Социальная мобильность и миграция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная мобильность и миграция



Понятие “социальная мобильность” ввел в социологию известный русско-американский социолог П. Сорокин.

Под социальной мобильностью понимают совокупность социальных перемещений людей между различными позициями в иерархии социальной стратификации.

Существует два основных вида и два типа социальной мобильности.

К основным видам относят:

· Межпоколенную мобильность, которая предполагает, что дети по отношению к своим родителям занимают более низкую или более высокую статусную позицию.

· Внутрипоколенную мобильность, которая подразумевает, что один индивид на протяжении всей своей жизни несколько раз меняет статусные позиции. У внутрипоколенной мобильности есть второе название - социальная карьера.

К основным типам социальной мобильности относят:

· Вертикальную мобильность, которая подразумевает перемещение из одной страты в другую.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей (движение вверх, пример: повышение в должности) и нисходящей (движение вниз, пример: разжалование). Вертикальная мобильность всегда предполагает изменение статуса индивида.

· Горизонтальную мобильность, которая подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При горизонтальной мобильности не происходит изменение статуса индивида.

Разновидностью горизонтальной мобильности является мобильность географическая.

Географическая мобильность предполагает перемещение индивида или группы из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Она может превратиться в миграцию, если к перемене места жительства индивида добавится перемена статуса.

Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям.

Различают также:

· Индивидуальную мобильность, когда социальные перемещения (вверх,

вниз по горизонтали) происходят у индивида независимо от других.

На индивидуальную мобильность влияют такие факторы как:

ü социальный статус семьи;

ü уровень получения образования;

ü национальность;

ü пол;

ü физические и умственные способности;

ü внешние данные;

ü место жительства;

ü выгодный брак и др.

Именно они являются причинами того, что один человек достигает больших успехов, чем другой. Мобильный индивид начинает социализацию в одном классе, а заканчивает в другом.

· Групповую мобильность - изменение положения социальной группы в системе социальной стратификации.

Причинами групповой мобильности, по мнению П. Сорокина, являются следующие факторы:

· социальные революции;

· военные перевороты;

· смена политических режимов;

· замена старой конституции, новой.

Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. И имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

Между стратами нет непроходимых границ, а существуют различные “лифты”, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз, так считал П.Сорокин.

В качестве каналов социальной циркуляции используются социальные институты.

· Армия как социальный институт функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции в большей степени в военное время.

· Церковь – является как нисходящим, так и восходящим каналом циркуляции.

· Школа, под которой понимаются институты образования и воспитания. Во все века она служила мощным толчком для социального подъема индивидов.

· Собственность, проявляющаяся в виде богатства и денег – именно они одни из самых простых и действенных способов социального продвижения.

· Семья и брак становится каналом вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители различных социальных слоев.

Маргинальность (от французского marginal – побочный, на полях) является особым явлением социальной стратификации. Это понятие описывает положение больших социальных групп людей, занимающих положение «на границах» между стратами.

Маргиналы – это люди, покинувшие одну страту и не адаптировавшиеся к другой. Они находятся на границе двух культур, имеют некоторую идентификацию с каждой из них.

В ХХ веке Парк (основатель чикагской социологической школы США) выдвинул теорию маргиналов и маргинальных групп.

В России к явлению маргинальности впервые обратились в 1987 г. По мнению отечественных социологов, причиной возникновения маргинальных групп является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. В России маргинализация охватывает огромные массы населения. Особая озабоченность вызвана увеличением количества стойких маргинальных социальных групп («бомжи», беженцы, беспризорные и т.д.) Но маргиналами могут быть вполне благополучные люди, не определившиеся в нынешней социальной структуре общества.

Миграция (от лат. migration - переселение) – смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т.д.)

В миграции обычно выделяют четыре вида: эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную.

Важное значение для социального, экономического и демографического развития имеет безвозвратная миграция.

Государство прямо или косвенно воздействует на направление миграций.

Причины миграции могут носить политический, экономический, религиозный и криминальный характер.

Миграция заметно влияет на этнические процессы. В результате миграционного обмена различными этническими совокупностями происходят разнообразные взаимодействия в языке, быте, культуре.

Различают также иммиграцию и эмиграцию.

Миграция – перемещение населения внутри страны.

Эмиграция – выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Иммиграция – въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Задания к разделу 11

1. Приведите примеры

a. Нисходящей групповой мобильности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

b. Восходящей индивидуальной мобильности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

c. Групповой горизонтальной мобильности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приведите примеры закрытых типов обществ в современном мире __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Перечислите доступные для среднего россиянина социальные лифты __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Является ли студент маргиналом? Ответ обоснуйте ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. Социология: учебник / Ю.Г. Волков [и др.]. - М.: Гардарики, 2008.
  2. Социология: учебник /А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2009.

Дополнительная литература

1. Анурин, В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда / В.Ф. Анурин // СОЦИС. - 2006. - № 7. - С. 23-34.

2. Беляева, Л. А. Социальная стратификация и бедность в регионах Рос­сии / Л.А. Беляева // СОЦИС. - 2006. - № 9. - С. 52-63.

3. Горелов, А.А. Социология: учебник / А.А. Горелов. - М.: ЭКСМО,- 495 с.

4. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие / И.Ф. Девятко. - 5-е изд. - М.: Кн. Дом «Университет», 2009. - 295 с.

5. Зборовский, Г.Е. История социологии: учебник для вузов / Г.Е. Збо­ровский. - М.: Гардарики, 2007. - 607 с.

6. Клюев, А.В. Социология: учеб. пособие / А.В. Клюев, В.Г. Лукья­нов, И.С. Урсу; под общ. ред. А.В. Клюева. - СПб.: Изд-во СЗАГС,- 575 с.

7. Мягков, А.Ю. Темпоральные характеристики самоубийств: опыт эмпи­рического изучения / А.Ю. Мягков // СОЦИС. - 2004. - № 3. - С. 83-92.

8. Сидоров, Е. Глобализация и массовая культура: угрозы и надежды для России / Е. Сидоров // Современная Европа. - 2009. - № 1. - С. 5-16.

9. Социология семьи: учебник / под ред. А.И. Антонова. - 2-е изд., пере- раб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 640 с.

10. Тавокин, Е.П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие / Е.П. Тавокин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 238 с.

11. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: учеб. пособие / В. А. Ядов. - 3-е изд. - М.: ОМЕГА-Л, 2007. - 567 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Социология единый каталог электронных ресурсов. – Режим доступа:

http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.73.10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.012 с.)