Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические анализ и теории общества. Современные подходы к изучению общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы и является нашей задачей в этой теме. Начнем с того, как социология трактует понятие «общество». Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов,взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Социальная связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями,в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д. Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать общество как простую сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений? Сторонники системного подхода к анализу общества отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество – это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, системное качество. Системное качество — это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. За счет чего же достигается эта целостность, то есть системное качество? Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе. Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития. Научный подход представляет собой совокупность принципов, с помощью которых можно анализировать те или иные явления и процессы. Можно выделить основные социологические подходы, а именно: структурно-функциональный, классовый (конфликтологический), бихевиористский (поведенческий), социокультурный. В США в основном получили распространение структурно-функциональный ибихевиористскийподходы. В России (СССР) наиболее распространены системный подход,являющийся некой аналогией структурно-функционального подхода, и классовый,поскольку у нас была сильна марксистская традиция в социологии. Что касается Западной Европы, то можно сказать, что здесь широко применялись и применяются все названные подходы. Точка зрения функционализма на общество и общественную структуру была впервые выражена в XIX веке Гербертом Спенсером (Спенсер Г. Индукция социологии // Философия и общество – 1997, № 3.). Он сравнивал общество с живым организмом, подобным человеческому телу. В нашем теле каждый орган – сердце, мозг, желудок и т.д. – выполняет специфическую функцию в процессе поддержания жизни. Связанные между собой внутри нашего организма его различные органы образуют взаимозависимую систему. Если один орган прекращает функционировать или действует недостаточно, организм не может функционировать нормально и, возможно, полностью выходит из строя. Сторонник функционализма рассматривает общества как организмы, составленные из многих частей: военной, экономической, религиозной и т.д. Каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше различия между этими функциями, тем труднее одной части заменить другую. Г.Спенсер заложил основы функционализма, развили эти основы французский социолог Эмиль Дюркгейм, американские социологи Талкотт Парсонс, Роберт Мертон, Кингсли Дэвис. (Спенсер Г. Индукция социологии // Философия и общество 1997, № 3.) Теоретические рамки структурно-функционального подхода составляют следующие принципы: 1. Общество или любое общественное явление рассматриваются как целостность, единая система, состоящая из множества частей. 2. Каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она занимает свое место и выполняет конкретные, строго определённые функции. 3. Функции частей, элементов системы всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода. 4. Поскольку каждая из частей, каждый элемент выполняет свою функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, элемента, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям выполнять нарушенные функции. 5. Общество как система способно к адаптации, и дисфункции в конечном итоге преодолеваются сами по себе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в американское общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако спустя 20 лет радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, биржевыми маклерами. 6. Устойчивость общественной системы сохраняется благодаря наличию структуры – совокупности устойчивых и постоянных связей между элементами системы. 7. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей, которая связывает не только различные социальные группы в рамках системы, но и разные поколения. Система ценностей воспроизводится от поколения к поколению. Например, англичане согласны с необходимостью монархии, в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев. В России в настоящий момент наблюдается ценностный вакуум в результате смены строя, что способствует усилению дезинтегративных тенденций. 8. Социальная система рассматривается в стабильном состоянии. Стабильность сохраняется главным образом благодаря социальному контролю. Элементами социального контроля являются политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты, нормы морали. 9. Общество и социальные явления рассматриваются в статике, в неизменённом состоянии. Изменения обычно имеют постепенный, эволюционный, а не революционный характер. Конфликтологический, или классовый, подход сформировался главным образом на основе работ Карла Маркса и был в дальнейшем развит немецким социологом Ральфом Дарендорфом. Конфликтологический подход является своего рода антиподом структурно-функционального подхода. К.Маркс считал, что классовый конфликт является основой развития общества. Возникает классовый конфликт потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. К.Маркс выделял класс собственников и неимущих,или господствующий и эксплуатируемый класс. Эти классы не имеют общих ценностей, их интересы противоположны, более того, класс собственников стремится господствовать и эксплуатировать неимущих. В результате классы постоянно враждуют между собой. По мнению К.Маркса классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет, и революция преобразует общество. Классовый конфликт является движущей силой истории, благодаря классовому конфликту осуществляется развитие общества. Р.Дарендорф предложил свою трактовку конфликта. Он отрицает идею К.Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе – это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Р.Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют властьнад другими. Основной конфликт возникает между теми, кто имеет власть, и теми, кто её не имеет. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление. Теперь выделим основные моменты конфликтологического подхода. 1. Общество или социальное явление рассматриваются с точки зрения дифференциации общества на социальные группы (классы). 2. У каждой из этих социальных групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет. 3. Интересы различных социальных групп различны и противоположны, что приводит к конфликту, выражающемуся в классовой борьбе: экономической, политической, идеологической. 4. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д. 5. Классовый конфликт обостряется, если: 1) ухудшаются материальные условия жизни неимущих классов; 2) почти вся власть сосредоточена в руках немногих, остальные почти полностью лишены её; 3) те, кто лишён власти, не имеют возможности её получить; 4) существует свободная возможность организовываться в партии. Структурно-функциональный и конфликтологический подходы различны по своей сущности. Структурный функционализм обычно рассматривает общество как устойчивое и единое целое, сторонники теории конфликта считают, что в обществе постоянно происходят изменения и возникают конфликты. Структурно-функциональный подход придаёт важнейшее значение согласию всех членов общества в отношении общих ценност6. Устойчивость общественной системы сохраняется благодаря наличию структуры – совокупности устойчивых и постоянных связей между элементами системы. 7. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей, которая связывает не только различные социальные группы в рамках системы, но и разные поколения. Система ценностей воспроизводится от поколения к поколению. Например, англичане согласны с необходимостью монархии, в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев. В России в настоящий момент наблюдается ценностный вакуум в результате смены строя, что способствует усилению дезинтегративных тенденций. 8. Социальная система рассматривается в стабильном состоянии. Стабильность сохраняется главным образом благодаря социальному контролю. Элементами социального контроля являются политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты, нормы морали. 9. Общество и социальные явления рассматриваются в статике, в неизменённом состоянии. Изменения обычно имеют постепенный, эволюционный, а не революционный характер. Конфликтологический, или классовый, подход сформировался главным образом на основе работ Карла Маркса и был в дальнейшем развит немецким социологом Ральфом Дарендорфом. Конфликтологический подход является своего рода антиподом структурно-функционального подхода. К.Маркс считал, что классовый конфликт является основой развития общества. Возникает классовый конфликт потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. К.Маркс выделял класс собственников и неимущих,или господствующий и эксплуатируемый класс. Эти классы не имеют общих ценностей, их интересы противоположны, более того, класс собственников стремится господствовать и эксплуатировать неимущих. В результате классы постоянно враждуют между собой. По мнению К.Маркса классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет, и революция преобразует общество. Классовый конфликт является движущей силой истории, благодаря классовому конфликту осуществляется развитие общества. Р.Дарендорф предложил свою трактовку конфликта. Он отрицает идею К.Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе – это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Р.Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют властьнад другими. Основной конфликт возникает между теми, кто имеет власть, и теми, кто её не имеет. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление. Теперь выделим основные моменты конфликтологического подхода. 1. Общество или социальное явление рассматриваются с точки зрения дифференциации общества на социальные группы (классы). 2. У каждой из этих социальных групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет. 3. Интересы различных социальных групп различны и противоположны, что приводит к конфликту, выражающемуся в классовой борьбе: экономической, политической, идеологической. 4. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д. 5. Классовый конфликт обостряется, если: 1) ухудшаются материальные условия жизни неимущих классов; 2) почти вся власть сосредоточена в руках немногих, остальные почти полностью лишены её; 3) те, кто лишён власти, не имеют возможности её получить; 4) существует свободная возможность организовываться в партии. Структурно-функциональный и конфликтологический подходы различны по своей сущности. Структурный функционализм обычно рассматривает общество как устойчивое и единое целое, сторонники теории конфликта считают, что в обществе постоянно происходят изменения и возникают конфликты. Структурно-функциональный подход придаёт важнейшее значение согласию всех членов общества в отношении общих ценност Есть нечто общее в этих подходах: оба рассматривают общество и социальные явления на макроуровне, как систему; оба выявляют общие закономерности функционирования и развития социальной системы. Бихевиористский подход, наоборот, рассматривает общество и социальные явления на микроуровне, через призму социальных отношений, отправной точкой в которых является не общество в целом, а индивид, личность. Бихевиоризм происходит от латинского слова «behavior» – поведение. Этот подход был заимствован социологией, а также политологией у психологии. Основоположниками бихевиоризма были Э.Торндайк, Д.Уотсон, Д.Скиннер. По мнению бихевиористов, социология – это поведенческая наука, наука о человеческом поведении. Согласно учению бихевиористов, всё поведение человека сводится к стимулам и реакциям.Меняя стимулы, вы задаёте определённые реакции. Следовательно, поведение человека управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми. Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл исследования социологов, с точки зрения его представителей, состоит не в объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователей должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затемнению факта, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки, бихевиористы в качестве основных методов исследования избрали наблюдение и эксперимент. При обработке данных абсолютное предпочтение отдаётся количественным, математическим и статистическим методам. Социокультурный подход предполагает рассмотрение общества и социальных явлений, так же как и структурно-функциональный и конфликте логический подход, на макроуровне. Однако в отличие от этих подходов, социокультурный подход позволяет выявить специфику развития различных обществ. Основой социокультурного подхода является теория культурно-исторических типов, или теория цивилизаций. Представителями теории цивилизаций являются Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин. В этой концепции акцент делается на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определённые типы социальной и культурной систем, подчёркивается их своеобразие. Теоретики цивилизации выдвинули идею замкнутости, локальности культур, обществ. Социокультурный подход сформировался как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой всё историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы. Линейная европоцентристская модель исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развитию Востока. России и других регионов, находившихся в стороне от развитой европейской цивилизации, не могла объяснить, почему одни и те же явления по-разному проявляют себя в зависимости от того, в каком обществе они существуют (например, рыночные отношения совершенно по-разному проявляют себя в Западной Европе, Японии, Индии, России).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.012 с.) |