Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология культуры в социологии.

Поиск

С точки зрения уровня выделяют элитарную, массовую, народную культуры. Элитарная (высокая) культура - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей достаточно узок, но по мере роста образования членов общества постепенно расширяется. И все же для нее характерны закрытость, амбициозный «духовный аристократизм» и даже противостояние культуре основной массы населения, культуре большинства. Истоки этого подхода восходят к творчеству А.Шопенгауэра, Ф.Ницще, Х.Ортега-и-Гассета. В их концепциях человечество разделяется на «людей гения» - способных к творческой деятельности, и «людей пользы», чей удел – утилитарная работа (А.Шопенгауэр). Привилегированное положение занимает «сверхчеловек», обладающей уникальными качествами (Ф.Нитше). Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства».

Массовая культура – культура, соответствующая ожиданиям массовой аудитории, ее потребностям в досуге, развлечении, общении, игре. Она предполагает массового потребителя и носит индустриально-коммерческий характер. Она связана с появлением и усовершенствованием технических средств передачи информации. Вместе с массовой культурой возникает коммерческое искусство и «рыночная личность», которая ведет себя, уподобляясь товару. Примером массовой культуры является шоу – зрелище, отличающееся внешней претенциозностью, крикливостью, порой вульгарностью. Оно рекламируется как демократический вид искусства. Чаще всего имеет коммерческий успех, но, по качеству, все же не поднимается выше среднего уровня.

Народная культура – собирательное понятие, включающее обыденные представления, народные традиции, произведения народного творчества (мифы, былины, сказки, частушки, песни, танцы, художественные промыслы и т.п.). Носит неспециализированный характер. Но ее непрофессиональный статус не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания.

Культуру различают по масштабу влияния, по степени охвата социальной жизни. С этой точки зрения выделяется доминирующая культура, которая является в данном обществе господствующей, содержащей культурные универсалии этого социума, ценности и нормы большинства людей. Доминирующая культура проявляет, себя и в обыденной культуре, используемой в повседневной жизни. Это наиболее массовая и постоянная сфера ее применения. Ведущую роль в повседневной обыденной культуре играют обычаи, традиции, стереотипы, нравы и другие элементы, находящие свое проявление в обычных поступках людей.

Кроме доминирующей культуры, существуют еще так называемые частичные культуры. Среди них наиболее известны субкультуры и контркультура. Субкультура – суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры. Она обладает собственными ценностями, нормами, обычаями. Но все же не утрачивает связи с главным культурным «стволом». Субкультурами могут быть подвиды культуры, отражающие особенности различных наций, конфессий, профессий, демографических и других общностей людей. Субкультуры обладают известной стойкостью, но и они со временем могут меняться и даже исчезать, а генеральный, господствующий массив культуры при этом сохраняется.

Контркультура – совокупность социально-культурных установок, ценностей, норм, ориентаций, противостоящих доминирующей культуре. Сам термин появился в 60 – е годы XX в. и вначале отражал либеральные оценки молодежной культуры, идейных течений «мятежных» социальных групп, отличающихся анархизмом и нигилизмом. В последнее время подход к контркультуре более мягкий. Она все меньше характеризуется как «исчадие ада», вызов и отрицание «культуры отцов». Противостояние господствующей культуре рассматривается уже в контексте рождения новых ценностно-нормативных установок, то есть как естественный процесс. Ссылаются на рождение христианства: это ведь тоже был для своего времени контркультурный феномен. Носители контркультуры всегда в поиске средств самовыражения. Объектом их внимания выступает образ жизни, стиль мышления, язык, манера поведения, внешний вид. В настоящее время самая значительная из субкультур, иногда принимающая характер контркультуры, как и ранее, молодежная культура. В качестве ее целей определены: конструирование «свободных» отношений человека с природой, становление «новой чувственности», высвобождение подсознательных сил и влечений. Средствами их достижения избраны: употребление наркотиков, религиозно-мистический экстаз, неформальные связи и т.п.

Характеристика разновидностей культуры будет неполной, если не упомянуть о специализированных культурах. Они содержат проявление культуры в исторически появившихся сферах разделения труда, выражают реальное состояние культуры, обеспечивают реализацию потенции человека, его взаимодействие с культурой своего общества. Конкретными формами такого рода культуры являются философская, политическая, правовая, религиозная, физическая, художественная, экологическая, экономическая и другие виды.

В последнее время актуализируется экологическая культура, представляющая собой систему ценностных ориентаций, требующих сохранения экосистем, отношения к Земле как уникальной экосистеме, бережного, трепетного отношения к биосфере, жизни, человеку. Все больше возвышаются авторитет правовой культуры, содержанием которой является защита естественных прав человека, обеспечение функционирования производства и всей общественной и личной жизни путем поддержания порядка, соблюдения норм поведения и деятельности на основе законов, права. В условиях рыночных отношений возрастает значимость хозяйственной, деловой, профессиональной культуры. Во многом они связаны с культурой организации и ведения дела, с профессионализмом, навыками делового общения. Содержанием и целью здесь выступает реализация потенций человека как субъекта хозяйствования. Профессиональный труд для подлинно делового человека – это не столько способ зарабатывания денег, сколько форма самовыражения, демонстрации организаторского таланта, привлекательных деловых и человеческих качеств.

18. Функции культуры.

Роль культуры в жизни общества состоит прежде всего в том, что она выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Более конкретно эта роль проявляется через выполняемые ею функции.

Прежде всего культура выполняет в обществе регулятивную функцию. Разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, называются ценностной ориентацией. Возьмем, к примеру, человека, для которого свобода является важнейшей ценностью. Можно предположить, что он: а) будет искать условия, в которых она ему будет предоставлена; 6) будет испытывать неудовлетворенность, дискомфорт там, где его свобода будет ограничена; в) будет стремиться к установлению прочных связей с тем, кто разделяет его приверженность к свободе, чтобы отстаивать свои ценности в возможном конфликте с теми, кто пренебрегает этими ценностями.

Теперь возьмем человека, для которого важнейшей ценностью является, например, здоровье (или семья, или патриотизм, или что-то другое). Становится вполне очевидным, что его поведение будет существенным образом отличаться от поведения индивиде, для которого важнейшей ценностью является свобода. Ценности, таким образом, задают направление, определяют стратегию поведения индивида в социальном взаимодействии.

Однако ценности не единственный регулятор человеческого поведения. Социальные нормы, в отличие от ценностей, достаточно конкретно предписывают, какие поступки, какие действия должны совершать люди в тех или иных социальных ситуациях, как и что они должны делать (или не делать) в своих социальных связях и отношениях с другими людьми. Присущие социальной норме эталонный характер, схематизм и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть в знакомой ситуации действия других людей.

Таким образом, ценностно-нормативное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.

В рамках той или иной культуры ценности представляют не произвольную комбинацию, а целостную, иерархически построенную систему, признаваемую большинством общества и реализуемую в его жизнедеятельности. Индивид усваивает выработанные в обществе (общности) ценности и нормы в процессе, называемом социализацией (о чем речь будет идти ниже). Тем самым культура формирует личность, выполняя образовательную и воспитательную функции. Общее представление о том, в каком направлении двигаться, к каким ориентирам (ценностям) стремиться, как действовать правильно, а как - неправильно, имеет определяющее значение для реализации совместной и целенаправленной деятельности. В этом случае система социальных ценностей и норм, а шире говоря, культуры, выполняет интегративную функцию, обеспечивая целостность сообщества.

И наконец, поскольку в культуре аккумулируется исторический опыт общности, группы, общества, то она воплощает также функцию ретранслятора, передающего этот опыт последующим поколениям



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.208 (0.007 с.)