История русской литературы рубежа XIX–XX веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История русской литературы рубежа XIX–XX веков



История русской литературы рубежа XIX–XX веков

Круг вопросов для усвоения и осмысления

Духовная атмосфера рубежа веков: резкая поляризация умонастроений. Взрыв атеистических идей и изощренные формы богоискательства теософов, гностиков, антропософов, “толстовцев”, др. Культ позитивистского опытного знания - и массовое увлечение оккультизмом, спиритизмом, др. Время, когда еще работают Д.И.Менделеев, Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой и А.П.Чехов и уже работают А.Эйнштейн, К.Э.Циолковский, время Ф.Ницше, З.Фрейда, К.Юнга, Э.Маха, О.Шпенглера, популяризации идей К.Маркса.

Романтическая вера в безграничность сил науки и духовных возможностей человека. Разработка практических программ преобразования природы, общества и всего посюстороннего мира.

Апокалиптичность времени. Предощущение эсхатологического взрыва. Идея апостольства в культуре рубежа веков. Множественность подходов к одним и тем же событиям (Русско-японская война, Первая русская революция, Первая мировая война или Вторая Отечественная, Февральская революция, Великая Октябрьская Социалистическая революция).

Роль искусства в жизни. Роль поэта, писателя в искусстве и в жизни. Идея жизнестроительного искусства в разных литературных направлениях. Религия и искусство. “Новый литургический синтез” (Вяч. Иванов) как характерная черта стиля культурной и литературной эпохи. Филологические открытия А.А.Потебни в концепциях символистов, акмеистов, футуристов.

Эксперименты А.Добролюбова, А.Белого, М. Чурлениса, Н. Рериха, М. Кузмина, А. Скрябина, П. Флоренского, др.

Художественный синтез в творческой практике М.Горького, Л.Андреева, А.С.Серафимовича и др. прозаиков.

Литературные кружки и салоны, журналы и альманахи, издательства и стиль культурной эпохи.

Трансформация идей художественного синтеза в культурной практике футуристов, пролетарских поэтов.

 

Проблема периодизации литературного процесса

Русской литературы рубежа Х1Х-ХХ вв.

1. Литература 1890-х - начала 1900-х гг.: вызревание новых тенденций в политической, культурной, литературной жизни России. От декадентства к символизму. Новые имена в прозе и поэзии: М.Горький, Ив.Бунин, А.И.Куприн, В.Вересаев. Кристаллизация символистских творческих концепций: Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, Вяч. Иванов др. Первые выступления в печати А.Белого, А.Блока. Трансформация образа Вечной Женственности. Неоромантические тенденции в культуре: разлад мечты и реальности, поляризация образности, идеи индивидуализма и соборности в художественной практике писателей, мифологическое и мистериальное в поэзии, прозе, драматургии.

.2. Литература 1904 - начало 1910 гг. Время “катастроф” в русской жизни и надежд на возможность осуществления если не рая земного, то установления более справедливого порядка жизни. Время развития, укрепления и осознания завершения “кружковой” жизни символизма при упрочении характерных стилевых черт в прозе и поэзии не только символистов. Усиление пушкинского крыла символизма, выход из него акмеизма. Возникновение эго- и кубофутуризма. Проза Горького этого периода. Проза реалистов. Проза писателей “модернистского” направления. Тип героя в прозе. Лирический герой в поэзии. Идея жизнестроительства в творчестве символистов и футуристов - и пролетарской литературе.

3. Литература начала 1910-х - 1917 гг. Зависимость происходящего в русской жизни и литературе. Высочайший подъем во всех материальных сферах и “критическая” инерция, некая амнезия по отношению к жизни у интеллигенции. Проза И.Шмелева, Б.Зайцева, М. Арцибашева, А.М.Ремизова, Н.Гумилева.

Восток и Запад в прозе и поэзии от начала до конца эпохи.

Человек - Герой - Артист - Лицедей в понимании искусства рубежного времени.

Легион и Соборность в литературе рубежного времени.

Поляризация писательских позиций в отношении к Первой мировой войне. 1914 г. - граница в жизни России до войны и революции - и после них. Этот период не заканчивается в 1917 г. Лишь начало 1920-х указывает на вызревание новых художественных тенденций.

 

М.Горький (А.М.Пешков) (1868-1936)

Жизненная школа, литературное образование. Ф.Ницше в формировании стиля писателя. Неоромантическое в стиле раннего Горького: конфликт Любви и Свободы, Любви и Смерти, конфликт мещанского и Человеческого. Герой в произведениях Горького: альтруистическое и индивидуалистическое. Особенности композиции в романтических и реалистических рассказах. “Жизнестроительность” в прозе Горького. Роль диалога с Ф.Ницше. Художественный синтез в произведениях. Внутрилитературный синтез (проза, поэзия, поэма).

Периодизация дореволюционного творчества Горького.

Христианский миф в масштабной прозе от “Фомы Гордеева” к роману “Трое”, роману “Мать” и “Исповедь”: ответы на животрепещущие вопросы времени, полемика с Толстым и Достоевским.

Драматургия Горького до Октября. “Мещане”, “На дне”, “Дачники”, “Дети солнца”, “Варвары”. Особенности построения. Ремарка как произведение в произведении. Конфликт “жизненный” и философский. Афористичность речевых характеристик. Драма Чехова и Горького, Л.Андреева и Горького.

Место Горького-драматурга в театральной жизни начала ХХ в.

Горький - сатирик в “Русских сказках”, в повестях “Окуровского цикла”.

Зиждительный пафос рассказов цикла “По Руси” и “Сказок об Италии”.

Особенности стиля автобиографических произведений.

Критика и публицистика дореволюционного Горького. Критика и литературоведение о творчестве М.Горького.

 

И.А.Бунин (1870-1953)

Происхождение и образование в первых поэтических опытах. Роль художественных открытий А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета в формировании почерка поэта. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Сюжет и деталь в поэзии и прозе. Роль Л.Толстого, А.П.Чехова в становлении Бунина-художника. Участие в деятельности издательств идейно различных направлений. Черты стиля эпохи в творчестве. Пушкинская премия (1901). Избрание почетным членом Академии наук (1909).

Проблематика и стиль в рассказах и повестях. “Все о любви”. Судьба русского человека, России и судьбы человечества и мирозданья. Микрокосм и макрокосм русской жизни: любовь - распря, дом - сиротство. Генетическое родство дворянства и крестьянства. Проблема Восток - Запад в судьбе русского человека, в судьбе человечества, в судьбе России. Проблема веры и любви и человеческого “самозванства”. Божественный промысел и дьявольское искушение. Путь русского художника в автобиографическом романе. Мотивировка фамилии главного героя. Реалистическое и символическое. Поэтическое и импрессионистическое в прозе. Описание бунта в “Деревне”, “летописание” революционных событий в “Окаянных днях”. Литературоведение и критика о творчестве Бунина.

 

Л.Н.Андреев (1871 - 1919)

Путь в литературу. Университет и занятия живописью. Роль философских штудий в формировании Андреева прозаика и драматурга. Школа А.Шопенгауэра и Ф.Ницше в размышлениях писателя о судьбе человека и человечества. Роль Ф.М.Достоевского в идейно-художественных исканиях. Горький и Андреев.

Периодизация творчества Л.Андреева.

Черты стиля эпохи в творчестве. Роль христианской символики, ветхозаветных притч, православного календаря, стилизации житийного канона, летописного слога. Символика имени и фамилии в сюжете повести “Жизнь Василия Фивейского” Апокалиптичность изображаемого времени. Трагическая предопределенность судеб героев. Деталь, сюжет, символ в художественном тексте. Стилизация живописного в прозе. Гойя и Андреев. ”Красный смех”. Особенности формирования образа мира и героя. Андреев и немецкие экспрессионисты. Черты экспрессионизма в произведениях. Человек и его предназначение. Человек как самоценное и самодостаточное явление в мире. Рок и человек. Дом и человек. Бунт и человек. Реализм и мера абстрагирования в стиле писателя.

Драма Л.Андреева. “Письма о театре” и художественная практика. Чеховское в “новой драме”. Ибсен и Метерлинк как учителя Андреева. Художественный синтез в драме “Жизнь Человека”. Роль цветового, музыкального, пластического в разрешении философского конфликта. Многоаспектность решения жизненных проблем в драматических произведениях с различными жанровыми доминантами. (“Дни нашей жизни” - “Анатема”, др.).

Литературоведение и критика о творческом наследии писателя.

 

А.И.Куприн (1870 - 1938)

Военное образование, путь в литературу, первые прозаические публикации. Куприн как рассказчик, как мастер сюжетосложения.

“Зерно сюжета”, лейтмотивы, сюжет в повести “Молох”, “Олеся”, “Поединок”, “Гамбринус”, “Штабс-капитан Рыбников”, “Суламифь”, “Гранатовый браслет”, др. Вариации социально-нравственного конфликта: цивилизация и нравственность, Природа и цивилизация, материальный комфорт и духовная полнота жизни. Принцип “зеркального отражения” при создании системы персонажей. Традиции Л.Толстого в решении ряда философских проблем. Куприн и Горький.

Периодизация творчества Куприна.

Черты стиля эпохи в прозе. Миф и сказка в содержании повестей, их заглавиях. Стилизация книг Ветхого завета в содержании “Суламифи”. Музыка, песня, молитва в содержании рассказов и повестей. Символическое в реалистическом творчестве Куприна. Реалистическое и натуралистическое. Природа, естество, животное начало в человеке. Повесть “Яма”. Смысл заглавия. Автобиографическая проза послеоктябрьского периода: проблематика и стиль.

Литературоведение и критика о творчестве писателя.

 

А.С.Серафимович ( Попов ) (1863 - 1949)

Детство на Дону и знакомство с русской классикой как источники индивидуального стиля писателя. Впечатления архангельской ссылки в литературных сюжетах. Серафимович как писатель пейзажист. Символическое, притча в содержании рассказов и повестей. Маленький человек наедине со своей неподъемной бедой. Социально-нравственный конфликт и его художественное решение в прозе. Символическое в названии повести “Пески”. Функция безымянности главных героев.

Периодизация творчества писателя.

Черты стиля эпохи в рассказах, повестях, романе “Город в степи”. Диалог эпиграфа с сюжетом романа. Натуралистическое и символическое в содержании романа. Приемы концентрации содержания. Портрет и пейзаж.

Литературоведение и критика о творчестве Серафимовича.

 

А.Н.Толстой (1883 - 1945)

Детство на Волге, раннее знакомство с русской классикой как начальное литературное образование. Поэтический дебют. Книга стихов “Лирика”. Искания символизма в первой стихотворной книге. “За синими реками”. “Сорочьи сказки” как продолжение размышлений над фольклором, мифом, обрядом. Первая прозаическая книга “Повести и рассказы”. Роль переименований произведений при переиздании. Традиции русской классики в повестях. Стилизация и пародия в “Мишуке Налымове” и “Приключениях Растегина”. Быт и уклад русской жизни в содержании произведений. Тема оскудевающего дворянства в повестях, трансформированных в пьесы.

Черты стиля эпохи в дооктябрьском творчестве А.Толстого.

Литературоведение и критика об А.Н.Толстом.

 

А.М.Ремизов (1877 -1957)

Московская купеческая среда и формирование личности художника. Работа над книгой “История хлопчатобумажной промышленности в России”. Увлечения политикой. “Революционная” деятельность в Пензе.

Вологодский период жизни и творчества. Повесть “Неуемный бубен”, рассказ “Чертик”. Строй русской речи в сказе, песне и его стилизация в произведениях Ремизова. Роман “Пруд”.

Черты стиля эпохи в прозе писателя. Книга “Посолонь”. Фольклорное как содержание лирической прозы. Миф, апокриф, притча, средневековая мистерия, сон как элементы художественного мира писателя. “Крестовые сестры”. Рефрен как способ концентрации ассоциативно привлекаемого содержания. “Плетение словес” в стиле Ремизова. Деталь и символ в повести. Особенности портретирования древнерусского слова в “Слове о погибели Русской Земли”.

Периодизация творчества писателя. Устное слово допетровской Руси в послеоктябрьском творчестве Ремизова. Книга преданий, апокрифов “Лимонарь, сиречь: Луг духовный”. Книга воспоминаний “Иверень”, воспоминания “Подстриженными глазами”. Устный рассказ в стиле воспоминаний. Сказки “Докука и балагурье”, книга “Звенигород окликанный”. Роль Ремизова в литературе рубежа веков, в развитии литературы 20-30-х гг.

Литературоведение и критика о творчестве А.М.Ремизова.

 

Б.К.Зайцев(1881 - 1972)

Литературное ученичество у Тургенева и Чехова. Поиск собственного пути в 900-е гг. Стиль рассказа “Волки”. Деталь и сюжет в произведении. Поэтическое и импрессионистическое в новеллистике. Пьеса “Усадьба Ланиных” в театре Вахтангова. Московский литературный кружок, книгоиздательство писателей в Москве в литературной судьбе Б.Зайцева. Дружба и творческий диалог с И.А.Буниным. Черты стиля эпохи в названии и содержании романа “Голубая звезда”. Символическое в фамилии главного героя и его портрете.

Периодизация творчества писателя. Проблема жанра “Преподобного Сергия Радонежского”. История России, русского человека, православной веры через призму Россия - Запад. Стиль художественных биографий Чехова, Л.Андреева, Ив. Бунина. Своеобразие перевода “Ада” Данте. Традиции русской литературы в творческом почерке писателя и “свой голос”. Литературоведение и критика о творчестве Зайцева.

 

И.С.Шмелев (1873 - 1950)

Путь И. Шмелева в литературу. Годы учебы. Москва, Замоскворечье, духовный и культурный быт русского купечества в его художественных произведениях. Проблематика и стиль первых публикаций. “У мельницы”. “На скалах Валаама.”. Возвращение к Валааму в эмигрантском творчестве (“Старый Валаам”). Впечатления жизни в уездных городах Московской и Владимирской губерний и отражение этих впечатлений в творчестве. “Гражданин Уклейкин”, “В норе”, “Под небом”. Знакомство с Горьким. Публикации в издательстве “Знание”. Повесть “Человек из ресторана”. Смысл заглавия. Конфликт. Слог. Сюжет и деталь в сборниках “Карусель”, “Суровые дни”, “Лик сокрытый”.

Периодизация творчества И.Шмелева. “Неупиваемая чаша” в творчестве писателя. Портрет, икона, дневник, летопись, православный календарь в содержании повести. Черты стиля эпохи в “Неупиваемой чаше”, в романе “Лето Господне”, “Богомолье”. Поэтизация быта и уклада. Способы художественного обобщения в повести “Солнце мертвых”. Эпическое и лирическое в творчестве. Традиции русской классики в творчестве писателя и его место в истории русской литературы.

 

В.В.Вересаев (Смидович) (1867 -1945)

Семейное воспитание и образование. Первые стихотворные опыты. Универститетское образование. Профессия врача в становлении гражданской и нравственной позиции писателя. Судьбы интеллигенции в повестях и рассказах писателя. “Без дороги”, “Поветрие”, “На повороте”. Дневник и внутренний монолог в раскрытии пути героя. Наука и жизнь о судьбе человека. “Лизар”. Диалог с Горьким (“Два конца” - “Супруги Орловы”). Документ и художественная правда в “Записках врача”. Проблематика и особенности композиции. Идейно-нравственное содержание. Полифонизм книги. Роль повествователя. Участие в русско-японской войне. Особенности стиля в “Рассказах о войне”. Традиции Л.Толстого в произведениях данной проблематики. Роль Толстого в формировании Вересаева-писателя и гражданина. Размышления о судьбе художника и роли искусства в произведениях разных жанров. “На эстраде”, “Состязание”, “Легенда”.

Активное участие в культурной жизни Советской России. Писательская деятельность после Октября. Автобиографические произведения о детстве и юности. Романы “В тупике”, “Сестры”, “Невыдуманные рассказы о прошлом”. Художественные биографии Пушкина, Гоголя, Толстого. Литературоведение и критика о творчестве писателя.

 

В.В.Розанов (1856 - 1919)

Историко-филологический факультет Московского университета, отношение к языку, литературе, истории воспринятые на лекциях Ф.И. Буслаева, Н.С. Тихонравова, В.И.Герье сказались впоследствии в деятельности педагога, историка, философа, литератора.

Первые публикации педагогические изданы впоследствии отдельной книгой “Сумерки просвещения”. Философские опыты. Религиозно-философские опыты. Роль Н.Н.Страхова в писательской судьбе Розанова.

Характеристика тенденций в развитии западной и русской литературы в статье “Декаденты”. Определение основных философско-эстетических тенденций. Розанов и Вл. Соловьев. Сотрудничество с символистскими изданиями. Реформирование прозы в “Уединенном”, в “Опавших листьях” (2 короба). Реалистическое и импрессионистическое. Повествователь и лирический герой, “лирический бытописатель” в его произведениях. Мгновение, мимолетность в содержании романа и дневников. Место верлибра в “Уединенном”. Смысл названий его прозаических произведений.

Черты стиля эпохи в произведениях Розанова. “Апокалипсис нашего времени” как философско-символическое толкование революционных событий. Письма к Горькому после Октября.

Литературоведение и критика о творчестве Розанова.

 

Ф. Сологуб (Тетерников) (1863 - 1927)

Приходская школа, Петербургский учительский институт, 10 лет учительства в провинции, а затем еще 10 лет в Петербурге отразились в проблематике малой прозы и романов.

Входит в литературу как поэт. Переводы Верлена. Сближение с кругом петербургских символистов.

Периодизация творчества писателя. Черты стиля эпохи в лирике, рассказах и романе “Мелкий бес”. Стилизация и пародия в содержании романа.

Профанирование библейского мифа в содержании произведений. “Магия слова”, двоемирие в разрешении духовно-нравственных конфликтов.

Литературоведение и критика о творчестве Сологуба.

 

Д.С.Мережковский (1866 - 1941)

Закончил классическую гимназию. Первые литературные опыты - ранние, поэтические. Знакомство с Ф.М.Достоевским и С.Я.Надсоном как судьбоносные в грядущей литературной жизни. Увлечение идеями Дарвина во время учебы на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а затем религиозные искания, интерес к новейшей французской литературе.

Журнал “Северный вестник” и круг петербургских символистов. Первые сборники стихов. Религиозное обоснование символизма в книге “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” Борьба Духа и плоти, Христа и антихриста в человеке в трилогии “Христос и Антихрист”. Черты стиля эпохи в романах трилогии. Осмысление русской классики в трудах “Л.Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество”, “Две тайны русской поэзии”. Осмысление результатов первой русской революции в в работе “Грядущий Хам”, “Не мир, но меч. К будущей критике христианства”.

Исторические драмы и романы. Использование документа и стилизация документальности в романах. Периодизация творчества писателя.

Литературоведение и критика о творчестве Мережковского.

 

А.А.Блок (1880 -1921)

Детство в “ректорском доме” Петербургского университета. Семейная литературная среда. Учеба в Петербургском университете на юридическом факультете; филологический факультет. Увлечение театром. Мечта об актерской карьере. Знакомство с новейшей литературой. Знакомство с поэзией Вл. Соловьева.

Первые поэтические публикации в периодике Петербурга и Москвы. Брак с Л.Д. Менделеевой. Знакомство с московскими символистами (А.Белым, К.Бальмонтом, Эллисом и др.). “Стихи о Прекрасной Даме”. Миф и символ. “Заговор и заклинание” в семантике лирического стихотворения. Знакомство и сближение с А.Ремизовым и Вяч. Ивановым. Театр в творческой судьбе поэта. Периодизация творчества. Семантика заглавий книг и стихотворных циклов. Работа в критике и художественном переводе. Тема России в лирике и статьях.

Поэмы и драмы Блока. Собрание стихотворений в издательстве “Мусагет”. Идея пути в трех томах “романа в стихах”. Художественный синтез в творчестве Блока. Открытия Блока в области стиха. А.Блок и символизм. А.Блок и А.Белый. Идеи Р.Вагнера в мировоззрении и стиле Блока. Черты романтизма в творчестве А.Блока. Поэма “Двенадцать” как поэма-мистерия. Голос Державина и Пушкина в “Скифах”. Влияние Блока на творчество современников. Периодизация творчества. Литературоведение и критика о творчестве А.Блока.

 

Акмеизм. Поэты-акмеисты

Пушкинское крыло символизма в ж. “Аполлон”, “Цех поэтов” и акмеизм как литературное направление. Символизм и акмеизм. Кларизм - адамизм - акмеизм. Слово в поэзии акмеистов. Иерархия искусств в теоретизированиях акмеистов. Архитектура в поэзии акмеистов. Своеобразие синтеза искусств и реформирование традиционных поэтических жанров. Роль поэта и назначение поэзии. Жанры баллады, стихотворной новеллы, романса, песни у Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама, др. Черты стиля эпохи в лирике, поэме, прозе акмеистов.

Неоромантическое в стиле Н.Гумилева. Функция экзотизмов. Лирический герой. Символическое у Гумилева. Поэма и проза поэта.

Творческий путь А.Ахматовой: от стихотворной новеллы и баллады к поэме. Приемы прозаизации стиха. Особенности композиции и ритмического строя поэзии. Символический смысл названий книг. Образ лирической героини. Поэтическая школа А.Ахматовой.

Опыт Г.Державина и Ф. Тютчева в художественном мире О.Мандельштама. Философское в лирике. Слово в стихе. Символика названий первых книг. Символ и миф (метафора) у О.Мандельштама и символистов. Проблема ахронного (мгновенного и вечного) в творчестве поэта. Проза и критические статьи. “Разговор о Данте”.

Литературоведение и критика об акмеизме как литературном направлении и стиле, о творческом пути выдающихся из них.

 

Футуризм. Поэты-футуристы

Футуризм как явление культуры. Итальянский футуризм как своеобразный предшественник русского футуризма. Декларирование разрыва с классической литературной традицией. Антибуржуазный (антимещанский) пафос бунта. Манифесты, сборники, альманахи.

Эгофутуризм. “Эпатажное” и экспериментаторское в творчестве И.Северянина. Открытия в области стихотворных жанров, особенности художественного синтеза у поэта. ”Лирический ироник”. Смысл поэтических концертов И.Северянина. Эгофутуризм и символизм. Опыты Г.Иванова (эгофутуризм, акмеизм?).

Кубофутуризм и философия языка. Слово в стихе. Задачи плотного письма.

Новый синтаксис. Живописное в творчестве кубофутуристов.

Подписание футуристами общих манифестов, общие концерты. Славянский миф, древнее слово в практике создания языка будущего. “Самовитое слово”В.Хлебникова. Вяч. Иванов и В.Хлебников. Жизнестроительность искусства символистов в практике футуристов. Поэт и его роль в мире в понимании футуристов. В.Маяковский как один из виднейших поэтов и художников-футуристов. “Центрифуга” - и творчество Б.Пастернака. Импрессионистическое в творчестве как результат синтеза поэзии и музыки. Обновление поэтической речи: метафора, неологизм. Неоромантизм футуризма. Результаты экспериментаторства футуристов. Литературоведение и критика об истории данного литературного направления и его представителях.

 

В.В.Маяковский (1893 -1930)

Детство в Тифлисе. Переезд в Москву. Революционная работа. Время в Бутырской тюрьме. Литературная учеба. Занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества. Знакомство с Д. Бурлюком. “Будетляне”.

Маяковский и футуризм. Участие в создании манифестов футуризма и творческая практика. Неоромантизм. Конфликт мещанского и Человеческого. Особенности синтеза живописи и поэзии, поэзии и музыки в лирике, поэмах, драме. Мистериальное в названных жанрах. Образный строй поэтической речи. Диалог с христианским в жизни и литературе. Приемы концентрации художественного содержания. А.Белый и Маяковский. Маяковский и Хлебников. Открытия Маяковского в области стиха и поэтического синтаксиса. Лирика и сатира в раннем творчестве. Пародирование традиционного стихотворного жанра у Маяковского. “Новый Сатирикон” в судьбе Маяковского-поэта и художника. Традиции и новации в деятельности Маяковского - поэта и теоретика стиха. Литературоведение и критика о дореволюционном Маяковском.

 

М.А.Волошин (1877 -1932)

Учеба в Московском университете. “Духовное рождение”. Годы в Париже. Отношение к символизму. Волошин и Вяч. Иванов.”Странничество” в становлении мировоззрения и формировании художественного стиля Волошина - живописца, критика и поэта. Теософия и антропософия Р.Штейнера в художественно-философской картине мира. Панэстетизм. Тема Киммерии. Тема памяти и прапамяти. Коктебель как культурный центр. Первая мировая война и революция в жизни и творчестве. Синтез искусств в художественной практике М.Волошина. Образ России в послеоктябрьском творчестве. “Неопалимая Купина”, поэмы “Россия”, “Протопоп Аввакум”. Работа над стихотворной формой: сонет, венок сонетов, верлибр. Место М.Волошина в истории русской поэзии, судьба его творческого наследия. Литературоведение и критика о творчестве М.Волошина.

 

В.Ф.Ходасевич (1886 - 1939)

Впечатления детства, гимназические годы в воспоминаниях “Младенчество”. “Искушение символизмом”. Первые стихи. Роль В.Брюсова в формировании Ходасевича-поэта. Лирический сюжет как основа книги “Молодость”. Литературная традиция и неординарность собственных художественных открытий. Смысл названий других книг. Их композиция. Образ лирического героя. Жанры. Стих.

Ходасевич как профессиональный литератор. Политическая индифферентность. Первая мировая война и революция в судьбе поэта. М.Горький и Ходасевич. “Европейская ночь”. Взаимодействие прозы и стиха. Статьи о литературе. Книга о Державине. “Некрополь. Воспоминания”. Литературоведение и критика о творчестве В.Ходасевича.

 

М.И.Цветаева (1892 -1941)

Литературная, культурная среда детства и отрочества. Первые гимназические литературные опыты. Брюсов и Волошин о Цветаевой. Русская и мировая художественная классика в становлении Цветаевой поэта. Неоромантическое в лирике. Художественный синтез первых сборников: “Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь”. Особенности образного строя и синтаксиса. Стилизация. Камерность и космизм. Периодизация творчества поэта. “Лебединый стан”.Своеобразие лирики и поэм эмигрантского периода. Проза Цветаевой. Литературоведение и критика о творчестве.

Черный Саша (Гликберг А. М.) (1880 - 1932)

Детство в Белой Церкви. Трудное взросление. Первые журналистские опыты под псевдонимом Сам по себе и Мечтатель. Сотрудничество с петербургским сатирическим журналом “Зритель”. Публикации в оппозиционных сатирических изданиях. Судьба первого сборника. Работа в “Сатириконе”. Причины необычайной популярности. Жанр пародии и фельетона. Культурная и политическая жизнь в “Сатирах” Черного, следующих сборниках. Проза Черного. “Солдатские сказки”. Творчество для детей: лирическое и юмористическое. Периодизация творчества. Роль Саши Черного в литературных судьбах современников. Литературоведение и критика о художнике.

 

 


 

Вопросы к экзамену по русской литературе рубежа ХIХ - ХХ вв.

1.Социально-политический и культурный фон развития русской литературы рубежа ХIХ-ХХ вв. Черты стиля эпохи.

2. Пролетарская поэзия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Тенденции развития. Образный строй. Жанровые доминанты. Творчество Демьяна Бедного.

3. Мировоззрение и стиль Бунина-поэта. (Прочитать стихи, проанализировать).

4. Поэтическое в прозе И.А.Бунина. (От “Антоновских яблок” до “Жизни Арсеньева”).

5. Бунинская концепция русской жизни, судьбы русского человека в дореволюционном творчестве и в “Темных аллеях”. Приемы ее воплощения. (“Последнее свидание”, “Веселый двор” и др. - “Чистый Понедельник”).

6. Художественное воплощение нравственно-философских исканий И.А.Бунина в рассказах “Сны Чанга”, “Господин из Сан-Франциско”, “Братья”. Герой. Деталь. Роль символического.

7. И.А.Бунин - новеллист. Деталь и сюжет в содержании произведения.

8. А.И. Куприн - мастер сюжетосложения. Проблема протеизма Куприна и “свой голос”.

9.Сюжет, композиция и художественное содержание “Гранатового браслета”.

10. Повесть Куприна “Поединок”. Конфликт социальный, нравственный, духовный и пути его разрешения в произведении.

11. Образ Ромашова в контексте произведений А.И.Куприна, посвященных социально-нравственной проблематике (“Гамбринус”, “Молох” и др.)

12. Особенности воплощения темы любви в творчестве Куприна (“Олеся”, “Суламифь”, “Гранатовый браслет”).

13. Рассказы и повести А.С.Серафимовича. Деталь и сюжет. Социальный конфликт. Художественное время.

14. А.С.Серафимович. “Город в степи” в контексте прозы начала века.

15. Идейно-нравственные искания В.В. Вересаева и способы их воплощения.

16. Традиции русской классики в произведениях А.Н.Толстого (романы, повести “Мишука Налымов”, “Приключения Растегина”). Своеобразие сатирического взгляда на русскую жизнь. Быт. Деталь. Гротеск.

17. Романтические произведения А.М.Горького. Черты стиля эпохи в раннем творчестве писателя. Герой. Конфликт. Композиция. Деталь и символ.

18. Горький - повествователь в цикле рассказов “По Руси”. Герой. Конфликт. Пейзаж. Сюжет и композиция отдельных произведений и цикла. Составляющие цикла.

19. Горький - романист. Христианская образность в формировании внутренней формы повестей и романов.

20. Один из романов Горького по выбору студента. Проблема веры в романе. Социально-нравственный конфликт и его художественное решение.

21. Герои и конфликт в пьесах Горького.

22. Новаторство Горького-драматурга в пьесе “На дне”. Роль ремарок. Реалистическое и символическое в диалогах. Конфликт истинный и мнимый.

23. Новаторство Л.Андреева в жанре драмы. Особенности синтеза в драме. Роль ремарок. Символичность мизансцен. Повтор как прием символизации.

24.Экспрессионизм Л.Андреева в повести “Жизнь Василия Фивейского”.

25. Способы формирования внутренней формы в повести “Красный смех” Л. Андреева.

26. Сюжет и деталь в прозе Л.Андреева.

27.А. М.Ремизов. Творческая эволюция писателя. “Посолонь”: фольклор и литературная интерпретация.

28.А.М.Ремизов. “Крестовые сестры”: деталь, повтор, лирический сюжет, смысл заглавия.

29.И.Шмелев. Функция бытовой детали в содержании произведения.

30. Икона и портрет в формировании содержании “Неупиваемой чаши” И.Шмелева.

31.Б.Зайцев. Мировоззрение и стиль. Сюжет. Деталь. Композиция.

33. И.Бунин и Б.Зайцев. Роль поэтических приемов в их художественном творчестве.

33. Символизм как мировоззрение и стиль. Декадентство и символизм.

34. Символизм как литературная школа. “Старшие” и “младшие” символисты. (Прочитать стихи наизусть, проанализировать)

35. Своеобразие прозы символистов.

36.А. Блок и его “роман в стихах”. (Прочитать стихи, проанализировать).

37. А. Блок. Мировоззрение и стиль. (Продемонстрировать на примере 2-3 стихотворений).

38. А.Блок - автор поэм. Герой. Сюжет. Лирическое и эпическое. Своеобразие символики.

39. Лирическое стихотворение А.Блока. Жанры метрика. Лирический герой.

40. Акмеизм, его рождение и развитие. Манифесты и творческая практика. Слово у символистов и акмеистов. Прочитать стихи, проанализировать.

41.Н. Гумилев - теоретик акмеизма и поэт. Романтическое в творчестве Н. Гумилева.

42. Творчество А.Ахматовой до Октября. Жанр стихотворной новеллы. (Прочитать стихи наизусть, проанализировать).

43.О.Мандельштам. Художественный мир и творческое кредо.

44. Футуризм. Теория и художественная практика футуристов. Стиль эпохи в художественном творчестве футуристов.

45. В.Маяковский до Октября. Слово в стихе. (Прочитать наизусть, проанализировать).

46.Сатирическое в творчестве Маяковского до Октября. Прочитать наизусть, проанализировать.

47.В.Маяковский - автор поэм и драм. Герой. Синтаксис. Ритм. Образный строй.

48. В.Маяковский - преобразователь поэтической речи.

49. М.Цветаева - “дитя” начала ХХ века.

50. В.В.Розанов - преобразователь русской прозы.

51. Портрет литературной эпохи будет ущербным, если забыть о... (назвать имя из круга поэтов не связанных с определенным литературным направлением, прочитать стихи наизусть, дать аргументированную литературоведческую характеристику).

52. Выдающийся прозаик начала века (дать аргументированную литературоведческую характеристику писателя).

 

Учебная литература. Хрестоматии.

 

Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ - начала ХХ века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия/ Сост. А.Г.Соколов. - М., 1988.

Русская литература ХХ века Дооктябрьский период: Хрестоматия/Сост. Н.А. Трифонов. - М., 1987.

Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стихосложения/Сост. В.Е.Холшевников. - Л., 1987.

Литературные манифесты: От символизма к Октябрю/Подгот. к печати Н.Л.Бродский и др. - М., 1929.

 

 

История русской литературы рубежа XIX–XX веков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.12 с.)