Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М.В. МАКСИМОВ, Л.М. Максимова↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
М.В. МАКСИМОВ, Л.М. Максимова Ивановский государственный энергетический университет
Программа общего курса «Философия. Ч. 1.»
Философия, ее происхождение и круг основных Проблем. Предмет философии Проблема происхождения философии, ее социально-исторические и культурные предпосылки. Мировоззрение и философия. Специфика философских проблем. Конкретно-исторический характер философской мысли. Философия как единство познавательного, оценочного и практического аспектов в осмыслении мира и человека. Философия как познавательная деятельность. Проблема предмета философии. Философия как познание всеобщего в отношениях человека с миром. Структура философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), философская антропология, социальная философия и другие разделы философского знания. Философия и наука. Многообразие философских учений и проблема их типологии. Материализм и идеализм как мировоззренческие противоположности. Идеализм субъективный и объективный. Монизм и дуализм в философии. Различие философских учений в гносеологическом аспекте: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм (рационализм, сенсуализм и эмпиризм). Методологические различия философских учений. Диалектика как философский метод.
Античная философия: предпосылки Становления, досократовская философия
Культурно-исторические предпосылки зарождения философии в Древней Греции. Древнегреческий полис и его роль в развитии античной мысли. Античная предфилософская мифология. Гомер. Гесиод. Хаос (χάος) и космос (κόσμος). Орфики. «Семь мудрецов». Эволюция понятия «софии» (σοφία) – мудрости. Античная литература и философия. Миф (μϋθος), логос (λόγος), преднаука. Синкретизм ранней греческой мысли. Рождение термина «философия» (φιλοσοφία) и его смысл. Философия как созерцание (θεωρία). Основные этапы развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский. Античная философия досократовского периода (VI–V вв. до н.э.), ее космоцентрический характер. Учения о началах (άρχή) и элементах природы (φύσις). Ионийская философия: Милетская школа. Гераклит. Милетская школа: Фалес (625 – 547 гг. до н.э.), Анаксимен (ок.585 – 525 гг. до н.э.), Анаксимандр (ок. 611 – 546 гг. до н.э.). Учение о первооснове всего сущего (ύδωρ, άήρ, άπειρον). Гераклит (544 – 480 гг. до н.э.). Учение об огне как генетическом и субстанциальном начале. Учение о Логосе (λόγος). Рождение диалектики. Все течет – πάντα ρεί. Италийская философия: пифагореизм. Элейская школа (Парменид, Зенон). Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.) и пифагореизм. Учение о количественной основе мира, отождествление чисел и вещей, учение о противоположностях. Практический, мистический и нравственный аспекты пифагорейского учения. Учение о бессмертии души, переселении душ (μετεμψύχωσις – метемпсихоз), катарсисе (κάθαρσις) (способ достижения высшей этической цели). Открытие Бытия Парменидом (540 – 470 гг. до н.э.). Учение о бытии (όν) и небытии (μή όν). Диалектика Зенона Элейского (ок. 490 – 430 гг. до н.э.). Апории (άπορία) Зенона. Плюралистические концепции основания бытия. Эмпедокл (ок. 490 – 430 гг. до н.э.): учение о четырех элементах. Любовь (φιλία) как причина их встречного движения. Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н.э.): учение о гомеомериях. Атомистическая трактовка бытия Левкиппом (500 – 440 гг. до н.э.) и Демокритом (460 –370 гг. до н.э.). Атомы (τό άτομον – неделимое) и пустота. Детерминизм. Человек и его душа. Учение о познании. Значение образов (είδωλα), исходящих от вещей. Разграничение истины и мнения (δόξα). Этические идеи Демокрита. Эвтюмия (έύθυμία) как идеал счастливой жизни.
Классическая античная философия
Классическая античная философия (V – IV вв. до н.э.). Софисты: Протагор (ок. 480 – 410 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 – ок. 380 гг. до н.э.). Поворот от фисиологии к антропологии. Соотношение бытия, мышления и речи. Разум как субъективная способность. Релятивизм в трактовке человека и познания. Человек как «мера всех вещей». Социально-политические взгляды: идеи равенства людей и произвольности законодательства. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Антропологическая революция в античной философии. Открытие индивида. Даймонион (τό δαιμόνιον) – «божественный голос» внутри человека. Философия как диалог (διάλογος) и самопознание. Интерпретация дельфийского изречения «Познай самого себя». Диалектический метод Сократа: ирония (είρωνεία) и майевтика (μαιευτική). Этический рационализм Сократа: добродетель как функция знания. Платон (428 – 348 гг. до н.э.). Учение о бытии. Сверхприродный мир как бытие идей (είδος). Структура идеального бытия. Принцип телеологизма. Иерархия идей. Идея Блага (τό άγαθόν) и ее место в иерархии идей. Соотношение идей и вещей. Миф о пещере. Диалектика мышления («сюнагогэ» и «диареза») и рационалистическая гносеология (άνάμνησις – воспоминание как основа познания). Мнение и истина. Истинный Эрос (έρως), интеллектуальная интуиция и творческая деятельность. Прекрасное (τό καλόν) как мера (μέτρον) всех вещей. Платон о человеке и душе. Бессмертие души. Метемпсихоз. Учение о добродетелях и принципах устройства идеального государства. Мудрость как ценность, социальный статус и предназначение философа. Платонизм в истории философии. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Генезис философии. Место философии среди прочих наук. Теоретические и практические науки. Метафизика (τά μετά τά φυσικά): предмет, метод и предназначение философии. Мудрость как наука о первых причинах и началах. Критика платоновской теории идей. Учение о материи (ύλη) и форме (μορφή), о причинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. Теория познания (έπιστημη) и логика Аристотеля. Категории как формы мышления и объективные формы окружающего мира. Этическое учение Аристотеля. Добродетель и структура души (έντελέχεια). Нравственные и интеллектуальные добродетели. Учение о середине. Учение о государстве. Государство и природа человека. Человек как общественное животное (πολιτικόν ζώον). Происхождение, сущность, принципы устройства и функционирования государства. Учение о семье и трех видах отношений в семье. Учение о формах правления.
Средневековая схоластическая философия Схоластическая философия (VI – начало XIV в.) и ее основные проблемы: теология и философия, вера и разум, проблема доказательства бытия Бога, сущность и существование, душа и тело, предопределение и свобода воли, этика, спор об универсалиях, номинализм и реализм. Ранняя схоластика (VI – XII вв.). Свод знаний и система образования в период раннего средневековья. Возникновение университетов. Иоанн Скот (Эриугена) (ок. 810 – 877 гг.): истинная философия есть истинная религия; проблема Бога и мира («О разделении природы»); учение о человеке; трактовка диалектики. Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109 гг.): схоластический реализм, доказательства бытия Бога, концепция свободы воли. Иоанн Росцелин (1050 – 1120 гг.) и дискуссии о природе универсалий (номинализм и реализм). Петр Абеляр (1079 – 1142 гг.): доктрина концептуализма. Проблема границ рационального познания. Бернар Клервосский (1090 – 1153 гг.) и христианская мистика. Проблемы этики: свобода воли и свобода выбора, благодать и свободный выбор человека. Зрелая схоластика (XIII – начало XIV в.). Аристотелизм в схоластической философии XIII в. Университеты – центры схоластической философии. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.): вера и разум, теология и философия; доказательства бытия Бога; учение о бытии, проблема сущности и существования; учение о человеке; этика; социальная философия. Фома Аквинский и средневековая наука. Основные положения доктрины познания и система теологического миросозерцания (универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм). Философские и естественнонаучные идеи Роджера Бэкона (1214 – 1292 гг.). Поздняя схоластика (XIV – XV вв.). Иоанн Дунс Скот (1265/1266 – 1308 гг.): разделение философии и теологии; метафизика: проблема онтологического статуса универсалий и индивидов, принцип индивидуации; учение о познании, интуитивное и абстрактное знание; учение о свободе воли. Уильям Оккам (1285 – 1349 гг.). Соотношение веры и разума, философии и теологии. Номинализм. «Бритва Оккама» и распад традиционной метафизики. Теория двойственной истины. Социально-политические взгляды. Немецкая мистика. Мейстер Экхарт (1260 – 1327/1328 гг.). Поздняя византийская философия. Рационалистическая (Михаил Пселл (1018 – 90-е гг. XI вв.)) и мистическая (Григорий Палама (1296 – 1359 гг.)) традиции. Исихазм и его богословско-философское содержание.
Философия эпохи Возрождения
Социально-экономические основы и духовные истоки культуры Возрождения. Великие географические открытия. Формирование новых общественных отношений. Секуляризация. Реформация. Синтез античности и средневековья как основание гуманистического типа культуры. Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) – предтеча возрожденческого гуманизма. Данте о человеческом достоинстве и личной активности. Ценность земной человеческой жизни. Основные тенденции эволюции философской мысли эпохи Возрождения: гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия. Философия итальянского гуманизма. Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.): замысел преобразования философии; критика схоластики; антропоцентризм. Джаноццо Манетти (1396 – 1459 гг.): гуманистический идеал «обожествленного человека». Пико делла Мирандола (1463 – 1494 гг.): свобода, творчество и достоинство человека; проблема смерти и бессмертия души. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Искусство как средство совершенствования человеческой природы. Свобода человека и познание. Пико делла Мирандола о нравственной роли философии. Идея «всеобщей мудрости» как синтеза философии, теологии и науки. «Афинская школа» Рафаэля Санти (1483–1520 гг.). Этика Лоренцо Валы (1407 – 1457 гг.): наслаждение как полезность и источник добродетели; любовь к другим людям как наслаждение. Гуманизм и Реформация. Полемика Эразма Роттердамского (1469 – 1536 гг.) и Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.) о свободе воли, божественном предопределении, ответственности человека и его природе. Якоб Беме (1575 – 1624 гг.): мистический аспект протестантской реформаторской мысли; учение о человеке и происхождении зла. Гуманистический индивидуализм и скептицизм Мишеля Монтеня (1533 – 1592 гг.). Неоплатонизм как философская основа Возрождения. Марсилио Фичино (1433 – 1499 гг.) и флорентийская Платоновская академия. Понимание отношения философии и религии. Проблема Бога мира и человека в «Платоновском богословии». Учение о мировой душе и пантеизм Марсилио Фичино. Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.): проблема соотношения Бога и мира. Обоснование принципа совпадения противоположностей. Идея человека как микрокосма. Учение о познании. Николай Кузанский об «ученом незнании». Вера и знание. Интуиция и бесконечность познания. Натурфилософия Возрождения. Натурфилософия, пантеизм и опытное знание. Философские идеи Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.): учение о Едином, о бесконечности вселенной и бесчисленности миров; учение о познании, ступенях приближения к истине, абсолютном максимуме и минимуму, совпадении противоположностей. Гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473 – 1543 гг.). Натурфилософские идеи Иоганна Кеплера (1521 – 1630 гг.) и Галилео Галилея (1564 – 1642 гг.) и их значение для формирования нового мировоззрения. Обоснование Г.Галилеем гипотетико-дедуктивного метода и развитие естествознания. Социально-политические идеи Возрождения. Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.): учение о государстве, добродетелях государя, универсальности политических средств, соотношении политики и морали. Социальный утопизм в философии истории как выражение социально-политического, этического гуманистического идеала и критика существующего общественного устройства (Томас Мор (1478 – 1535 гг.) и Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.)). Завершение философии эпохи Возрождения. Кризис универсалистских гуманистических представлений о мире и человеке. Зарождение идеи научно-технического прогресса и переход к новоевропейской философии. И проблема метода Социально-исторический и культурный контекст развития философской мысли в Европе XVI – XVII вв. Формирование буржуазного общества. Секуляризация общественной жизни. Переосмысление места и роли религии в обществе. Деизм, его онтологическое, гносеологическое и нравственное содержание. Научная революция XVII века и формирование нового миропонимания. «Натуральная философия» Исаака Ньютона (1643 – 1727 гг.). Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм. Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.). Замысел «великого восстановления наук» и новое понимание задач философии. Поиск достоверных первых принципов как основания реформы философии и науки. Новое понимание метафизики. Метафизика как учение о наиболее общих и абстрактных понятиях человеческого мышления. Классификация наук и ее субъективный принцип. Философия, история, поэзия – основные разделы человеческого знания и их соответствие трем познавательным способностям души – рассудку, памяти, воображению. Теоретические и прикладные науки. Опыты «светоносные» и «плодоносные». Роль науки в жизни общества. Философия и теология. Концепция «двух истин». Смысл тезиса «знание – сила» («Tantum possimus quantum scimus»). Учение Ф.Бэкона об «очищении» ума. Критика схоластики. Учение об «идолах (призраках) разума» как наиболее распространенных заблуждениях человеческогоума. Ф.Бэкон о познании и его методах. «Путь паука», «муравья» и «пчелы». Роль эксперимента в познании. Основные принципы опытно-индуктивного метода. Индукция через перечисление и элиминацию. «Новая Атлантида» – сциентистская утопия Ф.Бэкона. Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) о предмете и методе философии. Философия как «занятие мудростью». «Корневище» (метафизика), «ствол» (физика как учение о началах вещей) и «ветви» (механика, медицина, этика) древа мудрости. Проблема методического сомнения и поиск достоверного начала познания. Принцип «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Проблема бытия Бога в метафизике Р.Декарта. Бог как гарант достоверности человеческого познания. Онтологическое и антропологическое доказательство бытия Бога. Учение Р.Декарта о достоверном и очевидном познании. Интеллект, воображение, чувство и память как способности познания. Правила и процедуры рационалистического метода. Интеллектуальная интуиция. Дедукция и энумерация. Учение об идеях и критериях их истинности. Врожденные идеи и проблема заблуждения. Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). Учение о познании. Рационализм Б.Спинозы. Виды познания: чувственное, рассудочное, интеллектуальная интуиция. Разум и воля. Проблема достоверности знания. Учение о человеке и его природе. Душа как один из модусов атрибута мышления. Душа и тело. Разум и свобода человека. Нравственный идеал Б.Спинозы. Поиск истины, придающей смысл жизни. Познание как освобождение от страстей и основа добродетели. Отношение к религии. Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Семиотическая концепция познания. Имена. Метки и знаки. Конвенционализм и его гносеологическое значение. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.). Учение о познании. Критика эмпиризма и обоснование рационализма. Активность сознания. Учение об истине. Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.). Идеи как объекты человеческого знания. Чувственное и интеллектуальное познание.
Нового времени
Учение Р.Декарта о духовной и материальной субстанциях. Психофизическая проблема. Учение о страстях. Разум и свобода человека. Механистические воззрения на природу. Учение о материи. Исследования Декарта в области физики, геометрии, космологии. Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). Бог и природа в философии Б.Спинозы. Природа как «причина самой себя» («Natura est causa sui»). Субстанция, Бог или природа: пантеизм Б.Спинозы. Субстанция, ее атрибуты и модусы. Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Предмет, структура и метод философии. Категория тела. Философия природы: учение о материи, движении, пространстве, времени. Джон Локк (1632 – 1704 гг.). Учение о субстанции и сенсуалистическая теория познания. Критика теории «врожденных идей». Внутренний и внешний опыт, идеи простые и сложные. Учение о первичных и вторичных качествах. Субстанция как сложная идея. Проблема общего и его выражение в языке. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.). Предмет философии. Философия и наука. Метафизика. Идея «одушевленного», «одухотворенного» мира и управляющих им «живых» сил. Учение о Боге и субстанции. Монадология как система идеалистического плюрализма. Монада как субстанция и силы как ее атрибуты. Принципы монадологической метафизики Г. Лейбница: закон непрерывности; закон тождества неразличимых; закон достаточного основания. Предустановленная гармония. Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.). Критика локковского учения о первичных и вторичных качествах. Критика идеи «материальной субстанции». Теория зрения и умственное конструирование «предметов». Проблема существования внешнего физического мира. Существовать – значит быть воспринимаемым. Физические объекты как комбинации чувственных данных («идей»). Учение о причинности. Идеи и Бог. Теология и естествознание. Социально-философская Философия марксизма
Социально-исторические и теоретические предпосылки марксистской философии. Отношение Карла Маркса (1818 – 1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895 гг.) к философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Предмет и метод марксистской философии. Основной вопрос философии. Формирование философских взглядов. Гуманизм и проблема отчуждения в трудах раннего и позднего Маркса. Разработка концепции материалистической диалектики. Концепция материи, движения, пространства и времени. Проблемы антропогенеза и возникновения сознания. Диалектика как теория развития, гносеология и логика. Формирование материалистического понимания истории. Концепция социально-исторической практики. Общественное бытие и общественное сознание. Категория общественно-экономической формации. Закономерности исторического процесса и субъект истории. Социальная философия марксизма и концепция науки как «всеобщего духовного продукта общественного развития». Марксистская философия в XX веке. Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918 гг.) и философия марксизма: критика социологических воззрений народничества, соотношение философии и науки, осмысление структуры философии как единства диалектики, философии природы и философии истории, разработка материалистического понимания истории, концепция роли личности в истории. Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 гг.): полемика с махизмом, разработка материализма и диалектики, теория познания, концепция диалектики, учение о государстве и революции, соотношение демократии и диктатуры. Зарубежная марксистская философия: Дьердь Лукач (1885 – 1971 гг.): Маркс и диалектика Гегеля; критика иррационализма; онтология общественного бытия; Луи Альтюссер (1918–1990 гг.): разработка марксистской теории познания, концепция «теоретического антигуманизма»; Антонио Грамши (1891 – 1937 гг.): марксизм как философия практики, взаимодействие базиса и надстройки, государство и гражданское общество.
15. Неклассическая философия: Постпозитивизм
Постпозитивизм как этап развития западной философии и методологии науки. Отношение к логическому позитивизму. Концепция науки и развития научного знания Карла Поппера (1902–1994 гг.). Критический рационализм. Соотношение опыта и научной теории. Критика верификационализма и доктрины «протокольных предложений». Фальсификация как критерий демаркации научного и метафизического знаний. Концепция научного метода. Теория трех миров. Эволюционная концепция роста знания. Социально-политические воззрения К. Поппера. «Открытое общество». Философские воззрения Томаса Куна (1922–1995 гг.) на развитие науки. «Парадигма» и «нормальная наука». Концепция научных революцийкак скачков в развитии науки, ведущих к появлению новых парадигм. Отрицание преемственности в эволюции научного знания как основание концепции несоизмеримости старой и новой парадигм. Концепция неявного и личностного знания Майкла Полани (1891–1976 гг.). Идея укорененности всех форм познавательной деятельности в обыденном практическом опыте и телесной организации человека. Концепция развития науки Имре Лакатоса (1922–1974 гг.). Методология «исследовательских программ». «Твердое ядро» и «защитный пояс» исследовательских программ и стадии их развития. Идеи Лакатоса как последовательное развитие философии критического рационализма. Анархическая эпистемология Пола Фейерабенда (1924–1994 гг.). Пролиферация (размножение) научных теорий и рост научного знания. Концепция несоизмеримости научных теорий. Равноправие различных типов знания и отказ от претензий рационализма на исключительные права в сфере методологии науки. П. Фейерабенд о роли науки в свободном обществе. Эволюционистская концепция науки Стивена Эделстона Тулмина (1922–1998 гг.). Идея исторического формирования и функционирования стандартов рациональности и понимания. Наука как совокупность «исторических популяций» независимых теорий. «Рациональная инициатива», «концептуальный отбор», «матрица понимания» – ключевые понятия концепции Тулмина. Постпозитивизм и проблема социокультурного контекста развития и функционирования науки. Неокантианство
Основные школы и представители неокантианства. Марбургская школа. Ориентация философии на математическое естествознание. Критика кантовской «вещи в себе» и трансцендентальный метод Германа Когена (1842 – 1914 гг.). «Проблема и корреляция» Пауля Наторпа (1854 – 1924 гг.). Эрнст Кассирер (1874 – 1945 гг.) и философия символических форм. Баденская школа неокантианства. Вильгельм Виндельбанд (1848 – 1915 гг.), Генрих Риккерт (1863 – 1936 гг.). Проблема специфики социокультурного знания. Место психологии в классификации наук. Номотетические и идиографические науки. Философия как теория ценностей. Границы естественно-научного образования понятий. Специфика исторического познания. Неокантианство и социология Макса Вебера (1864 – 1920 гг.). «Наукоучение»: цель и предмет историко-социальных наук. Принцип «соотнесения с ценностями» и «воздержания от оценки». Теория идеального типа. Феноменология
Эдмунд Гуссерль (1859–1938 гг.): феноменологическое учение о сознании и методе. Проблема обоснования логики. Полемика с психологизмом. Программа философии как «строгой науки». Понятие интенциональности сознания. Феноменологический идеализм Э. Гуссерля. Феноменологическая редукция. Понятие «жизненного мира». Проблема судеб европейской культуры. Основные направления развития феноменологии. Макс Шелер (1874–1928 гг.): применение феноменологии к социальной и этической проблематике. Личность. Социология знания. Экзистенциализм
Социально-исторические предпосылки и духовные истоки экзистенциализма. Человеческое существование как философская проблема. Экзистенциализм в Германии. Мартин Хайдеггер (1889–1976 гг.). Феноменологическое истолкование бытия. Здесь – бытие и экзистенциальная аналитика. Бытие-в-мире и Бытие-с-другими. Бытие-к-смерти, экзистенция неподлинная и экзистенция подлинная. Западная метафизика как забвение бытия. Учение о языке. Техника и западный мир. Философия Карла Ясперса (1883–1969 гг.). Свобода и «пограничная ситуация», экзистенция и трансценденция. Проблема истины. Экзистенциальная коммуникация. Философская вера. Философия истории К. Ясперса. Понятие «осевого времени». Экзистенциализм во Франции. Феноменологическая онтология Жана Поля Сартра (1905–1980 гг.). «Бытие-в-себе», «Бытие-для-себя» и «ничто». «Бытие-для-других». «Негативная диалектика» как теоретический фундамент свободы. «Экзистенциализм –это гуманизм». Философская и политическая эволюция Ж.-П. Сартра. Экзистенциализм Альбера Камю (1913 – 1960 гг.) как философия абсурда и бунта. Понятие абсурда. Два способа «бегства от абсурда». Бунт как экзистенциальное измерение человека. Гуманизм А. Камю.
Философская антропология Становление и идейные истоки философской антропологии. Значение немецкой романтической философии И. Канта, философии жизни и феноменологии для ее становления и методологического обоснования. Макс Шелер (1874 – 1928 гг.) и Гельмут Плесснер (1892 – 1985гг.) – основоположники философской антропологии. Программа философского познания человека во всей полноте бытия. Философская антропология и наука. М. Шелер о принципиальной противоположности человека и животного. Концепция «духа» и «порыва». Материальная этика М. Шелера. Г. Плесснер о задачах философской антропологии. Понятие «позициональности». Концепция человека. «Эксцентричная позициональность» как специфика человека. Важнейшие направления философской антропологии: биологическая антропология (Арнольд Гелен (1904 – 1976 гг.)), культурная антропология (Эрих Ротхакер (1888 – 1965 гг.), Михаэль Ландман (1902гг.)). Биологическая антропология А. Гелена. Обоснование концепции природы человека. Значение бессознательно-витальной сферы. Человек как биологически недостаточное существо. Теория влечений. Культура как форма восполнения биологической недостаточности человека. Культурная антропология Э. Ротхакера. Исходные методологические позиции: единство эмпирической предметности и духовной субъективности природы человека. Концепция личности. Культура как форма выражения творческого ответа личности на вызов природы, как стиль жизни и способ ориентирования в мире. Понятия «окружающая среда» и «духовный ландшафт». Антропологическая концепция Л. Ландмана. Понятие объек-тивного духа. Человек как творец и творение культуры.
Религиозная философия XX в. Реформа католической философии в конце ХIХ в. Вера и знание, принцип гармонии веры и разума в неотомизме. Креационизм, доказательства бытия Бога. Гилеоморфизм и современное научное знание. Этика и социальная доктрина неотомизма. «Интегральный гуманизм» Жака Маритена (1882–1973 гг.). «Экзистенциальный поворот» и критика научно-технической цивилизации. Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Габриэля Марселя (1889–1973 гг.) Эволюционизм Тейяра де Шардена (1881–1955 гг.). Второй Ватиканский собор и развитие католической мысли. «Теология освобождения». Развитие протестантской мысли. «Диалектическая теология» Карла Барта (1886–1968 гг.). Онтология и историософия Пауля Тиллиха (1886–1965 гг.). Герменевтика Рудольфа Бультмана (1884–1976 гг.). Либеральная и фундаменталистская ориентации в современном протестантизме. Философия XIX в. Развитие философской мысли в России в первой половине XIX в. Влияние западноевропейской философской мысли. «Общество любомудров» (1823 – 1825 гг.). В.Ф.Одоевский (1803 – 1868 гг.). Концепция культуры. Историософия «Русских ночей». Учение о самобытности России и ее «мессианском» предназначении. Идейные истоки и основания философии П.Я. Чаадаева (1794 – 18956 гг.). Соотношение веры и знания. Антропологическая концепция. Провиденциализм как методологическое основание философии истории. Проблема Востока и Запада. Историческое прошлое, настоящее и будущее России. Славянофильство, его идейные истоки и основные представители. А.С. Хомяков (1804 – 1860 гг.), И.В. Киреевский (1800 – 1856 гг.), К.С. Аксаков (1817 – 1860 гг.), Ю.Ф. Самарин (1819 – 1876 гг.). Критика «рационалистической» культуры Запада и западной философии. Учение о соборности. Концепции цельного знания и самобытного исторического пути России. Идейные истоки западничества. Влияние классической немецкой философии. Историческое прошлое и судьба России. Идейная эволюция В.Г. Белинского (1811 – 1848 гг.). «Почвенничество»: А.А. Григорьев (1822 – 1864 гг.): роль искусства как орудия познания, философско-историческая концепция; Н.Н. Страхов (1828 – 1896 гг.): осмысление и интерпретация идей славянофилов, проблема «Россия и Запад»; Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 гг.): проблема человека и смысла его жизни, вера и знание, свобода как наивысшая ценность и тяжкий крест человека, личность и общество, отношение к религии, этико-философский смысл Легенды о великом инквизиторе, проблема «Россия и Европа». Концепция личности и истории в философии Л.Н. Толстого (1828 – 1910 гг.). Теория «непротивления злу насилием», концепции «истинной веры» и нравственного совершенствования человека. Неославянофильство. Н.Я. Данилевский (1822 – 1885 гг.): концепция культурно-исторических типов, культура и цивилизация, проблема взаимодействия культур, «Россия и Европа». К.Н. Леонтьев (1831 – 1891 гг.): теория исторического процесса, концепция «византизма», судьба России и мировой цивилизации. Русский космизм. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова (1829 – 1903 гг.): учение о воскрешении предков и регуляции природы, роль научного знания. Супраморализм учения Федорова. Учение Федорова как синтез христианской морали, натурализма и просветительских убеждений. Философия всеединства В.С. Соловьёв (1853 – 1900 гг.). Онтология и гносеология всеединства. Учение об Абсолюте. Софиология. Концепция «свободной теософии» как синтеза науки, философии и религии. Этическое учение В.С. Соловьёва. Концепция Богочеловечества и историософия В.С. Соловьёва. Религиозно-мистический взгляд на судьбы Востока, Запада и России. Профетический характер творчества Соловьёва и его влияние на русскую и европейскую мысль.
Русская философия ХХ в. Социальные предпосылки и идейные истоки «русского духовного ренессанса». Философия В.С. Соловьёва как теоретический источник «нового религиозного сознания». Идейная программа философских сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Основные направления и проблемы русской философии XX в. Христианский персонализм Н.А. Бердяева (1874 – 1948 гг.). Духовная эволюция Н.Бердяева от легального марксизма к религиозному экзистенциализму. Философия свободы. Учение об объективации и творчестве. Философия истории. Экзистенциализм Л.И. Шестова (1866 – 1938 гг.): иррациональный смысл бытия, критика рационализма, личностный характер истины, этика и проблема свободы, философия культуры. Софиологическое направление в русской философии. Развитие метафизики всеединства. С.Н. Булгаков (1871 – 1944 гг.): философская эволюция от марксизма к православному миросозерцанию, софиология, учение о Божественном и тварном мире, историософия, проблема зла и свободы, философия хозяйства. П.А. Флоренский (1882 – 1937 гг.): платонизм, проблема веры и знания, учение о Софии, теория «обратной перспективы», символическая интерпретация иконостаса, концепция культуры как синтеза всех сфер творчества. Интуитивизм. Гносеологические основания философии всеединства. Н.О. Лосский (1870 – 1965 гг.): мир как органическое целое, догматические предпосылки эмпиризма и рационализма, интуиция и гносеологическая координация. С.Л. Франк (1870 – 1950 гг.): познание и знание как интуиция, единство субъекта и объекта перед лицом Абсолютного бытия, христианская антропология и «метафизика человеческого бытия», духовные основы общества и природа общественного идеала. Евразийство и его идейные истоки. П.Н. Савицкий (1895 – 1968 гг.): Евразия как особое географическое, культурное и историческое пространство. Л.П. Карсавин (1882 – 1952 гг.): учение о «симфонической личности», историософия. Л.Н. Гумилев (1912 – 1992 гг.): понятие пассионарности, этноисторизм, ритмы исторического развития, идея евразийского союза и ее современные вариации. Философия русского зарубежья. Высылка русских философов в 1922 году. Формирование русских культурных и духовных центров за рубежом.
Тексты Платон. Пир. Государство. Аристотель. Метафизика. Никомахова этика. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Цицерон Марк Туллий. О пределах блага и зла. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. Фома Аквинский. О сущем и сущности. Николай Кузанский. Об ученом незнании. Бруно Дж. Диалоги. Декарт Р. Рассуждение о методе. Правила для руководства ума. Бэкон Ф. Новый Органон Гоббс Т. Левиафан. Спиноза Б. Этика. Локк Дж. Трактат о гражданском правлении. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом. Юм Д. Исследование о человеческом познании. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении. Вольтер Ф.М.А. Философские письма. Дидро Д. Разговор д’Аламбера и Дидро. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. Кант И. Критика чистого разума. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Фейербах Л. Сущность христианства. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Альтюссер Л. Просто ли быть марксистом в философии? Конт О. Дух позитивной философии. Киркегор С. Страх и трепет. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Дильтей В. Введение в науки о духе. Шпенглер О. Закат Европы. Кассирер Э. Опыт о человеке. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. Бергсон А. Творческая эволюция. Витгенштейн Л. О достоверности. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. Кун Т. Структура научных революций. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. Полани М. Личностное знание. Тулмин Ст. Человеческое понимание. Фейерабенд П. Против метода. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. Фрейд З. Введение в психоанализ. Фромм Э. Иметь или быть. Юнг К.Г. Архетип и символ. Хайдеггер М. Бытие и время. Ясперс К. Философская вера. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. Камю А. Бунтующий человек. Марсель Г. К трагической мудрости и за её пределы. Гелен А. О систематике антропологии. Плеснер Х. Ступени органического и человек.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.43 (0.02 с.) |