Культура в системе социальных отношений, ее структура и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура в системе социальных отношений, ее структура и функции



Культура - это формы общения и отношения людей в повседневной практике. Культура предполагает определенный, характерный для данного общества уровень знаний, а значит, и процесс овладения знаниями, умениями, навыками, нормами и ценностями общества. культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творческого процесса и свободы. Именно культура отличает человека от первобытного существа.

Культура, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальная культура. Более непосредственна и более прямо обусловлена качествами и свойствами объектов, той разновидности форм вещества, энергии и информации, которые использовались человеком в качестве исходных материалов или сырья для создания материальных предметов, материальных продуктов, материальной среды существования человека.

Материальная культура включает себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материя трансформированы так, что объект превращен в вещь, т.е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребностям человека.

Духовная культура. Изучается сравнительно давно. Можно сказать, что с самого начала человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества.

Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует. Функции культуры:- Основная (человекотворческая)- человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.- Информационная- обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная- Познавательная функция - Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. - Коммуникативная функция - коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.- Знаковая - знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.- Ценностная- культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.- Потребительская - функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта

22. Общая характеристика субкультуры и контркультуры. Субкультура-специфическое образование, отражающее культурную неоднородность общества и фиксирующее устойчивое или временное отличие ценностных ориентаций, социальных и культурных устремлений конкретной группы людей от господствующей в обществе культуры. В послевоенный период на Западе, а затем и в России получили распространение различные молодежные субкультуры, характеризующие специфические настроения и стремления молодежи к самовыражению в культурных формах — внешний вид и одежда, поведение, формы общения и т. д., - отличных от общепринятых. При этом существование конкретных молодежных субкультур в большинстве случаев было недолговечным. Мода на них менялась.

Субкультура, отличаясь от нормативной культуры данного общества, вовсе не претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить. Контркультурным было, например, молодежное движение 60-х годов XX века, носившее антибуржуазный характер, выступавшее против политических элит.

Различие субкультуры и контркультуры не всегда можно установить с достаточной определенностью. Некоторые субкультуры враждебны принятой культуре общества, но не выходят за пределы определенной среды. Так, криминальный мир имеет свою субкультуру — ценности, нормы, язык, даже примитивную художественную культуру (блатные песни). Она чужда и враждебна нормативной культуре общества, оставаясь культурой асоциальных групп. С другой стороны, наблюдается стремление использовать понятие контркультуры для описания процессов возникновения инноваций в системе ценностей, зарождения новых культурных феноменов.

Социальная дифференциация общества и ее формы

Социальная дифференциацияэто процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда. Еще на заре своей истории люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом члены общества должны быть распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.
Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, они необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к другу. Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого – они просто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими словами, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

Социальная стратификация общества

Касты

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы – и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.Примером явл. Индия.

Кланы

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников – кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.
Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Классы. Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Рабство

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степеньюнеравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

 

25. Социально-классовая структура индустриального общества и ее эволюция

Социально - классовая структура определяется на основе экономических признаков и их отражении в остальных сферах общественной жизни (политической, социальной, духовной). При определении социально-классовой структуры в период существования СССР в ней выделялосьдва дружественных класса - промышленные (рабочий класс) и сельскохозяйственные рабочие (крестьянство); слои - интеллигенция, служащие, военнослужащие, духовенство и т.п.; деклассированные элементы - бомжи, и т.д. если есть рабочий и, тем более наемный рабочий, то должен быть и работодатель.

В существовавшем социалистическом способе производства все средства производства были национализированы, то есть практически вся собственность находилась в руках государства. Управление государственной собственностью на средства производства осуществляли так называемые представители партии и правительства на местах, распределяя совокупный общественный продукт между социальными общностями, группами, личностями. Иллюзия реального управления развитием общества всеми его членами создавалась под давлением идеологических установок коммунистической партии при помощи партийных и других видов собраний в системе всеобщего избирательного права только тех кандидатов для осуществления реального управления, которые одобрены партией. Государство практически отождествлялось с понятием советского общества.

должна была быть личность, обладающая какой-то личной, частной собственностью, которая сводилась в основном к владению только личными предметами потребления. Действие объективных законов существования, функционирования и развития общества невозможно отменить. По этому в обществе реально существовала объективная предпосылка в функционировании и развитии личности, которая выражалась в тенденции формирования частной собственности на средства производства, которая сдерживалась силовыми методами со стороны государства, отменяясь декретами, юридическими нормами и законами, постановлениями партии и правительства. В сущности проводимых периодических “чисток”, репрессий на различных уровнях общественной иерархии можно увидеть и реализацию цели - не допустить перераспределение собственности и формирования частной собственности на средства производства. Все это проводилось от имени народа. Реальное изучение объективной социальной реальности не проводилось, социология как наука была официально запрещена, исторический материализм, как составная часть марксистско-ленинской стал апологетом (защитником) существовавшего общественно-политического строя, превратился из научной идеологии в политическую. Родилась “научно обоснованная” социально-классовая структура общества, основанная на субъективных установках, на выдавании желаемого за действительное.

основные фазы ее функционирования - производство, обмен, распределение и потребление. Все живущие люди участвуют в процессе потребления, но не все люди профессионально занимаются процессом материального производства благ, в процессах обмена и распределения в современном российском обществе. существуют общности людей, которые обеспечивают функционирование конкретного способа производства, обмена и распределения (служащие и работники здравоохранения, педагоги, ученые, военнослужащие, милиция и т.д.), а так же изолированные и отстраненные от участия в этих процессах (заключенные, безработные, психически больные и т.п.). Социально - классовая структура охватывает, в первую очередь, работоспособное (трудоспособное) население, то есть занятое в общественном производстве, или которое по общественным нормам должно быть занято.

 

26.соц-Профессиональная структура индустриального общества гораздо сложнее, чем в обществах традиционных. В жизни индустриального общества огромную роль играет наука. Темп изменения и обновления в индустриальном обществе неизмеримо выше. Рост научного знания и усложнение профессиональной деятельности вызвали широкое распространение образования в индустриальных обществах. В индустриальном обществе социальное положение человека определяется собственными усилиями и в очень малой степени зависит от его происхождения. Человек в традиционном обществе проводил свою жизнь там, где он родился (за исключением торговцев). Для индивида индустриального общества смена места жительства становится нормой. В индустриальном обществе государство контролирует фактически все сферы жизни общества. Индустриальное общество представляет собой единое целое благодаря сложному разделению труда, а также развитой системе транспорта и связи. В конце XX в. развитые индустриальные общества подошли к новому рубежу в своем развитии. Развитие индустриальной цивилизации вовлекало в свою орбиту все новые и новые традиционные общества. Для многих из них переход от традиционализма к индустриализму стал «устойчивым состоянием». Общества, переживающие этот переход, можно назвать «модернизирующимися» или «переходными». Для них характерно противоречивое сочетание традиционных и индустриальных черт. Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность.индустриализация и механизация производств, переход от ручного труда к машинному.

27.Социально-демографическая структура индустриального общества и ее эволюция. характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.Для "индустриального общества" характерно падение смертности, нарастающее падение рождаемости и соответствующее падение естественного прироста, приближающегося к нулю, "постарение" возрастной структуры с резким уменьшением доли детей и со столь же резким возрастанием доли престарелых, существенный рост средней продолжительности жизни (до 70 лет и выше). В индустриальном обществе" доля расходов на питание неуклонно снижается, за ее счет растут расходы на одежду, а особенно на жилище, транспорт, культуру. повышались уровень и качество жизни населения; развивались культура, образование, наука.Перемещение населения в города - урбанизация,увеличение продолжительности жизни.значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения.Сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

28. Семья как социальный институт и малая социальная группа семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.

Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи -- важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике. Семья как малая группа Малая группа -- это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Перечислим основные признаки малой группы:· общие цели и общая для всех членов группы деятельность;· личный контакт между членами группы;· определенный эмоциональный климат внутри группы;· особые групповые нормы и ценности;· физический и моральный образец члена группы;· ролевая иерархия между членами группы;· относительная независимость (автономность) этой группы от других;· принципы приема в группу;· сплоченность группы;· социально-психологический контроль поведения членов группы;· особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы,

 

29. Урбанизация индустриального общества и ее социальные последствия Урбанизация -исторически неизбежный этап расселения Урбанизация среды обитания человека. Ее признаки — и мегаполисы концентрация производства и населения, социально-территориальные различия го­рода и деревни, наращивание искусственной сферы. Указанные признаки являются общими для всех формации. Они отражают воздействие общественного производства на территориальную организацию общества. Развитие производительных сил и производственных отношений оказывает большое влияние на формы и эволюцию урбанизации общества. Процесс урбанизации будет продолжаться еще длительное время. Но в наше время он претерпевает существенные изменения, его темпы постепенно снижаются. Сейчас они гораздо ниже чем до 70-х годов. Для этого времени было характерно перемещение огромных масс населения из деревни в город, их высокая концентрация в крупных и крупнейших городских поселениях, где образовался целый маргинальный слой так называемых лимитчиков. В итоге деревня обезлюдела, а малые города оказали вне главного направления урбанизации.

Крупнейшие города продолжают расти. Прогноз число городов-миллионеров увеличится до 30.Это обусловлено принципиальными техническими сдвигами и структурной перестройке и экономики. Переход к новым технологиям приводит к превращению городов-миллионеров в мегаполисы. В них выгоднее организовывать производство, торговлю, создавать научные-культурные, образовательные комплексы и т.п. В них выше общественная производительность труда. Мегаполисы будут расти и развиваться до тех пор и до того предела, который окажется обусловлен опять-таки общественной производительностью труда.

Пока же рост городов требует установления жестких ограничений на выброс газов, твердых частиц, стоков промышлен­ных и коммунальных отходов и т.п. Жизнь в мегаполисах необратимо изменяет человека, его; восприятие природы и его психику. Это может оказаться опасным для будущего человечества. Условия жизни в крупных городах во многом противоречат генетической приспособляемо­го человека. На заре антропогенеза люди существовали либо (большими семьями, либо небольшими общинами: каждый был на виду. Они жили в условиях не конкуренции, а взаимопомо­щи.

Все это создало определенный психологический стереотип и тот психический настрой, который служил источником пси­хического здоровья, развивал чувство единения людей с природой. Такой образ жизни сохранялся не менее двух миллионов лет. Теперь огромные массы людей живут вдали от природы, в квартирах. Ин­дивид борется с городской реальностью, так как она порождает то, что человеку биологически не свойственно. Пьянство, нар­комания, хулиганство и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.021 с.)