Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. История возникновения и развития социологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «Социология»
для студентов всех специальностей и направлений подготовки
Ф.И.О. студента______________________________
Отделение __________________________________
Курс________________________________________
Группа______________________________________
Калуга 2014 Одобрено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Калужского филиала РАНХиГС, протокол № 3 от 20 февраля 2014 г.
Одобрено и рекомендовано к изданию Ученым советом Калужского филиала РАНХиГС, протокол № 3 от 24 марта 2014
Рабочая тетрадь по дисциплине «Социология»/ Калужский филиал РАНХиГС. – Калуга, 2014. - 50 с.
Уважаемые студенты! Учебно-методические материалы по учебным дисциплинам Вы сможете найти на информационном образовательном ресурсе филиала (Образовательном портале). Образовательный портал доступен всем пользователям корпоративной сети филиала по адресу http://op (т.е. с любого компьютера филиала). Также на образовательном портале Вы сможете найти базы данных дипломных проектов, электронных статей, видеолекций и видеосеминаров, учебных фильмов, интерактивные учебники и мультимедийные учебные пособия (в разделе «Электронная библиотека»).
Оглавление
Введение. 4 Раздел 1. Предметная область социологической науки. 5 Раздел 2. История возникновения и развития социологии. 7 Раздел 3. Методы социологического исследования. 17 Раздел 4. Личность как социальный тип и деятельный субъект. 22 Раздел 5. Социализация человека. 24 Раздел 6. Социальный контроль и девиантное поведение. 26 Раздел 7. Социальные группы, общности и организации. 28 Раздел 8. Общество и социальные институты.. 33 Раздел 9. Социальные институты.. 37 Раздел 10. Семья как социальный институт и малая группа. 38 Раздел 11. Социальная стратификация и неравенство. 41 Учебно-методическое и информационное обеспечение. 45
Введение Дисциплина «Социология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Учитывая, что социология выступает в качестве методологической основы анализа современного общества, перечень дисциплин, при изучении которых будут использоваться знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения курса социологии, очень широк. Курс социологии должен помочь студенту адаптироваться в обществе и в профессиональной среде. Курс необходим для знакомства с основными социологическими терминами, которыми каждый закончивший высшее учебное заведение должен свободно оперировать. Студенты должны понять условия и факторы, влияющие на формирование и развитие личности, стремиться рассматривать происходящие в обществе процессы через призму социологического (научного) анализа, применяя полученные знания при разрешении конкретных ситуаций. Социология, как учебный предмет, позволяет воспитывать толерантное отношение к представителям других культур, социальных и этнических групп. Основная цель изучения курса социологии студентом состоит в формировании социально компетентной личности. Задача данного учебного пособия состоит в том, чтобы предоставить студентам основные понятия, термины и ключевые аспекты курса социологии в теории и закрепить усвоение материала путем решения практических задач, сформулированных после каждого раздела. Справиться с выполнением заданий поможет информация пособия, информация из источников в сети Интернет, указанных в разделе «Литература и источники», а также книги, расположенные в библиотеке ИНФРА-М, доступ к которой студенты могут получить через образовательный портал Калужского филиала РАНХиГС.
Социология как самостоятельная область знания сформировалась относительно недавно – в 30 годы 19 века. Термин «социология» ввел в научный оборот в 1839 году французский философ и социолог Огюст Конт. Социология в переводе с латинского означает – «наука об обществе» или «учение об обществе». Под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирования и развитие предмет социологии - понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга, то есть социальные механизмы и взаимосвязи. Объектами изучения в социологии являются: микрогруппы (семья, компания друзей); макрогруппы (население города, рабочего поселка, производственные объединения); общность (рабочие, предприниматели, фермеры) и, наконец, общество. Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку. Социология – наука о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей. Структура социологического знания – упорядоченная совокупность информации, представлений научных понятий об обществе, как динамично функционирующей социальной системе. В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на: · общетеоретическую (макросоциология); · отраслевую (социология среднего уровня); · микросоциологию. Общетеоретическая социология (как макросоциологическое исследование) изучает общие закономерности функционирования и развития общества как целого. Отраслевая социология (социология среднего уровня) занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела: · исследование социальных институтов (образование, наука, культура, семья и др.); · исследование социальных общностей (территориальных образований, этнических общностей, профессиональных групп); · исследование социальных процессов (массовых коммуникаций, урбанизации, социальных конфликтов). Микросоциология – изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. Основные функции социологии
Задания к разделу 1
Часть № 2. Задания к разделу 2
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Задания к разделу 4
Задания к разделу 5
Задания к разделу 6 1. Приведите примеры типам поведения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первичные и вторичные. Впервые эту классификацию предложил Ч. Кули. · Первичные группы – это контактные группы, где взаимодействие происходит непосредственно, “лицом к лицу”. Для такой группы характерно межличностное взаимодействие и взаимная поддержка. · Вторичные группы – это группы, для которых характерно безличное взаимодействие субъектов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Люди входят во вторичные группы на основе желания получить какие-либо экономические, политические и другие выгоды. Формальные и неформальные. В основу такого деления кладется структура группы. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними признаками. · Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из этой структуры выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой. Социальные связи обезличены. · Неформальная структура является результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Неформальные связи возникают спонтанно. Гетерогенные и гомогенные. · Гетерогенные (разнородные) - это группы, субъекты которых различаются по квалификации и опыту; · Гомогенные (однородные) – это группы, субъекты которых имеют сходство в квалификации и опыте. Референтные. Термин “референтная группа” был введен в научный оборот в 1948г. социологом Мустафой Шерифом. Он установил, что есть группы, которые существенно оказывают влияние на личность. Группа, с которой личность отождествляет, идентифицирует себя и в которую она стремится попасть, называется – референтной (эталонной). В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными; · Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы; · Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы; · Территориальные – выходцы из одной местности (земляки). По мнениюН.Смелзера, группы выполняют определенные функции: · социализации, которая обуславливает овладение человеком необходимыми умениями и навыками; · инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей; команда КВН, отряд спасателей, бригада рабочих – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе; · экспрессивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы; · поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях; они ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности. Малая группа является связующим звеном между индивидом, с одной стороны, и большой группой, обществом в целом, с другой. Дж. Хоманс дал такое определение малой группе – это определенное число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно малочисленных и имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников. Отличительными признаками малой группы являются: · ограниченное число членов; · стабильный состав; · информационная насыщенность общения; · чувство принадлежности к группе. В состав малой группы могут входить от 3 до 30 человек. При большом количестве людей группа разбивается на подгруппы. Исходными социальными формами динамики межличностного общения в малой группе являются подгруппы: · диада – 2 человека. Для нее характерен высокий уровень эмоционального восприятия, постоянный контакт, обмен знаками внимания. Активно формируются социально-психологические чувства любви, дружбы, ненависти; · триада – 3 человека. Она более стабильна, чем диада, в ней меньше интимности и эмоций. Индивиды более самостоятельны. Здесь с мнением двоих трудно бороться в одиночку; · квадра – эта четверка наиболее совместимых между собой субъектов с дуальными, зеркальными отношениями. Для нее характерны: максимальная продуктивность деятельности, взаимодополнение друг друга, кооперация. Под социальной общностью понимают – большую группу людей объединенных социальной связью. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие одинаковый статус, культурные запросы, этнические признаки. Этническая общность (кровнородственная) – группа людей, связанных общим происхождением и длительным совместным существованием. К ним относятся: племя, клан, народность, нация, семья, род. Все они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой является семья. Семья – наименьшая кровно-родственная группа людей, связанных единым происхождением. Несколько семей, вступающих в союз, образуют - род. Объединяясь между собой, рода образуют - клан (кланы сохраняют общую собственность на землю, кровную месть). Объединившись, кланы, образуют – племя. Древнейшая этническая общность – племя основано на родовых и социальных связях. Племя – более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов (у них есть: язык, диалект, территория, вождь, общие церемонии). В ходе цивилизации на первый план вышли социальные связи между людьми, племя сменяет другой тип общности – народность, а её в свою очередь нация. Народность – этническая общность, стоящая между племенами и нацией. Этот тип этнической общности возник в эпоху рабовладения и представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Термин “ организация ” (от фран. оrganisation – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности элементов системы. В социологии ключевым понятием является – элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Социальная организация всегда соответствует следующим критериям: 1) наличие общей цели, на достижение которой направлена деятельность организации; 2) наличие статусно-ролевой иерархии; 3) наличие норм и требований для индивидов, входящих в организацию; 4) наличие функциональной специализации. Цель - является ключевым элементом социальной организации. Выделяют три взаимосвязанных вида организационных целей: · цели–задания. Они сформированы как программа общих действий, на основе рекомендаций, выданных извне; · цели-ориентации. Это так называемая миссия организации. Совокупность стратегических целей субъектов организации; · цели-системы. Желание коллектива сохранить как самостоятельное организационное целое. В типологии организаций наиболее отчетливо выделяются два основных типа: формальная организация и неформальная. Их отличает друг от друга степень формализации существующих в ней связей и взаимодействий. Неформальная организация – это система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами. Как правило, неформальная организация – это стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей (взаимная симпатия, общие интересы, дружеские отношения). Для этого типа организациихарактерно: 1) незапланированность возникновения (спонтанность); 2) параллельное существование и функционирование наряду с формальной организацией; 3) не служебное содержание межличностных отношений. Формальная организация – это форма отношений, существующая внутри официально сформированного коллектива, в которой система взаимодействий регламентирована должностными инструкциями, приказами и распоряжениями. Социальная структура формальной организации, с социологической точки зрения, имеет следующие черты: 1) рациональность (т.е. в основе формирования и функционирования организации лежит принцип полезности, целесообразности, мотивация на достижение цели); 2) безличностность (т.е. связи между членами организации обезличены); 3) служебные отношения (т.е. предусмотрена регуляция только служебных отношений); 4) наличие персонала (т.е. поддержание устойчивости, координации и эффективности организации осуществляется административным персоналом, ответственным за эту работу); 5) функциональность (т.е. вся деятельность организации подчинена функциональным целям). Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: · добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (клубы, религиозные объединения, партии); · принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (психиатрические лечебницы, тюрьмы, армия); · утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы). Выделяют также социальные организации бюрократического типа. Под бюрократией понимается механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти. Социологическая концепция бюрократии была разработана М. Вебером. В ней он видел оптимальную систему управления, основанную на принципах рационализации. М. Вебер (в 1946 году) выделил 7 основных характеристик бюрократии внутри организации: 1) разделение труда (обусловленное правилами и законами); 2) порядок подчиненности (представлен в виде иерархической лестницы); 3) публичная канцелярия (документы, регистрирующие сведения о деятельности организации); 4) официальная процедура подготовки и переподготовки должностных лиц организации; 5) штатные сотрудники все внимание уделяют деятельности организации; 6) правила – общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы; 7) лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление выполнять установленные ею правила и регламенты. По Веберу, положительным в бюрократии является: · высокая хозяйственно – экономическая эффективность; · точность; · оперативность; · субординация; · единоначалие; · регламентация; · сведения к минимуму конфликтных ситуаций. Отрицательным: · отсутствие гибкости; · ситуативного подхода в управлении; · абсолютизация формальных методов работы; · неумение адаптировать средства и цели; · отсутствие стимулирования в развитии творческого потенциала у работников; · тормозящее влияние бюрократии на нововведения.
Задания к разделу 7 1. Назовите положительные и отрицательные черты бюрократии в России ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Приведите примеры малых групп, в которые включены Вы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Приведите примеры референтных групп для подростка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Приведите примеры неформальных организаций ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Приведите примеры формальных групп __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задания к разделу 8 1. Опишите теорию происхождения общества, наиболее близкую вам. Ответ обоснуйте ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Раздел 9. Социальные институты
Термин “институт” от латинского institutum означает установление или
|
||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.014 с.) |