Понятие социальной общности, виды социальных общностей, проблемы их взаимодействия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социальной общности, виды социальных общностей, проблемы их взаимодействия.



Общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, отличающаяся относительной самостоятельностью и выступающая субъектом социального действия и объектом социального взаимодействия.

Проводя различие между понятиями «общность» и «социальная группа», следует признать, что второе отличается от первого большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие общности в качестве элементов социальной структуры.

Не любое объединение людей выступает как социальная группа. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями как толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др., для которых характерна неустойчивость, кратковременность существования, узость взаимосвязей между субъектами. Эти общности не могут быть признаны социальными группами и поэтому называются квазигруппами, существующими непродолжительное время, после чего они или окончательно распадаются, или под воздействием ситуации взаимодействия превращаются в устойчивые социальные группы.

Рассмотрим некоторые квазигруппы:

Аудитория – это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с субъектом информации (индивидом или группой). Аудитория может вступать как в непосредственное взаимодействие с субъектами информации (например, слушание уличного оратора, объявления менеджера, распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).

Характерной особенностью аудитории является одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь. Аудитория – это неоднородное социальное образование, которое связано с тем обстоятельством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу индивидуальных особенностей и различных культурных ценностей. Если одна часть аудитории ставит барьер на пути усвоения информации, которое не соответствует их культурным стереотипам, то другая часть активно воспринимает ее. Любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинается заново взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые называются социальными кругами, составить общее мнение относительно каких-либо событий реальной жизни. Проблема воздействия на аудиторию, возможностей ее разделения для целенаправленного воздействия является важной в политике, управлении, работе средств массовой информации.

Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающимися более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов - это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

Социальные общности не создаются людьми сознательно; а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностей - непосредственно общественным производством, например, производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональная группа. Другие возникают на этнической основе: народности, нации (этнические общности), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и рядом других факторов. Объективной основой третьих общностей - социально-демографических - выступают естественные демографические факторы: пол, возраст и т.д.

Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое отношение к ним. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является "своим", а кто "чужим". Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями. Осознание этого проявилось у родоплеменных обществ первобытнообщинного строя. Это осознание присуще и любой народности и нации.

Народность - термин, обозначающий принадлежность к народу или наличие каких-то его качеств. Народ - это большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания. В этническом смысле этим термином называются все исторически сложившиеся типы этнических общностей: племен, народностей, наций. В переводе с греческого этнос (ethnos) означает народ. С начала 50-х годов нашего века народностью стали называть различные виды этноса, находящиеся на стадии развития между племенем и нацией. Таким образом, народность - это этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации.

Другой этнической общностью является нация. Нация (от лат. natio - народ) - тип этноса, исторически складывающийся и воспроизводящийся на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада и сознания единства и отличия от подобных образований (самосознания). Это определение является господствующим в современной литературе. Однако в настоящее время, определяя нацию, часто делают упор не на этнические признаки, а на признаки стадиальные и этносоциальные, отличающие нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К таким признакам относятся: унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; развитие профессиональной культуры и искусства; формирование классово-социального состава, соответствующего уровню промышленного развития и др.

Национальность - это принадлежность к той или иной нации. Вместе с тем в западноевропейских языках это понятие используется главным образом для обозначения государственной принадлежности людей (подданства), а для обозначения этнической принадлежности нередко применяется выражение "этническая национальность" (ethnic nationality).

Проблемой этнических общностей занимается этносоциология, в которой существует свой категорийный аппарат. В центре ее внимания находятся межэтнические отношения, связанные с проблемой этнических меньшинств, ассимиляции и т.п. Этническое меньшинство - это совокупность людей, с которыми обращаются иначе, чем с другими членами общества, из-за характерных для них физических и культурных особенностей. Под ассимиляцией понимается полное уничтожение этнических меньшинств насильственным способом или путем постепенного их смешения с основным (титульным) этносом.

Следует заметить, что несмотря на наличие различных точек зрения, не является разновидностью этнической общности раса. Раса - это исторически сложившаяся группа человечества, характеризующаяся общими наследственными признаками, обусловленными единством происхождения и областью расселения.

К таким признакам относятся: цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, рост и др. Современное человечество подразделяют на три основные раем: негроидную, европеоидную и монголоидную.

Отличительные признаки рас имеют второстепенное значение. Все расы абсолютно равноценны в биологическом и психологическом отношениях, находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Вместе с тем на протяжении всей человеческой истории предпринимались попытки возвысить одну расу и принизить другую. Они наиболее ярко проявились в теории и практике расизма. Расизм - это дискриминация, эксплуатация или жестокое угнетение общности, принадлежащей к другой расе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.005 с.)