Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. История возникновения и развития социологии

Поиск

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

по дисциплине

«Социология»

 

для студентов всех специальностей и направлений подготовки

 

Ф.И.О. студента______________________________

 

Отделение __________________________________

 

Курс________________________________________

 

Группа______________________________________

 

Калуга 2014

 
 
 

Одобрено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Калужского филиала РАНХиГС, протокол № 3 от 20 февраля 2014 г.

 


Одобрено и рекомендовано к изданию Ученым советом Калужского филиала РАНХиГС, протокол № 3 от 24 марта 2014

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Социология»/ Калужский филиал РАНХиГС. – Калуга, 2014. - 50 с.

 

 

Уважаемые студенты!

Учебно-методические материалы по учебным дисциплинам Вы сможете найти на информационном образовательном ресурсе филиала (Образовательном портале). Образовательный портал доступен всем пользователям корпоративной сети филиала по адресу http://op (т.е. с любого компьютера филиала). Также на образовательном портале Вы сможете найти базы данных дипломных проектов, электронных статей, видеолекций и видеосеминаров, учебных фильмов, интерактивные учебники и мультимедийные учебные пособия (в разделе «Электронная библиотека»).

 


Оглавление

 

Введение. 4

Раздел 1. Предметная область социологической науки. 5

Раздел 2. История возникновения и развития социологии. 7

Раздел 3. Методы социологического исследования. 17

Раздел 4. Личность как социальный тип и деятельный субъект. 22

Раздел 5. Социализация человека. 24

Раздел 6. Социальный контроль и девиантное поведение. 26

Раздел 7. Социальные группы, общности и организации. 28

Раздел 8. Общество и социальные институты.. 33

Раздел 9. Социальные институты.. 37

Раздел 10. Семья как социальный институт и малая группа. 38

Раздел 11. Социальная стратификация и неравенство. 41

Учебно-методическое и информационное обеспечение. 45

 


Введение

Дисциплина «Социология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Учитывая, что социология выступает в качестве методологической основы анализа современного общества, перечень дисциплин, при изучении которых будут использоваться знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения курса социологии, очень широк.

Курс социологии должен помочь студенту адаптироваться в обществе и в профессиональной среде. Курс необходим для знакомства с основными социологическими терминами, которыми каждый закончивший высшее учебное заведение должен свободно оперировать.

Студенты должны понять условия и факторы, влияющие на формирование и развитие личности, стремиться рассматривать происходящие в обществе процессы через призму социологического (научного) анализа, применяя полученные знания при разрешении конкретных ситуаций.

Социология, как учебный предмет, позволяет воспитывать толерантное отношение к представителям других культур, социальных и этнических групп.

Основная цель изучения курса социологии студентом состоит в формировании социально компетентной личности.

Задача данного учебного пособия состоит в том, чтобы предоставить студентам основные понятия, термины и ключевые аспекты курса социологии в теории и закрепить усвоение материала путем решения практических задач, сформулированных после каждого раздела. Справиться с выполнением заданий поможет информация пособия, информация из источников в сети Интернет, указанных в разделе «Литература и источники», а также книги, расположенные в библиотеке ИНФРА-М, доступ к которой студенты могут получить через образовательный портал Калужского филиала РАНХиГС.


Раздел 1. Предметная область социологической науки

 

Социология как самостоятельная область знания сформировалась относительно недавно – в 30 годы 19 века. Термин «социология» ввел в научный оборот в 1839 году французский философ и социолог Огюст Конт. Социология в переводе с латинского означает – «наука об обществе» или «учение об обществе».

Под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирования и развитие предмет социологии - понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга, то есть социальные механизмы и взаимосвязи.

Объектами изучения в социологии являются: микрогруппы (семья, компания друзей); макрогруппы (население города, рабочего поселка, производственные объединения); общность (рабочие, предприниматели, фермеры) и, наконец, общество.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку.

Социология – наука о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.

Структура социологического знания – упорядоченная совокупность информации, представлений научных понятий об обществе, как динамично функционирующей социальной системе.

В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на:

· общетеоретическую (макросоциология);

· отраслевую (социология среднего уровня);

· микросоциологию.

Общетеоретическая социология (как макросоциологическое исследование) изучает общие закономерности функционирования и развития общества как целого.

Отраслевая социология (социология среднего уровня) занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела:

· исследование социальных институтов (образование, наука, культура, семья и др.);

· исследование социальных общностей (территориальных образований, этнических общностей, профессиональных групп);

· исследование социальных процессов (массовых коммуникаций, урбанизации, социальных конфликтов).

Микросоциология – изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

Основные функции социологии

Функции Направления
Познавательная · получение научных представлений о сущности и содержании социальных явлений; · изучение характера и закономерностей развития социальных явлений; · выработка научных прогнозов во всех сферах общества.
Практическая · разработка практических рекомендаций для улучшения механизмов социального управления; · научное обеспечение деятельности управленческих структур.
Прогностическая · составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества; · определение диапазона возможностей перед субъектами социальных отношений; а также альтернативных сценариев развития вероятных социальных процессов.
Идеологическая · в той или иной степени выражает интересы определенных социальных групп; · социологическая наука должна быть идеологически нейтральна; · задача социолога не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ социальных явлений.

 

Задания к разделу 1

  1. Социология изучает т.н. категорию «социальное». Поясните, как Вы понимаете данную категорию ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Приведите примеры социологических прогнозов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Приведите примеры макросоциологических и микросоциологических исследований ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Как вы думаете, почему социология как самостоятельная область знания выделяется в XIX веке? Каковы причины и предпосылки появления социологии? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Приведите пример социологических явлений, которые, по вашему мнению, могут считаться закономерными ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Огюст Конт ставил социологию на первое место в своей классификации наук. Как вы можете объяснить данную позицию? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть № 2.

Задания к разделу 2

  1. Проведите параллели с социологическими теориями Платона и Аристотеля и современными представлениями о структуре общества ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Может ли теория Т. Гоббса лежать в основе теории Гражданского общества? Возможно ли построение гражданского общества в современной России? (Свой ответ обоснуйте) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как соотносятся теории М. Вебера и Э. Дюркгейма? Можно ли пользоваться их постулатами в исследовании современного общества? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите основные, на ваш взгляд, минусы социологической теории К. Маркса ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, почему социология была фактически запрещена в 30-е гг XX века в Советской России? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите основной, по вашему мнению, показатель социальной стратификации современной России. Почему вы выделяете именно его? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Задания к разделу 4

  1. Назовите социальный регулятор в составе личности в теории З. Фрейда ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какая стадия из концепции Д.Г. Мида в большинстве случаев пропускается современными детьми. Ответ обоснуйте ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какая концепция (Э. Дюркгейма или З. Фрейда) является наиболее адекватной современным реалиям, по вашему мнению? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания к разделу 5

  1. Проанализируйте свое социальное положение и назовите свои:
    1. Главный статус _______________________________________________________
    2. Социальный статус ____________________________________________________
    3. Личный статус ________________________________________________________
    4. Предписанный статус __________________________________________________
    5. Приобретенный статус _________________________________________________
  2. Перечислите свои социальные роли ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Назовите агентов социализации, которые принимали участие в вашей социальной адаптации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Перечислите институты социализации, влияющие на вашу социализацию ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания к разделу 6

1. Приведите примеры типам поведения

    1. Конформизм __________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Инновация __________________________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Ритуализм __________________________________________________________________________________________________________________________________________
    4. Ретретизм ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
    5. Бунт ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Приведите примеры девиантного поведения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Приведите примеры делинкветного поведения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите основные, по вашему мнению, основные виды девиантного поведения для подросткового возраста

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Первичные и вторичные.

Впервые эту классификацию предложил Ч. Кули.

· Первичные группы – это контактные группы, где взаимодействие происходит непосредственно, “лицом к лицу”. Для такой группы характерно межличностное взаимодействие и взаимная поддержка.

· Вторичные группы – это группы, для которых характерно безличное взаимодействие субъектов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Люди входят во вторичные группы на основе желания получить какие-либо экономические, политические и другие выгоды.

Формальные и неформальные.

В основу такого деления кладется структура группы. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними признаками.

· Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из этой структуры выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой. Социальные связи обезличены.

· Неформальная структура является результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Неформальные связи возникают спонтанно.

Гетерогенные и гомогенные.

· Гетерогенные (разнородные) - это группы, субъекты которых различаются по квалификации и опыту;

· Гомогенные (однородные) – это группы, субъекты которых имеют сходство в квалификации и опыте.

Референтные.

Термин “референтная группа” был введен в научный оборот в 1948г. социологом Мустафой Шерифом. Он установил, что есть группы, которые существенно оказывают влияние на личность.

Группа, с которой личность отождествляет, идентифицирует себя и в которую она стремится попасть, называется – референтной (эталонной).

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными;

· Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

· Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы;

· Территориальные – выходцы из одной местности (земляки).

По мнениюН.Смелзера, группы выполняют определенные функции:

· социализации, которая обуславливает овладение человеком необходимыми умениями и навыками;

· инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей; команда КВН, отряд спасателей, бригада рабочих – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе;

· экспрессивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы;

· поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях; они ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности.

Малая группа является связующим звеном между индивидом, с одной стороны, и большой группой, обществом в целом, с другой.

Дж. Хоманс дал такое определение малой группе – это определенное число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно малочисленных и имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников.

Отличительными признаками малой группы являются:

· ограниченное число членов;

· стабильный состав;

· информационная насыщенность общения;

· чувство принадлежности к группе.

В состав малой группы могут входить от 3 до 30 человек. При большом количестве людей группа разбивается на подгруппы. Исходными социальными формами динамики межличностного общения в малой группе являются подгруппы:

· диада – 2 человека. Для нее характерен высокий уровень эмоционального восприятия, постоянный контакт, обмен знаками внимания. Активно формируются социально-психологические чувства любви, дружбы, ненависти;

· триада – 3 человека. Она более стабильна, чем диада, в ней меньше интимности и эмоций. Индивиды более самостоятельны. Здесь с мнением двоих трудно бороться в одиночку;

· квадра – эта четверка наиболее совместимых между собой субъектов с дуальными, зеркальными отношениями. Для нее характерны: максимальная продуктивность деятельности, взаимодополнение друг друга, кооперация.

Под социальной общностью понимают – большую группу людей объединенных социальной связью. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие одинаковый статус, культурные запросы, этнические признаки.

Этническая общность (кровнородственная) – группа людей, связанных общим происхождением и длительным совместным существованием.

К ним относятся: племя, клан, народность, нация, семья, род. Все они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой является семья.

Семья – наименьшая кровно-родственная группа людей, связанных единым происхождением.

Несколько семей, вступающих в союз, образуют - род.

Объединяясь между собой, рода образуют - клан (кланы сохраняют общую собственность на землю, кровную месть).

Объединившись, кланы, образуют – племя.

Древнейшая этническая общность – племя основано на родовых и социальных связях. Племя – более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов (у них есть: язык, диалект, территория, вождь, общие церемонии). В ходе цивилизации на первый план вышли социальные связи между людьми, племя сменяет другой тип общности – народность, а её в свою очередь нация.

Народность – этническая общность, стоящая между племенами и нацией. Этот тип этнической общности возник в эпоху рабовладения и представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.

Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Термин “ организация ” (от фран. оrganisation – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

1) как элемент социальной структуры общества;

2) как вид деятельности какой-либо группы;

3) как степень внутренней упорядоченности элементов системы.

В социологии ключевым понятием является – элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Социальная организация всегда соответствует следующим критериям:

1) наличие общей цели, на достижение которой направлена деятельность организации;

2) наличие статусно-ролевой иерархии;

3) наличие норм и требований для индивидов, входящих в организацию;

4) наличие функциональной специализации.

Цель - является ключевым элементом социальной организации. Выделяют три взаимосвязанных вида организационных целей:

· цели–задания. Они сформированы как программа общих действий, на основе рекомендаций, выданных извне;

· цели-ориентации. Это так называемая миссия организации. Совокупность стратегических целей субъектов организации;

· цели-системы. Желание коллектива сохранить как самостоятельное организационное целое.

В типологии организаций наиболее отчетливо выделяются два основных типа: формальная организация и неформальная. Их отличает друг от друга степень формализации существующих в ней связей и взаимодействий.

Неформальная организация – это система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами.

Как правило, неформальная организация – это стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей (взаимная симпатия, общие интересы, дружеские отношения).

Для этого типа организациихарактерно:

1) незапланированность возникновения (спонтанность);

2) параллельное существование и функционирование наряду с формальной организацией;

3) не служебное содержание межличностных отношений.

Формальная организация – это форма отношений, существующая внутри официально сформированного коллектива, в которой система взаимодействий регламентирована должностными инструкциями, приказами и распоряжениями.

Социальная структура формальной организации, с социологической точки зрения, имеет следующие черты:

1) рациональность (т.е. в основе формирования и функционирования организации лежит принцип полезности, целесообразности, мотивация на достижение цели);

2) безличностность (т.е. связи между членами организации обезличены);

3) служебные отношения (т.е. предусмотрена регуляция только служебных отношений);

4) наличие персонала (т.е. поддержание устойчивости, координации и эффективности организации осуществляется административным персоналом, ответственным за эту работу);

5) функциональность (т.е. вся деятельность организации подчинена функциональным целям).

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

· добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (клубы, религиозные объединения, партии);

· принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (психиатрические лечебницы, тюрьмы, армия);

· утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы).

Выделяют также социальные организации бюрократического типа.

Под бюрократией понимается механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти.

Социологическая концепция бюрократии была разработана М. Вебером. В ней он видел оптимальную систему управления, основанную на принципах рационализации.

М. Вебер (в 1946 году) выделил 7 основных характеристик бюрократии внутри организации:

1) разделение труда (обусловленное правилами и законами);

2) порядок подчиненности (представлен в виде иерархической лестницы);

3) публичная канцелярия (документы, регистрирующие сведения о деятельности организации);

4) официальная процедура подготовки и переподготовки должностных лиц организации;

5) штатные сотрудники все внимание уделяют деятельности организации;

6) правила – общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы;

7) лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление выполнять установленные ею правила и регламенты.

По Веберу, положительным в бюрократии является:

· высокая хозяйственно – экономическая эффективность;

· точность;

· оперативность;

· субординация;

· единоначалие;

· регламентация;

· сведения к минимуму конфликтных ситуаций.

Отрицательным:

· отсутствие гибкости;

· ситуативного подхода в управлении;

· абсолютизация формальных методов работы;

· неумение адаптировать средства и цели;

· отсутствие стимулирования в развитии творческого потенциала у работников;

· тормозящее влияние бюрократии на нововведения.

 

Задания к разделу 7

1. Назовите положительные и отрицательные черты бюрократии в России ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приведите примеры малых групп, в которые включены Вы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Приведите примеры референтных групп для подростка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Приведите примеры неформальных организаций ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Приведите примеры формальных групп

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задания к разделу 8

1. Опишите теорию происхождения общества, наиболее близкую вам. Ответ обоснуйте ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Раздел 9. Социальные институты

 

Термин “институт” от латинского institutum означает установление или



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.52 (0.014 с.)