Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды социальной мобильности в обществе.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, то есть изменений индивидом или группой социального статуса (положения в обществе), места, занимаемого в стратификационной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году американским социологом российского происхождения П.А. Сорокиным. Согласно Сорокину, существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность, в сою очередь, в зависимости от направления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в другой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильность может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу (смену вероисповедания), изменение семейного статуса (замужество, развод, вдовство и т.п.), а также в связи с изменением политического статуса. В социологии также различают групповую и индивидуальную мобильность. Групповая мобильность происходит тогда, когда перемещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как правило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно-технической революцией (НТР), гражданскими войнами, переворотами и реформами. Так, к примеру, вследствие технической революции в эпоху индустриализации (ХIХ век) резко возросло значение научно-технического знания и умения, и вследствие этого резко возрос статус научно-технической интеллигенции, исследователи отмечают рост социального престижа профессиональной группы инженеров в Российской империи, а затем и в Советском Союзе в начале ХХ столетия. После второй мировой войны, в середине ХХ века, произошла новая научно-техническая революция, связанная вначале с появлением ЭВМ, а затем и компьютеров, что привело к изменению статуса и вертикальной восходящей мобильности инженеров-электронщиков, инженеров-компьютерщиков, а затем и программистов. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека, его социально-профессиональную или служебную карьеру. К факторам индивидуальной мобильности (лифтам мобильности) относятся продвижение по служебно-профессиональной лестнице, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, занятием административных должностей и т.п. Индивидуальная мобильность может быть также связана с политической и предпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных институтах (правоохранительных органах, таможне и т.п.). Одним из эффективных способов, или лифтов, восходящей индивидуальной мобильности по-прежнему считается выгодный брак. В социологии также принято разделять межпоколенную и внутрипоколенную индивидуальную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. В обществе в состоянии стабильного развития обычно наблюдается восходящая межпоколенная мобильность, в трансформирующихся обществах, а также в периоды войн и глубоких социальных реформ может наблюдаться нисходящая межпоколенная мобильность. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями, но в сравнении с его сверстниками, людьми его поколения (поколение – это совокупность людей, родившихся в один и тот же год). Рассмотрим еще несколько понятий, связанных с феноменом социальной мобильности. Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Дистанция мобильности – это количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной, экстремальной дистанцией – неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию. Следует сказать, что социальная мобильность происходит интенсивно в средне развитых, переходных и бурно развивающихся обществах. В них объем мобильности достаточно высок, а дистанция может быть экстремальной. Примером может служить период 90-х годов прошлого ХХ века, когда в Украине и России и в других бывших постсоветских странах люди из простых физиков или компьютерщиков, бухгалтеров или мелких предпринимателей в одночасье становились владельцами банков и крупных корпораций, в одночасье зарабатывали миллиардные состояния и также быстро их теряли. В то же время в стабильных западноевропейских обществах, в государствах Старого и Нового Света (США), объем и дистанция социальной мобильности весьма ограничены, чему способствуют существующие социальные клаузолы. Социальная клаузола – это возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самих себе. Мы уже говорили, что стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем выше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. При этом даже в «образцовых» демократических обществах, обычно, правящая элита неизменна и состоит из представителей одних и тех же семейств. Социальные перемещения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности, увеличение доходов, приобретение собственности и т.п. Но изменение объективных показателей в жизни индивидов не означает, что автоматически изменится их социальное положение. Для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера взаимодействия и общения необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые образцы типичного статусного поведения, изменить социальное окружение и т.д. Однако практика показывает, что далеко не всем индивидам удается пройти социокультурный селективный контроль и комфортно освоиться в новой страте. По всем объективным критериям, поднявшись на более высокую ступень, индивид в силу социокультурных обстоятельств остается «за дверью», ведущей в новую страту. Но и старую страту он объективно уже покинул. Его новое положение, стремление вести новый образ жизни и т.п. делает его здесь «чужаком». Индивид как бы «провисает» между двумя стратами, между двумя культурами. Аналогичное положение может сложиться и при движении вниз. Потеряв возможность находиться в верхних слоях общества в результате разорения, утраты властных полномочий и других обстоятельств, человек опускается на более низкую ступень в социальной иерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окружению. Этот феномен нахождения индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью (от лат. merginelis – находящийся на краю, на границе). Часто маргинализация индивидов возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего, при миграциях: переездах в другую страну, в другую местность, из города в деревню, из деревни в город. В результате миграции человек покидает привычную социальную среду и попадает в новую. Но он не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может быть и до конца жизни) не может освоить новые. В результате у него формируется двойственное самосознание, постоянно возникают психические напряжения (фрустрации). Маргинальные индивиды, по Т. Парсонсу, обладают рядом характерных и часто противоречащих друг другу черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стеснительностью, эгоцентричностью. Маргиналами часто становятся также люди, вступающие в межэтнические и межрасовые браки. Маргинализация индивидов – неизбежный элемент социальной мобильности на протяжении всего развития общества. Этот процесс имеет место в период его стабильного существования. Однако в периоды социальной ломки, в периоды социальных революций и государственных переворотов, в переходные эпохи, когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир, формируются новые ориентации, образцы и нормы поведения, процесс маргинализации в обществе усиливается. Люди по неволе становятся маргиналами, лишаются устойчивых социальных ориентиров. В этот период можно говорить о маргинальности не только индивидов, но и о маргинальности целых социальных групп и слоев. Так в эпоху октябрьской революции 1917 года маргинализировались целые группы: аристократия и дворянство, лишившись своих титулов, власти и собственности, тем не менее, по своему культурному уровню не перестали быть высшим классом общества, даже находясь в тюрьме, лагере или проживая в коммунальной квартире, в то же время люди, на волне революции поднявшиеся вверх из социальных низов, не перестали быть «кухаркиными детьми», даже занимая серьезные должности во власти. Таким же периодом стал период после распада Советского Союза и образования независимых постсоветских государств, к которым относится и Украина. В независимых постсоветских государствах в 90-е годы в результате бурного передела собственности и власти сформировалась маргинальная элита, которая соединяет в своем образе жизни образцы поведения разных культур: западной, местной (российско-купеческой или галицийско-украинской) и также советско-номенклатурной и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.011 с.) |