Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Культура как социальный феноменСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Многообразные подходы к определению культуры. Культура и природа. Культурные универсалии. Культура и деятельность. Понятие культурного комплекса. Функции культуры. Основные компоненты и базисные элементы культуры. Язык как предпосылка возникновения и развития культуры. Идеология в системе культуры. Менталитет. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Культурная статика и культурная динамика. Развитие культуры. Культура как фактор социальных изменений. Этноцентризм и культурный релятивизм. Воспроизводство, трансмиссия и трансляция культуры. Межкультурное взаимодействие. Толерантность и конфликт культур. Глобализация и локальная культура. Культурная экспансия, культурный империализм. Виды и формы культуры: народная, массовая и элитарная культура. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Специфика молодежной культуры и социокультурных практик. Культурный тип и особенности социокультурных процессов в истории России. Свойства и характеристики культуры, тенденции их изменений в современной России. Цель - знание специфики культуры как социального феномена. В результате изучения данной темы студент должен: · знать: · основные компоненты и базисные элементы культуры; · особенности культуры как фактора социальных изменений; · социокультурное пространство общества; · виды и формы культуры; · функции культуры; · уметь: · давать характеристику многообразным культурным практикам; · характеризовать свойства культуры, тенденции ее изменений в современной России. Методические рекомендации по изучению темы: Рассмотрите многообразные подходы к определению культуры. Исходите из понимания, что культура – совокупность материальных и духовных продуктов осознанной, целенаправленной, творческой деятельности человека, ценностей, способов деятельности, объективированных и распространенных в общностях людей, передаваемые другим общностям и последующим поколениям. Изучите далее основные компоненты культуры: язык, ценности, верования, мифы, обычаи, нормы, и техника, их роль в жизнедеятельности общества и человека. Язык как предпосылка возникновения и развития культуры. Виды языка. Понятие о культурно–речевом статусе. Культурно-речевая среда. Элементы культурно–речевого поведения: привычки, манеры, этикет, кодекс чести. Стилизация поведения. Культурно–речевая стратификация. Иерархия форм языка: литературный и народно–разговорный язык, просторечие, территориальный и социальный диалекты, профессиональные «языки» и корпоративные жаргоны, слэнг субкультурных групп. Рассмотрите реальные и символические аспекты культуры. Миф в системе культуры. Базисные элементы культуры: понятия; отношения, конструируемые посредством понятий; ценности; нормы, правила, санкции. Традиции, обычаи, нравы, законы в системе культуры. Проанализируйте культурные универсалии. Понятие культурного комплекса. Идеология в системе культуры. Менталитет. Обратите внимание на культурную статику и культурную динамику. Развитие культуры: культурная диффузия, аккультурация, культурный лаг и др. Процессы изменений культуры. Рассмотрите этноцентризм и культурный релятивизм. Межкультурное взаимодействие: мультикультурность, культурное доминирование, культурная дискриминация, политкорректность. Толерантность и конфликт культур. Глобализация и локальная культура. Культурная экспансия, культурный империализм. Проанализируйте социокультурное пространство общества. Виды и формы культуры: народная, массовая и элитарная культура. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Субкультуры и субкультурные практики. Обратите внимание на специфику молодежной культуры и социокультурных практик в их многообразии: трудовые, бытовые, досуговые, сексуальные и др. Многообразие культурных форм и состояний. Воспроизводство, трансмиссия и трансляция культуры. Изучите функции культуры. Механизмы ее влияния на жизнь индивидов, групп и общностей людей: социализация; установление и распространение ценностей; образцы действий и поведения; модели действий и поведения, предметов, институтов, произведений искусства. Особое внимание обратите на культурный тип и особенности социокультурных процессов в истории России. Свойства и характеристики культуры, тенденции их изменений в современной России. Литература: [2]-[3], [5], [7]-[16], [18], [21]-[23],[26]. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите основные компоненты культуры. 2. Что представляют собой культурные универсалии? 3. Как соотносятся культура и природа, культура и деятельность? 4. Что представляют собой культурная статика и культурная динамика? 5. Обозначьте место и значение культурных ценностей в социально-историческом развитии общества. 6. В чем сущность изменений культуры? 7. Охарактеризуйте понятия культурного развития и культурной деградации. 8. Как влияет культура на социальные и экономические отношения? 9. Охарактеризуйте многообразие культурных практик. 10. Назовите виды и формы культуры. 11. Назовите функции культуры. 12. Каковы особенности социокультурных процессов в истории России? Тема 5. Общество как социальная система Общество как универсальный способ организации социальных связей. Основные отличительные черты и признаки общества. Единство, целостность, устойчивость – атрибуты общества. Общество как социальная система. Структура общественной системы. Сферы и институты общества. Подсистемы общества и их функции. Типология и эволюция общества. Возникновение ранних государств. Правовое и тоталитарное государство. Гражданское общество как идеал и реальность. Мировая система и процессы глобализации. Формирование мировой системы. Социально-культурные особенности российского общества. Место России в мировом сообществе. Понятие социального пространства общества. Исторические и социокультурные особенности социального пространства в России. Границы социального пространства. Параметры социального пространства и его многомерность. Качественные и количественные характеристики социального пространства. Социальная структура. Критерии определяющие структурированность социального пространства. Исторические факторы и условия, определяющие особенности социального структурирования в России. Социальная структура современной России. Цель – познакомить студентов с понятием обществом как социальная система. В результате изучения данной темы студент должен: · знать: · основные отличительные черты и признаки общества; · структуру общественной системы; · сферы и институты общества; · подсистемы общества и их функции; · типологию и эволюцию общества; · мировую систему и процессы глобализации; · социально-культурные особенности российского общества; · понятие социального пространства; · исторические и социокультурные особенности социального пространства в России; · границы и состояния социального пространства; · понятие социальной структуры; · уметь: · называть качественные и количественные характеристики социального пространства; · указывать критерии, определяющие структурированность социального пространства; · характеризовать место России в мировом сообществе. Методические рекомендации по изучению темы: Внимательно изучите теоретический материал. Рассмотрите общество как универсальный способ организации социальных связей; как совокупность индивидов, объединенных на определенной территории воспроизводимой социальной связью, сохраняющих устойчивость этого объединения на протяжении длительного исторического времени. Проанализируйте основные отличительные черты и признаки общества: 1. Общая территория проживания населения. 2. Способность поддерживать, воспроизводить, высокую интенсивность социальной связи. Единство, целостность, устойчивость – атрибуты общества. Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Э. Шилз об источниках устойчивости общества. Роль социальных структур в поддержании и воспроизводстве устойчивости общества. 3. Автономность и высокий уровень саморегуляции. 4. Интегрирующее индивидов духовное единство. Рассмотрите общество как социальную систему. Изучите структуру общественной системы. Сферы и институты общества. Взаимное влияние сфер общества. Подсистемы общества (культурная, политическая, экономическая, социальная и др.) и их функции. Рассмотрите механизмы развития и разрушения общества. Понятие аномии. Изучите типологию и эволюцию общества. Социобиологическая эволюция общества. Зоологические объединения. Человеческое стадо. Дописьменные и письменные, сложные и простые общества; Классификации обществ по критерию занятий: охота и собирательство, огородничество, пастушество и земледелие. Аграрные и индустриальные общества. Ф. Тённис: общества типа Gemeinschaft и Gesellschaft. Формационная концепция общества К. Маркса. Классификация обществ Д. Белла: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Дж. Сорос. Открытое и закрытое общество. Возникновение ранних государств. Правовое и тоталитарное государство. Гражданское общество как идеал и реальность. Особое внимание уделите мировой системе и процессам глобализации. Рассмотрите формирование мировой системы. Глобальное общество. Представление о мировой системе: узкое и широкое значение. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Теория модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. Глобализация и глокализация. Глобализация: преимущества, минусы и кризисы. Обозначьте особенности модернизации и развития капитализма в современном российском обществе 1990–х гг. – начала XXI в. Социально-культурные особенности российского общества. Место России в мировом сообществе. Рассмотрите понятие социального пространства. Социальное пространство – объективно существующая данность наличной социальной реальности, в виде совокупности определенным образом упорядоченных социальных позиций, взаимосвязанных и соотносимых между собой, образующих общий и структурированный континуум. Установите взаимосвязь социального пространства с природно-географическим пространством. Территориальное и социальное пространство. Население как категория социального пространства. Общество и его формы как социальное пространство. Исторические и социокультурные особенности социального пространства в России. Ознакомьтесь с социально – пространственной структурой российского общества. Трансформационные процессы в российском социальном пространстве: история и современность. Обратите внимание на статусы и комплексы статусов (группа) как структурные единицы социального пространства. Границы социального пространства. Социальное пространство и социальное поле. Социальное пространство и социальная среда. Состояния социального пространства: связность и дискретность, определенность и неопределенность, упорядоченность и дезорганизованность, структурированность и аморфность, гомогенность и гетерогенность, эгалитарность и иерархичность. Рассмотрите параметры социального пространства и его многомерность. Качественные и количественные характеристики социального пространства. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как количественный показатель качественного состояния социального пространства. Представления о социальном (человеческом) капитале. Изучите понятие социальной структуры общества. Выявите критерии, определяющие структурированность социального пространства: позиция в сфере занятости, размер получаемого дохода, позиция во властной структуре, престиж, социогрупповая самоидентификация. Рассмотрите структурные измерения социального пространства: социально-территориальная структура, социальная структура (в узком смысле слова), социально-демографическая структура, институциональная структура, профессионально-квалификационная структура, этническая структура, субкультурная структура. Рассмотрите исторические факторы и условия, определяющие особенности социального структурирования в России. Ознакомьтесь с социальной структурой современной России. Литература: [2]-[3], [5], [7]-[16], [18], [22]-[23],[26]. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите признаки общества. 2. Назовите типы обществ. 3. Что представляет собой гражданское общество? 4. Каковы особенности формирования социальной системы? 5. Каковы механизмы развития и разрушения общества? 6. В чем сущность понятия аномии? 7. Каковы социально-культурные особенности российского общества? 8. Какое место занимает Россия в мировом сообществе? 9. Что включает в себя понятие социального пространства? 10. Каковы границы социального пространства? 11. Что представляет собой социальная структура общества? 12. Каковы исторические факторы и условия, определяющие особенности социального структурирования в России?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.007 с.) |