Тема 4. Политическая система общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Политическая система общества.



  1. Понятие, структура и типы политической системы
  2. Функции политической системы.
  3. Политическая система Беларуси.

 

І. Для того, чтобы осуществлять власть, проводить определенную политику, субъекты политических отношений должны иметь для этого какую-то организационную структуру, механизмы. Такой структурой является политическая система. Она представляет собой механизм, орудие организации и осуществления власти, в котором взаимосвязаны и взаимодействуют различные структурные элементы, функции и роли.

Политическая система является одной из систем общества наряду с экономической, социальной и духовной. Ее специфика в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой ее системы.

В определении содержания политической системы сложилось несколько подходов, что обусловлено сложностью и неоднозначностью данного политического явления.

Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуется власть. Такой подход позволяет детально изучать институциональные элементы системы, их возникновение, развитие, функционирование. Однако при нем в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия субъектов политики, в частности, политические отношения.

Системный подход, который получил широкое распространение, преодолевает односторонность и фрагментарность институционального подхода к анализу политической системы. Он рассматривает политическую систему как совокупность различных политических элементов, взятых вместе с существующими между ними отношениями.

Структурно-функциональный подход, который тесно связан с системным, особое значение придает факторам окружающей среды. При этом подходе политическая система рассматривается весьма широко как совокупность элементов окружающей среды (имеется в виду население, их объединения, профессиональные, национальные слои и т.д.), экономических, социальных, духовных и других явлений, институтов и учреждений, тесно связанных и взаимодействующих с политической системой.

Все эти подходы, хотя несколько и абстрактны, по-своему правильно отражают различные стороны политической системы.

Политологами Беларуси политическая система определяется как система, комплекс политических государственных и негосударственных институтов и организаций, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм, традиций, отношений, политической культуры и других специфических элементов, с помощью и на основе которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее.

Политическая система – это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой. Она характеризуется властным верховенством, с ее помощью осуществляется верховная власть в обществе. Обладая властным верховенством, политическая система ориентирована на объединение, интеграцию всех систем общества на основе баланса интересов, консенсуса. Получая импульсы из окружающей общественной среды, политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» их и на выходе принимает авторитетные решения и политические действия власти по поводу поступающих сигналов. Они могут выступать в форме новых законов, ассигнований, политических заявлений, силовых актов и т.д.

Как сложное общественное явление политическая система имеет свою структуру, внутреннюю организацию ее основных элементов. Причем по мере развития и усложнения общественной жизни эта структура претерпевает изменения, модифицируется, усложняется. Она должна постоянно изменяться с изменением окружающей среды, адаптироваться к ней или опережать общественную среду. При отсутствии таких изменений могут произойти перевороты, революции и другие социальные потрясения.

Политологи Беларуси выделяют следующие структурные компоненты (подсистемы) политической системы:

1. Институциональную подсистему, состоящую из общественно-политических институтов и организаций. Главное место среди этих институтов занимает государство. Располагая разветвленной системой учреждений, в том числе и медицинских, государство сосредотачивает в себе максимальную политическую власть, является центром притяжения всех социальных сил. Последние всегда стремятся захватить, удержать и упрочить государственную власть, которая позволяет организовать управление всеми общественными процессами.

Среди негосударственных организаций наибольшую роль в политической жизни общества играют политические партии. Объединяя различные социальные слои и группы вокруг своих идей, партии ведут борьбу за власть, отстаивают интересы народа, стимулируют нормотворчество. Придя к власти, они участвуют в ее осуществлении.

Немаловажное влияние на политическую жизнь оказывают общественные организации и движения. Без них невозможны ни надлежащий учет и реализация интересов народа, ни эффективное управление, ни развитие демократии. Они являются посредниками между властью и народам, под их влиянием происходит формирование государственных органов, осуществляется корректировка политического курса страны.

На политическую жизнь общества оказывают значительное влияние и такие институты политической системы, как средства массовой информации, религиозные конфессии, политические ассоциации.

2. Нормативно-регулятивную подсистему. Она включает совокупность политико-правовых норм, традиций. Основу их составляет право, которое служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, основой функционирования не только государственных, но и общественных организаций, развития всей политической системы.

Право, закрепленное в Конституции, других правовых актах, является одним из средств закрепления и осуществления власти. В нем выражается государственная воля, установленная властью. Право определяет порядок отношений в различных сферах общественной жизни.

В систему политико-правовых норм выходят уставы партий, общественных организаций, которые регулируют отношения внутри них, а также политические традиции, обычаи, моральные нормы, соблюдение которых особенно необходимо в условиях демократического общества.

3. Функциональную (коммуникативную) подсистему, основу которой составляют политические отношения и политический режим. Данная подсистема включает в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между ее подсистемами (например, между государством и партиями, законодательной и исполнительной властью). Отношения могут быть правовыми, авторитарными, демократическими, вербальными и невербальными, письменными и т.д.

Политический режим характеризует способы и методы осуществления политической власти, формирует политический климат страны.

4. Культурную подсистему. Главным ее элементом выступают политическая культура и политическое сознание. Политическая культура – это комплекс знаний, представлений, ценностных ориентаций, политической символики, политического поведения граждан, адекватных потребностям развития данного общества.

От уровня политической культуры во многом зависит политическая практика, поведение субъектов политики, способы и методы утверждения общественного порядка и другое.

Политическое сознание также играет большую роль в политической системе, ибо политика предполагает сознательное участие в ней. Политическое сознание – это осознание политики на эмпирическом и теоретическом уровне, осознание своего места и роли в ней.

5. Идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий, лозунгов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества. Идеология воплощает идеалы субъектов политики, легитимизирует и защищает их. В Беларуси идеологическую подсистему составляет идеология белорусского государства, других политических институтов.

Помимо обозначенных элементов, сторонники системного подхода в политическую систему включают избирательную систему, которая участвует в формировании политической системы, а также персональных субъектов политики (президента, главу правительства, министров, руководителей партий и т.д.). Называется и такой элемент политической системы, как территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы.

Политическая система является чрезвычайно сложным, богатым по содержанию явлением и зависит от многих факторов: от способа производства, политического режима и т.д. Исходя из критерия, положенного в основу классификации, выделяют следующие ее типы.

Марксистские ученые, которые исходят из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Каждая из них характеризуется политическим господством определенных классов, социальных групп и конкретно проявляется в различных формах организации государственного управления и власти.

Ученые западных стран, которые внесли наибольший вклад в разработку политических систем, выделяют другие критерии их типологизации. Например, американские ученые Г. Голдмен, Д. Миллер и другие предлагают делить политические системы на открытые, имеющие динамическую структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые – с жесткой фиксированной структурой и минимизированными связями со средой. Открытые системы присущи западным демократическим государствам, закрытые – странам с недемократическим режимом (Куба, Северная Корея и др.).

В соответствии с типом политического режима распространено деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократической системе характерно наличие механизмов контроля граждан за властью (разделение властей, наличие независимых СМИ, суда и т.д.), ограничение сферы действий власти Конституцией, законами. В недемократических системах власть обладает неограниченным контролем не только над государственными и общественными структурами, но и частной жизнью людей.

Некоторые западные политики (Д. Коулмэн, Р. Арон и др.) дифференцируют политические системы на традиционные, патриархальные (для обоих характерен авторитаризм), смешанные (полусостязательные) и современные (состязательные).

По политическим культурам (Г. Алмонд) и их выражениям в формах организации власти различают англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частичную – индустриальную политические системы.

Широко распространено деление политических систем на командную (присущ командный, административный стиль управления), соревновательную (рыночную) и консоциональную (социопримирительную). Показателем второй является противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Основная черта третьей системы – поиск компромисса и консенсуса.

Существует и множество других типологий политических систем.

ІІ. Одной из наиболее существенных характеристик любой политической системы выступает ее жизнедеятельность, которая проявляется в процессе выполнения ею определенных функций. В функциях выражается социальная сущность и предназначение политической системы. Функции, которые выполняет политическая система, выражаются в действиях, направленных на поддержание ее жизнеспособности, устойчивого состояния и дальнейшего развития общества.

Один из основоположников теории политических систем Т. Парсонс считал, что фундаментальной функцией политической системы является целеполагание, т.е. определение целей и задач общества, а также обеспечение эффективного коллективного действия на достижение этих целей.

Большинство других ученых (Г. Алмонд, Д. Истон, К. Поппер и другие) выделяют функции на «входе» и на «выходе» политической системы. «Входные» функции осуществляются различными неправительственными субъектами: населением, (например, акции протеста, наказы), группами интереса, политическими партиями, независимыми СМИ и т.д. Они выражаются в придании интересам, требованиям граждан, социальных групп политической формы. «Выходные» функции выполняются государственными структурами, которые перерабатывают, анализируют входные импульсы и принимают властные решения, действия на выходе. Причем происходит постоянная конверсия вход – выход – вход и т.д.

К функциям на «входе» в политическую систему относятся:

политическая социализация, т.е. формирование знаний и представлений о политике, усвоение личностью политики как особой сферы деятельности. Социализация формирует определенный тип личности как субъекта политики и обеспечивает стабильность политической системы, преемственность в ее развитии, формирует необходимый уровень поддержки – основы самосохранения политической системы. Данная функция реализуется государственными и негосударственными структурами, всей социально-политической средой;

рекрутирования – приобщения граждан к политике в качестве избирателя, гражданина, партийного, профсоюзного и т.д. функционера, депутата, судьи. Эта функция предусматривает «заселение общества» личностями, которые выполняли бы определенные роли, что будет создавать социальную базу функционирования политической системы;

артикуляции (формулирования, определения). Это процесс, посредством которого выражаются политические интересы, требования тех или иных общественных групп в программах, петициях, запросах, требованиях. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, депутаты, делегаты, различные ассоциации (например, требования предпринимателей и т.д.);

агрегирования – превращения выработанных требований в альтернативные государственной политике заявления, программы, предвыборные платформы, законодательные предложения, акции;

политической коммуникации, которая представляет собой развитие связей и отношений между политическими субъектами, между политической системой и средой.

На «выходе» политическая система выполняет функции:

нормотворчества или законодательная функция. Она включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. Нормотворчество – это выбор общих целей и стратегии для их достижения в целях стабилизации, нормального функционирования и развития политической системы. Реализация этой функции осуществляется институтами государственной власти, нижестоящими органами властвования (например, ректоратом, деканатом, студсоветом общежития, которые, реагируя на возникающие требования, принимают властные решения);

исполнения законов и норм (исполнительная функция), подразумевающая приведение их в действие, социальную практику. Совершенно ясно, что судьба любого решения зависит от его реализации. Применение норм и правил не только означает их реализацию, но и стимулирует действия администрации, законодательных и иных структурных элементов политической системы на изменение среды, возникновение новых условий, вызванных реализацией, необходимостью адаптации;

адаптации, приспособления политической системы к меняющимся условиям общественной жизни, международной, геополитической обстановки. Это очень важная функция, пренебрежение ею, как уже отмечалось, может привести к социальным потрясениям;

оценки и контроля. Она включает в себя интерпретацию законов, анализ фактов общественной среды, применение соответствующих санкций за их нарушение.

Входящие и выходящие функции тесно взаимосвязаны между собой, конвертируется в результате этого политическая система, реагируя на возникающие в обществе импульсы, обращенные к власти; вырабатывает и реализует необходимые решения и действия, адаптируется. Функционирование политической системы можно представить в виде следующей схемы:

 

К о н в е р с и я

 

 

Вход политическая выход

Система


       
   
 

 


граждане

(население)

республики

    Связующие механизмы: выборы, референдумы, партии, общественные организации, СМИ, ре- лигиозные объединения Центры принятия решений: Президент, Парламент, Правительство, суды, силовые органы, административно упра- ческий аппарат Публичная поли- тика центра, принятие решений: - законы - указы - постановления - награды - полемика - силовые акты и т.д.

 

Из схемы видно, что сигналы от граждан прямо через систему выборов, наказов, обращений, акций протестов и других форм или объединения населения поступают в политическую систему (центры принятия решений) и возвращаются в общество в виде решений, других актов, оказывают влияние на общество и опять возвращаются в виде ответственной реакции и т.д.

В политической литературе существуют другие подходы к выделению функций политических систем. В частности, выделяют внутрисистемные и внесистемные функции.

К внутрисистемным относят – координационную (связанную с определением места каждого элемента в политической системе, поддержанием связи между ними), воспитательную (связанную с созданием системы воспитания).

Внесистемные функции – это функция политического представительства, интеграции, регулятивная, коммуникативная и другие.

В политической литературе Беларуси в большинстве источников функции политической системы определяются более обобщенно, исходят из институционального подхода и не разделяются на входящие и выходящие. Называются такие функции, как:

– определение целей и задач общества на ближайший период и перспективу;

– организация всех систем общественной жизни (экономики, здравоохранения);

– мобилизация материальных, финансовых и людских ресурсов на выполнение намеченных целей и задач;

– управление и регулирование деятельностью всех государственных и общественных процессов;

– распределение материальных и духовных ресурсов общества;

– обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности страны;

– воспитание, формирование политической культуры, сознания масс, приобщение их к управлению;

– контроль.

В подобных функциях, по сути, выражается все то, чем занимается политическая система – руководство, управление, контроль. Однако в этих функциях не находят отражение функции окружающей среды (населения, социальных групп и их лобби, общественные организации).

Функции политической системы не являются неизменными. Они развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. С изменением экономических и социальных отношений изменяются и политические отношения, модифицируется политическая система, ее функции.

ІІІ. Политическая сестема Республики Беларусь, как самостаятельного государства, развивалась в два этапа. Первый этап связан с советским периодом, второй с перестройкой, со становлением независимого белорусского государства.

Для политической системы советского периода, когда республика входила в состав СССР, было характерно ограничение властных полномочий всех элементов системы. Большинство вопросов государственного управления, властных полномочий решались союзными органами в Москве. В стране доминировала одна политическая партия – КПСС, которая выполняла функции государства в государстве, срослась с государственным аппаратом и тем самым подавляла политическую активность других компонентов политической системы, отчуждала народ от власти. Вся политическая система была подчинена одной марксистско-ленинской идеологии, идеям строительства социализма и коммунизма в ущерб реальности. Осуществление этих идей сопровождалось ограничением демократических прав и свобод населения (ограничениям подвергались даже дети), достигалось жестокими методами – массовыми репрессиями, насилием и принуждением, высылками белорусов в районы Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и другие.

Политической системе Беларуси советского периода было присуще:

– отсутствие реального разделения властей, все вопросы решались одной партией;

– институты представительной власти (парламент, Советы) носили формальный характер, выполняли функции статистов, по принципу “одобрямс”;

– главную роль в организации и управлении играл партийно-государственный аппарат, а не избираемые народом органы власти;

– демократические выборы, как институт формирования органов власти, отсутствовали, подменялись голосованием за единственного кандидата, определенного КПСС – КПБ;

– отсутствие политического плюрализма – многопартийности, конкурирующих средств массовой информации и т.д.;

– права граждан, закрепленные в Конституциях, носили формальный характер, всячески ограничивались (например, право на выезд, на получение информации и многое другое), отсутствовал механизм их реализации;

– отсутствие Конституционного надзора за соблюдением законодательства, их соответствия мировым стандартам;

– отсутствие внутрипартийной, профсоюзной, комсомольской и т.д. демократии, все вопросы решались центральными органами и многое другое.

Отмечая подобные недостатки, вместе с этим не следует отрицать и социальные завоевания советской политической системы – создание мощного экономического фундамента, бесплатное и общедоступное образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и другие.

Приход к власти Горбачева М.С. в 1985 г. и в особенности, решения ХIХ партийной конференции КПСС в 1987 году положили начало реформированию политической системы СССР и Беларуси.

В Беларуси ускорению этого процесса способствовало обретение нашей республикой суверенитета и независимости. В процессе реформирования политической системы были реконструированы старые и созданы новые институты политической власти – введен пост всенародно избираемого Президента, создан Конституционный суд, реформированы и расширены полномочия парламента и т.д.

Созданы условия для более полного учета интересов граждан, расширения социальной среды на входе и выходе политической системы. Этому содействовали – принятие новой Конституции РБ, введение многомандатной системы выборов и многопартийности, практики проведения референдумов.

Конституция провозглашает Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством. Органы государственной власти в ней осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В стране конституционно признается и обеспечивается система местного самоуправления, утверждается многообразие идеологий и мнений, расширены рамки гласности.

Политические партии, общественные организации и союзы, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, имеют право участвовать в выборах, в выдвижении своих представителей в выборные органы.

В республике устанавливается принцип верховенства права, возросла политическая культура, все более демократичным становится сознание. Происходят процессы, свидетельствующие о демократизации политической системы, ее модернизации.

Вместе с отмеченными положительными тенденциями развития политической системы нашей страны, имеется еще много проблем, трудностей, многие социальные проблемы обострились, приобрели конфликтный характер, возникли новые. К их числу следует отнести необходимость более четкого разделения властей, повышения роли парламента, формирования механизмов включения политических партий в систему власти, создания более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой, совершенствования отношений государства с частным предпринимательством, повышение уровня правовой и политической культуры. Важной задачей является углубление процесса формирования правового государства и гражданского общества. Особое значение в современных условиях приобретают формы взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Самой важной политико-правовой целью и задачей для политической системы Республики Беларусь является обеспечение самостоятельности государства, создание условий для дальнейшего развития демократии. Эта цель должна достигаться наряду с созданием достойного уровня жизни каждого члена общества, как основы его свободы, социальной активности.

Решение данных проблем возможно на основе расширения и конкретизации функций, полномочий компонентов политической системы, расширения прав и свобод граждан, углубления экономической реформы и создание многоукладной экономики, обеспечения гарантий их реализации. Теснейшим образом совершенствование политической системы связано с повышением компетенции и значения местных органов управления по обеспечению экономического и социального развития регионов.

Осуществление обозначенных вопросов приведут к образованию нового динамического типа политической системы, качественно новой системы с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью, действующими демократическими правовыми нормами. Совершенствование политической системы Республики Беларусь продолжается.

 

Тема 5. Политические режимы .

1. Политический режим: понятие, критерии определения его сущности.

2. Классификация политических режимов и их характеристика.

 

І. Понятие «политический режим» получило распространение в западной обществоведческой литературе в середине ХХ столетия. Однако до настоящего времени многие стороны этой проблемы остаются объектом теоретических споров как зарубежных, так и отечественных политологов. Одни из них рассматривают политический режим как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти. Другие дают расширительное толкование, отождествляя его с политической системой общества. Третьи вообще разводят эти понятия достаточно далеко одно от другого. Между тем все эти категории тесно связаны между собой, помогают лучше усвоить сущность и назначение каждой из них, но не сводятся, не подменяют друг друга.

Политический режим представляет собой не только способ функционирования политической системы, но и отражает характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Поэтому дать однозначное, универсальное определение политического режима достаточно сложно. В нашей учебной литературе общепринятыми являются следующие понятия.

Политический режим (от лат. regimen – управление) – это система методов, способов и средств осуществления государственной власти, отражающая состояние политических прав и свобод, отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим – это совокупность способов функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества.

В зависимости от того, как взаимосвязаны основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.

Среди западных политологов наиболее распространенным является определение, данное французским ученым Ж.-Л. Кермонном. Политический режим – это совокупность элементов идеологического, конституционного и социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

Политический режим характеризуется рядом критериев, которые отражают состояние политической жизни общества, определяют его сущность и тип в каждом конкретном государстве. Политический режим определяется следующими критериями:

1. Полномочия главы государства, его функции и роль в системе политического руководства, характер политического лидерства.

2. Порядок, способы и механизмы формирования политической власти, прежде всего представительной, а также степень участия в ней народных масс.

3. Характеристика реальных механизмов осуществления политической власти и степень контроля за ней со стороны общества.

4. Взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, между её центральными и местными органами.

5. Роль и значение политической идеологии в жизни общества.

6. Мера политического плюрализма, наличие многопартийности. Положение, влияние и условия деятельности политических партий. Учет интересов меньшинства при принятии политических решений, наличие оппозиции.

7. Место и роль неполитических и негосударственных организаций и структур в политической системе общества.

8. Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства.

9. Состояние и гарантии прав и свобод личности, степень реализации ее правового статуса.

10. Политический и юридический статус органов подавления, т.н. силовых структур государства (армии, полиции, госбезопасности).

11. Положение средств массовой информации, уровень гласности в обществе, «прозрачность» деятельности госаппарата.

12. Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни, наличие реальных механизмов привлечения к ответственности должностных лиц, включая высших.

Таким образом, политический режим непосредственно связан с тем или иным соотношением диктатуры и демократии, включает такой показатель, как уровень и фактическая реализация прав и свобод граждан.

Поэтому политические режимы условно делят на демократические и недемократические, а последние на авторитарные и тоталитарные. Все они в «чистом» виде бывают довольно редко, чаще всего сочетают в себе черты нескольких из них, в основном смежных.

Для определения политического режима в какой – либо стране необходимо сопоставить её конституционные, официальные нормы с реальной политической жизнью, провозглашенные цели – с действительной практикой.

Известно, что различные типы политических режимов стихийно не возникают в тех или иных странах. Они зависят от множества слагаемых, как объективных, так и субъективных:

a) от целей и задач, какие ставят перед собой господствующие в обществе социальные силы и их политические партии;

б) от идеологической направленности господствующих социальных сил и их организаций;

в) от соотношения и остроты борьбы в обществе между различными социальными слоями;

г) от экономического положения страны, уровня её развития (Германия 30-х г., Россия 20-х гг. ХХ ст.);

д) от политического сознания граждан, их политической культуры, исторических традиций;

е) от географического размещения стран, её международного положения, целей и задач проводимой внешней политики и др.

Значительное воздействие на установление того или иного режима оказывает тип, форма правления государства, особенности её функционирования, сложившаяся в нём партийная система. Однако в политической практике есть немало примеров несовпадения режима и формы правления. Так, Куба, Северная Корея, Ирак при Хусейне, являясь республиками по форме правления, где высшие органы власти выборные, по содержанию политического режима – авторитарные. И наоборот, такие государства, как Бельгия Голландия, Дания и др., по форме – типичные, парламентские монархии, а по режиму правления – демократические.

II. Наиболее распространенной типологией политических режимов является их деление по степени увеличения прав и свобод личности: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый) – это государственно-политическое устройство, при котором осуществляется полный контроль со стороны государства над личностью и обществом во всех сферах жизнедеятельности.

До настоящего времени среди политологов отсутствует единое мнение о том, когда возник тоталитаризм. Одни считают историческим прототипом тоталитарных режимов восточные и европейские деспотии, другие ­– проявлением индустриальной эпохи, третьи – социально-историческим феноменом исключительно ХХ века, возникшего на почве т.н. массового общества в определённых кризисных ситуациях, вызванных войной, революцией или иными потрясениями.

Политической реальностью, на наш взгляд, тоталитаризм становится именно в ХХ веке – с появлением новых средств массовой информации, пропаганды и коммуникаций, создающих дополнительные возможности для системы всеобъемлющего контроля за жизнью общества. Впервые понятие «тоталитаризм» было введено Муссолини в середине 20-х годов ХХ ст. Для обозначения зарождавшегося в Италии фашизма (от итал. fascismo – связка, объединение), названного «тотальной концепцией жизни». Его идеологи считали, что целью их политики является обеспечение единства личности, партии и государства во имя достижения высшей, национальной идеи. Но среди антифашистов термин «тоталитарный режим» сразу же приобрёл негативный смысл, став синонимом понятий «репрессивный», «антидемократический».

В политической литературе Запада это понятие появилось в 30е г. ХХ в. – сначала для характеристики итальянского фашизма и германского нацизма, а затем и сталинского коммунизма в России.

Научной же концепцией этот термин был назван в 1952 г. на политологическом симпозиуме в США. Здесь тоталитаризм был определён, как закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие – от воспитания детей до производства и распределения товаров – направляется и контролируется из единого центра.

Значительный вклад в научное понимание тоталитарного режима внесли такие политологи, как Р. Арон, Х. Арендт, З. Бжезинский, Дж. Талтон, К. Фридрих, Ф. Хайек и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.09 с.)