Занятие 2. Основные сферы жизни общества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Основные сферы жизни общества



План

1. Основные сферы жизни общества.

2. Социальная структура общества.

3. Экономическая сфера жизнедеятельности общества.

4. Политическая система общества.

5. Духовная жизнь общества.

 

Цель занятия: познакомиться с основными сферами существования общественных структур.

 

Задачи:

1. Дать определение понятию «сферы общества»

2. Рассмотреть основные сферы общества: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Основные сферы жизни общества

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

 

Социальная структура общества

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

 

Экономическая сфера жизнедеятельности общества

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

 

Политическая система общества

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная жизнь общества

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.

 

 

Тема 17. Человек (личность) и общество (2 часа)

 

План

1. Работа с понятиями.

2. Философский подход к пониманию личности.

3. Структура личности.

4. Социальная типология личности и социальный характер.

5. Свобода и ответственность личности.

 

Цель занятия: знакомство с философским подходом к изучению личности и её взаимоотношениям с обществом.

 

Задачи:

1. Познакомиться с философским подходом к изучению личности.

2. Познакомиться с некоторыми философскими проблемами
взаимоотношений личности и общества.

 

Философский подход к пониманию личности.

Личность – 1. устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности;

2. индивидуальный носитель этих черт как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности.

Первое определение отражает функциональную (ролевую) характеристику человека и опирается на понятие социальной роли. Этот подход применяется в современной социологии. Главный недостаток: фиксируется только поведение человека, что не позволяет раскрыть его внутренний, глубинный мир.

Второе определение отражает сущностный подход: здесь личность выступает как центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и «верховной власти» во внутренней жизни человека. Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением индивид, достигший понимания своих социальныхфункций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено в цепи поколений.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм, в том числе и юридических. Личностные качества человека есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни. Полем проявления личностных свойств служит социальная жизнь индивида.

В личности важно видеть не только общее, но и уникальное, индивидуальное. Уникальность человека проявляется не только на биологическом уровне, но и в поступках, в поведении индивида, в его характере, мировоззрении и т. п. Уникальность личности доказывается:

а) её наследственными особенностями;

б) условиями её социализации (роль микросреды);

в) неповторимостью личностного опыта.

Термином «индивидуальность» обозначают уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личностных качеств и свойств.

Структура личности

В философии выделяют физическую, социальную и духовную стороны личности.

Физическая личность - это тело или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери и ребёнка. По сути дела социальная личность предстаёт как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится всё. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремлённость к определённым духовным ценностям и идеалам.

Философ А. Г. Спиркин последнюю составляющую личности человека обозначает термином «Я». «Я» - это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Спиркин выделяет три важнейших компонента личности: мировоззрение, характер и нравственность.

 

Социальная типология личности и социальный характер

Социальный тип личности представляет собой обобщённую характеристику некоторой социальной группы или социального класса, которая включает в себя такие социальные свойства, как формы общения и деятельности, образ ж'изни, самосознание и г. п. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всём пути исторического развития человечества.

1. «Деятели». Для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. Они «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны.

2. Мыслители. Они приходят в мир, чтобы смотреть и размышлять.

3. Люди чувств и эмоций. Прежде всего, это деятели литературы и искусства.

4. Гуманисты и подвижники, отличающиеся обострённым чувством ощущения душевного состояния другого человека. Их сила - в вере в своё предназначение, в любви к другим людям и всему живому, в активном деянии.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определённые типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским, как моделью культуры Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определённая целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной «стержень». Для японцев более характерно восприятие личности и её поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и самоценна; она реализуется лишь в связи с какой-то общностью.

Понятие социального характера является одним из основных понятий в учении философа-психоаналитика Э. Фромма (1900 - 1980). По его мнению, социальный характер есть совокупность ориентации, установок, норм, которые не осознаются индивидом. В социальном характере выражается совокупность фундаментальных потребностей человека:

1. потребности, схожие с потребностями животных (потребности самосохранения, продолжения рода, пищи и т.д.);

2. потребности собственно человеческие (стяжательство, честолюбие, зависть и т.п.).

Первые обусловлены биологически, вторые — детерминированы социальной средой. Выделение различных типов социального характера осуществляется Фроммом по признаку ориентации человека на продуктивные или непродуктивные межличностные отношения. Социальным характером продуктивной ориентации является производящий тип — тип человека свободного, любящего, разумного, ответственного, созидающего. Социальные характеры непродуктивной ориентации — рецептивный (зависимый), эксплуататорский (авторитарный), рыночный (обманывающий).

Социальный характер складывается под влиянием общества. Но изменение общества начинается с изменения социального характера. Если социальный характер в новых условиях остается «старым», то люди, обладающие им, будут стремиться воспроизвести прежнюю социальную структуру.

 

Свобода и ответственность личности.

Проблема свободы в истории философии имеет два крайних варианта решения - фатализм и волюнтаризм. Фатализм признает изначальную предопределённость всей жизни человека и его поступков. Такова, к примеру, точка зрения Платона на человека как игрушку богов, своего рода марионетку, все поступки и дела которой определяют по своему произволу капризные боги, дергая за ту или иную нить.

Волюнтаризм, напротив, предпола­гает полную свободу человеческой мысли и действия, что ярко выражено в уже известной вам работе Ж. П. Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм».

Следует различать свободу негативную и свободу позитивную. Негативная свобода — это «свобода от» какой-либо материальной и духовной деятельности, сродни той, которую предполагает буддийская нирвана. Позитивная свобода означает «свободу для», свободу творческой, личностной самореализации человека, для чего, в принципе, общество должно создавать необходимые условия.

Свобода личности - это специфический способ бытия человека, связанный с осознанным выбором поведения в соответствии с необходимостью и его реализацией в практической деятельности.

Свобода не равнозначна произволу. Деятельность человека свободна не потому, что она причинно не обусловлена, а потому, что в каждый данный момент в объективной действительности существует не одна, а несколько возможностей выбора им своего поведения, своих целей и средств их реализации.

Свобода личности есть часть свободы общества. Если в обществе нет свободы, то и личность обречена на несвободу; нельзя быть свободным в несвободном обществе.

Всовременной философии выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества в контексте свободы.

1. Отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие свойственные ему человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство.

2. Бегство от мира («эскапизм»): когда человек не в силах обрести свободу среди людей, он «бежит» от реального мира и его проблем, создавая свой мир, чтобы гам обрести возможность самореализации.

3. Конформизм. Адаптация к миру через добровольное подчинение, ограничение.

В целом эти модели похожи на типологию социальных характеров, предложенную Э. Фроммом. Французский философ Ж.-П. Сартр сказал: «Свободный человек за всё платит сам». Но если человек не готов к свободе, но предоставлен самому себе, тогда он ощущает себя покинутым…»

Свобода личности не тождественна свободе воли. Последняя связана с философско-этической проблематикой волевых актов человека, которые являются одним из важнейших условий свободы. Ибо воля - всегда усилие, преодоление препятствий, мобилизация внутренних потенций личности, отбор мотивов и регуляция деятельности.

Субъект, лишенный воли, лишается и свободы: он становится механизмом, неспособным принять самостоятельно какое-либо решение.

 

 

Тема 18. Человек и культура (2 часа)

План

1. Работа с понятиями.

2. Общее понятие о культуре.

3. Генезис культуры.

4. Культура как мир смыслов и символов.

5. Человек в мире культуры.

 

Цель занятия: знакомство с философским подходом к изучению культуры; показать место человека в культуре.

 

Задачи:

1. Работа с понятиями.

2. Познакомиться с философским подходом к изучению культуры.

3. Показать место человека в культуре

Рассмотреть понятия:

Культура- это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Знание- проверенный практикой результат познания действительности, адекватное её отражение в мышлении человека.

Ценность- это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и соответственно человека к объекту).

Регулятив – это правило или требование, в соответствии с которым люди строят своё поведение и деятельность.

Знак -материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения.

Символ(от греч. simbolon – знак, примета) – понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, а также чувственных образов выражать идеальное содержание, отличное от их непосредственного, чувственно-телесного бытия.

Общее понятие о культуре.

Термином культура в широком смысле слова обозначают всё, что создано человеком. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре относятся средства производства и предметы труда, к духовной культуре относятся наука, религия, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, язык и т. п.

Все существующие определения культуры (их около 250) выступают, как её интерпретации и связаны с тем или иным аспектом рассмотрения этого важнейшего фактора человеческого бытия.

1. Аксиологический (ценностный) подход трактует культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.

2. Деятельностный подход объясняет культуру как способ регуляции, сохранения воспроизведения и развития общества.

3. Семиотический подход рассматривает культуру как систему знаков, используемых обществом.

4. При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» - носителей ценностных отношении. регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и I. п.. к но без учёта личного фактора.

5. Социологический подход: культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтом обеспечивающих коллективную деятельность людей.

6. При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура, таким образом, есть процесс сознания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.

С точки зрения философской антропологии, культура - это феномен, рождённый незавершённостью, открытостью человеческой природы, развёртыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.

Генезис культуры.

Существуют четыре основные теории, объясняющие происхождение культуры:

1. Марксистская теория гласит, что основное отличие человека от животных заключается в труде. Труд - это процесс взаимодействия человека и природы. Человек не только преобразует форму того, что дано природой, но и ставит сознательную цель определяющую способ и характер его действий. Совместный труд привёл к появлению речи. Обезьяна превратилась в человека, возникли общество и культура.

2. Психоаналитическая теория культурогенеза изложена 3. Фрейдом в книге «Тотем с табу». Человек отличается от животных наличием у него совести. Фрейд выводит феномен совести из факта первородного греха, совершённого перволюдьми - убийства первобытного отца.

3. Игровая теория культурогенеза была изложена голландским культурологом И.Хейзинга (1872 - 1945). По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой. Человеческая культура возникаем и развёртывается в игре.

4. Немецкий философ Э. Кассирер (1874 - 1945) полагал, что тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного. Первоначально человек утратил большую часть своих инстинктов. Однако, пытаясь выжить, человек был вынужден подражать животным, более укоренённым в естественной среде. Потом у человека стала складываться особая система. Он стал творцом и создателем символов. В них отразилась попытка закрепить различные стандарты поведения, подсказанные другими живыми существами. Человек живёт уже не просто в физической, но и в символической вселенной (мифология, язык, искусство, наука).

Культура как мир смыслов и символов.

Предметы материальной культуры имеют двойственную природу. С одной стороны, они выступают как объективная реальность, т. е. они существуют сами по себе отдельно от человека. С другой стороны, они выступают как субъективная реальность: в них воплощается то, что называют «смыслом», «значением». В них человек «опредмечивает» свои представления, цели, желания и т. д.

Смысл вещей существует не в них самих, а в культуре, их породившей, и в тех, кто эту культуру освоил. Этот смысл создаётся и придаётся вещам людьми. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одна и та же вещь приобретает в различных культурах совершенно различные смыслы.

Существуют три основных вида смыслов: знание, ценности и регулятивы.

Знание - это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Знание - важнейшая часть культуры. С развитием культуры, объём знаний, которыми располагает общество, постоянно растёт.

Наука является частью современной культуры. Научное знание это знание оправданное практикой.

Ценность - это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и соответственно человека к объекту). Объект имеет ценность, если человек видит в нём средство для удовлетворения какой-либо своей потребности.

Регулятив - это правило или требование, в соответствии с которым люди строят своё поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности, указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», а какие - нет.

Рождаясь и воспитываясь в определённой культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регулятивы. В результате его действия оказываются в значительной мере обусловленными ими. Однако это обстоятельство не лишает личность свободы выбора действий. Развитая, богатая культура несёт в себе необъятное множество самых разнообразных программ и предлагает каждому огромный выбор возможностей

 

Человек в мире культуры

Культурные нормы (регулятивы) изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре - это традиция: элементы культурного наследия: ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. п. - сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции обеспечивают преемственность в развитии общества: молодое поколение усваивает накопленный человечеством опыт, проверенные временем нормы культуры, а не занимается изобретением велосипеда. Другой стороной развития общества является изменчивость, новация, творчество.

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре лаем основание для разделения обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом.

В современном обществе базисной ценностью является новаторство. Здесь действует принцип запрета на копирование. Любая новация имеет индивидуального автора. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уникальный характер Современное общество пронизано гонкой за новизной.

Развитие культуры - противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное - две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Однако в рамках этой культуры объектом эксплуатации является природа, ресурсы которой небезграничны. Экологический кризис ныне ставит границы существующему типу экономических отношений. Необходимо выработать новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленной на сохранение Земли как уникальной экосистемы. Иными словами, сегодня важнейшее значение приобретает экологическая культура.

 

Тема 19. Философская проблема антропогенеза (2 часа)

План

1. Предпосылки возникновения эволюционной теории.

2. Эволюционная теория Чарльза Роберта Дарвина.

3. Трудовая теория антропогенеза.

4. Синтетическая теория антропогенеза.

5. Теория самоорганизации систем.

 

Цель занятия: рассмотреть проблему антропогенеза, познакомиться с основными теориями появления и развития человека.

 

Задачи:

1. Осветить предпосылки возникновения теорий антропогенеза.

2. Рассмотреть основные концепции антропогенеза.

Предпосылки возникновения эволюционной теории

Человек – сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек является существом как биологическим, так и социальным Суть проблемы антропогенеза – историческое формирование человека как существа биосоциального.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1795 г. шотландский ученый геолог Джеймс Геттон (1726– 1797) сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других, указав при этом на сходство современных и древних геологических процессов.

Следом за ним в 1796 г. французский ученый – астроном, математик, физик маркиз Пьер Симон де Лаплас (1749– 1827) предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа).

В этом же году дед знаменитого Чарлза Дарвина, английский врач и натуралист Эразм Дарвин (1731–1802) опубликовал теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы «Зоономия», в которой в натурфилософской форме развивал представления об эволюции животных под влиянием внешней среды.

Значительный вклад в утверждение эволюционизма внес и предшественник Дарвина французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744–1829). Он создал достаточно целостную концепцию эволюции живой природы, согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не вскрыл подлинных причин эволюции. Одновременно с немецким ученым Г. Р. Травиранусом он ввел термин «биология».

Таковы были естественнонаучные предпосылки возникновения эволюционной теории английского естествоиспытателя Чарльза Роберта Дарвина (1809–1882), опубликовавшего в 1859 г. свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора».

 

Эволюционная теория Чарльза Роберта Дарвина

В своем произведении Ч. Р. Дарвин на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики, вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. А в

1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности, и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти новые признаки и особенности. Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, не способные приспособиться к условиям существования. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки. Это и ведет, в конечном счете, к образованию новых видов.

Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественнонаучным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала причинное объяснение развития видов и тем самым заложила основы научной концепции эволюции. С этих пор стало совершенно ясно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено его прошлым, а будущее основано на настоящем. Он показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.

Но, разработав теорию естественного происхождения человека, Дарвин не смог включить в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в его теории отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.

Трудовая теория антропогенеза

Представители в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был Ф.Энгельс, считали, что труд не отменяет действия биологических законов, но он преобразовывает характер действия естественного отбора, формирует способность становящегося человека преобразовывать природу по своим собственным меркам, а вместе с тем способствует и формированию самого человека. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

Нет сомнения, что возникновение труда и его развитие действительно оказало огромное влияние на антропосоциогенез. Важным моментом при этом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, они же являются и основным способом передачи этого социального опыта.

Таким образом, было показано, что становление человека и общества – это взаимосвязанный процесс, – процесс антропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежит трудовой деятельности. Хотя, как пишет М.И.Урысон, «сама трудовая деятельность возникла в результате жесткого естественного отбора».

Синтетическая теория антропогенеза

Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20-х гг., когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Большую роль при этом сыграла популяционная генетика. Эта наука, основанная отечественными биологами С.С.Четвериковым и Н.В.Тимофеевым-Ресовским, изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений. Согласно ей, минимальной единицей эволюции в биосфере является не особь, как это считается в теории Дарвина, а популяция, совокупность индивидов одного вида, способных скрещиваться между собой.

Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг. Однако в нашей стране нормальное развитие эволюционной теории на 10–15 лет было нарушено деятельностью Т.Д. Лысенко. И лишь к 70-м гг. пришла в СССР. В западных странах сопротивление дарвинизму и эволюционизму вообще оказывали общественные круги, близкие к церкви. Хотя и по сей день там широко распространен креационизм – точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения, а не частью природы и продуктом ее развития. И это несмотря на то, что в 1950 г. сам Папа Пий XII в специальной энциклике (послании к католикам) «Происхождение человека» согласился с правомочностью эволюционного взгляда на происхождение человеческого тела, хотя при этом и подчеркнул, что душа человека создана Богом.

В последние десятилетия ведется критика самой синтетической теории эволюции. Она связана с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. При этом представители современного сальтационизма, используя новейшие достижения молекулярной биологии, биологии развития, палеонтологии и других наук, придают решающее значение в эволюции случайным явлениям.

Теория самоорганизации систем

В основе теории самоорганизации систем лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, систем, обменивающихся со средой веществом и энергией. В таких системах переход одного качественного состояния в другое происходит как скачкообразный процесс, переводящий открытую неравновесную систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности. При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер. В этом в общих чертах и заключается сущность самоорганизации рассматриваемых систем. К ним относятся и все биологические системы, включая человека. Разработка теории самоорганизации началась сравнительно недавно и связана с таким направлением в науке, как синергетика.

 

 

Тема 20. Философия науки. (2 часа)

 

План

1. Определение науки.

2. Наука как особый вид деятельности.

3. Закономерности развития науки.

4. Классификация наук.

 

Цель занятия: познакомиться с философией науки, рассмотреть закономерности развития научного знания.

 

Задачи:

1. рассмотреть основные понятия;

2. рассмотреть науку как особый вид деятельности;

3. познакомиться с закономерностями развития науки и классификацией наук.

 

Работа с понятиями:

Наука — это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности — систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Естествознание— система наук о природе, теоретическая ос­нова промышленности, сельского хозяйства и медицины. Система наук о природе отражает развитие природы, идущее от объектов более простых, низших к более сложным, высшим.

Исследование— деятельность мышления. Оно предполагает использование категорий, которые задают алгоритм мышления ученого.

 

Определение науки

«Наука» в переводе с латинского означает «знание».

В настоящее время исследование науки осуществляется в рамках таких дисциплин, сформировавшихся во второй половине XXвека, как философия науки, социология науки, науковедение.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.228.250 (0.031 с.)