Занятие 1. Понятие общества. Социальные концепции ХХ века.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Понятие общества. Социальные концепции ХХ века.



План

1. Определение понятия «общество».

2. Подходы к объяснению феномена «общество»

3. Философские взгляды Э. Дюркгейма.

4. Концепции историзма (А.Тойнби, П.Сорокина).

5. Неофрейдизм (Э.Фромм).

 

Цель занятия: определить понятие и сущность общества, познакомиться с социальнофилософскими концепциями ХХ века.

 

Задачи:

1. дать определение понятию «Общество»;

2. рассмотреть философские взгляды Э. Дюркгейма, А.Тойнби, П.Сорокина, Э. Фромма.

 

Определение понятия «Общество»

Исследователи общества предложили немало его определений:

1. общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

2. общество - это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой совокупность исторически изменяющихся форм жизнедеятельности людей, которые проявляются в развитии и функционировании социальных институтов, организаций, общностей и отдельных индивидов.

3. Общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей; характеризующаяся: устойчивостью, целостностью, саморазвитием и наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

К.Маркс считал, что общество - это продукт взаимодействия людей, сумма тех связей и отношений в которых индивиды находятся друг к другу. Или общество - продукт воспроизводства людьми своей жизни. К.Марксом была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма».

Подходы к объяснению феномена «Общество»

В XX в. продолжается развитие натуралистических подходов к объяснению феноменов общества. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяется ритмами Космоса и солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л.Мечников). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, отягощенное генетическим стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы самому существованию человечества (К.Э.Циолковский).

В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т.д. Прежде всего, это религиозные концепции общества. Мировые и национальные религии имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни.

Философские взгляды Э. Дюркгейма

Представитель философской мысли Запада XX в. Э.Дюркгейм утверждал, что общество - это реальность особого рода, несводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда. Для философского понимания общества нужно решить двуединую задачу:

1. понять место общества, как системы в общем устройстве Универсума;

2. уяснитьобщие варианты социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

Общество вырастает на базе природы и природных закономерностей, но в процессе его становления и развития начинает все более и более отличаться от своей исходной основы. Суть этих различий состоит в том, что законы, описывающие поведение природных объектов, опираются на повторяющиеся события, на основе чего они и выводятся. Законы общественного развития, описывающие более сложную реальность, чем природная, тоже опираются на определенную повторяемость основных тенденций и событий. Но она носит иной характер, прежде всего, определяется тем, что общество представляет целостную систему открытого типа, где целое первично по отношению к своим частям в структурно-функциональном отношении.

В XX в. по-новому стало восприниматься соотношение законов природы и законов общества. Это касается концепций биосферы и ноосферы, разработанной В.И.Вернадским. Суть ее в том, что человечество не может произвольно и безнаказанно вторгаться в закономерности биосферы и природы в целом, не может вести себя волюнтаристски, что уже породило глобальные проблемы и, прежде всего, грядущий экологический кризис, как закономерное следствие недооценки сложности взаимоотношений природы и общества.

 

Концепции историзма (А.Тойнби, П.Сорокина)

А.Тойнби, П.Сорокина основное значение в детерминации развития общества придавали морально-религиозному, духовному совершенствованию общества, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей. В реальном общественном развитии нужно учитывать все источники саморазвития общества, приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво и процесс разрешения этих противоречий подчинен определенной ритмике. В концепции П.Сорокина развито представление о трех видах фундаментальных культур в истории человечества: религиозной, промежуточной и материалистической. В первой движение истории, ее ритм определяются взаимодействием трех воль: Божьей, бесовской и человеческой. Материалистический подход основан на чувственно-воспринимаемой реальности, изменения которой являются ведущим фактором истории. Переход от одной к другой осуществляется через определенные стадии: кризис - крушение - очищение - переоценка ценностей - возрождение.

Под социальными институтами понимаются политические, правовые, религиозные, экономические и другие организации, деятельность которых определяет устойчивое развитие социальной системы или, в случае кризиса, ведут к ее деградации. Смысл существования различных социальных институтов - в уравновешивании интересов различных социальных групп, что осуществляется теми или иными структурами.

Неофрейдизм (Э.Фромм)

На основе учения З.Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели Э.Фромм, А.Адлер, Г.Юнг. Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель его философии - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Э.Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.006 с.)