М.В. МАКСИМОВ, Л.М. Максимова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М.В. МАКСИМОВ, Л.М. Максимова



М.В. МАКСИМОВ, Л.М. Максимова

Ивановский государственный энергетический университет

 

Программа общего курса «Философия. Ч. 1.»

 

Философия, ее происхождение и круг основных

Проблем. Предмет философии

Проблема происхождения философии, ее социально-исторические и культурные предпосылки. Мировоззрение и философия. Специфика философских проблем. Конкретно-исторический характер философской мысли. Философия как единство познавательного, оценочного и практического аспектов в осмыслении мира и человека.

Философия как познавательная деятельность. Проблема предмета философии. Философия как познание всеобщего в отношениях человека с миром. Структура философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), философская антропология, социальная философия и другие разделы философского знания. Философия и наука.

Многообразие философских учений и проблема их типологии. Материализм и идеализм как мировоззренческие противоположности. Идеализм субъективный и объективный. Монизм и дуализм в философии. Различие философских учений в гносеологическом аспекте: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм (рационализм, сенсуализм и эмпиризм). Методологические различия философских учений. Диалектика как философский метод.

 

Античная философия: предпосылки

Становления, досократовская философия

 

Культурно-исторические предпосылки зарождения философии в Древней Греции. Древнегреческий полис и его роль в развитии античной мысли. Античная предфилософская мифология. Гомер. Гесиод. Хаос (χάος) и космос (κόσμος). Орфики. «Семь мудрецов». Эволюция понятия «софии» (σοφία) – мудрости. Античная литература и философия. Миф (μϋθος), логос (λόγος), преднаука. Синкретизм ранней греческой мысли. Рождение термина «философия» (φιλοσοφία) и его смысл. Философия как созерцание (θεωρία).

Основные этапы развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский.

Античная философия досократовского периода (VI–V вв. до н.э.), ее космоцентрический характер. Учения о началах (άρχή) и элементах природы (φύσις).

Ионийская философия: Милетская школа. Гераклит.

Милетская школа: Фалес (625 – 547 гг. до н.э.), Анаксимен (ок.585 – 525 гг. до н.э.), Анаксимандр (ок. 611 – 546 гг. до н.э.). Учение о первооснове всего сущего (ύδωρ, άήρ, άπειρον).

Гераклит (544 – 480 гг. до н.э.). Учение об огне как генетическом и субстанциальном начале. Учение о Логосе (λόγος). Рождение диалектики. Все течет – πάντα ρεί.

Италийская философия: пифагореизм. Элейская школа (Парменид, Зенон).

Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.) и пифагореизм. Учение о количественной основе мира, отождествление чисел и вещей, учение о противоположностях. Практический, мистический и нравственный аспекты пифагорейского учения. Учение о бессмертии души, переселении душ (μετεμψύχωσις – метемпсихоз), катарсисе (κάθαρσις) (способ достижения высшей этической цели).

Открытие Бытия Парменидом (540 – 470 гг. до н.э.). Учение о бытии (όν) и небытии (μή όν). Диалектика Зенона Элейского (ок. 490 – 430 гг. до н.э.). Апории (άπορία) Зенона.

Плюралистические концепции основания бытия. Эмпедокл (ок. 490 – 430 гг. до н.э.): учение о четырех элементах. Любовь (φιλία) как причина их встречного движения. Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н.э.): учение о гомеомериях.

Атомистическая трактовка бытия Левкиппом (500 – 440 гг. до н.э.) и Демокритом (460 –370 гг. до н.э.). Атомы (τό άτομον – неделимое) и пустота. Детерминизм. Человек и его душа. Учение о познании. Значение образов (είδωλα), исходящих от вещей. Разграничение истины и мнения (δόξα). Этические идеи Демокрита. Эвтюмия (έύθυμία) как идеал счастливой жизни.

 

Классическая античная философия

 

Классическая античная философия (V – IV вв. до н.э.).

Софисты: Протагор (ок. 480 – 410 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 – ок. 380 гг. до н.э.). Поворот от фисиологии к антропологии. Соотношение бытия, мышления и речи. Разум как субъективная способность. Релятивизм в трактовке человека и познания. Человек как «мера всех вещей». Социально-политические взгляды: идеи равенства людей и произвольности законодательства.

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Антропологическая революция в античной философии. Открытие индивида. Даймонион (τό δαιμόνιον) – «божественный голос» внутри человека. Философия как диалог (διάλογος) и самопознание. Интерпретация дельфийского изречения «Познай самого себя». Диалектический метод Сократа: ирония (είρωνεία) и майевтика (μαιευτική). Этический рационализм Сократа: добродетель как функция знания.

Платон (428 – 348 гг. до н.э.). Учение о бытии. Сверхприродный мир как бытие идей (είδος). Структура идеального бытия. Принцип телеологизма. Иерархия идей. Идея Блага (τό άγαθόν) и ее место в иерархии идей. Соотношение идей и вещей. Миф о пещере. Диалектика мышления («сюнагогэ» и «диареза») и рационалистическая гносеология (άνάμνησις – воспоминание как основа познания). Мнение и истина. Истинный Эрос (έρως), интеллектуальная интуиция и творческая деятельность. Прекрасное (τό καλόν) как мера (μέτρον) всех вещей. Платон о человеке и душе. Бессмертие души. Метемпсихоз. Учение о добродетелях и принципах устройства идеального государства. Мудрость как ценность, социальный статус и предназначение философа. Платонизм в истории философии.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Генезис философии. Место философии среди прочих наук. Теоретические и практические науки. Метафизика (τά μετά τά φυσικά): предмет, метод и предназначение философии. Мудрость как наука о первых причинах и началах. Критика платоновской теории идей. Учение о материи (ύλη) и форме (μορφή), о причинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. Теория познания (έπιστημη) и логика Аристотеля. Категории как формы мышления и объективные формы окружающего мира. Этическое учение Аристотеля. Добродетель и структура души (έντελέχεια). Нравственные и интеллектуальные добродетели. Учение о середине. Учение о государстве. Государство и природа человека. Человек как общественное животное (πολιτικόν ζώον). Происхождение, сущность, принципы устройства и функционирования государства. Учение о семье и трех видах отношений в семье. Учение о формах правления.

 

 

Средневековая схоластическая философия

Схоластическая философия (VI – начало XIV в.) и ее основные проблемы: теология и философия, вера и разум, проблема доказательства бытия Бога, сущность и существование, душа и тело, предопределение и свобода воли, этика, спор об универсалиях, номинализм и реализм.

Ранняя схоластика (VI – XII вв.). Свод знаний и система образования в период раннего средневековья. Возникновение университетов. Иоанн Скот (Эриугена) (ок. 810 – 877 гг.): истинная философия есть истинная религия; проблема Бога и мира («О разделении природы»); учение о человеке; трактовка диалектики. Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109 гг.): схоластический реализм, доказательства бытия Бога, концепция свободы воли. Иоанн Росцелин (1050 – 1120 гг.) и дискуссии о природе универсалий (номинализм и реализм). Петр Абеляр (1079 – 1142 гг.): доктрина концептуализма. Проблема границ рационального познания. Бернар Клервосский (1090 – 1153 гг.) и христианская мистика. Проблемы этики: свобода воли и свобода выбора, благодать и свободный выбор человека.

Зрелая схоластика (XIII – начало XIV в.). Аристотелизм в схоластической философии XIII в. Университеты – центры схоластической философии. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.): вера и разум, теология и философия; доказательства бытия Бога; учение о бытии, проблема сущности и существования; учение о человеке; этика; социальная философия. Фома Аквинский и средневековая наука. Основные положения доктрины познания и система теологического миросозерцания (универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм). Философские и естественнонаучные идеи Роджера Бэкона (1214 – 1292 гг.).

Поздняя схоластика (XIV – XV вв.). Иоанн Дунс Скот (1265/1266 – 1308 гг.): разделение философии и теологии; метафизика: проблема онтологического статуса универсалий и индивидов, принцип индивидуации; учение о познании, интуитивное и абстрактное знание; учение о свободе воли. Уильям Оккам (1285 – 1349 гг.). Соотношение веры и разума, философии и теологии. Номинализм. «Бритва Оккама» и распад традиционной метафизики. Теория двойственной истины. Социально-политические взгляды. Немецкая мистика. Мейстер Экхарт (1260 – 1327/1328 гг.).

Поздняя византийская философия. Рационалистическая (Михаил Пселл (1018 – 90-е гг. XI вв.)) и мистическая (Григорий Палама (1296 – 1359 гг.)) традиции. Исихазм и его богословско-философское содержание.

 

Философия эпохи Возрождения

 

Социально-экономические основы и духовные истоки культуры Возрождения. Великие географические открытия. Формирование новых общественных отношений. Секуляризация. Реформация. Синтез античности и средневековья как основание гуманистического типа культуры. Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) – предтеча возрожденческого гуманизма. Данте о человеческом достоинстве и личной активности. Ценность земной человеческой жизни.

Основные тенденции эволюции философской мысли эпохи Возрождения: гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия.

Философия итальянского гуманизма. Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.): замысел преобразования философии; критика схоластики; антропоцентризм. Джаноццо Манетти (1396 – 1459 гг.): гуманистический идеал «обожествленного человека». Пико делла Мирандола (1463 – 1494 гг.): свобода, творчество и достоинство человека; проблема смерти и бессмертия души. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Искусство как средство совершенствования человеческой природы. Свобода человека и познание. Пико делла Мирандола о нравственной роли философии. Идея «всеобщей мудрости» как синтеза философии, теологии и науки. «Афинская школа» Рафаэля Санти (1483–1520 гг.). Этика Лоренцо Валы (1407 – 1457 гг.): наслаждение как полезность и источник добродетели; любовь к другим людям как наслаждение. Гуманизм и Реформация. Полемика Эразма Роттердамского (1469 – 1536 гг.) и Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.) о свободе воли, божественном предопределении, ответственности человека и его природе. Якоб Беме (1575 – 1624 гг.): мистический аспект протестантской реформаторской мысли; учение о человеке и происхождении зла. Гуманистический индивидуализм и скептицизм Мишеля Монтеня (1533 – 1592 гг.).

Неоплатонизм как философская основа Возрождения. Марсилио Фичино (1433 – 1499 гг.) и флорентийская Платоновская академия. Понимание отношения философии и религии. Проблема Бога мира и человека в «Платоновском богословии». Учение о мировой душе и пантеизм Марсилио Фичино. Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.): проблема соотношения Бога и мира. Обоснование принципа совпадения противоположностей. Идея человека как микрокосма. Учение о познании. Николай Кузанский об «ученом незнании». Вера и знание. Интуиция и бесконечность познания.

Натурфилософия Возрождения. Натурфилософия, пантеизм и опытное знание. Философские идеи Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.): учение о Едином, о бесконечности вселенной и бесчисленности миров; учение о познании, ступенях приближения к истине, абсолютном максимуме и минимуму, совпадении противоположностей. Гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473 – 1543 гг.). Натурфилософские идеи Иоганна Кеплера (1521 – 1630 гг.) и Галилео Галилея (1564 – 1642 гг.) и их значение для формирования нового мировоззрения. Обоснование Г.Галилеем гипотетико-дедуктивного метода и развитие естествознания.

Социально-политические идеи Возрождения. Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.): учение о государстве, добродетелях государя, универсальности политических средств, соотношении политики и морали. Социальный утопизм в философии истории как выражение социально-политического, этического гуманистического идеала и критика существующего общественного устройства (Томас Мор (1478 – 1535 гг.) и Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.)).

Завершение философии эпохи Возрождения. Кризис универсалистских гуманистических представлений о мире и человеке. Зарождение идеи научно-технического прогресса и переход к новоевропейской философии.

И проблема метода

Социально-исторический и культурный контекст развития философской мысли в Европе XVI – XVII вв. Формирование буржуазного общества. Секуляризация общественной жизни. Переосмысление места и роли религии в обществе. Деизм, его онтологическое, гносеологическое и нравственное содержание. Научная революция XVII века и формирование нового миропонимания. «Натуральная философия» Исаака Ньютона (1643 – 1727 гг.). Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.). Замысел «великого восстановления наук» и новое понимание задач философии. Поиск достоверных первых принципов как основания реформы философии и науки. Новое понимание метафизики. Метафизика как учение о наиболее общих и абстрактных понятиях человеческого мышления. Классификация наук и ее субъективный принцип. Философия, история, поэзия – основные разделы человеческого знания и их соответствие трем познавательным способностям души – рассудку, памяти, воображению. Теоретические и прикладные науки. Опыты «светоносные» и «плодоносные». Роль науки в жизни общества. Философия и теология. Концепция «двух истин». Смысл тезиса «знание – сила» («Tantum possimus quantum scimus»). Учение Ф.Бэкона об «очищении» ума. Критика схоластики. Учение об «идолах (призраках) разума» как наиболее распространенных заблуждениях человеческогоума. Ф.Бэкон о познании и его методах. «Путь паука», «муравья» и «пчелы». Роль эксперимента в познании. Основные принципы опытно-индуктивного метода. Индукция через перечисление и элиминацию. «Новая Атлантида» – сциентистская утопия Ф.Бэкона.

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) о предмете и методе философии. Философия как «занятие мудростью». «Корневище» (метафизика), «ствол» (физика как учение о началах вещей) и «ветви» (механика, медицина, этика) древа мудрости. Проблема методического сомнения и поиск достоверного начала познания. Принцип «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Проблема бытия Бога в метафизике Р.Декарта. Бог как гарант достоверности человеческого познания. Онтологическое и антропологическое доказательство бытия Бога. Учение Р.Декарта о достоверном и очевидном познании. Интеллект, воображение, чувство и память как способности познания. Правила и процедуры рационалистического метода. Интеллектуальная интуиция. Дедукция и энумерация. Учение об идеях и критериях их истинности. Врожденные идеи и проблема заблуждения.

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). Учение о познании. Рационализм Б.Спинозы. Виды познания: чувственное, рассудочное, интеллектуальная интуиция. Разум и воля. Проблема достоверности знания. Учение о человеке и его природе. Душа как один из модусов атрибута мышления. Душа и тело. Разум и свобода человека. Нравственный идеал Б.Спинозы. Поиск истины, придающей смысл жизни. Познание как освобождение от страстей и основа добродетели. Отношение к религии.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Семиотическая концепция познания. Имена. Метки и знаки. Конвенционализм и его гносеологическое значение.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.). Учение о познании. Критика эмпиризма и обоснование рационализма. Активность сознания. Учение об истине.

Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.). Идеи как объекты человеческого знания. Чувственное и интеллектуальное познание.

 

Нового времени

 

Учение Р.Декарта о духовной и материальной субстанциях. Психофизическая проблема. Учение о страстях. Разум и свобода человека. Механистические воззрения на природу. Учение о материи. Исследования Декарта в области физики, геометрии, космологии.

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). Бог и природа в философии Б.Спинозы. Природа как «причина самой себя» («Natura est causa sui»). Субстанция, Бог или природа: пантеизм Б.Спинозы. Субстанция, ее атрибуты и модусы.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Предмет, структура и метод философии. Категория тела. Философия природы: учение о материи, движении, пространстве, времени.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.). Учение о субстанции и сенсуалистическая теория познания. Критика теории «врожденных идей». Внутренний и внешний опыт, идеи простые и сложные. Учение о первичных и вторичных качествах. Субстанция как сложная идея. Проблема общего и его выражение в языке.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.). Предмет философии. Философия и наука. Метафизика. Идея «одушевленного», «одухотворенного» мира и управляющих им «живых» сил. Учение о Боге и субстанции. Монадология как система идеалистического плюрализма. Монада как субстанция и силы как ее атрибуты. Принципы монадологической метафизики Г. Лейбница: закон непрерывности; закон тождества неразличимых; закон достаточного основания. Предустановленная гармония.

Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.). Критика локковского учения о первичных и вторичных качествах. Критика идеи «материальной субстанции». Теория зрения и умственное конструирование «предметов». Проблема существования внешнего физического мира. Существовать – значит быть воспринимаемым. Физические объекты как комбинации чувственных данных («идей»). Учение о причинности. Идеи и Бог. Теология и естествознание.

Социально-философская

Философия марксизма

 

Социально-исторические и теоретические предпосылки марксистской философии. Отношение Карла Маркса (1818 – 1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895 гг.) к философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Предмет и метод марксистской философии. Основной вопрос философии.

Формирование философских взглядов. Гуманизм и проблема отчуждения в трудах раннего и позднего Маркса.

Разработка концепции материалистической диалектики. Концепция материи, движения, пространства и времени. Проблемы антропогенеза и возникновения сознания. Диалектика как теория развития, гносеология и логика.

Формирование материалистического понимания истории. Концепция социально-исторической практики. Общественное бытие и общественное сознание. Категория общественно-экономической формации. Закономерности исторического процесса и субъект истории. Социальная философия марксизма и концепция науки как «всеобщего духовного продукта общественного развития».

Марксистская философия в XX веке.

Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918 гг.) и философия марксизма: критика социологических воззрений народничества, соотношение философии и науки, осмысление структуры философии как единства диалектики, философии природы и философии истории, разработка материалистического понимания истории, концепция роли личности в истории. Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 гг.): полемика с махизмом, разработка материализма и диалектики, теория познания, концепция диалектики, учение о государстве и революции, соотношение демократии и диктатуры.

Зарубежная марксистская философия: Дьердь Лукач (1885 – 1971 гг.): Маркс и диалектика Гегеля; критика иррационализма; онтология общественного бытия; Луи Альтюссер (1918–1990 гг.): разработка марксистской теории познания, концепция «теоретического антигуманизма»; Антонио Грамши (1891 – 1937 гг.): марксизм как философия практики, взаимодействие базиса и надстройки, государство и гражданское общество.

 

15. Неклассическая философия:

Постпозитивизм

 

Постпозитивизм как этап развития западной философии и методологии науки. Отношение к логическому позитивизму.

Концепция науки и развития научного знания Карла Поппера (1902–1994 гг.). Критический рационализм. Соотношение опыта и научной теории. Критика верификационализма и доктрины «протокольных предложений». Фальсификация как критерий демаркации научного и метафизического знаний. Концепция научного метода. Теория трех миров. Эволюционная концепция роста знания. Социально-политические воззрения К. Поппера. «Открытое общество».

Философские воззрения Томаса Куна (1922–1995 гг.) на развитие науки. «Парадигма» и «нормальная наука». Концепция научных революцийкак скачков в развитии науки, ведущих к появлению новых парадигм. Отрицание преемственности в эволюции научного знания как основание концепции несоизмеримости старой и новой парадигм.

Концепция неявного и личностного знания Майкла Полани (1891–1976 гг.). Идея укорененности всех форм познавательной деятельности в обыденном практическом опыте и телесной организации человека.

Концепция развития науки Имре Лакатоса (1922–1974 гг.). Методология «исследовательских программ». «Твердое ядро» и «защитный пояс» исследовательских программ и стадии их развития. Идеи Лакатоса как последовательное развитие философии критического рационализма.

Анархическая эпистемология Пола Фейерабенда (1924–1994 гг.). Пролиферация (размножение) научных теорий и рост научного знания. Концепция несоизмеримости научных теорий. Равноправие различных типов знания и отказ от претензий рационализма на исключительные права в сфере методологии науки. П. Фейерабенд о роли науки в свободном обществе.

Эволюционистская концепция науки Стивена Эделстона Тулмина (1922–1998 гг.). Идея исторического формирования и функционирования стандартов рациональности и понимания. Наука как совокупность «исторических популяций» независимых теорий. «Рациональная инициатива», «концептуальный отбор», «матрица понимания» – ключевые понятия концепции Тулмина.

Постпозитивизм и проблема социокультурного контекста развития и функционирования науки.

Неокантианство

 

Основные школы и представители неокантианства. Марбургская школа. Ориентация философии на математическое естествознание. Критика кантовской «вещи в себе» и трансцендентальный метод Германа Когена (1842 – 1914 гг.). «Проблема и корреляция» Пауля Наторпа (1854 – 1924 гг.). Эрнст Кассирер (1874 – 1945 гг.) и философия символических форм.

Баденская школа неокантианства. Вильгельм Виндельбанд (1848 – 1915 гг.), Генрих Риккерт (1863 – 1936 гг.). Проблема специфики социокультурного знания. Место психологии в классификации наук. Номотетические и идиографические науки. Философия как теория ценностей. Границы естественно-научного образования понятий. Специфика исторического познания.

Неокантианство и социология Макса Вебера (1864 – 1920 гг.). «Наукоучение»: цель и предмет историко-социальных наук. Принцип «соотнесения с ценностями» и «воздержания от оценки». Теория идеального типа.

Феноменология

 

Эдмунд Гуссерль (1859–1938 гг.): феноменологическое учение о сознании и методе. Проблема обоснования логики. Полемика с психологизмом. Программа философии как «строгой науки». Понятие интенциональности сознания. Феноменологический идеализм Э. Гуссерля. Феноменологическая редукция. Понятие «жизненного мира». Проблема судеб европейской культуры.

Основные направления развития феноменологии. Макс Шелер (1874–1928 гг.): применение феноменологии к социальной и этической проблематике. Личность. Социология знания.

Экзистенциализм

 

Социально-исторические предпосылки и духовные истоки экзистенциализма. Человеческое существование как философская проблема.

Экзистенциализм в Германии. Мартин Хайдеггер (1889–1976 гг.). Феноменологическое истолкование бытия. Здесь – бытие и экзистенциальная аналитика. Бытие-в-мире и Бытие-с-другими. Бытие-к-смерти, экзистенция неподлинная и экзистенция подлинная. Западная метафизика как забвение бытия. Учение о языке. Техника и западный мир.

Философия Карла Ясперса (1883–1969 гг.). Свобода и «пограничная ситуация», экзистенция и трансценденция. Проблема истины. Экзистенциальная коммуникация. Философская вера. Философия истории К. Ясперса. Понятие «осевого времени».

Экзистенциализм во Франции. Феноменологическая онтология Жана Поля Сартра (1905–1980 гг.). «Бытие-в-себе», «Бытие-для-себя» и «ничто». «Бытие-для-других». «Негативная диалектика» как теоретический фундамент свободы. «Экзистенциализм –это гуманизм». Философская и политическая эволюция Ж.-П. Сартра.

Экзистенциализм Альбера Камю (1913 – 1960 гг.) как философия абсурда и бунта. Понятие абсурда. Два способа «бегства от абсурда». Бунт как экзистенциальное измерение человека. Гуманизм А. Камю.

 

Философская антропология

Становление и идейные истоки философской антропологии. Значение немецкой романтической философии И. Канта, философии жизни и феноменологии для ее становления и методологического обоснования.

Макс Шелер (1874 – 1928 гг.) и Гельмут Плесснер (1892 – 1985гг.) – основоположники философской антропологии. Программа философского познания человека во всей полноте бытия. Философская антропология и наука. М. Шелер о принципиальной противоположности человека и животного. Концепция «духа» и «порыва». Материальная этика М. Шелера. Г. Плесснер о задачах философской антропологии. Понятие «позициональности». Концепция человека. «Эксцентричная позициональность» как специфика человека.

Важнейшие направления философской антропологии: биологическая антропология (Арнольд Гелен (1904 – 1976 гг.)), культурная антропология (Эрих Ротхакер (1888 – 1965 гг.), Михаэль Ландман (1902гг.)).

Биологическая антропология А. Гелена. Обоснование концепции природы человека. Значение бессознательно-витальной сферы. Человек как биологически недостаточное существо. Теория влечений. Культура как форма восполнения биологической недостаточности человека.

Культурная антропология Э. Ротхакера. Исходные методологические позиции: единство эмпирической предметности и духовной субъективности природы человека. Концепция личности. Культура как форма выражения творческого ответа личности на вызов природы, как стиль жизни и способ ориентирования в мире. Понятия «окружающая среда» и «духовный ландшафт».

Антропологическая концепция Л. Ландмана. Понятие объек-тивного духа. Человек как творец и творение культуры.

 

Религиозная философия XX в.

Реформа католической философии в конце ХIХ в. Вера и знание, принцип гармонии веры и разума в неотомизме. Креационизм, доказательства бытия Бога. Гилеоморфизм и современное научное знание. Этика и социальная доктрина неотомизма. «Интегральный гуманизм» Жака Маритена (1882–1973 гг.). «Экзистенциальный поворот» и критика научно-технической цивилизации. Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Габриэля Марселя (1889–1973 гг.) Эволюционизм Тейяра де Шардена (1881–1955 гг.). Второй Ватиканский собор и развитие католической мысли. «Теология освобождения».

Развитие протестантской мысли. «Диалектическая теология» Карла Барта (1886–1968 гг.). Онтология и историософия Пауля Тиллиха (1886–1965 гг.). Герменевтика Рудольфа Бультмана (1884–1976 гг.). Либеральная и фундаменталистская ориентации в современном протестантизме.

Философия XIX в.

Развитие философской мысли в России в первой половине XIX в. Влияние западноевропейской философской мысли. «Общество любомудров» (1823 – 1825 гг.). В.Ф.Одоевский (1803 – 1868 гг.). Концепция культуры. Историософия «Русских ночей». Учение о самобытности России и ее «мессианском» предназначении.

Идейные истоки и основания философии П.Я. Чаадаева (1794 – 18956 гг.). Соотношение веры и знания. Антропологическая концепция. Провиденциализм как методологическое основание философии истории. Проблема Востока и Запада. Историческое прошлое, настоящее и будущее России.

Славянофильство, его идейные истоки и основные представители. А.С. Хомяков (1804 – 1860 гг.), И.В. Киреевский (1800 – 1856 гг.), К.С. Аксаков (1817 – 1860 гг.), Ю.Ф. Самарин (1819 – 1876 гг.). Критика «рационалистической» культуры Запада и западной философии. Учение о соборности. Концепции цельного знания и самобытного исторического пути России.

Идейные истоки западничества. Влияние классической немецкой философии. Историческое прошлое и судьба России. Идейная эволюция В.Г. Белинского (1811 – 1848 гг.).

«Почвенничество»: А.А. Григорьев (1822 – 1864 гг.): роль искусства как орудия познания, философско-историческая концепция; Н.Н. Страхов (1828 – 1896 гг.): осмысление и интерпретация идей славянофилов, проблема «Россия и Запад»; Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 гг.): проблема человека и смысла его жизни, вера и знание, свобода как наивысшая ценность и тяжкий крест человека, личность и общество, отношение к религии, этико-философский смысл Легенды о великом инквизиторе, проблема «Россия и Европа».

Концепция личности и истории в философии Л.Н. Толстого (1828 – 1910 гг.). Теория «непротивления злу насилием», концепции «истинной веры» и нравственного совершенствования человека.

Неославянофильство. Н.Я. Данилевский (1822 – 1885 гг.): концепция культурно-исторических типов, культура и цивилизация, проблема взаимодействия культур, «Россия и Европа». К.Н. Леонтьев (1831 – 1891 гг.): теория исторического процесса, концепция «византизма», судьба России и мировой цивилизации.

Русский космизм. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова (1829 – 1903 гг.): учение о воскрешении предков и регуляции природы, роль научного знания. Супраморализм учения Федорова. Учение Федорова как синтез христианской морали, натурализма и просветительских убеждений. Философия всеединства

В.С. Соловьёв (1853 – 1900 гг.). Онтология и гносеология всеединства. Учение об Абсолюте. Софиология. Концепция «свободной теософии» как синтеза науки, философии и религии. Этическое учение В.С. Соловьёва. Концепция Богочеловечества и историософия В.С. Соловьёва. Религиозно-мистический взгляд на судьбы Востока, Запада и России. Профетический характер творчества Соловьёва и его влияние на русскую и европейскую мысль.

 

Русская философия ХХ в.

Социальные предпосылки и идейные истоки «русского духовного ренессанса». Философия В.С. Соловьёва как теоретический источник «нового религиозного сознания». Идейная программа философских сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918).

Основные направления и проблемы русской философии XX в.

Христианский персонализм Н.А. Бердяева (1874 – 1948 гг.). Духовная эволюция Н.Бердяева от легального марксизма к религиозному экзистенциализму. Философия свободы. Учение об объективации и творчестве. Философия истории.

Экзистенциализм Л.И. Шестова (1866 – 1938 гг.): иррациональный смысл бытия, критика рационализма, личностный характер истины, этика и проблема свободы, философия культуры.

Софиологическое направление в русской философии. Развитие метафизики всеединства. С.Н. Булгаков (1871 – 1944 гг.): философская эволюция от марксизма к православному миросозерцанию, софиология, учение о Божественном и тварном мире, историософия, проблема зла и свободы, философия хозяйства. П.А. Флоренский (1882 – 1937 гг.): платонизм, проблема веры и знания, учение о Софии, теория «обратной перспективы», символическая интерпретация иконостаса, концепция культуры как синтеза всех сфер творчества.

Интуитивизм. Гносеологические основания философии всеединства. Н.О. Лосский (1870 – 1965 гг.): мир как органическое целое, догматические предпосылки эмпиризма и рационализма, интуиция и гносеологическая координация. С.Л. Франк (1870 – 1950 гг.): познание и знание как интуиция, единство субъекта и объекта перед лицом Абсолютного бытия, христианская антропология и «метафизика человеческого бытия», духовные основы общества и природа общественного идеала.

Евразийство и его идейные истоки. П.Н. Савицкий (1895 – 1968 гг.): Евразия как особое географическое, культурное и историческое пространство. Л.П. Карсавин (1882 – 1952 гг.): учение о «симфонической личности», историософия. Л.Н. Гумилев (1912 – 1992 гг.): понятие пассионарности, этноисторизм, ритмы исторического развития, идея евразийского союза и ее современные вариации.

Философия русского зарубежья. Высылка русских философов в 1922 году. Формирование русских культурных и духовных центров за рубежом.

 

 

Тексты

Платон. Пир. Государство.

Аристотель. Метафизика. Никомахова этика.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

Цицерон Марк Туллий. О пределах блага и зла.

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета.

Августин Аврелий. Исповедь.

Абеляр П. История моих бедствий.

Фома Аквинский. О сущем и сущности.

Николай Кузанский. Об ученом незнании.

Бруно Дж. Диалоги.

Декарт Р. Рассуждение о методе. Правила для руководства ума.

Бэкон Ф. Новый Органон

Гоббс Т. Левиафан.

Спиноза Б. Этика.

Локк Дж. Трактат о гражданском правлении.

Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом.

Юм Д. Исследование о человеческом познании.

Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении.

Вольтер Ф.М.А. Философские письма.

Дидро Д. Разговор д’Аламбера и Дидро.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми.

Кант И. Критика чистого разума.

Гегель Г.В.Ф. Философия истории.

Фейербах Л. Сущность христианства.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

Энгельс Ф. Диалектика природы.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю.

Альтюссер Л. Просто ли быть марксистом в философии?

Конт О. Дух позитивной философии.

Киркегор С. Страх и трепет.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра.

Дильтей В. Введение в науки о духе.

Шпенглер О. Закат Европы.

Кассирер Э. Опыт о человеке.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия.

Бергсон А. Творческая эволюция.

Витгенштейн Л. О достоверности.

Поппер К.Р. Логика и рост научного знания.

Кун Т. Структура научных революций.

Лакатос И. Методология научных исследовательских программ.

Полани М. Личностное знание.

Тулмин Ст. Человеческое понимание.

Фейерабенд П. Против метода.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике.

Фрейд З. Введение в психоанализ.

Фромм Э. Иметь или быть.

Юнг К.Г. Архетип и символ.

Хайдеггер М. Бытие и время.

Ясперс К. Философская вера.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.

Камю А. Бунтующий человек.

Марсель Г. К трагической мудрости и за её пределы.

Гелен А. О систематике антропологии.

Плеснер Х. Ступени органического и человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.149 с.)