Русская поэзия и драматургия 1980-х – 2000-х годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская поэзия и драматургия 1980-х – 2000-х годов



Русская поэзия второй половины 80-х – начала 90-х гг.: традиционное направление, его представители (А. Тарковский, С. Липкин, И. Лиснянская, И. Ратушинская, А. Кушнер, Ю. Кублановский и др.) и поэтический поставангард: концептуализм (Г. Сапгир, Д. Пригов, Л. Рубинштейн), метаметафоризм (И. Жданов, А. Еременко, О. Седакова, Л. Лосев, Е. Шварц), «куртуазный маньеризм» (А. Добрынин, Д. Быков, В. Пеленягре, В. Степанцов), неофутуризм (К. Кедров, Е. Кацюба, Л. Ходынская), соц-арт (И. Иртеньев, Н. Искренко, Т. Кибиров, В. Друк), школа верлибра (К. Джангиров, Г. Айги и др.). Особенности творческой манеры поэтов-поставангардистов.

Роль и место И. Бродского в развитии русской поэзии посл. трети XX века.

Рок-поэзия: В. Цой, И. Кормильцев, Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др. Творчество А. Башлачева.

Русская поэзия на современном этапе.

Современная драматургия (начиная с 80-х): отличительные черты и основные представители: «поствампиловская волна» – В. Славкин, Л. Петрушевская, В. Арро, Н. Садур, А. Галин, Г. Горин, Э. Радзинский, Н. Коляда, М. Угаров, Б. Акунин и др.

Тематика, жанровый диапазон, поэтика, типология героев и хронотоп современной драмы.

Литературные направления, стилевые течения и особенности языка современной драмы: реалистическое, модернистское и постмодернистское. Роль «римейка» в современной драматургии. «Феномен» женской драматургии конца XX века.

Постановка пьес в театрах России, Беларуси и за рубежом.

 

Модернизм и постмодернизм в русской литературе

Русский литературный постмодернизм: его философские основы и отличительные особенности.

Модернистская концепция мира и человека в рассказах Вик. Ерофеева и романе С. Соколова «Школа для дураков».

«Зона» как квинтессенция советского общества в интерпретации С. Довлатова. Ироническое переосмысление культа великого писателя на фоне абсурдной действительности («Заповедник»).

«Москва-Петушки» В. Ерофеева как пратекст русского посмодернизма. Литературная реминисценция как постмодернистский прием в романе А. Битова «Пушкинский дом». Судьбы русской интеллигенции: Л. Одоевцев – герой времени.

Новая модель художественного мышления и суперпародийное начало в романе С. Соколова «Палисандрия».

Постмодернистская интерпретация русской классики и «вечных» тем в повести А. Королева «Голова Гоголя». Коллажность повествования. Черты реализма, мистики и фантасмогории. Спор о добре и зле и его традиция (Гете, Тургенев, Достоевский). Смысловая значимость «гоголевского текста» в повести.

Жанровая трансформация и своеобразие романа Т. Толстой «Кысь».

Экспериментальный взгляд на общество и человека в повести В. Пелевина «Омон Ра». «Турбореализм» как синтетический стиль (черты триллера, сатирической фэнтези, соц-арта; использование условных форм и трагический сюрреализм советской действительности).

Ассоциативное восприятие действительности и диалог героя с самим собой в «Школе для дураков» С. Соколова. Мир как метафора: пространство и время в романе.

Тезис «мир как текст» и принципы художественного изображения человека и действительности в романе Т. Толстой «Кысь».

Отличительные особенности модернистского и постмодернистского текстов. Трансформация романного жанра, особенности композиции и поэтики.

 

 

 


Информационно-методическая часть

4.1. Перечень методических материалов, используемых в учебном процессе:

1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русская литература». – ИПП, 2008.

2. Дубровский, А. В. Русская литература. Учебно-методическое пособие / Сост. А.В. Дубровский. – Минск: ЗАО «Иппокрена», 2007. – 75 с.

 

4.2. Основная и дополнительная литература:

А. Основная:

 

1. Баевский, В.С. История русской литературы XX века: компендиум / В.С. Баевский. – М., 2003.

2. Буслакова, Т.П. Литература русского зарубежья: курс лекций / Т.П. Буслакова. – М., 2003.

3. Древнерусская литература. XI – XVII вв.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Коровина. – М., 2003.

4. Зайцев, В.А. История русской литературы второй половины XX века: учебник / В.А. Зайцев, А.П. Герасименко. – М., 2004.

5. История русской литературы XIX в. В 3 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М., 2005. – 3 ч.

6. История русской литературы XIX в. 70 – 90-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. – М., 2006.

7. История русской литературы XIX в. 40 – 60-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2006.

8. Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века: учебник / О.Б. Лебедева. – М., 2000.

9. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003.

10. Минералов, Ю.И. История русской литературы XIX века (40 – 60-е годы): учеб. пособие / Ю.И. Минералов. – М., 2003.

11. Минералов, Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.И. Минералов. – М., 2002.

12. Минералов, Ю.И. История русской литературы XX века (1900 – 1920-е годы): учеб. пособие / Ю.И. Минералов, И.Г. Минералова. – М., 2004.

13. Нефагина, Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов XX века: учеб. пособие / Г.Л. Нефагина. – Мн., 1997.

14. Роговер, Е.С. Русская литература второй половины XIX века: учеб. пособие / Е.С. Роговер. – СПб., М., 2004.

15. Роговер, Е.С. Русская литература первой половины XIX века: учеб. пособие / Е.С. Роговер. – СПб., М., 2004.

16. Русская литература XX века: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. / Под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2005.

17. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: учеб. пособие / И.С. Скоропанова. – М., 1999.

18. Сухих, И.Н. Двадцать книг XX века. Эссе / И.Н. Сухих. – СПб., 2004.

19. Щенников, Г.К. История русской литературы XIX века (70—90-е годы): учеб. пособие / Г.К. Щенников, Л.П. Щенникова. – М., 2005.

 

 

Б. Дополнительная:

 

1. Громова, М.И. Русская драматургия конца XX – начала XXI века: учеб. пособие / М.И. Громова. – М., 2005.

2. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. – М., 2003.

3. История русской литературной критики: учеб. для вузов / В.В. Прозоров, О.О. Милованова, Е.Г. Елина и др.; Под ред. В.В. Прозорова. – М., 2002.

4. Коровин, В.И. Русская поэзия XIX века: учеб. пособие / В.И. Коровин. – М., 1997.

5. Кременцов, Л.П. Русская литература XIX века. 1801 – 1850: учеб. пособие / Л.П. Кременцов. – М., 2005.

6. Манн, Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма: учебное пособие для вузов / Ю.В. Манн. – М., 2001.

7. Русская литература XX века в зеркале критики: хрестоматия для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. С.И. Тимина, М.А. Черняк, Н.Н. Кякшто. – СПб., 2003.

8. Русская проза конца XX века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Агеносов, Т.М. Колядич, Л.А.Трубина и др.; Под ред. Т.М. Колядич. – М., 2005.

9. Русская проза конца XX века: хрестоматия для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и вступ. ст. С.И. Тиминой. – СПб., 2005.

10. Русские писатели 20 века: биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. – М., 2000.

11. Русские поэты XIX века: хрестоматия / Сост. Л.П. Кременцов. – М., 2004.

12. Русская советская поэзия 50—70-х годов: хрестоматия / Сост. И.И. Розанов. – Мн., 1982.

13. Русская советская поэзия. Хрестоматия: пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Л.П. Кременцов, Л.А.Левицкий, А.А. Мигунов, Л.Н. Михеева; Под ред. Л.П. Кременцова. – Л., 1988.

14. Черняк, М.А. Современная русская литература: учебное пособие / М.А. Черняк. – СПб., М., 2004.

15. Энциклопедия мировой литературы / Под ред. С.В. Стахорского. – СПб, 2000.

16. Якушин, Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.И. Якушин. – М., 2001.

 


3. Учебно-методическая карта дисциплины

Й семестр

 

№ разд., темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия Литература Формы контроля знаний
лекции практические занятия
1. Древнерусская литература – литература XVIII века          
1.1 Специфические особенности древнерусской литературы
  1. Художественная специфика древнерусской литературы.
  2. Понятие литературного этикета.
  3. Проблема периодизации древнерусской литературы.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 3 б) доп.: 15  
1.2 Литература раннефеодального древнерусского государства
  1. «Повесть временных лет».
  2. Ораторская проза ХI – ХII вв.
  3. Житийная литература.
  4. «Хождение» как литературный жанр.
  5. «Слово о полку Игореве».
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 3 б) доп.: 15 Фронт. опрос
1.3 Литература периода феодальной раздробленности
  1. «Моление Даниила Заточника».
  2. Галицко-Волынская летопись.
  3. Отражение событий татарского нашествия в агиографической литературе.
  4. «Слово о погибели русской земли».
  5. «Житие Александра Невского».
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 3 б) доп.: 15 Фронт. опрос
1.4, 1.5 Литература периода русского предвозрождения Литература периода укрепления централизованного государства
  1. Поэтическая повесть «Задонщина».
  2. Творчество Епифания Премудрого.
Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека.
  1. Публицистические сочинения Ивана Пересветова.
  2. Письма Андрея Курбского Ивану Грозному. Иван Грозный как писатель.
  3. «Повесть о Петре и Февронии».
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 3 б) доп.: 15 Фронт. опрос
1.6 Литература переходного периода (XVII в.)
  1. Литература периода первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией.
  2. Начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы.
  3. Историческая повесть первой половины ХVII в.
  4. Появление новых жанров в русской литературе.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 3 б) доп.: 15  
1.7 Литературный процесс ХVIII в. Литература петровской эпохи
  1. Основные этапы литературного развития ХVIII века.
  2. Петровские реформы. Их смысл и значение.
  3. Школьный и придворный театр.
  4. Феофан Прокопович как ученый, литератор.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 8 б) доп.: 3, 15  
1.8 Литература периода становления классицизма
  1. Литературная деятельность А. Д. Кантемира.
  2. Жизненный путь В. К. Тредиаковского.
  3. М. В. Ломоносов как выразитель духовной мощи русского народа.
  4. А. П. Сумароков — теоретик русского дворянского классицизма.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 8 б) доп.: 3, 15 Анализ текстов, опрос
1.9 Литература периода русского Просвещения
  1. Первые сатирические журналы.
  2. Литературная, просветительская и книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова.
  3. Основные этапы жизненного и творческого пути Д. И. Фонвизина.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 8 б) доп.: 3, 15 Анализ текстов, опрос
1.10 Литература периода кризиса классицизма и зарождения сентиментализма
  1. Личность Г.Р.Державина.
  2. Литературная деятельность А. Н. Радищева.
  3. Раннее творчество И. А. Крылова.
  4. Творчество Н. М. Карамзина.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 8 б) доп.: 3, 15 Анализ текстов, опрос
2. Русская литература первой половины XIX века          
2.1.1 Литературное движение первой трети XIX века: направления, полемики, поэтические школы
  1. Социально-политические условия в России начала XIX в.
  2. Основные направления эстетической полемики между сторонниками «старого» и «нового» слога русского языка.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 7, 10, 15 б) доп.: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 16  
2.1.2 Творчество И. Крылова, А. Грибоедова
  1. Новаторство Крылова-баснописца.
  2. Общественно политическая и литературно-эстетическая позиция А. С. Грибоедова.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 7, 10, 15 б) доп.: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 16 Анализ текстов, опрос
2.2.1 Становление традиции романтизма в России
  1. Основные социально-философские корни романтизма и его эстетика.
  2. Истоки русского романтизма и различные традиции и течения в нем.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 7, 10, 15 б) доп.: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 16  
2.2.2 Творчество В. Жуковского, К. Батюшкова, писателей-декабристов
  1. В. Жуковский – вершина русского предромантизма.
  2. Тематическое и жанровое многообразие лирики К. Батюшкова.
  3. Особенности романтической установки и гражданский пафос творчества писателей-декабристов (К. Рылеев, А. Бестужев-Марлинский, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, Ф. Глинка).
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 7, 10, 15 б) доп.: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 16 Анализ текстов, опрос
2.3 А. Пушкин: личность и творчество 1. Лицейские годы. 2. Петербургский период. 3. Период южной ссылки. 4. Ссылка в Михайловское. 5. Новаторство А. Пушкина – драматурга. 6. Значение Болдинской осени в творчестве А. Пушкина. 7. «Евгений Онегин».     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 7, 10, 15 б) доп.: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 16 Анализ текстов, опрос
2.4 Поэты пушкинской поры («плеяда»)
  1. Творчество А. Дельвига.
  2. Творчество Е. Баратынского.
  3. Д. Давыдов: сочетание романтической традиции и принципов школы «легкой поэзии».
  4. Творчество П. Вяземского.
  5. Творчество Н. Языкова.
  6. Творчество Д. Веневитинова.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 7, 10, 15 б) доп.: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 16 Анализ текстов, подготовка сообщений
2.5 М.Лермонтов: личность и творчество 1. Основные этапы жизни и творчества. 2. М. Лермонтов – «поэт мысли». 3. Идейно-тематическое и жанровое своеобразие романтических поэм. 4. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 7, 10, 15 б) доп.: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 16  
2.6 Духовный мир Н.Гоголя
  1. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  2. Проблема зла в красоте и искусстве в «Миргороде» и «Петербургских повестях».
  3. Н. Гоголь – драматург.
  4. Жанровое своеобразие «национальной поэмы» «Мертвые души».
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 7, 10, 15 б) доп.: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 16 Опрос, дискуссия
2.7.1 Литературное движение 30-40-х годов: «славянофилы» и «западники»
  1. Специфика общественно-политической ситуации в эпоху царствования Николая I. «Любомудры», «западники» и «славянофилы».
  2. Журнально-критическая деятельность Н. Полевого («Московский телеграф»), Н. Надеждина («Телескоп»), Ф. Булгарина («Северная пчела»).
  3. Прозаические жанры 30-х годов.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 7, 10, 15 б) доп.: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 16  
2.7.2 В. Белинский и «натуральная школа». Творчество А. Герцена 1. Роль и место В. Г. Белинского в литературном процессе 1830 – 1840-х годов. 2. Особенности «натуральной школы» в литературе 40-х годов. 3. Основные этапы жизненного и творческого пути А.И. Герцена.     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 7, 10, 15 б) доп.: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 16 Опрос, дискуссия
3. Русская литература второй половины XIX века          
3.1 Литературное движение 1850-60-х гг.
  1. Реализм как творческий метод и его особенности.
  2. Демократическая проза (Н. Успенский, Н. Помяловский, Ф. Решетников, В. Слепцов) и антинигилистический роман (А. Писемский, И. Гончаров, В. Крестовский, Ф. Достоевский).
  3. Развитие жанров «малой прозы»: очерка, повести, рассказа.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15  
3.2.1 Становление русского психологического романа. Творчество И. Тургенева
  1. «Записки охотника».
  2. Лирические повести 1850-х гг.
  3. «Летопись» общественно-политической жизни в романах И. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь»).
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15 Опрос, дискуссия
3.2.2 Творчество И. Гончарова
  1. Особенности творческой манеры Гончарова-романиста.
  2. Внутреннее единство трилогии Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»).
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15 Опрос, дискуссия
3.3.1 Русская поэзия 1860-80-х гг.: школы и представители 1. Особенности поэзии 1870-80 годов: «школа демократической» и «школа чистой поэзии»: Ап. Майков, Я. Полонский, И. Никитин. 2. Личность и творчество А.К. Толстого. 3. Мистическое начало и пессимистические настроения в поэзии 1870-80-х годов: К.Случевский, А. Апухтин, С. Надсон. 4. Религиозное и историософское начало в поэзии Вл.Соловьева.     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15  
3.3.2 Творчество Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А. Фета
  1. Личность и творчество Ф.И. Тютчева.
  2. Роль и место Н.А. Некрасова в литературном процессе.
  3. Творчество А. Фета.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15 Анализ текстов
3.4 Русская драматургия второй половины XIX века: А. Островский и А. Сухово-Кобылин 1. А.Н. Островский – создатель русского национального театра. 2. А. Сухово-Кобылин и его драматическая трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15 Опрос, дискуссия
3.5.1 Ф.М. Достоевский: личность и творчество 1. Духовная эволюция Ф.Достоевского, формирование его религиозно-философских, этических и политических взглядов. 2. Усвоение традиций романтизма и реализма, становление эстетической концепции и характерный комплекс идей в ранних повестях и первом неоконченном романе: «Бедные люди», «Хозяйка», «Двойник», «Елка и свадьба», «Слабое сердце», «Неточка Незванова». 3. «Записки из подполья» как пратекст «великого Пятикнижия» его романов. Определение их жанра как «романа-трагедии». 4. Нравственно-философский аспект произведений, вошедших в «Дневник писателя» («Бобок», «Сон смешного человека», «Кроткая») и выражение в них микрокосмоса писателя.     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15  
3.5.2 Духовная эволюция Ф.Достоевского
  1. «Преступление и наказание» как полифонический роман, его нравственно-философский аспект.
  2. Образ положительно-прекрасного человека в условиях современного общества в романе «Идиот».
  3. «Бесы» – роман-памфлет и авторское предостережение.
  4. «Подросток» и традиция романа-воспитания.
  5. «Братья Карамазовы» – роман-синтез творческих идей Ф.Достоевского.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15 Опрос, дискуссия
3.6.1 Духовно-этические поиски и творчество Л.Н. Толстого 1. Основные этапы жизни и творчества. 2. Основные этапы жизни и творчества. 3. Военная служба Л. Толстого и человек на войне в его кавказских и севастопольских рассказах. 4. Тема западной цивилизации, взаимоотношении помещика и крестьянина, человека и природы в рассказах Л. Толстого.     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15  
3.6.2 Отличительные черты реализма Л. Толстого
  1. Роман-эпопея «Война и мир».
  2. «Семейный вопрос» в романе «Анна Каренина».
  3. Философская и социальная проблематика и идейно-нравственная направленность прозы позднего Толстого.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15 Опрос, дискуссия
3.7 А.П. Чехов: личность и творчество 1. Первый период творчества: юмористические рассказы. 2. Становление рассказа «романного типа». 3. Изображение всех социальных слоев России в рассказах. 4. Проблемы человеческого бытия, «вечные» вопросы и их интерпретации в прозе Чехова. 5. Время и пространство в пьесах Чехова.     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15 Опрос, дискуссия
3.8.1 Литературное движение последней трети XIX века
  1. Общественно-литературное движение 1870-х гг.
  2. Общественный и культурный процесс 1880—1890-х гг.
  3. Литературное движение рубежа веков (1895—1905).
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15  
3.8.2 Творчество М. Салтыкова-Щедрина, Н. Лескова
  1. Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина в 1860-х гг.
  2. Публицистические циклы и творчество 1880-х гг.
  3. Особенности творческой манеры: гротеск, фантастика, аллегория, гипербола, пародия, эзопов язык как средства создания сатирических образов.
  4. Н. Лесков – летописец народной жизни и выразитель православного миропонимания.
  5. Своеобразие реализма Н.Лескова и особенности поэтики его произведений.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15 Опрос, дискуссия
3.8.3 Творчество В. Гиляровского, Г. Успенского, В. Короленко
  1. В. Гиляровский – писатель, публицист, репортер, автор эпиграмм.
  2. Жанр очерка, его тематическое разнообразие и принцип циклизации в творчестве Г. Успенского.
  3. Многообразие тем и образов, особенности художественного метода в очерках и рассказах В. Короленко.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 5, 6, 7, 10, 14, 19 б) доп.: 2, 3, 4, 11, 15 Опрос, дискуссия

 

Й семестр

 

№ разд., темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия Литература Формы контроля знаний
лекции практические занятия
4. Русская литература серебряного века          
4.1 Литература «серебряного века» как сложная целостность
  1. Общие тенденции развития литературы, ее связь с философией (В. Соловьев, Ф. Ницше, А. Бергсон и др.).
  2. Формирование нового мироощущения, поиск нового религиозного сознания.
  3. Основные художественные системы рубежа веков: реализм и модернизм.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 12, 18 б) доп.: 3, 10, 15  
4.2 Модификация реалистической школы на рубеже веков
  1. Традиции реалистической классики и новые черты реализма (неореализм, импрессионистическая, экспрессионистическая манера письма).
  2. Продолжение классических традиций в творчестве И. Бунина.
  3. А. Куприн как представитель реалистической школы рубежа веков.
  4. Роль М. Горького в литературном процессе эпохи.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 12, 18 б) доп.: 3, 10, 15  
4.3 Символизм. Теория и практика «старших» символистов
  1. Философия, этика и эстетика «старших» символистов.
  2. В. Брюсов – руководитель московской школы символистов.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 12, 18 б) доп.: 3, 10, 15  
4.4 Эстетическая система младосимволизма
  1. Влияние поэзии и религиозной философии В. Соловьева на формирование эстетики и мировоззрения младосимволистов.
  2. Обоснование теории младосимволизма В. Ивановым и А. Белым.
  3. Творчество А. Блока.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 12, 18 б) доп.: 3, 10, 15  
4.5 Акмеизм как следствие кризиса символизма
  1. Основные положения эстетики акмеистов.
  2. Эволюция поэтического творчества Н. Гумилева.
  3. Раннее творчество А. Ахматовой.
  4. Культурфилософская образная символика в дооктябрьском творчестве О. Мандельштама.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 12, 18 б) доп.: 3, 10, 15  
4.6 Футуризм как феномен русского авангарда
  1. «Кубофутуризм» и «эгофутуризм»: основные представители.
  2. Особенности эстетики футуристов.
  3. Гуманистическое и философско-эстетическое содержание творческого наследия В. Хлебникова.
  4. Становление В. Маяковского как поэта.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 12, 18 б) доп.: 3, 10, 15  
4.7 Синтез различных художественных систем в литературе начала ХХ века
  1. Тема «маленького человека» в произведениях Л. Андреева.
  2. Жизнь низов в прозе А. Ремизова.
  3. Неоклассицизм в русской литературе: творчество М. Волошина, В. Ходасевича.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 12, 18 б) доп.: 3, 10, 15 Опрос, дискуссия
5. Русская литература первой половины XX века (1920-е – 1955 гг.)          
5.1.1 Тематический диапазон и проблематика прозы 20-х гг.
  1. Литература Советской России и Русского зарубежья как составные части единого национально-художественного целого русской культуры ХХ века.
  2. Проблема кризиса русского национального сознания и культуры в публицистике М. Горького («Несвоевременные мысли»), записках И. Бунина («Окаянные дни»), статье А. Блока («Крушение гуманизма»).
  3. Тема интеллигенции и революции в литературе 20-х, проблема гуманизма и насилия.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 12, 16, 18 б) доп.: 3, 10, 13, 15  
5.1.2 Творчество И. Бабеля, В. Вересаева, М. Зощенко, Е. Замятина
  1. «Конармия» И. Бабеля.
  2. Творчество В. Вересаева.
  3. «Сентиментальные повести» М. Зощенко.
  4. Жанр антиутопии: роман Е. Замятина «Мы».
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 12, 16, 18 б) доп.: 3, 10, 13, 15 Опрос, дискуссия
5.2 Поэзия 20-30-х гг.
  1. Основные художественные системы, литературные направления и их судьба в постреволюционный период.
  2. Модификация футуризма.
  3. Имажинизм как литературное течение.
  4. Творческая эволюция С. Есенина.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 12, 16, 18 б) доп.: 3, 10, 13, 15  
5.3 Литература русского зарубежья (первая волна эмиграции)
  1. Поэты «парижской ноты».
  2. Творчество М. Цветаевой.
  3. Феномен прозы В. Набокова.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 12, 16, 18 б) доп.: 3, 10, 13, 15  
5.4 А. Платонов – писатель-философ 1. Социальные и этико-философские основы творчества А. Платонова. 2. Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». 3. «Котлован» как повесть-предупреждение.     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 12, 16, 18 б) доп.: 3, 10, 13, 15  
5.5 Творческий путь М. Булгакова
  1. Становление творческой манеры писателя.
  2. Сатирические повести «Роковые яйца», «Собачье сердце».
  3. Цикл произведений о белом движении.
  4. Роман «Мастер и Маргарита».
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 12, 16, 18 б) доп.: 3, 10, 13, 15  
5.6 Творчество М. Шолохова в историческом контексте эпохи
  1. Идейно-художественная позиция М. Шолохова в ранних рассказах.
  2. «Тихий Дон».
  3. Творческая история романа «Поднятая целина».
  4. Шолохов в годы Великой Отечественной войны.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 12, 16, 18 б) доп.: 3, 10, 13, 15  
5.7 Литература периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия
  1. Подчинение тематики и проблематики литературы идее борьбы против фашизма.
  2. Динамика жанров в прозе, поэзии, драматургии.
  3. Публицистика А. Толстого, И. Эренбурга, М. Шолохова, А. Фадеева.
  4. Человек и война в прозе послевоенного десятилетия.
  5. «Русский лес» Л. Леонова как социально-философский роман.
  6. Философская проза М. Пришвина.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 12, 16, 18 б) доп.: 3, 10, 13, 15  
6. Русская литература второй половины XX – начала XXI веков          
6.1 Литературный процесс 50-х – 60-х годов 1. Феномен «оттепели»: историко-культурная ситуация. 2. Правда о войне в литературе. 3. Идеологическая и эстетическая дифференциация писателей: соцреалисты, реалисты, романтики, авангардисты. 4. «Шестидесятничество», его платформа и ведущие представители в литературе. 5. Зарождение литературы андеграунда.     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18 б) доп.: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15    
6.2 Феномен «лагерной прозы». Творчество А. И. Солженицына
  1. Солженицын и «легальная оппозиция» в литературе 60-х.
  2. Антитоталитарная направленность повести «Один день Ивана Денисовича».
  3. Трагический пафос «Архипелага ГУЛАГ».
  4. Роман А. Солженицына «В круге первом».
  5. Два подхода в изображении «лагерной» темы: А. Солженицын и В. Шаламов.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18 б) доп.: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15    
6.3 Литература русской эмиграции (2 и 3 волны)
  1. Особенности «второй волны» и ее представители.
  2. Роман Николая Нарокова «Мнимые величины».
3. Отличия «третьей волны» эмиграции от первых двух. Творчество В. Аксенова, С. Довлатова, И. Бродского и др.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18 б) доп.: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15   Подгот. сообщений
6.4.1 Специфика литературного процесса эпохи «застоя» 1. Культурная атмосфера 70-х годов. 2. Почвенничество и лирическая проза о деревне.     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18 б) доп.: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15    
6.4.2 Творчество В. Шукшина, Ю. Домбровского, Ю. Трифонова, В. Астафьева, А. Вампилова
  1. Творчество В. Шукшина.
  2. Творчество Ю. Домбровского.
  3. Творчество Ю. Трифонова.
  4. Творчество В. Астафьева.
  5. Театр А. Вампилова.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18 б) доп.: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15   Подгот. сообщений
6.5 Многоуровневость литературного процесса 1980-х – 1990-х годов
  1. Социокультурная ситуация второй половины 80-х – начала 90-х и литературный процесс.
  2. Развитие реалистической традиции в русской литературе 80–90-х ХХ века.
  3. Феномен «другой» прозы.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18 б) доп.: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15    
6.6 Русская поэзия и драматургия 1980-х – 2000-х годов
  1. Русская поэзия второй половины 80-х – начала 90-х гг.: традиционное направление и поэтический поставангард.
  2. Рок-поэзия.
  3. Русская поэзия на современном этапе.
  4. Современная драматургия.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18 б) доп.: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15    
6.7.1 Постмодернизм в русской литературе 1. Русский литературный постмодернизм: его философские основы и отличительные особенности. 2. Концептуализм и необарокко в поэзии. 3. Постмодернистская проза. 4. Драматургия постмодернизма.     Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18 б) доп.: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15    
6.7.2 Творчество С. Соколова, Вен. Ерофеева, А. Битова, Т. Толстой, В. Пелевина
  1. «Москва-Петушки» В. Ерофеева как пратекст русского посмодернизма.
  2. Литературная реминисценция как постмодернистский прием в романе А. Битова «Пушкинский дом».
  3. Новая модель художественного мышления и суперпародийное начало в романе С. Соколова «Палисандрия».
  4. Жанровая трансформация и своеобразие романа Т. Толстой «Кысь».
  5. Творчество В. Пелевина.
    Метод. мат.: 1, 2 а) осн.: 1, 2, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18 б) доп.: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15   Подгот. сообщений

 


Вопросы к зачету и экзамену

Вопросы к зачету

 

1. Особенности древнерусской литературы и ее художественного метода.

2. Периодизация древнерусской литературы.

3. Жанровая система древнерусской литературы.

4. Поэтика «Слова о полку Игореве».

5. Особенности древнерусской агиографии.

6. Особенности стиля «Повести временных лет».

7. Периодизация русской литературы XVIII века.

8. Русская литература XVIII в.: рационалистическое мировосприятие и национальная концепция литературы.

9. Классицизм как художественный метод. Своеобразие и нормативные акты русского классицизма.

10. Драматургия Д.И. Фонвизина.

11. Особенности поэтики Г.Р. Державина.

12. Сентиментализм как художественный метод в русской литературе.

13. Художественное творчество Н.М. Карамзина.

14. Литературное движение первой четверти XIX века.

15. Художественный мир комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

16. Тематическое многообразие лирики А.С. Пушкина.

17. Личность и история в драматургии, прозе и поэмах А.С. Пушкина.

18. Проблематика и система образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

19. Художественные искания поэтов пушкинского круга (Е. Баратынский, П. Вяземский, А. Дельвиг, Н. Языков; Д. Давыдов).

20. Лирический герой М.Ю. Лермонтова.

21. Романтизм в поэмах М.Ю. Лермонтова.

22. Философско-этическая проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

23. Поэтика Н.В. Гоголя.

24. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

25. Художественная концепция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

26. Литература 1830-х годов: общая характеристика.

27. Реализм в русской литературе XIX в.: принципы художественного метода; течения.

28. Творчество Ф.И. Тютчева.

29. Поэты-любомудры (Д. Веневитинов, С. Шевырев, А. Хомяков).

30. Литературное движение 1840-х гг. «Натуральная школа».

31. Литературно-эстетические взгляды и критическая деятельность В.Г. Белинского.

32. Художественное творчество А.И. Герцена.

33. Поэзия Н.П. Огарева.

34. Литературное движение 1850–60-х годов.

35. Творчество Н.Г. Помяловского. «Очерки бурсы».

36. Идейные концепции романов И.А. Гончарова.

37. Драматургия А.Н. Островского (проблематика, герои и поэтика драм).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.087 с.)