Тема 3. Политическая власть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Политическая власть.



1. Власть как общественное явление: сущность, формы проявления и функции.

2. Субъекты и объекты политической власти.

3. Элиты и их роль в функционировании власти.

Понятие власти и проблемы выяснения ее сущности занимают центральное место в политологии. Власть присутствует в семье, в различных общественных организациях, в государственных институтах и учреждениях. Власть проникает во все сферы человеческих отношений – экономику, политику и духовную жизнь. Без властных отношений нет общества как социума и абсолютно немыслима политика. Согласно утверждению американского политолога Т. Парсонса, в политических системах власть «занимает место, во многом сходное с тем, какое занимают деньги в экономических системах».

Власть начинает проявляться только при наличии не менее двух человек, двух сторон – субъекта и объекта. Власть даже над самим собой возможна лишь тогда, когда личность как бы раздваивается на особу эмоциональную и особу рациональную, и каждая из них стремится к реализации своей цели. Обе стороны властных отношений представляют собой двусторонний, асимметричный процесс с доминированием воли одной из сторон. Они взаимосвязаны волевым воздействием доминанты и обязательным подчинением ей. Без подчинения объекта власти ее субъекту власть не состоится: она вообще в этом случае невозможна. Исчезнет власть и тогда, когда субъект потеряет способность волевого воздействия или не будет благоприятных условий, которые обеспечивают возможность реализации волевого импульса субъекта на объект. Таким образом, власть – это способность и возможность волевого воздействия и вызов подчинения.

Из определения сущности власти становится очевидным, что она имеет свою структуру, состоящую из ряда компонентов:

1) субъекта и объекта, т.е. двух сторон властных отношений. Этот компонент власти будет подробно рассмотрен в следующем вопросе лекции.

2) ресурса. Таким термином объединяются все необходимые свойства, прежде всего, субъекта власти – способность его к волевому воздействию на объект, а также возможность совершить это воздействие. Такая возможность предопределяется наличием у субъекта средств, инструментария для навязывания своей воли.

Ресурсы власти весьма разнообразны. Наиболее распространена в политологии следующая классификация ресурсов:

а) утилитарные ресурсы. Они включают материальные и различные социальные блага, связанные с повседневными потребностями. С их помощью власть имущие могут «покупать» отдельных политиков, даже целые слои населения.

б) Нормативные ресурсы состоят из средств воздействия на внутренний мир, на сознание человека, формируя его ценностные ориентации и нормы поведения. Это воздействие осуществляется в определенном правовом поле, посредством идеологической работы. Особо важную роль своеобразного инструментария играю средства массовой информации (СМИ). Они призваны убедить подчиненных в общности их интересов с начальствующими, в необходимости одобрения и поддержки действий субъекта власти.

в) Принудительные ресурсы означают использование прямого принуждения, особенно когда не срабатывают первые два ресурса. Сюда входит аппарат физического воздействия, укомплектованный специально подготовленными кадрами. В государстве для этого создана армия, полиция, спецслужбы, ОМОН, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, тюрьмой снаряжением, оружием и т.п. Этот ресурс считается наиболее эффективным, поскольку его использование способно лишить человека важнейших ценностей: имущества, свободы и даже жизни.

Названные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе особенно крупными политическими субъектами, такими как государства.

Для всестороннего и тщательного изучения феномена (особое, необычное явление) власти ученые и политики пробегают к ее классификации, положив в основу направленность властного проявления.

1. В области функционирования власть различают как политического экономическую, юридическую, светскую, религиозную, криминальную.

2. По объему прерогатив: семейная, групповая, государственная, международная.

3. По объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная.

4. По режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, либеральная, демократическая.

5. По социальному признаку: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.

Из огромного многообразия проявлений власти особо выделяется власть политическая. Ей свойственно обязательное присутствие политических целей и задач, политического смысла. Эту сущность власть всегда приобретает и становится политической тогда, когда во властные отношения в обществе вступают большие группы, массы людей, т.е. организации, партии, этносы, нации, государственные учреждения.

Возникновение политической власти обусловлено большой потребностью в ней общества. Она необходима для поддержания общественного порядка; для предупреждения или развязывания конфликтов, а также для их погашения; для принуждения, и даже для применения насилия в целях достижения политических интересов, в том числе и для защиты общества и т.д.

Разрешением названных проблем общества в основном занимается высшая ступень политической власти – власть государственная. В лице государственной власти политическая власть как бы вступает в зону своего апогея, становится совершенной и универсальной. Стремление к государственной власти становится главной целью и смыслом деятельности в политической жизни. Много веков и даже тысячелетий не угасает стремление занять вершину, самую макушку пирамиды власти. Сколько сказано лжи, пролито крови, сколько порождено подлости и преступлений в борьбе за обладание этим сокровенным местом!

Государственная власть, как стержень и эпицентр политической власти, начинается тогда, когда во властные отношения вступают учреждения, институты и структуры, созданные государством. Можно иметь власть политическую, но не иметь государственной, однако, получив власть государственную, непременно будешь обладать и политической властью.

Потребность общества в политической, особенно государственной власти, во многом объясняется наличием у нее очень важных, необходимых качеств, которые выражаются в следующих чертах.

1. Суверенитет в деятельности, т. е. полная самостоятельность в принятии решений и доведении их до реализации.

2. Верховенство. Это значит способность, возможность и право оказывать волевое воздействие на всех.

3. Неделимость. Власть не терпит соперников, а многовластье чревато кровавыми конфликтами, особенно на политическом поприще.

4. Авторитетность. Это значит, что для прочности своего положения власть должна иметь уважение и преклонение. Здесь особенно важна легитимность власти, т.е. ее законность (от лат. legitimus - законный). Ради легитимности политическая власть очень много сил и средств тратит на обоснование своего права, на существование. Она проводит дорогие выборы и референдумы, создает мощные воспитательные и пропагандистские институты, стремится пересмотреть историю и сформировать свою идеологию. И чем менее власть законна, тем больше она прибегает к фальсификации и демагогии, чтобы убедить всех в своей правоте и легитимности. Ведь неправое дело можно прикрыть и оправдать только ложью, а даже небольшие доли правды разоблачают ложь. В связи с этим, недемократические, диктаторские режимы стремятся покрыть свою деятельность непроницаемой тайной, придать ей гриф строжайшей секретности.

Важной характеристикой власти является ее объем. Она может быть единоличной, групповой, коллегиальной. На государственном уровне – монархической, президентской, парламентской, теократической, а также центральной, региональной, местной и др.

Важнейшим свойством власти, особенно политической, является способность ее не только к разовым действиям, к единичным проявлениям, когда кем-то на кого-то оказано волевое воздействие, тот подчинился, и власть состоялась. Чаще всего, процесс властных отношений представляет собой цепочку, когда объект власти подчиняется, чтобы стать субъектом и подчинить себе другого, а другой в свою очередь – третьего и т.д. Притом, это происходит бесчисленное количество раз во множестве вариантов, «вдоль» и «поперек», постоянно и непрерывно. Создается весьма сложная система функционирования власти в обществе. Эта система властных действий получила в политологии название – господство.

Господство фактически является нормальным состоянием политической власти, потому что необходимо постоянно держать в подчинении тысячи, даже миллионы людей. В связи с этим господство предполагает обязательное расчленение общества на руководящие (повелевающие) и подчиненные группы или классы, а также существование между ними определенной дистанции. По определению немецкого ученого М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказание обязательно вызовет подчинение. Гарантией такого явления должно быть наличие определенной структуры, состоящей из юридических актов, идеологических, карательных и воспитательных институтов, а также особого, обособленного от общества, аппарата.

М. Вебер различает три типа господства:

1. Традиционный, когда объекты власти свыклись с данной властью и не знают никакой другой, т.е. оно основано на авторитете традиций.

2. Харизматический, тип который покоится на личных достоинствах, исключительной одаренности политического лидера, доверии к нему подданных.

3. Рациональный тип проявляется в понимании властью обязательности выполнения долга перед обществом. При этом типе господства граждане доверяют не отдельным представителям этой власти, а устройству государства, законам, согласно которым функционирует власть.

Интересна марксистская интерпретация господства. В соответствии с ней власть видится как проявление классовых отношений, когда один общественный класс узурпировал власть над другим. В этом случае классовое господство включает три аспекта:

а) Экономический аспект. Здесь верховный контроль и руководство осуществляется:

– над средствами труда, находящимися в собственности субъектов власти. Это земля, фабрики и заводы, инфраструктура производства;

– над процессом труда, т.е. установлением выгодных хозяину условий производства, куда входит форма и размер оплаты затраченного труда, время работы и ее интенсивность;

– над продуктами труда, когда собственник полностью распоряжается по своему усмотрению произведенным товаром.

б) Политический аспект означает, что государственная власть дает гарантию на право исполнения выше приведенного экономического контроля. Она защищает это право, возведенное в ранг закона, и наказывает нарушителей установленного в интересах господствующего класса порядка.

в) Идеологический аспект проявляется в обосновании установленного порядка. Пропагандой и воспитательной работой преследуется цель убедить объекты власти, что именно данные экономические, социальные и политические отношения являются единственно возможными, обоснованными и правильными, даже желанными.

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.

ІІ. Субъекты и объекты власти являются единым компонентом властных отношений. Однако каждая сторона данного компонента имеет свои особенности, обладает своими специфическими качествами.

Во-первых, в условиях господства субъекты политической власти во много раз меньше объекта по количеству представляющих их людей в обществе. Подчиненных всегда больше, чем начальников.

Во-вторых, субъект власти воплощает активное, инициативное начало, так как он посредством властного импульса (приказа, команды, распоряжения) определяет положение объекта. Как отражение этого свойства субъекта, в обычной жизни происходит отождествление его с властью, т.е. что субъект власти и есть сама власть. В свою очередь, объекты власти оцениваются степенью и характером подчинения. Нередко бывает, когда объекты политической власти, не устрашившись наказания, перестают подчиняться. Тогда субъект власти остается ни с чем, ибо власть исчезает. Следовательно, в данном случае субъект зависит от поведения объекта. Осознание этой зависимости власти от степени покорности населения (т.е. объекта) нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, что широко используется во всем мире. Таким образом, если объект власти не осознал свои возможности во властных отношениях и безропотно подчинился, то власть субъекта останется непоколебимой.

В-третьих, субъекты политической власти, в отличие от объектов, всегда организованы и имеют сложную структуру. В этой структуре сами субъекты не равнозначны, так как они играют свои специфические властные роли и выполняют не одинаковые задачи. В упрощенном виде субъекты политической власти можно разделить на первичные и вторичные.

Первичные субъекты политической власти генерируют власть, от них исходят волевые властные импульсы. Вопрос о том, кто конкретно в обществе является суверенным, т.е. ни чем и ни кем не ограниченным властителем, окончательно еще не разрешен. Раньше им признавался монарх (царь, король, шах и т.п.). В марксистском понимании субъектом политической власти является господствующий общественный класс (феодалы, буржуазия и т.п.). В современных условиях первичным субъектом власти может быть личность установившая свою неограниченную власть группа лиц в виде военной хунты или олигархии. В современном обществе с либеральной демократией источником и сувереном верховной власти провозглашается народ. Но весь народ, даже его часть в лице общественного класса, не может усесться в руководящее кресло и принимать конкретные решения по государственным вопросам, т.е. стать субъектом верховной власти. На практике эту власть народ поручает осуществлять (в том числе и над собой) специально подобранным и подготовленным людям, организованным в различные группы, комитеты и институты, действующие в рамках политической системы. Они от имени народа, практически суверенно, принимают решения по государственным вопросам, в лучшем случае временами ориентируясь на интересы своих доверителей. Эти люди, олицетворяющие собой субъект политической власти, получили название – политическая элита.

Вторичные субъекты политической власти предназначены реализовать власть, передавать ее волевые импульсы от первичных субъектов на объекты и добиваться от них подчинения. В условиях постоянного функционирования политической власти, т.е. господства, передача властных импульсов представляет собой довольно сложный процесс, который предопределяет разделение вторичных субъектов на посреднические и непосредственные:

а) Посреднические субъекты власти выполняют, прежде всего, задачу передачи и распространения волеизъявления первичного субъекта сверху вниз, от центра на периферию. Они также обрабатывают и оформляют это волевое решение в соответствии с условиями и особенностями политической системы. Кроме того, в процессе посредничества эти субъекты власти обязательно побывают и в роли объектов. Например, центральная администрация передает оформленный по закону приказ областному руководителю как объекту. Тот подчиняется, и тут же превращается в субъект власти по отношению к районному главе, который, подчинившись как объект, становится субъектом к низшему звену. Посреднические функции власти выполняют государственные институты, политические партии, что поддерживают государственную власть, пропагандистские и религиозные учреждения, некоторые общественные организации.

Своеобразным посредником между субъектами и ее объектами являются некоторые профессиональные политики. Они представляют, собой деятелей, оказывающих воздействие на власть имущих с целью принятия или необходимого и выгодного для спонсоров этой деятельности политического, экономического или юридического решения. Это называется «лоббированием», а сами посредники носят название «группы давления», «лобби» или группы организованного «интереса». В историческом прошлом эти функции при монархах выполняли фавориты, визири, советники и другие приближенные главному объекту власти. В былые времена и в настоящее время давление на властвующий субъект оказывали, угрозой, шантажом, подкупом, различными соблазнами, организацией демонстраций, митингов, даже военных действий. Спонсорами «лоббизма» сегодня являются представители крупного капитала (ТНК, нефтяные и электронные монополии, ВПК), профсоюзы, армия, национальные объединения, религиозные конфессии, преступные группы и мафия.

б) Непосредственные субъекты власти – это практически, последнее звено посреднической цепочки, так как здесь вторичные субъекты власти выходят уже непосредственно на конечные объекты. К непосредственным субъектам власти относится вся властная инфраструктура общества, включающая малые группы, ячейки, судей, полицейских, ревизоров, налоговых инспекторов и др. Задача непосредственных субъектов уже заключается не в размножении и передаче по цепочке приказа, как это было в предыдущем звене, а в принуждении к исполнению сущности переданного объекту приказа и в контроле за его выполнением. Естественно, что в этом звене больше всего происходит изменений и накладок на властные импульсы из центра, так как непосредственные начальники имеют в своем распоряжении множество средств и возможностей заставить объекты, т.е. подчиненных, исполнять попутно и свою волю в личных интересах. Превышение власти, злоупотребление ею серьезно деформируют первоначальный властный импульс, а степень этой деформации прямо пропорциональна размерам страны и сложности управленческой структуры. В этой связи необходимо понять роль бюрократии в осуществлении властных отношений.

Бюрократия обосновывается обычно во вторичных звеньях субъектов политической власти. Без нее невозможна никакая политическая власть, тем более ее высший уровень – власть государственная. Происходит название «бюрократия» от сочетания французского слова «бюро», т.е. стол, канцелярия и древнегреческого «кратос» – власть. Получается власть стола, канцелярии. Слово «бюрократия» является весьма объемным понятием, означающим сложное и широкое явление.

Во-первых, бюрократия – это упорядоченная система управления и контроля, это специально созданный для господства аппарат со строгой подчиненностью и подотчетностью низших звеньев высшим, с разделением и специализацией функций элементов его структуры.

Во-вторых, это люди системы управления, т.е. аппаратчики. Они, как правило, грамотные, компетентные и высококвалифицированные функционеры. Без них политическая власть является абсолютно бессильной, так как они представляют собой ресурс и процесс отношений между субъектом и объектом власти в условиях господства. Без них не будет реализована ни одна функция политической власти.

В-третьих, в бюрократической среде образуется и развивается специфическая чиновничья психология, в основе которой цель – карьера, а средство – услужливость начальнику, подобострастное и даже трепетное к нему отношение. Этой психологии свойственно проявление страха перед вышестоящим и жесткости, пренебрежительного отношения к низшим по рангу. Взятка является важнейшим атрибутом психологии бюрократизма: ее берут, ее дают, ее вымогают на протяжении уже многих столетий, особенно в России. Городничий из сатирической пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» отчитывал своих подчиненных не за взятки, которые брали все. «Не по чину берешь!» – гремело его начальствующее негодование.

За годы становления централизованного московского государства и образования Российской империи бюрократия достигла огромных масштабов и большой зловредности. Это объясняется не только гигантскими размерами территории страны, но и спецификой политического устройства государственной власти по типу восточной деспотии, во многом унаследованной от татаро-монгольской «Золотой Орды». Функционирование жестко централизованной властной структуры в условиях многонационального и многоконфессийного состава населения необъятной империи объективно требовало возрастания ее роли в обществе, тем более, что сдерживающих факторов и противовесов, свойственных демократическим государствам, в России не было и в помине.

Небывалого «расцвета» и «совершенства» к 1980 году в СССР достигла бюрократия. Только общесоюзных министерствах было 64, а вместе с республиканскими и местными – 615. В них работало более 18 миллионов чиновников. Очень многочисленный аппарат вертикального и горизонтального управления имеет сегодня и Республика Беларусь, как строго централизованное, авторитарного типа государство.

Как мы убедились, субъекты и объекты политической власти имеют сложное строение, а еще более сложными являются властные отношения между ними. Для объектов власти первоисточник властного импульса в обществе фактически замаскирован, заслонен бюрократическим аппаратом, а простые граждане олицетворяют власть с конкретными функционерами из низовой структуры властных отношений.

ІІІ. Понятие «элита» происходит от французского слова «elitе» - лучшее, отборное. Данное понятие использовалось в генетике, животноводстве и семеноводстве для обозначения лучших сортов и образцов в селекции. С появлением в начале ХХ века работ ученого-социолога В. Парето, это понятие стало использоваться при анализе общественных процессов. Элита в обществе представляет собой довольно ограниченный круг людей, которые отличаются от остальных граждан привилегированным положением, высоким профессионализмом и крепкими внутренними связями.

Элиты имеются во всех сферах деятельности человека, где существует постоянная необходимость во властных отношениях, и эти отношения имеют массовый характер. В общественном виде их называют «правящей» или «властвующей» элитой. Входящие в нее граждане способны и имеют возможность принимать важные решения, которые непосредственно или опосредованно влияют на властные процессы в обществе. Главными видами правящей элиты являются:

а) Экономическая элита - это социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников, управляющих крупными монополиями;

б) Культурная элита включает наиболее влиятельных в культурной среде деятелей искусства, творческой интеллигенции, просвещения и литературы. Сюда относится фактически основная часть наиболее одаренных интеллектуалов.

в) Медицинская элита. Она представлена наиболее влиятельными в системе медицинской науки учеными, главными врачами, известными специалистами в той или иной области здравоохранения.

г) Военная элита. Это не только генералитет и высшая часть офицеров, но и верхи военно-промышленного комплекса (ВПК). Степень влияния военной элиты на общество определяется уровнем милитаризации страны и характером политического режима.

д) Политическая элита. Это ведущая, основная часть правящей (властвующей) элиты, так как она в основном концентрирует в своих руках государственную власть или имеет реальные шансы приобрести ее в разгар политической борьбы за обладание инструментами власти. В современных государствах эта элита представлена президентами, монархами, премьер-министрами, канцлерами, министрами, спикерами, членами верховного суда, прокурорами, депутатами, губернаторами и др. Политическую элиту различают по уровню и степени ее влиянию на общество. Сюда входит государственная и партийная элита, общенациональная и региональная, местная, корпоративная и др. Все они в определенной мере являются субъектами власти и выполняют свои функции. Наиболее существенными функциями политической элиты являются:

- Стратегическая функция, означает, что ее содержание заключается в выработке главной программы развития общества, в создании концепции назревших реформ. Стратегическая функция разрабатывается на высшем уровне политического Олимпа, своего рода «мозговым штабом» первичного субъекта власти: парламентариями, министрами, экспертами, советниками и помощниками президента.

- Коммуникативная функция предусматривает изучение, сбор и отражение в политическом курсе интересов и потребностей различных социальных слоев и групп. Чтобы быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным, животрепещущим вопросам, политическая элита как высшее государственное руководство, проводит социологические исследования и регулярные личные встречи с людьми, организует поездки по стране, практикует сеансы с ответами на вопросы по радио и телевидению.

- Организаторская функция сводится к тому, чтобы обеспечить поддержку объектами власти, т.е. массами народа, программы стратегического курса развития общества. Эта функция преобладает в деятельности политической элиты, находящейся в основном во вторичных субъектах власти, т.е. в посреднических и непосреднических ее звеньях.

Для общества чрезвычайно важное значение имеют взаимоотношения между политической элитой и бюрократией. Между ними не всегда существует нормальное функциональное положение. Бюрократия может саботировать реализацию в жизнь любого плана политической элиты. В то же время, хорошо организованная, могущественная бюрократия может сама навязывать обществу и свою волю, превращаясь тем самым в политическую элиту или сращиваясь с ней в единую элитную верхушку общества. Именно таким образом и возникла в СССР при Сталине в 20-х годах верхушка советской элиты, создавшая командно-административную систему власти.

Для общества очень большое значение имеет также способ формирования высшей политической элиты, которая в связи с этим бывает «открытой» и «закрытой».

Открытые элиты допускают в свои ряды представителей из разных социальных слоев. Этот процесс идет спонтанно, «самодеятельным» путем. Саморегуляция осуществляется посредством изгнания (остракизма) из своих рядов скомпрометировавших себя членов элиты. Компроматом не обязательно должно быть что-то криминальное. Просто человек не оправдал ожидания в нем необходимых для элиты качеств: компетентности, высокого профессионализма, таланта организатора и политика, или он неожиданно раскрылся как авантюрист, демагог и проходимец. Кроме этого, открытая элита доступна средствам массовой информации, т.е. она публична, зависит от общественного мнения и поэтому должна заботиться о своем авторитете. Элиты «открытого» типа присуши только либеральным и демократическим системам власти.

Закрытые элиты свойственны недемократическим режимам. Они формируются из ограниченного, замкнутого круга лиц общества: родовой аристократии, из приближенных или известных своей преданностью диктатору людей. Здесь кандидатов в элиту на первое место ставят не личные качества и достижения, а особо ценится абсолютная и беспрекословная исполнительность, даже угодливость. В противоположность «открытой», «закрытая» элита безразлична к общественному мнению, потому что от общества она практически мало зависима. Она недоступна для научного изучения и свободных журналистских репортажей. Для нее характерен консерватизм, косность, застылость форм и методов работы. По этой причине она демонстрирует устойчивую приверженность к глобальной секретности.

Типичной формой «закрытой» элиты в Советском Союзе была «номенклатура». Она сложилась в СССР в 20-е годы ХХ столетия, как перечень руководящих должностей «перспективных кандидатов с определенными идеологическими заслугами и качествами. Сюда входили партийные и административные аппаратчики, руководство армии, милиции, госбезопасности, науки и культуры, хозяйственники высшего ранга. Работника или руководителя, который не справился на своем ответственном посту, если и не продвигали вверх по карьерной лестнице, то, как правило, не исключали из номенклатуры, а продвигали по «горизонтали», т.е. на другую подобную должность. Изгоняли из этого «руководящего сословия» только по политическим, идеологическим мотивам или за совершение уголовного преступления.

Официальная пропаганда Советского Союза категорически отрицала наличие элиты в советском обществе. О номенклатурных работниках говорилось как о «слугах народа», которые являются лучшими представителями рабочих и крестьян, ибо тщательно отобраны они для деятельности на благо трудящихся. Стать членом правящей элиты, т.е. быть в кадрах номенклатуры, а на сленге того времени означало «попасть в обойму», было верхом желаний всякого чиновника. Быть в номенклатуре, значит обладать большими привилегиями, которые включали спецпайки, спецлечение, спецобслуживание, спецдачи. Им в первую очередь предоставлялись отличные квартиры, автомашины, бесплатное обслуживание и лучшие южные санатории. Во времена Сталина И.В. государственной и партийной элите ежемесячно, кроме высокой зарплаты, выдавались так называемые «конверты», в которых согласно иерархическому ранжиру находились соответствующие суммы денег, не облагаемые никакими налогами. Хрущев Н.С. отменил эту льготу с «конвертами», чем вызвал к себе лютую ненависть у высшей элиты, и впоследствии она с ним расправилась. Особенно мощным средством сплочения советской элиты было так называемое «телефонное право». Телефонный звонок обходил любые законы и был всевластен в продвижении по службе, в судебном процессе, при поступлении в ВУЗ, в получении льгот, квартиры и т.д. Приказ или пожелание, сделанное по телефону, в то время невозможно было сохранить как документ, а невыполнение его грозило серьезными последствиями. Даже за противозаконный, преступный приказ полностью нес ответственность только зависимый исполнитель, а заказчик оставался недоступным для стражей закона. В этих условиях борьба с преступностью была мало эффективна, так как раскрывалось и наказывалось только низшее звено, или, как тогда говорилось, «виноват стрелочник».

Важно отметить, что элиты в Беларуси пока не достаточно сформированы как влиятельные политические силы. Этот процесс продолжается.

Таким образом, краткий анализ назначения и роли элит свидетельствует, что ее роль во властных отношениях в обществе незаменима, что характер и качество ее функционирования зависит от степени демократичности, или недемократичности общественного устройства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.043 с.)