Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 10. Семья как социальный институт и малая группа

Поиск

 

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой стороны – малая группа.

Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками.

Как малая группа семья представляет собой общность людей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за воспитание и здоровье детей.

Рассматривая семью как социальный институт, следует отметить, что он включает в себя множество неглавных институтов, таких как институт брака, институт родства, институт материнства и т.д. Как правило, семью составляет брачная пара.

Существует принципиальное отличие между социальным институтом семьи и социальным институтом брака.

Брак – это институт, регулирующий отношение между полами.

Семья – институт, регулирующий отношение между супругами, между родителями и детьми.

Брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными.

Принято выделять следующие виды брака:

· гражданский брак – оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. (Иногда гражданским браком называют нерегистрируемый брак. Такой брак государство приравнивает к сожительству);

· эндогамный брак – партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий;

· экзогамный брак – выбор брачного партнера из чужой группы. (Это может быть: другой род, племя, класс, раса, нация);

· неравный брак – супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу;

· выкупной брак – предполагает устную договоренность молодых людей и родителей, а также заключение контракта, где оговариваются права и обязанности сторон, и размер выкупа;

· калымный брак – одна из форм покупного брака. Возник и получил широкое распространение на мусульманском Востоке. Размер калыма определяют три фактора: умение невесты вести хозяйство, внешние данные, репутация семьи;

· детский брак – насильственная выдача замуж малолетних девочек;

· ранний брак – это брак, в который вступают молодые люди моложе 18 лет;

· брак по расчету – в нем отсутствует главное – чувство любви. Основным стимулом является получение материальной выгоды одним из супругов за счет другого.

Под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее членами, включая отношения родства, систему духовных, в том числе нравственных отношений, а также отношений власти и авторитета.

Выделяют два типасемейных отношений:

· авторитарный (организация и руководство всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, который осуществляет в семье принудительную власть);

· демократический (равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем).

Структура семьи, в настоящее время, претерпевает качественные изменения, связанные с социально-экономическими процессами, эмансипацией, усилением роли женщины.

По характеру распределения семейных обязанностей и лидерства семьи делятся на три основных типа:

традиционная (патриархальная) семья. В такой семье под крышей проживает минимум три поколения

Основными характеристиками этого типа семьи являются:

· главенство мужчины в семье;

· экономическая зависимость женщины от мужчины;

· функциональное разделение и закрепление мужских и женских обязанностей.

нетрадиционная семья (эксплуататорская).

Предполагает:

· сохранение установки на мужское лидерство;

· равное участие мужчины и женщины в общественном труде;

· домашние обязанности возложены на женщину.

эгалитарная семья (семья равных).

Характеризуется:

· справедливым распределением домашних обязанностей;

· эмоциональной насыщенностью отношений;

· совместным обсуждением и решением важных для семьи проблем.

В зависимости от своего состава семьи бывают:

· нуклеарные – в которых проживают 2 поколения (родители и дети);

· расширенные – в которых проживают более 2-х поколений (родители, дети и другие родственники, например бабушка или дедушка).

По числу родителей различают семью:

· полную (два родителя);

· неполную (один родитель).

По числу детей выделяют семью:

· бездетную (нет детей);

· однодетную (один ребенок);

· многодетную (трое и более детей).

В современном мире преобладают нуклеарные семьи, это вызвано процессами индустриализации и урбанизации.

Семья выполняет рядфункций. Важнейшие из них:

· репродуктивная – воспроизводство в численности детей численности родителей;

· воспитательная – семья оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка.

Выделяют следующие стереотипы семейного воспитания:

ü детоцентризм – предполагает в воспитании повышенное внимание к детям, основанное на ложно понимаемой к ним любви;

ü профессионализм – форма воспитания, при которой родители возлагают свои обязанности по воспитанию детей на профессионалов (воспитателей, учителей, психологов и т.д.);

ü прагматизм – концепция воспитания, ориентирующая личность ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами.

· хозяйственно-экономическая функция – охватывает такие аспекты семейных отношений как: ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, опека

· над малолетними и престарелыми, распределение домашних обязанностей и т.д.;

· рекреационная функция – заключается в организации досуга и отдыха семьи, а также создании чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи.

Задания к разделу 10

  1. Назовите самый распространённый тип семьи для современного российского общества. Ответ обоснуйте ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Назовите самый распространенный вид брака для современного российского общества. Ответ обоснуйте ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Назовите самые распространённые проблемы семьи в современной России ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Почему семья рассматривается в современной науке, как социальный институт? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.188 (0.007 с.)