Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И антропологическая мысль Нового времени

Поиск

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). Социально-политические воззрения. Социальная справедливость. Государство как гарантия свободы.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Учение о человеке. Эгоистическая природа человека. Самосохранение как главный импульс человеческого поведения. Свобода и необходимость. Учение о человеческой природе и социальная философия Т. Гоббса. Теория естественного права и общественного договора.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.). Социально-философские и политические взгляды Дж. Локка. Концепция естественного состояния человеческого рода и общественного договора. Концепция частной собственности. Дж. Локк о разделении властей и видах правления. Концепция веротерпимости. Либерализм и его обоснование в социальной философии Дж. Локка.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.). Учение о человеке. Свобода воли. Человек как субъект свободной, творческой деятельности. Проблема добра и зла. Теодицея Г. Лейбница.

Дэвид Юм (1711 – 1776 гг.). Философское учение о человеке. Природа человека. Чувственный опыт и его структура. Впечатления и идеи. Принцип ассоциации. Критика понятия причинности. Теория аффектов. Этическое учение. Гражданское общество и государство. Учение о религии и церкви.

 

Философия французского Просвещения

 

Социально-экономические, политические и духовные основания века Просвещения как особой исторической эпохи. Гуманистические идеалы (свободомыслие и Разум как высшие ценности, деизм, антиклерикализм, гражданское общество, принципы демократии и свободы) и новое понимание человека как образованного, автономного индивида, субъекта права и собственности. «Природа» человека и воспитание. «Энциклопедия искусств и ремесел», ее роль и значение в распространении просветительских идей. Французское Просвещение и Французская революция.

Учение о природе (сущности) человека и обществе. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778 гг.). Деизм. Философия истории. Критика провиденциализма. Представления о субъекте истории и концепция «просвещенного абсолютизма». «Мнения правят миром».

Шарль Монтескье (1689–1755 гг.). Учение о «естественных правах человека». Соотношение «естественных» и «общественных» законов. Роль права как регулятора социальных связей. Влияние географической среды и климата на общественное развитие.

Связь философии и естествознания. Механистический материализм в учении о человеке («человек – машина») Жюльена Офре де Ламетри (1709–1751 гг.).

Поль Анри Гольбах (1723–1789 гг.) – систематизатор взглядов французских просветителей на природу и общество. Учение о материи и движении. Отношение философии и теологии. Механистический детерминизм и фатализм.

Учение о человеке и познании Клода Адриана Гельвеция (1715–1771 гг.). Понимание человеческой природы как физической чувствительности и отстаивание принципа себялюбия (личного интереса) как ее выражения. Основные принципы теории познания. Сенсуализм.

Философские и социально-политические воззрения Жана-Жака Руссо (1712–1778 гг.). Естественное состояние и цивилизация. Противоречия цивилизации. Проблема социального неравенства, его происхождение и возможности преодоления. Концепция гражданского общества и общественного договора. Руссо об умственном, физическом и нравственном воспитании.

Философская система Дени Дидро (1713–1784 гг.). Учение о материи и движении. Элементы диалектики, учение о внутренней активности материи. Проблема возникновения жизни и мышления. Необходимость и свобода. Дидро и Энциклопедия.

 

Немецкая классическая философия

 

Социокультурные предпосылки становления классической немецкой философии. Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) – родоначальник немецкой классической философии. Предмет и метод философии. Понимание взаимосвязи новой науки и новой метафизики.

«Докритический» период в философии Канта. Космогоническое учение о возникновении солнечной системы. Диалектические идеи в работах «докритического» периода.

Критическая философия Канта. Проблема активности теоретического разума. Обоснование всеобщности и необходимости научного познания. Принципы построения «критической» теории познания. Осмысление природы науки и всеобщих условий формирования научно-теоретического познания. Эмпирический и априорный источники познания. Аналитические и синтетические априорные суждения. Идея трансцендентальной философии. «Вещь в себе» и «вещь для нас». Пространство и время как априорные источники познания. Категории и их роль в познании. Система категорий. Критика доказательств бытия Бога. Антиномии познания. Опасность агностицизма и попытка его преодоления.

Этика Канта. Категорический императив и проблема свободы человека. Человек как субъект автономного поведения и собственного совершенствования. Свобода как условие нравственного закона, как самоограничение собственного произвола и уважение свободы других. Свобода и ответственность. Долг как категория кантовской этики.

Социальная философия И.Канта: идея вечного мира и сотрудничества народов на основе взаимного доверия.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814 гг.). «Я» как исходный пункт философской системы. Философия как наукоучение. Учение о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854 гг.). Учение об абсолюте как исходном пункте бытия и познания. Естественные науки и натурфилософская концепция. Идея тождества субъективного и объективного. Философия искусства Ф. Шеллинга. Искусство как органон философии. Концепция творческой деятельности.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.). Основные идеи его философии. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии. Философская система: логика (учение о бытии, сущности, понятии), философия природы (механика, физика, органика), философия духа (объективный дух, субъективный дух, абсолютный дух). Гегель о соотношении философии и науки. Философия как «наука наук». Философия истории. Свобода как сущность духа, цель и субстанция истории. Идея прогресса. Этапы мировой истории. Свобода и историческая необходимость. «Хитрость мирового разума» и проблема исторического субъекта. Государство как высшее воплощение свободы. Искусство, религия и философия как высшие формы самосознания абсолютного духа. Система и метод гегелевской философии.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.). Отношение к гегелевской философии. Человек как высший предмет философии. Основные черты понимания природы и человека. Сенсуалистическая теория познания. Сущность и социальные функции религии. Критика христианства. Этика любви и перспективы развития социальных отношений.

 

Философия марксизма

 

Социально-исторические и теоретические предпосылки марксистской философии. Отношение Карла Маркса (1818 – 1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895 гг.) к философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Предмет и метод марксистской философии. Основной вопрос философии.

Формирование философских взглядов. Гуманизм и проблема отчуждения в трудах раннего и позднего Маркса.

Разработка концепции материалистической диалектики. Концепция материи, движения, пространства и времени. Проблемы антропогенеза и возникновения сознания. Диалектика как теория развития, гносеология и логика.

Формирование материалистического понимания истории. Концепция социально-исторической практики. Общественное бытие и общественное сознание. Категория общественно-экономической формации. Закономерности исторического процесса и субъект истории. Социальная философия марксизма и концепция науки как «всеобщего духовного продукта общественного развития».

Марксистская философия в XX веке.

Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918 гг.) и философия марксизма: критика социологических воззрений народничества, соотношение философии и науки, осмысление структуры философии как единства диалектики, философии природы и философии истории, разработка материалистического понимания истории, концепция роли личности в истории. Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 гг.): полемика с махизмом, разработка материализма и диалектики, теория познания, концепция диалектики, учение о государстве и революции, соотношение демократии и диктатуры.

Зарубежная марксистская философия: Дьердь Лукач (1885 – 1971 гг.): Маркс и диалектика Гегеля; критика иррационализма; онтология общественного бытия; Луи Альтюссер (1918–1990 гг.): разработка марксистской теории познания, концепция «теоретического антигуманизма»; Антонио Грамши (1891 – 1937 гг.): марксизм как философия практики, взаимодействие базиса и надстройки, государство и гражданское общество.

 

15. Неклассическая философия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.01 с.)