Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Философия Древнего КитаяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Зарождение и основные проблемы Древнекитайской философии. 2. Конфуцианство и Даосизм – основные направления философии Древнего Китая. 3. Философия Мо-цзы как оппозиция Конфуцианству. 4. Китайская медицина как аспект философии.
Цель семинарского занятия: рассмотреть основные проблемы древнекитайской философии, познакомиться со взглядами древнекитайских философов, рассмотреть взаимосвязь философского знания и медицины.
Задачи: Работая над первым вопросом, необходимо рассмотреть зарождение и развитие философии Древнего Китая, определить основную проблематику. Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – «Пятикнижие». К нему относились: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», летопись. К «Пятикнижию» примыкали: комментарий к «Книге перемен», исторические рукописи и др.
Основные вопросы: 1) вопрос о происхождении зла. Авторы «Пятикнижия» считали, что источником зла является человек. 2) проблема первоначала мира. В «Книге истории» говорится о пяти первоначалах (вода, огонь, дерево, металл, земля) и о пяти явлениях природы (дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер). Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) – Ян и Инь. Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, тёмное и пассивное начало. Оно управляет землёй. Инь и Янь существуют не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом, в соединении своих сил. Чередование Инь и Янь называется путём (Дао), который проходят все вещи. 3) значительное внимание уделяется обоснованию ритуала (ли), который для китайской культуры выступает в качестве определяющего принципа жизнеустройства. Он имеет как религиозный, так и светский характер. С ритуалом связана социальная нравственность, почитание Неба (высшей божественной силы), властей, родителей, старшего брата и умерших. 4) В китайских мифах происхождение мира связывается со сверхъестественным человеком по имени Паньгу, из вздоха которого появились ветер и облака, из головы – гром, из левого глаза – солнце, из правого – луна, из туловища с руками и ногами – четыре стороны света, из крови – реки, из пота – дождь и роса, из блеска глаз – молнии и т. д. А люди появились из паразитов, водившихся на теле Паньгу. Приниженное, подчинённое положение человека характерно для всей китайской философии. Образно говоря, человек – это садовник; его обязанность ухаживать за садом, но ничего не менять. Любые изменения – зло. Второй задача состоит в раскрытии сущности основных философско-религиозных учений Древнего Китая, рассмотрение значимых понятий для древнекитайского миропонимания. Одним из господствующих направлений в китайской философии является даосизм, возникший во второй половине 1-го тыс. до н. э., основателем которого считается Лао-Цзы. Центральное понятие даосизма – Дао – невидимый, вездесущий, естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им. Познание Дао тождественно познанию всеобщего, внутреннего закона саморазвития природы и её самоорганизации. Помимо этого познание Дао предполагает и умение соответствовать этому закону. Человеку в даосизме приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от Дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную. Таким образом, этический идеал в даосизме – человек, обладающий Дао и высшим дэ, его отношение к миру определяется принципом недеяния - у вэй. Он следует естественному закону Дао и совершенствует его внутри себя – в своей душе. Основателем– конфуцианства – был Конфуций (551 – 479 до н. э.). Его мало интересовали проблемы материального мира и космогонии. Дао для Конфуция – это моральный закон, этический принцип, путь поведения, долга. В центре учения Конфуция – проблемы сосуществования человека и общества. Поскольку сам человек рассматривался Конфуцием как функциональный элемент общества, постольку следовало разработать надлежащие правила поведения (ритуал) и следовать этим правилам. Каждый человек должен находиться на своём месте (исполнять свои функции). Конфуций не только отождествлял общество и государство, но и настаивал на том, что государство – это большая семья, в которой интересы коллектива выше интересов личности. Конфуций разработал модель совершенного человека («благородного мужа»), который для простых смертных, «низших людей» должен выступать этическим идеалом. «Благородный муж» обладает пятью достоинствами (совершенными качествами): гуманностью (жэнь), справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Общая формула нравственного поведения: «Чего не желаешь себе, то не делай и другим»). «Благородный муж» – не только этический, но и политический идеал. Совершенный правитель, представитель политической элиты, должен владеть пятью качествами. В этом, по мнению Конфуция, секрет управления государством. Государь своим примером учит подданных должному поведению. «Зачем, управляя государством, – спрашивает китайский мудрец,– убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым». Дао (букв, «путь») — одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состояние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии. Дэ — понятие, во многом близкое понятию «дао». В сущности, дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Жэнь — основное понятие конфуцианства. Означает «гуманность», «милосердие», «человечность». Жэнь — одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек. И — «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и — моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели. Инь — ян — парные понятия, в широком значении выражающие идею двойственности начал бытия. Инь — ян — диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма — свет, движение — покой, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д. Ли — «ритуал», «церемония», «этикет». Ли — это всевозможные нормы поведения — религиозного, светского, семейного. Чжи — мудрость, знание, ум, интеллект. Сяо — один из этических принципов конфуцианства — «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо — значит служить родителям по правилам ли. Тянъ — Небо, которое воспринималось как некая высшая божественная сила. У син — пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода. Увэй («недеяние») — в даосизме означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Ци — букв, «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Ци — духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет различные состояния в зависимости от уровня проявления — космологического, антропологического и психологического. Цзюнь-цзы — «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы — конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) — жэнь, и, ли, сяо, чжи.
Третья задача состоит в сопостовлении философских взглядов Конфуция и Мо-цзы. Третьей крупной философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы) 479-400 гг. до н.э. Центральное место в этическом учении Мо-цзы занимает идея «всеобщей любви» цзяньай, противостоящая конфуцианскому принципу жэнь. Он считал, что смуты и распри в стране произошли оттого, что люди перестали любить друг друга. По его мнению, образцом правителя является небо, благодаря своему человеколюбию. Отрицая концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обессмысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ. Правители должны почитать мудрость, подбирать служилых людей не по их знатности и умению льстить им, а по деловым качествам, почтительно слушать, когда им говорят правду. Моисты советовали критически относится к традиции, выбирая из нее только хорошее. Отвергая конфуцианское пристрастие к традиции, ритуалу, они не фетишизировали и закон. Закон - это подсобное средство управления, поэтому законы должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви. Теория познания Мо-цзы, как и все его учение, противоположна взглядам Конфуция. Во-первых, объектом познания для него является жизнь гражданского общества, деятельность людей, занимающихся земледелием, ремеслом и торговлей, а для Конфуция - зафиксированные в литературных памятниках традиции прошлого. Во-вторых, он считал, что в связи с изменением объективных условий новым социальным явлениям нужно давать новые «имена» (понятия), чтобы новому содержанию соответствовала новая форма. Позиция Конфуция напротив - изменившаяся действительность должна быть приведена в соответствие со старой формой, с прежними «именами». В-третьих, Мо-цзы критически относился к традициям, используя их лишь для объяснения новых явлений. Он утверждал, что из древних традиций нужно использовать все, что полезно в настоящее время и отбрасывать то, что устарело. Рациональным элементом в теории познания Мо-цзы является идея о решающем значении объективного содержания «имен», о возможности познания вещей, о практическом значении знания. Решая четвертую задачу, необходимо рассмотреть взаимосвязь древнекитайской философии и медицины, определить специфику и особенности восточной мудрости. Подготовить сообщение либо презентацию по теме «Китайская медицина как аспект философии». Тема 3.Основные проблемы философии Древней Греции (4 часа)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.008 с.) |