Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская философская мысль X – XVII вв.

Поиск

 

Становление философской мысли в Древней Руси. Мировоззренческие основания древнерусской философии. Значение христианизации Руси. Влияние византийской патристики на становление древнерусской философской мысли.

Специфика бытования философских идей в древнерусской культуре. «Умозрительная» и «практическая философия». Основные темы древнерусской религиозно-философской мысли: историософия (Иларион (ум. ок. 1055 г.), Нестор (середина XI – начало XII в.)), этика (Владимир Мономах (1053 – 1125 гг.)), антропология (Кирилл Туровский (ок. 1130 – 1182 гг.)), гносеологические взгляды митрополита Никифора (2-я половина XI – 1-я половина XII в.)

Развитие религиозно-философской мысли в Московской Руси. Мистико-созерцательное и рационалистическое направления. Исихазм. Мировоззренческий смысл споров между иосифлянами и нестяжателями (Иосиф Волоцкий (1439/1440 – 1515 гг.) и Нил Сорский (1433 – 1508 гг.)): социальное служение и призвание Церкви, пути духовно-нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природы.

Становление политической идеологии Московского царства. «Сказание о князьях Владимирских». Теория «Москва –Третий Рим» инока Филофея (ок.1465 – ок.1542 гг.). Власть и право в полемике Ивана Грозного (1530 – 1584 гг.) и Андрея Курбского (ок.1528 – 1583 гг.).

Зарождение гуманистической мысли и формирование предпосылок этико-мировоззренческой секуляризации. Ф.И. Карпов (XVI в.), И.С. Пересветов (XVI в.), Максим Грек (1470 – 1556 гг.), Артемий Троицкий (XVI в.), Феодосий Косой (XVI в.).

Роль Киево-Могилянского коллегиума и Славяно-греко-латинской академии в распространении философских знаний.

Церковный раскол и его влияние на духовную жизнь общества. Религиозно-философские и этические идеи «Жития протопопа Аввакума» (Аввакум (1620 – 1682 гг.)). Формирование раннепросветительской идеологии. Симеон Полоцкий (1629 – 1680 гг.), Юрий Крижанич (1617 – 1683 гг.).

Русская философская мысль XVIII в.

 

Петровские реформы, их социально-политическое и культурное значение. «Ученая дружина». Феофан Прокопович (1681–1736 гг.) и его концепция «правды воли монаршей». Бог, мир и человек в философии Ф.Прокоповича. Философские идеи В.Н.Татищева (1686 – 1750 гг.), А.Д.Кантемира (1708 – 1744 гг.), И.Т. Посошкова (1652 – 1726 гг.): концепция двойственной истины, роль науки и просвещения, социально-политические воззрения.

Философия Г.С.Сковороды (1722 – 1794 гг.): метафизика, учение о познании, мистика сердца, учение о Боге и человеке, этические взгляды.

Основание Московского университета и начало светского философского образования. Философские взгляды М.В. Ломоносова (1711 – 1765 гг.): учение о материи, гносеологические взгляды, проблема веры и разума, науки и религии. Исторические идеи Ломоносова.

Философская антропология А.Н. Радищева (1749 – 1802 гг.). Сущность человека и его место в мире. Орудия и силы человека в познании. Социально-этическая концепция. Идеи естественного права и общественного договора.

 

Русская религиозно-идеалистическая

Философия XIX в.

Развитие философской мысли в России в первой половине XIX в. Влияние западноевропейской философской мысли. «Общество любомудров» (1823 – 1825 гг.). В.Ф.Одоевский (1803 – 1868 гг.). Концепция культуры. Историософия «Русских ночей». Учение о самобытности России и ее «мессианском» предназначении.

Идейные истоки и основания философии П.Я. Чаадаева (1794 – 18956 гг.). Соотношение веры и знания. Антропологическая концепция. Провиденциализм как методологическое основание философии истории. Проблема Востока и Запада. Историческое прошлое, настоящее и будущее России.

Славянофильство, его идейные истоки и основные представители. А.С. Хомяков (1804 – 1860 гг.), И.В. Киреевский (1800 – 1856 гг.), К.С. Аксаков (1817 – 1860 гг.), Ю.Ф. Самарин (1819 – 1876 гг.). Критика «рационалистической» культуры Запада и западной философии. Учение о соборности. Концепции цельного знания и самобытного исторического пути России.

Идейные истоки западничества. Влияние классической немецкой философии. Историческое прошлое и судьба России. Идейная эволюция В.Г. Белинского (1811 – 1848 гг.).

«Почвенничество»: А.А. Григорьев (1822 – 1864 гг.): роль искусства как орудия познания, философско-историческая концепция; Н.Н. Страхов (1828 – 1896 гг.): осмысление и интерпретация идей славянофилов, проблема «Россия и Запад»; Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 гг.): проблема человека и смысла его жизни, вера и знание, свобода как наивысшая ценность и тяжкий крест человека, личность и общество, отношение к религии, этико-философский смысл Легенды о великом инквизиторе, проблема «Россия и Европа».

Концепция личности и истории в философии Л.Н. Толстого (1828 – 1910 гг.). Теория «непротивления злу насилием», концепции «истинной веры» и нравственного совершенствования человека.

Неославянофильство. Н.Я. Данилевский (1822 – 1885 гг.): концепция культурно-исторических типов, культура и цивилизация, проблема взаимодействия культур, «Россия и Европа». К.Н. Леонтьев (1831 – 1891 гг.): теория исторического процесса, концепция «византизма», судьба России и мировой цивилизации.

Русский космизм. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова (1829 – 1903 гг.): учение о воскрешении предков и регуляции природы, роль научного знания. Супраморализм учения Федорова. Учение Федорова как синтез христианской морали, натурализма и просветительских убеждений. Философия всеединства

В.С. Соловьёв (1853 – 1900 гг.). Онтология и гносеология всеединства. Учение об Абсолюте. Софиология. Концепция «свободной теософии» как синтеза науки, философии и религии. Этическое учение В.С. Соловьёва. Концепция Богочеловечества и историософия В.С. Соловьёва. Религиозно-мистический взгляд на судьбы Востока, Запада и России. Профетический характер творчества Соловьёва и его влияние на русскую и европейскую мысль.

 

Материалистическое и позитивистское

НаправлениЯ в русской философии

 

Развитие А.И. Герценом (1812 – 1870 гг.) материалистической философии и диалектического воззрения на природу и общество. Философия истории. Концепция «русского социализма».

Философская антропология, эстетика и утопический социализм Н.Г.Чернышевского (1828 – 1889 гг.).

Философские учения русского народничества. П.Л.Лавров (1823 – 1900 гг.): теория прогресса, учение о «цельном человеке» и «критически мыслящих личностях», субъективный метод в социологии.

П.Н. Ткачев (1844 – 1885 гг.): «экономический материализм», учение о революции и роли личности в истории.

Н.К. Михайловский (1842 – 1904гг.): позитивистская направленность философско-социологических исканий, концепция прогресса, теория «героев и толпы».

Позитивизм в науке и философии. Концепция «научной философии» В.А. Лесевича (1837 – 1905 гг.), философия истории Н.И. Кареева (1850 – 1931 гг.), теории социального прогресса М.М. Ковалевского (1851 – 1916 гг.) и Л.И. Мечникова (1838 – 1888 гг.).

Естественнонаучная интерпретация русского космизма: К.Э. Циолковский (1857 – 1935 гг.), А.Л. Чижевский (1897 – 1964 гг.), В.И.Вернадский (1863 – 1945 гг.).

Русская философия ХХ в.

Социальные предпосылки и идейные истоки «русского духовного ренессанса». Философия В.С. Соловьёва как теоретический источник «нового религиозного сознания». Идейная программа философских сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918).

Основные направления и проблемы русской философии XX в.

Христианский персонализм Н.А. Бердяева (1874 – 1948 гг.). Духовная эволюция Н.Бердяева от легального марксизма к религиозному экзистенциализму. Философия свободы. Учение об объективации и творчестве. Философия истории.

Экзистенциализм Л.И. Шестова (1866 – 1938 гг.): иррациональный смысл бытия, критика рационализма, личностный характер истины, этика и проблема свободы, философия культуры.

Софиологическое направление в русской философии. Развитие метафизики всеединства. С.Н. Булгаков (1871 – 1944 гг.): философская эволюция от марксизма к православному миросозерцанию, софиология, учение о Божественном и тварном мире, историософия, проблема зла и свободы, философия хозяйства. П.А. Флоренский (1882 – 1937 гг.): платонизм, проблема веры и знания, учение о Софии, теория «обратной перспективы», символическая интерпретация иконостаса, концепция культуры как синтеза всех сфер творчества.

Интуитивизм. Гносеологические основания философии всеединства. Н.О. Лосский (1870 – 1965 гг.): мир как органическое целое, догматические предпосылки эмпиризма и рационализма, интуиция и гносеологическая координация. С.Л. Франк (1870 – 1950 гг.): познание и знание как интуиция, единство субъекта и объекта перед лицом Абсолютного бытия, христианская антропология и «метафизика человеческого бытия», духовные основы общества и природа общественного идеала.

Евразийство и его идейные истоки. П.Н. Савицкий (1895 – 1968 гг.): Евразия как особое географическое, культурное и историческое пространство. Л.П. Карсавин (1882 – 1952 гг.): учение о «симфонической личности», историософия. Л.Н. Гумилев (1912 – 1992 гг.): понятие пассионарности, этноисторизм, ритмы исторического развития, идея евразийского союза и ее современные вариации.

Философия русского зарубежья. Высылка русских философов в 1922 году. Формирование русских культурных и духовных центров за рубежом.

 

 

Тексты

Платон. Пир. Государство.

Аристотель. Метафизика. Никомахова этика.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

Цицерон Марк Туллий. О пределах блага и зла.

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета.

Августин Аврелий. Исповедь.

Абеляр П. История моих бедствий.

Фома Аквинский. О сущем и сущности.

Николай Кузанский. Об ученом незнании.

Бруно Дж. Диалоги.

Декарт Р. Рассуждение о методе. Правила для руководства ума.

Бэкон Ф. Новый Органон

Гоббс Т. Левиафан.

Спиноза Б. Этика.

Локк Дж. Трактат о гражданском правлении.

Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом.

Юм Д. Исследование о человеческом познании.

Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении.

Вольтер Ф.М.А. Философские письма.

Дидро Д. Разговор д’Аламбера и Дидро.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми.

Кант И. Критика чистого разума.

Гегель Г.В.Ф. Философия истории.

Фейербах Л. Сущность христианства.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

Энгельс Ф. Диалектика природы.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю.

Альтюссер Л. Просто ли быть марксистом в философии?

Конт О. Дух позитивной философии.

Киркегор С. Страх и трепет.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра.

Дильтей В. Введение в науки о духе.

Шпенглер О. Закат Европы.

Кассирер Э. Опыт о человеке.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия.

Бергсон А. Творческая эволюция.

Витгенштейн Л. О достоверности.

Поппер К.Р. Логика и рост научного знания.

Кун Т. Структура научных революций.

Лакатос И. Методология научных исследовательских программ.

Полани М. Личностное знание.

Тулмин Ст. Человеческое понимание.

Фейерабенд П. Против метода.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике.

Фрейд З. Введение в психоанализ.

Фромм Э. Иметь или быть.

Юнг К.Г. Архетип и символ.

Хайдеггер М. Бытие и время.

Ясперс К. Философская вера.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.

Камю А. Бунтующий человек.

Марсель Г. К трагической мудрости и за её пределы.

Гелен А. О систематике антропологии.

Плеснер Х. Ступени органического и человек.

Шелер М. Положение человека в космосе.

Кассирер Э. Опыт о человеке.

Маритен Ж. Знание и мудрость.

Шарден Тейяр де. Феномен человека.

Иларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и Благодати.

Феодосий Печерский. Слово о вере христианской и латинской.

Владимир Мономах. Поучение.

Максим Грек. Беседа души и ума.

Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии.

Аксаков К.С. О русском воззрении; Ещё раз о русском воззрении.

Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философи.

Хомяков А.С. О старом и новом.

Герцен А.И. Письма об изучении природы.

Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

Леонтьев К.Н. Византизм и славянство.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя.

Соловьев В.С. Оправдание добра.

Толстой Л.Н. Наше жизнепонимание.

Федоров Н.Ф. Философия общего дела.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.

Шестов Л. Афины и Иерусалим.

Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени.

Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.

Франк С.Л. Духовные основы общества.

Карсавин Л.П. Философия истории.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале.

Ильин И.А. Путь к очевидности.

Шпет Г.Г. Явление и смысл.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.008 с.)