Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 1. Общая характеристика зарубежной философии второй половины XIX - начала ХХ в. Неокантианство и позитивизмСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Неокантианство: Марбургская школа; Баденская школа. 2. Основные этапы позитивизма 3. Постпозитивизм.
Цель занятия: показать основные направления зарубежной философии второй половины XIX - начала ХХ в.
Задачи: 1. Работа с понятиями. 2. Дать общую характеристику зарубежной философии второй половины XIX - начала ХХ в. 3. Изучить сущность философии неокантианства и позитивизма
Рассмотреть понятия: Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее интуицию, чувства, инстинкт основным «родом» познания. Волюнтаризм -признаниепримата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Воля -способность к выбору цели деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для её осуществления;у Шопенгауэра и Ницше:высший принцип бытия и сознания.
Неокантианство Неокантианство — философское идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX века в Германии под лозунгом «Назад к Канту!» и распространившееся впоследствии в других странах, в том числе и в России. Основные принципы неокантианства сводились к трем основным моментам: 1. понимание философии исключительно как критики познания; 2. ограничение познания сферой опыта и отказ от притязаний онтологии (учения о бытии) на статус научной дисциплины; 3. признание обусловливающих познание априорных норм. Марбургская школа - течение в неокантианстве, исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения Канта. Представлена такими основными именами, как Г. Коген (возглавлявший эту школу), П. Наторп и Э. Кассирер. Они определяют предмет познания не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого познания, а как субъект, формирующийся в прогрессирующем опыте и «заданный» первоначалом бытия и познания. Соответственно, философия имеет своей целью исключительно творческую работу созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании и в этом познании обосновывает. Лидеры баденской школы неокантианства Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) и Риккерт Генрих (1863—1936) выдвинули тезис о наличии двух классов наук: 1. идиографическими - описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. 2. номотетическими, они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие основные ее особенности: 1. конечный результат - описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных источников; 2. сложный, очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; 3. для наук о культуре характерен идеографический метод; 4. объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; 5. социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей и оценок, наукой о которых и является философия.
Позитивизм Позитивизм — направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Классический позитивизм Представителями первой, классической формы позитивизма XIX в. кроме О. Конта были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер, французы П. Лаффит, Э. Ренан и др. Были позитивисты «первой волны» и в России П. Лавров, Н. Михайловский. О. Конт полагал, что «метафизика» как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четыре ее основных свойства. 1. единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума; 2. прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности; 3. специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук; 4. ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования. Эмпириокритицизм Эмпириокритицизм («критика опыта») — вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX — начале XX в. в работах крупного австрийского «философствующего» физика Э. Маха (и названная поэтому его именем) и швейцарского философа Р. Авенариуса и призванная «защитить» опыт от проникновения в него философских категорий (особенно причинности, субстанции, необходимости и др.). Мах Эрнст (1838—1916) — австрийский физик и философ. В своей философской концепции Мах настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы «элементов», совокупность ощущений образует тела. Неопозитивизм Это третий — последний — этап позитивизма и одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30 —60-е гг. XX в. (Карнап, Шлик, Найрат, Рейхен-бах и др.). Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-е гг. XX в. в рамках деятельности Венского кружка. Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) — процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки. Говоря о роли позитивизма в развитии науки, великий физик В. Гейзенберг отмечал, что всякий охотно присоединится к требованиям прагматиков и позитивистов — тщательность и точность в деталях, максимальная ясность языка. Но нужно «думать о широких взаимосвязях», ибо будет утерян компас, по которому мы можем ориентироваться. Постпозитивизм Постпозитивизм — течение западной философско-методологической мысли XX века, пришедшее на смену неопозитивизму (логическому позитивизму). Постпозитивизм исторически восходит к работам К. Поппера 50-х гг. XX в. и последующих представителей «философии науки»: Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина и др. Основные черты данного течения: 1. ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний; 2. активное обращение к истории науки как диалектическому процессу 3. отказ от каких бы то ни было жестких разграничений, попытки гибко сочетать их; 4. стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции); 5. анализ социокультурных факторов возникновения и развития научного знания; 6. резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования; 7. замена верификации фальсификацией — методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.77 (0.008 с.) |