Тема 8. Социальные институты как нормативно-регулятивная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Социальные институты как нормативно-регулятивная система



Основные свойства и характеристики социальных институтов.

Актуализация потребностей и логика институализации социальных отношений. Социальные последствия и эффекты институализации в обществе.

Типология и виды социальных институтов. Социально-исторические типы социальных институтов. Социальные институты и социальные практики.

Функционирование социальных институтов и институциональные изменения. Полифункциональность институтов. Функции и дисфункции института. Проблема эффективности институтов и институциональных систем. Проблема соотношения устойчивости и изменчивости в социальных институтах. Институциональные инновации.

Основные социальные институты. Семья и брак как социальный институт. Экономические институты, их типология и функции. Институциональная организация в сфере политики и власти. Религия как социокультурный институт. Образование как социальный институт общества. Общественное мнение как институт гражданского общества. Исторические особенности становления и современного развития институтов в социальной реальности российского общества.

Цель - знание сущности и специфики социальных институтов.

В результате изучения данной темы студент должен:

· знать:

· основные свойства и характеристики социальных институтов;

· типологию и виды социальных институтов;

· особенности функционирования социальных институтов и институциональных изменений;

· проблему эффективности институтов и институциональных систем;

· институциональные инновации;

· уметь:

· давать характеристику социальным институтам и институциональным изменениям;

· характеризовать основные социальные институты.

Методические рекомендации по изучению темы:

На основании теоретического материала ознакомьтесь с понятием социального института. Социальный институт – это общественные установления, создающие социальный порядок в обществе. Социальный институт – система принятого и распространенного в культуре регламентированного и контролируемого регулирования отношений между участниками взаимодействий, включающая ценностно-нормативные установления (институции) и функциональную структуру социальных позиций, закрепленных за ними статусов и ролей, осуществляющих контролируемую деятельность в целях надежного, устойчивого, предсказуемого по объему и качеству удовлетворения многообразных потребностей. Это созданные и распространенные в культуре для согласования и сбалансирования интересов при осуществлении деятельности по удовлетворению многообразных потребностей комплексы, включающие: а) социальные установления (ценности, нормы, правила, ожидания), регулирующие взаимодействия личностей, их общностей и групп в определенной сфере отношений; б) функциональную структуру социальных позиций, закрепленных за ними статусов и ролей; в) систему контроля; г) учреждение и средство деятельности, позволяющее индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведений. Социальный институт – это более высокая и сложная ступень социальной организации, нежели социальные отношения. На уровне отношений не всё решено, с точки зрения предсказуемости удовлетворения потребностей.

Изучите основные свойства и характеристики социальных институтов. Рассмотрите объективистский, системно– и структурно–функциональный, феноменологический, конструктивистский, неоинституциональный подходы к пониманию социальных институтов. Актуализация потребностей и логика институализации социальных отношений. Институциональное конструирование. Акторы институционального конструировании. Структурно–функциональная модель института. Институты и рутины, обычаи, традиции. Проблема легитимации институтов.

Рассмотрите социальные последствия и эффекты институализации в обществе.

Социальные институты и социальные практики. Типология и виды социальных институтов: производственно-экономические, политические, социальные (в узком смысле), культуры и социализации, духовные (религиозные). Институциональные комплексы. Формальные и неформальные институты. Социально–исторические типы социальных институтов. Основные характеристики и признаки традиционных институтов. Модерные институты. Исторические «мосты» перехода от традиционных к современным институтам. Признаки и характеристики современных институтов.

Изучите функционирование социальных институтов и институциональные изменения. Полифункциональность институтов. Принципы функционирования системы социальных институтов: взаимосвязь и совместимость институтов, автономность и специфичность. Институциональные средства и ресурсы как необходимое условие их эффективного функционирования. Знания, умения, навыки, компетенции, профессионализация в реализации институциональных функций. Обезличенность (деперсонификация) функциональных позиций и статусной структуры в институтах. Явные и латентные функции института. Функции и дисфункции института. Институциональные согласования и рассогласования. Проблема эффективности институтов и институциональных систем.

Обратите внимание на проблему соотношения устойчивости и изменчивости в социальных институтах. Институциональные инновации. Интересы, идеология и акторы институциональных изменений. Эволюционизм, революционный радикализм и осторожный реформизм в проведении институциональных изменений. Основные варианты институциональных изменений: дифференциация предметной области – дифференциация институтов; перерегуляция институциональных отношений, изменение исходных принципов. Стихийность и управляемость, системность – бесситемность (эффект «домино»), синхронность – несогласованность в процессах институциональных изменений.

Изучите основные социальные институты. Семья и брак как социальный институт. Функции семьи. Классификация семьи и брака. Жизненный цикл семьи. Родство и родственные институциональные системы. Статусно–ролевая структура семьи. Развод как институциональная проблема. Кризисные явления в институте семьи и брака. Экономические институты, их типология и функции. Частная собственность, рынок, государственное регулирование как социальные институты. Финансовые институты. Институты формальной и неформальной (теневой) экономики. Институт производства, его исторические формы и функции. Институты общественного разделения труда и профессиональной деятельности. Институциональные особенности рынка труда, занятости и безработицы. Институты обмена и потребления. Институциональные трансформации в социально–экономической сфере современного российского общества. Изучите институциональную организацию в сфере политики и власти. Политические институты, агенты и группы. Рассмотрите гражданское общество и правовое государство как социальные институты. Противоречия и специфика институциональных трансформаций в политической сфере российского общества. Рассмотрите религию как социокультурный институт. Функции, формы и особенности религии. Ее место в современном обществе и взаимоотношения с государством. Институциональные особенности религии и церкви в российском обществе. Изучите образование как социальный институт общества. Институты образования и науки. Болонский процесс в сфере высшего образования в Европе и особенности институциональных преобразований образования в России. Рассмотрите институт общественного мнения.

Изучите исторические особенности становления и современного развития институтов в социальной реальности российского общества. Влияние Византийской социальной организации и культуры на становление институтов в истории российского общества. Воздействие примера и практики восточной деспотии – Золотой орды на характер институализации. Доминирование государственного начала в общественной жизни. Непоследовательность и ограничения в правах сословий. Преобладание личностной зависимости, властного начала в отношениях. Противоречие между обесцениванием человека, как личности, как гражданина и институциональной ориентированностью не на функцию и позицию, а на личность. Снисходительное отношение к закону, его безусловности. Проблема легитимации формальных институтов. Характер взаимодействия формальных и неформальных институтов и социальных практик в российской социальной реальности. Неразвитость самоорганизации граждан, как акторов институционального конструирования. Социальная пассивность и стихийность протеста. Отражение в институтах и институциональных практиках идеологического противостояния «славянофилов» и «западников».

Рассмотрите особенности институциональных изменений в истории российского общества. Проанализируйте институциональные трансформации в российском обществе 1990–х гг. – начале XXI в.: направления, области, содержание, характер, акторы, противоречия и конфликты.

Литература: [2]-[3], [5], [7]-[18], [22]-[23],[26].

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные свойства и характеристики социальных институтов?

2. Какова роль социальных институтов в обществе?

3. Назовите виды социальных институтов.

4. В чем сущность формальных и неформальных институтов?

5. В чем сущность функциональных социальных институтов?

6. Охарактеризуйте институт семьи и брака.

7. Охарактеризуйте экономический институт.

8. Охарактеризуйте традиционные и современные институты.

9. Дайте характеристику политическому институту.

10. Обозначьте взаимосвязь между общественным мнением и прессой.

11. Назовите типы семьи.

12. Охарактеризуйте современное состояние науки.

13. Охарактеризуйте роль в обществе института религии.

14. Что представляют собой институциональные инновации?

15. Каковы институциональные трансформации в российском обществе 1990–х гг. – начале XXI в.?

Тема 9. Социальная организация

Понятие социальной организации. Взаимосвязь и взаимодействие социальных институтов и организаций. Строение организаций. Иерархия в организации. Цель как ключевой момент организации. Эффект синергии.

Виды организаций. Корпорация. Бюрократия как организационная система. Семья как социальная организация.

Внутриорганизационные тенденции. Лидерство в организации.

Функционирование и развитие организаций. Процессы управления организациями. Выработка, принятие и реализация управленческих решений. Управляемость организаций. Проблемы оптимизации организаций. Организационные изменения.

Организационное поведение. Организационная, корпоративная культура. Организационная патология. Конфликты организации.

Цель – сформировать представления о социальной организации.

В результате изучения данной темы студент должен:

· знать:

· понятие социальной организации;

· строение организаций;

· виды организаций;

· сущность функционирования и развития организаций;

· особенности организационного поведения;

· особенности организационной культуры;

· теорию и методы исследования организаций и организационного поведения;

· уметь:

· давать характеристику социальной организации;

· определять внутриорганизационные тенденции;

· характеризовать сущность организационной патологии.

Методические рекомендации по изучению темы:

Внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом. Рассмотрите понятие социальной организации. Имейте ввиду, что социальные организации – реальные группы людей (в виде конкретных формальных и неформальных учреждений, организаций, объединений, союзов и других форм) с четко обозначенными целями и задачами, обладающие необходимыми и достаточными экономическими, властными, социальными и культурными ресурсами, средствами и технологиями для координации и контроля действий личностей, занимающих определенные позиции в институциональном пространстве, реализующих статусные права и обязанности в процессах осуществления институтами предписанных им функций.

Выявите смысловое разнообразие содержания понятия организация: 1. Группа, объединение людей, стремящихся к достижению определенных целей организованным образом. 2. Способы руководства и управления людьми и различными средствами. 3. Способы координации функций, гармонизации усилий и направление их результатов на достижение определенной цели совокупностью людей, выполняющих частные задачи. 4. Способ организации общественной жизни находящий отражение в формировании и существовании социального порядка. 5. Процесс упорядочения или упорядоченности как результата этого процесса.

Установите взаимосвязь и взаимодействие социальных институтов и организаций. Рассмотрите строение организаций. Иерархия в организации. Эффект синергии.

Изучите виды организаций: формальные, полуформализованные, неформальные. Виды организаций по объектно–предметным сферам жизнедеятельности в обществе: производственные, финансово–экономические, политические, административно-управленческие, социально–инфраструктурные, социокультурные, религиозные и др. Коммерческие, некоммерческие организации. Корпорация. Бюрократия как организационная система. Семья как социальная организация.

Рассмотрите внутриорганизационные тенденции; к единству и консолидации; к координации и централизации; привлечения специалистов к руководству отдельными делами, создание специализированного центрального руководства. Лидерство в организации.

Обратите внимание на функционирование и развитие организаций. Процессы управления организациями. Выработка, принятие и реализация управленческих решений. Управляемость организаций. Проблемы оптимизации организаций. Организационные изменения. Организационное поведение. Организационная, корпоративная культура. Конфликты организации.

Литература: [2]-[3], [5], [7]-[16], [18], [22]-[23],[26].

Вопросы для самопроверки:

1. Каково понятие социальной организации?

2. Можно ли социальную организацию представить как целостную социальную систему?

3. Каково строение организаций?

4. Назовите виды организаций.

5. В чем сущность формальных и неформальных организаций?

6. Охарактеризуйте деловые организации.

7. Дайте характеристику общественным союзам, ассоциациям.

8. Что представляет собой иерархия организации?

9. Назовите факторы эффективного функционирования организаций.

10. Каково место цели, способа управления в функционировании организации?

11. Каковы особенности организационного поведения?

12. Каковы особенности организационной культуры?

13. В чем выражается организационная патология?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.041 с.)