Тема современности в рассказе В. Распутина «Нежданно-негаданно» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема современности в рассказе В. Распутина «Нежданно-негаданно»



1. Картины современной жизни: анализ эпизодов на пристани, особенности образа города. Конфликт рассказа.

2. Главные герои. Средства создания образов Сени и девочки. Функции второстепенных персонажей.

3. Смысл финала рассказа.

Литература

В. Распутин. Нежданно-негаданно // Наш современник. 1997. № 5.

О. Славникова. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1999. № 2.

Ю. Минералов. История русской литературы: 90-е годы ХХ в. Гл. «Валентин Распутин сегодня». М., 2002. С. 41-51.

Л. Колобаева. В. Распутин-рассказчик// Русская словесность. 2002. № 2.

В. Серафимова. Слово в художественном мире Валентина Распутина // Русская речь. 2002. № 6.

С. Лебедева. Мировоззренческие истоки творчества В. Распутина // Русская словесность, 2001. № 4.

 

Практическое занятие № 7

«Мысль семейная» в современной прозе.

В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть»

1. Особенности развития и значение темы семьи в современной литературе (произведения В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина, Ф. Абрамова, Л. Петрушевской и др.).

2. Тема созидания и разрушения семьи в прозе В. Токаревой («Инфузория-туфелька», «Груда камней голубых» и др.).

3. Система образов и нравственная проблематика рассказа «Я есть. Ты есть. Он есть». Смысл названия. Своеобразие темы любви (любовь-страсть, материнская любовь, христианская любовь). Особенности психологизма. Библейские мотивы.

Литература:

С. Аверинцев. Горизонт семьи. О некоторых константах традиционного русского сознания // Новый мир. 2000. № 2.

Т. Ерохина. Поезд судьбы и надежды в творчестве В. Токаревой // Литература в школе. 2000. № 7.

М. Пророков. Между небом и обстоятельствами // Октябрь. 1989. № 4.

Р. Вейли (Лютая). Мир, где состарились сказки: социокультурный генезис прозы В. Токаревой // Литературное обозрение. 1993. № 1-2.

Т. Блажнова. На красную тряпку любви // Книжное обозрение. 1994. № 2.

Н. Скривля. Не просто, а очень просто // Искусство кино. 1995. № 4.

О. Славникова. Я самый обаятельный и привлекательный. Беспристрастные заметки о мужской прозе // Новый мир. 1998. № 4.

Т. Касаткина. «Но страшно мне: изменишь облик ты…» // Новый мир. 1996. № 4.

С. Костырко. О роковых тайнах женской души // Новый мир. 1999. № 1.

 

Практическое занятие № 8

Человек и эпоха в повести В. Пелевина «Омон Ра»

1. Концепция мира: проблемы настоящей и виртуальной реальности бытия, иллюзорности истины. Позиция автора.

2. Человек и время. Тема подвига, символы эпохи. Образ Омона: психологическое пространство личности.

3. Своеобразие художественных приемов: остросюжетность, сатирическая фантазия, условно-метафорические средства (гротеск, ироническая игра), жанровая неопределенность.

 

Практическое занятие № 9

Образная система рассказа Виктора Пелевина «Жизнь и приключения сарая номер Х11»

1. Система образов рассказа.

2. Приемы создания характера главного героя рассказа.

3. Тема поисков смысла существования в окружающей реальности. Интерпретация финала рассказа.

Литература:

В. Пелевин. Жизнь насекомых. Омон Ра. М., 1997.

Г. Нефагина. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. ХХ века. Минск, 1998. С. 193-197.

К. Кокшенева. Проблема зла в современной литературе // Литература в школе. 2000. № 3.

С. Костырко. Чистое поле литературы // Новый мир. 1992. № 12. С. 256-257.

К. Степанян. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. 1992. № 9.

А. Генис. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя. 1995. № 12; Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. 1997. № 12.

А. Генис. Расследования – два. М., 2002.Глава «Поле чудес. Виктор Пелевин».

П. Басинский. Синдром Пелевина. «Новый писатель» - старый как мир // Литературная газета. 1999. № 45.

О. Павлов. Метафизика русской прозы // Октябрь. 1998. № 1.

Точка, поставленная вовремя. Вл. Новиков представляет постмодернистскую новеллистику // Знамя.1993. № 2. С. 205-208.

 

Практическое занятие № 10

Конфликт рассказа Б. Екимова «Охота на хозяина»

1. Человек в мире природы.

2. Образы деда и внука: средства их создания. Функции символических образов Савушки и Хозяина.

3. Нравственные и философский аспекты конфликта рассказа.

Литература

Б. Екимов. Охота на Хозяина // Новый мир. 2002. № 10.

 

Практическое занятие № 11

Композиция цикла Олега Ермакова «Афганские рассказы»

1. Особенности изображения войны и мира в «Афганских рассказах», тема жизни и смерти. Хронотоп заглавий рассказов цикла. Система лейтмотивов. Герои-повествователи в рассказах..

2. Анализ темы войны в одном из рассказов цикла (по выбору).

Литература:

Олег Ермаков. Афганские рассказы //«Знамя». 1989. № 10.

А. Агеев. Мерзкая плоть: Олег Ермаков и перспективы афганской литературы // Знамя. 1993. № 4. С. 194-204.

И. Роднянская. Марс из бездны // новый мир. 1993. № 4. С. 239-244.

И. Сухих. «Мы были на войне, которой не было…» // Литературное обозрение. 1991. № 10. С. 54-57.

 

Практическое занятие № 12

Образ главного героя в рассказе Татьяны Толстой «Река Оккервиль.

1. Проблема истинности бытия и конфликт рассказа: реальность окружающей действительности и мир фантазий Симеонова. Главный герой – это «маленький человек» или творец, «услышавший Бога»? Время и пространство жизни героя.

2. Средства создания образов Симеонова, Веры Васильевны и Тамары.

3. Художественные особенности прозы Т. Толстой: языковая выразительность (метафоры, метонимии, сравнения, звукопись и др.), пространственно-временная организация повествования, образы вещного мира, роль деталей, цитатность, языковая игра, темы и мотивы различных культурных пластов.

Литература:

Т. Толстая. Любишь – не любишь. М., 1997.

М. Липовецкий. Русский постмодернизм. Гл. 3. Контекст: мифология творчества (Татьяна Толстая). Екатеринбург. 1997. С. 210-229.

М. Золотоносов. Мечты и фантомы // Литературное обозрение. 1987. № 4. С. 59-61.

И. Грекова. Расточительность таланта // Новый мир. 1988. № 1.

П. Вайль, А. Генис. Городок в табакерке. Проза Т. Толстой // Звезда. 1990. № 8.

И. Дедков. Метаморфозы маленького человека, или Трагедия и фарс обыденности / /Последний этаж: Сб. современной прозы. М., 1989. С. 417-429.

А. Михайлов. О рассказах Т. Толстой // Т. Толстая. На золотом крыльце сидели. М., 1987. С. 187-190.

Генис А. О Т. Толстой // Звезда. 1997. № 9.

Е. Щеглова. Человек страдающий (Категория человечности в современной прозе) // Вопросы литературы, ноябрь-декабрь 2001.

Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. Книга 3. М., 2001. С.42-45.

И. Соколова. Актуальные проблемы современной русской литературы // 85 лет высшему историческому и филологическому образованию на Дальнем Востоке России: - Книга вторая – Литература, язык, культура. Материалы научной конференции. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. С. 330-349.

Практическое занятие № 13

Рассказ Анатолия Курчаткина «Счастье Вениамина Л.»: тема социальных и нравственных катастроф

1. Особенности современной условно-метафорической прозы.

2. Характеристика сообществ людей и крыс: тема власти, иерархия ценностей, модель поведения.

3. Своеобразие конфликта рассказа и метаморфозы главного героя. Проблема выбора. Тема счастья.

Литература

А. Курчаткин. Два рассказа // Знамя. 2000. № 7.

А. Курчаткин. Хочешь написать «заяц», пишется «волк» // Вопросы литературы. Март- апрель 2001.

Г. Нефагина. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. Минск, 1998.С. 75-96.

Г. Нефагина. Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие. М., 2003. С. 131-137.

 

Практическое занятие № 14

Обсуждение рассказа Михаила Бутова «Цена»

1. Особенности авторской позиции (анализ ремарки «От автора»).

2. Тема «стояния человека в мире» и конфликт рассказа. Суть позиции главного героя по проблемам современной реальности и войны.

3. Смысл финала рассказа.

Литература:

Михаил Бутов. Цена // Знамя. 2005. № 7.

 

Обсуждение рассказа Виктории Никифоровой «Подвиг»

1. Настоящее и прошлое в рассказе через отношение героев к жизни. Особенности художественного времени (прием фантастического совмещения времен).

2. Система образов: главные, второстепенные и внесюжетные герои.

3. Приемы создания характера Макса (речь, портрет, особенности повествования, пейзаж, прием игры).

Литература:

Виктория Никифорова. Подвиг // Знамя. 2005. № 6.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны прочитать указанные в списке художественные произведения, ознакомиться с учебной и научной литературой.

В течение семестра студенты анализируют материалы критических разделов периодических изданий, собирают библиографию по предложенным преподавателем темам.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в виде проведения контрольных работ, тестирования, индивидуального собеседования с преподавателем по прочитанным художественным произведениям.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Проблемы изучения русской литературы ХХ в. Периодизация литературного процесса.

2. Особенности развития русской литературы второй половины ХХ в.

3. Проблема национального характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Особенности жанра и повествования. Роль рассказа в литературном процессе второй половины ХХ в.

4. Шестидесятые годы как период развития русской литературы ХХ в. Социокультурная ситуация. Общая характеристика литературных направлений в прозе: «деревенская», военная, молодежная проза.

5. Русская поэзия 1960-х гг.: концепция мира и человека. «Эстрадная поэзия» и «тихая лирика».

6. Герой и время в поэме А. Ахматовой «Реквием».

7. Поэзия Н. Рубцова: мотивы и образы.

8. Проблема творческой индивидуальности поэта (И. Бродский, Ю Кузнецов, А. Прасолов, Н. Тряпкин, А. Вознесенский и др. - по выбору).

9. Особенности драматургии 1960-90-х гг. Творчество А. Вампилова.

10. Анализ конфликта одной из пьес А. Вампилова (по выбору).

11. Проблема героического и трагического в современной военной прозе (произведения по выбору).

12. «Лейтенантская проза» как явление литературного процесса 1960-х гг.: проблематика, тип героя, позиция автора, жанрово-стилевые особенности.

13. Проблема свободы в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

14. Автор и герой в прозе К. Воробьева.

15. Современная пастораль «Пастух и пастушка» В. Астафьева. Нравственно-философская концепция темы войны. Система образов, хронотоп, жанровое своеобразие.

16. Конфликт романа Ю. Бондарева «Выбор». Проблема гуманизма.

17. «Возвращенная литература» как явление литературного процесса конца 1980-х – начала 1990-х гг.

18. Проблематика повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

19. Проблема «человек и время» в рассказах В. Тендрякова «Хлеб для собаки», «Пара гнедых».

20. Тема судьбы русского крестьянства в исторических катаклизмах ХХ в. (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, Б. Можаева, В. Тендрякова).

21. Онтологическая проблематика деревенской прозы 1960-80-х гг. (В. Распутин, В. Астафьев, В. Белов и др.).

22. Проблема характера и художественные особенности повести В. Белова «Привычное дело».

23. Творчество В. Распутина (общая характеристика).

24. Нравственно-философская проблематика и художественное своеобразие повестей В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору).

25. Художественное осмысление драматических коллизий современности в произведениях В. Распутина рубежа ХХ –ХХI вв.

26. Творчество В. Шукшина (общая характеристика).

27. Жанр рассказа в творчестве В. Шукшина. Типология героев.

28. Проблема исторической судьбы народа в сказке В. Шукшина «До третьих петухов». Система образов, особенности сатиры и позиция автора

29. Нравственные искания героев Ю. Трифонова (произведения – по выбору).

30. Особенности литературной ситуации конца ХХ – начала ХХI вв.

31. Русская литература 1990-х гг. Общая характеристика реалистического и постмодернистского направлений.

32. Концепция человека в литературе рубежа ХХ-ХХ1 вв. (произведения по выбору).

33. Тема войны в прозе Олега Ермакова («Знак зверя», «Афганские рассказы» - по выбору).

34. Основные черты постмодернистской литературы.

35. Образная система рассказа Виктора Пелевина «Жизнь и приключения сарая номер Х11».

36. «Мысль семейная» в современной прозе. Виктория Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть».

37. Конфликт рассказа Бориса Екимова «Охота на хозяина».

38. Образ главного героя в рассказе Татьяны Толстой «Река Оккервиль».

39. Рассказ Анатолия Курчаткина «Счастье Вениамина Л.»: тема социальных и нравственных катастроф.

40. Идейно-художественные особенности рассказа Михаила Бутова «Цена».

41. Идейно-художественные особенности рассказа Виктории Никифоровой «Подвиг».

42. Анализ идейно-художественных особенностей одного из произведений новейшей русской литературы.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебная

История советской литературы. Т. 3, 4. М., 1968. 1971.

История советской литературы. Т. 2. 40-80-е гг. Под ред. А. Метченко и С. Петрова. Изд. 2. М., 1983.

История советской литературы. Под ред. П. Выходцева. М., 1986.

Современная советская литература (под ред. А. Бочарова и Г. Белой). Ч. 1-2. М., 1987.

Ершов Л.Ф. История советской литературы. М., 1988.

История советской литературы: Новый взгляд. Ч. 1-2. М., 1990.

Акимов В.. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы двадцатого века. СПб., 1994.

Очерки русской литературы ХХ в. Монографические главы. Уч. пособие. М., 1995.

Бондаренко В.. Реальная литература. 20 лучших писателей России. М., 1996.

История русской литературы ХХ в. (20-90-е гг.). Основные имена. М., 1998.

Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе 90-х гг. М., 1998.

Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. Минск, 1998.

Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1998.

Баевский В. История русской литературы ХХ века. М., 1999.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистическая литература: Уч. пособие. М., 1999.

Турбина Л.А. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. М., 1999.С. 252 – 306.

Постмодернизм. Основные понятия и термины. М., 2000.

Русская литература ХХ в. Под ред. Мущенко Е.П., Никоновой Т.А. Воронеж, 2000.

Белокурова С.П., Друговейко С.В.. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.

Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола: Уч. пособие для вузов. М., 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А. Николюкина. М., 2001.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. М.., 2001.

Сухих А.И. Книги ХХ века: русский канон. СПб., 2001.

Генис А. Расследования – два. М., 2002.

Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы ХХ века. Учебное пособие. М., 2002.

Русская литература ХХ века: школы, направления, методы творческой работы. Гл. 8 «Современный литературный процесс (1990-е годы)», гл.10 «Русский постмодернизм», глава 11 «Массовая литература конца ХХ века». М.: Изд-во «Logos», «Высшая школа». 2002. С. 238-257, 305-355.

Русская литература ХХ века. В двух томах. Под редакцией Л.П. Кременцова. Т. 2. 1940-1990-е годы. М., 2002.

Теоретико-литературные итоги ХХ века. Литературные произведения и художественный процесс. Ч. 1,2. М.: Наука. 2003.

Нефагина Г. Русская проза конца ХХ века. М., 2003.

Романова Г. Русские писатели ХХ века: Словарь-справочник. М., 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.049 с.)