Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные подходы и течения в практике исторических исследований.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глобальная история (world history), как попытка преодоления ограниченности национально-государственных историй и выработки целостной всемирной истории, а не суммы частных истории. Гносеологические основы глобальной истории. Концепция глобальной истории Ф. Броделя и новая концепция универсальной истории человечества. Возможность «взгляда с периферии» и сравнительного анализа процессов. Опора на представление о структурной когерентности мирового исторического процесса и взаимозависимости всех его локальных акторов, учет многообразия и различий. Проблемы миграций, мобилизующей роли этнического самосознания, экологии, энергетики в парадигме глобальной истории. История России в современных концепциях глобальной истории. Антропологическая история (историческая антропология), использование ее подходов к изучению отечественной истории. Формирование антропологической истории как направления исторической науки. Задача синтеза всей исторической действительности в фокусе человеческого сознания. Понятие инаковости и диалога культур. Понятие ментальности. Перенесение центра тяжести исследований с групп на индивида. Переход от объяснительных моделей исторических изменений к моделям многофакторным. Социально-культурный контекст. Неоднозначность функциональных связей. Формы человеческой активности, индивидуального и коллективного поведения. Коллективная и индивидуальная психология как неотъемлемая часть исторического процесса. Изучение обычаев, ценностей, представлений, верований всех социальных классов и групп общества. Менталитет как единство сознательного и бессознательного: противоречивость современных подходов. Диалектика индивидуальных и коллективных ментальностей как ключевая проблема ментальной истории. История повседневности: основные концепции и их реализация отечественными и зарубежными авторами при исследовании истории России. Теория повседневности. Использование макро- и микроподходов в исследовании истории повседневности. Особенности источниковой базы исследований по истории повседневности. Структуры (матрицы) повседневности: социально-экономические отношения, ценности, структуры материальная среда, социальная стратификация, культура, занятия, девиантное поведение и др. Культура повседневности и специализированные формы культуры: наука, искусство, религия, философия, политика, право, мораль. Интегрирующие свойства культуры повседневности. Национальное своеобразие, провинциальный аспект и общечеловеческий характер в истории повседневности. Нормативное и инновационное в повседневности, коллективное и индивидуальное. Устная история.Устная история как научное и социальное явление современности. Устная история как неинституированная память общества, попытка преодолеть государственную запрет. Институализация устной истории на дисциплинарном уровне. Школы и направления устной истории в современном гуманитарном знании, интеграция дисциплинарных подходов: история, социология, психология, пара- и социолингвистика, антропология культурная и социальная, политология, аксиология. Устная история и традиционная историческая наука - не "вместо", а "вместе". Презумпция существования устной истории как составляющей "summa culturae". Статус устной истории в отечественной исторической науке. Терминология и методология дисциплины.Типология устной истории.Устная история как метод новейшей истории, истории повседневности, исторической антропологии и исторической психологии. Роль устной истории в создании коллективной и индивидуальной идентичности. Роль социального контекста для устной истории. Отражение гендерных, этнических и политических проблем в устных свидетельствах.Теории и методика "инициативного документирования" - создания источников устной истории. Проблема сопрягаемости информации: «история как прожита» и «история как записана». Значение устной истории и источников устного происхождения для познания отечественной истории. Интеллектуальная история, применение ее подходов в современной отечественной историографии. Интеллектуальная история как история интеллектуалов, которые создавали, обсуждали и пропагандировали идеи. Артур Лавджой. Интеллектуальная история как субдисциплина. Изучение идей через культуру, биографию и социокультурное окружение. Социокультурная детерминация областей интеллектуальной истории - истории знаний, истории науки и дисциплинарной истории. Постмодернизм и поиски новой интеллектуальной истории. Оппозиции: «ученое» и «народное», производство и потребление идей, реальность и репрезентация идей. Научный нарратив, его компоненты, стилистика, типы, особенности высказывания, терминология. Особенности национальных историографий в способах концептуализации интеллектуальной истории. Гендерная история как составная часть отечественной исторической науки. Гендерная история и история женщин: соотношение понятий. История женщин в контексте истории общества. Синтетическая (системная) модель гендера Джоан Скотт. Тенденция интеграции «истории женщин» в пространство всеобщей истории. Проблема соотношения приватного и публичного в гендерной истории. Массовое, обыденное и нормативное представление о гендерных ролях и представлениях. Роль гендера в распределении властных полномочий. Вопрос о сексуальном контроле и сексуальном поведении в гендерной истории. «История мужчин». Гендерная проблематика в контексте отечественной политической, социальной, культурной и интеллектуальной истории. История детства как проблема в зарубежной и отечественной историографии. Социальный, антропологический и культурный контекст истории детства. Основные подходы и методы изучения истории детства. Локальная и региональная история: проблемы и перспективы развития. «Новая локальная история». Структуры «коллективной биографии» локальной общности. Основные подходы к исследованию человеческих общностей: со стороны индивида и со стороны социальной среды. Междисциплинарность в локальной истории. Изучение проблем локальной истории в зарубежной и российской историографии. Соотношение понятий локальная и региональная история Региональное направление в современной науке и политике. Региональная история как способ мобилизации исторической памяти и как инструмент научно-исторического познания. Региональный подход в историографии и исторической географии. Определения понятия «регион»: онтологическое, конвенцианалистское, социально-психологическое. Системная концепция: отношение «центр-периферия». Механизмы регионального развития: основные параметры и их взаимодействие. Централизация и децентрализация: функциональная составляющая социальной динамики региона. Конструирование образа региона: формирование, восприятие, функционирование. Понятие региональной идентичности. Вклад российских научных школ в изучение региональной истории. Перспективы регионального уровня исследования российской истории. Микроистория как наука об индивидуальном и уникальном в истории. Методологический кризис 1960-1970-х гг. и поиски выхода из него. Итальянская школа микроистории. Д. Леви. К. Гинзбург. Ж. Ревель. Характерные черты микроисторического подхода и его многообразие. Микроанализ в «новой социальной истории». Проблема соотношения микро- и макроистории, важность исторического контекста для связи микро- и макроистории. «Казус», изучение индивидуального и уникального в зарубежной и отечественной истории. Ю.Л. Бессмертный. Микроисследование как способ учесть все документальные свидетельства, относящиеся к изучаемому вопросу, и отражения индивидуальности объекта исследования. Направления микроистории: историкодемографеское, микроэкономическое, ментальное. Специфика статистических микроданных. Микроисторические исследования по отечественной истории. Историческая биография и персональная история. Социально-ориентированная биографическая история. Двусмысленность «case study». Биография как особый синтетический жанр. Феномен «биографической иллюзии» (П. Бурдье). Проблема самовосприятия и неповторимости (М. Мосс). Фрагментарность индивидуальной биографии. Биографические исследования в отечественной истории. Семейная история.«Новая научная история» и расширение тематики частной жизни: история семьи, сексуальности и т.д. Выделение истории семьи в качестве самостоятельной дисциплины. От истории домохозяйства к вопросам внутрисемейных отношений. Комплексный подход: изучение брака, деторождения, воспитания детей, старения и смертности ее членов. Семейные стратегии поведения (П. Бурдье). Связь семейной истории и социальных изменений (М. Андерсен). Понятие «жизненного пути» (Т. Харевен). Теория жизненных переходов. Семейный цикл. Практика и перспективы исследований семьи и брака в отечественной истории.Проблемы генеалогических исследований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.43.228 (0.008 с.) |