Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 6. Социальный контроль и девиантное поведениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальный контроль – это некий механизм поддержания общего порядка в обществе, который выполняет охраняющую и стабилизирующую функции. Это понятие включает в себя два главных элемента – нормы и санкции. Социальные нормы – это требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения, предписания того, как надо правильно себя вести в обществе. Нормы - некие идеальные образы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малой группе (семья, спортивная команда). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Нарушение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах). Функции социальных норм: · регулируют процесс социализации; · интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество; · служат эталонами поведения; · контролируют девиантное поведение. Нормы защищены с двух: сторон с одной стороны – ценностями, с другой - санкциями. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформизм) и наказаний за отклонение от них (девиантность). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. В зависимости от способа внесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним. Самоконтроль (внутренний контроль) – это когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, в соответствии с общепринятыми нормами. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующая соблюдение общепринятых норм поведения и законов в обществе. Отклоняющееся поведение в обществе социологии называют девиантным. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения, так как резкие отклонения от нормы, как в положительную, так и отрицательную стороны грозило его стабильности. В большинстве обществ контроль отклоняющегося (девиантного) поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются. Мертон главную причину девиации видел в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их существования. Он выделил пятьтипов поведения:
1) Конформизм – (тотальное подчинение) предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. 2) Инновация – предполагает согласие с целями общества, но отрицание социально одобряемых способов их достижения. 3) Ритуализм – предполагает отрицание целей общества, но согласие использовать социально одобряемые средства. 4) Ретретизм – наблюдается, когда человек одновременно отвергает социально одобряемые цели и средства. 5) Бунт – одновременное отрицание социально одобряемых целей и средств. Но на основе бунта формируются новые цели и средства, создается новая идеология. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков получила в социологии особое название – делинквентное (преступное) поведение. Девиантное поведение – относительно, т.к. одни и те же действия, одобряемые в одних обществах, могут быть недопустимыми в других. Делинквентное поведение – абсолютно по отношению к законам государства. Исследователи утверждают, что девиантное и делинквентное поведение получают широкое распространение в обществах, переживающих трансформацию. Теория аномии. Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. В 1897 году он выпустил книгу “Самоубийство”, где изложил теорию аномии. По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, способствует социальному изменению, проверяет реакцию общества и уточняет границы социальных норм.
Задания к разделу 6 1. Приведите примеры типам поведения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.52 (0.007 с.) |