Социологическая концепция О. Конта.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическая концепция О. Конта.



Социологическая концепция О. Конта.

1/конт-позитивизм( Позитивистская социология основной задачей своей дисциплины считала то, чтобы аналитическим и эмпирическим путем, опираясь на факты, исследовать явления, происходящие в жизни общества. Только в таком случае она могла претендовать на звание «позитивной», что означало способность успешно и положительно решать различные проблемы, существующие в жизни социума.), лестница наук ( Эта «лестница» отражает:

· переход от простых и общих явлений к сложным и частным;

· усложнение основных форм движения материи;

· историческую последовательность развития наук.)

,структура социологии(соц статика и соц динамика)( Социальная статика -это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование.) ,Эволюция(стадии интеллектуального развития общ-ва(теологическое(военное общ-во)-метафизическая-позитивная(промышленное общ-во)

 

Социологическая концепция Г.Спенсера.

организм(общ-во соц организм), система органов(ф-ции общ-ва):производственная,регулятивная,распредеительная, система образуется институтами :домашнее,обрядовые,церковные,политическое, промышленное,профессиональные. Эволюционизм(детство,дифференциация,зрелость). Объединение(принудительная интеграция,добровольная интеграц). Военное общество-промышлен.общество-разделение труда)

Натуралистическая школа социологии

Натурализм в социологии означает теоретико-методологическую ориентацию этой науки на методы естественных наук. В социологии XIX – начала XX вв. существовали две главные формы натурализма – социал-биологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма и социального дарвинизма.

Представители социал-биологизма стремились понять законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом.

Герберт Спенсер – английский социолог. Спенсер представлял общество в виде организма, где существует определенная система взаимодействия людей. Системный характер общества нельзя свести к действиям отдельного индивида поэтому Спенсер рассматривал элементы общественной системы, составляющие ее структуру. Этим элементам он отводил роли биологического организма: например, земледелие и промышленность выполняют функцию питания, институт торговли – функцию кровообращения, армия – это своеобразный кожный покров и т. д. Эти системы находятся в сложном взаимодействии между собой.

Развитие общества Спенсер видит в борьбе В процессе борьбы происходят интеграция и новая дифференциация социальных институтов, т. е. в недрах самого общества заложено стремление к развитию, эволюции социальной жизни. Спенсер ввел в категориальный аппарат социологии такие термины как «система», «структура», выделил типы обществ и охарактеризовал их, дал оценку социальным институтам.

Учение Г. Спенсера способствовало развитию натуралистических школ в социологии. Представители различных школ пытались описать общество, действующее по принципам физики, механики, биологии. Л. Гумпилович использовал принцип Ч. Дарвина, описывая социальную действительность, а Ж. Гобино пытался представить социальные действия зависимыми от «биологической наследственности». Исследование К. Хаусхофера было направлено на выявление глобальных общественных закономерностей. Главным фактором, влияющим на общественное развитие, он считал окружающую среду. Географическое расположение общества влияет на его судьбу и определяет историческую роль.

Развитие натуралистических школ окончательно отделило религию и социологию, однако отождествление социальных процессов с биологическими и физическими законами препятствовало дальнейшему развитию социологического знания.

Психологическая школа социологии

психологическая школа социологии-— субъективно-идеалистические концепции об-ва, возникшие в конце 19 в. Представители искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов). Основоположником был Л. Уорд. Качественную специфику об-ва Уорд видел в психологичности социальных явлений. Др. крупным представителем П. ш. был фр. социолог Г. Тард считавший осн. законами социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). К П. ш.. примыкает и нем. социолог Зиммель с его пониманием социологии как “психологической микроскопии” взаимоотношений между индивидами. Начало 20 в. знаменуется разложением П. ш., отказом от откровенного, прямолинейного психологизма. Психологические теории об-ва видоизменяются, испытав на себе сильное влияние “социологизма” Дюркгейма, “институционализма” М. Вебера. Совр. психологизм не является особой школой, а представляет собой своеобразный методологический принцип, лежащий в основе почти всей западной социологии. Психологизация общественных явлений в настоящее время в наибольшей степени определяется концепциями социальной психологии (Э. Богардус, Л. Бернард и др.). Широкое распространение получили также фрейдизм и неофрейдизм. Психологизм можно рассматривать как своего рода социальный реформизм, т. к. в основе его лежит ненаучное стремление с помощью психологических средств усовершенствовать существующее об-во.

Формальная школа социологии

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ - популярное в конце 19 - начале 20 вв. в Германии и США социологическое направление, ориентированное на исследование формальных структур взаимодействия в различных по содержанию социальных процессах и сферах общественной жизни. Представители (Зиммель, , Теннис, А. Фиркандт, Г. Беккер) стремились к построению аналитической социологии, преодолению описательного характера ис-торико - эволюционистских концепций. В умеренной версии (Теннис, Зиммель) формальный анализ не противопоставлялся содержательному, а лишь являлся средством для поиска новой аналитической перспективы. По мнению Зиммеля, формальный анализ имеет смысл лишь тогда, когда сопровождается выяснением содержания, дополняющего в различных исторических обстоятельствах «чистые формы социа-ции». Представители Ф.Ш. предложили многочисленные сложные классификации формальных структур взаимодействия: господство, подчинение, соперничество, разделение труда и др. Образцы исследования подобных форм представлены в книге Зиммеля «Социология». Формальный анализ рассматривался им как исследование «грамматики» общественной жизни. Критики «формального метода», понимания социологии как науки о «чистых формах социации», отмечали утопичность просто сведения всего богатства содержания общественной жизни к ее «грамматике». Понимал это и Зиммель, для которого формальная социология была лишь частью его социологической концепции. Однако, более радикальные сторонники «формального метода» (фон Визе и др.) сознательно отказывались от содержательного анализа, разрабатывая многочисленные «каталоги» типов межиндивидуальных взаимодействий, объединяя по формальному признаку совершенно различные по социо-культурному содержанию явления. Проект формальной социологии в своей основе был нереализуем, однако способствовал разработке концептуального аппарата социологии, формальной строгости в определении понятий, оказал существенное влияние на формирование структурно-функционального анализа, символического интеракциониз-ма и других направлений социологической теории.

Американская социология 20в

на первом этапе становления социологии центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Огромную роль в этом процессе сыграла помощь государства и поддержка большинства университетов. В США социология изначально складывалась как университетская наука.

Первый в мире социологический факультет возник в 1892 г. в Чикагском университете. особенностью американской социологии стал ее эмпирический характер.

в США в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований.

Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей к новым социальным условиям. известным из таких исследований стала работа Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». в этой работе были разработаны основные методологические принципы конкретно-социологических исследований.

Другим предметом эмпирических социологических исследований в США были проблемы труда и управления. Главным исследователем в этой области стал Фредерик Уинслоу Тейлор Этот ученый впервые провел комплексное исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда. сделал вывод о невыгодности различных производственных и организационных новаций самих по себе, так как они упираются в так называемый «человеческий фактор».

В работах Тейлора впервые получил разработку термин «рестрикционизм». Рестрикционизм – это сознательное ограничение рабочими выработки, в основе которого лежит механизм группового давления. На основе всех полученных данных Тейлор разработал множество практических рекомендаций для оптимизации процесса производства.

Э. Мэйо. Под его руководством были проведены Хоторнские эксперименты. было установлено, что главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. социологами была разработана доктрина «человеческих отношений». В рамках этой доктрины были сформулированы принципы:

1) человек – социальное существо, ориентированное на окружающих и включенное в контекст группового взаимодействия;

2) жесткая иерархия и бюрократическая организация противоестественны природе человека;

3) для повышения производительности труда необходима прежде всего ориентация на удовлетворение потребностей людей;

4) индивидуальное вознаграждение должно быть подкреплено благоприятными моральными стимулами.

Самой известной социологической школой стала чикагская школа, Албион Смолл. Другим «отцом» американской социологии стал Уильям Грэм Самнер.

Эти исследователи первыми утвердили либерализм в качестве основной доктрины социологической школы. Значительное внимание Смолл и Самнер уделяли исследованию обычаев, традиций и нравов народов. До сих пор сохранили свое значение идеи Самнера о механизмах формирования обычаев, их роли в развитии общества и укреплении связи между поколениями; разработке понятий «мы – группа» и «они – группа», «этноцентризм» как основ межгруппового взаимодействия.

Лидерами второго поколения чикагской школы были Парк и Берджесс. Главной темой исследования этих ученых стали проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации. введен новый термин «социальная дистанция».

Социальная дистанция– это показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп. Другим достижением этих исследований стала разработка концепции маргинальности.

американской социологии связь с социальной психологией. американцы делали акцент на поведении и действии. Их привлекало то, что проявляется в открытом поведении. Так появился бихевиоризмподчинивший себе в первой половине все социальные науки.

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований.

создана концепция потребностей Абрахама Маслоу. Ученый разделил все человеческие потребности на базисные (в пище, воспроизводстве, безопасности, одежде, жилище и т. д.) ипроизводные(в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).

 

Европейская социология 20 в

Европейская социология развивалась в тесной связи с социальной философией.в Европе социологи старались создать универсальные теории, отражающие все аспекты общественной жизни, и использовали для этого общефилософские методы познания.европейской социологии, которая в основном развивалась на инициативной основе

Термин "социология", принадлежит О. Конту. Он выдвинул идею социальной физики - По мнению Огюста Конта, социальная физика не сводит явления общественной жизни к физическим.

социология основывается на законах биологии, без них невозможна, но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное. Сложившаяся к эпохе Просвещения система наук представляет собой исторический процесс развития науки от простого к сложному.Каждая последующая ступенька - наука более высокого порядка, но подразумевает предыдущую как необходимую предпосылку.

О. Конт понятие "система", выделил три стадии исторического развития:

теологическое состояние (древность и раннее Средневековье);

метафизическое состояние (период XIV-XVIII вв.);

позитивное состояние - наступающая эпоха.

теологическое состояние умов приводит к формированию военно-авторитарных режимов, Свое логическое завершение теологическая стадия общественного развития достигает в католическом, феодальном режиме.

О. Конт объяснял механизмы индивидуального и коллективного поведения инстинктивными импульсами, которые образуют чувства. Кроме них Конт упоминал военный инстинкт человека, а также производительный, изобретательский и т.п.

По мере развития интеллекта пробуждается критицизм, подрывающий религиозные убеждения. В средневековом, феодальном, жестко регламентированном обществе социология не могла возникнуть.

Вместе с падением веры начинается распад социальных связей, происходят революционные кризисы.Это период промышленной революции в Западной Европе, население которой О. Конт считал элитой человечества.

По мнению О. Конта, социология должна противостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии.

научный прорыв Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Г. Гегеля для анализа исторического развития.

На основе рассмотрения различных способов производства он создал учение об общественно-экономических формациях, которое стало методологией марксистской социологии.

К числу известных социологов данного этапа можно отнести:

Георга Зиммеля - создателя формальной социологии;

Джоржа Георга Мида - одного из основоположников прагматизма в социологии;

Зигмунда Фрейда - создателя психоанализа, принципы которого широко использовались в социологии. Речь идет о гипотезе, в человеческой жизни доминируют бессознательные импульсы.Проблема разрешения импульсов имеет, по З. Фрейду, решающее значение в индивидуальном развитии человека, но и в историческом процессе. З. Фрейд рассматривает возникновение государства, религии, морали, этических норм, санкций и т. п. Его представления об обществе "вождь-элита-массы" дали авторитарную схему общественной организации. З. Фрейд полагал, что массы ищут вождя или поклоняются ему, жаждут отказа от самостоятельности. Среди социообразующих факторов - принуждение.

Одним из российских представителей этого периода можно назвать Николая Бердяева - русского религиозного философа и социолога, представителя персонализма.

Создание методологии социального познания во многом связывается с именем Макса Вебера. Основная его работа - "Протестантская этика и дух капитализма". именно протестантизм возвысил обыденную трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей. Это новый тип человеческой цивилизации, в основе которой лежат напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа, праведно накопленный капитал и достаточно аскетический быт.

Макс Вебер полагал, что западноевропейский капитал - явление в истории уникальное, ибо не могут повториться протестантизм с его трудовой этикой, индивидуальные свободы, необычная экономическая структура, независимые университеты, наличие сильного денежного класса. Все это было в Западной Европе. Макс Вебер считал, что Россия не могла реализовать идеи такого капитализма. Причины он видел в неразвитости средних городских слоев, господстве традиционной общины и соответствующей идеологии.По мнению М. Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные элементы, которые приведут к революции, укрепят власть бюрократии. Наиболее значимый вклад в развитие европейской социологии внесли Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.Эмиль Дюркгейм заложил основу структурно-функционального подхода к пониманию общества как социального организма. Наиболее важным положением теории Дюркгейма можно считать его определение предмета и метода социологии, согласно которым предметом социологии являются социальные факты, которые необходимо рассматривать как объективную реальность, и изучать посредством анализа причин их возникновения в обществе, сопоставлением одних социальных фактов с другими (методом сравнительного анализа).

Макс Вебер В соответствии с его концепцией социология – это наука о социальном поведении отдельных индивидов. Понять мотивы их поведения – значит понять суть происходящих в обществе процессов. Поэтому социологию Вебера называют «понимающей».

Социальный институт

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные).Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину.Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

2) социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля – органы власти);

4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

 

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.

Дисфункция социального института – нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой (общество).

Дисфункции:

1) персонализация социального института (меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц);

2) существования “теневой экономики”.

Типология общества

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Отличительные черты постиндустриального общества:

переход от производства товаров к экономике услуг;

возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Касты

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы – и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.Примером явл. Индия.

Кланы

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников – кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.
Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Классы. Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Рабство

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степеньюнеравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

 

25. Социально-классовая структура индустриального общества и ее эволюция

Социально - классовая структура определяется на основе экономических признаков и их отражении в остальных сферах общественной жизни (политической, социальной, духовной). При определении социально-классовой структуры в период существования СССР в ней выделялосьдва дружественных класса - промышленные (рабочий класс) и сельскохозяйственные рабочие (крестьянство); слои - интеллигенция, служащие, военнослужащие, духовенство и т.п.; деклассированные элементы - бомжи, и т.д. если есть рабочий и, тем более наемный рабочий, то должен быть и работодатель.

В существовавшем социалистическом способе производства все средства производства были национализированы, то есть практически вся собственность находилась в руках государства. Управление государственной собственностью на средства производства осуществляли так называемые представители партии и правительства на местах, распределяя совокупный общественный продукт между социальными общностями, группами, личностями. Иллюзия реального управления развитием общества всеми его членами создавалась под давлением идеологических установок коммунистической партии при помощи партийных и других видов собраний в системе всеобщего избирательного права только тех кандидатов для осуществления реального управления, которые одобрены партией. Государство практически отождествлялось с понятием советского общества.

должна была быть личность, обладающая какой-то личной, частной собственностью, которая сводилась в основном к владению только личными предметами потребления. Действие объективных законов существования, функционирования и развития общества невозможно отменить. По этому в обществе реально существовала объективная предпосылка в функционировании и развитии личности, которая выражалась в тенденции формирования частной собственности на средства производства, которая сдерживалась силовыми методами со стороны государства, отменяясь декретами, юридическими нормами и законами, постановлениями партии и правительства. В сущности проводимых периодических “чисток”, репрессий на различных уровнях общественной иерархии можно увидеть и реализацию цели - не допустить перераспределение собственности и формирования частной собственности на средства производства. Все это проводилось от имени народа. Реальное изучение объективной социальной реальности не проводилось, социология как наука была официально запрещена , исторический материализм, как составная часть марксистско-ленинской стал апологетом (защитником) существовавшего общественно-политического строя, превратился из научной идеологии в политическую. Родилась “научно обоснованная” социально-классовая структура общества, основанная на субъективных установках, на выдавании желаемого за действительное.

основные фазы ее функционирования - производство, обмен, распределение и потребление. Все живущие люди участвуют в процессе потребления, но не все люди профессионально занимаются процессом материального производства благ, в процессах обмена и распределения в современном российском обществе. существуют общности людей, которые обеспечивают функционирование конкретного способа производства, обмена и распределения (служащие и работники здравоохранения, педагоги, ученые, военнослужащие, милиция и т.д.), а так же изолированные и отстраненные от участия в этих процессах (заключенные, безработные, психически больные и т.п.).Социально - классовая структура охватывает, в первую очередь, работоспособное (трудоспособное) население, то есть занятое в общественном производстве, или которое по общественным нормам должно быть занято.

 

26.соц-Профессиональная структура индустриального общества гораздо сложнее, чем в обществах традиционных. В жизни индустриального общества огромную роль играет наука. Темп изменения и обновления в индустриальном обществе неизмеримо выше. Рост научного знания и усложнение профессиональной деятельности вызвали широкое распространение образования в индустриальных обществах. В индустриальном обществе социальное положение человека определяется собственными усилиями и в очень малой степени зависит от его происхождения. Человек в традиционном обществе проводил свою жизнь там, где он родился (за исключением торговцев). Для индивида индустриального общества смена места жительства становится нормой. В индустриальном обществе государство контролирует фактически все сферы жизни общества. Индустриальное общество представляет собой единое целое благодаря сложному разделению труда, а также развитой системе транспорта и связи. В конце XX в. развитые индустриальные общества подошли к новому рубежу в своем развитии. Развитие индустриальной цивилизации вовлекало в свою орбиту все новые и новые традиционные общества. Для многих из них переход от традиционализма к индустриализму стал «устойчивым состоянием». Общества, переживающие этот переход, можно назвать «модернизирующимися» или «переходными». Для них характерно противоречивое сочетание традиционных и индустриальных черт. Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность.индустриализация и механизация производств, переход от ручного труда к машинному.

27.Социально-демографическая структура индустриального общества и ее эволюция. характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.Для "индустриального общества" характерно падение смертности, нарастающее падение рождаемости и соответствующее падение естественного прироста, приближающегося к нулю, "постарение" возрастной структуры с резким уменьшением доли детей и со столь же резким возрастанием доли престарелых, существенный рост средней продолжительности жизни (до 70 лет и выше). В индустриальном обществе" доля расходов на питание неуклонно снижается, за ее счет растут расходы на одежду, а особенно на жилище, транспорт, культуру. повышались уровень и качество жизни населения; развивались культура, образование, наука.Перемещение населения в города - урбанизация,увеличение продолжительности жизни.значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения.Сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

28. Семья как социальный институт и малая социальная группасемья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.

Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.231 (0.015 с.)