Б. 3. 2. 14 История Русской литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. 3. 2. 14 История Русской литературы.



ИЗ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б.3.2.14 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

 

Бийск 2011


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден 17 января 2011 г. № 46) и учебного плана по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» Профиль подготовки «Русский язык и литература», утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 10 мая 2011, протокол № 8).

 

 

Распределение по семестрам

 

Номер семестра Учебные занятия Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе Конс.
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лаб.
          -     зачёт

 

Русская литература XVIII в. имеет длительную историю своего осмысления и изучения. Задачи изучения русской литературы «эпохи классицизма и сентиментализма» определяются необходимостью освоения громадного опыта предшествующего литературоведения и соотнесение его с современным уровнем развития знания о литературе. Необходимо осмыслить большой культурно-исторический комментарий к классическим произведениям, большинство из которых не изучаются в рамках школьной программы, и интерпретировать его с позиций современных направлений в науке.

Курс«История русской литературы. Русская литература XVIII века»предполагает изучение культурного опыта эпохи, определившей смену мировосприятия русского человека, исследование художественного сознания от барокко и классицизма, до сентиментализма, предромантизма и просветительского реализма. В центре внимания - движение различных форм художественного сознания, реализовавшихся, прежде всего, в различных литературных направлениях, их типологические и историко-генетические связи; генезис основных жанровых форм лирики, драмы, эпоса, постепенное усиление личностного начала, приведшее в итоге к смене "приоритетов" в творческих ориентирах к концу XVIII - началу XIX вв. Таким образом, в ходе изучения должны измениться представления о специфике литературного творчества писателей-классиков в сравнении со школьным опытом, сложиться цельный образ литературной эпохи.

 

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

- основные тенденции развития русской литературы и культуры изучаемого

периода;

- своеобразие творческих индивидуальностей писателей /поэтов, их место и роль

в поступательном движении русской литературы XVIII в.

- художественные особенности произведений русской классической литературы

на двух уровнях: идейном и формальном;

- назначение разных компонентов художественной структуры произведений

(сюжет, особенности композиции, системы художественных образов, конфликт

и т.д.);

- характерные стилевые, жанровые особенности изученных произведений;

- существенные признаки понятий: художественный метод, принципы художествен-

ного отображения, типизация, художественный образ, литературный характер,

народность литературы, стиль писателя, классицизм, сентиментализм и др.

- роды и жанры литературы, системы стихосложения русской литературы XVIII в.;

- роль русской литературы XVIII века в развитии отечественной культуры, её влияние

на последующее развитие литературы в XIX веке.

 

Уметь

- анализировать произведение с учетом идейно-художественной целостности и авторской позиции;

- выявлять основную проблематику произведений, их эстетическую значимость, идейно-

нравственное содержание образов;

- определять идейно-художественную роль элементов в сюжете, композиции, системе об-

разов и изобразительно-выразительных средств языка в их единстве;

- определять своеобразие русского классического стиха;

- выразительно читать художественные произведения

- подготовить доклад или реферат по заданной теме на материале литературы изучаемого периода;

 

Владеть

- навыками анализа художественного текста и критической литературы;

- навыками научно-исследовательского поиска современных литературоведческих реше-

ний;

- приёмами организации источниковедческой, текстологической, библиографической

работы;

- навыками анализа литературного произведения на концептуальном уровне и на уровне

формы;

- базовым понятийным (терминологическим) аппаратом.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Консультации      
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:      
Составление читательского дневника      
Составление реферата (презентации)      
Подготовка к практическим занятиям, включая выразит.чтение.      
Вид промежуточной аттестации: зачёт      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
     

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Русская литература XVIII века как литература «поднимающейся нации»   Введение. Общая характеристика экономических и социально-политических отношений в России XVIII в. Европеизация русского общества. Специфика литературы «поднимающейся нации». Периодизация литературного процесса; Литература эпохи Петра I. – как «предлитература». «Прикладная» литература. Публицистика. Творчество Феофана Прокоповича. Рукописные повести («Гистории») нового времени. Стихотворство. Театр. Стиль барокко в литературе и искусстве начала века.
  Литература русского классицизма. Классицизм как направление и творческий метод в искусстве и литературе. Проблема эволюции русского классицизма, его особенности, поэтика. Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков как теоретики русского классицизма. Реформа русского стихосложения; Творчество А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского – «пролог русской литературы»; Творчество М.В. Ломоносова – выдающегося учёного, литератора, публициста. Творчество А. П. Сумарокова – поэта, сатирика, журналиста, основоположника русского театра, теоретика литературы;  
  Развитие русской литературы во 2-ой половине XVIII века: публицистика, драматургия, поэзия, проза. Сатирическая журналистика: Полемика о сатире между Н.И.Новиковым и Екатериной II. Журналы Новикова, Эмина, Чулкова, Крылова.   Драматургия 60 – 90-х гг. Комическая опера и «прелагательное направление» (М.Попов, А. Аблесимов, М.Матинский и др.). Жанр комедии и трагедии на новом этапе (Творчество Я.Княжнина, В.Капниста, И. Крылова) Драматургия Д.И.Фовизина Комедия «Бригадир» - первая комедия «о наших нравах». Комедия «Недоросль» - вершина русской драматургии XVIII века. Традиции и новаторство. Развитие «лёгкой поэзии». Творчество И.Богдановича, М.Муравьёва, Н.Львова. Жанр поэмы в творчестве В.И.Майкова и М.М.Хераскова. Поэзия Г.Р. Державина Образно-стилевая система. Авторское начало в творчестве.Поэтическая «живопись» и «крупность слога» (Н.Гоголь). Жанровое и тематическое многообразие. Новаторский характер творчества. Развитие русской прозы. Творчество Ф. Эмина, М.Чулкова. Творчество А.Н. Радищева Социально-политические взгляды, философско-эстетические воззрения писателя. Обзор творчества, общий анализ «Путешествия из Петербурга в Москву».  
4. Литература русского сентиментализма   Сентиментализм как направление и творческий метод. Представители русского сентиментализма. Обзор творчества Н.М.Карамзина, общий анализ сентименталистских и предромантических повестей. Значение творчества Н.М. Карамзина в истории развития русского литературного языка.  

 

5.2. Разделы дисциплины и виды занятий

 

№   Наименование раздела / модуля дисциплины   Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Сем. СРС Интерактивные формы работы (в час.) Всего
  Русская литература XVIII века как литература «поднимающейся нации»           Просмотр и анализ видео-материалов / презентаций 1ч.    
  Литература русского классицизма.           Просмотр и анализ видео-материалов / презентаций 1ч.  
  Развитие русской литературы во 2-ой половине XVIII века: публицистика, драматургия, поэзия, проза.               Семинар-дискуссия, 2 ч.  
  Литература русского сентиментализма             Просмотр и анализ видео-материалов / презентаций 1ч.  

 

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века М., Учебник, М.: Аспект Пресс,2003.

2. История русской литературы XVIII века. Практикум. Учеб. Пособие / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Высш. школа, 2004.

 

 

б) дополнительная литература

1. История русской литературы ХI-ХIХ вв.: Учебное пособие для вузов. /Под ред. В.И Коровина, Н.И. Якушина. М.: Русское слово, 2001. - 592 с.

2. Орлов П.А. История русской литературы 18 века. М., 1991.

3. Русская литература 18 века. Хрестоматия. / Сост. Г.П.Макогоненко.Л., 1970.

4. Русская литература 18 века. 1700-1775 гг. Хрестоматия. / Сост. В.А.Западов. М.,1979.

5.Татаринова Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII века. Учеб. – 3-е изд., -М.:

ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2006г.

6. Хрестоматия по русской литературе 18 века. Сост. А.В.Кокорев. М., 1965.

7. Федоров В.И. Русская литература 18 века. М., 1990.

 

 

в) литература для дополнительного исследования по курсу

1. Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М., 1999.

2. Благой Д.Д. История русской литературы 18 века. М., 1960.

3. История русской литературы. В 4-х тт. Л., 1980. Т. 1.

4. История всемирной литературы. В 9-ти тт. М., 1988, т.5.

5. Орлов П.А. История русской литературы 18 века. М., 1991.

6. Русская литература 18 века. Хрестоматия. / Сост. Г.П.Макогоненко.Л., 1970.

7. Русская литература 18 века. 1700-1775 гг. Хрестоматия. / Сост. В.А.Западов. М., 1979.

8. Хрестоматия по русской литературе 18 века. Сост. А.В.Кокорев. М., 1965.

9. Федоров В.И. Русская литература 18 века. М., 1990.

10..Берков П.Н. История русской комедии 18 века. Л., 1977.

11. Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.

12. Западов А.В. Поэты 18 века М., 1984.

13. Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994.

14. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

15. Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник?..(«Путешествие из Петербурга в Москву»).

Вопросы литературы, июль-август,2006.

16. Ключевский В.О. Литературные портреты. М., 1991.

17. Ливанова Т. Русская музыкальная культура 18 века в ее связях с литературой, театром, бытом

М., 1952.

18. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (18- нач.19в).

Санкт-Петербург 1994.

19. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

20. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

21. Проблемы изучения русской литературы 18 в. Л., 1990.

22. Русская литература 18 века в ее связях с искусством и наукой. 18 век. Сб. 15. Л., 1986.

23. Русская литература 18 века. Исследования советских ученых. Минск. 1988.

24. Русская философия второй половины 18 века. / Сост. Б.В.Емельянов. Свердловск, 1990.

25 Рыцарева М.Г. Русская музыка 18 в. М., 1987.

26. Старцев А. Радищев. Годы испытаний. Очерки. М., 1990.

27. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). М., 1994.

28. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе 18 века. М., 1979.

29. Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.

30. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.

31. Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1993.

 

Ресурсы Интернет:

 

http://www.rulex.ru/ - Русский биографический словарь

Бойко В.А., Постнов О.Г. Истина в пространстве художественного текста (2006) - 67 К

Бойко В.А., Постнов О.Г. Личность и традиция: опыт преодоления проблемы "лишнего человека" (2007) - 42 К

 

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

− глобальная информационная система Интернет;

− поисковые системы www.yandex.ru, www.google.com;

− книжный фонд библиотеки АГАО им. В.М. Шукшина (электронная версия на сайте http://www.bigpi.biysk.ru/library/);

− электронная библиотечная система WEB ИРБИС (доступна в библиотеках и читальных залах академии);

- базы данных библиотек:

1. Российская библиотечная ассоциация

URL: http// www.rba.ru

2. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек

URL: http// www.library.ru

3. Российская государственная библиотека

URL: http// www.rsl.ru

4. Государственная публичная научно-техническая библиотека России

URL: http://www.gptb.ru

5. Библиотека естественных наук РАН

URL: http://www.benran.ru/

6. Библиотека МИФИ

URL: http://www. library.mephi. гu

7. Библиотека МПТУ им. Н. Баумана

URL: nttp://library. bmstu.ru/

8. Центральная городская публичная библиотека имени Н.А. Некрасова

URL: http://www.nekrasovka.ru;

9. Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского

URL: http://www.gnpbu.ru/''

10. Государственная публичная историческая библиотека России

URL: http://www.shpLru/

11. Институт научной информации по общественным наукам РАН URL: http://www.mion.ru/

12. Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова

URL: http://www.nbmgu.ru/

13. Российская национальная библиотека

URL: http://www.nlr.ru/

14. Библиотека Российской Академии Наук

URL: http://www.rasl.ru/

15. Научная библиотека им. М.Горького Санкт-Петербургского государственного

университета

URL: http://www.lib.pu.ru/

16. Центральная городская универсальная библиотека им. В. Маяковского

URL: http://www.pl.spb.ru/

17. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им.Шишкова

URL: http://www.akunb.altlib.ru/

18. Дальневосточная государственная научная библиотека (г. Хабаровск)

URL: http://www.fessl.ru/

19. Иркутская областная публичная библиотека им:. И.И.Молчанова-Сибирского

URL: http://www.irklib.ru/

 

.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА РЕЙТИНГА ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА

Итак, для набора рейтинга надо пройти определенные контрольные этапы:
•текущий контроль;
•рубежный контроль (контрольные точки)
•итоговый контроль (семестровый зачет и/или экзамен).

Рекомендуемый объем рейтинга составляет: за текущий контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины, за рубежный контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины и за итоговый контроль - 40% от нормативного рейтинга дисциплины.
Текущий контроль осуществляется в течение семестра для дисциплин, имеющих практические занятия или/и семинарские занятия, лабораторные работы в соответствии с учебной программой. Он позволяет оценить успехи в учебе на протяжении семестра. Его формы могут быть различными: устный опрос, контрольная работа, выполнение реферата по заданной теме и др.
Рубежный контроль проводится обычно 2-3 раза в течение семестра в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины.

Это контрольные точки. Каждое из рубежных контрольных мероприятий является «микроэкзаменом» по материалу одного или нескольких разделов и проводится с целью определения степени усвоения материала соответствующих разделов дисциплины. Вид рубежного контроля определяет преподаватель. Наиболее популярными формами рубежного контроля являются тестирование, контрольные работы,
Итоговый контроль - это экзамен и/или зачет, установленный учебным планом. Они принимаются, как правило, в традиционной форме.

 

 


Накопление рейтинга по дисциплине происходит в соответствии с формулой:
R дисц.= R тек.+R руб.+R итог., где
R дисц.– фактический рейтинг студента, полученный им по окончании изучения дисциплины,
R тек. – фактический рейтинг по текущему контролю, выполненному в течение периода обучения,


R руб. – фактический рейтинг по рубежному контролю, выполненному в течение периода обучения,
R итог. – фактический рейтинг итогового контроля (зачета/экзамена).
Для допуска к сдаче зачета/экзамена по дисциплине необходимо выполнение следующих условий:
- фактический рейтинг семестрового контроля должен составлять более 50% от нормативного рейтинга семестрового контроля для дисциплины (Rфакт.сем > 50%Rнорм семестр), т.е. должен быть достигнут пороговый рейтинг;
- должен быть выполнен объем аудиторных занятий (включая посещение лекций), предусмотренный учебным планом.
Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. В графике контрольных мероприятий, с которым студенты знакомятся в начале семестра, указаны даты прохождения контрольных точек. Помните: время – тоже один из критериев оценки

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

(см. далее)

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Практическое занятие №1


Тема:

Основные направления развития русской литературы в XV III в.

Литература эпохи Петра 1.

1. Эпоха Петра I как эпоха, определившая культурное развитие в жизни России в XVIII в. Европеизация русского общества.

2. Периодизация русской литературы XVIII в. Краткий анализ исторического контекста.

3. Литература петровской эпохи как литература предклассицизма

а) жанр Гисторий (образы, сюжеты, особенности поэтики). Анализ “Гистории о российском матросе…” (См. вопросы в лекции)

б) публицистика эпохи Петра 1 (творчество Ф. Прокоповича, С. Яворского, печатные издания, газета “Ведомости” – на выбор)

в) стихотворство эпохи Петра 1 (школьная лирика, жанры)

г) театр эпохи Петра 1 (развитие театральной культуры в России; деятельность Кунста и Фюрста; школьный театр)

 

Литература:

 

1. История русской литературы XVIII века. Практикум. Учеб. Пособие / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Высш. школа, 2004.

2. Гуковский Г.А. Русская поэзия 18 века. Л., 1987

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (18- начало 19 века). Санкт-Петербург, 1994

4. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991

6. Материалы лекций, учебников, хрестоматий

 

 

Практическое занятие № 2

Тема: Литература русского классицизма

1. Классицизм как направление.

а) Этапы развития, принцип изображения действительности;

б) Особенности русского классицизма, ведущие жанры, представители.

 

 

2. Творчество А.Д. Кантемира – основоположника реально-обличительного начала в русской литературе.

 

 

а) Общие биографические сведения. Место и значение.

б) Сатира как жанр классицизма. Общая характеристика сатир Кантемира.

в) Анализ отдельных сатир (1-ая и 7-ая).

 

 

3. Творчество В.К. Тредиаковского.

 

а) Общие биографические сведения. Место и значение.

б) Роль Тредиаковского в развитии стихосложения.

Трактат “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”

в)”Езда в остров Любви” – первый любовно-галантный роман

(общая характеристика. Ранняя лирика)

Эволюция взглядов в 40-50-е г.г. поэма “Тилемахида”

 

Литература:

 

1. История русской литературы XVIII века. Практикум. Учеб. Пособие / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Высш. школа, 2004.

2. Гуковский Г.Д. Русская поэзия 18 в. Л., 1927.

3. Западов А.В. Поэты 18 в. М., 1984.

4. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

5. Тимофеева Л.И. Тредиаковский В.К. Избранные произведения. – М.-Л., 1963 (вступит. статья).

6. Материалы лекций, учебников, хрестоматий

Дополнительно:

Шефнер В. Василию Тредиаковскому посвящается. (сб. “Переулок памяти” Л., 1976 и в др.)

 

 

Практическое занятие № 3


Тема:Творчество М.В. Ломоносова

 

1. Общая биографическая справка. Общественная, научная и просветительская деятельность. Литературно-теоретические и филологические труды Ломоносова. Развитие реформы стиха. Теория “штилей”.

 

2. Поэтическая программа М.В. Ломоносова. Анализ стихотворений “Разговор с Анакреоном” и “Памятник” (развитие темы; основные образы; стиль).

 

3.Оды М.В. Ломоносова, их идейно-тематическое и жанровое своеобразие.

 

Анализ “Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года” (история написания, композиция, тематика, гл. худ. образы, особенности стиля).

 

4. Научно-философская лирика:

а) Утреннее и Вечернее размышления (тематика, композиция, худ. средства, язык).

б) Письмо о пользе стекла.

в) “Случились вместе два Астронома…”

 

5. Идеи “просвещенного абсолютизма” тема Петра I (в одах и поэме “Петр Великий”. Антиклерикальный характер сатиры М.В. Ломоносова. (тексты: “Гимн бороде”, “О страх! О ужас!..”

 

6. Духовные оды Ломоносова как опыт переложения библейских текстов

 

7. Выразительное чтение произведений (ода, стихи)

 

 

Литература:

 

1.. История русской литературы XVIII века. Практикум. Учеб. Пособие / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Высш. школа, 2004.

2. Гуковский Г.Д. Русская поэзия 18 в. Л., 1927.

3. Западов А.В. Поэты 18 в. М., 1984.

4. Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.

5. Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1993.

6. Материалы лекций, учебников, хрестоматий

 

 

Практическое занятие № 4.

Тема:

Практическое занятие № 5.

Тема:

Практическое занятие № 6.


Тема:

Драматургия 60-90-х годов

1.Трансформация жанра комедии в 60-е годы 18 века.

2. Комическая опера и ее роль в истории русской драматургии (Аблесимов, Николев, Лукин, Попов, Крылов). - Определить понятие «комическая опера».

- Своеобразие комической оперы как музыкального и литературного жанров.

- Общая характеристика одного произведения по выбору.

 

3. Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина: традиция и новаторство.

- Комедия «Бригадир» - комедия о нравах

- Принцип группировки персонажей в комедии «Недоросль»

- Роль второстепенных персонажей в комедии

- Споры о характере реализма в комедиях Фонвизина.

 

4. Жанр трагедии в русской литературе 60-90-х годов (основные темы, образы, конфликт в трагедиях Княжина и Николева (“Сорена и Замир”) (“Вадим”)

 

 

Литература:

1.Материалы лекций, учебников, хрестоматий.

2.Берков П.А. История русской комедии 18 века. л. 1977.

3.Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.

4.Ливанова Т. Русская музыкальная культура 18 века в ее связях с литературой, театром и бытом. М. 1952.

5.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.-Л., 1961.

6.Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

 

7. История русской литературы XVIII века. Практикум. Учеб. Пособие / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Высш. школа, 2004.

 

 

Практическое занятие № 7
Тема:Творчество Г.Р. Державин

1. Жанр оды в поэзии Державина

а) Ода «Фелица» – образец новаторства

- Определить жанровое своеобразие «Фелицы»

- Определить новаторский характер образа Фелицы

- Сопоставить сатирический портрет мурзы и Екатерининских вельмож

б) Проанализировать сатирические оды Г.Р. Державина «Властителям и судьям» и «Вельможа».

 

2. Философская лирика (“Бог”, “Водопад”, “На смерть князя Мещерского”)

 

3. Охарактеризовать сборник «Анакреонтические песни» Г.Р. Державина (“Клире”, “Желание”, “Русские девушки”, и др)

 

4. Тема поэта и поэзии (“Мой истукан”, “Храповицкому”, “ Памятник”, “Лебедь” и др.)

 

5. Своеобразие стиля.

 

6. Выразительное чтение текстов.

 

Литература:

 

1. История русской литературы XVIII века. Практикум. Учеб. Пособие / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Высш. школа, 2004.

2. Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1987.

3. Западов А.В. Поэты XVIII века. М., 1979.

4. Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала XIX века // Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1987. или Макогоненко Г.П. Избранные работы. Л., 1987.

5. Ионин Г.Н. Творческая история сб. «Анакреонтические песни» // Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1987.

6. Материалы лекций, учебников, хрестоматий.

 

Практическое занятие № 8
Тема:

Творчество Н.М. Карамзина.

1. Сентиментализм как направление.

2. Мировоззрение и эстетические концепции Н.М. Карамзина Журнальная деятельность Н.М. Карамзина: («Московский журнал»,Альманах «Аглая»,«Вестник Европы»)

3. Жанр путешествия в русской литературе XVIII века и в творчестве Н.М. Карамзина.

 

4. «Бедная Лиза» как образец сентиментально-психологической повести.

5. Романтические элементы в повестях Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь», «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена».

6. Проблема формирования характера в Психологическом этюде «Чувствительный и холодный».

7. Выразительное чтение фрагментов

Литература:

1. Материалы лекций, учебников, хрестоматий.

2. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX века. Л., 1968.

3. Лотман Ю.М. Эволюция мировоззрения Карамзина: 1789-1803 // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 51. Тарту, 1967.

4. Макогоненко Г.П. Николай Карамзин – писатель, критик, историк // Карамзин Н.М. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. Л., 1984.

5. История русской литературы XVIII века. Практикум. Учеб. Пособие / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Высш. школа, 2004.

 

Проза.

17. Карамзин Н.М.

«Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»,

«Остров Борнгольм».

 

18. Чулков М.Д. «Пригожая повариха», «Горькая участь» (по выбору)

 

19. Эмин Ф.А. «Письма Эрнеста и Доравры»


20. Радищев А.Н. «Дневник одной недели», «Житие Федора Васильевича Ушакова»,

«Осьмнадцатое столетие», «Путешествие из Петербурга в Москву».


21. Крылов И.А. «Похвальная речь в память моему дедушке», «Каиб» или «Подщипа».

 

I уровень сложности

1. Укажите произведение, не относящееся к повестям петровского времени:

1) "История об Александре, российском дворянине"

2) "Гистория о российском матросе Василии Кариотском"

3) "Повесть о Савве Грудцыне"

4) «Гистория о некоем шляхецком сыне"

 

 

2. Укажите, какое качество не свойственно герою литературы классицизма?

1) "говорящее" имя

2) сложность характера

3) статичность персонажа

4) одноплановость изображения

 

 

II уровень сложности

 

 

1. С каким произведением Н. Радищева идейно-тематически связаны материалы журнала "Почта духов"?

1) "Путешествие из Петербурга в Москву"

2) "Дневник одной недели"

3) "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске"

4) «Осмнадцатое столетие»

 

2. Какой конфликт является двигателем действия в комедии "Недоросль"?

1) конфликт "отцов и детей"

1) конфликт между прогрессивными и невежественными дворянами

2) любовный конфликт

3) внутренний, психологический конфликт

 

III уровень сложности

 

 

1. Определите, какая из перечисленных черт не является чертой классицизма:

1) триединство (места, времени, действия)

2) "говорящие фамилии"

3) строгое деление героев на положительных и отрицательных

4) психологизм в изображении характеров

 

2. Черты каких литературных направлений проявились в «Путешествии из Петербурга в Москву»?

1) классицизм и сентиментализм

2) романтизм и сентиментализм

3) реализм и классицизм

4) классицизм и модернизм

 

 

3. Новаторство Н. Карамзина как писателя заключалось в том, что…

1) он привлек внимание публики к внутреннему миру простых людей

2) он черпал сюжеты из российской истории

3) он критиковал существующий строй

4) он впервые показал отрицательного героя-дворянина

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

(СМ. ДАЛЕЕ)

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1) Литературный процесс XVIII века, его основные особенности и закономерности. Периодизация.

2) Русский классицизм как литературное направление и художественный метод.

3) Сентиментализм. Его основные эстетические принципы.

4) Реформа русского стихосложения в XVIII веке.

5) Содержание и значение литературной деятельности Ф.Прокоповича.

6) Рукописные повести петровской эпохи (характеристика одной из них).

7) Сатиры А.Д. Кантемира, их идейно-тематический анализ. Художественные особенности сатир.

8) Значение литературно-филологической деятельности В.К.Тредиаковского.

9) Место М.В.Ломоносова в русской литературе. Тема «поэта и поэзии» у Ломоносова

(«Разговор с Анакреоном», «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»).

10) Ода как жанр, ее разновидности. Основные темы торжественных од Ломоносова. Проблематика и

основные образы «Оды на день восшествия на Всероссийский престол… Елизаветы Петровны,

1747 года». Стиль поэзии Ломоносова.

11) Научно-философская лирика М.В.Ломоносова.

12) Личность А.П. Сумарокова, его роль в развитии русской литературы.

13) Любовно-философская лирика А.П.Сумарокова.

14) Сумароков и театр. Идейно-эстетическая характеристика одной из трагедий А.П.Сумарокова.

15) Сатирические произведения А.П.Сумарокова(сатиры,,хоры, притчи).

16) Театр и драматургия в 60-90-е гг. Кружок Елагина и «прелагательное» направление в русской драматургии.

17) Русская комическая опера (характеристика одной из опер)

18) Журналы Н.И.Новикова «Трутень» и «Живописец» (темы, жанры, персонажи, идеи). Суть журнальной полемики Новикова с Екатериной II

19). Место и значение литературной деятельности Д.И.Фонвизина в истории русской литературы.

20) Эволюция художественного метода Д.И.Фонвизина. Комедия «Недоросль» - традиции и новаторство.

21) Поэтические кружки и содружества в 60-90-е годы XVIII века. Расцвет «легкой» поэзии.

22) Г.Р.Державин. Общая характеристика личности и творчества.

23) Г.Р.Державин о назначении поэта и поэзии (Анализ стихотворений по выбору)

24) Новаторский характер жанра оды в творчестве Г.Р.Державина.

25) Нравственно-философское содержание од Г.Р.Державина «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад».

26) Картины русской жизни в поэзии Державина (человек, быт, природа).

27) Анакреонтическая лирика Г.Р.Державина.

28) Основные вехи жизни и творчества Н.М.Карамзина «Письма русского путешественника»

как произведение раннего русского сентиментализма.

28) Московский журнал. Идейно-эстетический анализ сентиментальных повестей Н.М.Карамзина

(«Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»).

30) Предромантические тенденции в творчестве Н.М.Карамзина (на примере повестей «Наталья, боярская дочь», «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»).

31) О6зор произведений раннего периода творчества А.Н.Радищева.

32) Особенности жанра, композиции и метода книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга

в Москву».
33) Тема народа в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.
34) Идейно-тематический анализ отдельных глав книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга

в Москву», образ автора.

35) И.А.Крылов. Общая характеристика раннего творчества (драматургия, журнал «Почта духов», повести, пародийные речи).

36) Общая характеристика повестей М. Чулкова и Ф.Эмина (новые герои, жанр, язык повестей)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

Наименование дисциплины/курса Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура)   Статус дисциплины в рабочем учебном плане Количество зачетных единиц/кредитов
История русской литературы. Русская литература 18 века 3 семестр 050100 «Педагогическое образование» Профиль Литературное образование Прфессиональный цикл, вариативная часть Б.3.2.14 2 зач. ед =72 ч.: 18 л., 16 практ, 34 СРС, зачёт  
Смежные дисциплины по учебному плану
Предшествующие: Фольклор, Древнерусская литература, Введение в литературоведение  
Последующие: Русская литература 19 в. (1800-30 / 40 – 60 годы / 70 – 90 гг), Русская литература рубежа 19-20 веков. Русская литература 20 века.  
 
Вид промежуточной аттестации: экзамен

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.34 с.)