Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когда возникает политика и какова ее природа.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На этот счет существуют разные мнения. Дело в том, что человек в своей политической деятельности не действует открыто. Чем умнее и хитрее политик, тем искуснее он скрывает свои истинные цели и намерения. Не случайно Аристотель назвал человека животным политическим и изучал политику, исходя от человека. А. Смит и Д. Рикардо связывали политику с экономикой и характером социального строя. В. Гегель пытался вывести политику из мирового духа. К. Маркс главный источник возникновения политики видел в создании социально неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных интересов, сохраняется равенство, оно в политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов, их взаимная увязка и поиск интересов в обществе обуславливают необходимость политики. В современной политологии существуют две основные точки зрения на генезис политики: западная (либерально-консервативная) и марксистская. Согласно первой, господствующей в англо-американской политологии, политика возникла одновременно с формированием человеческого общества, когда в нем складываются устойчивые группы людей, объединенных общими интересами и целями, возникают отношения господства и подчинения, управляющих и управляемых. На этой основе в процессе социально-политической жизнедеятельности людей постепенно формируются соответствующие органы политической власти и политические институты, регулирующие человеческие взаимоотношения, а политика выделяется в специфический вид социальной и профессиональной деятельности. Согласно марксизму, политика возникает лишь с расколом общества на классы, их антагонистическими противоречиями, которые невозможно примирить. Она охватывает отношения между классами, нациями и государствами, проявляется, следовательно, на макроуровне. Главным субъектом политики выступает господствующий класс в обществе, который определяет содержание, характер власти и направление политики в государстве. Существуют разные подходы и к определению природы политики. В зарубежной политологии одни признают естественную природу, другие – естественную и социальную. Первоначально политика функционирует на уровне элементарных отношений, т.е. сама природа предполагает искусство жить людям вместе (это коммуникативный уровень политической деятельности и общения, характерный для ранних этапов человеческой цивилизации). Общественная природа политики связана с образованием государства и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях: а) институциональном – в деятельности государства, партий и других субъектов политики; б) функциональном – обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование определенных политических систем, механизмов власти и управления; в) идеологическом – формирует политическое сознание, политическую культуру; г) регулятивном – подчиняет жизнедеятельность людей вполне конкретным политическим и правовым нормам, регламентирует их взаимоотношения; д) коммуникативном (качественно новом уровне) – создает условия для формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на основе всеобщего интереса. Согласно другой точке зрения, в политике выделяют три уровня ее функционирования в обществе. Первый – макроуровень, рассматривает государство как целое, характеризует государственную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй – микроуровень, охватывает отдельные структуры и организации: политические партии, кампании, профсоюзы, фирмы и т.д., где осуществляется политика и реализуется власть. Третий – мегауровень политики. Он обнимает деятельность крупных международных организаций: ООН, Европейский союз, НАТО, МОТ и т.д. Что составляет содержание политики? Какова ее структура и функции? В основе содержания политики находятся цели и интересы ее субъектов. Субъекты политики – это личность, социальная группа, класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои коренные интересы и цели и готовы их отстаивать, претворять в жизнь. Основными субъектами политики являются: государство (если оно не обезличивает интересы других). Демократическое государство исходит в своей политике из общечеловеческих интересов (на первом месте права человека и гражданина). Классы, отстаивающие свои специфические интересы, связанные с различными формами собственности (но классовый интерес эгоистичен и может быть агрессивным). Ни один класс не имеет права претендовать на то, чтобы считать себя гегемоном или более прогрессивным по отношению к другим. Нации – учет их интересов обязателен наравне с общечеловеческими, но национальный интерес тоже может разъединять людей, порождать войны (Югославия, Чечня, Грузия, Абхазия, Армения и Азербайджан и др.). Отдельная личность (каждый человек может и должен стать субъектом политики). Народ в целом, если он приобрел политическую субъективность, является «сознательным», суверенным народом, а не просто населением. Именно отношения между этими социальными субъектами по поводу власти, ее завоевания и удержания, выдвигаются на первый план в содержании политики. Власть, ее практическое использование открывает реальные возможности для реализации намеченных целей и задач, владение собственностью, материальными и духовными благами, существенно поднимает авторитет и социальный статус человека в политике. Поэтому борьба за власть в обществе ведется непрерывно, охватывает все сферы политической жизнедеятельности субъектов – политику, экономику, право, идеологию, культуру и не рассматривается как аморальное явление. Следующим важнейшим компонентом содержания политики являются интересы. Они реально выступают движущей силой всех субъектов политики, существуют как общенациональные, государственные, классовые, групповые, индивидуальные, которые подлежат обязательному учету и использованию в политике. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, вполне определенную направленность поведения социальных групп в сфере политических отношений. Важным компонентом содержания политики выступают теоретические, идеологические и духовные ценности. Это идеи, теории, концепции, принципы, традиции, нормы, символы, опробованные в политике и лежащие в основе программ общественного развития. Среди важнейших идей современной политики надо назвать свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, солидарность и др. Наконец, в содержание политики в ряде случаев могут входить догмы, стереотипы, мифы, утопии, а, иногда, и просто виртуальная ложь, которые используются политиком ради достижения своих корыстных интересов, особенно властных устремлений, продления своих полномочий. Многогранность и сложность политики как общественного явления проявляется в ее структуре, которая состоит из множества взаимосвязанных между собой элементов как объективного, так и субъективного порядка. От того, какой из этих элементов положен в основу структурного анализа политики, различают аналогичные типологии ее структур. В соответствии спервой типологией в структуре политики выделяют: политическое сознание, политические институты и политические отношения. Политическое сознание концентрирует в себе явления, процессы и тенденции развития политической деятельности, дает им оценку и определяет эффективность политики. Политические институты – государство, его органы управления, политические партии, общественные организации и движения, неформальные объединения – группы давления и группы поддержки, обеспечивают функционирование власти и управления, интегративные функции в обществе. Политические отношения возникают между людьми по поводу их участия в политике, в решении важнейших государственных и общественных дел. Подробнее они будут рассмотрены в других темах курса политологии. Вторая типология структуры политики кладет в основу важнейшие сферы общественной жизни, в соответствии с которыми выделяются: экономическая, социальная и культурная политика. Каждая из них в свою очередь подразделяется на ряд более мелких структурных элементов. Экономическая политика, в частности, подразделяется на промышленную, сельскохозяйственную, финансовую и др. Социальная политика включает в себя политику в области здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания населения. Культурная политика расчленяется на политику в области образования, науки, искусства, просвещения и т.д. Третья типология структуры политики в зависимости от масштаба, направленности и содержания решаемых проблем подразделяется на внутреннюю, внешнюю и международную. Внутренняя политика включает основные направления в деятельности государства. Специфика ее в том, что государство, правящая элита обладают монополией на политическую власть, а значит, на принятие политических решений, на проведение собственной политики по регулированию отношений между людьми в масштабах данного общества. Внешняя политика есть продолжение внутренней политики государства. Она зависит не только от единого центра, определяется внутренней политикой, но и формируется на основе учета интересов других государств, с использованием различных форм сотрудничества, компромиссов и т.д. Специфика внешней политики состоит в том, что она нацелена на обеспечение безопасности государства, а также на создание благоприятных условий для реализации целей и задач внутренней политики. Внутренняя и внешняя политика разделяются на виды и подвиды. Так, внутренняя политика включает в себя экономическую, демографическую, социальную, национальную, культурную, правовую, экологическую, религиозную политику, в области здравоохранения, медицины и др. Каждый из этих видов имеет подвиды. Например, в экономическую политику входят: структурная, инвестиционная, налоговая, аграрная, финансовая, торговая и др. Внешняя политика состоит из торговой, финансово-кредитной, научно-культурной, военной, дипломатической и т.д. Международная политика включает совокупность политических отношений и действий мирового сообщества, направленных на развитие международного сотрудничества, обеспечение мира и безопасности народов. Политика, как сложное социальное явление, выполняет в обществе многие функции. Важнейшими из них являются: управленческая, прогностическая, мобилизационно-организаторская, интеграционная, идеологическая, инновационная, воспитательная. С помощью этих функций политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, ее управляемость, нормальное функционирование властных структур, помогает разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Через политику выражаются наиболее весомые и значимые интересы (общие, частные, региональные, национальные и т.д.), люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения своего социального статуса. Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека, прогнозировать модели будущего общественного устройства, основные направления образования и воспитания. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом. Такая политика есть наука и политическое искусство. Но политика как социальное явление не остается неизменной. Сохраняя свои фундаментальные основы, она усложняется, значение ее эффективности и ответственности постоянно возрастает. Все это позволяет сделать вывод, что политика сохранится до тех пор, пока будет существовать общество и человек как субъект политики. ІІІ. Политология – это наука о политике,развитии политической системы и власти, о формах и механизмах политического руководства и управления в обществе. Объектом изучения политологии выступает политическая сфера жизни общества, та реальная политическая действительность, где реализуются отношения между людьми по поводу управления государственными и общественными делами. Это взаимоотношения в политике властвующих и подчиненных, больших и малых социальных групп, политических партий, общественных объединений, а также отдельных личностей. Сюда же включается ряд социально-политических институтов, правительственных и неправительственных организаций, с помощью которых осуществляется взаимодействие между отдельными реальными субъектами политики. Предметом политологии являются – совокупность научных проблем, конкретные стороны, свойства процесса и отношения реальной политической действительности, где совершается политика и реализуется власть. Мир политики – это государство и власть, политическая система, партии, общественные организации и движения, политическое лидерство, системы управления и т.д. Предметом изучения политики являются также закономерности развития политической жизни, политических отношений и интересов, власти и механизмов ее осуществления, политического процесса в целом. Политология как наука имеет свою структуру, которая была определена еще в 1948 году специальной комиссией ЮНЕСКО и включает 5 основных блоков: 1. Теорию политики, представляющую собой введение, философско-методологические основы политики и политических отношений; 2. Теорию политических систем и их элементов (государства, партии, политические режимы, общественные организации и их отношения); 3. Теорию международных отношений (система международных отношений, внешней политики, проблемы войн, укрепление мира и международной безопасности); 4. Теорию управления социально-политическими процессами (формы и методы политического руководства и управления, повышение эффективности функционирования политических институтов, проблемы элиты, лидерства); 5. Политическую идеологию и историю политических учений (изучение генезиса политических наук, роль и функции идеологии в системе политической власти); В современной политологии всю совокупность проблем, которые она изучает, условно разделяют на три основные группы. Первая группа включает теоретико-методологические и историко-философские основания политических процессов и явлений, категории и функции политологии, политические парадигмы. Вторую группу проблем составляют политические системы, их сходство и различия, преимущества и недостатки, а также политическая культура, современные политические теории и идеологии, политическая власть, политические режимы, условия их трансформации и смены. Третья группа проблем политологии включает политический процесс, политическую деятельность, политическое поведение. Причем, внимание сосредотачивается на демократии, как способе организации и функционировании общественной жизни, правах и свободах человека, политических конфликтах и кризисах, международных политических отношениях. Следовательно, за истекшие полвека структура политологического знания принципиально не изменилась, но была существенно углублена и конкретизирована. Политика, политические системы и власть составляют костяк предмета политологии как науки и учебной дисциплины. Именно с ними связывается наличие и существование в обществе реальной политики, реальных политических систем и осуществление власти в государстве. Они позволяют изучать и анализировать не только объекты, но и субъекты политики, разнообразные политические отношения, лидерство, политический процесс в целом. Наконец, они являются ключевыми понятиями при рассмотрении и интерпретации политических теорий и парадигм, изучении политических идеологий и разнообразных политических учений. Все это выдвигает их на первые позиции при изучении политологических проблем. Политология как наука о политике, политической власти тесно связана с другими гуманитарными науками: политической философией, политической историей, политической социологией, политической психологией, политической антропологией, политической географией, политической астрологией и т.п., которые также изучают отдельные стороны политической жизни. В частности, политическая философия, изучает политику как некое целое, ее природу и генезис, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью. Она занимается разработкой политических идеалов и принципов политического устройства общества, общих критериев оценки политики. Кроме того, она анализирует политические явления с учетом их реальности, показывает, каковы они есть, зачем и почему существуют и каковыми должны быть. Политическая история исследует политические институты, события, политические теории и взгляды в хронологической последовательности, связях друг с другом. Вся человеческая история – это прошлая политика с ее успехами, проблемами и трудностями. Без знания политической истории невозможно понять настоящую политику и предвидеть будущее. Вот почему при изучении политических событий и проблем нужен экскурс в историю, которая учит заимствовать в политике лучшее и не повторять ошибок прошлого. Политическая социология изучает взаимодействие между личностью и властью, гражданским обществом и государством, между политическими и гражданскими институтами. В центре внимания политических социологов – воздействие граждан, гражданского общества на политику и власть, на политические процессы и явления. Политическая психология исследует субъективные механизмы политического поведения людей,влияние на это поведение сознания и подсознания, эмоций и воли человека. Политическая антропология изучаетвоздействие и зависимость политики от биологических, рациональных, культурных факторов, а также обратное влияние политики, политических действий на личность, субъекты политического процесса. Политическая география анализирует взаимосвязь политических процессов и явлений, политических событий в зависимости от расположения страны в географическом пространстве, климатических и других реальных факторов и условий. Так, Беларусь находится в центре Европы и ее геополитика с соседями строится с учетом этого фактора. Важное место в изучении политики занимают специальные политические дисциплины – теория международной политики, политическая семиотика (анализ политического общения) и коммуникативная политология(строится на использовании методов семиотики и лингвистики для изучения политических явлений). Таким образом, политология, в отличие от перечисленных наук, изучает политику как единое целое и выступает как наиболее общая политическая наука и учебная дисциплина, ориентированная на изучение политики как общественного явления, основных тенденций и направлений функционирования политического процесса. В центре внимания политологии находятся политические идеи, теории и учения, политические системы, их структурные элементы, прежде всего – государство, политические партии и движения, общественные организации, властные отношения, политическая деятельность, политическое лидерство. Они составляют фундамент, содержание предмета политологии. Политология, как и всякая другая наука, имеет свои законы, выступающие как тенденции политического развития, свои специфические категории, с помощью которых анализируются и раскрываются эти тенденции. В числе важнейших тенденций политического развития следует назвать взаимосвязь и взаимообусловленность политики, экономики, культуры и социальной действительности между собой, причем в одних условиях определяющим фактором выступает экономика, в других – политика. Общепризнанной в политологии является тенденция о ведущей и решающей роли в политике правящего класса, обладающего собственностью, которая прямо пропорциональна политическому влиянию. Именно господствующий класс собственников формирует правящую элиту, определяет характер власти, основные направления внутренней и внешней политики. Отсюда вытекает еще одна важная тенденция политического развития, состоящая в том, что внешнеполитические отношения государства, проведение внешней политики есть продолжение его внутренней политики. Иначе говоря, внутренняя политика государства определяет характер, цели и основные направления его внешней политики, методы и способы поведения государственных деятелей на международной арене, во взаимоотношениях с другими странами и народами. Несомненной является также тенденция о противоречивости и конфликтности политического процесса, политической жизни общества. Это связано с тем, что в политической жизни любого общества действуют различные политические силы со своими интересами, целями и устремлениями, и не просто существуют, но и ведут борьбу за свои интересы, за собственность и власть, что порождает кризисные явления и острые конфликты, столкновения. Тем не менее, в современном мире в связи с расширением деятельности ООН и демократических государств просматривается тенденция и постепенность рационализации политики, когда к власти приходят наиболее интеллектуально и профессионально подготовленные политики, принимающие разумно взвешенные, компетентные решения. Отмеченные политические тенденции раскрываются с помощью специфических категорий политологии. Последние весьма многогранны и отражают наиболее общие явления, свойства и отношения политической жизни общества. Важнейшими среди них являются: политика, политическая система, политическая власть, государство, политическая партия, общественная организация, политический институт, политический режим, политическая культура, политическая идеология, политическая психология, политическое лидерство и др. В научных целях они могут быть структурированы по различным основаниям: методике и методологии изучения, политической системе, политической власти, политическому процессу и т.д. Политология, как наука и учебная дисциплина, использует различные методы научного исследования политики, которые широко применяются в современном обществознании. Их можно разделить на общенаучные (общелогические), общесоциологические и эмпирические методы исследования политических явлений и процессов. К общенаучным (логическим) методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического подходов к анализу политических явлений и событий, мыслительный эксперимент, моделирование и др. Активно и широко используются в политологии общесоциологические методы научного исследования политики. Они разделяются на традиционные (социологический, нормативный, функциональный, институциональный, антропологический, психологический, субстанциональный, диалектический, исторический, сравнительный и др.), новые методы (бихевиористский,системный метод, структурного функционализма и т.д.). Отметим наиболее значительные из них. Социологический метод разработан и широко представлен в марксизме, где политика трактуется как надстройка над экономическим базисом, который обуславливает жесткую зависимость от себя не только политики и власти, но и отношений между классами, нациями и государствами. Суть этого метода в выяснении зависимости политики от общества, существующих в нем общественных отношений. Нормативный или нормативно-оценочный метод исходит из этических ценностей и норм, выяснения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения блага, свободы, справедливости, ориентирует на разработку идеала политического устройства, строительство в соответствие с ним политических институтов и политического поведения. Функциональный метод, напротив, абстрагируется от этической оценки политики и основывается на изучении реальной политики, позитивистской ориентации исследований. Одним из первых этот метод применил Макиавелли, отказавшись от религиозных догм и нормативных оценок при изучении политических явлений и указавший на необходимость исследования реальной жизни во всем ее многообразии и противоречивости. Институциональный метод упор делает на изучение политических институтов, в рамках которых проводится политика и осуществляется власть, развертывается политическая деятельность государства, политических партий, правительственных и неправительственных организаций и объединений, реализуются различные политические программы и законодательные правовые акты. Антропологические и психологические методы ориентируют на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств личности, черт характера, бессознательных психологических процессов и мотиваций человеческого поведения, участия в политике. Диалектический метод исходит из всестороннего и динамичного развертывания политической жизни, важности выявления противоречий как источника развития в политическом процессе. В советский период он рассматривался как основной метод научных исследований. С ним тесно связан деятельный метод, который анализирует политику как специфический вид социальной деятельности, имеющей циклические стадии развития. Исторический метод давно применяется в политологии. Он предполагает изучение политических событий в их последовательном временном свершении, выяснение связей взаимозависимости и повторяемости акцентов в политике прошлого, настоящего и будущего. Наконец, сравнительный метод на основе сопоставления однотипных политических явлений и событий, способов и приемов политической деятельности, властных решений позволяет выявлять их общие черты и специфику, находить наиболее эффективные формы и пути решения политических проблем. Что касается новых, современных методов – бихевиористского, системного и структурного функционализма, использующихся в политологии, то они рассматривают политику как некую целостную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных структурных элементов и пытаются выявить эти взаимосвязи и роли субъектов в политической реальной жизни, включая поведение отдельных личностей и групп (бихевиоризм). К эмпирическим методам научного изучения политики относятся: статистический анализ, изучение политических документов, социальные эксперименты, анкетный опрос, интервьюирование, наблюдение, контент-анализ, рейтинговые голосования. Именно они дают возможность получать разностороннюю политическую информацию, выявлять политические пристрастия и настроения людей. Их характеристика излагается в курсе прикладной социологии. Политология, как наука и учебная дисциплина, выполняет в обществе ряд важных функций. Они носят теоретико-познавательный и прагматический характер. Основными из них являются: описательная (дискриптивная), объяснительно-аналитическая, прогностическая, инструментальная и идеологическая. Описательная (дискриптивная) функция в политологии связана с поиском и описанием политических фактов, явлений и субъектов реальной политической действительности, признанием их истинными, объективно существующими или иллюзорными. Объяснительно-аналитическая функцияполитологии отвечает на вопрос: как и почему возникли данные политические факты, каковы принципы их возникновения, основные признаки, свойства, сущность политических событий и явлений. Прогностическая функция политологии позволяет предвидеть политические события в будущем, прогнозировать развитие политической реальности и ее последствия, строить прогностические политические гипотезы. Инструментальная функция политологии отвечает на вопрос: какие надо предпринимать действия, принять решения, чтобы достичь желаемого результата в политике. Иными словами, как, какими инструментами, способами, правилами поведения и действия можно реализовать политический прогноз. Идеологическая функция политологии, хотя и остается предметом острых споров, тем не менее используется в научных исследованиях. Она отвечает на вопрос: к каким целям надо стремиться и какие ценности стоит реализовать в реальной политике. Совершенно понятно, что они в разных политических системах разнообразны и противоречивы, вызывают идеологические споры и столкновения. Но в современном мире они должны разрешаться на научной основе, с учетом как общечеловеческих, так и реальных национальных, классовых групповых и индивидуальных интересов людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.011 с.) |