Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная мобильность и миграция↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие “социальная мобильность” ввел в социологию известный русско-американский социолог П. Сорокин. Под социальной мобильностью понимают совокупность социальных перемещений людей между различными позициями в иерархии социальной стратификации. Существует два основных вида и два типа социальной мобильности. К основным видам относят: · Межпоколенную мобильность, которая предполагает, что дети по отношению к своим родителям занимают более низкую или более высокую статусную позицию. · Внутрипоколенную мобильность, которая подразумевает, что один индивид на протяжении всей своей жизни несколько раз меняет статусные позиции. У внутрипоколенной мобильности есть второе название - социальная карьера. К основным типам социальной мобильности относят: · Вертикальную мобильность, которая подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей (движение вверх, пример: повышение в должности) и нисходящей (движение вниз, пример: разжалование). Вертикальная мобильность всегда предполагает изменение статуса индивида. · Горизонтальную мобильность, которая подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При горизонтальной мобильности не происходит изменение статуса индивида. Разновидностью горизонтальной мобильности является мобильность географическая. Географическая мобильность предполагает перемещение индивида или группы из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Она может превратиться в миграцию, если к перемене места жительства индивида добавится перемена статуса. Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Различают также: · Индивидуальную мобильность, когда социальные перемещения (вверх, вниз по горизонтали) происходят у индивида независимо от других. На индивидуальную мобильность влияют такие факторы как: ü социальный статус семьи; ü уровень получения образования; ü национальность; ü пол; ü физические и умственные способности; ü внешние данные; ü место жительства; ü выгодный брак и др. Именно они являются причинами того, что один человек достигает больших успехов, чем другой. Мобильный индивид начинает социализацию в одном классе, а заканчивает в другом. · Групповую мобильность - изменение положения социальной группы в системе социальной стратификации. Причинами групповой мобильности, по мнению П. Сорокина, являются следующие факторы: · социальные революции; · военные перевороты; · смена политических режимов; · замена старой конституции, новой. Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. И имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации. Между стратами нет непроходимых границ, а существуют различные “лифты”, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз, так считал П.Сорокин. В качестве каналов социальной циркуляции используются социальные институты. · Армия как социальный институт функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции в большей степени в военное время. · Церковь – является как нисходящим, так и восходящим каналом циркуляции. · Школа, под которой понимаются институты образования и воспитания. Во все века она служила мощным толчком для социального подъема индивидов. · Собственность, проявляющаяся в виде богатства и денег – именно они одни из самых простых и действенных способов социального продвижения. · Семья и брак становится каналом вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители различных социальных слоев. Маргинальность (от французского marginal – побочный, на полях) является особым явлением социальной стратификации. Это понятие описывает положение больших социальных групп людей, занимающих положение «на границах» между стратами. Маргиналы – это люди, покинувшие одну страту и не адаптировавшиеся к другой. Они находятся на границе двух культур, имеют некоторую идентификацию с каждой из них. В ХХ веке Парк (основатель чикагской социологической школы США) выдвинул теорию маргиналов и маргинальных групп. В России к явлению маргинальности впервые обратились в 1987 г. По мнению отечественных социологов, причиной возникновения маргинальных групп является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. В России маргинализация охватывает огромные массы населения. Особая озабоченность вызвана увеличением количества стойких маргинальных социальных групп («бомжи», беженцы, беспризорные и т.д.) Но маргиналами могут быть вполне благополучные люди, не определившиеся в нынешней социальной структуре общества. Миграция (от лат. migration - переселение) – смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т.д.) В миграции обычно выделяют четыре вида: эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную. Важное значение для социального, экономического и демографического развития имеет безвозвратная миграция. Государство прямо или косвенно воздействует на направление миграций. Причины миграции могут носить политический, экономический, религиозный и криминальный характер. Миграция заметно влияет на этнические процессы. В результате миграционного обмена различными этническими совокупностями происходят разнообразные взаимодействия в языке, быте, культуре. Различают также иммиграцию и эмиграцию. Миграция – перемещение населения внутри страны. Эмиграция – выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание. Иммиграция – въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание. Задания к разделу 11 1. Приведите примеры a. Нисходящей групповой мобильности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ b. Восходящей индивидуальной мобильности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ c. Групповой горизонтальной мобильности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Приведите примеры закрытых типов обществ в современном мире __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите доступные для среднего россиянина социальные лифты __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Является ли студент маргиналом? Ответ обоснуйте ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Учебно-методическое и информационное обеспечение
Дополнительная литература 1. Анурин, В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда / В.Ф. Анурин // СОЦИС. - 2006. - № 7. - С. 23-34. 2. Беляева, Л. А. Социальная стратификация и бедность в регионах России / Л.А. Беляева // СОЦИС. - 2006. - № 9. - С. 52-63. 3. Горелов, А.А. Социология: учебник / А.А. Горелов. - М.: ЭКСМО,- 495 с. 4. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие / И.Ф. Девятко. - 5-е изд. - М.: Кн. Дом «Университет», 2009. - 295 с. 5. Зборовский, Г.Е. История социологии: учебник для вузов / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2007. - 607 с. 6. Клюев, А.В. Социология: учеб. пособие / А.В. Клюев, В.Г. Лукьянов, И.С. Урсу; под общ. ред. А.В. Клюева. - СПб.: Изд-во СЗАГС,- 575 с. 7. Мягков, А.Ю. Темпоральные характеристики самоубийств: опыт эмпирического изучения / А.Ю. Мягков // СОЦИС. - 2004. - № 3. - С. 83-92. 8. Сидоров, Е. Глобализация и массовая культура: угрозы и надежды для России / Е. Сидоров // Современная Европа. - 2009. - № 1. - С. 5-16. 9. Социология семьи: учебник / под ред. А.И. Антонова. - 2-е изд., пере- раб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 640 с. 10. Тавокин, Е.П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие / Е.П. Тавокин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 238 с. 11. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: учеб. пособие / В. А. Ядов. - 3-е изд. - М.: ОМЕГА-Л, 2007. - 567 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. Социология единый каталог электронных ресурсов. – Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.73.10
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.009 с.) |