Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабо-мусульманская средневековая философия

Поиск

 

Социокультурные предпосылки возникновения арабо-мусульманской философии. Философия и естествознание (математика, астрономия, медицина). Влияние античного неоплатонизма и аристотелизма. Стремление к синтезу эллинистической философии и ислама. Материалистические, идеалистические и мистические тенденции.

Аль-Фараби (870 – 950 гг.). Ф илософские, логические и естественнонаучные взгляды. Классификация наук, роль науки в развитии философии. Учение о совершенном государстве.

Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037гг.). Ф илософские и естественнонаучные труды. Влияние Аристотеля. Рационализм и материализм. Ориентация философии на науку. Учение о Боге, природе и человеке. Социально-политические взгляды Авиценны.

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198 гг.). В лияние Аристотеля на формирование учения о Боге-субстанции, мире и человеческой душе. Концепция познания, соотношение веры и разума, религии и философии. Учение о двойственной истине. Социально-политические воззрения Аверроэса.

Влияние арабо-мусульманской философии на западноевропейскую философскую мысль.

Философия эпохи Возрождения

 

Социально-экономические основы и духовные истоки культуры Возрождения. Великие географические открытия. Формирование новых общественных отношений. Секуляризация. Реформация. Синтез античности и средневековья как основание гуманистического типа культуры. Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) – предтеча возрожденческого гуманизма. Данте о человеческом достоинстве и личной активности. Ценность земной человеческой жизни.

Основные тенденции эволюции философской мысли эпохи Возрождения: гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия.

Философия итальянского гуманизма. Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.): замысел преобразования философии; критика схоластики; антропоцентризм. Джаноццо Манетти (1396 – 1459 гг.): гуманистический идеал «обожествленного человека». Пико делла Мирандола (1463 – 1494 гг.): свобода, творчество и достоинство человека; проблема смерти и бессмертия души. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Искусство как средство совершенствования человеческой природы. Свобода человека и познание. Пико делла Мирандола о нравственной роли философии. Идея «всеобщей мудрости» как синтеза философии, теологии и науки. «Афинская школа» Рафаэля Санти (1483–1520 гг.). Этика Лоренцо Валы (1407 – 1457 гг.): наслаждение как полезность и источник добродетели; любовь к другим людям как наслаждение. Гуманизм и Реформация. Полемика Эразма Роттердамского (1469 – 1536 гг.) и Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.) о свободе воли, божественном предопределении, ответственности человека и его природе. Якоб Беме (1575 – 1624 гг.): мистический аспект протестантской реформаторской мысли; учение о человеке и происхождении зла. Гуманистический индивидуализм и скептицизм Мишеля Монтеня (1533 – 1592 гг.).

Неоплатонизм как философская основа Возрождения. Марсилио Фичино (1433 – 1499 гг.) и флорентийская Платоновская академия. Понимание отношения философии и религии. Проблема Бога мира и человека в «Платоновском богословии». Учение о мировой душе и пантеизм Марсилио Фичино. Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.): проблема соотношения Бога и мира. Обоснование принципа совпадения противоположностей. Идея человека как микрокосма. Учение о познании. Николай Кузанский об «ученом незнании». Вера и знание. Интуиция и бесконечность познания.

Натурфилософия Возрождения. Натурфилософия, пантеизм и опытное знание. Философские идеи Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.): учение о Едином, о бесконечности вселенной и бесчисленности миров; учение о познании, ступенях приближения к истине, абсолютном максимуме и минимуму, совпадении противоположностей. Гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473 – 1543 гг.). Натурфилософские идеи Иоганна Кеплера (1521 – 1630 гг.) и Галилео Галилея (1564 – 1642 гг.) и их значение для формирования нового мировоззрения. Обоснование Г.Галилеем гипотетико-дедуктивного метода и развитие естествознания.

Социально-политические идеи Возрождения. Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.): учение о государстве, добродетелях государя, универсальности политических средств, соотношении политики и морали. Социальный утопизм в философии истории как выражение социально-политического, этического гуманистического идеала и критика существующего общественного устройства (Томас Мор (1478 – 1535 гг.) и Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.)).

Завершение философии эпохи Возрождения. Кризис универсалистских гуманистических представлений о мире и человеке. Зарождение идеи научно-технического прогресса и переход к новоевропейской философии.

Философия Нового времени: гносеология

И проблема метода

Социально-исторический и культурный контекст развития философской мысли в Европе XVI – XVII вв. Формирование буржуазного общества. Секуляризация общественной жизни. Переосмысление места и роли религии в обществе. Деизм, его онтологическое, гносеологическое и нравственное содержание. Научная революция XVII века и формирование нового миропонимания. «Натуральная философия» Исаака Ньютона (1643 – 1727 гг.). Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.). Замысел «великого восстановления наук» и новое понимание задач философии. Поиск достоверных первых принципов как основания реформы философии и науки. Новое понимание метафизики. Метафизика как учение о наиболее общих и абстрактных понятиях человеческого мышления. Классификация наук и ее субъективный принцип. Философия, история, поэзия – основные разделы человеческого знания и их соответствие трем познавательным способностям души – рассудку, памяти, воображению. Теоретические и прикладные науки. Опыты «светоносные» и «плодоносные». Роль науки в жизни общества. Философия и теология. Концепция «двух истин». Смысл тезиса «знание – сила» («Tantum possimus quantum scimus»). Учение Ф.Бэкона об «очищении» ума. Критика схоластики. Учение об «идолах (призраках) разума» как наиболее распространенных заблуждениях человеческогоума. Ф.Бэкон о познании и его методах. «Путь паука», «муравья» и «пчелы». Роль эксперимента в познании. Основные принципы опытно-индуктивного метода. Индукция через перечисление и элиминацию. «Новая Атлантида» – сциентистская утопия Ф.Бэкона.

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) о предмете и методе философии. Философия как «занятие мудростью». «Корневище» (метафизика), «ствол» (физика как учение о началах вещей) и «ветви» (механика, медицина, этика) древа мудрости. Проблема методического сомнения и поиск достоверного начала познания. Принцип «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Проблема бытия Бога в метафизике Р.Декарта. Бог как гарант достоверности человеческого познания. Онтологическое и антропологическое доказательство бытия Бога. Учение Р.Декарта о достоверном и очевидном познании. Интеллект, воображение, чувство и память как способности познания. Правила и процедуры рационалистического метода. Интеллектуальная интуиция. Дедукция и энумерация. Учение об идеях и критериях их истинности. Врожденные идеи и проблема заблуждения.

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). Учение о познании. Рационализм Б.Спинозы. Виды познания: чувственное, рассудочное, интеллектуальная интуиция. Разум и воля. Проблема достоверности знания. Учение о человеке и его природе. Душа как один из модусов атрибута мышления. Душа и тело. Разум и свобода человека. Нравственный идеал Б.Спинозы. Поиск истины, придающей смысл жизни. Познание как освобождение от страстей и основа добродетели. Отношение к религии.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Семиотическая концепция познания. Имена. Метки и знаки. Конвенционализм и его гносеологическое значение.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.). Учение о познании. Критика эмпиризма и обоснование рационализма. Активность сознания. Учение об истине.

Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.). Идеи как объекты человеческого знания. Чувственное и интеллектуальное познание.

 

Проблема субстанции в Философии

Нового времени

 

Учение Р.Декарта о духовной и материальной субстанциях. Психофизическая проблема. Учение о страстях. Разум и свобода человека. Механистические воззрения на природу. Учение о материи. Исследования Декарта в области физики, геометрии, космологии.

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). Бог и природа в философии Б.Спинозы. Природа как «причина самой себя» («Natura est causa sui»). Субстанция, Бог или природа: пантеизм Б.Спинозы. Субстанция, ее атрибуты и модусы.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Предмет, структура и метод философии. Категория тела. Философия природы: учение о материи, движении, пространстве, времени.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.). Учение о субстанции и сенсуалистическая теория познания. Критика теории «врожденных идей». Внутренний и внешний опыт, идеи простые и сложные. Учение о первичных и вторичных качествах. Субстанция как сложная идея. Проблема общего и его выражение в языке.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.). Предмет философии. Философия и наука. Метафизика. Идея «одушевленного», «одухотворенного» мира и управляющих им «живых» сил. Учение о Боге и субстанции. Монадология как система идеалистического плюрализма. Монада как субстанция и силы как ее атрибуты. Принципы монадологической метафизики Г. Лейбница: закон непрерывности; закон тождества неразличимых; закон достаточного основания. Предустановленная гармония.

Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.). Критика локковского учения о первичных и вторичных качествах. Критика идеи «материальной субстанции». Теория зрения и умственное конструирование «предметов». Проблема существования внешнего физического мира. Существовать – значит быть воспринимаемым. Физические объекты как комбинации чувственных данных («идей»). Учение о причинности. Идеи и Бог. Теология и естествознание.

Социально-философская



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.007 с.)