Философия жизни, интуитивизм 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия жизни, интуитивизм



 

Социальные и гносеологические основания неклассических философских систем. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Отношение к разуму и науке. Рационализм и иррационализм.

Философия жизни: основные проблемы и категории. Учение Артура Шопенгауэра (1788–1860 гг.) о мировой воле. Понятие воли к жизни и виды ее объективации. Волюнтаризм как метафизическая и этическая позиция Шопенгауэра.

Философское учение Сëрена Кьеркегора (1813–1855 гг). Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора. Синтез противоположностей человеческой личности. Понятия: экзистенция, выбор, отчаяние, страх, бытие лицом к смерти.

Философские идеи Фридриха Ницше (1844–1900 гг.). Основные концептуальные принципы: воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение, переоценка ценностей. Особенности антихристианства Ницше. Смысл тезиса о «смерти Бога».

Философия Анри Бергсона (1859–1941гг.). Критика интеллекта и рационального познания. Понятия «поток сознания», «жизненный порыв», «творческая эволюция». А.Бергсон о соотношении инстинкта, интеллекта и интуиции.

Философия Освальда Шпенглера (1880–1936 гг.). Морфология культуры. Понятие «души» культуры и ее символического выражения. Типы культур. Концепция циклического развития. Культура и цивилизация.

 

Позитивизм и его историческая эволюция

 

Социокультурные предпосылки возникновения позитивизма. Позитивизм и его историческая эволюция.

«Первый позитивизм». Программа «позитивной философии» Огюста Конта (1798–1857 гг.) ипозитивистская концепция соотношения философии и науки. «Наука – сама себе философия». Классификация наук. «Закон трех стадий развития человеческого духа» как универсальный закон истории. Эволюционизм Герберта Спенсера(1820–1903 гг.). Проблема «самоочевидной» истины. Мир как «проявление Непознаваемого». Органическая теория общества. Социальные институты, их роль и функции в жизни общественного организма.

«Второй позитивизм». Эрнст Мах (1838–1916 гг.) и Рихард Авенариус (1843–1896 гг.). Отношение к естественно-научному материализму и предшествующей идеалистической философии. Новые открытия в науке и проблемы метафизики. Р. Авенариус: идея «принципиальной координации» субъекта и объекта; опыт и задача «очищения опыта». Э.Мах: теория «нейтральных элементов опыта»; критика теории «интроекции» и принцип «экономии мышления».

Становление и источники неопозитивизма. Бертран Рассел (1872–1970 гг.). Людвиг Витгенштейн (1889–1951 гг.). Предмет и задачи философии. Критика метафизики. Критерии демаркации научного и вненаучного знания. Доктрина атомарности научного знания. Проблема верификации. «Протокольные предложения». Принцип конвенционализма. Философия как «деятельность». Теория языковых игр.

Постпозитивизм

 

Постпозитивизм как этап развития западной философии и методологии науки. Отношение к логическому позитивизму.

Концепция науки и развития научного знания Карла Поппера (1902–1994 гг.). Критический рационализм. Соотношение опыта и научной теории. Критика верификационализма и доктрины «протокольных предложений». Фальсификация как критерий демаркации научного и метафизического знаний. Концепция научного метода. Теория трех миров. Эволюционная концепция роста знания. Социально-политические воззрения К. Поппера. «Открытое общество».

Философские воззрения Томаса Куна (1922–1995 гг.) на развитие науки. «Парадигма» и «нормальная наука». Концепция научных революцийкак скачков в развитии науки, ведущих к появлению новых парадигм. Отрицание преемственности в эволюции научного знания как основание концепции несоизмеримости старой и новой парадигм.

Концепция неявного и личностного знания Майкла Полани (1891–1976 гг.). Идея укорененности всех форм познавательной деятельности в обыденном практическом опыте и телесной организации человека.

Концепция развития науки Имре Лакатоса (1922–1974 гг.). Методология «исследовательских программ». «Твердое ядро» и «защитный пояс» исследовательских программ и стадии их развития. Идеи Лакатоса как последовательное развитие философии критического рационализма.

Анархическая эпистемология Пола Фейерабенда (1924–1994 гг.). Пролиферация (размножение) научных теорий и рост научного знания. Концепция несоизмеримости научных теорий. Равноправие различных типов знания и отказ от претензий рационализма на исключительные права в сфере методологии науки. П. Фейерабенд о роли науки в свободном обществе.

Эволюционистская концепция науки Стивена Эделстона Тулмина (1922–1998 гг.). Идея исторического формирования и функционирования стандартов рациональности и понимания. Наука как совокупность «исторических популяций» независимых теорий. «Рациональная инициатива», «концептуальный отбор», «матрица понимания» – ключевые понятия концепции Тулмина.

Постпозитивизм и проблема социокультурного контекста развития и функционирования науки.

Неокантианство

 

Основные школы и представители неокантианства. Марбургская школа. Ориентация философии на математическое естествознание. Критика кантовской «вещи в себе» и трансцендентальный метод Германа Когена (1842 – 1914 гг.). «Проблема и корреляция» Пауля Наторпа (1854 – 1924 гг.). Эрнст Кассирер (1874 – 1945 гг.) и философия символических форм.

Баденская школа неокантианства. Вильгельм Виндельбанд (1848 – 1915 гг.), Генрих Риккерт (1863 – 1936 гг.). Проблема специфики социокультурного знания. Место психологии в классификации наук. Номотетические и идиографические науки. Философия как теория ценностей. Границы естественно-научного образования понятий. Специфика исторического познания.

Неокантианство и социология Макса Вебера (1864 – 1920 гг.). «Наукоучение»: цель и предмет историко-социальных наук. Принцип «соотнесения с ценностями» и «воздержания от оценки». Теория идеального типа.

Феноменология

 

Эдмунд Гуссерль (1859–1938 гг.): феноменологическое учение о сознании и методе. Проблема обоснования логики. Полемика с психологизмом. Программа философии как «строгой науки». Понятие интенциональности сознания. Феноменологический идеализм Э. Гуссерля. Феноменологическая редукция. Понятие «жизненного мира». Проблема судеб европейской культуры.

Основные направления развития феноменологии. Макс Шелер (1874–1928 гг.): применение феноменологии к социальной и этической проблематике. Личность. Социология знания.

Психоанализ и философия неофрейдизма

Проблема бессознательного в европейской философии и психологии. Становление психоанализа Зигмунда Фрейда (1856 – 1939 гг.). Основные понятия психоанализа: бессознательное и сознание, вытеснение и сопротивление, стадии развития либидо, эдипов комплекс. Метапсихология З. Фрейда и «прикладной психоанализ». Структура психики: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Учение о человеке. «Принцип удовольствия» и «принцип реальности». Социальная философия и культурология З. Фрейда. Критика религии и современной цивилизации. Эрос и Танатос.

Психоанализ после З. Фрейда. Аналитическая психология Карла Юнга (1875 – 1961 гг.), его учение о коллективном бессознательном. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма (1900 – 1980 гг.).

Экзистенциализм

 

Социально-исторические предпосылки и духовные истоки экзистенциализма. Человеческое существование как философская проблема.

Экзистенциализм в Германии. Мартин Хайдеггер (1889–1976 гг.). Феноменологическое истолкование бытия. Здесь – бытие и экзистенциальная аналитика. Бытие-в-мире и Бытие-с-другими. Бытие-к-смерти, экзистенция неподлинная и экзистенция подлинная. Западная метафизика как забвение бытия. Учение о языке. Техника и западный мир.

Философия Карла Ясперса (1883–1969 гг.). Свобода и «пограничная ситуация», экзистенция и трансценденция. Проблема истины. Экзистенциальная коммуникация. Философская вера. Философия истории К. Ясперса. Понятие «осевого времени».

Экзистенциализм во Франции. Феноменологическая онтология Жана Поля Сартра (1905–1980 гг.). «Бытие-в-себе», «Бытие-для-себя» и «ничто». «Бытие-для-других». «Негативная диалектика» как теоретический фундамент свободы. «Экзистенциализм –это гуманизм». Философская и политическая эволюция Ж.-П. Сартра.

Экзистенциализм Альбера Камю (1913 – 1960 гг.) как философия абсурда и бунта. Понятие абсурда. Два способа «бегства от абсурда». Бунт как экзистенциальное измерение человека. Гуманизм А. Камю.

 

Философская антропология

Становление и идейные истоки философской антропологии. Значение немецкой романтической философии И. Канта, философии жизни и феноменологии для ее становления и методологического обоснования.

Макс Шелер (1874 – 1928 гг.) и Гельмут Плесснер (1892 – 1985гг.) – основоположники философской антропологии. Программа философского познания человека во всей полноте бытия. Философская антропология и наука. М. Шелер о принципиальной противоположности человека и животного. Концепция «духа» и «порыва». Материальная этика М. Шелера. Г. Плесснер о задачах философской антропологии. Понятие «позициональности». Концепция человека. «Эксцентричная позициональность» как специфика человека.

Важнейшие направления философской антропологии: биологическая антропология (Арнольд Гелен (1904 – 1976 гг.)), культурная антропология (Эрих Ротхакер (1888 – 1965 гг.), Михаэль Ландман (1902гг.)).

Биологическая антропология А. Гелена. Обоснование концепции природы человека. Значение бессознательно-витальной сферы. Человек как биологически недостаточное существо. Теория влечений. Культура как форма восполнения биологической недостаточности человека.

Культурная антропология Э. Ротхакера. Исходные методологические позиции: единство эмпирической предметности и духовной субъективности природы человека. Концепция личности. Культура как форма выражения творческого ответа личности на вызов природы, как стиль жизни и способ ориентирования в мире. Понятия «окружающая среда» и «духовный ландшафт».

Антропологическая концепция Л. Ландмана. Понятие объек-тивного духа. Человек как творец и творение культуры.

 

Религиозная философия XX в.

Реформа католической философии в конце ХIХ в. Вера и знание, принцип гармонии веры и разума в неотомизме. Креационизм, доказательства бытия Бога. Гилеоморфизм и современное научное знание. Этика и социальная доктрина неотомизма. «Интегральный гуманизм» Жака Маритена (1882–1973 гг.). «Экзистенциальный поворот» и критика научно-технической цивилизации. Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Габриэля Марселя (1889–1973 гг.) Эволюционизм Тейяра де Шардена (1881–1955 гг.). Второй Ватиканский собор и развитие католической мысли. «Теология освобождения».

Развитие протестантской мысли. «Диалектическая теология» Карла Барта (1886–1968 гг.). Онтология и историософия Пауля Тиллиха (1886–1965 гг.). Герменевтика Рудольфа Бультмана (1884–1976 гг.). Либеральная и фундаменталистская ориентации в современном протестантизме.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.189.2 (0.019 с.)