Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы выборки и их основные характеристикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Достоверным (репрезентативным) считается исследование, при котором отклонения по контрольным признакам в выборочной совокупности от генеральной совокупности не превышает 5%. В зависимости от объема генеральной совокупности производятся расчеты репрезентативности выборки. К примеру, при пилотажном опросе, небольшой генеральной совокупности (например, филиала компании 100-200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах же всей компании достаточно будет опросить 25% от общего числа сотрудников. При сборе первичных данных в социологии используются четыре основных метода: 1) опрос (анкетирование и интервьюирование); 2) анализ документов (качественный и количественный); 3) наблюдение (включенное и невключенное); 4) эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но и учителя, следователи, журналисты, врачи. Социологический опрос отличается от простого опроса следующим: · количеством опрошенных (сотни, тысячи респондентов); · достоверностью и объективностью (данные обрабатываются математически, усредняются, соблюдаются все научно-методические требования); · цель опроса (расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины). Анкетный опрос заключается в опрашивании респондентов, которые являются носителями информации, с помощью опросных листов. Опросный лист (анкета) – документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных определенному количеству респондентов. Вопросы анкет различаются: ü по содержанию (это обусловлено характером информации); ü по форме: · открытые – предусматривают свободную форму ответа; · закрытые – “нужное подчеркнуть”; · полузакрытого типа – добавление к списку ответов фразы “другие …”; · прямые – устанавливающие наличие или отсутствие факта; · косвенные – применяют, когда речь идет о мотивах поведения, мнениях; · личные; · безличные. При составлении анкеты необходимо соблюдать следующие основные требования: · вопрос должен строго соответствовать тому операционному понятию, которое он описывает или измеряет; · текст вопроса должен быть сформулирован лексически и грамматически корректно; · количество слов в вопросе не должно превышать 10-12 слов; · соответствовать культурному и образовательному уровню респондента. Интервью – заранее запрограммированная беседа с респондентом. Задача интервьюира состоит в том, чтобы объективно зафиксировать ответы, не нарушая при этом нормы проведения опроса, в частности, не изменять формулировки и очередность вопросов. Принято выделять следующие виды интервью: · свободное – применяется на начальном этапе исследования, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов; · глубинное – применяется при выяснении общественного мнения по определенному кругу вопросов; · направленное – изучает общественное мнение о конкретном факте. Особое место в практике СИ занимает анализ документов. Как правило, социолог в своей работе имеет дело с письменными документами (статистический отчет, статья, очерк, заметка в СМИ). Наиболее распространенными методами анализадокументов считают: · традиционный анализ – толкование содержания документа социологом. Слабостью этого метода является субъективизм; · формализованный (контент-анализ) метод анализа документов – это научный анализ документов. Суть контент-анализа заключается в подсчете смысловых единиц (позитивная или негативная информация авторов, качества личности) в информационном массиве (тексте, аудиозаписи). Этот метод используют в следующих случаях: · когда требуется высокая степень точности или объективности; · при большом объеме несистематизированного материала; · при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью. Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение. Наблюдение – один из методов СИ, который заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли. Выделяют две основных разновидности наблюдения: включенное и невключенное. При включенном наблюдении – исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. При невключенном наблюдении – исследователь вне изучаемого объекта. Эксперимент – общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях. В отличии от физики, химии и психологии, в социологии этот метод используют крайне редко. Виды эксперимента:
Анализ данных, полученных в результате СИ, начинается с проверки качества заполнения опросных листов. Анкета подлежит обработке, если респондент ответил на 85-90% основных вопросов. Допущенные к обработке документы нумеруются. Открытые вопросы в анкетах кодируются. Кодировка – является связующим звеном между качественной и количественной информацией. Для обработки социологической информации используют шкалу измерений. Ядов отмечает, что измерение – это процедура, с помощью которой измеримый объект сравнивается с эталоном и получает выражение в определенном масштабе или шкале. В социологии применяются различные типы шкал, основными из которых являются: · номинальная шкала – фиксирует объективные признаки и характеристики (пол, возраст, образование); · ранговая шкала – здесь показатели располагаются по значимости, предпочтительности вариантов ответа с точки зрения опрашиваемого субъекта (холодно, тепло, горячо); · интервальная шкала – где объективные признаки распределяются по общепринятым искусственным эталонам (по этой шкале измеряются в основном те признаки и свойства, значение которых можно выразить числом, это – возраст, стаж работы и т.д.). Далее первичная социологическая информация группируется. Респонденты зачисляются в группу в соответствии с выбранным признаком. Каждой группе респондентов соответствует число, характеризующее количественный состав группы (n1, n2, n3 … nx). Этот ряд чисел называют рядом распределения. Итоги анализа информации отражаются в отчете. Отчет о проведении СИ включает в себя следующие разделы: · I раздел – содержит обоснование актуальности изучаемой проблемы и характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации и т.д.). · II раздел – в нем дается характеристика объекта по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и т.д.). · последующие разделы – включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы. · заключение отчета – как правило, представлено в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Задания к разделу 3:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 312354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.009 с.) |