Программа государственного экзамена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа государственного экзамена.



Программа государственного экзамена.

«История»

Для государственной итоговой квалификационной аттестации выпускников

 

 

Направление подготовки 030600 «История»

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

 

Саратов, 2013


УДК

ББК

 

 

Составители:

Герман А.А. (Часть 3)

Гладышев А.В. (Общие положения; Часть 2)

Монахов С.Ю. (Часть 1)

 

 

Рекомендовано: Научно-методической комиссией ИИиМО СГУ

 

Программа государственного экзамена. «История». Для государственной итоговой квалификационной аттестации выпускников / Герман А.А., Гладышев А.В., Монахов С.Ю. – Саратов: Саратовский гос. ун-т, 2013. – 87 стр.

 

ISBN

 


 

Общие положения и методические рекомендации по подготовке к экзамену

 

Рекомендации по подготовке к экзамену

Начинать подготовку к экзамену следует с внимательного изучения Программы государственного экзамена по «Истории». Прочитайте настоящие методические рекомендации. Внимательно ознакомьтесь с содержанием разделов Программы. По каждому разделу просмотрите соответствующую учебную и научную литературу. Обратитесь к конспектам лекций, материалам самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, которые Вы готовили по каждой из дисциплин в ходе обучения в магистратуре. Сверьте разделы Программы государственного экзамена с разделами рабочих программ, изученных вами дисциплин. Ознакомьтесь со списком вопросов к экзамену.

Изучение (повторение) материала лучше осуществлять в хронологической последовательности без пропусков тем.

Прочитав раздел программы, запомните четко его содержание. Установите, к какой из изученных дисциплин этот раздел относится. При изучении отдельных вопросов рекомендуется подготовить план-конспект ответа на них. Начать работу лучше с первичного ознакомления с материалом, выделением главного. При этом необходимо отмечать логику, хронологическую последовательность событий, их взаимосвязь. Краткое конспектирование служит хорошим средством запоминания, поможет прочнее усвоить материал. Отдельные вопросы могут потребовать вторичного прочтения, осмысления.

В отдельных случаях при составлении плана-конспекта можно составлять тематические таблицы. Они помогают систематизировать материал, концентрировать внимание на главном, сравнивать различные факты, точки зрения, подходы. Пример - таблица «Школы в методологии истории»:

Название школы Основные представители Основные работы Ключевые положения
       

Материал лучше располагать в хронологическом порядке.

Особое внимание обратите на терминологический и понятийный аппарат. Учитывай различные варианты смыслового наполнения тех или иных терминов.

Заключительная часть в системе изучения материала - самопроверка. Используйте тесты и контрольные вопросы из соответствующих разделов рабочих программ дисциплин. Усвоив вопрос, постарайтесь кому-нибудь его рассказать, чтобы окончательно закрепить материал.

Экзаменационный билет включает в себя два вопроса из материала, предложенного программой. Каждый билет составлен при этом таким образом, чтобы проверить знания как по вопросам междисциплинарных методов, применяемых в истории и актуальных проблем исторической науки, так и по ключевым вопросам истории в целом.

Методика подготовки ответов

 

Выбрав билет, обратите внимание на формулировки вопросов. Вспомните, к какому разделу Программы они относятся.

Ответ на экзаменационный вопрос должен быть содержательным, четко структурированным, доказательным и аргументированным. Студент имеет право на самостоятельную оценку любого исторического события, может придерживаться любой из имеющихся в учебной и научной литературе точек зрения, однако при этом он обязан показать знание фактического материала по рассматриваемому вопросу и умение отстаивать свою позицию.

Постарайтесь не сбиваться на частности и детали, а акцентировать главное. Стремитесь раскрыть основное содержание разбираемого вопроса. Для правильного построения ответа экзаменуемому рекомендуется составить письменный план ответа и опирающийся на него краткий конспект. При этом следует обращать внимание на наиболее важные факты и тенденции. Придерживаясь этого плана, можно составить краткий конспект ответа. В конце ответа можно подвести общий итог. Подготовив ответ, перечитайте свой текст, внесите необходимые дополнения и уточнения.

Обратите внимание на четкое изложение основного фактического материала с указанием места, времени событий и явлений. Придерживайтесь хронологической последовательности; Выявляйте причинно-следственные связи, закономерности событий и явлений общественной жизни, сопоставляйте и сравнивайте фактический материал.

При этом обратите внимание, что при ответе на второй вопрос экзаменационного билета приветствуется характеристика степени его изученности в научной литературе с акцентированием наиболее дискуссионных и недостаточно изученных вопросов, изложение собственного видения проблемы. Так же следует иметь представление об источниках, на основании которых ведётся изучение данной проблематики. После историографически-источниковедческой характеристики можно переходить к развёрнутому ответу по существу поставленного вопроса.

По окончании ответа студента экзаменаторы могут задать уточняющие вопросы, связанными с проблематикой экзаменационного билета.


Часть 1

Истоки европейской цивилизации:

Европа и Западная Азия в древности.

Раздел 1.

 

Предмет и методы науки об истории древней Греции и Рима

Понятия «античный мир» и «античность». Предмет истории античного мира. Его географические и хронологические рамки. Стадиальный, формационный и цивилизационные подходы в изучении античного мира. Соотношение истории Древнего Востока и античного мира во всемирной истории. Античная цивилизация и окружающий «варварский мир». Уроки античной истории. Античность и современность. Место истории античного мира в системе современного исторического и гуманитарного образования.

Особенности источниковой базы истории Эллады и Рима в сравнении с историей Древнего Востока. Зарождение исторической науки в древней Греции. Греческая историография. Первые логографы. Гекатей Милетский. Геродот – «отец истории». Фукидид и его «История». Ксенофонт. Эфор. Полибий. Диодор. Плутарх и его «Параллельные биографии». Арриан.

Греческие мифы. Поэмы Гомера и Гесиода. Раннегреческая лирика. Великие трагики V в. до н. э. Речи ораторов. Платон и Аристотель. Страбон, Павсаний. Эпиграфические источники. «Корпус греческих надписей» и другие эпиграфические издания. Эпиграфика Северного Причерноморья. Корпусы надписей Северного Причерноморья (КБН, Ольвии, Херсонеса).

Греческие монеты как исторический источник. Основные издания по древнегреческой нумизматике. Археологические источники. Раскопки Шлимана и Эванса. Открытия в Пилосе. Раскопки в Олимпии, Эпидавре, Коринфе, Милете, Олинфе. Эллинистический Пергам. Раскопки греческих городов Северного Причерноморья (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др.). Изучение античной хоры. Значение подводной археологии для изучения истории и культуры Древней Греции.

 

Понятия «теория» и «метод» в современном

Антропологический поворот» в античной историографии

Последней четверти ХХ в.

Нарастающая фрагментация исторической науки. Резкое расширение предмета истории, круга источников и методов исследования. Появление новых субдисциплин и усложнение структуры исторической науки. Опасность того, что история может разбиться на отдельные субдисциплины. Смена исследовательской стратегии социальной истории с макроаналитической на микроаналитическую перспективу. «Человек в обществе» как объект изучения и конвергенция разных общественных наук. Трудности такого подхода. Поиски основы для реализации междисциплинарного подхода. Распространение методов культурной антропологии, социальной психологии, лингвистики в истории ментальности и народной культуры. Интерес к микроистории. «Возвращение» от внеличностных структур к индивиду, к анализу конкретных жизненных ситуаций. Возможность исторического синтеза. Попытка воссоздания истории общественного человека не как объекта, а как субъекта истории. Преимущества интердисциплинарной истории в образе исторической антропологии.

Историка-антиковеда

Понятие и виды истины (абсолютная, относительная, объективная, аналитическая и т.д.). Концепции истины (корреспондентская, авторитарная, прагматическая, когерентная и др.). Понятия «субъект», «субъективность». Виды субъективности (общечеловеческая, индивидуальная, позитивная, негативная и др.). Проблема объективности и субъективности историка. Зависимость историка от изучения не объекта, а оставленных им следов. Проблема интерпретации источников и выработка собственной рабочей гипотезы исследователя. Применение критерия истинности к античной нарративной традиции. Проблема исторической критики, исторического анализа и восприятия объектов и субъектов исследования.

Рецепция античности

Античный сюжет в мировой литературе. Европейский театр и причины обращения к античному сюжету. «Античные» драмы Шекспира. Классицистический театр Европы. Сюжет и принципы его эксплуатации в драматургии П. Корнеля и Ж. Расина. Античный сюжет у М.Ж. Шенье. Античный сюжет в «любовных» трагедиях и «трагедиях свободы» В. Альфьери. Немецкий просветительский классицизм И.В. Гёте. Античные мотивы в русской литературе XVIII в. Русская поэзия начала XIX в. и античное наследие. Специфика философского отражения античной мифологии и эпоса в классической русской прозе.

Причины возрастания интереса к античному сюжету в романистике XIX– нач. ХХ в. Г. Флобер. Р. Джованьоли. Г. Сенкевич. Г. Эберс. А. Франс. Э. Бульвер-Литтон. Ф. Ницше и новое истолкование античности в европейской культуре. Античные мотивы в русской лирике XIX в. Дискуссия о дионисийском и аполлоническом начале культуры и её отражение в русской поэзии «серебряного» века.

Античность в мировой художественной культуре. Новое «открытие» античности в эстетике и изобразительном искусстве Возрождения. Античность как эстетический образец. Античный сюжет в живописи французского классицизма. Эпоха барокко в живописи и античный сюжет. Академизм и его отношение к выбору античного сюжета. Ордерная система античной архитектуры и архитектура европейского классицизма. Античный сюжет в живописи русского классицизма. Академия художеств и её роль в сохранении традиции античного сюжета. Памятники русского архитектурного классицизма. Восприятие античной скульптуры как образцовой. Античный сюжет и античный типаж в мировой скульптуре.

В антиковедении

Понятие исторической реконструкции. Научные цели исторической реконструкции. Визуализация результатов реконструкции. Опыт исторических реконструкций: Тур Хейердал и путешествие аргонавтов.

Методы реконструкций в археологии. Восстановление данных на основе сохранившихся фрагментов и имеющейся исторической информации о них. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта. Реконструкция и классификация находок. Новейшие цифровые технологии и точность реконструкции. Моделирование по археологическим данным. Реконструкция памятников древней Греции: Дельфы, Афинский акрополь, Олимпия, Агригент, Троя, Афинская военная гавань; римская базилика, военный лагерь, форум Траяна, Капитолийские храмы, римская курия, древнеримские термы.

Методы сбора информации о вооружении древних греков и римлян. Воссоздание точных форм оружия и доспехов. Проблема аутентичности технологий и материалов при исторической реконструкции. Методы восстановление различных аспектов бытовых сцен из жизни античного общества. Жилище. Реконструкция одежды. Предметы обихода. Воссоздание культуры античного застолья. Театральные реконструкции. Колизей: опыт изучения зрелищ эпохи императорского Рима. Историческая реконструкция Колизея: 3D-модель.

Батальные реконструкции. Данные топонимики и топографии. Античная картография и современные методы реконструкции географических данных. Визуальный осмотр мест сражений. Воссоздание плана битвы.

 

Раздел 2.

Римско-италийская федерация

Географическое положение и природные условия древней Италии. Население Италии в начале железного века. Италики. Латины. Греки на Юге Италии. Этрусская цивилизация. Царская власть. Патриции и плебеи. Клиенты и патроны. Римский сенат. Куриатные комиции. Усиление царской власти в VI в. до н. э. Реформа Сервия Туллия. Центуриатные комиции. Завершение процесса формирования раннеклассового общества и государства в раннем Риме.

Падение царской власти и установление республики. Борьба патрициев и плебеев. Народные трибуны. Вето. Законы ХII Таблиц.

Завоевание Римом Италии. Военная организация раннереспубликанского Рима. Римский легион. Война с царем Порсеной и этрусками. Войны V в. до н. э. с соседними италийскими племенами. Галльское вторжение. Захват галлами Рима. Самнитские войны, II Латинская война и их значение в образовании Римско-Италийской федерации. Война Рима с Пирром и присоединение греческих полисов Южной Италии. Характер Римско-Италийской федерации.

 

Кризис Римской империи

Упадок интенсивных отраслей сельского хозяйства. Латифундии. Кризис рабовладельческой системы хозяйства. Сокращение источников римского рабства. Римский колонат и его источники. Усложнение сословно-классовой структуры позднеримского общества. Кризис III века и его причины. Распад империи. Сенатские и солдатские императоры. Политическая анархия. Прорыв римских пограничных укреплений варварами. Неудачи на Востоке. Попытки реставрации Империи. Правление Аврелиана.

Складывание системы домината. Восстановление империи. Правление Диоклетиана. Административно-политическая реформа. Тетрархия. Военная, денежная, налоговая реформы. Эдикт о ценах и попытка государственного регулирования экономики. Эдикт против христиан.

 

Литература. Раздел 1.

Суриков И.Е., Махлаюк А.В. Античная историческая мысль и историография. М., 2008.

Барт Р. Мифологии. М., 1997.

Боярский П.В. Введение в памятниковедение. - М., 1990.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1987. Т. 1–3.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и «школа Анналов». М., 1994.

Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991.

Дьяконов И.М. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н. э. // Вестник древней истории. 1968. № 4.

Дьяконов И.М. Основные черты древнего общества (реферат на материале Западной Азии) // Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. М. 1971.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Исторический эксперимент: теория, методология, практика. (Отв. ред. Боярский П.В.). М., 1990.

История ментальностей. Историческая антропология. М., 1996.

Карпов С.П. Историческая наука на современном этапе: состояние и перспективы развития // Новая и новейшая история. 2009. № 5.

Ковальченко И.Д. Исторический источник и исторический факт // Методы исторического исследования. М., 2003. (стр. 118–151).

Данилевский И.Н. Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Коробейников А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. Ижевск, 2005.

Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1980.

Кузнецова Н.И. Наука в её истории. М., 1982.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

Лотман Ю. Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. 1–3.

Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М., 1988.

Мамчур А. Проблема социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Маркова Л.А. Наука: история и историография ХIХ–ХХ вв. М., 1987.

Масон В.М. Экономический и социальный строй древних обществ. Л., 1976.

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

Ницше Ф. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Полани М. Личностное знание. На пути к постнеклассической философии. Благовещенск, 1998.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Рикер П. Время и рассказ. СПб., 2000.

Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Семенов С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента // Новые методы в археологических исследованиях. М.;Л., 1963.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1983.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Успенский Б.А. Семиотика истории // Избранные труды. М., 1994.

Февр Л. Борьба за историю. М., 1991.

Фейерабенд П. Против методологического принуждения. Благовещенск, 1998.

Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1993.

Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

 

Интернет-ресурсы:

Сайд виртуальной 3D реконструкции: http://3darchaeology.3dn.ru/dir/

Электронная библиотека //www.auditorium.ru

Сайт военной истории: http://annals.xlegio.ru/

Электронные материалы: http://books.google.ru/

http://simhor.concord.ru.

http://www.geocities.com./Paris/2570/index.html.

http://nma.simplenet.com./nageana.html.

http://waw.physics.orst.edu/~rogersm/NMA/nma.htm.

http://www.wzrd.com./home/scumacimbp/cspage.html.

http://www.gil.com.au/~blak/saga.html.

http://www.esperanto.com./quipus/laika.html.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/

http://www.igh.ru

http://www.inion.ru

http://www.nrl.ru

http://www.rasl.ru

http://www.rsl.ru

http://www.shpl.ru

Литература. Раздел 2.

История Древней Греции

 

Учебники и учебные пособия

Историография античной истории: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «история» / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высш. шк., 1980. – 415 с.

Источниковедение Древней Греции: Эпоха эллинизма / Под ред. В.И. Кузищина. М.: МГУ, 1982. – 239 с.

Казаманова Л.Н. Введение в античную нумизматику. М.: Изд-во МГУ, 1964. – 302 с.

Карпюк С.Г. Лекции по истории Древней Греции. М.: Ладомир, 1997. – 160 с.

Кругликова И.Т. Античная археология: учебное пособие для вузов по специальности «история». М.: Высш. шк., 1984. – 216 с.

История Древней Греции: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «история» / Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая шк., 2001. – 399 с.

Суриков И.Е. Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения: учебное пособие. М.: КДУ, 2007. – 235 с.

Источники

Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции: учеб. пособие / Под ред. В.И. Кузищина. СПб.: Алетейя, 2000. – 606 с.

Аристотель. Афинская политика. Государственное устройство афинян / Пер. с греч. и коммент. С.И. Радцига. М.: Б.и., 2003. – 226 с.

Аристофан. Комедии / Пер. с древнегреч. А. Пиотровского. – Калининград: Янтар. сказ, 2001. – 381 с.

Арриан. Поход Александра / Пер. М.Е. Сергеенко. М.: МИФ, 1993. – 270 с.

Геродот. История: в 9 т. / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1999. – 739 с.

Гомер. Илиада; Одиссея / Пер. Н.И. Гнедича, В.А. Жуковского. СПб.: Кристалл: Респекс, 1998. – 1118 с.

Демосфен. Речи / Пер. с греч., статья и примеч. С.И. Рацига. М.: Изд-во АН СССР, 1954. – 608 с.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Греческая мифология / Пер. с древнегреч., ст., коммент. и указ. О.П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2000. – 222 с.

Ксенофонт. Греческая история / Пер. с древнегреч. и коммент. С.Я. Лурье; науч. ред., вступ. ст. Р.В. Светлова. – 3-е изд. СПб.: Алетейя, 2000. – 443 с.

Ксенофонт. Анабасис; Греческая история / Пер. с древнегреч. С.Я. Лурье и др. М.: АСТ: Ладомир, 2003. – 640 c.

Павсаний. Описание Эллады: в 2 т. / Пер. с древнегреч. С.П. Кондратьева. М.: Ладомир, 2002. – Т. 1. – 491 с.; Т. 2. – 503 с.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания; Трактаты и диалоги / Вступ. ст. А.Ф. Лосева. М.: РИПОЛ классик, 1998. – 668 с.

Полибий. Всеобщая история / Отв. ред. А.Я. Тыжов. СПб.: Наука: Ювента, 1994. – 495 с.

Страбон. География: в 17 кн. / Под общ. ред. С.Л. Утченко. М.: ЛАДОМИР, 1994. – 940 с.

Фукидид. История. / Пер. Г.А. Сретеневского. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. – 543 с.

Монографии

Андреев Ю.В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III–нач. I тыс. до н. э.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. – 862 с.

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период): избранные статьи. СПб.: Гуманитарная Академия, 2003. – 445 с.

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб.: Гос. Эрмитаж: Алетейя, 1998. – 399 с.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1. – 1992. – 266 с.; Т. 2. – 1992. – 201 с.; Т. 3. – 1992. – 399 с.

Борухович В.Г. В мире античных свитков. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1976. – 223 с.

Борухович В.Г. Вечное искусство Эллады. СПб.: Алетейя, 2002. – 459 с.

Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб.: Гуманитар. акад., 2003. – 476 с.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. М.: Новое лит. обозрение, 2006. – 426 с.

Гиндин Л.А. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.: Восточная литература, 1996. – 276 с.

Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск: Русич, 2000. – 619 с.

Дройзен Г. История эллинизма. М.: Наука, 2002. – Т. 1. – 450 с.; Т. 2. – 392 с.; Т. 3. – 528 с.

Зайцев А.И. Культурный переворот в древней Греции VIII–V вв. до н. э. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – 318 с.

Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI веке до н. э. М.: Наука, 1964. – 272 с.

Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. М.: ИВИ, 2003. – 310 с.

Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим. Война, мир и дипломатия в 220–146 годах до н. э. М., 1993. – 374 с.

Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М.: Наука, 1979. – 295 с.

Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII–V вв. до н. э.). СПб.: Гуманитар. акад., 2001. – 428 с.

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. – Ч. 1–2. – СПб., 1997.

Туманс Х. Рождение Афины (афинский путь к демократии от Гомера до Перикла). СПб.: Гуманитарная Академия, 2002. – 538 с.

Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики: Общество. Личность. Власть. СПб.: Гуманитар. акад., 2001. – 598 с.

Фролов Э.Д. Парадоксы истории – парадоксы античности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – 419 с.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. 2-е изд. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. – 264 с.

Шифман И.Ш. Александр Македонский. Л.: Наука, 1988. – 205 с.

Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в Античной Греции. Л., 1991. – 259 с.

Шофман А.Б. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1967. – 520 с.

Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М.: Наука, 1990. – 270 с.

 

История Древнего Рима

 

Учебники и учебные пособия

История Древнего Рима: учебник для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальности «история» / Под ред. В.И. Кузищина, 7-е изд., перераб. И доп. М.: Высш. шк., 2005. – 382 с.

Медведев А.П. История Античного мира. Ч. 2. Древний Рим. Воронеж, 2006. – 291 с.

Источники

Аммиан Марцеллин. Римская история. 3-е изд. – СПб.: Алетейя, 2000. – 558 с.

Аппиан. Римские войны. СПб.: Алетейя. 1994. – 780 с.

Варрон Марк Теренций. О сельском хозяйстве. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. – 218 с.

Вергилий. Энеида. М.: Лабиринт, 2001. – 285 с.

Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск: Совр. литератор, 1999. – 703 с.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. – Минск, 2000. – Т. 1. – 634 с.; Т. 2. – 630 с.

Катон Марк Порций. О земледелии / Пер. и коммент. М.Е. Сергеенко. – М., Л.: Изд. АН СССР, 1950. – 220 с.

Ливий Тит. История Рима от основания города / Под ред. М.Л. Гаспарова и Г.С. Кнабе. М.: Ладомир, 2002. – Т. 1. – 701 с.; Т. 2. – 808 с.; Т. 3. – 794 с.

Саллюстий Крисп. Сочинения // Пер., ст. и коммент. В.О. Горенштейна. М.: Наука, 1981. – 221 с.

Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1993.

Тацит Корнелий. Сочинения в 2-х томах / Под ред. А.С. Бобовича. М.: Ладомир, 1993. – Т. 1–2. – 734 с.

Цезарь Гай Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей / Пер. М.М. Покровского. М., 1991. – Кн. 1. – 559 с.; Кн. 2. – 181 с.

Цицерон Марк Тулий. Диалоги / Отв. ред. С.Л. Утченко. М.: Ладомир, 1994. – 222 с.

Цицерон Марк Тулий. Речи / Под ред. М.Е. Грабарь. М., 1993. – Т. 1. – 441 с.; Т. 2. – 397 с.

Монографии

Бокщанин А.Г. Парфия и Рим. – Ч. 1. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1960. – 249 с.; Ч. 2. – М., 1966. – 303 с.

Брага Р. Европа. Римский путь. Долгопрудный, 1995.

Гиббон Эд. История упадка и крушения Римской Империи. М., 1994. – 403 с.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб.: Алетейя, 1995. – 592 с.

Грант М. Цивилизация Древнего Рима. М., 2003. – 397 с.

Грималь П. Цицерон. М.: Мол. гвардия, 1991. – 542 с.

Жреческие коллегии в Раннем Риме: К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. М.: Наука, 2001. – 326 с.

Зелинский Ф.Ф. Римская республика. СПб.: Алетейя, 2002. – 439 с.

Корсунский А.Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и воз-

никновение варварских королевств. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 255 с.

Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. – 269 с.

Махлаюк А.В. Римские войны. Под знаком Марса. М.: Центрполиграф, 2003. – 445 с.

Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1949. – 686 с.

Маяк И.Л. Взаимоотношения Рима и италийцев в III–II вв. до н. э. (до гракханского движения). М.: Изд-во МГУ, 1971. – 159 с.

Маяк И.Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. М.: Изд-во МГУ, 1983. – 269 с.

Межерицкий Я.Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.; Калуга, 1994. – 284 с.

Мишулин А.В. Спартаковское восстание. Революция рабов в Риме в I веке до н. э. М.: Соцэкгиз, 1936. – 290 с.

Моммзен Т. История Рима. СПб.: Наука: Ювента, 1995. – Т. 1. – 892 с.; Т. 2. – 333 с.; Т. 3. – 431 с.;бТ. 5. – 632 с.

Немировский А.И. Идеология и культура Раннего Рима. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1964. – 209 с.

Немировский А.И. Этруски: От мифа к истории. М.: Наука, 1983. – 261 с.

Нечай Ф.М. Образование римского государства. Минск: Изд-во БГУ, 1972. – 272 с.

Парфенов В.Н. Император Цезарь Август: армия, война, политика. СПб.: Алетейя, 2001. – 275 с.

Парфенов В.Н. Рим от Цезаря до Августа: Очерки социально-политической истории. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1987. – 148 с.

Ревяко К.А. Пунические войны. Минск: Университетское, 1988. – 272 с.

Ростовцев М.И. Общество и хозяйство Римской империи. – Т. 1. – 2000. – 398 с.; Т. 2. –2001. – 410 с.

Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. – 246 с.

Токмаков В.Н. Военная организация Рима Ранней республики (VI–IV вв. до н. э.). М.: Б.и., 1998. – 297 с.

Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М.: Наука, 1965. – 288 с.

Ферреро Г. Величие и падение Рима. СПб., 1997. – Т. 1. – 475 с.; Т. 2. – 745 с.

Циркин Ю.Б. Гражданские войны в Риме. Побежденные. СПб.: Изд-во С. Петерб. гос. ун-та, 2006. – 311 с.

Шифман И.Ш. Карфаген. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. – 515 с.

Шифман И.Ш. Цезарь Август. М.: Наука, 1990. –198 с.

Штаерман Е.М. Рабовладельческие отношения в Ранней Римской империи. М.: Наука, 1971. – 323 с.

Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М.: Наука, 1964. – 263 с.

 

Источники

Геродот. История. Л.: Литер. памятники, 1972. – 600 с.

Демосфен. Речи: В 3 т. Т. 1. – М., 1994. – 605 с.; Т. 2. – М.: Наука, 1994. – 543 с.; Т. 3. – М., 1996. – 623 с.

Доватур А.И. Народы нашей страны в «Истории» Геродота: Тексты. Перевод. Комментарий. М.: Наука, 1982. – 455 с.

Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. – 1947–1949. – № 1–4.

Страбон. География / Пер., ст. и коммент. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1994. – 940 с.

Монографии

Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитаж, 2003. – 416 с.

Алексеева Е.М. Античный город Горгиппия. М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 1997. – 560 с.

Блаватский В.Д. Пантикапей. Очерки истории столицы Боспора. М.: Наука,1964. – 232 с.

Буйских А.В. Пространственное развитие Херсонеса Таврического в античную эпоху. Симферополь: МАИЭТ, 2008. – 424 с.

Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса: Историко-эпиграфическое исследование. М.: Наука,1989. – 281 с.

Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л.: Изд-во акад. наук СССР, 1949. – 622 с.

Граков Б.Н. Cкифы: Научно-популярный очерк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 170 с.

Жебелев С.А. Северное Причерноморье. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. – 388 с.

Золотарев М.И. Херсонесская архаика. Севастополь: Наукова думка, 1993. – 98 с.

Зубарь В.М. Херсонес Таврический в античную эпоху. Киев: Наукова думка, 1993. – 140 с.

Иванчик А.И. Киммерийцы и скифы. Степные народы Евразии. Культурно-исторические и хронологические проблемы археологии восточноевропейских степей Кавказа пред- и раннескифского времени. М.: ИВИ РАН, 2001. – 324 с.

Иванчик А.И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII–VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. Фольклор, литература и история. М.; Берлин, 2005. – 310 с.

Ильинская В.А. Скифия VII–IV вв. до н. э. Киев: Наукова думка, 1983. – 379 с.

Кобылина М.М. Фанагория. М.: Наука, 1989. – 128 с.

Максименко В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 1983. – 224 с.

Масленников А.А. Население Боспорского государства в первые века н.э. М.: Наука, 1990. – 231 с.

Молев Е.А. Политическая история Боспора VI–IV вв. до н. э. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та,1997. – 98 с.

Молев Е.А. Эллины и варвары. На северной окраине античного мира. М.: Центрполиграф, 2003. – 397 с.

Нейхард А.А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л.: Наука, 1982. – 240 с.

Полин С.В. От Скифии к Сарматии. Киев: Б.и., 1992. – 200 с.

Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2006. – 598 с.

Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Пг.: Огни, 1918. –189 с.

Русяева А.С. Ольвия Понтийская. Киев: Дом Стилос, 2004. – 228 с.

Сапрыкин С.Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М.: Наука, 2002. – 269 с.

Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М.: Наука, 1984. – 184 с.

Хазанов А.М. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М.: Наука, 1975. – 343 с.

Интернет-ресурсы:

Российский общеобразовательный портал (раздел «История древнего мира») // http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=276&oll.ob_no_to=

"История Востока" (Восток в древности) // http://www.kulichki.com/~gumilev/HE1

История древнего Востока // http://yanko.lib.ru/ann/hist_anc_east-kuz-a.htm

Центр антиковедения Санкт-Петербургского государственного университета // http://centant.pu.ru/

Мифология Древней Греции (иллюстрации) // http://www.hellados.ru/

Греческие авторы: тексты, переводы, иллюстрации, словарь терминов // http://www.novemlyrici.net/

Античный кабинет (Bibliotheca Classica Petropolitana) // http://bibliotheca-classica.org/

Центр изучения древней философии и классической традиции (Новосибирск): публикации, учебные материалы // http://www.nsu.ru/classics/index.htm

Сайт «РЖ»: В.Л. Цымбурского: труды о греческой истории, мифологии, культуре // http://russ.ru/academ/Filologicheskie-teksty-Vadima-Cymburskogo

Историко-культурное наследие Кубани: http://gipanis.ru/

Керченский историко-культурный заповедник: http://www.kerch-museum.com/ru/index.html

Сайт Института археологии и культурного наследия СГУ: http://www.sgu.ru/node/36328

Национальный заповедник «Херсонес Таврический»: http://www.chersonesos.org/?p=history

 

 

Вопросы к экзамену:

 

Раздел I.

 

1. Предмет и методы науки об истории древней Греции и Рима.

2. Пространство и время античной цивилизации.

3. Понятия «теория» и «метод» в современном гуманитарном знании об античности.

4. «Антропологический поворот» в античной историографии последней четверти ХХ в.

5. Концепции объективной истины и субъективности историка-антиковеда.

6. Предмет, цель и методы антиковедения как полидисциплинарной науки

7. Этнокультурные контакты в античном мире как предмет междисциплинарных исследований.

8. История повседневности в античном мире.

9. Междисциплинарные подходы в науке об античности (общая характеристика)

10. Проблемы хронологии древнего мира.

11. Количественные методы в антиковедческом исследовании.

12. Гендерный подход в историографии античности.

13. Проблемы социальной и политической структуры древних обществ.

14. Рецепция античности.

15. Современные методы исторических реконструкций в антиковедении.

 

Раздел II.

 

16. Критская (Минойская) и Ахейская (Микенская) цивилизации.

17. Архаическая революция. Модели формирования греческого полиса. Афины и Спарта.

18. Внешние и внутренние войны V в. до н.э. Причины и поводы19. Греция в IV в. до н. э. Проблема «кризиса полиса».

20. Македонская гегемония в Греции. Держава Александра Великого и эллинистические государства.

21. Возникновение Рима. Завоевание Римом Италии. Римско-италийская федерация.

22. Завоевания Римом Средиземноморья и поздняя Римская республика.

23. Гражданские войны в Риме и принципат Августа.

24. Ранняя римская империя (от Юлиев-Клавдиев до Северов).

25. Кризис Римской империи.

26. Римская империя при Константине и его преемниках.

27. Греческая колонизация Северного Причерноморья и демографическая ситуация в регионе.

28. Сравнительная характеристика эллинских государственных образований в Причерноморье (Ольвия, Боспор, Херсонес) в VI-I вв. до н.э.

29. История и культура варварских сообществ в эпохи классики и эллинизма (скифы, синды, меоты, сарматы, готы и др.).

30. Северное Причерноморье и Римская империя.

 


Часть 2.

 

Раздел 1.

1. История как наука и исторические дисциплины

История как наука. Конституирование истории как науки. Предмет истории. Представления о труде историка в ХIХ в. Исторические дисциплины. Принцип «историзма». Критерии «научности» истории.

Основные составляющие «методологии истории»: концептуальные модели и исследовательские техники. Определения «метода» исторической науки. Человек как продукт культуры во всех проявлениях его жизнедеятельности - общий объект гуманитарных и социальных наук (при различии их предмета) и методологическая основа междисциплинарных исследований. Взаимосвязь выбираемого метода исследования с пониманием целей, задач, объекта и предмета исследования, роли познающего субъекта, философскими основами исторического знания. Классификация методов исторического исследования.

 

2. Исторические дисциплины и междисциплинарные методы в исторических исследованиях по истории стран Запада в новое и новейшее время



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.245 с.)