Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. Социальный контроль и девиантное поведение

Поиск

Социальный контроль – это некий механизм поддержания общего порядка в обществе, который выполняет охраняющую и стабилизирующую функции.

Это понятие включает в себя два главных элемента – нормы и санкции.

Социальные нормы – это требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения, предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

Нормы - некие идеальные образы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Они различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малой группе (семья, спортивная команда). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом.

Нарушение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах).

Функции социальных норм:

· регулируют процесс социализации;

· интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

· служат эталонами поведения;

· контролируют девиантное поведение.

Нормы защищены с двух: сторон с одной стороны – ценностями, с другой - санкциями.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформизм) и наказаний за отклонение от них (девиантность).

Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. В зависимости от способа внесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним.

Самоконтроль (внутренний контроль) – это когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, в соответствии с общепринятыми нормами.

Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующая соблюдение общепринятых норм поведения и законов в обществе.

Отклоняющееся поведение в обществе социологии называют девиантным. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения, так как резкие отклонения от нормы, как в положительную, так и отрицательную стороны грозило его стабильности.

В большинстве обществ контроль отклоняющегося (девиантного) поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются.

Мертон главную причину девиации видел в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их существования. Он выделил пятьтипов поведения:

 

Способы адаптации Общественные цели Социально одобряемые средства
1. Конформизм + +
2. Инновация + -
3. Ритуализм - +
4. Ретретизм - -
5. Бунт + / - + / -

 

1) Конформизм – (тотальное подчинение) предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения.

2) Инновация – предполагает согласие с целями общества, но отрицание социально одобряемых способов их достижения.

3) Ритуализм – предполагает отрицание целей общества, но согласие использовать социально одобряемые средства.

4) Ретретизм – наблюдается, когда человек одновременно отвергает социально одобряемые цели и средства.

5) Бунт – одновременное отрицание социально одобряемых целей и средств. Но на основе бунта формируются новые цели и средства, создается новая идеология.

В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.

Совокупность противоправных поступков получила в социологии особое название – делинквентное (преступное) поведение.

Девиантное поведение – относительно, т.к. одни и те же действия, одобряемые в одних обществах, могут быть недопустимыми в других.

Делинквентное поведение – абсолютно по отношению к законам государства.

Исследователи утверждают, что девиантное и делинквентное поведение получают широкое распространение в обществах, переживающих трансформацию.

Теория аномии. Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. В 1897 году он выпустил книгу “Самоубийство”, где изложил теорию аномии. По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, способствует социальному изменению, проверяет реакцию общества и уточняет границы социальных норм.

 

Задания к разделу 6

1. Приведите примеры типам поведения

    1. Конформизм __________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Инновация __________________________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Ритуализм __________________________________________________________________________________________________________________________________________
    4. Ретретизм ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
    5. Бунт ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Приведите примеры девиантного поведения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Приведите примеры делинкветного поведения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите основные, по вашему мнению, основные виды девиантного поведения для подросткового возраста

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.52 (0.007 с.)