Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. История возникновения и развития социологии↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «Социология»
для студентов всех специальностей и направлений подготовки
Ф.И.О. студента______________________________
Отделение __________________________________
Курс________________________________________
Группа______________________________________
Калуга 2014 Одобрено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Калужского филиала РАНХиГС, протокол № 3 от 20 февраля 2014 г.
Одобрено и рекомендовано к изданию Ученым советом Калужского филиала РАНХиГС, протокол № 3 от 24 марта 2014
Рабочая тетрадь по дисциплине «Социология»/ Калужский филиал РАНХиГС. – Калуга, 2014. - 50 с.
Уважаемые студенты! Учебно-методические материалы по учебным дисциплинам Вы сможете найти на информационном образовательном ресурсе филиала (Образовательном портале). Образовательный портал доступен всем пользователям корпоративной сети филиала по адресу http://op (т.е. с любого компьютера филиала). Также на образовательном портале Вы сможете найти базы данных дипломных проектов, электронных статей, видеолекций и видеосеминаров, учебных фильмов, интерактивные учебники и мультимедийные учебные пособия (в разделе «Электронная библиотека»).
Оглавление
Введение. 4 Раздел 1. Предметная область социологической науки. 5 Раздел 2. История возникновения и развития социологии. 7 Раздел 3. Методы социологического исследования. 17 Раздел 4. Личность как социальный тип и деятельный субъект. 22 Раздел 5. Социализация человека. 24 Раздел 6. Социальный контроль и девиантное поведение. 26 Раздел 7. Социальные группы, общности и организации. 28 Раздел 8. Общество и социальные институты.. 33 Раздел 9. Социальные институты.. 37 Раздел 10. Семья как социальный институт и малая группа. 38 Раздел 11. Социальная стратификация и неравенство. 41 Учебно-методическое и информационное обеспечение. 45
Введение Дисциплина «Социология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Учитывая, что социология выступает в качестве методологической основы анализа современного общества, перечень дисциплин, при изучении которых будут использоваться знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения курса социологии, очень широк. Курс социологии должен помочь студенту адаптироваться в обществе и в профессиональной среде. Курс необходим для знакомства с основными социологическими терминами, которыми каждый закончивший высшее учебное заведение должен свободно оперировать. Студенты должны понять условия и факторы, влияющие на формирование и развитие личности, стремиться рассматривать происходящие в обществе процессы через призму социологического (научного) анализа, применяя полученные знания при разрешении конкретных ситуаций. Социология, как учебный предмет, позволяет воспитывать толерантное отношение к представителям других культур, социальных и этнических групп. Основная цель изучения курса социологии студентом состоит в формировании социально компетентной личности. Задача данного учебного пособия состоит в том, чтобы предоставить студентам основные понятия, термины и ключевые аспекты курса социологии в теории и закрепить усвоение материала путем решения практических задач, сформулированных после каждого раздела. Справиться с выполнением заданий поможет информация пособия, информация из источников в сети Интернет, указанных в разделе «Литература и источники», а также книги, расположенные в библиотеке ИНФРА-М, доступ к которой студенты могут получить через образовательный портал Калужского филиала РАНХиГС.
Социология как самостоятельная область знания сформировалась относительно недавно – в 30 годы 19 века. Термин «социология» ввел в научный оборот в 1839 году французский философ и социолог Огюст Конт. Социология в переводе с латинского означает – «наука об обществе» или «учение об обществе». Под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирования и развитие предмет социологии - понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга, то есть социальные механизмы и взаимосвязи. Объектами изучения в социологии являются: микрогруппы (семья, компания друзей); макрогруппы (население города, рабочего поселка, производственные объединения); общность (рабочие, предприниматели, фермеры) и, наконец, общество. Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку. Социология – наука о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей. Структура социологического знания – упорядоченная совокупность информации, представлений научных понятий об обществе, как динамично функционирующей социальной системе. В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на: · общетеоретическую (макросоциология); · отраслевую (социология среднего уровня); · микросоциологию. Общетеоретическая социология (как макросоциологическое исследование) изучает общие закономерности функционирования и развития общества как целого. Отраслевая социология (социология среднего уровня) занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела: · исследование социальных институтов (образование, наука, культура, семья и др.); · исследование социальных общностей (территориальных образований, этнических общностей, профессиональных групп); · исследование социальных процессов (массовых коммуникаций, урбанизации, социальных конфликтов). Микросоциология – изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. Основные функции социологии
Задания к разделу 1
Часть № 2. Задания к разделу 2
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Задания к разделу 4
Задания к разделу 5
Задания к разделу 6 1. Приведите примеры типам поведения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первичные и вторичные. Впервые эту классификацию предложил Ч. Кули. · Первичные группы – это контактные группы, где взаимодействие происходит непосредственно, “лицом к лицу”. Для такой группы характерно межличностное взаимодействие и взаимная поддержка. · Вторичные группы – это группы, для которых характерно безличное взаимодействие субъектов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Люди входят во вторичные группы на основе желания получить какие-либо экономические, политические и другие выгоды. Формальные и неформальные. В основу такого деления кладется структура группы. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними признаками. · Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из этой структуры выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой. Социальные связи обезличены. · Неформальная структура является результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Неформальные связи возникают спонтанно. Гетерогенные и гомогенные. · Гетерогенные (разнородные) - это группы, субъекты которых различаются по квалификации и опыту; · Гомогенные (однородные) – это группы, субъекты которых имеют сходство в квалификации и опыте. Референтные. Термин “референтная группа” был введен в научный оборот в 1948г. социологом Мустафой Шерифом. Он установил, что есть группы, которые существенно оказывают влияние на личность. Группа, с которой личность отождествляет, идентифицирует себя и в которую она стремится попасть, называется – референтной (эталонной). В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными; · Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы; · Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы; · Территориальные – выходцы из одной местности (земляки). По мнениюН.Смелзера, группы выполняют определенные функции: · социализации, которая обуславливает овладение человеком необходимыми умениями и навыками; · инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей; команда КВН, отряд спасателей, бригада рабочих – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе; · экспрессивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы; · поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях; они ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности. Малая группа является связующим звеном между индивидом, с одной стороны, и большой группой, обществом в целом, с другой. Дж. Хоманс дал такое определение малой группе – это определенное число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно малочисленных и имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников. Отличительными признаками малой группы являются: · ограниченное число членов; · стабильный состав; · информационная насыщенность общения; · чувство принадлежности к группе. В состав малой группы могут входить от 3 до 30 человек. При большом количестве людей группа разбивается на подгруппы. Исходными социальными формами динамики межличностного общения в малой группе являются подгруппы: · диада – 2 человека. Для нее характерен высокий уровень эмоционального восприятия, постоянный контакт, обмен знаками внимания. Активно формируются социально-психологические чувства любви, дружбы, ненависти; · триада – 3 человека. Она более стабильна, чем диада, в ней меньше интимности и эмоций. Индивиды более самостоятельны. Здесь с мнением двоих трудно бороться в одиночку; · квадра – эта четверка наиболее совместимых между собой субъектов с дуальными, зеркальными отношениями. Для нее характерны: максимальная продуктивность деятельности, взаимодополнение друг друга, кооперация. Под социальной общностью понимают – большую группу людей объединенных социальной связью. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие одинаковый статус, культурные запросы, этнические признаки. Этническая общность (кровнородственная) – группа людей, связанных общим происхождением и длительным совместным существованием. К ним относятся: племя, клан, народность, нация, семья, род. Все они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой является семья. Семья – наименьшая кровно-родственная группа людей, связанных единым происхождением. Несколько семей, вступающих в союз, образуют - род. Объединяясь между собой, рода образуют - клан (кланы сохраняют общую собственность на землю, кровную месть). Объединившись, кланы, образуют – племя. Древнейшая этническая общность – племя основано на родовых и социальных связях. Племя – более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов (у них есть: язык, диалект, территория, вождь, общие церемонии). В ходе цивилизации на первый план вышли социальные связи между людьми, племя сменяет другой тип общности – народность, а её в свою очередь нация. Народность – этническая общность, стоящая между племенами и нацией. Этот тип этнической общности возник в эпоху рабовладения и представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Термин “ организация ” (от фран. оrganisation – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности элементов системы. В социологии ключевым понятием является – элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Социальная организация всегда соответствует следующим критериям: 1) наличие общей цели, на достижение которой направлена деятельность организации; 2) наличие статусно-ролевой иерархии; 3) наличие норм и требований для индивидов, входящих в организацию; 4) наличие функциональной специализации. Цель - является ключевым элементом социальной организации. Выделяют три взаимосвязанных вида организационных целей: · цели–задания. Они сформированы как программа общих действий, на основе рекомендаций, выданных извне; · цели-ориентации. Это так называемая миссия организации. Совокупность стратегических целей субъектов организации; · цели-системы. Желание коллектива сохранить как самостоятельное организационное целое. В типологии организаций наиболее отчетливо выделяются два основных типа: формальная организация и неформальная. Их отличает друг от друга степень формализации существующих в ней связей и взаимодействий. Неформальная организация – это система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами. Как правило, неформальная организация – это стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей (взаимная симпатия, общие интересы, дружеские отношения). Для этого типа организациихарактерно: 1) незапланированность возникновения (спонтанность); 2) параллельное существование и функционирование наряду с формальной организацией; 3) не служебное содержание межличностных отношений. Формальная организация – это форма отношений, существующая внутри официально сформированного коллектива, в которой система взаимодействий регламентирована должностными инструкциями, приказами и распоряжениями. Социальная структура формальной организации, с социологической точки зрения, имеет следующие черты: 1) рациональность (т.е. в основе формирования и функционирования организации лежит принцип полезности, целесообразности, мотивация на достижение цели); 2) безличностность (т.е. связи между членами организации обезличены); 3) служебные отношения (т.е. предусмотрена регуляция только служебных отношений); 4) наличие персонала (т.е. поддержание устойчивости, координации и эффективности организации осуществляется административным персоналом, ответственным за эту работу); 5) функциональность (т.е. вся деятельность организации подчинена функциональным целям). Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: · добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (клубы, религиозные объединения, партии); · принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (психиатрические лечебницы, тюрьмы, армия); · утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы). Выделяют также социальные организации бюрократического типа. Под бюрократией понимается механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти. Социологическая концепция бюрократии была разработана М. Вебером. В ней он видел оптимальную систему управления, основанную на принципах рационализации. М. Вебер (в 1946 году) выделил 7 основных характеристик бюрократии внутри организации: 1) разделение труда (обусловленное правилами и законами); 2) порядок подчиненности (представлен в виде иерархической лестницы); 3) публичная канцелярия (документы, регистрирующие сведения о деятельности организации); 4) официальная процедура подготовки и переподготовки должностных лиц организации; 5) штатные сотрудники все внимание уделяют деятельности организации; 6) правила – общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы; 7) лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление выполнять установленные ею правила и регламенты. По Веберу, положительным в бюрократии является: · высокая хозяйственно – экономическая эффективность; · точность; · оперативность; · субординация; · единоначалие; · регламентация; · сведения к минимуму конфликтных ситуаций. Отрицательным: · отсутствие гибкости; · ситуативного подхода в управлении; · абсолютизация формальных методов работы; · неумение адаптировать средства и цели; · отсутствие стимулирования в развитии творческого потенциала у работников; · тормозящее влияние бюрократии на нововведения.
Задания к разделу 7 1. Назовите положительные и отрицательные черты бюрократии в России ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Приведите примеры малых групп, в которые включены Вы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Приведите примеры референтных групп для подростка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Приведите примеры неформальных организаций ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Приведите примеры формальных групп __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задания к разделу 8 1. Опишите теорию происхождения общества, наиболее близкую вам. Ответ обоснуйте ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Раздел 9. Социальные институты
Термин “институт” от латинского institutum означает установление или
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.52 (0.014 с.) |