Тема 11. Средства массовой коммуникации и информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Средства массовой коммуникации и информации



  1. Понятие, структура, функции и средства политической коммуникации.
  2. Средства массовой информации (СМИ) - главный канал политической коммуникации.
  3. Политическая манипуляция как форма социального управления.

 

І. Вплоть до начала 1950-х годов под термином «коммуникации», чаще с добавлением слова «средства», понимались проложенные мосты и действующая почтовая служба, сеть железных и шоссейных дорог, телефон и телеграф. Они соединяли страну в единое целое, как в хозяйственном, так и в культурном плане. Развитие прессы, особенно радио и телевидения, а теперь еще и Интернета, наглядно и убедительно показало, что современное общество связано еще и бесчисленными контактами, действиями и взаимопереплетающейся информацией внутри и снаружи, по горизонтали и по вертикали. Все это интегрирует, сплачивает людей во времени и пространстве в единое целое. Этот непрерывный и всеохватывающий процесс как соединительная ткань обеспечивает целостность и развитие общества. Он получил название массовой коммуникации. Таким образом, взаимодействие политических субъектов на основе непрерывного обмена информацией и духовного общения называется политической коммуникацией.

В переводе с английского языка массовая коммуникация (mass communication) означает «массовое общение». В политической системе «массовое общение» приобретает преимущественно политический характер, т.е. массовой политической коммуникации. Сама природа и сущность политики превращает коммуникации в неотъемлемую часть политического процесса, требующего единства воли и устремлений множества людей. По определению политолога Р.Ж. Шварценберга политическая коммуникация для политической системы «это то же, что кровообращение для организма человека».

Эффективность политической коммуникации зависит от ряда условий:

1. Прежде всего, от наличия не менее двух участников политического процесса, преимущественно информационного характера. В этом случае, отправитель информации (человек, учреждение) называется коммуникатором, а получатель (человек, группа, аудитория, учреждение) - реципиентом. Это как в медицине: тот, кому переливают кровь или пересаживают органы.

2. Важным условием является осознанность реципиентом полученной информации. Дело в том, что в зависимости от личных свойств, от условий восприятия, от психологического состояния люди по разному, часто в искаженном виде, воспринимают информацию, особенно политическую. А коллективный, массовый характер реализуемых в политике целей и задач требует сознательности, даже творчества и инициативы. Без осмысленного истолкования (позитивного или негативного) и усвоения сути информации коммуникативные связи на политическом поле исчезнут, потому что получатели ее будут не в состоянии использовать такое сообщение. В результате субъект политики, а это члены коллективов, партии, учреждения, государства останутся разъединенными и разобщенными.

3. К третьему условию функционирования политической коммуникации относится наличие обратной связи от реципиента к коммуникатору во всех звеньях и на всех уровнях коммуникационного процесса. Для средств массовой информации (СМИ) обратная связь необязательна, а массовая политическая коммуникация без нее абсолютно невозможна. Для неё характерно только взаимодействие или бездействие, взаимопонимание или отрицание, взаимосогласие или несогласие, одним словом, всё «взаимно», независимо от того, положительный контакт или отрицательный.

4. Четвертым условием эффективности является масштабность объем информации и коммуникации.

Массовая политическая коммуникация имеет свою структуру. Она означает совокупность связей и отношений, что формируется вокруг того или иного устойчивого источника информации, связанного с решением определённых политических задач. В структурном образовании политической коммуникации различаются официальные и неофициальные части. Официальная группа коммуникации включает:

а) государственные институты, обычно представляемые их руководителями или информационными отделами по связям с общественностью;

б) государственные национальные средства массовой информации

(СМИ);

в) независимые и оппозиционные партии и общественные движения, а также СМИ этих политических образований или самостоятельно существующие;

г) корпоративные структуры, куда входят органы центристских партий, общественных групп по интересам, рекламные и иные профессиональные агентства;

д) зарубежные средства массовой информации.

К неофициальным группам коммуникаций относятся:

а) межличностные неформальные контакты и действия по политическим вопросам. Это может происходить в группах, коллективах, митингах, на стихийно возникших собраниях, дискуссиях в автобусе или электричке и т.д.

б) устойчивым источником, вокруг которого формируются массовые политические коммуникации, является спорт. Спортивные соревнования создают эмоционально насыщенную обстановку, особенно для болельщиков, что подспудно благоприятствует проникновенно политической окраски в оценке спортивных достижений или неудач. Не случайно, что спорт относят к большой политике. К этой же группе коммуникативной структуры относятся художественные произведения литературы и изобразительного искусства, театр, музыка и хореография. Они всегда приносили большие дивиденты во внутренней и внешней политике государства. Совсем недавно в СССР гордились тем, что «по балету были впереди планеты всей». В том же ряду со спортом и культурой находится наука, космос. Ю. Гагарин были гордостью советских людей и аргументом в политике государства,

Массовая политическая коммуникация выполняет в обществе определенные функции:

1. Информационная функцияотвечает за распространение в обществе необходимых сведений и знаний о политической системе, государственном устройстве и политическом процессе. Обычно это осуществляется двумя способами. Вербальный (словесный) способ включает речи лидеров, передачу хроники событий по СМИ, митинги, статьи и книги, т.е. все виды политического информирования через знаково-языковые (семантические формы).

К невербальному способу относится мимика, жесты, движение тела, диапазон речи, смех, язык этикета в поведении, разная символика и др.

2.Функция социализации удовлетворяет потребность членов общества в информации, в налаживании, расширении, углублении и развитии межличностных, групповых и межинститутских контактов. Она нужна для выработки у граждан необходимых норм политического поведения, для ориентировки человека в огромном мире социальных явлений, для усвоения им социального опыта предшествующих поколений и современников. Очень важное значение для человека имеет приобщение к группе, сопричастность с её жизнью, особенно к той, которая для него как личность интересна, авторитетна. Члены этой группы могут служить примером для подражания. Таким образом, функция социализации играет роль превращения человека в сознательного члена общества, в единицу социума.

3. Регулятивная функция направлена на то, чтобы выработать оптимальный механизм взаимодействия между элементами политической системы – государством и гражданским обществом, политическими институтами, организациями и корпорациями. Главную роль здесь играет идеология, право, обычаи и традиции, на основе которых (а они выступают как коммуникативные инструменты) проходит, осуществляется регуляция политических отношений в обществе.

4.Функция контакта выводится из необходимости человека, получившего информацию как реципиент, поделиться мнением с другим человеком, даже с незнакомым и в любом месте – в транспорте, магазине, в рабочем коллективе и др. Характерно, что окончательное формирование впечатления от полученной информации происходит лишь после обмена мнением с другими реципиентами. Таким образом, массовая коммуникация имеет двухступенчатый характер: услышал, затем обсудил. Кроме этого, может происходить самоутверждение, когда слушатель находит подтверждение своим взглядам и вкусам. Это поднимает личный статус, делает человека более активным в общественных делах.

Любое действующее общественное образование, наделенное своими специфическими функциями, должно обязательно иметь и средства для их реализации, т.е. для своего функционирования. Массовые политические коммуникации располагают такими средствами:

1.Это формальные каналы, куда входят различные организации и движения,партии и партийные системы, государственные и общественные институты, группы интереса, корпорации и др. Короче, все общественные единицы и подразделения, выполняющие задачу интеграции людей, осуществляющие представительство их интересов, являются в целом инструментарием или каналами реализации политической коммуникации.

2. Неформальные каналы по установлению коммуникативных отношений весьма многолики и разнообразны. Это слухи, сплетни, молва, анекдоты, частушки, граффити. Эти неформальные средства политической коммуникации очень влияют на формирование оценки, особенно негативной, по отношению к политическому институту или политическому лидеру. Они имеют эмоциональную основу, поэтому привлекательны и хорошо запоминаются. В то же время эти средства несут, как правило, недостоверную, вымышленную информацию и по образу устного народного творчества в соответствии со вкусами и приоритетами распространителей видоизменяются и обогащаются.

Наиболее ёмким и разнообразным каналом средств политической коммуникации являются слухи. Их даже подразделяют на три вида:

а) слух – мечта. Например, в США в 1941 году после поражения в Перл–Харборе пошли слухи, что у Японии нет нефти, и очень быстро она будет разгромлена;

б) слух – пугало. После Перл–Харбора США потеряли весь Тихоокеанский флот и стали беззащитной страной;

в) слух ­– разделитель. Например, то, что в Москве все преступления от кавказцев.

В Республике Беларусь в последнее время довольно широкое распространение получило еще одно неформальное средство политической информации. Это граффити (от итал. – нацарапанный), т.е. знаки и надписи на стенах, заборах, скамейках и других видных местах. Раньше можно было встретить только «здесь был Вася», или почерком школьников «Аня +Ваня = любовь», а также нецензурное слово. Позже появились «Да здравствует Сталин!» и др. Это было неким выразителем ностальгии по «железной руке» в пику бесхозяйственности и безалаберности режима Брежнева. Сегодня, особенно в крупных городах благодаря появлению баллончиков с краской, граффити испещрили стены, заборы, мосты и т.п. Феномен политического знака или надписи является предметом осмысления, потому, что вызывает вопросы: кто писал? Какие проблемы тревожат авторов граффити?

II. Важнейшим, пожалуй, главным каналом и средством политической коммуникации являются средства массовой информации (СМИ) они настолько ёмкие и значительные, что рассмотрению их роли в политической жизни общества отводится весь второй вопрос темы.

Средства массовой информации (СМИ) или, как сейчас модно их называть «масс-медиа», представляют собой совокупность предприятий, учреждений, организаций, созданных для открытой публичной передачи различных сведений с помощью специального технического инструментария. К СМИ относятся различные массовые справочники, пресса, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись, Интернет. Это огромной значимости канал массовой политической коммуникации, через который происходит основной информационный процесс. СМИ являются не только средством, каналом коммуникаций, но и их составной частью, причём, самой активной, которая постоянно обогащает, формирует и изменяет весь организм взаимосвязи и отношений в обществе. Не случайно, что некоторые политологии даже стали (ошибочно) считать средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК) индентичными, а названия – синонимами. Бесспорно, что СМИ в демократических странах все больше и больше набирают силу и самостоятельность. Еще в 1840 году О. де Бальзак, предчувствуя будущее значение информации, назвал СМИ «четвертой властью».

Исторически СМИ вышли на политический рынок как орган партийной печати, а затем, все расширяющейся читательской аудиторией сотен газетных изданий. Газеты приучили читателей чувствовать себя участниками общесоциальных и политических процессов. С появлением электронной техники СМИ сделались не просто такими же первичными институтами политической социализации, как семья, церковь, система образования, а стали их перекрывать, оттеснять на второй план. Обозреватели популярных изданий, радио и телекомментаторы, ведущие репортеры и специалисты по рекламе стали видными выразителями общественного мнения, вошли в круг высшей интеллектуальной элиты. Политические журналисты стали творцами многих политических мифов и идей, вдохновляющих граждан на политическое участие, масс-медиа стали разжигать, локализовать или гасить конфликты. СМИ сегодня могут влиять на отношения между государством и гражданским обществом, между «верхами» и «низами» общественного устройства.

СМИ стали главным средством в избирательных кампаниях, в создании положительного или отрицательного имиджа кандидатов в депутаты или президенты, в отборе политической элиты. СМИ создали новый способ участия граждан во власти посредством проведения в эфире или на экране теледебатов между политиками и простыми гражданами, организацию электронного голосования, сбора политической информации у граждан и её обработку в своих интересах.

СМИ могут привлекать к суду общественности лидеров, руководство политических институтов, партий и организаций, сформировать нетерпимость к ним и к существующей власти. Однако это реально только при условии их независимости от этой власти, что на практике возможно лишь при демократических режимах. Недоступность средств массовой информации для оппозиции в авторитарных режимах ведет ее к изоляции от граждан. Она не имеет возможности получать массовую поддержку и нейтрализовать поток дискриминационной информации, льющейся на нее перед широкой общественностью.

Обладая большими правами и возможностями, СМИ несут ответственность перед обществом. Злоупотребление свободой законодательно наказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения государственной тайны, призывов к насильственному свержению существующего государственного устройства, пропаганды войны, насилия, жестокости, расовой, национальной, религиозной нетерпимости и исключительности, распространения порнографии. Запрещается также использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, для посягательства на их честь и достоинство. Следует отметить, что эти правильные и необходимые требования часто неадекватно толкуются властными структурами. Невыгодные и неприятные факты и события нередко преувеличиваются, передергиваются или домысливаются, чтобы представить их незаконными и даже преступными.

Так уже сложилось, что средства массовой информации в зависимости от режима власти работают в «неодинаковом ключе» в процессе воздействия на аудиторию. Рациональный аспект воздействия направлен на разум человека. Он преобладает в демократических государствах как модель массовых коммуникаций, которая рассчитана на формирование убеждения с помощью аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Здесь практикуется состязательность различных взглядов в борьбе за внимание аудитории.

Другой аспект иррациональный или эмоциональное воздействие. Он широко используется СМИ, что обслуживают тоталитарные или диктаторские (авторитарные) режимы, и знающие, что через живое слово и зрительный образ можно вызвать бурю чувств, которая затмит, захлестнет разумное и логичное. Здесь освобождается место для разжигания национальной и религиозной розни, хорошо проходят методы психического внушения, основанные на страхе.

Средства массовой информации, будучи неформально «четвертой властью» в государстве, располагают определенными функциями. Основные из них полностью совпадают с функциями массовой политической коммуникации. Это функция информационная, социализации, регулятивная, мобилизационная и др. О них уже шла речь в первой части нашей лекции.

К собственным функциям масс-медиа можно отнести, прежде всего, функцию политической манипуляции, которая представляет собой скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки их собственным интересам. Подробнее о методах манипулирования поговорим несколько позже.

Следующей функцией можно назвать практику СМИ критиковать и контролировать. Эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Здесь могут быть самостоятельные журналистские расследования, а после обнародования результатов которых порою заводятся уголовные дела, принимаются важные политические решения, создаются специальные комиссии.

Значительную роль в обществе играет воспитательно-образовательная функция СМИ, особенно в области политики. Эта функция реализуется через форму, подбор и подачу информации, а также на специальном материале в специальных статьях и теле - радиопередачах. Сюда можно отнести нормативно- правовые медицинские материалы, передачи и публикации на темы внутренней и внешней политики, по детским и молодежным проблемам.

По мнению политолога В. Божанова, СМИ обязательно должны обладать функцией защиты общества от власти. Не обслуживать власть, не угождать ей, а выявлять все факты посягательства на общественные интересы и законные права простых граждан, информировать людей о незаконных действиях и поступках функционеров власти и чиновников.

Средства массовой информации располагают еще функциями, которые не входят напрямую в политическое поле. Это функция эмоциональной разрядки или уменьшения напряжения в обществе. Для этого используются, особенно на телевидении, концерты, различные игры и шоу, демонстрируются так называемые «мыльные оперы». Есть еще своеобразная «утилитарная функция», предназначенная для удовлетворения бытовых и иных повседневных потребностей. Например, публикаций или передач типа «Наш сад», «Здоровье», «Смак», «Юный натуралист» и др.

В настоящее время все многообразие средств массовой информации можно разделить на два вида по способу их функционирования, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

1. Печатные СМИ. Они включают газеты, журналы, листовки, книги, плакаты, бюллетени и т.п. Например, периодическая печать. Она по охвату читателей наиболее массовая. Её достоинства в том, что:

а) можно быстро сориентироваться в море информации и решить самому, что читать, а что нет;

б) Можно читать вторично, заучивать понравившееся, переписать, сохранить вырезки;

в) Можно читать везде и в любое время.

К недостаткам относятся:

а) печать более сложна для восприятия. Она требует значительных усилий, притом, как минимум, надо уметь неплохо читать;

б) печать не так оперативна и быстра в реагировании на события. Она доносит лишь то, что уже было, уже свершилось, а не с места событий;

в) печать не столь близка, как радио или телевидение к межличностным общениям. Газеты в основном читают индивидуально.

2. Электронные СМИ. Раньше появилось радио, и, несмотря на широкое распространение телевидения, оно не утратило своей привлекательности, потому что:

а) радио требует гораздо меньших интеллектуальных усилий, чем пресса;

б) оно близко по форме к межличностному общению. Его можно слушать коллективно и обсуждать услышанное;

в) оно очень оперативно;

г) можно слушать радиопередачи в темноте, или занимаясь другими делами.

д) образ коммуникатора (диктора) домысливается, а события рисуются воображением в некую картину.

К сожалению, эта картина практически не соответствует действительности, а услышанное быстро забывается, и зафиксировать его не всегда возможно.

Телевидение объединяет большинство возможностей всех средств массовой информации. Оно ближе всех технических информационных средств к межличностному общению. Оно почти также оперативно как радио, а главное, телевидение даёт зрительную картину, что вызывает «эффект присутствия» и «соучастия». Недостатком телевидения является то, что оно представляет реципиенту меньше свободы, чем пресса или даже радио в осмыслении информации.

Современное информационное поле начало формироваться в Республике Беларусь в начале 90-х годов XX века. В это время возникло деление СМИ на государственные и независимые. Раздел олицетворял собой два взгляда политических элит на оценку сложившийся ситуации и видение будущей судьбы белорусского народа.

К государственным средствам массовой информации относится радио, телевидение, республиканская пресса (газеты «Советская Белоруссия», «Республика», «7 дней» и др.), а также 10 областных, 8 городских и 118 районных газет. Они отражают точку зрения государства и получают от него большие денежные дотации.

Независимые источники информации, как правило, представляют альтернативную точку зрения и финансовых дотаций от государства им не положено. А за не понравившуюся критику, которая нередко расценивается как оскорбление, делаются предупреждения о закрытии или налагаются многомиллионные штрафы. Альтернативных радио и телевидения в Республике Беларусь нет с 1996 года. Критическую информацию о политике своего правительства белорусские граждане получают по электронным каналам только из-за границы: с России, с Польши и благодаря работе радиостанций «Радыё свабоды».

Согласно данным института социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь читатели доверяют больше всего газете «Советская Белоруссия» - 72,3 %, «Республике» - 63,3 %, а независимой «Белорусской деловой газете» - 44,8 %.

В настоящее время готовится новая редакция Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» Этот закон ставит целью создание условий для укрепления и повышения конкурентоспособности государственных СМИ. Все средства массовой информации, особенно государственные, должны быть целеустремленными и последовательными в пропаганде белорусского пути развития.

ІІІ. Манипулирование, как способ социального управления, дает государству, как субъекту политики, большие преимущества по сравнению с силовыми или экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови, не требует относительно больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа и успокоения политических противников. Манипулирование строится на лжи и обмане, и «не во спасение», а ради корысти манипулятора. Что-то подобное встречается и в повседневной бытовой жизни. Для розыгрыша в коллективе используются наклонности, слабости или причуды какого-нибудь коллеги и производятся над ним соответствующие манипуляции на потеху окружающим. Очень богатым арсеналом манипуляционных средств и методов обладают криминальные элементы, разные аферисты, кидалы и шулеры. Манипуляции СМИ уже распространяются на массовую аудиторию, т.е. они оперируют в глобальном масштабе.

Широкомасштабная манипуляция разумом человека является средством и способом, с помощью которых правящая элита стремится подчинить себе народные массы. В постсоветском пространстве для массовых манипуляций успешно используются особые условия, создавшиеся после развала СССР. По инерции общественное сознание оберегает право государственной собственности на средства производства, не имеет опыта критического восприятия потока массовой информации, идущей от государства. А в этой информации существующие реально неважные условия жизни старательно объясняются, оправдываются и даже восхваляются, превращая сущее серое в некий розовый миф, но, правда, с «отдельными, не типичными недостатками». В итоге манипуляторам часто удается обеспечить поддержку такому социальному строю, который не отвечает истинным долгосрочным интересам большинства.

Основой политической манипуляции являются социальные мифы. Они представляют собою иллюзорную идею, придуманный, нереальный мир. Всё это должно восприниматься на веру без рационального, критического осмысления. Так, мировоззрение советского человека определяли мифы о частной собственности, как главном источнике зла, о марксизме, как единственно верном учении, о прогрессирующем кризисе и загнивании капитализма и неизбежном построении коммунизма.

С целью деформации сознания людей наряду с мифами широко используются различные стереотипы. Понятие «стереотипы»представляется собой упрощенное, схематизированы, зачастую искаженное отображение реальной действительности, когда фиксируются и запоминаются только некоторые черты, порой совсем не существенные, но обладающие относительной устойчивостью. Термин «стереотип» происходит из сложения греческих слов «стерео» – твердый, тыпос – отпечаток. Такими «твердыми отпечатками» в сознании бывших советских людей утвердилась предубежденность, что предприниматель – это спекулянт, т.е. человек, не желающий работать и честно жить; НАТО – заклятый враг; националист – это фактически фашист: Президент (особенно в Беларуси) – это справедливость, порядок, благополучие простого народа и т.п.

Культивирование средствами массовой информации старых советских стереотипов и внедрение в массовое сознание новых преследует цель: посредством упрощения и примитивизации сложной действительности навязать реципиенту выгодное для манипулятора мнение. Ведь человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

В арсенале СМИ имеется очень большой набор различных манипуляторских приемов и методов. Наиболее апробированными и распространенными можно назвать следующие:

- Умолчание. Этот прием наиболее удобен, так как его применение всегда найдет оправдание: в мире столько происходит событий, что за всеми не угонишься, о всех не расскажешь. Однако почему-то за кадром телевизора или вне газетной строки остается самая актуальная, и самая неудобная для властей информация. Коммуникаторы твердо знают, что «о чем не знаешь» того и не существует». В 2001 году, накануне президентских выборов независимые социологические исследования выяснили, что около 40 % населения Беларуси ничего не знает и даже не подозревает об исчезновениях известных политиков, журналистов, бизнесменов.

Как вариант умалчивания используются полуправда. В этом случае обычно объективно и подробно освещаются конкретные, но малозначительные детали, стороны события или явления, тем самым завоевывается и обеспечивается доверие аудитории. На этой основе замалчиваются более важные, основные факты, и зрители потребляют ложную интерпретацию событий.

Очень распространенным приемом манипуляции является так называемая «спираль умалчивания», основанная на использовании закономерности массовой психологии. Начинается эта спираль с того, что на основе демонстрации уличного опроса, подобранного и выбранного, делается видимость, что необходимое центральной власти мнение стало господствующим. Это вынуждает иначе думающих людей из опасения оказаться «белой вороной», присоединиться к угодной манипуляторам позиции. Образуется мнимое большинство, которое на фоне умалчивания иных взглядов, заявляет о себе ещё громче и наглее. Процесс начинается уже на новом, большем витке. То есть «спираль умолчания» закручивается ещё круче и обеспечивает победу на выборах или на референдуме манипуляторам.

- Смещение акцентов, сгущение красок в выгодных местах информации. Например, партизан будет бандитом, боец освободительного движения – боевиком, террористическая акция с многими жертвами мирных людей приобретает название «акции устрашения» или праведной, священной мести», а в Беларуси – демонстрации и митинги, организованные оппозицией, получают определение «сборища» и т.д. В телевизионных передачах смещение акцентов может происходить без специальной словесной характеристики политического события или объекта. Тревожные интонации, пренебрежительный тон, язвительная усмешкам или гримаса отвращенная на лице комментатора несут сильный заряд зрителю. В результате у бесхитростного гражданина создается отрицательная оценка только что воспринятой информации.

- Наклеивание ярлыков. Это способ компрометации лиц, лидеров или их идей перед общественностью. Расчёт делается на то, чтобы без доказательств, при частом повторении неблаговидных определений типа «националист», «фашист», «Бээнэфовец» и др. вызовет у аудитории отторжение.

- Фрагментарный способ подачи информации с целью воспрепятствовать непрофессионалам (а это подавляющее большинство граждан) создать целостную, объективную подробную картину политических явлений и событий. А так как телевидение ориентировано на создание, прежде всего, зрительного образа, то происходит дробление материала, создающего видимость его разносторонности, а внимание нацеливается на самых выгодных фрагментах или, наоборот, на самые отвратительные. Например, благодаря белорусскому телевидению у значительной части населения страны сложилось неприятное, даже отталкивающее впечатление от внешности З. Позняка, С. Шушкевича, М. Гриба, С. Богдакевича, С. Шарецкого и др.

Таким образом, огромные возможности СМИ в современных условиях можно с большим успехом использовать как в целях демократии, так и для отрицания ее в пользу недемократических режимов. А власть меньшинства, легитимированная с помощью выборов и референдумов, может рядится в тогу народной. Демократические институты в этом случае превращаются в красивую оболочку для авторитарных правителей.

 

Тема 12. Политические конфликты и кризисы

 

  1. Политический конфликт как социальное явление.
  2. Основные типы политических конфликтов.
  3. Политические кризисы.
  4. Пути и способы разрешения политических конфликтов.

 

І. Политическая жизнь общества полна противоречий и конфликтов. Они неизбежны и закономерны. Субъекты политики выражают различные, нередко противоположные интересы. Не совпадают их взгляды, позиции, ценностные ориентации и политическое влияние. Это порождает противоречия, конкуренцию и конфликты.

Политические конфликты дестабилизируют общество, но они же предваряют, стимулируют политические изменения, трансформацию властных структур и поведение участников политического процесса. Их можно назвать важным источником обновления, преобразования социально-политической действительности.

Политический конфликт (от латинского conflict – столкновение) означает столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, целей и взглядов, связанных в первую очередь с борьбой за власть, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, а также с политическими перспективами развития страны.

Понятие политического конфликта означает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию политических решений, распоряжению ресурсов, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство.

В отношении конфликтов существует две противоположные точки зрения. Такие ученые как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и другие считают, что конфликты – это аномалия, временное явление, которое может быть преодолено. Можно достичь такого состояния общества, когда конфликтов не будет. Осуществить такое возможно путем установления гармонии баланса интересов конфликтующих групп, построения общества, основанного на социальной справедливости.

Большинство других политологов (К. Маркс, Т. Зиммель, А. Токвилль и др.) рассматривают конфликты как неотъемлемый компонент политической жизни, ее развития, мотивации политического участия. Конфликты присутствуют везде и во всем и служат источником обновления, развития. По их мнению, конфликты выполняют такие позитивные функции, как:

- образование групп и установление их границ;

- сигнализация о проблемах, недостатках, получения информации об окружающем;

- поддержание баланса сил и власти;

- стимулирование нормотворчества, модернизации и социального контроля.

Политический конфликт – это одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством. Основными признаками политического конфликта являются:

- наличие не менее двух противоборствующих субъектов;

- противостояние интересов, ценностей и целей политических субъектов, их ролей и функций;

- агрессивное поведение конкурирующих субъектов.

Конфликты проявляются на межличностном, групповом уровне, на уровне подсистем общества, региональном и глобальном уровне. Формами их проявления являются – революции, военные действия, террористические акты, пропагандистские кампании, забастовки, блокады, акты неповиновения, политические путчи и перевороты и т.д. Указывая на формы проявления политических конфликтов, важно знать, что конфликты имеют разное проявление в демократических и недемократических системах. В демократических государствах они протекают в рамках политико-правовых норм и неразрушительными методами, разрешаются на основе консенсуса. В недемократических странах осуществляются в наиболее болезненных и разрушительных формах (революциях, бунтах, военных переворотах и т.д.). Первые носят институциональный характер, вторые–неинституциональный.

Один из создателей современной конфликтологии Р. Дарендорф основную причину конфликтов видел в борьбе за власть, престиж, авторитет. Конфликт, утверждал он, может возникнуть в любом обществе, любой социальной группе, где есть господство и подчинение. Причина конфликта – в стремлении доминировать.

П. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей, главным образом базисных: в пище, жилье, самосохранении... без чего нормальное существование человека невозможно.

Причинами конфликтов являются также:

- несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти. Данная причина проявляется в противоречиях между властями и оппозиций (в Беларуси – между властями и БНФ);

- противоречие между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества (например, противоречия между государственными структурами и предпринимателями по вопросам условий торговли, налогообложения);

- несовместимость базовых политических целей, интересов, ценностей, политических оценок и исторических событий. Наглядным свидетельством этого является конфликт между различными группами, партиями по поводу развития страны;

- стремление определенных сил идентифицировать себя с определенной группой. Показателем этого является конфликт русскоязычного населения в Прибалтике с властями в защиту своей культуры, языка, этнической целостности и т.д.;

- ошибки и некомпетентность правящей элиты (задержка зарплаты, неспособность решить вопросы коммунального обеспечения) и многочисленные другие причины.

Субъектами политических конфликтов могут быть отдельные личности, социальные группы, классы, политические партии, государства, военно-политические организации, социально-политические системы. В зависимости от выполняемых ролей, субъекты политических конфликтов подразделяются на:

- первичные или непосредственные участн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.069 с.)