Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология культуры в социологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С точки зрения уровня выделяют элитарную, массовую, народную культуры. Элитарная (высокая) культура - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей достаточно узок, но по мере роста образования членов общества постепенно расширяется. И все же для нее характерны закрытость, амбициозный «духовный аристократизм» и даже противостояние культуре основной массы населения, культуре большинства. Истоки этого подхода восходят к творчеству А.Шопенгауэра, Ф.Ницще, Х.Ортега-и-Гассета. В их концепциях человечество разделяется на «людей гения» - способных к творческой деятельности, и «людей пользы», чей удел – утилитарная работа (А.Шопенгауэр). Привилегированное положение занимает «сверхчеловек», обладающей уникальными качествами (Ф.Нитше). Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства». Массовая культура – культура, соответствующая ожиданиям массовой аудитории, ее потребностям в досуге, развлечении, общении, игре. Она предполагает массового потребителя и носит индустриально-коммерческий характер. Она связана с появлением и усовершенствованием технических средств передачи информации. Вместе с массовой культурой возникает коммерческое искусство и «рыночная личность», которая ведет себя, уподобляясь товару. Примером массовой культуры является шоу – зрелище, отличающееся внешней претенциозностью, крикливостью, порой вульгарностью. Оно рекламируется как демократический вид искусства. Чаще всего имеет коммерческий успех, но, по качеству, все же не поднимается выше среднего уровня. Народная культура – собирательное понятие, включающее обыденные представления, народные традиции, произведения народного творчества (мифы, былины, сказки, частушки, песни, танцы, художественные промыслы и т.п.). Носит неспециализированный характер. Но ее непрофессиональный статус не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания. Культуру различают по масштабу влияния, по степени охвата социальной жизни. С этой точки зрения выделяется доминирующая культура, которая является в данном обществе господствующей, содержащей культурные универсалии этого социума, ценности и нормы большинства людей. Доминирующая культура проявляет, себя и в обыденной культуре, используемой в повседневной жизни. Это наиболее массовая и постоянная сфера ее применения. Ведущую роль в повседневной обыденной культуре играют обычаи, традиции, стереотипы, нравы и другие элементы, находящие свое проявление в обычных поступках людей. Кроме доминирующей культуры, существуют еще так называемые частичные культуры. Среди них наиболее известны субкультуры и контркультура. Субкультура – суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры. Она обладает собственными ценностями, нормами, обычаями. Но все же не утрачивает связи с главным культурным «стволом». Субкультурами могут быть подвиды культуры, отражающие особенности различных наций, конфессий, профессий, демографических и других общностей людей. Субкультуры обладают известной стойкостью, но и они со временем могут меняться и даже исчезать, а генеральный, господствующий массив культуры при этом сохраняется. Контркультура – совокупность социально-культурных установок, ценностей, норм, ориентаций, противостоящих доминирующей культуре. Сам термин появился в 60 – е годы XX в. и вначале отражал либеральные оценки молодежной культуры, идейных течений «мятежных» социальных групп, отличающихся анархизмом и нигилизмом. В последнее время подход к контркультуре более мягкий. Она все меньше характеризуется как «исчадие ада», вызов и отрицание «культуры отцов». Противостояние господствующей культуре рассматривается уже в контексте рождения новых ценностно-нормативных установок, то есть как естественный процесс. Ссылаются на рождение христианства: это ведь тоже был для своего времени контркультурный феномен. Носители контркультуры всегда в поиске средств самовыражения. Объектом их внимания выступает образ жизни, стиль мышления, язык, манера поведения, внешний вид. В настоящее время самая значительная из субкультур, иногда принимающая характер контркультуры, как и ранее, молодежная культура. В качестве ее целей определены: конструирование «свободных» отношений человека с природой, становление «новой чувственности», высвобождение подсознательных сил и влечений. Средствами их достижения избраны: употребление наркотиков, религиозно-мистический экстаз, неформальные связи и т.п. Характеристика разновидностей культуры будет неполной, если не упомянуть о специализированных культурах. Они содержат проявление культуры в исторически появившихся сферах разделения труда, выражают реальное состояние культуры, обеспечивают реализацию потенции человека, его взаимодействие с культурой своего общества. Конкретными формами такого рода культуры являются философская, политическая, правовая, религиозная, физическая, художественная, экологическая, экономическая и другие виды. В последнее время актуализируется экологическая культура, представляющая собой систему ценностных ориентаций, требующих сохранения экосистем, отношения к Земле как уникальной экосистеме, бережного, трепетного отношения к биосфере, жизни, человеку. Все больше возвышаются авторитет правовой культуры, содержанием которой является защита естественных прав человека, обеспечение функционирования производства и всей общественной и личной жизни путем поддержания порядка, соблюдения норм поведения и деятельности на основе законов, права. В условиях рыночных отношений возрастает значимость хозяйственной, деловой, профессиональной культуры. Во многом они связаны с культурой организации и ведения дела, с профессионализмом, навыками делового общения. Содержанием и целью здесь выступает реализация потенций человека как субъекта хозяйствования. Профессиональный труд для подлинно делового человека – это не столько способ зарабатывания денег, сколько форма самовыражения, демонстрации организаторского таланта, привлекательных деловых и человеческих качеств. 18. Функции культуры. Роль культуры в жизни общества состоит прежде всего в том, что она выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Более конкретно эта роль проявляется через выполняемые ею функции. Прежде всего культура выполняет в обществе регулятивную функцию. Разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, называются ценностной ориентацией. Возьмем, к примеру, человека, для которого свобода является важнейшей ценностью. Можно предположить, что он: а) будет искать условия, в которых она ему будет предоставлена; 6) будет испытывать неудовлетворенность, дискомфорт там, где его свобода будет ограничена; в) будет стремиться к установлению прочных связей с тем, кто разделяет его приверженность к свободе, чтобы отстаивать свои ценности в возможном конфликте с теми, кто пренебрегает этими ценностями. Теперь возьмем человека, для которого важнейшей ценностью является, например, здоровье (или семья, или патриотизм, или что-то другое). Становится вполне очевидным, что его поведение будет существенным образом отличаться от поведения индивиде, для которого важнейшей ценностью является свобода. Ценности, таким образом, задают направление, определяют стратегию поведения индивида в социальном взаимодействии. Однако ценности не единственный регулятор человеческого поведения. Социальные нормы, в отличие от ценностей, достаточно конкретно предписывают, какие поступки, какие действия должны совершать люди в тех или иных социальных ситуациях, как и что они должны делать (или не делать) в своих социальных связях и отношениях с другими людьми. Присущие социальной норме эталонный характер, схематизм и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть в знакомой ситуации действия других людей. Таким образом, ценностно-нормативное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения. В рамках той или иной культуры ценности представляют не произвольную комбинацию, а целостную, иерархически построенную систему, признаваемую большинством общества и реализуемую в его жизнедеятельности. Индивид усваивает выработанные в обществе (общности) ценности и нормы в процессе, называемом социализацией (о чем речь будет идти ниже). Тем самым культура формирует личность, выполняя образовательную и воспитательную функции. Общее представление о том, в каком направлении двигаться, к каким ориентирам (ценностям) стремиться, как действовать правильно, а как - неправильно, имеет определяющее значение для реализации совместной и целенаправленной деятельности. В этом случае система социальных ценностей и норм, а шире говоря, культуры, выполняет интегративную функцию, обеспечивая целостность сообщества. И наконец, поскольку в культуре аккумулируется исторический опыт общности, группы, общества, то она воплощает также функцию ретранслятора, передающего этот опыт последующим поколениям
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.208 (0.007 с.) |