Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Социальные институты как нормативно-регулятивная системаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные свойства и характеристики социальных институтов. Актуализация потребностей и логика институализации социальных отношений. Социальные последствия и эффекты институализации в обществе. Типология и виды социальных институтов. Социально-исторические типы социальных институтов. Социальные институты и социальные практики. Функционирование социальных институтов и институциональные изменения. Полифункциональность институтов. Функции и дисфункции института. Проблема эффективности институтов и институциональных систем. Проблема соотношения устойчивости и изменчивости в социальных институтах. Институциональные инновации. Основные социальные институты. Семья и брак как социальный институт. Экономические институты, их типология и функции. Институциональная организация в сфере политики и власти. Религия как социокультурный институт. Образование как социальный институт общества. Общественное мнение как институт гражданского общества. Исторические особенности становления и современного развития институтов в социальной реальности российского общества. Цель - знание сущности и специфики социальных институтов. В результате изучения данной темы студент должен: · знать: · основные свойства и характеристики социальных институтов; · типологию и виды социальных институтов; · особенности функционирования социальных институтов и институциональных изменений; · проблему эффективности институтов и институциональных систем; · институциональные инновации; · уметь: · давать характеристику социальным институтам и институциональным изменениям; · характеризовать основные социальные институты. Методические рекомендации по изучению темы: На основании теоретического материала ознакомьтесь с понятием социального института. Социальный институт – это общественные установления, создающие социальный порядок в обществе. Социальный институт – система принятого и распространенного в культуре регламентированного и контролируемого регулирования отношений между участниками взаимодействий, включающая ценностно-нормативные установления (институции) и функциональную структуру социальных позиций, закрепленных за ними статусов и ролей, осуществляющих контролируемую деятельность в целях надежного, устойчивого, предсказуемого по объему и качеству удовлетворения многообразных потребностей. Это созданные и распространенные в культуре для согласования и сбалансирования интересов при осуществлении деятельности по удовлетворению многообразных потребностей комплексы, включающие: а) социальные установления (ценности, нормы, правила, ожидания), регулирующие взаимодействия личностей, их общностей и групп в определенной сфере отношений; б) функциональную структуру социальных позиций, закрепленных за ними статусов и ролей; в) систему контроля; г) учреждение и средство деятельности, позволяющее индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведений. Социальный институт – это более высокая и сложная ступень социальной организации, нежели социальные отношения. На уровне отношений не всё решено, с точки зрения предсказуемости удовлетворения потребностей.
Изучите основные свойства и характеристики социальных институтов. Рассмотрите объективистский, системно– и структурно–функциональный, феноменологический, конструктивистский, неоинституциональный подходы к пониманию социальных институтов. Актуализация потребностей и логика институализации социальных отношений. Институциональное конструирование. Акторы институционального конструировании. Структурно–функциональная модель института. Институты и рутины, обычаи, традиции. Проблема легитимации институтов. Рассмотрите социальные последствия и эффекты институализации в обществе. Социальные институты и социальные практики. Типология и виды социальных институтов: производственно-экономические, политические, социальные (в узком смысле), культуры и социализации, духовные (религиозные). Институциональные комплексы. Формальные и неформальные институты. Социально–исторические типы социальных институтов. Основные характеристики и признаки традиционных институтов. Модерные институты. Исторические «мосты» перехода от традиционных к современным институтам. Признаки и характеристики современных институтов. Изучите функционирование социальных институтов и институциональные изменения. Полифункциональность институтов. Принципы функционирования системы социальных институтов: взаимосвязь и совместимость институтов, автономность и специфичность. Институциональные средства и ресурсы как необходимое условие их эффективного функционирования. Знания, умения, навыки, компетенции, профессионализация в реализации институциональных функций. Обезличенность (деперсонификация) функциональных позиций и статусной структуры в институтах. Явные и латентные функции института. Функции и дисфункции института. Институциональные согласования и рассогласования. Проблема эффективности институтов и институциональных систем.
Обратите внимание на проблему соотношения устойчивости и изменчивости в социальных институтах. Институциональные инновации. Интересы, идеология и акторы институциональных изменений. Эволюционизм, революционный радикализм и осторожный реформизм в проведении институциональных изменений. Основные варианты институциональных изменений: дифференциация предметной области – дифференциация институтов; перерегуляция институциональных отношений, изменение исходных принципов. Стихийность и управляемость, системность – бесситемность (эффект «домино»), синхронность – несогласованность в процессах институциональных изменений. Изучите основные социальные институты. Семья и брак как социальный институт. Функции семьи. Классификация семьи и брака. Жизненный цикл семьи. Родство и родственные институциональные системы. Статусно–ролевая структура семьи. Развод как институциональная проблема. Кризисные явления в институте семьи и брака. Экономические институты, их типология и функции. Частная собственность, рынок, государственное регулирование как социальные институты. Финансовые институты. Институты формальной и неформальной (теневой) экономики. Институт производства, его исторические формы и функции. Институты общественного разделения труда и профессиональной деятельности. Институциональные особенности рынка труда, занятости и безработицы. Институты обмена и потребления. Институциональные трансформации в социально–экономической сфере современного российского общества. Изучите институциональную организацию в сфере политики и власти. Политические институты, агенты и группы. Рассмотрите гражданское общество и правовое государство как социальные институты. Противоречия и специфика институциональных трансформаций в политической сфере российского общества. Рассмотрите религию как социокультурный институт. Функции, формы и особенности религии. Ее место в современном обществе и взаимоотношения с государством. Институциональные особенности религии и церкви в российском обществе. Изучите образование как социальный институт общества. Институты образования и науки. Болонский процесс в сфере высшего образования в Европе и особенности институциональных преобразований образования в России. Рассмотрите институт общественного мнения. Изучите исторические особенности становления и современного развития институтов в социальной реальности российского общества. Влияние Византийской социальной организации и культуры на становление институтов в истории российского общества. Воздействие примера и практики восточной деспотии – Золотой орды на характер институализации. Доминирование государственного начала в общественной жизни. Непоследовательность и ограничения в правах сословий. Преобладание личностной зависимости, властного начала в отношениях. Противоречие между обесцениванием человека, как личности, как гражданина и институциональной ориентированностью не на функцию и позицию, а на личность. Снисходительное отношение к закону, его безусловности. Проблема легитимации формальных институтов. Характер взаимодействия формальных и неформальных институтов и социальных практик в российской социальной реальности. Неразвитость самоорганизации граждан, как акторов институционального конструирования. Социальная пассивность и стихийность протеста. Отражение в институтах и институциональных практиках идеологического противостояния «славянофилов» и «западников».
Рассмотрите особенности институциональных изменений в истории российского общества. Проанализируйте институциональные трансформации в российском обществе 1990–х гг. – начале XXI в.: направления, области, содержание, характер, акторы, противоречия и конфликты. Литература: [2]-[3], [5], [7]-[18], [22]-[23],[26]. Вопросы для самопроверки: 1. Каковы основные свойства и характеристики социальных институтов? 2. Какова роль социальных институтов в обществе? 3. Назовите виды социальных институтов. 4. В чем сущность формальных и неформальных институтов? 5. В чем сущность функциональных социальных институтов? 6. Охарактеризуйте институт семьи и брака. 7. Охарактеризуйте экономический институт. 8. Охарактеризуйте традиционные и современные институты. 9. Дайте характеристику политическому институту. 10. Обозначьте взаимосвязь между общественным мнением и прессой. 11. Назовите типы семьи. 12. Охарактеризуйте современное состояние науки. 13. Охарактеризуйте роль в обществе института религии. 14. Что представляют собой институциональные инновации? 15. Каковы институциональные трансформации в российском обществе 1990–х гг. – начале XXI в.? Тема 9. Социальная организация Понятие социальной организации. Взаимосвязь и взаимодействие социальных институтов и организаций. Строение организаций. Иерархия в организации. Цель как ключевой момент организации. Эффект синергии. Виды организаций. Корпорация. Бюрократия как организационная система. Семья как социальная организация. Внутриорганизационные тенденции. Лидерство в организации. Функционирование и развитие организаций. Процессы управления организациями. Выработка, принятие и реализация управленческих решений. Управляемость организаций. Проблемы оптимизации организаций. Организационные изменения.
Организационное поведение. Организационная, корпоративная культура. Организационная патология. Конфликты организации. Цель – сформировать представления о социальной организации. В результате изучения данной темы студент должен: · знать: · понятие социальной организации; · строение организаций; · виды организаций; · сущность функционирования и развития организаций; · особенности организационного поведения; · особенности организационной культуры; · теорию и методы исследования организаций и организационного поведения; · уметь: · давать характеристику социальной организации; · определять внутриорганизационные тенденции; · характеризовать сущность организационной патологии. Методические рекомендации по изучению темы: Внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом. Рассмотрите понятие социальной организации. Имейте ввиду, что социальные организации – реальные группы людей (в виде конкретных формальных и неформальных учреждений, организаций, объединений, союзов и других форм) с четко обозначенными целями и задачами, обладающие необходимыми и достаточными экономическими, властными, социальными и культурными ресурсами, средствами и технологиями для координации и контроля действий личностей, занимающих определенные позиции в институциональном пространстве, реализующих статусные права и обязанности в процессах осуществления институтами предписанных им функций. Выявите смысловое разнообразие содержания понятия организация: 1. Группа, объединение людей, стремящихся к достижению определенных целей организованным образом. 2. Способы руководства и управления людьми и различными средствами. 3. Способы координации функций, гармонизации усилий и направление их результатов на достижение определенной цели совокупностью людей, выполняющих частные задачи. 4. Способ организации общественной жизни находящий отражение в формировании и существовании социального порядка. 5. Процесс упорядочения или упорядоченности как результата этого процесса. Установите взаимосвязь и взаимодействие социальных институтов и организаций. Рассмотрите строение организаций. Иерархия в организации. Эффект синергии. Изучите виды организаций: формальные, полуформализованные, неформальные. Виды организаций по объектно–предметным сферам жизнедеятельности в обществе: производственные, финансово–экономические, политические, административно-управленческие, социально–инфраструктурные, социокультурные, религиозные и др. Коммерческие, некоммерческие организации. Корпорация. Бюрократия как организационная система. Семья как социальная организация. Рассмотрите внутриорганизационные тенденции; к единству и консолидации; к координации и централизации; привлечения специалистов к руководству отдельными делами, создание специализированного центрального руководства. Лидерство в организации.
Обратите внимание на функционирование и развитие организаций. Процессы управления организациями. Выработка, принятие и реализация управленческих решений. Управляемость организаций. Проблемы оптимизации организаций. Организационные изменения. Организационное поведение. Организационная, корпоративная культура. Конфликты организации. Литература: [2]-[3], [5], [7]-[16], [18], [22]-[23],[26]. Вопросы для самопроверки: 1. Каково понятие социальной организации? 2. Можно ли социальную организацию представить как целостную социальную систему? 3. Каково строение организаций? 4. Назовите виды организаций. 5. В чем сущность формальных и неформальных организаций? 6. Охарактеризуйте деловые организации. 7. Дайте характеристику общественным союзам, ассоциациям. 8. Что представляет собой иерархия организации? 9. Назовите факторы эффективного функционирования организаций. 10. Каково место цели, способа управления в функционировании организации? 11. Каковы особенности организационного поведения? 12. Каковы особенности организационной культуры? 13. В чем выражается организационная патология?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.211.49 (0.011 с.) |