Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и функции социологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Структура социологии:
· Теоретическая (изучает общество и выявляет объективные законы его развития). · Эмпирическая социология (изучает общественное мнение).
· Микросоциология (личности, малые группы изучает). · Макросоциология (социальные институты и общество изучает). · Мегасоциология (международные отношения и глобальные проблемы современности).
Функции социологии: 1. Теоретическая философия, то есть формулирование объективных законов социального развития. 2. Информационная (перед референдумом 1993 года). 3. Мировоззренческая (то есть формирование культуры мышления и выбора позиции). 4. Прогностическая (прогноз кратковременный).
Социология и другие науки. Социология взаимодействует со многими науками, но с разными – по-разному: 1. Методологически она связана с естественными науками (это физика, математика, биология). 2. Теоретические (общие теории) связаны с философией, историей, политологией, экономикой, юриспруденцией… 3. Функционально связана с логикой и языкознанием. 4. Практическая связь – социология даёт практические рекомендации (менеджмент, педагогика и медицина (медстатист)). 5. Появление новых наук, то есть при взаимодействии социологии с другими науками появляются другие науки: социальная психология, экономическая социология (de facto – менеджмент) и социальная экология.
Отдельные науки:
Вопрос 4 Становление социологии как науки. Основные этапы развития социологии: I. 1840-е – 1880-е годы. Это этап становления социологии. II. 1880-е – 1920-е годы. Этап классической социологии. III. 1930-е – по настоящее время. Современная социология.
Детерминанты этапов: 1. Уровень развития общества. 2. Научные парадигмы (смена их, как меняются…).
Характеристика этапов: I этап – это промышленный капитализм. II этап – монополистический капитализм. III этап – государственно-монополистический и транснациональный капитализм (ГМК и ТНК). Появление социологического общества.
Парадигма – это модель, образец построения научной теории.
I этап. Становление социологии как науки. 1840-е – 1880-е годы. Особенности развития общества на этом этапе: 1) Переход от традиционного общества к промышленному производству. 2) Появление классов буржуазии и пролетариата; 3) Эксплуатация; 4) Капитал; 5) Антагонизм классов. Основные парадигмы. Их две: 1. Позитивизм. 2. Марксизм. Позитивизм рассматривает общество как систему, которая развивается по естественным законам (О = ЕЗ). Представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер. Огюст Конт (1798-1857 годы жизни). Французский философ и социолог. Основной вклад: 1) Ввёл термин «социология». 2) Под социологией понимал научное изучение явлений общественной жизни; 3) Рассматривал общество как сложную социальную систему; 4) Считал, что общество развивается по законам функционирования (статики) и законам изменения (динамики); 5) Основу общества составляет семья; 6) Конт открыл закон двойной эволюции, то есть социальной и интеллектуальной.
Герберт Спенсер (1820-1903 годы жизни). Английский философ и социолог. Основной вклад: 1. Положил в основу социологии идею эволюции. 2. Он считал, что общество – это единая система взаимодействующих природных и социальных факторов. 3. Социальная эволюция представляет собой развитие общества по пути его усложнения, дифференциации и интеграции. 4. Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности людей. 5. Общество имеет 3 системы органов: а) Поддерживающие (экономика); б) Распределительная (социальная сфера); в) Регулирующая (политическая сфера. 6. Общества бывают военные (традиционные) и промышленные.
Марксизм. Общество развивается как по естественным, так и по исторически законам (О = ЕЗ, О = ИЗ, одновременно). Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс… Карл Маркс (1820-1883 года жизни, с 1842 года работал). Немецкий социальный теоретик. Основной вклад: 1) Разработка диалектико-материстической парадигмы (диалектика – всё взаимосвязано, первична материя, сознание вторично – бытие определяет сознание). 2) Общество – это естественный исторический процесс, закономерности которого не зависят от воли и сознания людей. 3) Главную роль в обществе играют материальное производство и экономические отношения. 4) Существует диалектическое взаимодействие общественного бытия и общественного сознания. 5) Ступенями общественного прогресса являются общественно-экономические формации.
Вопрос 5 II этап 1880-е – 1920-е годы. Западная Классическая социология. Изменения в обществе: этап монополистического капитализма, характерны империализм, колониализм и борьба за передел мира. Парадигмы: 1) Социологизм (немного изменённый позитивизм); 2) Антипозитивизм; 3) Психологизм.
Представителем позитивизма был Эмиль Дюркгейм (1858-1917 года жизни). Французский социолог. Основной вклад: 1) Предмет социологии – социальные факты, то есть идеи, нормы, ценности (не все четыре сфера жизни общества, а только социальная, без политической, экономической и культурной). 2) Социальный факты – это особая реальность, которая не зависит от индивида, но способна оказывать на него давление. 3) Обосновал идею общественной солидарности, он считал, что солидарность может быть механической и органической. 4) Основные теории: теория социального реализма; теория разделения труда; теория социальных институтов; теория девиации (отклонения, бывает положительным и отрицательным); теория аномии («номас» по-гречески «закон», «аномия» – беззаконие; бывают 3 состояния: а) старые законы уже не действуют, а новые – ещё; б) законы есть, но люди их не признают; в) законы есть, но поведение людей им не соответствует); теория самоубийства. 5) Исследовал роль коллективного сознания (религию, мораль, право). 6) Развил концепцию религии без бога.
Антипозитивизм. Общество развивается по своим собственным (социальные) законам (О = СЗ). Макс Вебер (1864-1920 годы жизни). Немецкий социолог, социальный философ, историк. Его вклад: 1. Основоположник понимающей социологии. 2. Разработал методологию познания. 3. Предмет социологии – это социальное поведение. 4. Разработал теории: а) Идеальных типов; б) Эмпирической реальности; в) Социального действия; г) Рациональности (бюрократии); д) Генезиса капитализма. 5. Социология права. 6. Политическая социология. 7. Социология религии (протестантская этика). Методология познания Макса Вебера: 1) Использование логических приёмов, которые: · Позволяют делать широкие обобщения; · Дают возможность сводить элементы действительности к их причинам. 2) Оперирование понятиями. 3) Разведение оценочных суждений и теоретический операций.
Задача социологии: понять действительную жизнь в её своеобразии.
Психологическое направление социологии. Сведение социального к психологическому: объяснение всех общественных явлений из психических процессов в индивиде. Представители: Лестер Уорд (основоположник), Габриэль Тард, Гюстав Лебон, Черльз Кули. Вклад направления: · Общество развивается на основе разумного управления. · Первичные социальные факты – желания индивида или представления людей друг о друге. · Основная историческая сила – «народный дух». Заслуга представителей: Привлекли внимание к проблемам общественного сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием. Габриэль Тард (1843-1904 года жизни). Французский социолог. Его вклад: 1) Задача социологии – в изучении законов подражания; 2) Общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний; 3) Объяснял общественные процессы действием психологического механизма подражания. Вопрос 6 (выбери, по возможности, главное) социологическая мысль в россии Зарождение российской социологии приходится на пореформенный период (1861 г.). На процесс ее становления оказали воздействие особенность исторического развития России, своеобразие культурных традиций и специфика гуманитарной мысли. Подобно тому, как развитие капиталистических отношений в западноевропейских странах обусловило во многом, позитивистское направление в обществоведческих науках, так и в нашей стране первоначально эволюция социологии происходила в позитивистском ключе. Ее субъективная ориентация была предопределена живучестью народнических традиций. Становление и развитие социологии в России до 1917 года можно проследить, применяя эволюционный подход. Этапы: 1) ранний, 2) аналитический 3) неопозитивистский. Для раннего (синтетического или позитивистского) периода развития характерен натурализм и эволюционизм, когда социальные законы рассматривались как часть природных или продолжение последних. Среди основных направлений выделяются: - натуралистическое (географический детерминизм Л.Мечникова и С.М.Соловьева, органицизм А.Стронина, П.Лилиенфельда, Я.Новикова); - субъективная школа (П.Лавров, Н.Михайловский); - психологическая (Н.Кареев, Е. де Роберти); - плюралистическая (М.М.Ковалевский). На аналитическом этапе развития социологической мысли происходит отход от натурализма и естественнонаучных методов и провозглашается номинализм и индивидуализм. В раскрытии содержания социальной закономерности уже исходят не из природного фактора, а целевой необходимости. Эта стадия представлена следующими направлениями: - cоциальными теориями неославянофильства (Н.Данилевский); - русского неокантинианства (А.Лапо-Данилевский, В.Кистяковский, П.Новгородцев, В.Хвостов, Л.Петражицкий); - религиозного идеализма (В.С.Соловьев, Н.Бердяев). Эволюционный этап сменяется неопозитивистским. В поле зрения исследователей оказываются проблемы коллективной деятельности поведения людей. В социальной закономерности выявляются функциональные связи. Представителями этой стадии развития немарксистской социологической мысли выступают: А.Звоницкая, К.Тахтареев, П.Сорокин. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Теория стратификации изложена в его книге <Человек, цивилизация, общество>, переведенной на русский язык. П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главных оси координат - ось Х (для измерения горизонтальной мобильности) и ось У (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классическому эвклидову пространству. Положение социологической науки в нашей стране после Октябрьской революции характеризовалось почти десятилетним взлетом, а затем ее забвением до 1960-х годов. Рассматривая состояние социологической мысли в Советской России, следует отметить, что первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались продолжающимся развитием социологической мысли. В качестве примера можно привести творчество П.А.Сорокина, А.А.Богданова и др. Ко второй половине 20-х годов общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. Большевики собирались покончить с "буржуазной социологией", а покончили с социологией вообще. После 20-х годов последовал продолжительный период затишья - на протяжении почти 30 лет в стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии труда, не проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога. Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы. Социологи 50-60-х годов, или как, их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу - не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований. Предметом их была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи. Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я.Данилевский (1822-1885), М.М.Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А.Сорокин (1889-1968). Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от зарождения до упадка. В определенном смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой». В конце 50-х годов была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии – сектор труда и быта рабочего класса. Однако официальное признание социологии в конце 50-х годов не сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счете ей отказывали в суверенности, в относительной независимости, т.е. в том, что присуще любой науке об обществе. На современном этапе отечественная социология переживает достаточно сложный период превращения в самостоятельную научную дисциплину. Для российской социологии характерен переход от социально-философской тематики (исторического материализма) к собственно социологической, акцентирование внимания не на методологических (инструментальных, операционных) проблемах, а на концептуальных (смысловых) и ценностных (этических). Социологи все больше начинают изучать конкретные, частные стороны социальной реальности. Наблюдается отход от преимущественного изучения объективных факторов в общественном развитии к преимущественно субъективным факторам. Вопрос 7 III этап развития социологии. С 1930-х годов. Современная социология. Особенности развития общества: · ГМК и ТНК (государственная монополия и транснациональный капитализм). · Сосуществование двух систем: капиталистической и социалистической. · Распад колониальной системы. · Переход к постиндустриальной цивилизации. Основные парадигмы: 1) Структурный функционализм. 2) Конфликтология. 3) Символический интеракционизм. 4) Концепции социального обмена. 5) Постмодернизм.
Структурный функционализм. · Считает, что общество функционально едино. · Все общественные явления функциональны и необходимы. · Изменение элемента системы ведёт к изменению всей системы. · Условие выживания системы – равновесие. · Развитие общества носит эволюционный характер. Представители: Толкотт Парсон, Роберт Мертон (1910-2003 года; американский социолог).
Конфликтология. · Конфликт – это норма жизни, это фактор развития социальных систем. · Конфликт выполняет позитивные функции. · Форма регулирования конфликтов – демократическое общество. Представители: Льюис Козер и Ральф Дарендорф.
Символический интеракционизм. · Социальный процесс – это выработка и изменение социальных значений. · Главная характеристика действий людей – использование символов. · Человек становится членом общества если усваивает образцы и нормы группового действия. Представители: Джордж Мид и Нейл Смелзер.
Концепция социального обмена. · Человеческое поведение – это функция его платежа. · Социальное действие – это процесс обмена. · Обмен строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Представители: Джордж Хоманс и Питер Блау.
Постмодернизм. Разрабатывает концепции современных общественных систем: · Постиндустриальное общество; · Глобально общество; · Коммуникативное общество. Представители: Энтони Гидуенс, Даниэл Белл, Иммануил Валлерштайн, никлас Луман, Олвин Тоффлер. Особенности современной западной социологии: · Развивается в двух обособленных руслах: 1) Академическая (теоретическая). 2) Прикладная (эмпирическая). · Разделена на два уровня социологических обобщений: 1. Микросоциология. 2. Макросоциология. · Представлена двумя методологическими основами: 1) Социоцентризм (предмет социологии – общество). 2) Человекоцентризм (предмет социологии – поведение). · Имеет два непримиримых научных лагеря: 1. Эволюционизм. 2. Конфликтология. · Основывается на множестве парадигм (больше двух десятков). · Связана с осознанием глобализации современного мира. · Уделяет значительное внимание социальным технологиям (социальному прогнозировании, диагностике, консультированию, тренингам). Вывод: современная социология имеет сложно организованную и постоянно развивающуюся структуру социального знания. Вопрос 10 Эмпирическая (прикладная) социология – это раздел социологии, который изучает общественное мнение. Главным методом эмпирической социологии является социологическое исследование, оно представляет собой инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность. Для того чтобы провести социологическое исследование, необходимо: 1) Разработать программу исследования; 2) Разработать инструментарий исследования; 3) Собрать информацию; 4) Обработать информацию; 5) Проанализировать (интерпретировать) информацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.4 (0.011 с.) |