Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология социальной мобильности

Поиск

В рамках современной социологии выделяют несколько типов и видов социальной мобильности, которые призваны дать возможность полного описания всей гаммы социальных перемещений. В первую очередь, выделяют два типа социальной мобильности - горизонтальную мобильность и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое, но расположенное на том же социальном уровне. Например, смена места жительства, смена вероисповедания (в религиозно терпимых социальных системах).

Вертикальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое со сменой уровня социальной стратификации. То есть, при вертикальной мобильности происходит улучшение или ухудшение социального статуса. В связи с этим выделяют два подтипа вертикальной мобильности:
а) восходящая мобильность - перемещение вверх по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, улучшение своего статуса (например, получение военным очередного звания, переход студента на старший курс или получение диплома об окончании ВУЗа);
б) нисходящая мобильность - перемещение вниз по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, ухудшение своего статуса (например, урезание заработной платы, влекущее за собой смену страты, отчисление из ВУЗа за неуспеваемость, что влечет значительное сужение возможностей дальнейшего социального роста).

Вертикальная мобильность бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная мобильность имеет место, когда отдельный член общества изменяет свое социальное положение. Он покидает свою старую статусную нишу или страту и переходит в новое состояние. К факторам индивидуальной мобильности социологи относят социальное происхождение, уровень образования, физические и умственные способности, внешние данные, место жительства, выгодный брак, конкретные поступки, которые зачастую могут сводить на нет действие всех предыдущих факторов (например, уголовное преступление, геройский поступок).

Групповая мобильность особенно часто наблюдается в условиях изменения самой системы стратификации данного общества, когда изменяется социальная значимость больших социальных групп.

Можно также выделить организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали социальной структуры санкционируется государством или является целенаправленной государственной политикой. При этом такого рода акции могут осуществляться как с согласия людей (добровольные наборы строительных отрядов), так и без него (урезание прав и свобод, переселение этнических групп).

Кроме этого, большое значение имеет структурная мобильность. Она обуславливается структурными изменениями всей социальной системы. Например, индустриализация обусловила значительный рост потребности в дешевой рабочей силе, что, в свою очередь, привело к значительной перестройке всей социальной структуры, которая позволила рекрутировать эту самую рабочую силу. К причинам, могущим вызвать структурную мобильность, можно отнести смену экономической структуры, социальные революции, смену государственного строя или политического режима, иностранную оккупацию, нашествия, межгосударственные и гражданские военные конфликты.

Наконец, в социологии выделяют внутрипоколенную (внутригенерационную) и межпоколенную (интергенерационную) социальную мобильность. Внутрипоколенная мобильность описывает изменения статусного распределения в рамках определенной возрастной группы, «поколения», что позволяет отслеживать общую динамику включения или распределения данной группы в социальную систему. Например, очень важной может быть информация о том, какая часть современной украинской молодежи обучается или прошла обучение в ВУЗах, какая часть хотела бы пройти обучение. Такая информация позволяет проводить мониторинг многих актуальных социальных процессов. Зная общие особенности социальной мобильности в данном поколении, можно объективно оценить социальное развитие конкретного индивида или малой группы, входящих в это поколение. Путь социального развития, который проходит индивид за свою жизнь, называется социальной карьерой.

Межпоколенная мобильность характеризует изменения социального распределения в разнопоколенных группах. Такой анализ позволяет проводить мониторинг долгосрочных социальных процессов, устанавливать закономерности осуществления социальной карьеры в различных социальных группах и общностях. Например, какие социальные слои в наибольшей или наименьшей степени подвержены восходящей или нисходящей мобильности? Объективный ответ на такой вопрос позволяет раскрыть способы социального стимулирования в отдельных социальных группах, особенности социальной среды, обуславливающие стремление (или его отсутствие) к социальному росту.

Социальные нормы и ценности

Ценности социальные -

в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности;

в более узком смысле - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид интернализует (усваивает) ценности в процессе своей социализации, являющиеся основой социальных норм.

Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло, справедливость, патриотизм, любовь, дружба, блага, достоинство, честь, эстетическое, гармоничное, прекрасное, возвышенное и т.д.

Для того, чтобы ориентироваться в современном мире, индивид должен научится ценностному самоопределению. Ему необходимо обрести способности отыскивать среди огромного множества не совпадающих друг с другом ценностных представлений реальности, те, которые созвучны его индивидуальности, или создать свои собственные.

Ценностные ориентации - социальное качество личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъектом окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, его смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с потребностями и интересами индивида или социальной общности». В общем смысле – это индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. (Е. М. Бабосов)

Классификация ценностей:

существующие (наличные): интересная работа, семья, уважение людей, богатство и т.д.

ценности целевые: идеалы, цели, ценности желания. Идеалы формулируют исходные положения о целях, средствах, позволяют дать идеальную прогностическую модель поведения.

ценности должного: социальные нормы, роль, установки. В то же время они могут быть самостоятельной ценностью (Е.А. Якуба)

Нормы социальные -образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Нормы социальные обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия.

Социальные нормы подобно другим ценностям выполняют функции оценки и ориентации личности, общности.

n Кроме этого нормы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.

Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.

Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм.

Норма как идеал. Этот вид норм применим ко всем областям человеческой жизнедеятельности. Например, в социальной жизни - преуспевающий человек

Норма как образец поведения - правило или эталон, традиция. Например, уважение к старшим людям.

Норма профессиональная. Технические стандарты или свод правил. Например, свод правил для медиков, объединенный «Клятвой Гиппократа».

Норма статистическая как выражение неких свойств, присущих большинству людей, событий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.007 с.)