Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Политика как объект и предмет политологии.

Поиск

Введение

В условиях трансформирующегося общества большое значение приобретают политические знания. Не случайно, в соответствии с программой Совета Европы, среди пяти основных компетенций, которые должны приобрести молодые европейцы, на первое место поставлены политические и социальные компетенции.

Политические знания сегодня нужны любому человеку, в том числе студентам, будущим врачам. Существует весьма расхожее мнение, особенно у медиков: «медицина вне политики, медицина нейтральна, врачу, медицинскому работнику политика не нужна. Он сможет лечить больных в любых политических условиях, при любом политическом режиме и не взирая на политические взгляды и пристрастия больных». Подобное может заявить практически любой представитель массовых профессий: учитель – «моя задача учить детей грамоте, воспитывать, сеять доброе и вечное»; инженер – «строить дома, машины, создавать новые красивые вещи» и т.д. Получается, что всему населению, как и медику, политика, политические знания не нужны. Подобные суждения не правильны. В таких рассуждениях забывается главное – какой бы узкой сферой деятельности человек не занимался, он является гражданином определенного государства и в той или иной мере участвует в политической жизни в качестве избирателя, депутата, руководителя. Без политических знаний он может стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования со стороны более активных политических сил.

Помимо этого, медицина является объектом и субъектом политики. Как объект политики, она создается государством, другими политическими силами, как система, которая имеет экономические, социальные и политические функции. Они выражаются в том, чтобы охранять и защищать здоровье людей, возвращать их в трудовой процесс. Как субъект политики, медицина выполняет исполнительную роль, являясь частью государственного аппарата, а врачи – государственными служащими. Нельзя забывать и того, что именно политика определяет структуру, формы и направления развития медицины, осуществляет ее финансирование в тех или иных объемах.

Медицина, как часть государственной структуры, имеет свою управленческую систему отношений, подчинения, свою структурную иерархию. В ней господствует определенный режим власти, который почти всегда носит политический характер. Медицинская структура управления параллельна политической структуре и имеет свою медицинскую элиту, бюрократию, систему взаимоотношений. Все это предполагает понимание и знание сущности политики, политических отношений.

В Беларуси все большее распространение получают болезни, обусловленные условиями жизни – сердечно-сосудистые, онкологические, психические, травмы и другие. Улучшить здоровье населения можно только путем параллельного развития медицины и проведения широкой профилактической и санитарно-просветительной работы, совершенствования образа жизни. Реализация этого также требует глубоких политических знаний.

Политические знания нужны и для более полного осознания одного из главных принципов врачебной деятельности – «не навреди». Чудовищные эксперименты над людьми гитлеровских врачей, злоупотребления психиатрией в политических целях в Советском Союзе и многие другие примеры переплетения медицины и политики в этом плане весьма показательны.

В целом политические знания, изучение политологии помогут студенческой молодежи формироваться как личности, ориентироваться в сложной обстановке, сделать сознательный выбор, принимать правильные управленческие решения и занять достойную гражданскую позицию. Сознательное участие в политической жизни – высокая цель и характерная черта демократического общества.

Предлагаемый курс лекций написан в соответствии с государственным стандартом и отражает действительность. Он поможет приобрести политические знания, необходимые каждому гражданину, тем более специалисту с высшим медицинским образованием.

Данный курс лекций является первой частью учебно-методического комплекса по политологии.


Нормативный или нормативно-оценочный метод исходит из этических ценностей и норм, выяснения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения блага, свободы, справедливости, ориентирует на разработку идеала политического устройства, строительство в соответствие с ним политических институтов и политического поведения.

Функциональный метод, напротив, абстрагируется от этической оценки политики и основывается на изучении реальной политики, позитивистской ориентации исследований. Одним из первых этот метод применил Макиавелли, отказавшись от религиозных догм и нормативных оценок при изучении политических явлений и указавший на необходимость исследования реальной жизни во всем ее многообразии и противоречивости.

Институциональный метод упор делает на изучение политических институтов, в рамках которых проводится политика и осуществляется власть, развертывается политическая деятельность государства, политических партий, правительственных и неправительственных организаций и объединений, реализуются различные политические программы и законодательные правовые акты.

Антропологические и психологические методы ориентируют на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств личности, черт характера, бессознательных психологических процессов и мотиваций человеческого поведения, участия в политике.

Диалектический метод исходит из всестороннего и динамичного развертывания политической жизни, важности выявления противоречий как источника развития в политическом процессе. В советский период он рассматривался как основной метод научных исследований. С ним тесно связан деятельный метод, который анализирует политику как специфический вид социальной деятельности, имеющей циклические стадии развития.

Исторический метод давно применяется в политологии. Он предполагает изучение политических событий в их последовательном временном свершении, выяснение связей взаимозависимости и повторяемости акцентов в политике прошлого, настоящего и будущего.

Наконец, сравнительный метод на основе сопоставления однотипных политических явлений и событий, способов и приемов политической деятельности, властных решений позволяет выявлять их общие черты и специфику, находить наиболее эффективные формы и пути решения политических проблем.

Что касается новых, современных методов – бихевиористского, системного и структурного функционализма, использующихся в политологии, то они рассматривают политику как некую целостную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных структурных элементов и пытаются выявить эти взаимосвязи и роли субъектов в политической реальной жизни, включая поведение отдельных личностей и групп (бихевиоризм).

К эмпирическим методам научного изучения политики относятся: статистический анализ, изучение политических документов, социальные эксперименты, анкетный опрос, интервьюирование, наблюдение, контент-анализ, рейтинговые голосования. Именно они дают возможность получать разностороннюю политическую информацию, выявлять политические пристрастия и настроения людей. Их характеристика излагается в курсе прикладной социологии.

Политология, как наука и учебная дисциплина, выполняет в обществе ряд важных функций. Они носят теоретико-познавательный и прагматический характер. Основными из них являются: описательная (дискриптивная), объяснительно-аналитическая, прогностическая, инструментальная и идеологическая.

Описательная (дискриптивная) функция в политологии связана с поиском и описанием политических фактов, явлений и субъектов реальной политической действительности, признанием их истинными, объективно существующими или иллюзорными.

Объяснительно-аналитическая функцияполитологии отвечает на вопрос: как и почему возникли данные политические факты, каковы принципы их возникновения, основные признаки, свойства, сущность политических событий и явлений.

Прогностическая функция политологии позволяет предвидеть политические события в будущем, прогнозировать развитие политической реальности и ее последствия, строить прогностические политические гипотезы.

Инструментальная функция политологии отвечает на вопрос: какие надо предпринимать действия, принять решения, чтобы достичь желаемого результата в политике. Иными словами, как, какими инструментами, способами, правилами поведения и действия можно реализовать политический прогноз.

Идеологическая функция политологии, хотя и остается предметом острых споров, тем не менее используется в научных исследованиях. Она отвечает на вопрос: к каким целям надо стремиться и какие ценности стоит реализовать в реальной политике. Совершенно понятно, что они в разных политических системах разнообразны и противоречивы, вызывают идеологические споры и столкновения. Но в современном мире они должны разрешаться на научной основе, с учетом как общечеловеческих, так и реальных национальных, классовых групповых и индивидуальных интересов людей.


К о н в е р с и я

 

 

Вход политическая выход

Система


       
   
 

 


граждане

(население)

республики

    Связующие механизмы: выборы, референдумы, партии, общественные организации, СМИ, ре- лигиозные объединения Центры принятия решений: Президент, Парламент, Правительство, суды, силовые органы, административно упра- ческий аппарат Публичная поли- тика центра, принятие решений: - законы - указы - постановления - награды - полемика - силовые акты и т.д.

 

Из схемы видно, что сигналы от граждан прямо через систему выборов, наказов, обращений, акций протестов и других форм или объединения населения поступают в политическую систему (центры принятия решений) и возвращаются в общество в виде решений, других актов, оказывают влияние на общество и опять возвращаются в виде ответственной реакции и т.д.

В политической литературе существуют другие подходы к выделению функций политических систем. В частности, выделяют внутрисистемные и внесистемные функции.

К внутрисистемным относят – координационную (связанную с определением места каждого элемента в политической системе, поддержанием связи между ними), воспитательную (связанную с созданием системы воспитания).

Внесистемные функции – это функция политического представительства, интеграции, регулятивная, коммуникативная и другие.

В политической литературе Беларуси в большинстве источников функции политической системы определяются более обобщенно, исходят из институционального подхода и не разделяются на входящие и выходящие. Называются такие функции, как:

– определение целей и задач общества на ближайший период и перспективу;

– организация всех систем общественной жизни (экономики, здравоохранения);

– мобилизация материальных, финансовых и людских ресурсов на выполнение намеченных целей и задач;

– управление и регулирование деятельностью всех государственных и общественных процессов;

– распределение материальных и духовных ресурсов общества;

– обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности страны;

– воспитание, формирование политической культуры, сознания масс, приобщение их к управлению;

– контроль.

В подобных функциях, по сути, выражается все то, чем занимается политическая система – руководство, управление, контроль. Однако в этих функциях не находят отражение функции окружающей среды (населения, социальных групп и их лобби, общественные организации).

Функции политической системы не являются неизменными. Они развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. С изменением экономических и социальных отношений изменяются и политические отношения, модифицируется политическая система, ее функции.

ІІІ. Политическая сестема Республики Беларусь, как самостаятельного государства, развивалась в два этапа. Первый этап связан с советским периодом, второй с перестройкой, со становлением независимого белорусского государства.

Для политической системы советского периода, когда республика входила в состав СССР, было характерно ограничение властных полномочий всех элементов системы. Большинство вопросов государственного управления, властных полномочий решались союзными органами в Москве. В стране доминировала одна политическая партия – КПСС, которая выполняла функции государства в государстве, срослась с государственным аппаратом и тем самым подавляла политическую активность других компонентов политической системы, отчуждала народ от власти. Вся политическая система была подчинена одной марксистско-ленинской идеологии, идеям строительства социализма и коммунизма в ущерб реальности. Осуществление этих идей сопровождалось ограничением демократических прав и свобод населения (ограничениям подвергались даже дети), достигалось жестокими методами – массовыми репрессиями, насилием и принуждением, высылками белорусов в районы Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и другие.

Политической системе Беларуси советского периода было присуще:

– отсутствие реального разделения властей, все вопросы решались одной партией;

– институты представительной власти (парламент, Советы) носили формальный характер, выполняли функции статистов, по принципу “одобрямс”;

– главную роль в организации и управлении играл партийно-государственный аппарат, а не избираемые народом органы власти;

– демократические выборы, как институт формирования органов власти, отсутствовали, подменялись голосованием за единственного кандидата, определенного КПСС – КПБ;

– отсутствие политического плюрализма – многопартийности, конкурирующих средств массовой информации и т.д.;

– права граждан, закрепленные в Конституциях, носили формальный характер, всячески ограничивались (например, право на выезд, на получение информации и многое другое), отсутствовал механизм их реализации;

– отсутствие Конституционного надзора за соблюдением законодательства, их соответствия мировым стандартам;

– отсутствие внутрипартийной, профсоюзной, комсомольской и т.д. демократии, все вопросы решались центральными органами и многое другое.

Отмечая подобные недостатки, вместе с этим не следует отрицать и социальные завоевания советской политической системы – создание мощного экономического фундамента, бесплатное и общедоступное образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и другие.

Приход к власти Горбачева М.С. в 1985 г. и в особенности, решения ХIХ партийной конференции КПСС в 1987 году положили начало реформированию политической системы СССР и Беларуси.

В Беларуси ускорению этого процесса способствовало обретение нашей республикой суверенитета и независимости. В процессе реформирования политической системы были реконструированы старые и созданы новые институты политической власти – введен пост всенародно избираемого Президента, создан Конституционный суд, реформированы и расширены полномочия парламента и т.д.

Созданы условия для более полного учета интересов граждан, расширения социальной среды на входе и выходе политической системы. Этому содействовали – принятие новой Конституции РБ, введение многомандатной системы выборов и многопартийности, практики проведения референдумов.

Конституция провозглашает Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством. Органы государственной власти в ней осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В стране конституционно признается и обеспечивается система местного самоуправления, утверждается многообразие идеологий и мнений, расширены рамки гласности.

Политические партии, общественные организации и союзы, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, имеют право участвовать в выборах, в выдвижении своих представителей в выборные органы.

В республике устанавливается принцип верховенства права, возросла политическая культура, все более демократичным становится сознание. Происходят процессы, свидетельствующие о демократизации политической системы, ее модернизации.

Вместе с отмеченными положительными тенденциями развития политической системы нашей страны, имеется еще много проблем, трудностей, многие социальные проблемы обострились, приобрели конфликтный характер, возникли новые. К их числу следует отнести необходимость более четкого разделения властей, повышения роли парламента, формирования механизмов включения политических партий в систему власти, создания более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой, совершенствования отношений государства с частным предпринимательством, повышение уровня правовой и политической культуры. Важной задачей является углубление процесса формирования правового государства и гражданского общества. Особое значение в современных условиях приобретают формы взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Самой важной политико-правовой целью и задачей для политической системы Республики Беларусь является обеспечение самостоятельности государства, создание условий для дальнейшего развития демократии. Эта цель должна достигаться наряду с созданием достойного уровня жизни каждого члена общества, как основы его свободы, социальной активности.

Решение данных проблем возможно на основе расширения и конкретизации функций, полномочий компонентов политической системы, расширения прав и свобод граждан, углубления экономической реформы и создание многоукладной экономики, обеспечения гарантий их реализации. Теснейшим образом совершенствование политической системы связано с повышением компетенции и значения местных органов управления по обеспечению экономического и социального развития регионов.

Осуществление обозначенных вопросов приведут к образованию нового динамического типа политической системы, качественно новой системы с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью, действующими демократическими правовыми нормами. Совершенствование политической системы Республики Беларусь продолжается.

 

Тема 5. Политические режимы .

1. Политический режим: понятие, критерии определения его сущности.

2. Классификация политических режимов и их характеристика.

 

І. Понятие «политический режим» получило распространение в западной обществоведческой литературе в середине ХХ столетия. Однако до настоящего времени многие стороны этой проблемы остаются объектом теоретических споров как зарубежных, так и отечественных политологов. Одни из них рассматривают политический режим как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти. Другие дают расширительное толкование, отождествляя его с политической системой общества. Третьи вообще разводят эти понятия достаточно далеко одно от другого. Между тем все эти категории тесно связаны между собой, помогают лучше усвоить сущность и назначение каждой из них, но не сводятся, не подменяют друг друга.

Политический режим представляет собой не только способ функционирования политической системы, но и отражает характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Поэтому дать однозначное, универсальное определение политического режима достаточно сложно. В нашей учебной литературе общепринятыми являются следующие понятия.

Политический режим (от лат. regimen – управление) – это система методов, способов и средств осуществления государственной власти, отражающая состояние политических прав и свобод, отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим – это совокупность способов функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества.

В зависимости от того, как взаимосвязаны основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.

Среди западных политологов наиболее распространенным является определение, данное французским ученым Ж.-Л. Кермонном. Политический режим – это совокупность элементов идеологического, конституционного и социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

Политический режим характеризуется рядом критериев, которые отражают состояние политической жизни общества, определяют его сущность и тип в каждом конкретном государстве. Политический режим определяется следующими критериями:

1. Полномочия главы государства, его функции и роль в системе политического руководства, характер политического лидерства.

2. Порядок, способы и механизмы формирования политической власти, прежде всего представительной, а также степень участия в ней народных масс.

3. Характеристика реальных механизмов осуществления политической власти и степень контроля за ней со стороны общества.

4. Взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, между её центральными и местными органами.

5. Роль и значение политической идеологии в жизни общества.

6. Мера политического плюрализма, наличие многопартийности. Положение, влияние и условия деятельности политических партий. Учет интересов меньшинства при принятии политических решений, наличие оппозиции.

7. Место и роль неполитических и негосударственных организаций и структур в политической системе общества.

8. Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства.

9. Состояние и гарантии прав и свобод личности, степень реализации ее правового статуса.

10. Политический и юридический статус органов подавления, т.н. силовых структур государства (армии, полиции, госбезопасности).

11. Положение средств массовой информации, уровень гласности в обществе, «прозрачность» деятельности госаппарата.

12. Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни, наличие реальных механизмов привлечения к ответственности должностных лиц, включая высших.

Таким образом, политический режим непосредственно связан с тем или иным соотношением диктатуры и демократии, включает такой показатель, как уровень и фактическая реализация прав и свобод граждан.

Поэтому политические режимы условно делят на демократические и недемократические, а последние на авторитарные и тоталитарные. Все они в «чистом» виде бывают довольно редко, чаще всего сочетают в себе черты нескольких из них, в основном смежных.

Для определения политического режима в какой – либо стране необходимо сопоставить её конституционные, официальные нормы с реальной политической жизнью, провозглашенные цели – с действительной практикой.

Известно, что различные типы политических режимов стихийно не возникают в тех или иных странах. Они зависят от множества слагаемых, как объективных, так и субъективных:

a) от целей и задач, какие ставят перед собой господствующие в обществе социальные силы и их политические партии;

б) от идеологической направленности господствующих социальных сил и их организаций;

в) от соотношения и остроты борьбы в обществе между различными социальными слоями;

г) от экономического положения страны, уровня её развития (Германия 30-х г., Россия 20-х гг. ХХ ст.);

д) от политического сознания граждан, их политической культуры, исторических традиций;

е) от географического размещения стран, её международного положения, целей и задач проводимой внешней политики и др.

Значительное воздействие на установление того или иного режима оказывает тип, форма правления государства, особенности её функционирования, сложившаяся в нём партийная система. Однако в политической практике есть немало примеров несовпадения режима и формы правления. Так, Куба, Северная Корея, Ирак при Хусейне, являясь республиками по форме правления, где высшие органы власти выборные, по содержанию политического режима – авторитарные. И наоборот, такие государства, как Бельгия Голландия, Дания и др., по форме – типичные, парламентские монархии, а по режиму правления – демократические.

II. Наиболее распространенной типологией политических режимов является их деление по степени увеличения прав и свобод личности: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый) – это государственно-политическое устройство, при котором осуществляется полный контроль со стороны государства над личностью и обществом во всех сферах жизнедеятельности.

До настоящего времени среди политологов отсутствует единое мнение о том, когда возник тоталитаризм. Одни считают историческим прототипом тоталитарных режимов восточные и европейские деспотии, другие ­– проявлением индустриальной эпохи, третьи – социально-историческим феноменом исключительно ХХ века, возникшего на почве т.н. массового общества в определённых кризисных ситуациях, вызванных войной, революцией или иными потрясениями.

Политической реальностью, на наш взгляд, тоталитаризм становится именно в ХХ веке – с появлением новых средств массовой информации, пропаганды и коммуникаций, создающих дополнительные возможности для системы всеобъемлющего контроля за жизнью общества. Впервые понятие «тоталитаризм» было введено Муссолини в середине 20-х годов ХХ ст. Для обозначения зарождавшегося в Италии фашизма (от итал. fascismo – связка, объединение), названного «тотальной концепцией жизни». Его идеологи считали, что целью их политики является обеспечение единства личности, партии и государства во имя достижения высшей, национальной идеи. Но среди антифашистов термин «тоталитарный режим» сразу же приобрёл негативный смысл, став синонимом понятий «репрессивный», «антидемократический».

В политической литературе Запада это понятие появилось в 30е г. ХХ в. – сначала для характеристики итальянского фашизма и германского нацизма, а затем и сталинского коммунизма в России.

Научной же концепцией этот термин был назван в 1952 г. на политологическом симпозиуме в США. Здесь тоталитаризм был определён, как закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие – от воспитания детей до производства и распределения товаров – направляется и контролируется из единого центра.

Значительный вклад в научное понимание тоталитарного режима внесли такие политологи, как Р. Арон, Х. Арендт, З. Бжезинский, Дж. Талтон, К. Фридрих, Ф. Хайек и др.

Тоталитарный режим достаточно сложен для понимания, для описания его характеристик – не только политического, но и психологического перерождения общества. В бывших социалистических странах, в т.ч. и в Республике Беларусь, эта проблема до начала 90х годов не изучалась вообще. Определение понятия этого режима в политологических словарях различных стран мира до сих пор не является общепринятым, как это имеет место в отношении авторитаризма и демократии.

Так, немецкий энциклопедический словарь даёт определение тоталитаризма, как крайней формы возвышения тенденции к централизации, унификации и одностороннего регламентирования всей политической, общественной и духовной жизни.

Английская энциклопедия (Британика) пишет: тоталитарное государство – выражение, используемое по отношению к нацистскому правительству в Германии, к фашистскому в Италии и к коммунистическому в России, в которых существует полная централизация контроля. В тоталитарных государствах политические партии уничтожены или «координированы» в составе одной из них, а конфликт между классами скрывается подчёркиванием органического единства в государстве.

Понятие тоталитаризма употреблялось и в СССР, но только применительно к западным странам. «Тоталитарное государство, – сказано в Большой советской энциклопедии, – разновидность буржуазного государства с открытой террористической диктатурой наиболее реакционных империалистических элементов. Тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и фашистская Италия».

Таким образом, тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабами централизации, унификации и односторонней регламентации всей жизни общества.

Несмотря на значительное разнообразие тоталитарных режимов (фашизм, нацизм, сталинизм и др.), им присущи общие, универсальные характеристики, предложенные рядом вышеназванных ученых.

1. Монополия на власть единственной политической партии, возглавляемой лидером – вождем. Эта партия поглощает гражданское общество, и, как правило, её высшие органы либо подчиняют себе госаппарат, либо полностью сливаются с ним. Она организована по иерархическому, олигархическому принципу: от лидера – к массам, а не наоборот. Оппозиционные партии и объединения запрещены, полное отчуждение граждан от политического процесса (при некотором использовании псевдодемократических форм).

2. Господство одной идеологии, разрабатываемой высшими органами руководящей партии и внедряемой в массовое сознание всего общества. Как правило, в основе такой идеологии лежат утопические теории, олицетворяющие собой извечную мечту человека о лучшей жизни, о более совершенном и благополучном общественном устройстве.

Монополия на идеологию пронизывает всю систему властных отношений сверху до низу: от главы государства и партии – до самых низших звеньев власти и ячеек общества. Идеология фактически превращается в своего рода государственную религию (национал-социализм, марксизм, маоизм, чучхеизм и др.) со своим «священным писанием» («Майн кампф» Гитлера, Краткий курс ВКП (б) Сталина), со своими пророками (вождями, дуче, фюрерами), возникает культ личности. Малейшее инакомыслие подавляется. «Тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда прежде не могли и вообразить, – писал Дж. Оруэлл по этому поводу, –...Его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать, даже допускать определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать... «Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки».

3. Исключительное право государства и руководящей партии на средства массовой информации и пропаганды своей идеологии, на убеждения, а также на силовое воздействие, полный контроль над вооруженными силами, попирание законов и конституции. С помощью СМИ и разветвленного аппарата репрессий, используя тотальный террор и запугивание населения, власть осуществляет идеологическую обработку народа, манипулирует массовым сознанием в своих целях.

4. Монопольный контроль партгосаппарата над экономикой и большинством видов профессиональной деятельности, их централизованное управление. Высокая степень милитаризации всех сфер общественной жизни, но, прежде всего, производства. Ликвидация почти всех форм негосударственной собственности.

Известно, что свобода политическая, свобода личности вообще, невозможна без свободы экономической, без права на частную собственность. Там, где единственный собственник – ­ государство или ряд подконтрольных ему частных предприятий – не может быть и речи о свободном политическом, духовном или каком-либо ином волеизъявлении людей.

5. Осуществление тотального контроля над личной жизнью человека. Кроме контроля государства над политикой, экономикой, наукой, искусством, моралью и т.д., имеет место вмешательство в частную жизнь, подавление прав и свобод личности.

Тоталитаризм даже медицину поставил себе на службу. В созданных Гитлером концентрационных лагерях (Дахау, Равенсбрюк и др.) фашистские врачи проводили бесчеловечные «медицинские опыты» над живыми людьми. Советский режим создал карательную медицину для расправы с инакомыслящими. Еще в 1920 году в психиатрическую больницу была помещена левоэсерка М. Стеридонова. Сумасшествием назвал Ленин предложение своего соратника Г. Чичерина в 1922 году включении в Советы всех слоев населения, в том числе и мелких предпринимателей. И предложил Молотову тотчас «насильно сослать его в санаторий». Но всего год спустя больной Ленин сам оказался под домашним арестом. На заседании Политбюро Зиновьев сказал, что «Владимир Ильич, кажется, сошел с ума...». Позже через домашний арест и психиатрические больницы прошли тысячи диссидентов. Услужливая советская психиатрия стала неотъемлемой частью всех политических процессов. Всесоюзное общество психиатров СССР было изгнано из Всемирной психиатрической ассоциации за профессиональные злоупотребления, за объявление душевнобольными инакомыслящих, правозащитников.

Тоталитарная власть нуждается в постоянной демонстрации своих успехов, а поскольку провалов зачастую больше, то неуспехи сводятся к проискам «врагов народа». Здесь действует давно известный принцип: кто не с нами, значит, тот против нас. Сфера допустимого для человека: запрещено всё, кроме того, что приказано.

Известно, что никакая идеология не способна укорениться в сознании людей, если для этого не созрели соответствующие условия. Для появления тоталитаризма такими условиями становятся мировые войны, социально-экономические и политические кризисы, а также отсутствие демократических традиций в отдельных странах. Первая мировая война явилась тем международным фактором, без которого не было бы большевистской революции, – справедливо отмечал немецкий историк Ф. Боркенау, – точно так же мировой экономический кризис способствовал немецкой революции, приходу нацистов к власти.

Социальной опорой тоталитарного режима являются люмпенизированные слои населения, выброшенные из своей среды маргиналы, увеличение численности которых и вызвано этими серьёзными общественными потрясениями. В результате происходит объединение маргинальных слоёв вокруг политических сил экстремистской ориентации, призывающих к скорому и радикал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.015 с.)