Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Политическая идеология.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Политическая идеология: генезис, сущность и функции. 2. Основные ценности идеологии либерализма 3. Идеология консерватизма. Неоконсерватизм. 4. Социалистическая идеология и две ее ветви – коммунистическая и социал-демократическая. 5. Религиозные идеологии. Политический экстремизм. 6. Государственная идеология Республики Беларусь. І. Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый Дестют де Траси в самом начале ХІХ века. В его трактовке идеология означала науку об идеях, о их возникновении и эволюции, о их взаимодействии и переходе от одних людей к другим. Это соответствовало смыслу сочетания древнегреческих слов «идеа» – мысль, замысел и «логос» – учение, наука. Развитие общественных наук с течением времени серьезно изменило понимание сути этого понятия. Несмотря на образовавшееся расхождение между содержанием и вербальным смыслом термина «идеология», этот термин стал популярным. Значительный вклад в популяризацию понятия «идеология» помимо своего желания внес Наполеон Бонапарт. Его, императора, который непреклонно и талантливо утверждал практическими делами величие Франции, посмели критиковать с позиций либеральной идеологии как диктатора и узурпатора власти какие-то теоретики-ученые. Наполеон стал энергично утверждать, что любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, а идеологов (теоретиков) он назвал лицемерами, оторванными от жизни болтунами и, вообще, пустыми и никчемными людьми. В популярный термин новое понимание в значительной мере внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Они критиковали утверждение философа Гегеля за то, что мир будто бы является воплощением идей, а общественные отношения – это продукты сознания людей. Эту точку зрения они называли идеалистической, а все учение – идеологией. Отсюда делался вывод, что идеология является ложным, извращающим действительность учением. Материалистический же подход означал обратное: бытие, т.е. окружающая действительность, определяет сознание людей. Учение, которое опирается на материалистическую основу, будет уже не идеологией, а наукой. Последователи марксизма считали это учение подлинно научной теорией об объективном познании и революционном преобразовании общественных отношений. Отцы марксистского учения признавали существование идеологии как феномена (необычного, исключительного явления), присущего только классовому обществу с его неравенством, угнетением и обманом. Именно в этих условиях у каждой социальной группы, слоя, класса формируются и утверждаются свои ценности, интересы, идеалы и устремления. Затем они оформляются в соответствующие теории, адекватные их положению в обществе. С построением коммунизма, когда исчезнут классы и восторжествует справедливость, исчезнет и идеология. Вместо нее будет господствовать только наука. В настоящее время в научной литературе и общественно-политической практике вполне утвердился подход к пониманию идеологии как формы выражения «интереса». В основе «интереса» всегда лежат «потребности» – материальные и духовные. Стремление к постоянному удовлетворению этих потребностей обычно приводит к столкновению с другими субъектами общества, имеющими подобные интересы. Это вызывает необходимость заранее объявлять о своих интересах, о своих правах и устремлениях, удовлетворять их. Такие заявления преподносятся общественности как правило в облагороженном виде, одетыми в цинично приукрашенную оболочку – концепцию с целью замаскировать или смягчить содержащую в «интересе» выгоду, корысть, даже посягательство на чужое. Современное понимание идеологии представляется таким: идеология – это концептуальная совокупность идей, представлений и духовных ценностей, предназначенных для обоснования и защиты интересов ее носителей. Носителями идеологии могут быть индивиды, группы, корпорации, партии, нации, религиозные конфессии, государства и даже цивилизованные объединения, т.е. все социальные субъекты, способные выработать сносное теоретическое (концептуальное) обоснование своих интересов и устремлений или приобщиться к какой-нибудь господствующей идеологии в конформистских, корыстных целях. Следовательно, в человеческом обществе идеология присутствовала всегда, хотя и не имела нынешнего названия. Она вроде бы «негласно» являлась весьма важным атрибутом человеческого сожительства, выступая духовным интегратором общностей. Идеология является столь же древней, как и само общество. С развитием общества, когда шел закономерный процесс увеличения количества и умножение разнообразия социальных образований, соответственно развивалась и усложнялась идеология. Первобытнообщинное сожительство уже можно считать истоком генезиса идеологии, хотя она там присутствовала в виде своеобразного «эмбриона». В то время духовное общение людей определялось примитивными потребностями и возможностями, не выходило за пределы рода, племени. Этими рамками были ограничены их представления, мечты и идеалы, в этом маленьком мирке вращались и их интересы. С возникновением имущественного неравенства, с образованием государства происходит отрыв общественного сознания от личного и группового внутриплеменного опыта. Возникает господствующее мнение, впитавшее некоторые ценности и традиции прошлых поколений, но уже выражающее в виде теоретических концепций интересы новых, более широких общественных образований. Это факт рождения «полнокровной» идеологии. Ее поддерживают и распространяют особые группы людей – специалистов (идеологов): жрецы, шаманы, философы, советники и др. Теперь уже господствующее мнение как идеология приобретает геополитический характер и начинает жить собственной жизнью, совершенствоваться, пополняясь сходными элементами от других концепций прошлого и настоящего. Образовавшаяся политическая идеология охватывает большие группы людей в обществе со своими особыми, а порой даже противоположными интересами. Поэтому понятие «политическая идеология» – это, по сути, общее название разнообразных концептуально сформулированных интересов больших групп общества: партий, профсоюзов, корпораций, землячеств, этносов, наций, государства в лице его институтов. В этом ряду идеология государства или государственная идеология занимает особое положение, так как олицетворяет собою высшую степень духовного проявления политики в обществе. Во-первых, она является властвующей, господствующей идеологией. Во-вторых, государственная идеология предназначена выражать интересы не только государства как властной организации, но и всей политической системы того общества в целом, представителем которого это государство является. В современных условиях государственная идеология немыслима без очевидного влияния на нее какой-либо мировой глобальной идеологии, без применения в политическом процессе ее концептуальных положений. Такими идеологиями являются: либерализм, консерватизм, социализм коммунистическая и социал-демократическая, а также мировые религиозные образования. Эти, можно сказать, классические или суперидеологии сложились исторически как концептуальная совокупность ценностей, интересов мировых политических сообществ и систем в виде философского обобщения культуры существующих цивилизаций, а также как результат длительного существования международных религиозных конфессий. Более подробно рассмотрим их сущность в следующих вопросах данной темы. Политическая идеология выполняет в основном следующие функции. 1) Функция защиты материальных и духовных интересов и ценностей носителей этой идеологии. Так, если это идеология национального государства, то защитные меры должны быть направлены на сохранение и развитие национального языка, национальной культуры, государственности в национальных границах. В процессе реализации этой функции, как правило, осуществляется интерпретация реальной действительности в свою пользу. Обычно противопоставляются свои возвеличенные достоинства и ценности с приниженным качеством соперника, носителя противоположной идеологии. А в случае столкновения классовых, национальных или государственных интересов, эта конфликтная ситуация всегда сопровождается ожесточенной и бескомпромиссной борьбой идеологий субъектов вспыхнувшего конфликта. В данном случае идеологическая борьба преследует цель доказать свою правоту, дискредитировать ценности противника и вытеснять его идеологию, как ничтожную и вредную, из жизни общества. Эта цель оправдывает фактически любые доступные средства: обман, подлог, различного рода манипуляции. Ведь идеология побеждается только идеологией, а силовые или административные средства могут играть только вспомогательную роль. 2) Воспитательно-мобилизационная функция преследует цель умножить число своих сторонников, тем самым расширить социальную базу своих носителей. Эта проблема может быть разрешена только при условии распространения и внедрения своих взглядов и ценностей, приобщением к своим интересам как можно большего количества людей. Ради этого носители идеологий, в том числе и государство, стремятся овладеть и подчинить своим целям и задачам систему образования, массовые коммуникации, особенно СМИ. Осуществляется широкая, всеохватывающая агитация и пропаганда, всевозможно используются различные методы и формы манипуляции массовым сознанием. Особенно благодатным в этом деле является приспособление старых и придумывание новых стереотипов и мифов, так как они в наибольшей степени способны оказывать воздействие на эмоциональную сторону сознания человека. Идеологическое воздействие на людей не исключает манипулирование их сознанием и даже зомбирование человека. Все это направлено на формирование необходимой жизненной позиции, которая вызовет активность в распространении усвоенных ценностей и идей, а также обеспечит мобилизацию людей на их защиту. 3) Очень важную роль играет интегральная функция. Она способствует сплочению социальной группы, нации, общества вокруг какой-нибудь идеи, отражающей общие интересы. Сторонники одной идеи как единомышленники быстро находят общий язык и поддерживают друг друга. Поклонники одной идеологии смотрят на мир как бы через единую призму оформленных и утвержденных в своей среде взглядов, оценок и стереотипов, превращая общность этих людей в духовно-монолитную глыбу. Политическая идеология не содержит практических указаний, как действовать для достижения желанных целей в определенных условиях. Этим занимается политическая доктрина. Производная от идеологии, она не только содержит систему взглядов, она переносит эти «материнские» взгляды на язык конкретной политики, определяет направление, цели и средства политических действий. Это квит-эссенция, кумуляция идеологического обоснования и реализации интересов партии, нации или государства применительно к какой-либо конкретной ситуации. Одна идеология в зависимости от направлений интересов ее носителя может «рождать» соответствующие доктрины, особенно если эта идеология является глобальной. Доктрина может быть выражена в краткой формуле. Например, «Америка для американцев» (доктрина Монро, США); «Остановить коммунизм» (доктрина Трумена, США); «Принцип ограниченного суверенитета» (доктрина Брежнева, СССР) и др. Тщательно и детально разработанная доктрина с целью применения ее сейчас и в конкретной обстановке называется политической программой. Это уже продукт холодного расчета не только философов-теоретиков, но и политиков-практиков. В нем подробно излагается, детализируется во времени и пространстве стратегия и тактика достижения доктринальной цели. ІІ. Либерализм является одной из ведущих классических мировых идеологий. Он детище европейской цивилизации, которая раньше всех вышла на путь буржуазного развития. Инициатором и носителем либерализма как идеологии была буржуазия. Вышедшая из городского населения, практичная и энергичная, она стремилась на простор предпринимательской деятельности, которую жестко сковывали феодальные порядки и мораль. Буржуазия стала оформлять свои партикулярные интересы в соответствующие им постулаты и концепции, центральное место которых стала занимать идея индивидуальной свободы человека. Успешному утверждению и распространению этой идеи способствовало сформированное христианской религией в массовом сознании европейцев понятие о ценности человека как личности. Ведь согласно священному писанию, человек был создан Богом «по своему образу и подобию» и хотя он имел «бренное тело», но в нем была «бессмертная душа», человек мог стать даже святым. В то же время, католическая религия, как идеология феодального общества, бдительно охраняла его сословное деление; что человек является рабом Божьим; что власть короля и феодала «от Бога», а кто выступает против этой власти, следовательно, он совершает смертный грех; что духовная власть в лице папы Римского выше светской власти, так как папа является посредником между всевышним и людьми. Исходя из этих утверждений, папство централизовало свою власть и монополизовало право быть распорядителем и вершителем властных отношений в Западной и Центральной Европе. По мере укрепления своего экономического веса в обществе буржуазия стала ломать феодальные рамки и оттеснять на «задний план» феодальную идеологию. Она инициировала «Реформацию», создав более демократичную, независимую от Ватикана, протестантскую конфессию. Она была ведущей силой в период эпохи «Возрождения», главным содержанием и смыслом которого был гуманизм, красота и величие человека. Затем последовавшая за Возрождением эпоха Просвещения внесла и обосновала в либерализме утверждение, что человек, овладевший современными знаниями, становится всесильным и свободным, способным создать справедливое общественное устройство. Над данной проблемой плодотворно работали великие умы этого времени: англичане Т. Гоббс и Дж. Локк, французы Ш. Монтескье и Ж–Ж. Руссо, американец Т. Джефферсон, наш белорусский знаменитый предок Лев Сапега, один из создателей «Статута Вялікага княства Літоўскага» высказал многие либеральные идеи еще в XVI веке. Великим разработчиком и апробатором идей либерализма стала Французская буржуазная революция 1789-1794 годов. Она провозгласила знаменитый лозунг «Свобода, равенство и братство», ликвидировала сословные привилегии, ввела право избирать и быть избранными для людей «третьего» (буржуазного) сословия. Термин «либерализм» (от латинского слова «либералис» – свободный) отражал основную, главную идею либеральной идеологии. Он был понятным, а идеология привлекательна для большинства европейцев. Но его распространение было очень опасным явлением для феодальных государств. В крепостнической России «либерализм» толковался как зло, а подозреваемых в либеральных взглядах людей преследовали и третировали. Их называли не иначе как «либералы проклятые», приписывая им всевозможные отрицательные проявления: зловредность, разнузданность, разбойные устремления и даже национальную измену. Либерализм стал «страшилкой», пугалом на многие десятилетия для большинства россиян. Вместе с тем, уже в конце ХVII столетия либерализм как идеология оформился в довольно цельную идейно-теоретическую систему, включавшую свои оценки и свои принципы относительно всех областей жизни общества. 1) В политической области. Центральной идеей либерализма является положение о свободе человека и обеспечении этой свободы. В «Декларации прав человека и гражданина», принятой во время Великой французской революции в 1789 году, в первой статье говорится: «люди рождаются свободными и равноправными и пребывают таковыми», что «свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим». В этом выдающемся документе, ставшем мощным глашатаем сущности либерализма, провозглашались свобода слова, печати, совести, собраний и демонстраций. Либеральная идеология предъявила жесткие требования к закону, который должен запрещать только то, что вредно для общества и ни в коей мере не регламентировать поведение людей. Обязанностью государства является строгое соблюдение презумпции невиновности. С целью ограничения исполнительной власти, стала проводится в жизнь идея о разделении властей на три равноправные ветви. 2) В экономической области утверждалось как неотъемлемое право граждан на частную собственность. Либеральный философ В.Ф. Гегель считал, что «императив собственности» является высшей формой демократического общества. Собственность – это свобода. Еще одним важнейшим положением либерализма является свобода конкуренции и рыночных отношений, а также создание благоприятных условий для предпринимательства. 3) В социальной области либеральная идеология утверждает абсолютную ценность человеческой личности, равенство всех людей перед законом, признание прав человека на жизнь и на обеспеченное существование. Однако проблеме реализации последнего права, особенно низшим слоям общества, либерализм уделял очень мало внимания. Теоретики этой идеологии обосновывали необходимость прежде всего создания таких условий в обществе, которые не тормозили бы инициативу и деятельность каждого в стремлении жить в законном достатке и поощряли, вознаграждали трудолюбие и деловитость. Главной проблемой либерализма являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека. Увлечение правами человека по отношению к государству привело к тому, что роль государства в обществе была низведена до уровня «ночного сторожа», который должен охранять жизнь, права и имущество граждан и обеспечивать порядок в стане. Кроме этого ошибочного положения в процессе практического осуществления либеральных постулатов выявились и другие недостатки. Они порождали в обществе нежелательные последствия. Необходимо было вносить коррективы в либеральные доктрины. Появился модернизированный либерализм, получивший название «неолиберализма». Новые либералы (Дж. Кейнс, Дж Милль и др.) уже возвеличили роль государства в обществе и увидели в нем могучее и универсальное средство регулирования экономических процессов, в разрешении социальных проблем и конфликтов. В середине ХХ века неолиберальная идеология создала концепцию – доктрину под названием «государство всеобщего благоденствия» или «народный капитализм». Ее суть в следующем: а) старый капитализм умер и родился новый. Он демократизировал собственность и государственную власть; б) появилась возможность управлять обществом через рабочие коллективы. Сами рабочие могут стать акционерами своего предприятия и получать кроме зарплаты долю дохода. Это серьезно смягчает трудовые споры, предотвращает конфликты. Реализация на практике этой доктрины в США в 1960–1970 годах дало положительный результат. Усиление роли государства в решении социальных проблем сказалось на повышении ассигнований на образование с 1 % бюджета до 4,5 %, а на здравоохранение – с 1 % до 10 %. За весьма длительный период существования либерализм был не только идеологией, он постоянно присутствовал в мире как политическая практика. Либерализм стал источником и пропагандистом демократических ценностей, способствовал распространению и утверждению в современном мире норм и принципов демократии. Либерализму принадлежит заслуга в теоретическом обосновании сути проблемы прав человека. Главным атрибутам политики любого демократического государства должно быть неукоснительное соблюдение этих прав. III. Название этой идеологии происходит от латинского слова «консерво» – сохраняю. Общую краткую характеристику консерватизма можно свести к тому, что он резко отрицает идеи равенства, ратует за сохранение старого, устоявшегося: нравов, традиций, проверенных временем государственных порядков. Консервативная идеология представляет собою не просто концептуальное оформление интересов уходящих с политической арены старых феодальных сил, это своеобразный антипод взглядам и действиям властвующей буржуазии. Негативные стороны практического применения либеральной идеологии во время французской буржуазной революции, особенно якобинский террор, явились сильным катализатором для быстрого и четкого концептуального оформления консерватизма. Впервые наиболее полно систематизировал принципы консерватизма английский философ Э. Берк. В книге «Размышление о французской революции» он подверг критике идеи и практику либерализма, в частности те принципиальные положения и ценности, что были основанием борьбы с феодализмом. Практика бурных дней французской революции показала всю неприглядность индивидуализма, разнузданность и безнравственность всеобщей свободы и равенства, извращенность братских отношений. Берк считал, что либеральные ценности разрушают вековые нравственные устои, ведут к раздору и хаосу в обществе, проповедуют неограниченный эгоизм, безразличие и бездуховность, ожесточают людей в отношении друг к другу. Консерватизму свойственно проповедовать и стремление утверждать следующие принципы своей идеологии: 1) Нравственный абсолютизм. Консерваторы считают, что свобода не должна освобождать людей от моральных предписаний. Несовершенство человеческой природы подвергает человека на всевозможные соблазны, поэтому необходимо укреплять морально-религиозный порядок. Деятельность государственных структур должна соответствовать нравственным стандартам, но это не исключает применения силы в интересах сохранения или восстановления утраченных ценностей. 2) Прагматизм. Это значит, что нужен трезвый расчет в политике ради выгоды. В политике не обязательно иметь постоянных друзей или врагов, но постоянными должны быть только государственные (национальные) интересы. Консерваторы выступают против резкого, кардинального реформирования в обществе, тем более они категорически против всякой революции. Необходимо, чтобы реформируемая часть общества в одно и то же время была во много раз меньше той, что остается неизменной. Они также против социального равенства, так как в природе не может быть людей равных по своим физическим, умственным и моральным качествам. Вследствие этого в обществе должна быть иерархия. Управлять в обществе и государстве должна элита, т.е. особо одаренные и способные люди. 3) Традиционализм. Этот принцип означает приверженность к устоявшимся принципам и традициям, из которых должны «вырастать» и совершенствоваться конституция (основной закон) и сопутствующие ей другие законы. В них непременно должен быть отраженным результат многовекового опыта поколений народа. Преемственность поколений обязательно должна отражаться во всех сторонах жизни общества, в том числе и в государственных делах. В современных условиях консервативная идеология, несмотря на неестественное уменьшение феодальной знати, как своих традиционных носителей, но благодаря приспособлению к реалиям современной жизни, по-прежнему остается мировой идеологией, но только получившей название «неоконсерватизм». В настоящее время новые консерваторы Д. Белл, Р. Арон и др. также хотят иметь сильное государство и жестокое подчинение ему граждан, они против чрезмерных социальных программ, которые, по их мнению, порождают в обществе лень и иждивенчество. Одновременно современные консерваторы признают необходимость демократических процедур (выборов) в формировании государственной власти. Неоконсерваторам принадлежит доктрина под названием «технократизм». Авторы ее считают, что в развитых странах мира уже произошла «мирная революция», в ходе которой власть от буржуазии перешла к менеджерам. Они как специалисты– профессионалы больше всего заинтересованы в развитии производства. Это гарантирует наемным рабочим занятость и высокие заработки, а собственникам – большую прибыль. Согласно этой доктрине, главная ценность людей – их высокий профессионализм и деловитость, что свойственно больше всего интеллигенции. Один из разработчиков теоретической основы «технократизма» Зб. Бжезинский сформулировал даже лозунг: «Интеллигенты всех стран – соединяйтесь!». Для нынешнего времени весьма характерна периодическая смена власти элитами, разделяющими или либеральную или консервативную идеологию. Если продолжительное время находятся у власти либералы, то улучшается социальный климат и повышается жизненный уровень людей, но ухудшается работа экономики. После прихода к власти консерваторов происходит все наоборот. IV. Возникновение социализма связано с многовековым желанием и мечтой широких народных масс о лучшей жизни, о социальной справедливости и социальной защите личности. Эти светлые надежды людей нашли отражение в фольклоре – сказках, мифах, преданиях, легендах. Даже ученые и писатели придумывали в виде «городов солнца» или «острова Утопия» проекты осуществления желаний о счастливой жизни. Развитие промышленного капитализма сопровождалось бурным ростом численности наемных рабочих, подвергавшихся нещадной эксплуатации. Возникла острая необходимость защиты этого нового социального слоя общества. В отличие от феодалов и буржуазии, которые с целью защиты своих интересов создали свои идеологии, соответственно консерватизм и либерализм, наемные рабочие сделать это были не в состоянии. Социализм как идеология сперва возникла в виде теоретических концепций в головах интеллигентов. Они создавали свои идейные конструкции с ориентировкой на рабочих, которые представляли собой огромные массы людей. Рабочие овладеют этими идеями и превратят их в могучую материальную силу. В повестку того времени была поставлена проблема – замена капитализма социализмом, как крайне несправедливого строя на справедливый общественный строй. Наиболее законченное учение о социализме возникло в середине ХIX столетия в лице марксизма. Основоположниками его К. Маркс и Ф. Энгельс теоретически обосновали предполагаемую идеологию рабочего класса с экономических, политических и философских позиций, а также определили пути ее реализации. Они считали, что социалистическое, а в перспективе – коммунистическое общество будет характеризоваться следующим. 1. произойдет утверждение общественной собственности на средства производства, что ликвидирует эксплуатацию человека человеком, нищету, а неграмотность миллионов уйдет в историческое прошлое. 2. научно-техническая революция, которая в капиталистическом обществе ведет к безработице, при социализме будет неуклонно повышать благосостояние народа. В результате сперва будет обеспечен принцип «От каждого по способностям, каждому – по труду», а в коммунистическом обществе «От каждого по способностям, каждому – по потребностям». 3. сложится социалистический образ жизни, основанный на социальной справедливости, коллективизме и взаимопомощи. Будут обеспечены условия для принципа о единстве прав и обязанностей для всех одинаково. Общество даст каждому своему гражданину уверенность в будущем. Такие прекрасные перспективы не могли не привлечь к себе миллионы сторонников и последователей. Они практически не замечали или не обращали внимания на ряд противоречий и чисто доктринерского подхода к изучению исторических и социальных процессов. Социалистическая доктрина главную роль в развитии общества отводила государству и политике, а не личности и экономике, как это делал либерализм. В начале ХХ столетия в социализме произошел раскол. Образовались две тактические, а затем и идеологические ветви – коммунистическая и социал-демократическая. 1) Коммунистическая ветвь, прежде всего в лице политической партии большевиков во главе с В. Лениным, стала на путь революционного преобразования общества посредством вооруженного восстания и установления «диктатуры пролетариата» как средства, орудия построения социализма. В 1917 году такая диктатура была установлена. Однако колоссальный и непробиваемый бюрократизм, естественно возникший из строго централизованной, государственной власти, да и еще помноженный на сугубо российские властные традиции азиатского деспотизма, привел к образованию в СССР командно-административной системы и установлению дикого и свирепого режима – сталинщины. Эта разновидность тоталитаризма очень сильно дискредитировала прельстительные идеи раннего социализма, особенно радикальной его ветви – коммунистической. В настоящее время идеология и практика коммунистических партий с развалом СССР фактически обанкротилась. 2) Социал-демократическая ветвь социализма отказалась от революции, как средства переустройства общества и стала ориентироваться на реформы, на эволюционный путь переустройства общества. Родоначальники этого направления в социализме Э. Бернштейн и К. Каутский, а в России – Г.В. Плеханов. Современная социал-демократия придерживается новой концепции под названием «демократический социализм». Эта концепция отличается от «демократического капитализма». Капитализм, по мнению социал-демократов, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Она также не может иметь ничего общего с «реальным социализмом», в котором коммунисты уничтожили свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику, основанную на принудительном труде. Составными частями концепции демократического социализма являются политическая, экономическая и социальная демократия. В политической сфере социал-демократы главным считают реализацию принципов свободы и демократии, а основным регулятором и примирителем противоречий в обществе видят государство. Оно же является главным органом в деле общественных изменений и прогрессивного развития. В экономической области социал-демократы выступают за многообразие форм собственности и за рыночные отношения под контролем государства. Признается принцип: «конкуренция – насколько возможна, планирование – насколько необходимо». В социальной части «демократического социализма» центральное место занимает борьба за более высокое качество жизни человека труда. Сюда входит свобода, справедливость, материальное благополучие, образование и здравоохранение, условия труда и отдыха, экология. Там, где социал-демократы длительное время находились у власти (Швеция, Австрия и др.), были достигнуты убедительные достижения. Сегодня социал-демократия очень сильно сблизилась с неолиберализмом. Они шли навстречу друг другу через совершенствование своих доктрин. Отличие сохраняется лишь в том, что у социал-демократов преобладает деятельность по обеспечению социального состояния трудящихся и придание государству большего веса и значимости в обеспечении социальной справедливости и в регулировании жизни общества. V. Религиозные верования, сам процесс их соблюдения и отправления еще в первобытном обществе начинал выполнять, пусть даже и в минимальном значении, идеологическую роль. Посредством религиозных обрядов, человек обращался к богам с просьбой о помощи в работе и на охоте, о спасении от болезней и от смерти. При любом исходе причины такого обращения религиозные деятели доступно все объясняли человеку и успокаивали его. Таким образом, уже тогда, именно на религиозной основе стали зарождаться главные функции идеологии: воспитательная, разъяснительная, интеграционная и др. С возникновением государства необходимость в идеологическом обеспечении государственной власти резко возросла. Успешно выполнять роль идеологического института власти могла только ведущая религия. К этому времени религиозные деятели в соответствии со своими партикулярными интересами и духовными особенностями создали свои корпоративные структуры – конфессии, которые активно стали заботиться не только о духовности, но и о своих светских, в том числе и материальных интересах. Реализация этих интересов включала религиозные конфессии в политический процесс, и они очень быстро и повсеместно стали занимать ведущие места в обществе. Способствовало этому то, что они были хорошо организованы, обладали отличными, профессионально подготовленными кадрами проповедников и воспитателей (духовных пастырей), т.е. фактически кадрами идеологических работников. Кроме того, сама религия представляла собой в духовном плане безукоризненную идеологию. Она была уже вполне теоретически отработанным учением и весьма эффективным средством воздействия на сознание прихожан. Поэтому много столетий вплотную плечом к плечу руководили обществом государственная власть и религия. Практически у всех добуржуазных обществах религия бессменно выполняла функции государственной идеологии. РРЕРРРРРРрррррррррррррррррррррррррррррррррр В современных демократических странах, как правило, религия отделена от государства и в государственной идеологии ее традиционные ценности играют лишь вспомогательную роль. Однако, в странах так называемого «мусульманского мира» влияние религии на государство и на жизнь в обществе очень велико, а в ряде теократических государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) религиозная идеология является господствующей. В этих странах вся жизнь регламентируется по канонам мусульманской религии (по шариату). Как правило, мусульманская идеология повсеместно включает кроме общеконфессийных, характерных для всей мировой религии ислама, еще и национальные традиции и ценности. Все это способствует стабильности мусульманства как религии и даже усилению тенденции к ее расширению. Религиозные идеологии рождают собственные политические доктрины, преследуя не столько духовные, сколько светские, земные интересы: расширить свое конфессиональное влияние и приобрести больше возможностей для утилитарного обогащения. Из исторического прошлого известна доктрина католической церкви о «защите гроба господнего», которая осуществлялась в ХI – XII столетиях посредством привлечения из стран Европы многих тысяч рыцарей для крестовых походов в Палестину. Эти походы сопровождались кровавым разбоем и беззастенчивым грабежом. Не меньше беды и горя славянским и прибалтийским народам принесло стремление Ватикана «приобщить» эти народы к святой католической церкви. На протяжении ХIII – XIV веков крестоносцы огнем и мечом «приобщали» к католицизму язычников – прибалтов и православных белорусов. Наконец, выдающаяся победа наших предков в Грюнвальдской битве в 1410 году остановила эту агрессивную экспансию. Затем длительное время католический костел активно способствовал ополячиванию белорусов. Русская православная церковь была вдохновителем и покровителем великодержавных устремлений. Московского централизованного по восточным принципам деспотического государства, Именно она в ХVI веке предложила идею величать это государство «третьим Римом». На присоединенных к России территориях российские православные священники внесли очень весомую лепту в процесс русификации населения, особенно в Беларуси. От мусульманской религии исходит доктрина «мир для правоверных», которую стремится реализовать наиболее воинственная и фанатичная часть верующих мусульман под руководством ортодоксальной ветви этой конфессии – ваххабитов. Об этом свидетельствуют события в Афганистане, Чечне и других местах. В современных условиях многие религии, а точнее их догматы, наряду с марксизмом и фашизмом, стали своеобразным источником для теоретического обоснования такого распространенного в мире явления, как экстремизм. Понятие «экстремизм» исходит от латинского слова «естремус» (крайний). Оно означает крайние взгляды, крайние поступки и действия, превышающие необходимые меры, доходящие даже до абсурда. Политический экстремизм (или крайний радикализм) может быть присущ как личностям, так и группам, партиям, движениям и государством. Ему сво
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.019 с.) |