Тема 14. Политическая идеология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Политическая идеология.



1. Политическая идеология: генезис, сущность и функции.

2. Основные ценности идеологии либерализма

3. Идеология консерватизма. Неоконсерватизм.

4. Социалистическая идеология и две ее ветви – коммунистическая и социал-демократическая.

5. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.

6. Государственная идеология Республики Беларусь.

І. Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый Дестют де Траси в самом начале ХІХ века. В его трактовке идеология означала науку об идеях, о их возникновении и эволюции, о их взаимодействии и переходе от одних людей к другим. Это соответствовало смыслу сочетания древнегреческих слов «идеа» – мысль, замысел и «логос» – учение, наука. Развитие общественных наук с течением времени серьезно изменило понимание сути этого понятия. Несмотря на образовавшееся расхождение между содержанием и вербальным смыслом термина «идеология», этот термин стал популярным.

Значительный вклад в популяризацию понятия «идеология» помимо своего желания внес Наполеон Бонапарт. Его, императора, который непреклонно и талантливо утверждал практическими делами величие Франции, посмели критиковать с позиций либеральной идеологии как диктатора и узурпатора власти какие-то теоретики-ученые. Наполеон стал энергично утверждать, что любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, а идеологов (теоретиков) он назвал лицемерами, оторванными от жизни болтунами и, вообще, пустыми и никчемными людьми.

В популярный термин новое понимание в значительной мере внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Они критиковали утверждение философа Гегеля за то, что мир будто бы является воплощением идей, а общественные отношения – это продукты сознания людей. Эту точку зрения они называли идеалистической, а все учение – идеологией. Отсюда делался вывод, что идеология является ложным, извращающим действительность учением. Материалистический же подход означал обратное: бытие, т.е. окружающая действительность, определяет сознание людей. Учение, которое опирается на материалистическую основу, будет уже не идеологией, а наукой. Последователи марксизма считали это учение подлинно научной теорией об объективном познании и революционном преобразовании общественных отношений. Отцы марксистского учения признавали существование идеологии как феномена (необычного, исключительного явления), присущего только классовому обществу с его неравенством, угнетением и обманом. Именно в этих условиях у каждой социальной группы, слоя, класса формируются и утверждаются свои ценности, интересы, идеалы и устремления. Затем они оформляются в соответствующие теории, адекватные их положению в обществе. С построением коммунизма, когда исчезнут классы и восторжествует справедливость, исчезнет и идеология. Вместо нее будет господствовать только наука.

В настоящее время в научной литературе и общественно-политической практике вполне утвердился подход к пониманию идеологии как формы выражения «интереса». В основе «интереса» всегда лежат «потребности» – материальные и духовные. Стремление к постоянному удовлетворению этих потребностей обычно приводит к столкновению с другими субъектами общества, имеющими подобные интересы. Это вызывает необходимость заранее объявлять о своих интересах, о своих правах и устремлениях, удовлетворять их.

Такие заявления преподносятся общественности как правило в облагороженном виде, одетыми в цинично приукрашенную оболочку – концепцию с целью замаскировать или смягчить содержащую в «интересе» выгоду, корысть, даже посягательство на чужое. Современное понимание идеологии представляется таким: идеология – это концептуальная совокупность идей, представлений и духовных ценностей, предназначенных для обоснования и защиты интересов ее носителей.

Носителями идеологии могут быть индивиды, группы, корпорации, партии, нации, религиозные конфессии, государства и даже цивилизованные объединения, т.е. все социальные субъекты, способные выработать сносное теоретическое (концептуальное) обоснование своих интересов и устремлений или приобщиться к какой-нибудь господствующей идеологии в конформистских, корыстных целях. Следовательно, в человеческом обществе идеология присутствовала всегда, хотя и не имела нынешнего названия. Она вроде бы «негласно» являлась весьма важным атрибутом человеческого сожительства, выступая духовным интегратором общностей.

Идеология является столь же древней, как и само общество. С развитием общества, когда шел закономерный процесс увеличения количества и умножение разнообразия социальных образований, соответственно развивалась и усложнялась идеология. Первобытнообщинное сожительство уже можно считать истоком генезиса идеологии, хотя она там присутствовала в виде своеобразного «эмбриона». В то время духовное общение людей определялось примитивными потребностями и возможностями, не выходило за пределы рода, племени. Этими рамками были ограничены их представления, мечты и идеалы, в этом маленьком мирке вращались и их интересы.

С возникновением имущественного неравенства, с образованием государства происходит отрыв общественного сознания от личного и группового внутриплеменного опыта. Возникает господствующее мнение, впитавшее некоторые ценности и традиции прошлых поколений, но уже выражающее в виде теоретических концепций интересы новых, более широких общественных образований. Это факт рождения «полнокровной» идеологии. Ее поддерживают и распространяют особые группы людей – специалистов (идеологов): жрецы, шаманы, философы, советники и др. Теперь уже господствующее мнение как идеология приобретает геополитический характер и начинает жить собственной жизнью, совершенствоваться, пополняясь сходными элементами от других концепций прошлого и настоящего.

Образовавшаяся политическая идеология охватывает большие группы людей в обществе со своими особыми, а порой даже противоположными интересами. Поэтому понятие «политическая идеология» – это, по сути, общее название разнообразных концептуально сформулированных интересов больших групп общества: партий, профсоюзов, корпораций, землячеств, этносов, наций, государства в лице его институтов. В этом ряду идеология государства или государственная идеология занимает особое положение, так как олицетворяет собою высшую степень духовного проявления политики в обществе. Во-первых, она является властвующей, господствующей идеологией. Во-вторых, государственная идеология предназначена выражать интересы не только государства как властной организации, но и всей политической системы того общества в целом, представителем которого это государство является.

В современных условиях государственная идеология немыслима без очевидного влияния на нее какой-либо мировой глобальной идеологии, без применения в политическом процессе ее концептуальных положений. Такими идеологиями являются: либерализм, консерватизм, социализм коммунистическая и социал-демократическая, а также мировые религиозные образования. Эти, можно сказать, классические или суперидеологии сложились исторически как концептуальная совокупность ценностей, интересов мировых политических сообществ и систем в виде философского обобщения культуры существующих цивилизаций, а также как результат длительного существования международных религиозных конфессий. Более подробно рассмотрим их сущность в следующих вопросах данной темы.

Политическая идеология выполняет в основном следующие функции.

1) Функция защиты материальных и духовных интересов и ценностей носителей этой идеологии. Так, если это идеология национального государства, то защитные меры должны быть направлены на сохранение и развитие национального языка, национальной культуры, государственности в национальных границах. В процессе реализации этой функции, как правило, осуществляется интерпретация реальной действительности в свою пользу. Обычно противопоставляются свои возвеличенные достоинства и ценности с приниженным качеством соперника, носителя противоположной идеологии. А в случае столкновения классовых, национальных или государственных интересов, эта конфликтная ситуация всегда сопровождается ожесточенной и бескомпромиссной борьбой идеологий субъектов вспыхнувшего конфликта. В данном случае идеологическая борьба преследует цель доказать свою правоту, дискредитировать ценности противника и вытеснять его идеологию, как ничтожную и вредную, из жизни общества. Эта цель оправдывает фактически любые доступные средства: обман, подлог, различного рода манипуляции. Ведь идеология побеждается только идеологией, а силовые или административные средства могут играть только вспомогательную роль.

2) Воспитательно-мобилизационная функция преследует цель умножить число своих сторонников, тем самым расширить социальную базу своих носителей. Эта проблема может быть разрешена только при условии распространения и внедрения своих взглядов и ценностей, приобщением к своим интересам как можно большего количества людей. Ради этого носители идеологий, в том числе и государство, стремятся овладеть и подчинить своим целям и задачам систему образования, массовые коммуникации, особенно СМИ. Осуществляется широкая, всеохватывающая агитация и пропаганда, всевозможно используются различные методы и формы манипуляции массовым сознанием. Особенно благодатным в этом деле является приспособление старых и придумывание новых стереотипов и мифов, так как они в наибольшей степени способны оказывать воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.

Идеологическое воздействие на людей не исключает манипулирование их сознанием и даже зомбирование человека. Все это направлено на формирование необходимой жизненной позиции, которая вызовет активность в распространении усвоенных ценностей и идей, а также обеспечит мобилизацию людей на их защиту.

3) Очень важную роль играет интегральная функция. Она способствует сплочению социальной группы, нации, общества вокруг какой-нибудь идеи, отражающей общие интересы. Сторонники одной идеи как единомышленники быстро находят общий язык и поддерживают друг друга. Поклонники одной идеологии смотрят на мир как бы через единую призму оформленных и утвержденных в своей среде взглядов, оценок и стереотипов, превращая общность этих людей в духовно-монолитную глыбу.

Политическая идеология не содержит практических указаний, как действовать для достижения желанных целей в определенных условиях. Этим занимается политическая доктрина. Производная от идеологии, она не только содержит систему взглядов, она переносит эти «материнские» взгляды на язык конкретной политики, определяет направление, цели и средства политических действий. Это квит-эссенция, кумуляция идеологического обоснования и реализации интересов партии, нации или государства применительно к какой-либо конкретной ситуации. Одна идеология в зависимости от направлений интересов ее носителя может «рождать» соответствующие доктрины, особенно если эта идеология является глобальной.

Доктрина может быть выражена в краткой формуле. Например, «Америка для американцев» (доктрина Монро, США); «Остановить коммунизм» (доктрина Трумена, США); «Принцип ограниченного суверенитета» (доктрина Брежнева, СССР) и др.

Тщательно и детально разработанная доктрина с целью применения ее сейчас и в конкретной обстановке называется политической программой. Это уже продукт холодного расчета не только философов-теоретиков, но и политиков-практиков. В нем подробно излагается, детализируется во времени и пространстве стратегия и тактика достижения доктринальной цели.

ІІ. Либерализм является одной из ведущих классических мировых идеологий. Он детище европейской цивилизации, которая раньше всех вышла на путь буржуазного развития. Инициатором и носителем либерализма как идеологии была буржуазия. Вышедшая из городского населения, практичная и энергичная, она стремилась на простор предпринимательской деятельности, которую жестко сковывали феодальные порядки и мораль. Буржуазия стала оформлять свои партикулярные интересы в соответствующие им постулаты и концепции, центральное место которых стала занимать идея индивидуальной свободы человека. Успешному утверждению и распространению этой идеи способствовало сформированное христианской религией в массовом сознании европейцев понятие о ценности человека как личности. Ведь согласно священному писанию, человек был создан Богом «по своему образу и подобию» и хотя он имел «бренное тело», но в нем была «бессмертная душа», человек мог стать даже святым.

В то же время, католическая религия, как идеология феодального общества, бдительно охраняла его сословное деление; что человек является рабом Божьим; что власть короля и феодала «от Бога», а кто выступает против этой власти, следовательно, он совершает смертный грех; что духовная власть в лице папы Римского выше светской власти, так как папа является посредником между всевышним и людьми. Исходя из этих утверждений, папство централизовало свою власть и монополизовало право быть распорядителем и вершителем властных отношений в Западной и Центральной Европе.

По мере укрепления своего экономического веса в обществе буржуазия стала ломать феодальные рамки и оттеснять на «задний план» феодальную идеологию. Она инициировала «Реформацию», создав более демократичную, независимую от Ватикана, протестантскую конфессию. Она была ведущей силой в период эпохи «Возрождения», главным содержанием и смыслом которого был гуманизм, красота и величие человека. Затем последовавшая за Возрождением эпоха Просвещения внесла и обосновала в либерализме утверждение, что человек, овладевший современными знаниями, становится всесильным и свободным, способным создать справедливое общественное устройство. Над данной проблемой плодотворно работали великие умы этого времени: англичане Т. Гоббс и Дж. Локк, французы Ш. Монтескье и Ж–Ж. Руссо, американец Т. Джефферсон, наш белорусский знаменитый предок Лев Сапега, один из создателей «Статута Вялікага княства Літоўскага» высказал многие либеральные идеи еще в XVI веке. Великим разработчиком и апробатором идей либерализма стала Французская буржуазная революция 1789-1794 годов. Она провозгласила знаменитый лозунг «Свобода, равенство и братство», ликвидировала сословные привилегии, ввела право избирать и быть избранными для людей «третьего» (буржуазного) сословия.

Термин «либерализм» (от латинского слова «либералис» – свободный) отражал основную, главную идею либеральной идеологии. Он был понятным, а идеология привлекательна для большинства европейцев. Но его распространение было очень опасным явлением для феодальных государств. В крепостнической России «либерализм» толковался как зло, а подозреваемых в либеральных взглядах людей преследовали и третировали. Их называли не иначе как «либералы проклятые», приписывая им всевозможные отрицательные проявления: зловредность, разнузданность, разбойные устремления и даже национальную измену. Либерализм стал «страшилкой», пугалом на многие десятилетия для большинства россиян.

Вместе с тем, уже в конце ХVII столетия либерализм как идеология оформился в довольно цельную идейно-теоретическую систему, включавшую свои оценки и свои принципы относительно всех областей жизни общества.

1) В политической области. Центральной идеей либерализма является положение о свободе человека и обеспечении этой свободы. В «Декларации прав человека и гражданина», принятой во время Великой французской революции в 1789 году, в первой статье говорится: «люди рождаются свободными и равноправными и пребывают таковыми», что «свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим». В этом выдающемся документе, ставшем мощным глашатаем сущности либерализма, провозглашались свобода слова, печати, совести, собраний и демонстраций.

Либеральная идеология предъявила жесткие требования к закону, который должен запрещать только то, что вредно для общества и ни в коей мере не регламентировать поведение людей. Обязанностью государства является строгое соблюдение презумпции невиновности. С целью ограничения исполнительной власти, стала проводится в жизнь идея о разделении властей на три равноправные ветви.

2) В экономической области утверждалось как неотъемлемое право граждан на частную собственность. Либеральный философ В.Ф. Гегель считал, что «императив собственности» является высшей формой демократического общества. Собственность – это свобода.

Еще одним важнейшим положением либерализма является свобода конкуренции и рыночных отношений, а также создание благоприятных условий для предпринимательства.

3) В социальной области либеральная идеология утверждает абсолютную ценность человеческой личности, равенство всех людей перед законом, признание прав человека на жизнь и на обеспеченное существование. Однако проблеме реализации последнего права, особенно низшим слоям общества, либерализм уделял очень мало внимания. Теоретики этой идеологии обосновывали необходимость прежде всего создания таких условий в обществе, которые не тормозили бы инициативу и деятельность каждого в стремлении жить в законном достатке и поощряли, вознаграждали трудолюбие и деловитость.

Главной проблемой либерализма являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека. Увлечение правами человека по отношению к государству привело к тому, что роль государства в обществе была низведена до уровня «ночного сторожа», который должен охранять жизнь, права и имущество граждан и обеспечивать порядок в стане. Кроме этого ошибочного положения в процессе практического осуществления либеральных постулатов выявились и другие недостатки. Они порождали в обществе нежелательные последствия. Необходимо было вносить коррективы в либеральные доктрины. Появился модернизированный либерализм, получивший название «неолиберализма».

Новые либералы (Дж. Кейнс, Дж Милль и др.) уже возвеличили роль государства в обществе и увидели в нем могучее и универсальное средство регулирования экономических процессов, в разрешении социальных проблем и конфликтов.

В середине ХХ века неолиберальная идеология создала концепцию – доктрину под названием «государство всеобщего благоденствия» или «народный капитализм». Ее суть в следующем:

а) старый капитализм умер и родился новый. Он демократизировал собственность и государственную власть;

б) появилась возможность управлять обществом через рабочие коллективы. Сами рабочие могут стать акционерами своего предприятия и получать кроме зарплаты долю дохода. Это серьезно смягчает трудовые споры, предотвращает конфликты.

Реализация на практике этой доктрины в США в 1960–1970 годах дало положительный результат. Усиление роли государства в решении социальных проблем сказалось на повышении ассигнований на образование с 1 % бюджета до 4,5 %, а на здравоохранение – с 1 % до 10 %.

За весьма длительный период существования либерализм был не только идеологией, он постоянно присутствовал в мире как политическая практика. Либерализм стал источником и пропагандистом демократических ценностей, способствовал распространению и утверждению в современном мире норм и принципов демократии.

Либерализму принадлежит заслуга в теоретическом обосновании сути проблемы прав человека. Главным атрибутам политики любого демократического государства должно быть неукоснительное соблюдение этих прав.

III. Название этой идеологии происходит от латинского слова «консерво» – сохраняю. Общую краткую характеристику консерватизма можно свести к тому, что он резко отрицает идеи равенства, ратует за сохранение старого, устоявшегося: нравов, традиций, проверенных временем государственных порядков.

Консервативная идеология представляет собою не просто концептуальное оформление интересов уходящих с политической арены старых феодальных сил, это своеобразный антипод взглядам и действиям властвующей буржуазии. Негативные стороны практического применения либеральной идеологии во время французской буржуазной революции, особенно якобинский террор, явились сильным катализатором для быстрого и четкого концептуального оформления консерватизма.

Впервые наиболее полно систематизировал принципы консерватизма английский философ Э. Берк. В книге «Размышление о французской революции» он подверг критике идеи и практику либерализма, в частности те принципиальные положения и ценности, что были основанием борьбы с феодализмом. Практика бурных дней французской революции показала всю неприглядность индивидуализма, разнузданность и безнравственность всеобщей свободы и равенства, извращенность братских отношений. Берк считал, что либеральные ценности разрушают вековые нравственные устои, ведут к раздору и хаосу в обществе, проповедуют неограниченный эгоизм, безразличие и бездуховность, ожесточают людей в отношении друг к другу.

Консерватизму свойственно проповедовать и стремление утверждать следующие принципы своей идеологии:

1) Нравственный абсолютизм. Консерваторы считают, что свобода не должна освобождать людей от моральных предписаний. Несовершенство человеческой природы подвергает человека на всевозможные соблазны, поэтому необходимо укреплять морально-религиозный порядок. Деятельность государственных структур должна соответствовать нравственным стандартам, но это не исключает применения силы в интересах сохранения или восстановления утраченных ценностей.

2) Прагматизм. Это значит, что нужен трезвый расчет в политике ради выгоды. В политике не обязательно иметь постоянных друзей или врагов, но постоянными должны быть только государственные (национальные) интересы. Консерваторы выступают против резкого, кардинального реформирования в обществе, тем более они категорически против всякой революции. Необходимо, чтобы реформируемая часть общества в одно и то же время была во много раз меньше той, что остается неизменной. Они также против социального равенства, так как в природе не может быть людей равных по своим физическим, умственным и моральным качествам. Вследствие этого в обществе должна быть иерархия. Управлять в обществе и государстве должна элита, т.е. особо одаренные и способные люди.

3) Традиционализм. Этот принцип означает приверженность к устоявшимся принципам и традициям, из которых должны «вырастать» и совершенствоваться конституция (основной закон) и сопутствующие ей другие законы. В них непременно должен быть отраженным результат многовекового опыта поколений народа. Преемственность поколений обязательно должна отражаться во всех сторонах жизни общества, в том числе и в государственных делах.

В современных условиях консервативная идеология, несмотря на неестественное уменьшение феодальной знати, как своих традиционных носителей, но благодаря приспособлению к реалиям современной жизни, по-прежнему остается мировой идеологией, но только получившей название «неоконсерватизм». В настоящее время новые консерваторы Д. Белл, Р. Арон и др. также хотят иметь сильное государство и жестокое подчинение ему граждан, они против чрезмерных социальных программ, которые, по их мнению, порождают в обществе лень и иждивенчество. Одновременно современные консерваторы признают необходимость демократических процедур (выборов) в формировании государственной власти.

Неоконсерваторам принадлежит доктрина под названием «технократизм». Авторы ее считают, что в развитых странах мира уже произошла «мирная революция», в ходе которой власть от буржуазии перешла к менеджерам. Они как специалисты– профессионалы больше всего заинтересованы в развитии производства. Это гарантирует наемным рабочим занятость и высокие заработки, а собственникам – большую прибыль. Согласно этой доктрине, главная ценность людей – их высокий профессионализм и деловитость, что свойственно больше всего интеллигенции. Один из разработчиков теоретической основы «технократизма» Зб. Бжезинский сформулировал даже лозунг: «Интеллигенты всех стран – соединяйтесь!».

Для нынешнего времени весьма характерна периодическая смена власти элитами, разделяющими или либеральную или консервативную идеологию. Если продолжительное время находятся у власти либералы, то улучшается социальный климат и повышается жизненный уровень людей, но ухудшается работа экономики. После прихода к власти консерваторов происходит все наоборот.

IV. Возникновение социализма связано с многовековым желанием и мечтой широких народных масс о лучшей жизни, о социальной справедливости и социальной защите личности. Эти светлые надежды людей нашли отражение в фольклоре – сказках, мифах, преданиях, легендах. Даже ученые и писатели придумывали в виде «городов солнца» или «острова Утопия» проекты осуществления желаний о счастливой жизни.

Развитие промышленного капитализма сопровождалось бурным ростом численности наемных рабочих, подвергавшихся нещадной эксплуатации. Возникла острая необходимость защиты этого нового социального слоя общества. В отличие от феодалов и буржуазии, которые с целью защиты своих интересов создали свои идеологии, соответственно консерватизм и либерализм, наемные рабочие сделать это были не в состоянии. Социализм как идеология сперва возникла в виде теоретических концепций в головах интеллигентов. Они создавали свои идейные конструкции с ориентировкой на рабочих, которые представляли собой огромные массы людей. Рабочие овладеют этими идеями и превратят их в могучую материальную силу. В повестку того времени была поставлена проблема – замена капитализма социализмом, как крайне несправедливого строя на справедливый общественный строй.

Наиболее законченное учение о социализме возникло в середине ХIX столетия в лице марксизма. Основоположниками его К. Маркс и Ф. Энгельс теоретически обосновали предполагаемую идеологию рабочего класса с экономических, политических и философских позиций, а также определили пути ее реализации. Они считали, что социалистическое, а в перспективе – коммунистическое общество будет характеризоваться следующим.

1. произойдет утверждение общественной собственности на средства производства, что ликвидирует эксплуатацию человека человеком, нищету, а неграмотность миллионов уйдет в историческое прошлое.

2. научно-техническая революция, которая в капиталистическом обществе ведет к безработице, при социализме будет неуклонно повышать благосостояние народа. В результате сперва будет обеспечен принцип «От каждого по способностям, каждому – по труду», а в коммунистическом обществе «От каждого по способностям, каждому – по потребностям».

3. сложится социалистический образ жизни, основанный на социальной справедливости, коллективизме и взаимопомощи. Будут обеспечены условия для принципа о единстве прав и обязанностей для всех одинаково. Общество даст каждому своему гражданину уверенность в будущем.

Такие прекрасные перспективы не могли не привлечь к себе миллионы сторонников и последователей. Они практически не замечали или не обращали внимания на ряд противоречий и чисто доктринерского подхода к изучению исторических и социальных процессов. Социалистическая доктрина главную роль в развитии общества отводила государству и политике, а не личности и экономике, как это делал либерализм.

В начале ХХ столетия в социализме произошел раскол. Образовались две тактические, а затем и идеологические ветви – коммунистическая и социал-демократическая.

1) Коммунистическая ветвь, прежде всего в лице политической партии большевиков во главе с В. Лениным, стала на путь революционного преобразования общества посредством вооруженного восстания и установления «диктатуры пролетариата» как средства, орудия построения социализма. В 1917 году такая диктатура была установлена. Однако колоссальный и непробиваемый бюрократизм, естественно возникший из строго централизованной, государственной власти, да и еще помноженный на сугубо российские властные традиции азиатского деспотизма, привел к образованию в СССР командно-административной системы и установлению дикого и свирепого режима – сталинщины. Эта разновидность тоталитаризма очень сильно дискредитировала прельстительные идеи раннего социализма, особенно радикальной его ветви – коммунистической. В настоящее время идеология и практика коммунистических партий с развалом СССР фактически обанкротилась.

2) Социал-демократическая ветвь социализма отказалась от революции, как средства переустройства общества и стала ориентироваться на реформы, на эволюционный путь переустройства общества. Родоначальники этого направления в социализме Э. Бернштейн и К. Каутский, а в России – Г.В. Плеханов.

Современная социал-демократия придерживается новой концепции под названием «демократический социализм». Эта концепция отличается от «демократического капитализма». Капитализм, по мнению социал-демократов, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Она также не может иметь ничего общего с «реальным социализмом», в котором коммунисты уничтожили свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику, основанную на принудительном труде.

Составными частями концепции демократического социализма являются политическая, экономическая и социальная демократия. В политической сфере социал-демократы главным считают реализацию принципов свободы и демократии, а основным регулятором и примирителем противоречий в обществе видят государство. Оно же является главным органом в деле общественных изменений и прогрессивного развития. В экономической области социал-демократы выступают за многообразие форм собственности и за рыночные отношения под контролем государства. Признается принцип: «конкуренция – насколько возможна, планирование – насколько необходимо». В социальной части «демократического социализма» центральное место занимает борьба за более высокое качество жизни человека труда. Сюда входит свобода, справедливость, материальное благополучие, образование и здравоохранение, условия труда и отдыха, экология. Там, где социал-демократы длительное время находились у власти (Швеция, Австрия и др.), были достигнуты убедительные достижения.

Сегодня социал-демократия очень сильно сблизилась с неолиберализмом. Они шли навстречу друг другу через совершенствование своих доктрин. Отличие сохраняется лишь в том, что у социал-демократов преобладает деятельность по обеспечению социального состояния трудящихся и придание государству большего веса и значимости в обеспечении социальной справедливости и в регулировании жизни общества.

V. Религиозные верования, сам процесс их соблюдения и отправления еще в первобытном обществе начинал выполнять, пусть даже и в минимальном значении, идеологическую роль. Посредством религиозных обрядов, человек обращался к богам с просьбой о помощи в работе и на охоте, о спасении от болезней и от смерти. При любом исходе причины такого обращения религиозные деятели доступно все объясняли человеку и успокаивали его. Таким образом, уже тогда, именно на религиозной основе стали зарождаться главные функции идеологии: воспитательная, разъяснительная, интеграционная и др.

С возникновением государства необходимость в идеологическом обеспечении государственной власти резко возросла. Успешно выполнять роль идеологического института власти могла только ведущая религия. К этому времени религиозные деятели в соответствии со своими партикулярными интересами и духовными особенностями создали свои корпоративные структуры – конфессии, которые активно стали заботиться не только о духовности, но и о своих светских, в том числе и материальных интересах. Реализация этих интересов включала религиозные конфессии в политический процесс, и они очень быстро и повсеместно стали занимать ведущие места в обществе. Способствовало этому то, что они были хорошо организованы, обладали отличными, профессионально подготовленными кадрами проповедников и воспитателей (духовных пастырей), т.е. фактически кадрами идеологических работников. Кроме того, сама религия представляла собой в духовном плане безукоризненную идеологию. Она была уже вполне теоретически отработанным учением и весьма эффективным средством воздействия на сознание прихожан. Поэтому много столетий вплотную плечом к плечу руководили обществом государственная власть и религия. Практически у всех добуржуазных обществах религия бессменно выполняла функции государственной идеологии. РРЕРРРРРРрррррррррррррррррррррррррррррррррр

В современных демократических странах, как правило, религия отделена от государства и в государственной идеологии ее традиционные ценности играют лишь вспомогательную роль. Однако, в странах так называемого «мусульманского мира» влияние религии на государство и на жизнь в обществе очень велико, а в ряде теократических государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) религиозная идеология является господствующей. В этих странах вся жизнь регламентируется по канонам мусульманской религии (по шариату). Как правило, мусульманская идеология повсеместно включает кроме общеконфессийных, характерных для всей мировой религии ислама, еще и национальные традиции и ценности. Все это способствует стабильности мусульманства как религии и даже усилению тенденции к ее расширению.

Религиозные идеологии рождают собственные политические доктрины, преследуя не столько духовные, сколько светские, земные интересы: расширить свое конфессиональное влияние и приобрести больше возможностей для утилитарного обогащения. Из исторического прошлого известна доктрина католической церкви о «защите гроба господнего», которая осуществлялась в ХI – XII столетиях посредством привлечения из стран Европы многих тысяч рыцарей для крестовых походов в Палестину. Эти походы сопровождались кровавым разбоем и беззастенчивым грабежом. Не меньше беды и горя славянским и прибалтийским народам принесло стремление Ватикана «приобщить» эти народы к святой католической церкви. На протяжении ХIII – XIV веков крестоносцы огнем и мечом «приобщали» к католицизму язычников – прибалтов и православных белорусов. Наконец, выдающаяся победа наших предков в Грюнвальдской битве в 1410 году остановила эту агрессивную экспансию. Затем длительное время католический костел активно способствовал ополячиванию белорусов. Русская православная церковь была вдохновителем и покровителем великодержавных устремлений. Московского централизованного по восточным принципам деспотического государства, Именно она в ХVI веке предложила идею величать это государство «третьим Римом». На присоединенных к России территориях российские православные священники внесли очень весомую лепту в процесс русификации населения, особенно в Беларуси.

От мусульманской религии исходит доктрина «мир для правоверных», которую стремится реализовать наиболее воинственная и фанатичная часть верующих мусульман под руководством ортодоксальной ветви этой конфессии – ваххабитов. Об этом свидетельствуют события в Афганистане, Чечне и других местах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.053 с.)