Статусный набор человека неповторим.

Итак, статусы могут быть: 1) социально-демографические (половые – мужчина, женщина; возрастные - ребенок, взрослый, старик; расовые - белый, черный, желтый, красный; по здоровью - здоровый, больной, инвалид; брачно-семейно-родственные – муж, жена, их родственники), всего этих статусов около 250; 2) социальные: экономические (буржуа, пролетарий, банкир), доходы этого индивида не зависят от образования; политические (принадлежность к государственной власти или политическим партиям, движениям), этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти; профессиональные (специальное образование); статусы в духовной сфере, сфере культуры (наука, образование, искусство, религия); территориальные (жители города и деревни, мигранты); эпизодические (пассажир).

Личный статус - это положение человека в неформальной группе, кругу друзей, в семье и т.д. А позиция в обще­стве - это совокупность социальных статусов, которую человек при­обретает вследствие активного участия в общественной жизни, его место в социальной структуре общества. Индивид, как правило, обладает множеством статусов (функций, ролей). Тот или иной статус может доминировать (член бригады, семьи и т.д.). В течение жизни люди утрачивают одни и приобретают другие статусы: школьник, студент, специалист. Статус выступает частью социальной структуры, занимая исторически большой промежуток времени, а занимающие его субъекты сменяют друг друга. В течение жизни одни статусы у индивида остаются постоянными (пол, раса, национальность), другие (возраст, здоровье, образование) изменяются. Общество, научно-технический прогресс значитель­но корректируют социальные статусы, вмешиваясь даже в сферу ге­нофонда: клонирование, изменение пола людей, цвета кожи.

Социальная мобильность.

Формы и показатели мобильности. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются перемещения индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой.

В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: 1) проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; 2) создание индивидами новой группы и проникновение ее в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне этих групп или в разрушении ее социального единства.

П.А.Сорокин разграничивал интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев: экономических, профессиональных или политиче­ских, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Под всеобщностью вертикальной мобильности ученый подразу­мевал число индивидов, изменивших свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Он полагал, что, соединив интенсивность и относи­тельную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокуп­ный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества.

П.А.Сорокин начинает с изучения крайних случаев вертикальной мобильности, когда социальная мобильность равна нулю (нет переходов из слоя в слой), либо бесконечно велика (переход из слоя в слой совер­шенно свободен). П.А.Сорокин утверждал, что не существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех ос­новных ипостасях: экономической, политической и профессиональ­ной. Так же никогда не существовало общества, в котором вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной. Ключевое положение в теории Сорокина заключается в том, что внутри обществ функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься вверх, оставляя других внизу.

Интенсивность и всеобщ­ность вертикальной мобильности: экономической, политической и профессиональной - колеблются в рамках одного и того же общест­ва в разные периоды его истории. В качестве примера интенсивной вертикальной мобиль­ности Сорокин приводит период русской революции 1917 г., когда почти вся аристократия и буржуазии была низ­вергнута на низшую ступень, а большинст­во людей под­нялись на вершину политической, экономической и профессиональ­ной «аристократии». В истории России были аналогичные периоды: правление Ивана Гроз­ного и междуцарствие; царствование Петра Великого. Сорокин утверждал, что уничтожение юридических и религиозных препятствий не приведет к усилению мобильности. Когда один вид препятствий уничтожается, устанавливается другой.

Механизмы социальной мобильности. Для осуществления вертикальной социальной мобильности должны существовать некие «лестницы», «лифты» или «пути», по которым индивидам позволительно перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой. Все эти перемещения осуществляются посредством каналов социальной циркуляции, роль которых выполняют различные социальные инсти­туты. Рассмотрим важнейшие социальные институты, служащие каналом социальной циркуляции: ар­мия, церковь, школа, политические организации и т.д.

Армия как канал социальной циркуляции играет особенно важ­ную роль в военное время, т.е. в периоды межгосударственных и гра­жданских войн. Стратегический талант, мужество солдат независимо от их социального положения особенно высоко ценятся в такие пе­риоды. Крупные потери среди командного состава приводят к запол­нению вакансий людьми более низких чинов. В ходе войны эти люди, продвигаются в звании, прежде всего при наличии таланта. Полу­ченная таким образом власть используется для дальнейшего продви­жения по службе.

Вторым основным каналом вертикальной циркуляции является церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. Так, после легализации христианства церковь начинает выполнять функцию той лестницы, по которой стали подниматься рабы и крепостные, иногда до самых высших и наиболее влиятельных позиций. Будучи каналом для восходящего движения, церковь была одно­временно и средством для движения нисходящего: это тысячи еретиков, язычников, врагов церкви, преступников, разоренных или уничтоженных. Так же среди «разжалованных» было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Институты образования во все века были средствами вертикальной социальной циркуляции; школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. В современном западном обществе, не имея образования, фактически и даже юридически нельзя достичь заметного поло­жения на государственной службе и во многих других областях. И наоборот, выпускник с университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи. Многие соци­альные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома. Труд выпускников высших учебных заведений оплачивается выше.

Политические организации, начиная с правительства и кончая политическими партиями, также играют роль «лифта» в вертикальной циркуляции. Человек, поступивший на должность с самого нижнего ранга, поднимается при помощи этого «лифта», поскольку во многих странах существует автоматическое продвижение лиц по служебной лестнице с течением времени. Многие из профессиональных организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении: это профсоюзные, научные, лите­ратурные, творческие организации. Поскольку вход в них относительно свободен для всех, кто имеет соответствующие способности, то продвижение внутри таких институтов сопровождается об­щим продвижением по социальной лестнице.

Особо П.А.Сорокин отмечает печать как важный канал вертикальной циркуляции. В настоящее время роль прессы в мире значительно увеличилась. Прямо или косвенно печать выполняет громадную роль «соци­ального лифта». «Известность» - это то, без чего быстрое продвижение чрезвычайно затруднено. Она приносит славу часто на пустом месте, она открывает или губит талант, она может «преобра­зовать» средние способности в гениальные. Поэтому те социальные группы, которые контролируют прессу, играют большую роль в социальной циркуляции, и она представляет собой один из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции.

Семья и брак, особенно с представителем другого социального статуса, обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. В прошлом брак со слугой или членом низшей касты приводил к «социальному падению» одного из партнеров, ранее занимавшей более высокое положение, и соответственно к понижению социального ранга его отпрысков. Во все периоды каждый из рассмотренных выше институтов играл в той или иной степени важную роль для определенного общест­ва и в конкретный момент истории.

Групповая и индивидуальная мобильность. Маргинальность. Существует группо­вая и индивидуальная социальная мобиль­ность. Групповая мобильность вносит в стра­тификационную структуру большие измене­ния и связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответст­вовать сложившейся системе иерархии. К середине XX столетия такой группой стали управляющие, менеджеры крупных предприятий. Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена социально-политических и экономических кризисов. В таком случае может произой­ти почти полное обновление структуры общества. Период смены политической и экономической элиты в настоящее время переживает Россия. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции как класс, претендующий на право занимать верхние этажи социаль­ной лестницы.

В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер с помощью социальных институтов, кото­рые помогают индивиду переходить в другие экономические, политические и про­фессиональные группы. Часто индивиду необходимо адаптироваться к социокультурным требованиям нового слоя, пересмот­реть систему ценностей, что достаточно болезненно. Аналогичные проблемы возможны и при движении вниз. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинальная личность - это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности и оказавшийся неспо­собным адаптироваться к новой социокультурной среде

 

КОНТОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.011 с.)