Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные институты, их многообразие и изменение.

Поиск

Социальное действие.

Соц.действ. — осознанное действие индивида, направ­ленное на достижение цели, влияющее на поведение других инди­видов, а также подверженное их влиянию.

Отличительными чертами социального действия яв­ляются:1)преднамеренность, целенаправленность, сознательность; 2)ориентированность на оценки и реакции других людей; 3)повторяемость, регулярность, систематичность.

Мотивация социального действия включает в себя индивидуальную цель и ориентацию на других, их возможную ответную реакцию. Поэтому конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности. Действием в социологии называется сознательное усилие, направ­ленное на достижение цели.

«Структура социального действия» Т. Парсонс.

Соц. действ.вк.в себя 4 элемента: субъект — актор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.; ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты; совок-ть сигналов и символов, посредств.кот. актор вступ.в определ.отн-я с различ. элем-ми ситуационного окружения и приписывает им некий смысл; сист-а правил, норм и цен-ей, кот. ориен-т действия актора, придавая им целенаправленность.

Действие, ориентированное на другого, может быть не социальным, а мнимым. Это происходит тогда, когда действие внешне похоже на социальное, но не вызвано социальными причинами.

Мотив — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку, которое подталкивает человека к действию. Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте).

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерацион. тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рационал. типе. Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать. В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиц., т. е. его действие будет определяться общественной нормой. Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными.

 

Социальные институты, их многообразие и изменение.

Соц.инст-ы — это исторически сложившиеся, устойчи­вые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные на высоком профессиональном уровне обеспечивать удовлетворение жизненно важных потребностей общества.

Соц.инст-ы представлены в деятельности различных групп и общностей, организаций и специализированных учреждений, обеспечивающих удовлетворение потребностей людей, а также в устой­чивом взаимодействии отдельных людей. Со­ц.инст-ы отличаются устойчивостью и даже консерватизмом. Но это не значит, что они не подвержены изменениям. Если определенная потребность со временем теряет свою значимость, существование инсти­тута становится бессмысленным и он отмирает. В то же время главные институты общества, вызванные к жизни непреходящими потребностями и поддерживающие его структуру (семья, экономические, политические институты, институты образования, рели­гии), сильно трансформировались, но сохранились. Кроме того, легализа­ция и развитие новых социальных потребностей приводят к появлению и новых социальных институтов.

Призна­ки социального института: 1 ) наличие целей деятельности (удовлетворение устойчивых потреб­ностей людей);2)четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия;3) специализация деятельности, которая ведет к профессионализации, повышению качества деятельности и дальнейшему разделению труда;4)наличие системы контроля — норм и санкций, регулирующих взаи­модействие;5)наличие тесных социальных связей, взаимодействия, взаимной ответственности индивидов в процессе удовлетворения потребностей;6)наличие культурных символических черт, определенной филосо­фии, лежащей в основе взаимодействия и определяющей его характер.

В результате институализации общество поднимается на качественно новую ступень развития, приобретает такие характеристики, которым оно не имело до образования социальных институтов. Прежде всего, происходит обогащение всей общественной жизни и ускорение развития в целом. Потребности индивидов удовлетворяются более качественно. Повышается организованность социальной жизни, она становится устойчивой, упорядоченной и предсказуемой. Отлаженный механизм функционирования связывает индивидов, ранее действовавших разроз­ненно, взаимными ожиданиями и обязательствами. Парсонс выделяет следующие типы социальных институтов.

1) институты отношений, которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т. п. 2) регулятивные институты, которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты. 3) культурные (духовные) институты, устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т. п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т. п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т. п.).

Основные варианты институциональных изменений

1.Дифференциация, специализация предметной области инсти­туциональных связей — это дифференциация социальных инсти­тутов (так, из социального института образования на определен­ном этапе вычленяется институт высшего образования).

2.Особое значение имеет перерегуляция институциональных со­циальных связей, изменение исходных принципов «ориентации на другого». Перерегулирование социальных институтов — процесс слож­ный, драматичный, сопровождающийся противоборством сил. И это естественно, поскольку речь идет об изменении исходных, ценностных основ регуляции взаимодействия людей, что всегда сопровождается смятением душ, умов, нарастанием конфликтов. Социальные институты, находящиеся в состоянии перерегуля­ции, с трудом справляются со своими функциями, падает ответ­ственность работников учреждений данного социального инсти­тута, растет нестабильность, непредсказуемость — неминуемая плата за развитие общества, перестройку социальных институтов.

Неоэволюционизм

Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50х годов XX столетия благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда. В основе неоэволюционизма сохранились основные постулаты традиционного эволюционизма, но вместо идеи однолинейного развития культуры, неоэволюционистами были предложены несколько концепций эволюции, таких как теория общего и частного развития, закон культурной доминанты и др. Неоэволюционисты опирались в своих работах не на философию или историю, а на конкретные науки, непосредственно имеющие дело с социальными изменениями. Это такие дисциплины, как палеонтология, археология, этнология и историография.

Неоэволюционисты рассматривали историю общества, как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях. Такое развитие являлось результатом приспособления человека к различным экологическим средам. Существует три типа эволюционной концепции: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции требует наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем таких, например, как «дикость – варварство – цивилизация». В настоящее время она не применяется. Идея универсальной эволюции заключается в обнаружении глобальных изменений, имеющих форму развития. Теория многолинейной эволюции допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития и установка всеобщих законов эволюции не является ее целью.

Критерии

Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой и низкой. Примером высокой социальной мобильности могут послужить Соединённые Штаты Америки, примером низкой — Индия.

Это изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода).

Маргинал - вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу. Так же - таким термином именуют субъекты общества утратившие свои функции, но еще числящимися как их исполняемые

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Инфильтрация индивида

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу,имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и более низкой групп. Энергия индивида, стремящегося к более высокому статусу, находит выражение в силе F, с которой он пытается преодолетьбарьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой индивидстремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью предсказать его попадание туда.

 

Социальное действие.

Соц.действ. — осознанное действие индивида, направ­ленное на достижение цели, влияющее на поведение других инди­видов, а также подверженное их влиянию.

Отличительными чертами социального действия яв­ляются:1)преднамеренность, целенаправленность, сознательность; 2)ориентированность на оценки и реакции других людей; 3)повторяемость, регулярность, систематичность.

Мотивация социального действия включает в себя индивидуальную цель и ориентацию на других, их возможную ответную реакцию. Поэтому конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности. Действием в социологии называется сознательное усилие, направ­ленное на достижение цели.

«Структура социального действия» Т. Парсонс.

Соц. действ.вк.в себя 4 элемента: субъект — актор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.; ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты; совок-ть сигналов и символов, посредств.кот. актор вступ.в определ.отн-я с различ. элем-ми ситуационного окружения и приписывает им некий смысл; сист-а правил, норм и цен-ей, кот. ориен-т действия актора, придавая им целенаправленность.

Действие, ориентированное на другого, может быть не социальным, а мнимым. Это происходит тогда, когда действие внешне похоже на социальное, но не вызвано социальными причинами.

Мотив — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку, которое подталкивает человека к действию. Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте).

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерацион. тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рационал. типе. Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать. В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиц., т. е. его действие будет определяться общественной нормой. Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными.

 

Социальные институты, их многообразие и изменение.

Соц.инст-ы — это исторически сложившиеся, устойчи­вые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные на высоком профессиональном уровне обеспечивать удовлетворение жизненно важных потребностей общества.

Соц.инст-ы представлены в деятельности различных групп и общностей, организаций и специализированных учреждений, обеспечивающих удовлетворение потребностей людей, а также в устой­чивом взаимодействии отдельных людей. Со­ц.инст-ы отличаются устойчивостью и даже консерватизмом. Но это не значит, что они не подвержены изменениям. Если определенная потребность со временем теряет свою значимость, существование инсти­тута становится бессмысленным и он отмирает. В то же время главные институты общества, вызванные к жизни непреходящими потребностями и поддерживающие его структуру (семья, экономические, политические институты, институты образования, рели­гии), сильно трансформировались, но сохранились. Кроме того, легализа­ция и развитие новых социальных потребностей приводят к появлению и новых социальных институтов.

Призна­ки социального института: 1 ) наличие целей деятельности (удовлетворение устойчивых потреб­ностей людей);2)четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия;3) специализация деятельности, которая ведет к профессионализации, повышению качества деятельности и дальнейшему разделению труда;4)наличие системы контроля — норм и санкций, регулирующих взаи­модействие;5)наличие тесных социальных связей, взаимодействия, взаимной ответственности индивидов в процессе удовлетворения потребностей;6)наличие культурных символических черт, определенной филосо­фии, лежащей в основе взаимодействия и определяющей его характер.

В результате институализации общество поднимается на качественно новую ступень развития, приобретает такие характеристики, которым оно не имело до образования социальных институтов. Прежде всего, происходит обогащение всей общественной жизни и ускорение развития в целом. Потребности индивидов удовлетворяются более качественно. Повышается организованность социальной жизни, она становится устойчивой, упорядоченной и предсказуемой. Отлаженный механизм функционирования связывает индивидов, ранее действовавших разроз­ненно, взаимными ожиданиями и обязательствами. Парсонс выделяет следующие типы социальных институтов.

1) институты отношений, которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т. п. 2) регулятивные институты, которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты. 3) культурные (духовные) институты, устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т. п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т. п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т. п.).

Основные варианты институциональных изменений

1.Дифференциация, специализация предметной области инсти­туциональных связей — это дифференциация социальных инсти­тутов (так, из социального института образования на определен­ном этапе вычленяется институт высшего образования).

2.Особое значение имеет перерегуляция институциональных со­циальных связей, изменение исходных принципов «ориентации на другого». Перерегулирование социальных институтов — процесс слож­ный, драматичный, сопровождающийся противоборством сил. И это естественно, поскольку речь идет об изменении исходных, ценностных основ регуляции взаимодействия людей, что всегда сопровождается смятением душ, умов, нарастанием конфликтов. Социальные институты, находящиеся в состоянии перерегуля­ции, с трудом справляются со своими функциями, падает ответ­ственность работников учреждений данного социального инсти­тута, растет нестабильность, непредсказуемость — неминуемая плата за развитие общества, перестройку социальных институтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.233 (0.009 с.)