Раздел 7. Социальные группы, общности и организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. Социальные группы, общности и организации



Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.

Это понятие относится к наиболее фундаментальным в современной социологии.

Русский социолог Г.С. Антипова определила социальную группу как объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно функции в структуре социального разделения труда и деятельности.

Американский социолог Р. Мертон определил социальную группу как объединение индивидов, общающихся друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и являющихся членами этой группы с точки зрения других.

Основные черты социальной группы это:

· взаимодействие;

· принадлежность;

· единство.

Не только общество, но и человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека (мышление, речь, язык, нравственность) являются итогом групповой деятельности. Именно в группе рождаются: нормы, ритуалы, правила, традиции и т.д.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать.

Условные и реальные.

· Условные (номинальные) группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе название - социальные категории.

Социальные категории – искусственно сконструированные группы населения, необходимые для анализа в хозяйственной практике.

· Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:

ü пол – мужчины и женщины;

ü доход – богатые, бедные, зажиточные;

ü национальность – русские, англичане, турки;

ü возраст – дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

ü родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовы;

ü профессия (род занятий) – водители, учителя, военнослужащие;

ü место жительства – горожане, сельчане;

Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых.

Первичные и вторичные.

Впервые эту классификацию предложил Ч. Кули.

· Первичные группы – это контактные группы, где взаимодействие происходит непосредственно, “лицом к лицу”. Для такой группы характерно межличностное взаимодействие и взаимная поддержка.

· Вторичные группы – это группы, для которых характерно безличное взаимодействие субъектов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Люди входят во вторичные группы на основе желания получить какие-либо экономические, политические и другие выгоды.

Формальные и неформальные.

В основу такого деления кладется структура группы. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними признаками.

· Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из этой структуры выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой. Социальные связи обезличены.

· Неформальная структура является результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Неформальные связи возникают спонтанно.

Гетерогенные и гомогенные.

· Гетерогенные (разнородные) - это группы, субъекты которых различаются по квалификации и опыту;

· Гомогенные (однородные) – это группы, субъекты которых имеют сходство в квалификации и опыте.

Референтные.

Термин “референтная группа” был введен в научный оборот в 1948г. социологом Мустафой Шерифом. Он установил, что есть группы, которые существенно оказывают влияние на личность.

Группа, с которой личность отождествляет, идентифицирует себя и в которую она стремится попасть, называется – референтной (эталонной).

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными;

· Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

· Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы;

· Территориальные – выходцы из одной местности (земляки).

По мнениюН.Смелзера, группы выполняют определенные функции:

· социализации, которая обуславливает овладение человеком необходимыми умениями и навыками;

· инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей; команда КВН, отряд спасателей, бригада рабочих – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе;

· экспрессивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы;

· поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях; они ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности.

Малая группа является связующим звеном между индивидом, с одной стороны, и большой группой, обществом в целом, с другой.

Дж. Хоманс дал такое определение малой группе – это определенное число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно малочисленных и имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников.

Отличительными признаками малой группы являются:

· ограниченное число членов;

· стабильный состав;

· информационная насыщенность общения;

· чувство принадлежности к группе.

В состав малой группы могут входить от 3 до 30 человек. При большом количестве людей группа разбивается на подгруппы. Исходными социальными формами динамики межличностного общения в малой группе являются подгруппы:

· диада – 2 человека. Для нее характерен высокий уровень эмоционального восприятия, постоянный контакт, обмен знаками внимания. Активно формируются социально-психологические чувства любви, дружбы, ненависти;

· триада – 3 человека. Она более стабильна, чем диада, в ней меньше интимности и эмоций. Индивиды более самостоятельны. Здесь с мнением двоих трудно бороться в одиночку;

· квадра – эта четверка наиболее совместимых между собой субъектов с дуальными, зеркальными отношениями. Для нее характерны: максимальная продуктивность деятельности, взаимодополнение друг друга, кооперация.

Под социальной общностью понимают – большую группу людей объединенных социальной связью. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие одинаковый статус, культурные запросы, этнические признаки.

Этническая общность (кровнородственная) – группа людей, связанных общим происхождением и длительным совместным существованием.

К ним относятся: племя, клан, народность, нация, семья, род. Все они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой является семья.

Семья – наименьшая кровно-родственная группа людей, связанных единым происхождением.

Несколько семей, вступающих в союз, образуют - род.

Объединяясь между собой, рода образуют - клан (кланы сохраняют общую собственность на землю, кровную месть).

Объединившись, кланы, образуют – племя.

Древнейшая этническая общность – племя основано на родовых и социальных связях. Племя – более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов (у них есть: язык, диалект, территория, вождь, общие церемонии). В ходе цивилизации на первый план вышли социальные связи между людьми, племя сменяет другой тип общности – народность, а её в свою очередь нация.

Народность – этническая общность, стоящая между племенами и нацией. Этот тип этнической общности возник в эпоху рабовладения и представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.

Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Термин “ организация ” (от фран. оrganisation – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

1) как элемент социальной структуры общества;

2) как вид деятельности какой-либо группы;

3) как степень внутренней упорядоченности элементов системы.

В социологии ключевым понятием является – элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Социальная организация всегда соответствует следующим критериям:

1) наличие общей цели, на достижение которой направлена деятельность организации;

2) наличие статусно-ролевой иерархии;

3) наличие норм и требований для индивидов, входящих в организацию;

4) наличие функциональной специализации.

Цель - является ключевым элементом социальной организации. Выделяют три взаимосвязанных вида организационных целей:

· цели–задания. Они сформированы как программа общих действий, на основе рекомендаций, выданных извне;

· цели-ориентации. Это так называемая миссия организации. Совокупность стратегических целей субъектов организации;

· цели-системы. Желание коллектива сохранить как самостоятельное организационное целое.

В типологии организаций наиболее отчетливо выделяются два основных типа: формальная организация и неформальная. Их отличает друг от друга степень формализации существующих в ней связей и взаимодействий.

Неформальная организация – это система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами.

Как правило, неформальная организация – это стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей (взаимная симпатия, общие интересы, дружеские отношения).

Для этого типа организациихарактерно:

1) незапланированность возникновения (спонтанность);

2) параллельное существование и функционирование наряду с формальной организацией;

3) не служебное содержание межличностных отношений.

Формальная организация – это форма отношений, существующая внутри официально сформированного коллектива, в которой система взаимодействий регламентирована должностными инструкциями, приказами и распоряжениями.

Социальная структура формальной организации, с социологической точки зрения, имеет следующие черты:

1) рациональность (т.е. в основе формирования и функционирования организации лежит принцип полезности, целесообразности, мотивация на достижение цели);

2) безличностность (т.е. связи между членами организации обезличены);

3) служебные отношения (т.е. предусмотрена регуляция только служебных отношений);

4) наличие персонала (т.е. поддержание устойчивости, координации и эффективности организации осуществляется административным персоналом, ответственным за эту работу);

5) функциональность (т.е. вся деятельность организации подчинена функциональным целям).

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

· добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (клубы, религиозные объединения, партии);

· принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (психиатрические лечебницы, тюрьмы, армия);

· утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы).

Выделяют также социальные организации бюрократического типа.

Под бюрократией понимается механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти.

Социологическая концепция бюрократии была разработана М. Вебером. В ней он видел оптимальную систему управления, основанную на принципах рационализации.

М. Вебер (в 1946 году) выделил 7 основных характеристик бюрократии внутри организации:

1) разделение труда (обусловленное правилами и законами);

2) порядок подчиненности (представлен в виде иерархической лестницы);

3) публичная канцелярия (документы, регистрирующие сведения о деятельности организации);

4) официальная процедура подготовки и переподготовки должностных лиц организации;

5) штатные сотрудники все внимание уделяют деятельности организации;

6) правила – общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы;

7) лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление выполнять установленные ею правила и регламенты.

По Веберу, положительным в бюрократии является:

· высокая хозяйственно – экономическая эффективность;

· точность;

· оперативность;

· субординация;

· единоначалие;

· регламентация;

· сведения к минимуму конфликтных ситуаций.

Отрицательным:

· отсутствие гибкости;

· ситуативного подхода в управлении;

· абсолютизация формальных методов работы;

· неумение адаптировать средства и цели;

· отсутствие стимулирования в развитии творческого потенциала у работников;

· тормозящее влияние бюрократии на нововведения.

 

Задания к разделу 7

1. Назовите положительные и отрицательные черты бюрократии в России ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приведите примеры малых групп, в которые включены Вы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Приведите примеры референтных групп для подростка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Приведите примеры неформальных организаций ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Приведите примеры формальных групп

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.044 с.)