Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные подходы и течения в практике исторических исследований.

Поиск

Глобальная история (world history), как попытка преодоления ограниченности национально-государственных историй и выработки целостной всемирной истории, а не суммы частных истории. Гносеологические основы глобальной истории. Концепция глобальной истории Ф. Броделя и новая концепция универсальной истории человечества. Возможность «взгляда с периферии» и сравнительного анализа процессов. Опора на представление о структурной когерентности мирового исторического процесса и взаимозависимости всех его локальных акторов, учет многообразия и различий. Проблемы миграций, мобилизующей роли этнического самосознания, экологии, энергетики в парадигме глобальной истории. История России в современных концепциях глобальной истории.

Антропологическая история (историческая антропология), использование ее подходов к изучению отечественной истории. Формирование антропологической истории как направления исторической науки. Задача синтеза всей исторической действительности в фокусе человеческого сознания. Понятие инаковости и диалога культур. Понятие ментальности. Перенесение центра тяжести исследований с групп на индивида. Переход от объяснительных моделей исторических изменений к моделям многофакторным. Социально-культурный контекст. Неоднозначность функциональных связей. Формы человеческой активности, индивидуального и коллективного поведения. Коллективная и индивидуальная психология как неотъемлемая часть исторического процесса. Изучение обычаев, ценностей, представлений, верований всех социальных классов и групп общества. Менталитет как единство сознательного и бессознательного: противоречивость современных подходов. Диалектика индивидуальных и коллективных ментальностей как ключевая проблема ментальной истории.

История повседневности: основные концепции и их реализация отечественными и зарубежными авторами при исследовании истории России. Теория повседневности. Использование макро- и микроподходов в исследовании истории повседневности.

Особенности источниковой базы исследований по истории повседневности. Структуры (матрицы) повседневности: социально-экономические отношения, ценности, структуры материальная среда, социальная стратификация, культура, занятия, девиантное поведение и др. Культура повседневности и специализированные формы культуры: наука, искусство, религия, философия, политика, право, мораль. Интегрирующие свойства культуры повседневности. Национальное своеобразие, провинциальный аспект и общечеловеческий характер в истории повседневности. Нормативное и инновационное в повседневности, коллективное и индивидуальное.

Устная история.Устная история как научное и социальное явление современности. Устная история как неинституированная память общества, попытка преодолеть государственную запрет. Институализация устной истории на дисциплинарном уровне. Школы и направления устной истории в современном гуманитарном знании, интеграция дисциплинарных подходов: история, социология, психология, пара- и социолингвистика, антропология культурная и социальная, политология, аксиология. Устная история и традиционная историческая наука - не "вместо", а "вместе". Презумпция существования устной истории как составляющей "summa culturae". Статус устной истории в отечественной исторической науке. Терминология и методология дисциплины.Типология устной истории.Устная история как метод новейшей истории, истории повседневности, исторической антропологии и исторической психологии. Роль устной истории в создании коллективной и индивидуальной идентичности. Роль социального контекста для устной истории. Отражение гендерных, этнических и политических проблем в устных свидетельствах.Теории и методика "инициативного документирования" - создания источников устной истории. Проблема сопрягаемости информации: «история как прожита» и «история как записана». Значение устной истории и источников устного происхождения для познания отечественной истории.

Интеллектуальная история, применение ее подходов в современной отечественной историографии. Интеллектуальная история как история интеллектуалов, которые создавали, обсуждали и пропагандировали идеи. Артур Лавджой. Интеллектуальная история как субдисциплина. Изучение идей через культуру, биографию и социокультурное окружение. Социокультурная детерминация областей интеллектуальной истории - истории знаний, истории науки и дисциплинарной истории. Постмодернизм и поиски новой интеллектуальной истории. Оппозиции: «ученое» и «народное», производство и потребление идей, реальность и репрезентация идей. Научный нарратив, его компоненты, стилистика, типы, особенности высказывания, терминология. Особенности национальных историографий в способах концептуализации интеллектуальной истории.

Гендерная история как составная часть отечественной исторической науки. Гендерная история и история женщин: соотношение понятий. История женщин в контексте истории общества. Синтетическая (системная) модель гендера Джоан Скотт. Тенденция интеграции «истории женщин» в пространство всеобщей истории. Проблема соотношения приватного и публичного в гендерной истории. Массовое, обыденное и нормативное представление о гендерных ролях и представлениях. Роль гендера в распределении властных полномочий. Вопрос о сексуальном контроле и сексуальном поведении в гендерной истории. «История мужчин». Гендерная проблематика в контексте отечественной политической, социальной, культурной и интеллектуальной истории.

История детства как проблема в зарубежной и отечественной историографии. Социальный, антропологический и культурный контекст истории детства. Основные подходы и методы изучения истории детства.

Локальная и региональная история: проблемы и перспективы развития. «Новая локальная история». Структуры «коллективной биографии» локальной общности. Основные подходы к исследованию человеческих общностей: со стороны индивида и со стороны социальной среды. Междисциплинарность в локальной истории. Изучение проблем локальной истории в зарубежной и российской историографии. Соотношение понятий локальная и региональная история

Региональное направление в современной науке и политике. Региональная история как способ мобилизации исторической памяти и как инструмент научно-исторического познания. Региональный подход в историографии и исторической географии. Определения понятия «регион»: онтологическое, конвенцианалистское, социально-психологическое. Системная концепция: отношение «центр-периферия». Механизмы регионального развития: основные параметры и их взаимодействие. Централизация и децентрализация: функциональная составляющая социальной динамики региона. Конструирование образа региона: формирование, восприятие, функционирование. Понятие региональной идентичности. Вклад российских научных школ в изучение региональной истории. Перспективы регионального уровня исследования российской истории.

Микроистория как наука об индивидуальном и уникальном в истории. Методологический кризис 1960-1970-х гг. и поиски выхода из него. Итальянская школа микроистории. Д. Леви. К. Гинзбург. Ж. Ревель. Характерные черты микроисторического подхода и его многообразие. Микроанализ в «новой социальной истории». Проблема соотношения микро- и макроистории, важность исторического контекста для связи микро- и макроистории. «Казус», изучение индивидуального и уникального в зарубежной и отечественной истории. Ю.Л. Бессмертный. Микроисследование как способ учесть все документальные свидетельства, относящиеся к изучаемому вопросу, и отражения индивидуальности объекта исследования. Направления микроистории: историкодемографеское, микроэкономическое, ментальное. Специфика статистических микроданных. Микроисторические исследования по отечественной истории.

Историческая биография и персональная история. Социально-ориентированная биографическая история. Двусмысленность «case study». Биография как особый синтетический жанр. Феномен «биографической иллюзии» (П. Бурдье). Проблема самовосприятия и неповторимости (М. Мосс). Фрагментарность индивидуальной биографии. Биографические исследования в отечественной истории.

Семейная история.«Новая научная история» и расширение тематики частной жизни: история семьи, сексуальности и т.д. Выделение истории семьи в качестве самостоятельной дисциплины. От истории домохозяйства к вопросам внутрисемейных отношений. Комплексный подход: изучение брака, деторождения, воспитания детей, старения и смертности ее членов. Семейные стратегии поведения (П. Бурдье). Связь семейной истории и социальных изменений (М. Андерсен). Понятие «жизненного пути» (Т. Харевен). Теория жизненных переходов. Семейный цикл. Практика и перспективы исследований семьи и брака в отечественной истории.Проблемы генеалогических исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.43.228 (0.008 с.)