История античного Причерноморья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История античного Причерноморья



 

Источники

Геродот. История. Л.: Литер. памятники, 1972. – 600 с.

Демосфен. Речи: В 3 т. Т. 1. – М., 1994. – 605 с.; Т. 2. – М.: Наука, 1994. – 543 с.; Т. 3. – М., 1996. – 623 с.

Доватур А.И. Народы нашей страны в «Истории» Геродота: Тексты. Перевод. Комментарий. М.: Наука, 1982. – 455 с.

Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. – 1947–1949. – № 1–4.

Страбон. География / Пер., ст. и коммент. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1994. – 940 с.

Монографии

Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитаж, 2003. – 416 с.

Алексеева Е.М. Античный город Горгиппия. М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 1997. – 560 с.

Блаватский В.Д. Пантикапей. Очерки истории столицы Боспора. М.: Наука,1964. – 232 с.

Буйских А.В. Пространственное развитие Херсонеса Таврического в античную эпоху. Симферополь: МАИЭТ, 2008. – 424 с.

Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса: Историко-эпиграфическое исследование. М.: Наука,1989. – 281 с.

Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л.: Изд-во акад. наук СССР, 1949. – 622 с.

Граков Б.Н. Cкифы: Научно-популярный очерк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 170 с.

Жебелев С.А. Северное Причерноморье. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. – 388 с.

Золотарев М.И. Херсонесская архаика. Севастополь: Наукова думка, 1993. – 98 с.

Зубарь В.М. Херсонес Таврический в античную эпоху. Киев: Наукова думка, 1993. – 140 с.

Иванчик А.И. Киммерийцы и скифы. Степные народы Евразии. Культурно-исторические и хронологические проблемы археологии восточноевропейских степей Кавказа пред- и раннескифского времени. М.: ИВИ РАН, 2001. – 324 с.

Иванчик А.И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII–VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. Фольклор, литература и история. М.; Берлин, 2005. – 310 с.

Ильинская В.А. Скифия VII–IV вв. до н. э. Киев: Наукова думка, 1983. – 379 с.

Кобылина М.М. Фанагория. М.: Наука, 1989. – 128 с.

Максименко В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 1983. – 224 с.

Масленников А.А. Население Боспорского государства в первые века н.э. М.: Наука, 1990. – 231 с.

Молев Е.А. Политическая история Боспора VI–IV вв. до н. э. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та,1997. – 98 с.

Молев Е.А. Эллины и варвары. На северной окраине античного мира. М.: Центрполиграф, 2003. – 397 с.

Нейхард А.А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л.: Наука, 1982. – 240 с.

Полин С.В. От Скифии к Сарматии. Киев: Б.и., 1992. – 200 с.

Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2006. – 598 с.

Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Пг.: Огни, 1918. –189 с.

Русяева А.С. Ольвия Понтийская. Киев: Дом Стилос, 2004. – 228 с.

Сапрыкин С.Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М.: Наука, 2002. – 269 с.

Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М.: Наука, 1984. – 184 с.

Хазанов А.М. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М.: Наука, 1975. – 343 с.

Интернет-ресурсы:

Российский общеобразовательный портал (раздел «История древнего мира») // http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=276&oll.ob_no_to=

"История Востока" (Восток в древности) // http://www.kulichki.com/~gumilev/HE1

История древнего Востока // http://yanko.lib.ru/ann/hist_anc_east-kuz-a.htm

Центр антиковедения Санкт-Петербургского государственного университета // http://centant.pu.ru/

Мифология Древней Греции (иллюстрации) // http://www.hellados.ru/

Греческие авторы: тексты, переводы, иллюстрации, словарь терминов // http://www.novemlyrici.net/

Античный кабинет (Bibliotheca Classica Petropolitana) // http://bibliotheca-classica.org/

Центр изучения древней философии и классической традиции (Новосибирск): публикации, учебные материалы // http://www.nsu.ru/classics/index.htm

Сайт «РЖ»: В.Л. Цымбурского: труды о греческой истории, мифологии, культуре // http://russ.ru/academ/Filologicheskie-teksty-Vadima-Cymburskogo

Историко-культурное наследие Кубани: http://gipanis.ru/

Керченский историко-культурный заповедник: http://www.kerch-museum.com/ru/index.html

Сайт Института археологии и культурного наследия СГУ: http://www.sgu.ru/node/36328

Национальный заповедник «Херсонес Таврический»: http://www.chersonesos.org/?p=history

 

 

Вопросы к экзамену:

 

Раздел I.

 

1. Предмет и методы науки об истории древней Греции и Рима.

2. Пространство и время античной цивилизации.

3. Понятия «теория» и «метод» в современном гуманитарном знании об античности.

4. «Антропологический поворот» в античной историографии последней четверти ХХ в.

5. Концепции объективной истины и субъективности историка-антиковеда.

6. Предмет, цель и методы антиковедения как полидисциплинарной науки

7. Этнокультурные контакты в античном мире как предмет междисциплинарных исследований.

8. История повседневности в античном мире.

9. Междисциплинарные подходы в науке об античности (общая характеристика)

10. Проблемы хронологии древнего мира.

11. Количественные методы в антиковедческом исследовании.

12. Гендерный подход в историографии античности.

13. Проблемы социальной и политической структуры древних обществ.

14. Рецепция античности.

15. Современные методы исторических реконструкций в антиковедении.

 

Раздел II.

 

16. Критская (Минойская) и Ахейская (Микенская) цивилизации.

17. Архаическая революция. Модели формирования греческого полиса. Афины и Спарта.

18. Внешние и внутренние войны V в. до н.э. Причины и поводы19. Греция в IV в. до н. э. Проблема «кризиса полиса».

20. Македонская гегемония в Греции. Держава Александра Великого и эллинистические государства.

21. Возникновение Рима. Завоевание Римом Италии. Римско-италийская федерация.

22. Завоевания Римом Средиземноморья и поздняя Римская республика.

23. Гражданские войны в Риме и принципат Августа.

24. Ранняя римская империя (от Юлиев-Клавдиев до Северов).

25. Кризис Римской империи.

26. Римская империя при Константине и его преемниках.

27. Греческая колонизация Северного Причерноморья и демографическая ситуация в регионе.

28. Сравнительная характеристика эллинских государственных образований в Причерноморье (Ольвия, Боспор, Херсонес) в VI-I вв. до н.э.

29. История и культура варварских сообществ в эпохи классики и эллинизма (скифы, синды, меоты, сарматы, готы и др.).

30. Северное Причерноморье и Римская империя.

 


Часть 2.

 

История стран Запада в новое и новейшее время

Раздел 1.

1. История как наука и исторические дисциплины

История как наука. Конституирование истории как науки. Предмет истории. Представления о труде историка в ХIХ в. Исторические дисциплины. Принцип «историзма». Критерии «научности» истории.

Основные составляющие «методологии истории»: концептуальные модели и исследовательские техники. Определения «метода» исторической науки. Человек как продукт культуры во всех проявлениях его жизнедеятельности - общий объект гуманитарных и социальных наук (при различии их предмета) и методологическая основа междисциплинарных исследований. Взаимосвязь выбираемого метода исследования с пониманием целей, задач, объекта и предмета исследования, роли познающего субъекта, философскими основами исторического знания. Классификация методов исторического исследования.

 

2. Исторические дисциплины и междисциплинарные методы в исторических исследованиях по истории стран Запада в новое и новейшее время

Точки зрения на междисциплинарность. «Интердисциплинарность», «полидисциплинарность», «кроссдисциплинарность», «мультидициплинарность» и «трансдисциплинарность».

Междисциплинарность - врожденная или благоприобретенная черта исторической науки. Этапы развития междисциплинарного подхода. История и другие гуманитарные науки в начале ХХ в. Возникновение наряду с позитивистской парадигмой неокантианской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), феноменологической (Э. Гуссерль), герменевтической (В. Дильтей). Новый взгляд на соотношение познающего субъекта и объекта исторического исследования, общего и особенного в методах исследования гуманитарных и естественных наук.

 

3. Междисциплинарность и школа «Анналов».

Роль школы «Анналов» в развитии междисциплинарности. Представления об истории как глобальной науке о человеке и обществе и обоснование междисциплинарности как фундаментального принципа познания прошлого. Установка М. Блока и Л. Февра на исторический синтез, преодоление разрыва между исследованием социальной, экономической и духовной сфер жизни общества. М. Блок о «цельном» изучении истории. Л. Февр и его критика н. 30-х гг. «раздельной истории» (экономической, политической, социальной и т.д.), «комодной» системы изложения исторического материала. Л. Февр и его статья «Как воссоздать эмоциональную жизнь прошлого». Актуализация изучения истории чувств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.013 с.)