Типы выборки и их основные характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы выборки и их основные характеристики



 

Тип выборки Основные этапы выборки
Механическая · выбор группы (коллектив, общественное объединение и т.д.) · выбор единицы отбора (элемента имеющего типичные для всей группы признаки); · среди единиц отбора выбираются единицы анализа.
Серийная · генеральная совокупность делится по заданному признаку (пол, возраст, род занятий); · генеральная совокупность делится на однородные части (серии); · из каждой серии отбираются респонденты, их число должно быть пропорционально числу элементов серии.
Гнездовая · в качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы.
Целенаправленная: 1. Метод стихийной выборки 2. Метод основного массива 3. Метод квотной выборки · т.е. почтовый опрос телезрителей, читателей газет и т.д.; · опрашивается 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность; · отбор определенного количества респондентов по ряду признаков (доход, образование, возраст и т.д.).

 

Достоверным (репрезентативным) считается исследование, при котором отклонения по контрольным признакам в выборочной совокупности от генеральной совокупности не превышает 5%.

В зависимости от объема генеральной совокупности производятся расчеты репрезентативности выборки. К примеру, при пилотажном опросе, небольшой генеральной совокупности (например, филиала компании 100-200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах же всей компании достаточно будет опросить 25% от общего числа сотрудников.

При сборе первичных данных в социологии используются четыре основных метода:

1) опрос (анкетирование и интервьюирование);

2) анализ документов (качественный и количественный);

3) наблюдение (включенное и невключенное);

4) эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но и учителя, следователи, журналисты, врачи. Социологический опрос отличается от простого опроса следующим:

· количеством опрошенных (сотни, тысячи респондентов);

· достоверностью и объективностью (данные обрабатываются математически, усредняются, соблюдаются все научно-методические требования);

· цель опроса (расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины).

Анкетный опрос заключается в опрашивании респондентов, которые являются носителями информации, с помощью опросных листов.

Опросный лист (анкета) – документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных определенному количеству респондентов.

Вопросы анкет различаются:

ü по содержанию (это обусловлено характером информации);

ü по форме:

· открытые – предусматривают свободную форму ответа;

· закрытые – “нужное подчеркнуть”;

· полузакрытого типа – добавление к списку ответов фразы “другие …”;

· прямые – устанавливающие наличие или отсутствие факта;

· косвенные – применяют, когда речь идет о мотивах поведения, мнениях;

· личные;

· безличные.

При составлении анкеты необходимо соблюдать следующие основные требования:

· вопрос должен строго соответствовать тому операционному понятию, которое он описывает или измеряет;

· текст вопроса должен быть сформулирован лексически и грамматически корректно;

· количество слов в вопросе не должно превышать 10-12 слов;

· соответствовать культурному и образовательному уровню респондента.

Интервью – заранее запрограммированная беседа с респондентом.

Задача интервьюира состоит в том, чтобы объективно зафиксировать ответы, не нарушая при этом нормы проведения опроса, в частности, не изменять формулировки и очередность вопросов.

Принято выделять следующие виды интервью:

· свободное – применяется на начальном этапе исследования, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов;

· глубинное – применяется при выяснении общественного мнения по определенному кругу вопросов;

· направленное – изучает общественное мнение о конкретном факте.

Особое место в практике СИ занимает анализ документов. Как правило, социолог в своей работе имеет дело с письменными документами (статистический отчет, статья, очерк, заметка в СМИ).

Наиболее распространенными методами анализадокументов считают:

· традиционный анализ – толкование содержания документа социологом. Слабостью этого метода является субъективизм;

· формализованный (контент-анализ) метод анализа документов – это научный анализ документов.

Суть контент-анализа заключается в подсчете смысловых единиц (позитивная или негативная информация авторов, качества личности) в информационном массиве (тексте, аудиозаписи). Этот метод используют в следующих случаях:

· когда требуется высокая степень точности или объективности;

· при большом объеме несистематизированного материала;

· при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью.

Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение.

Наблюдение – один из методов СИ, который заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.

Выделяют две основных разновидности наблюдения: включенное и невключенное.

При включенном наблюдении – исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми.

При невключенном наблюдении – исследователь вне изучаемого объекта.

Эксперимент – общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях.

В отличии от физики, химии и психологии, в социологии этот метод используют крайне редко.

Виды эксперимента:

  • натурный – проводится в малых группах;
  • мысленный (модельный) – встречается в СИ, где есть методы статистического анализа.
  • Констатирующий – исследование существующего положения дел в группе
  • Формирующий – введение в к.л. процесс переменных, то есть изменяемых факторов
  • Итоговый – исследование контингента на «выходе» после проведения формирующего эксперимента
  • Линейный – тип эксперимента, не предполагающий наличие контрольных и экспериментальных групп. Совокупность на «выходе» сравнивается сама с собой
  • Параллельный ­– предполагает наличие контрольной и нескольких экспериментальных групп, переменные вводятся в экспериментальных группах, в ходе итогового эксперимента сопоставляются данные по контрольной и экспериментальным группам
  • Перекрестный – предполагает наличие контрольной и нескольких экспериментальных групп. Переменные в ходе формирующего эксперимента «перекрещиваются» между экспериментальными группами, что позволяет выявить эффективность воздействия того или иного фактора. В итогом эксперименте данные сопоставляются.

Анализ данных, полученных в результате СИ, начинается с проверки качества заполнения опросных листов. Анкета подлежит обработке, если респондент ответил на 85-90% основных вопросов. Допущенные к обработке документы нумеруются. Открытые вопросы в анкетах кодируются. Кодировка – является связующим звеном между качественной и количественной информацией.

Для обработки социологической информации используют шкалу измерений. Ядов отмечает, что измерение – это процедура, с помощью которой измеримый объект сравнивается с эталоном и получает выражение в определенном масштабе или шкале. В социологии применяются различные типы шкал, основными из которых являются:

· номинальная шкала – фиксирует объективные признаки и характеристики (пол, возраст, образование);

· ранговая шкала – здесь показатели располагаются по значимости, предпочтительности вариантов ответа с точки зрения опрашиваемого субъекта (холодно, тепло, горячо);

· интервальная шкала – где объективные признаки распределяются по общепринятым искусственным эталонам (по этой шкале измеряются в основном те признаки и свойства, значение которых можно выразить числом, это – возраст, стаж работы и т.д.).

Далее первичная социологическая информация группируется. Респонденты зачисляются в группу в соответствии с выбранным признаком. Каждой группе респондентов соответствует число, характеризующее количественный состав группы (n1, n2, n3 … nx). Этот ряд чисел называют рядом распределения.

Итоги анализа информации отражаются в отчете.

Отчет о проведении СИ включает в себя следующие разделы:

· I раздел – содержит обоснование актуальности изучаемой проблемы и характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации и т.д.).

· II раздел – в нем дается характеристика объекта по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и т.д.).

· последующие разделы – включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

· заключение отчета – как правило, представлено в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах.

Задания к разделу 3:

  1. Напишите тему своей курсовой/дипломной работы. Выделите объект, предмет, цель и задачи своей работы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните суть формирующего эксперимента ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Приведите пример перекрестного эксперимента ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 312278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.014 с.)