Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология обществ в социологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все многообразие обществ разделяют на типы. Типы обществ со сходными признаками или критериями составляют типологию. Общества делятся на: 1) дописьменные и письменные (первые - умеющие говорить, но не умеющие писать, вторые - владеющие алфавитом и фиксирующие звуки). Не знающие письменности народы (в джунглях Амазонки, в Аравийской пустыне есть и сейчас) называют доцивилизованными. 2) простые и сложные. Критерием здесь выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых. В сложных несколько уровней управления и слоев населения по доходам. 3) по способу производства и форме собственности на общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Здесь критерий – способ добывания средств существования. Первобытное общество состоит из локальных родственных групп. Это протообщество или период человеческого стада. Оно существовало сотни тысяч лет. Далее скотоводство (пастушество) и огородничество. С земледелием зарождаются государства, города, классы, письменность – признаки цивилизации. Земледельческую, аграрную цивилизации 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность) и индустриальное общество. В 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Здесь преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. 4) выделяют еще доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Создатель этой модели американский социолог Даниел Белл (род. 1919). Иногда постиндустриальное общество называют постмодерным. В доиндустриальном обществе (традиционном), определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией, как главными инструментами. В индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения. Развитие общества последовательно проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Переход от первобытного общества к доиндустриальному или традиционному называется неолитической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией. Американский публицист и футуролог Алвин Тоффлер (род. 1928) в своих работах «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980), «Сдвиг власти» (1990) объясняет кризис современного общества переходом к новой цивилизации «Третьей волны» (первая – аграрная цивилизация, вторая – индустриальная). Эта третья волна несет следующие изменения: 1) переход от производства массовой, серийной продукции к выпуску товаров с учетом индивидуальных запросов заказчика; 2) переход к мелкому производству, способному быстро приспосабливаться к переменам на рынке; 3) антибюрократизация всех сфер общественной жизни – переход к ее новым формам равенства, принятия участия в политических решениях, социального многообразия; 4) снижение роли вертикальной иерархии управления и повышение роли горизонтальных связей; 5) уход в прошлое концентрации, синхронизации, стандартизации, урбанизации (городов-мегаполисов), массового образования, массовой культуры, т.е. всего того, что принесло с собой индустриальное общество; 6) демократизация принятия важных государственных решений путем регулярных опросов общественного мнения с использованием домашних компьютеров. В условиях информационного общества из трех источников власти – насилия, богатства, знаний решающее значение приобретут знания. Они обладают тем преимуществом, что бесконечны и общедоступны. В таком футурологическом подходе подмечены важные тенденции развития современного общества. Недостаток его в фетишизации технического прогресса, в том числе роли высоких технологий и информатизационных систем. В 70 е - 80-е гг. XX века на Западе широкое распространение получила идея конвергенции – сближения социальных систем. Ее родоначальниками были русские мыслители Сорокин, Бердяев. Сорокин выдвинул идею «гибридного» общества. Оно образуется в результате сложения положительных ценностей двух общественных систем капитализма и социализма. Современные исследователи считают, что смешанное общество примет от социализма более высокую степень равенства людей, плановое ведение хозяйства и участие работников в управлении производством, а от капитализма – частную собственность, прибыль как побудительный мотив хозяйственной деятельности и рыночную экономику. Конвергенция отражает объективные процессы растущей взаимосвязи в рамках единого мирового сообщества, единого мирового хозяйства. Понятие культуры в социологии. Основные подходы к понятию культуры. Сущность культуры. В Древнем Риме, откуда к нам пришло это слово, под культурой понимали возделывание почвы, ее обрабатывание, позже - все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем (в Х\/111-Х|Х вв.) понятие "культура" стало употребляться и по отношению к людям, и этим термином стали обозначать все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Культура (от лат.cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох. Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную. Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура груда, быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д. Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Иначе говоря, это часть общей системы культуры, включающая всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Нематериальная (духовная) культура включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью, и закреплены, укоренены в их сознании (например, с помощью записи на бумаге, фиксации в камне, в виде навыков, обрядов и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как нечто для них ценное, почитаемое (культурное наследие). Культура воплощается в практической деятельности людей -производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений, Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура ацтеков, викингов и т.п.), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура и т.п.). Отсюда - различие концепций культуры, а значит, и ее определений, которые отражают конкретную сторону познания культуры. В социологии культура рассматривается в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социальных взаимодействий. Под культурой в социологии понимается совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения, Поэтому при социологическом анализе культура рассматривается в том ее аспекте, который связан с регулированием отношений между людьми, как система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения, Любой предмет, действие или явление (будь то гаечный ключ или картина художника, корабль или рукопожатие, храм или лозунг и т.п.) обретают социокультурный смысл только тогда, когда они значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло. Структура культуры. Вмногообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным компонентам культуры обычно относят язык, ценности, верования, нормы. Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Например, понятие "есть" может быть представлено комбинацией разных звуков (сравните русское "есть", английское - eat, немецкое essen и т.д.). Члены сообщества должны прийти к соглашению относительно того, что определенный набор звуков соответствует понятию "есть", и тогда это слово входит в состав языка. Таким образом, в слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества. Определяющим элементом культуры являются ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Ценность - это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория "социальная ценность", т.е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По-существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение. В ходе социальных взаимодействий социальные субъекты оценивают предметы, социальные явления и процессы с точки зрения их соответствия или несоответствия своим потребностям, с точки зрения того, что для них значимо, а что - нет, что полезно, а что- вредно, что допустимо, а что - недопустимо и т.п. Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств их достижения. Для одних индивидов в качестве жизненной цели может выступать, скажем, обеспечение счастья любимому человеку, а в качестве средства ее достижения - неустанный труд, для других в качестве цели - материальное благополучие, а в качестве средства - любые, в том числе и преступные, действия. Принимаемые личностью социальные ценности называются ценностной ориентацией. Иначе говоря, ценностная ориентация - это осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. В рамках общества ведущие ценности большинства людей едины. Вместе с тем, целостность системы ценностей предполагает наличие в ее рамках различающихся систем ценностей социальных общностей, классов, групп. Мир ценностей может выступать как в виде стихийно сложившихся представлений, убеждений, мнений, так и в виде строгой, логически обоснованной, аргументированной доктрины - в виде идеологии (от греч. idea -идея, представление и logos - учение). Существуют три основных значения термина "идеология". В первом случае под ней понимаются система взглядов, идей и убеждений, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу и выражаются интересы различных социальных групп, классов, обществ. Иначе говоря, это есть некая совокупность связанных друг с другом идей, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей (например, коммунизм). В марксистской традиции под идеологией понимается логическое сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдаваемые за интересы всего общества. В социологической интерпретации идеология предстает в виде системы взглядов, идей, выражающих конкретные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Она может рассматриваться в качестве средоточия классового социального интереса в отличие от объективного научного отражения социальной реальности. Но вместе с тем идеология, опирающаяся на объективное социальное знание, становится научной. Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим; мужчины дарят цветы женщинам в день 8 марта; в дни государственных праздников вывешиваем (поднимаем) флаги; Отмечаем дни рождения; моем руки перед едой и т.д. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное, т.е. соответствующее социальным нормам. Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни. Исторически и логически нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий. При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предполагает существование нормативного поведения. Это не просто наиболее часто встречающийся образец. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания "правильного" или "надлежащего" поведения. Отклонения от норм наказываются санкциями. Общество не остается неизменным, поэтому часть норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут появляться и совершенно новые нормы. Существующие в обществе нормы можно классифицировать по разным критериям (основаниям), в частности, по сфере их действия (политические, экономические и т.п.) и, что особенно важно, по содержанию (обычаи, нравы, правовые нормы). Обычаи - это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения (например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой). Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию. Традиция (от лат. traditio - передача) - механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности. Нравственные нормы (нравы) представляют собой систему взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном. Формой социально санкционированного упорядоченного символического поведения является ритуал. Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый) - это совокупность установленных обычаем действий, включая речевое поведение, которые в символической, упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества в целом с наиболее значимыми для них социальными явлениями: ценностями, институтами, историческими событиями, людьми, природными объектами и т.д. (например, погребальный ритуал или ритуал подъема флага на корабле). Все обычаи, существующие в обществе, можно разделить на две группы: во-первых, те образцы поведения, которым рекомендуется следовать в соответствии с правилами хорошего тона и вежливости, а во-вторых, те образцы поведения, которым должны следовать во взаимодействиях с другими людьми ибо они затрагивают жизненно важные интересы членов общества, обеспечивая безопасность и социальный порядок, само существование социальной общности как целостности. В Древнем Риме понятие "нравы" обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Если мы неправильно используем вилку или нож для еды, то это небольшая оплошность, могущая вызвать лишь небольшое замешательство. Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, бросая ребенка и мужа, то это подрывает основы семьи, ее благополучия и жизнедеятельности. Такого рода коллизий общество стремиться избегать, выстраивая систему нравственных норм. При этом необязательно, чтобы действия, запрещаемые нравственными нормами, были действительно вредными для общества (например, запрет мусульманам употреблять в пищу свинину), главное, чтобы люди верили в правильность или неправильность действий. Очевидно, что а каждой культуре существуют свои нравственные нормы, иначе говоря, что считать нравственным, а что безнравственным поведением зависит от культуры конкретного общества или общности. Особой формой нравов является табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-нибудь слово, предмет, действие. Табу были широко распространены в традиционных, - простых обществах, но и в современных обществах они также существуют (например, на кровосмешение, каннибализм и др.). Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (например, в воспроизводстве членов общества, каковую потребность выполняет семья). Эти системы обычаев и нравственных норм называются институциональными. Их особенность заключается в том, что они сознательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им, а также возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, традиции и ритуалы становятся высокостандартизированными, взаимосвязанными. Например, банки как экономические институты имеют нормативные кодексы, которые включат обычаи и нравственные нормы, сопутствовавшие простому обмену. Таким же образом формировались, скажем, кодексы чести дворянина, моряков и т.п. Важным элементом культуры, регулирующим поведение людей, являются правовые нормы. Правовая норма - это стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают это правильным. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания за их нарушения. Правовые нормы - это формализированные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, установленных законами, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд и т.д.). В современном обществе закон становится важнейшим средством регулирования многих видов поведения во всех сферах жизни общества. Итак, в каждом обществе существует признаваемая большинством его членов и реализуемая массово в их жизнедеятельности совокупность культурных образцов, обладающая специфичностью, неповторимостью, отличающая данное общество от других.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.223 (0.017 с.) |