История русской литературы ХХ-ХХ1 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История русской литературы ХХ-ХХ1 вв.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины*:

История русской литературы ХХ-ХХ1 вв.

специальность*:

Филология; 021700;

Факультет, на котором читается*: Факультет русской филологии

Форма обучения*: Очная

Исполняющая кафедра*: Кафедра истории русской литературы ХХ века и теории литературы

Курс*: IV Cеместр*: VIII

Лекции: 34 (час.)

Практические занятия: 17 (час.)

Семинарские занятия: 0 (час.)

Лабораторные работы: 0(час.)

Самостоятельная работа: 69 (час.)

Сумма часов*: 150 (час.)

Реферативные работы*: Не предусмотрены

Контрольные работы*: Предусмотрены

Экзамен*: Есть Семестр*: VIII
Зачет*: Нет Семестр*:

Рабочая программа составлена на основании*: программы «История русской литературы ХХ в. // Программа лекционных курсов». М.: МГУ, 1997 и авторских разработок

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры*: Кафедра истории русской литературы ХХ века и теории литературы. Дата*: 14.06.2007, протокол №12

Заведующий кафедрой*: к.ф.н., доцент Соколова И.В.

Составитель*: к.ф.н., доцент Соколова И.В.

Преподаватели, использующие данную программу: к.ф.н., доц. Соколова И.В., доцент Яроцкая Ю.А.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация (русс.): Ознакомление с литературным процессом второй половины ХХ – начала ХХ1 вв. в контексте социокультурной ситуации; типологический принцип сочетается с историко-литературным. Изучение закономерностей развития, течений и направлений русской литературы сочетается с монографическим исследованием творчества ведущих писателей. Особое внимание уделено периодизации литературного процесса ХХ века во всей его сложности и противоречивости. Предмет курса предполагает отказ от идеологических оценок и явлений литературы, от забвения собственно эстетических критериев анализа литературных произведений.

Программа курса “История русской литературы ХХ-ХХ1 вв. (вторая часть)” составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель курса – ознакомление с литературным процессом второй половины ХХ в. в нашей стране в контексте социокультурной ситуации; совмещение идейно-эстетического анализа литературного произведения с анализом структурно-поэтическим, анализом художественного языка, что позволяет увидеть в художественном произведении картину мира, т.е. модель бытия в конкретном образе действительности.

В организации изучаемого материала соединяются типологический и исторический принципы. Первый из них связан с выделением различных литературных течений, направлений, характерных для того или иного литературного периода; при этом особое внимание уделено монографическому изучению творчества ряда писателей, внесших особый вклад в развитие социального и художественного сознания.

Принцип историзма ориентирован на преодоление “привязанности” этапов литературного процесса к важнейшим социально-политическим событиям эпохи, на углубление анализа собственно литературных оснований в изменяемости художественного процесса, фиксирующего развитие философских, эстетических представлений как крупных писателей, так и общества в целом. Существенным компонентом изучения русской литературы ХХ-ХХ1 вв. является принцип объединения всех литературных потоков, что позволяет увидеть и проанализировать русскую литературу ХХ в. как целостное явление, несмотря на всю его сложность и противоречивость.

Преподавание данного курса, являющегося логическим продолжением истории русской литературы предшествующих периодов, непосредственным образом связано с учебными дисциплинами “История русской литературы ХIX в.”, “История русской литературы конца ХIX- начала ХХ вв.”, “История русской литературы ХX в. (первая половина)”. Также данный учебный курс связан с “Теорией литературы”, преподавание которой приходится на VII-VIII семестры, и рядом лингвистических дисциплин, особенно “Стилистика русского языка”. Несомненна также связь с дисциплинами историко-философского цикла.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные занятия (34 часа).

1. Социокультурная ситуация второй половины ХХ века. Время осознания единства русской литературы, разделенной на советскую, «несоветскую» и литературу эмиграции. «Возвращенная литература» как явление литературного процесса конца 1980-х – начала 1990-х гг. Актуальные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Вопросы периодизации литературного процесса. Закономерности литературного движения второй половины ХХ - начала ХХI вв. – 2 часа

2.-3. 1960-е годы как этап развития русской литературы. Основные тенденции русской поэзии 1960-90-х гг. Концепция мира и человека. Проблема творческой индивидуальности. Особое место поэзии в литературе 1960-х гг. Поэты и судьбы (Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Тряпкин, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Кузнецов и др.). – - 4 часа

4. Военная проза середины ХХ века как литературное направление: временные рамки, этапы развития. Эпическое, трагическое и лирическое начала в прозе о войне. Жанр романа. Идейно-художественные особенности произведений К.Симонова, В. Гроссмана. – 2 часа

5. «Лейтенантская проза» как явление русской литературы 1960-х гг. Жанровые особенности, конфликт, герои произведений Ю. Бондарева, В. Астафьева, В. Богомолова, Е. Носова, Г. Бакланова. Творчество Константина Воробьева: проблематика прозы писателя, позиция автора, художественное своеобразие. – 2 часа

6. Концепция народного характера в «деревенской прозе» 1960-70-х гг. Тема исторической судьбы русского народа: социальные, нравственные и духовные искания. Традиции русской классики. Позиция автора (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Белов и др.). – 2 часа

7. Лирическая проза как субъективное переживание национального бытия: лирический герой как носитель родовых духовных начал; ситуация возвращения к истокам, к ценностям уходящей народной культуры, идеализация целостности жизни, эстетики крестьянского бытия. Лирические повести «Владимирские проселки», «Капля росы» В. Солоухина; рассказы Ю. Казакова («Поморка», «Манька», «Трали-вали»), В. Белова, раннего В. Шукшина; «Последний поклон» В. Астафьева как попытка лирического эпоса. – 2 часа

8. Тема судьбы народа и духовно-нравственных идеалов в социально-историческом движении общества (тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры», роман Б. Можаева «Мужики и бабы», В. Белова «Кануны», рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня» о трагедии русского народа в 1930-е гг.). – 2 часа

9. Онтологический аспект «деревенской прозы». Поиск универсальных природных основ существования человека; концепция времени (цикличность, повторяемость как многократное проявление общего закона жизни). История и природные законы бытия. Исследование в природе, в обществе, в сознании человека разрушительных последствий цивилизации. Проблема жизни и долга. В. Белов «Привычное дело», В. Астафьев «Последний поклон», «Царь-рыба», Е. Носов «И уплывают пароходы, и остаются берега», В.Личутин «Вдова Нюра», В. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой». – 2 часа

10. Эволюция творчества В. Распутина. Публицистика и художественное творчество. Позиция автора. Проблематика прозы, типы героев, художественное своеобразие повестей «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», рассказов 1990-х гг. – 2 часа

11. Творческий путь В. Шукшина как режиссера, актера, писателя. Проблема национального и личностного самосознания в его прозе. Проблема национального характера. Типология героев. Рассказ как жанровая доминанта творчества писателя. Быт и бытие в прозе В. Шукшина, художественные особенности. – 2 часа

12. Проблема духовного конформизма в психологической прозе конца 1960-70-х гг. Самосознание человека как предмет изображения: ситуация итога в основе сюжета, прием потока сознания, внутренний монолог. Творчество Ю. Трифонова (тема нереализованности человека, исчезновения смысла жизни, ситуативное поведение героя в повестях «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», «Дом на набережной»). –2 часа

13. Проза «сорокалетних». Человек безыдеального существования в произведениях В. Маканина, Р. Киреева, В. Орлова, А. Курчаткина, Л. Петрушевской. Утрата идеального в герое, усиление бесстрастности поведения, условного начала (моделирование реальности). Эволюция прозы В. Маканина. Литература андеграунда и образ абсурдного бытия в рассказах Л. Петрушевской. – 2 часа

14. Проблема смысла жизни в романах Ю. Бондарева. Образ современника. Проблема гуманизма. Жанровые особенности романов. Роман «Выбор»: конфликт, герои, нравственно-философская проблематика. –2 часа

15. Особенности социокультурной ситуации рубежа ХХ-ХХ1 вв. 1990-е годы русской литературы. Динамика жанрово-стилевых течений: реалистическая проза, «условно-метафорическая», постмодернизм. Расширение тематических рамок военной прозы в 1980-90-е гг. (О.Ермаков, В. Маканин, А. Проханов), документально-публицистическое направление (С.Алексиевич). Массовая литература, ее место в современном литературном процессе. – 2 часа

16. -17. Картина мира и образ человека в произведениях В. Распутина, Е. Носова, Б. Екимова, Т. Толстой, О. Ермакова, О. Павлова, В. Пелевина и др. Художественные поиски новейшей русской прозы. – 4 часа

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Поэзия Николая Рубцова

 

1. Поэзия 1960-х гг.: «эстрадная» и «тихая». Образ мира, лирический герой, особенности психологизма.

2. Лирика Н. Рубцова: образ природы и человека. Человек в ситуации духовного контакта с Вселенной. Мироощущение лирического героя («…мир устроен грозно и прекрасно»): мотивы света, ночи, вечера.

3. Образ Родины: вечное и уходящее в национальном бытии. Образ русского народа. Чувство одиночества лирического героя и его «жгучей связи» с миром родины: мотивы дома, дороги, бродяжничества.

 

Литература:

Н. Рубцов. Любое издание (стихи «Березы», «Видение на холме», «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…», «Русский огонек», «Звезда полей», «Журавли», «Горница», «Старая дорога», «Природа», «Седьмые сутки дождь не умолкает…», «Осенние этюды», «Над вечным покоем», «Тихая моя родина», «В святой обители природы», «Душа хранит», «Прощальный костер», «Вологодский пейзаж», «Сосен шум», «Бессонница», «Во время грозы», «Ночь на родине», «Зеленые цветы», «Наступление ночи», «Философские стихи», «Ночное ощущение», «Гость», «Чудный месяц плывет над рекою», «Ночное» и др.)

Современная русская советская литература. Ч. I. М., 1987. С. 125-185.

История русской советской поэзии. 1941-1980. Л. 1984.

М. Пьяных. «Покой нам только снится…» Л., 1985.

Б. Зайцев. Современная советская поэзия. 1960-70-е гг. М., 1984.

В. Дементьев. Грани стиха. М., 1988. С. 149-173 (о поэзии Н. Рубцова и А. Вознесенского).

В. Дементьев. Предвечернее. Николай Рубцов. М., 1980.

В. Дементьев. Исповедь земли. М., 1984.

А. Павловский. Время и родина в поэзии Н. Рубцова // Русская литература. 1986. № 1. С. 81-106.

В. Кожинов. Статьи о современной литературе. М., 1990 (гл. «Судьба Алексея Прасолова», с. 171-185; гл. «В кругу московских поэтов» (о Н. Рубцове), с. 205-218).

В. Кожинов. Н. Рубцов. М. 1976.

А. Михайлов. Ритм времени. М., 1973 (гл. «У истоков жизни»).

Ю. Селезнев. «Мысль чувствующая и живая…» М., 1982. С. 185-221, 227-232.

С. Куняев. «Огонь, мерцающий в сосуде». М., 1986.

В. Оботуров. Искреннее слово. Страницы жизни и поэтический мир Н. Рубцова. М., 1987.

Ник. Коняев. Ангел России. Повесть о посмертной судьбе Николая Рубцова. // Наш современник. 1997. № 12.

В. Астафьев. Затеси. Из тетради о Николае Рубцове // Новый мир. 2000. № 2.

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 10

Литература

Б. Екимов. Охота на Хозяина // Новый мир. 2002. № 10.

 

Практическое занятие № 11

Композиция цикла Олега Ермакова «Афганские рассказы»

1. Особенности изображения войны и мира в «Афганских рассказах», тема жизни и смерти. Хронотоп заглавий рассказов цикла. Система лейтмотивов. Герои-повествователи в рассказах..

2. Анализ темы войны в одном из рассказов цикла (по выбору).

Литература:

Олег Ермаков. Афганские рассказы //«Знамя». 1989. № 10.

А. Агеев. Мерзкая плоть: Олег Ермаков и перспективы афганской литературы // Знамя. 1993. № 4. С. 194-204.

И. Роднянская. Марс из бездны // новый мир. 1993. № 4. С. 239-244.

И. Сухих. «Мы были на войне, которой не было…» // Литературное обозрение. 1991. № 10. С. 54-57.

 

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны прочитать указанные в списке художественные произведения, ознакомиться с учебной и научной литературой.

В течение семестра студенты анализируют материалы критических разделов периодических изданий, собирают библиографию по предложенным преподавателем темам.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в виде проведения контрольных работ, тестирования, индивидуального собеседования с преподавателем по прочитанным художественным произведениям.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Проблемы изучения русской литературы ХХ в. Периодизация литературного процесса.

2. Особенности развития русской литературы второй половины ХХ в.

3. Проблема национального характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Особенности жанра и повествования. Роль рассказа в литературном процессе второй половины ХХ в.

4. Шестидесятые годы как период развития русской литературы ХХ в. Социокультурная ситуация. Общая характеристика литературных направлений в прозе: «деревенская», военная, молодежная проза.

5. Русская поэзия 1960-х гг.: концепция мира и человека. «Эстрадная поэзия» и «тихая лирика».

6. Герой и время в поэме А. Ахматовой «Реквием».

7. Поэзия Н. Рубцова: мотивы и образы.

8. Проблема творческой индивидуальности поэта (И. Бродский, Ю Кузнецов, А. Прасолов, Н. Тряпкин, А. Вознесенский и др. - по выбору).

9. Особенности драматургии 1960-90-х гг. Творчество А. Вампилова.

10. Анализ конфликта одной из пьес А. Вампилова (по выбору).

11. Проблема героического и трагического в современной военной прозе (произведения по выбору).

12. «Лейтенантская проза» как явление литературного процесса 1960-х гг.: проблематика, тип героя, позиция автора, жанрово-стилевые особенности.

13. Проблема свободы в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

14. Автор и герой в прозе К. Воробьева.

15. Современная пастораль «Пастух и пастушка» В. Астафьева. Нравственно-философская концепция темы войны. Система образов, хронотоп, жанровое своеобразие.

16. Конфликт романа Ю. Бондарева «Выбор». Проблема гуманизма.

17. «Возвращенная литература» как явление литературного процесса конца 1980-х – начала 1990-х гг.

18. Проблематика повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

19. Проблема «человек и время» в рассказах В. Тендрякова «Хлеб для собаки», «Пара гнедых».

20. Тема судьбы русского крестьянства в исторических катаклизмах ХХ в. (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, Б. Можаева, В. Тендрякова).

21. Онтологическая проблематика деревенской прозы 1960-80-х гг. (В. Распутин, В. Астафьев, В. Белов и др.).

22. Проблема характера и художественные особенности повести В. Белова «Привычное дело».

23. Творчество В. Распутина (общая характеристика).

24. Нравственно-философская проблематика и художественное своеобразие повестей В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору).

25. Художественное осмысление драматических коллизий современности в произведениях В. Распутина рубежа ХХ –ХХI вв.

26. Творчество В. Шукшина (общая характеристика).

27. Жанр рассказа в творчестве В. Шукшина. Типология героев.

28. Проблема исторической судьбы народа в сказке В. Шукшина «До третьих петухов». Система образов, особенности сатиры и позиция автора

29. Нравственные искания героев Ю. Трифонова (произведения – по выбору).

30. Особенности литературной ситуации конца ХХ – начала ХХI вв.

31. Русская литература 1990-х гг. Общая характеристика реалистического и постмодернистского направлений.

32. Концепция человека в литературе рубежа ХХ-ХХ1 вв. (произведения по выбору).

33. Тема войны в прозе Олега Ермакова («Знак зверя», «Афганские рассказы» - по выбору).

34. Основные черты постмодернистской литературы.

35. Образная система рассказа Виктора Пелевина «Жизнь и приключения сарая номер Х11».

36. «Мысль семейная» в современной прозе. Виктория Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть».

37. Конфликт рассказа Бориса Екимова «Охота на хозяина».

38. Образ главного героя в рассказе Татьяны Толстой «Река Оккервиль».

39. Рассказ Анатолия Курчаткина «Счастье Вениамина Л.»: тема социальных и нравственных катастроф.

40. Идейно-художественные особенности рассказа Михаила Бутова «Цена».

41. Идейно-художественные особенности рассказа Виктории Никифоровой «Подвиг».

42. Анализ идейно-художественных особенностей одного из произведений новейшей русской литературы.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебная

История советской литературы. Т. 3, 4. М., 1968. 1971.

История советской литературы. Т. 2. 40-80-е гг. Под ред. А. Метченко и С. Петрова. Изд. 2. М., 1983.

История советской литературы. Под ред. П. Выходцева. М., 1986.

Современная советская литература (под ред. А. Бочарова и Г. Белой). Ч. 1-2. М., 1987.

Ершов Л.Ф. История советской литературы. М., 1988.

История советской литературы: Новый взгляд. Ч. 1-2. М., 1990.

Акимов В.. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы двадцатого века. СПб., 1994.

Очерки русской литературы ХХ в. Монографические главы. Уч. пособие. М., 1995.

Бондаренко В.. Реальная литература. 20 лучших писателей России. М., 1996.

История русской литературы ХХ в. (20-90-е гг.). Основные имена. М., 1998.

Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе 90-х гг. М., 1998.

Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. Минск, 1998.

Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1998.

Баевский В. История русской литературы ХХ века. М., 1999.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистическая литература: Уч. пособие. М., 1999.

Турбина Л.А. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. М., 1999.С. 252 – 306.

Постмодернизм. Основные понятия и термины. М., 2000.

Русская литература ХХ в. Под ред. Мущенко Е.П., Никоновой Т.А. Воронеж, 2000.

Белокурова С.П., Друговейко С.В.. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.

Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола: Уч. пособие для вузов. М., 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А. Николюкина. М., 2001.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. М.., 2001.

Сухих А.И. Книги ХХ века: русский канон. СПб., 2001.

Генис А. Расследования – два. М., 2002.

Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы ХХ века. Учебное пособие. М., 2002.

Русская литература ХХ века: школы, направления, методы творческой работы. Гл. 8 «Современный литературный процесс (1990-е годы)», гл.10 «Русский постмодернизм», глава 11 «Массовая литература конца ХХ века». М.: Изд-во «Logos», «Высшая школа». 2002. С. 238-257, 305-355.

Русская литература ХХ века. В двух томах. Под редакцией Л.П. Кременцова. Т. 2. 1940-1990-е годы. М., 2002.

Теоретико-литературные итоги ХХ века. Литературные произведения и художественный процесс. Ч. 1,2. М.: Наука. 2003.

Нефагина Г. Русская проза конца ХХ века. М., 2003.

Романова Г. Русские писатели ХХ века: Словарь-справочник. М., 2003.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной русской литературы» // Программа лекционных курсов. М.: Изд-во МГУ, 1997.

Программа дисциплины «История русской литературы ХХ в. (1890-1990)». М.: Изд-во МГУ, 1994.

История русской литературы ХХ века // Программы лекционных курсов. М.: Изд-во МГУ, 1997.

Учебная программа по истории русской литературы ХХ в. (1890-1980-е гг.). М.: Изд-во Литературного института, 1996.

Казаркин А.П., Рыбальченко Т.Л., Сваровская А.С. Программа курса «История русской литературы ХХ века». Томский государственный университет (в рукописи).

Соколова И. В. История русской литературы ХХ века (вторая половина). Методическое пособие. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001.

Соколова И. В. Актуальные проблемы современной русской литературы. Методическое пособие. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины*:

История русской литературы ХХ-ХХ1 вв.

специальность*:

Филология; 021700;

Факультет, на котором читается*: Факультет русской филологии

Форма обучения*: Очная

Исполняющая кафедра*: Кафедра истории русской литературы ХХ века и теории литературы

Курс*: IV Cеместр*: VIII

Лекции: 34 (час.)

Практические занятия: 17 (час.)

Семинарские занятия: 0 (час.)

Лабораторные работы: 0(час.)

Самостоятельная работа: 69 (час.)

Сумма часов*: 150 (час.)

Реферативные работы*: Не предусмотрены

Контрольные работы*: Предусмотрены

Экзамен*: Есть Семестр*: VIII
Зачет*: Нет Семестр*:

Рабочая программа составлена на основании*: программы «История русской литературы ХХ в. // Программа лекционных курсов». М.: МГУ, 1997 и авторских разработок

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры*: Кафедра истории русской литературы ХХ века и теории литературы. Дата*: 14.06.2007, протокол №12

Заведующий кафедрой*: к.ф.н., доцент Соколова И.В.

Составитель*: к.ф.н., доцент Соколова И.В.

Преподаватели, использующие данную программу: к.ф.н., доц. Соколова И.В., доцент Яроцкая Ю.А.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация (русс.): Ознакомление с литературным процессом второй половины ХХ – начала ХХ1 вв. в контексте социокультурной ситуации; типологический принцип сочетается с историко-литературным. Изучение закономерностей развития, течений и направлений русской литературы сочетается с монографическим исследованием творчества ведущих писателей. Особое внимание уделено периодизации литературного процесса ХХ века во всей его сложности и противоречивости. Предмет курса предполагает отказ от идеологических оценок и явлений литературы, от забвения собственно эстетических критериев анализа литературных произведений.

Программа курса “История русской литературы ХХ-ХХ1 вв. (вторая часть)” составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель курса – ознакомление с литературным процессом второй половины ХХ в. в нашей стране в контексте социокультурной ситуации; совмещение идейно-эстетического анализа литературного произведения с анализом структурно-поэтическим, анализом художественного языка, что позволяет увидеть в художественном произведении картину мира, т.е. модель бытия в конкретном образе действительности.

В организации изучаемого материала соединяются типологический и исторический принципы. Первый из них связан с выделением различных литературных течений, направлений, характерных для того или иного литературного периода; при этом особое внимание уделено монографическому изучению творчества ряда писателей, внесших особый вклад в развитие социального и художественного сознания.

Принцип историзма ориентирован на преодоление “привязанности” этапов литературного процесса к важнейшим социально-политическим событиям эпохи, на углубление анализа собственно литературных оснований в изменяемости художественного процесса, фиксирующего развитие философских, эстетических представлений как крупных писателей, так и общества в целом. Существенным компонентом изучения русской литературы ХХ-ХХ1 вв. является принцип объединения всех литературных потоков, что позволяет увидеть и проанализировать русскую литературу ХХ в. как целостное явление, несмотря на всю его сложность и противоречивость.

Преподавание данного курса, являющегося логическим продолжением истории русской литературы предшествующих периодов, непосредственным образом связано с учебными дисциплинами “История русской литературы ХIX в.”, “История русской литературы конца ХIX- начала ХХ вв.”, “История русской литературы ХX в. (первая половина)”. Также данный учебный курс связан с “Теорией литературы”, преподавание которой приходится на VII-VIII семестры, и рядом лингвистических дисциплин, особенно “Стилистика русского языка”. Несомненна также связь с дисциплинами историко-философского цикла.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные занятия (34 часа).

1. Социокультурная ситуация второй половины ХХ века. Время осознания единства русской литературы, разделенной на советскую, «несоветскую» и литературу эмиграции. «Возвращенная литература» как явление литературного процесса конца 1980-х – начала 1990-х гг. Актуальные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Вопросы периодизации литературного процесса. Закономерности литературного движения второй половины ХХ - начала ХХI вв. – 2 часа

2.-3. 1960-е годы как этап развития русской литературы. Основные тенденции русской поэзии 1960-90-х гг. Концепция мира и человека. Проблема творческой индивидуальности. Особое место поэзии в литературе 1960-х гг. Поэты и судьбы (Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Тряпкин, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Кузнецов и др.). – - 4 часа

4. Военная проза середины ХХ века как литературное направление: временные рамки, этапы развития. Эпическое, трагическое и лирическое начала в прозе о войне. Жанр романа. Идейно-художественные особенности произведений К.Симонова, В. Гроссмана. – 2 часа

5. «Лейтенантская проза» как явление русской литературы 1960-х гг. Жанровые особенности, конфликт, герои произведений Ю. Бондарева, В. Астафьева, В. Богомолова, Е. Носова, Г. Бакланова. Творчество Константина Воробьева: проблематика прозы писателя, позиция автора, художественное своеобразие. – 2 часа

6. Концепция народного характера в «деревенской прозе» 1960-70-х гг. Тема исторической судьбы русского народа: социальные, нравственные и духовные искания. Традиции русской классики. Позиция автора (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Белов и др.). – 2 часа

7. Лирическая проза как субъективное переживание национального бытия: лирический герой как носитель родовых духовных начал; ситуация возвращения к истокам, к ценностям уходящей народной культуры, идеализация целостности жизни, эстетики крестьянского бытия. Лирические повести «Владимирские проселки», «Капля росы» В. Солоухина; рассказы Ю. Казакова («Поморка», «Манька», «Трали-вали»), В. Белова, раннего В. Шукшина; «Последний поклон» В. Астафьева как попытка лирического эпоса. – 2 часа

8. Тема судьбы народа и духовно-нравственных идеалов в социально-историческом движении общества (тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры», роман Б. Можаева «Мужики и бабы», В. Белова «Кануны», рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня» о трагедии русского народа в 1930-е гг.). – 2 часа

9. Онтологический аспект «деревенской прозы». Поиск универсальных природных основ существования человека; концепция времени (цикличность, повторяемость как многократное проявление общего закона жизни). История и природные законы бытия. Исследование в природе, в обществе, в сознании человека разрушительных последствий цивилизации. Проблема жизни и долга. В. Белов «Привычное дело», В. Астафьев «Последний поклон», «Царь-рыба», Е. Носов «И уплывают пароходы, и остаются берега», В.Личутин «Вдова Нюра», В. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой». – 2 часа

10. Эволюция творчества В. Распутина. Публицистика и художественное творчество. Позиция автора. Проблематика прозы, типы героев, художественное своеобразие повестей «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», рассказов 1990-х гг. – 2 часа

11. Творческий путь В. Шукшина как режиссера, актера, писателя. Проблема национального и личностного самосознания в его прозе. Проблема национального характера. Типология героев. Рассказ как жанровая доминанта творчества писателя. Быт и бытие в прозе В. Шукшина, художественные особенности. – 2 часа

12. Проблема духовного конформизма в психологической прозе конца 1960-70-х гг. Самосознание человека как предмет изображения: ситуация итога в основе сюжета, прием потока сознания, внутренний монолог. Творчество Ю. Трифонова (тема нереализованности человека, исчезновения смысла жизни, ситуативное поведение героя в повестях «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», «Дом на набережной»). –2 часа

13. Проза «сорокалетних». Человек безыдеального существования в произведениях В. Маканина, Р. Киреева, В. Орлова, А. Курчаткина, Л. Петрушевской. Утрата идеального в герое, усиление бесстрастности поведения, условного начала (моделирование реальности). Эволюция прозы В. Маканина. Литература андеграунда и образ абсурдного бытия в рассказах Л. Петрушевской. – 2 часа

14. Проблема смысла жизни в романах Ю. Бондарева. Образ современника. Проблема гуманизма. Жанровые особенности романов. Роман «Выбор»: конфликт, герои, нравственно-философская проблематика. –2 часа

15. Особенности социокультурной ситуации рубежа ХХ-ХХ1 вв. 1990-е годы русской литературы. Динамика жанрово-стилевых течений: реалистическая проза, «условно-метафорическая», постмодернизм. Расширение тематических рамок военной прозы в 1980-90-е гг. (О.Ермаков, В. Маканин, А. Проханов), документально-публицистическое направление (С.Алексиевич). Массовая литература, ее место в современном литературном процессе. – 2 часа

16. -17. Картина мира и образ человека в произведениях В. Распутина, Е. Носова, Б. Екимова, Т. Толстой, О. Ермакова, О. Павлова, В. Пелевина и др. Художественные поиски новейшей русской прозы. – 4 часа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.136.147 (0.212 с.)