Макросоциологические теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макросоциологические теории.



Структурный функционализм. Концептуальные основы данной теории разработал американский социолог Толкотт Парсонс (1902 – 1979 гг). Он рассматривал общество, как целостный организм (систему), отдельные части (элементы) которого выполняют специализированные функции. В качестве элементов общества могут выступать индивиды, группы, общности, институты, внутри которых устанавливаются функциональные отношения.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы социальных систем. По его мнению, для сохранения своего равновесия любая социальная система должна выполнятьчетыре функции:

  • адаптацию (приспособление к окружающей среде);
  • целедостижение (постановка и достижение целей);
  • интеграцию (поддержание внутреннего единства и координация функций);
  • латентность (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).

В обществе эти функции выполняют следующие структурные элементы: экономика (функция адаптации), политика (функция целедостижения); правовые и социокультурные институты (функция интеграции), институты семьи, образования, религии (функция латентная).

По мнению Т. Парсонса, развитие общества - это эволюционный процесс, для которого характерен высокий уровень организации системных отношений, повышение сложности системы.

Он считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя во многом равновесие определяет ее жизнеспособность. Поэтому процесс социального изменения можно представить как “подвижное равновесие”.

В противовес структурно-функциональному подходу, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление.

Микросоциологические теории.

Теория социального обмена. Один из авторов данной теории Джордж Хоманс (1910 - 1989 гг) – американский социолог и психолог. Центральная категория социологии Дж.Хоманса – категория социального действия. В своем подходе он предложил принципы бихевиоризма (наука о поведении) для объяснения социальных действий. Хоманс считал, что социальное действие выступает как процесс обмена, участники которого минимизируя свои затраты пытаются извлечь максимальную выгоду. Он выдвинул пять гипотез для объяснения социального действия:

  • гипотеза успеха. Действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения “гасится”);
  • гипотеза стимула. Действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное поведение используется в сходных ситуациях;
  • гипотеза ценности. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия;
  • гипотеза голодания-насыщения. Чем чаще происходит вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение);
  • гипотеза фрустрации-агрессии. Не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.

С помощью этих гипотез ученый пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня.

Символический интеракционизм (от. англ. interaction - взаимодействие). Автором этой теории является американский философ, социолог и социальный мыслитель – Джордж Герберт Мид. Он разработал основные принципы этого социологического направления. Главные направления данной концепции заключается в следующем:

  • люди действуют, руководствуясь символическими значениями, которые они придают тем или иным предметам (вещам);
  • символические значения – есть продукт социального взаимодействия;
  • возникновение и изменение символических объектов происходит посредством их переопределения и интерпретаций.

Главная идея состоит в том, что взаимодействие – интеракция – всегда опосредованно различными символами, важными из которых являются язык жестов и речь. Символы регулируют поведение людей, являются необходимыми атрибутами социализации.

Задания к разделу 2

  1. Проведите параллели с социологическими теориями Платона и Аристотеля и современными представлениями о структуре общества ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Может ли теория Т. Гоббса лежать в основе теории Гражданского общества? Возможно ли построение гражданского общества в современной России? (Свой ответ обоснуйте) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как соотносятся теории М. Вебера и Э. Дюркгейма? Можно ли пользоваться их постулатами в исследовании современного общества? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите основные, на ваш взгляд, минусы социологической теории К. Маркса ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, почему социология была фактически запрещена в 30-е гг XX века в Советской России? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите основной, по вашему мнению, показатель социальной стратификации современной России. Почему вы выделяете именно его? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.43.155 (0.023 с.)