Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологическая концепция ВебераСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
вебер.понимающая соц(понимание целей и смысла социального действия.).Идеальный тип (теоретич модель конструкция)(теоретическое социологическое исследование, опирающееся на сравнительный анализ и сопоставление эмпирических фактов социально-исторической деятельности, должно приводить к формированию представлений об идеальном типе социальных явлений — социальных действий, институтов, отношений форм общественной организации, историко-культурных феноменов, экономических отношений и т. п. Идеальный тип представляет собой заведомое упрощение и идеализацию сложности и многообразия социальных явлений, осуществляемое исследователем в целях систематизации данного ему эмпирического материала и дальнейшего его сопоставления и изучения). Цели рациональные:-ценностнорациональные(всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг.),традиционное,аффективные. Господство:-рациональное(легитимное),традиционное,харизматическое. Протестанская этика и дух капитализма(рациональность) Социологическая концепция Маркса Материализм:Надстройка, базис экон-ки. Общественно-экон-ая формация: первобыт.общ-во(рабовладельческое-феодальное(тип аграрного общества, в котором владение землей обусловлено военной или иной службой, в котором имеется иерархия политической власти, основанная на договорных правах и обязанностях, обычно с монархом во главе, а несвободные крестьяне обрабатывают землю как крепостные)-капиталистическое(основано на конкуренции, когда цель каждого - пробить свое место в мире, и доказать другим, что ты востребован)-социалистическое(общественный строй, исключающий эксплуатацию человека человеком и планомерно развивающийся в интересах повышения благосостояния народа и всестороннего развития каждого члена общества.). Способ производства(производственные силы-конфликт-производственные отношения)-революция. 9. Отечественная социология 19 века. Именно в период правления Александра 3 зарождаются основы русской социологии. Н. К. Михайловский обобщил явления психического взаимодействия людей в толпе, исследовал социально-психологические закономерности взаимоотношений лидеров и масс (теория "героя и толпы"), явился одним из создателей субъективной социологии, автором "субъективного метода" в социологии. Данный метод исключает беспристрастность, отстраненность исследователя от объекта социологического анализа, отделение социологии от этики, социолог-наблюдатель не может, по Михайловскому, не ставить себя в положение наблюдаемого. Социальный идеал Михайловского - развитие всесторонней, "разнородной" личности, осуществимое только при преодолении "разнородности" общества, торжество личного начала видится возможным лишь при посредничестве начала общинного. Религиозно-консервативное панславистское течение в русской социологии представлено Н. Я. Данилевским, выдвинувшим в работе "Россия и Европа" теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал "славянский", наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов. На начальном этапе становления социологии в России развивались одновременно два направления - объективная и субъективная школы, принципиальные разногласия и борьба между которыми сохранялись до начала XX в. Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма. Один из виднейших представителей неопозитивизма П. А. Сорокин оказал громадное влияние на развитие всей социологии XX в. Ученик М. М. Ковалевского, основателя русской социологической школы, Сорокин еще до 1922 г. вполне сформировал свою социологическую позицию, отраженную в двухтомной "Системе социологии", изданной в 1920 г. Этот труд явился основой для разработки им в дальнейшем теории социальной стратификации и мобильности. Русская социология конца XIX – начала XX в. не только находилась на уровне мировой науки в целом, но по некоторым направлениям предопределила ее развитие.
Американская социология 20в на первом этапе становления социологии центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Огромную роль в этом процессе сыграла помощь государства и поддержка большинства университетов. В США социология изначально складывалась как университетская наука. Первый в мире социологический факультет возник в 1892 г. в Чикагском университете. особенностью американской социологии стал ее эмпирический характер. в США в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований. Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей к новым социальным условиям. известным из таких исследований стала работа Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». в этой работе были разработаны основные методологические принципы конкретно-социологических исследований. Другим предметом эмпирических социологических исследований в США были проблемы труда и управления. Главным исследователем в этой области стал Фредерик Уинслоу Тейлор Этот ученый впервые провел комплексное исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда. сделал вывод о невыгодности различных производственных и организационных новаций самих по себе, так как они упираются в так называемый «человеческий фактор». В работах Тейлора впервые получил разработку термин «рестрикционизм». Рестрикционизм – это сознательное ограничение рабочими выработки, в основе которого лежит механизм группового давления. На основе всех полученных данных Тейлор разработал множество практических рекомендаций для оптимизации процесса производства. Э. Мэйо. Под его руководством были проведены Хоторнские эксперименты. было установлено, что главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. социологами была разработана доктрина «человеческих отношений». В рамках этой доктрины были сформулированы принципы: 1) человек – социальное существо, ориентированное на окружающих и включенное в контекст группового взаимодействия; 2) жесткая иерархия и бюрократическая организация противоестественны природе человека; 3) для повышения производительности труда необходима прежде всего ориентация на удовлетворение потребностей людей; 4) индивидуальное вознаграждение должно быть подкреплено благоприятными моральными стимулами. Самой известной социологической школой стала чикагская школа, Албион Смолл. Другим «отцом» американской социологии стал Уильям Грэм Самнер. Эти исследователи первыми утвердили либерализм в качестве основной доктрины социологической школы. Значительное внимание Смолл и Самнер уделяли исследованию обычаев, традиций и нравов народов. До сих пор сохранили свое значение идеи Самнера о механизмах формирования обычаев, их роли в развитии общества и укреплении связи между поколениями; разработке понятий «мы – группа» и «они – группа», «этноцентризм» как основ межгруппового взаимодействия. Лидерами второго поколения чикагской школы были Парк и Берджесс. Главной темой исследования этих ученых стали проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации. введен новый термин «социальная дистанция». Социальная дистанция – это показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп. Другим достижением этих исследований стала разработка концепции маргинальности. американской социологии связь с социальной психологией. американцы делали акцент на поведении и действии. Их привлекало то, что проявляется в открытом поведении. Так появился бихевиоризм подчинивший себе в первой половине все социальные науки. Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. создана концепция потребностей Абрахама Маслоу. Ученый разделил все человеческие потребности на базисные (в пище, воспроизводстве, безопасности, одежде, жилище и т. д.) и производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).
Европейская социология 20 в Европейская социология развивалась в тесной связи с социальной философией.в Европе социологи старались создать универсальные теории, отражающие все аспекты общественной жизни, и использовали для этого общефилософские методы познания.европейской социологии, которая в основном развивалась на инициативной основе Термин "социология", принадлежит О. Конту. Он выдвинул идею социальной физики - По мнению Огюста Конта, социальная физика не сводит явления общественной жизни к физическим. социология основывается на законах биологии, без них невозможна, но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное. Сложившаяся к эпохе Просвещения система наук представляет собой исторический процесс развития науки от простого к сложному.Каждая последующая ступенька - наука более высокого порядка, но подразумевает предыдущую как необходимую предпосылку. О. Конт понятие "система", выделил три стадии исторического развития: теологическое состояние (древность и раннее Средневековье); метафизическое состояние (период XIV-XVIII вв.); позитивное состояние - наступающая эпоха. теологическое состояние умов приводит к формированию военно-авторитарных режимов, Свое логическое завершение теологическая стадия общественного развития достигает в католическом, феодальном режиме. О. Конт объяснял механизмы индивидуального и коллективного поведения инстинктивными импульсами, которые образуют чувства. Кроме них Конт упоминал военный инстинкт человека, а также производительный, изобретательский и т.п. По мере развития интеллекта пробуждается критицизм, подрывающий религиозные убеждения. В средневековом, феодальном, жестко регламентированном обществе социология не могла возникнуть. Вместе с падением веры начинается распад социальных связей, происходят революционные кризисы.Это период промышленной революции в Западной Европе, население которой О. Конт считал элитой человечества. По мнению О. Конта, социология должна противостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии. научный прорыв Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Г. Гегеля для анализа исторического развития. На основе рассмотрения различных способов производства он создал учение об общественно-экономических формациях, которое стало методологией марксистской социологии. К числу известных социологов данного этапа можно отнести: Георга Зиммеля - создателя формальной социологии; Джоржа Георга Мида - одного из основоположников прагматизма в социологии; Зигмунда Фрейда - создателя психоанализа, принципы которого широко использовались в социологии. Речь идет о гипотезе, в человеческой жизни доминируют бессознательные импульсы.Проблема разрешения импульсов имеет, по З. Фрейду, решающее значение в индивидуальном развитии человека, но и в историческом процессе. З. Фрейд рассматривает возникновение государства, религии, морали, этических норм, санкций и т. п. Его представления об обществе "вождь-элита-массы" дали авторитарную схему общественной организации. З. Фрейд полагал, что массы ищут вождя или поклоняются ему, жаждут отказа от самостоятельности. Среди социообразующих факторов - принуждение. Одним из российских представителей этого периода можно назвать Николая Бердяева - русского религиозного философа и социолога, представителя персонализма. Создание методологии социального познания во многом связывается с именем Макса Вебера. Основная его работа - "Протестантская этика и дух капитализма". именно протестантизм возвысил обыденную трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей. Это новый тип человеческой цивилизации, в основе которой лежат напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа, праведно накопленный капитал и достаточно аскетический быт. Макс Вебер полагал, что западноевропейский капитал - явление в истории уникальное, ибо не могут повториться протестантизм с его трудовой этикой, индивидуальные свободы, необычная экономическая структура, независимые университеты, наличие сильного денежного класса. Все это было в Западной Европе. Макс Вебер считал, что Россия не могла реализовать идеи такого капитализма. Причины он видел в неразвитости средних городских слоев, господстве традиционной общины и соответствующей идеологии.По мнению М. Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные элементы, которые приведут к революции, укрепят власть бюрократии. Наиболее значимый вклад в развитие европейской социологии внесли Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.Эмиль Дюркгейм заложил основу структурно-функционального подхода к пониманию общества как социального организма. Наиболее важным положением теории Дюркгейма можно считать его определение предмета и метода социологии, согласно которым предметом социологии являются социальные факты, которые необходимо рассматривать как объективную реальность, и изучать посредством анализа причин их возникновения в обществе, сопоставлением одних социальных фактов с другими (методом сравнительного анализа). Макс Вебер В соответствии с его концепцией социология – это наука о социальном поведении отдельных индивидов. Понять мотивы их поведения – значит понять суть происходящих в обществе процессов. Поэтому социологию Вебера называют «понимающей».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.241.87 (0.014 с.) |