Централизованного государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Централизованного государства



Расцвет публицистики в связи с острой политической борьбой служилого дворянства и родовитой боярской знати.

Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека.

Публицистические сочинения Ивана Пересветова: «Челобитная», «Сказание о царе Константине и Магмете–Салтане».

Письма Андрея Курбского Ивану Грозному, выражение в них идеологии опального и реакционного боярства. Стиль писем Курбского.

Иван Грозный как писатель. Его письма к Курбскому и послание в Кирилло-Белозерский монастырь. Автобиографические элементы в письмах Грозного, ирония и сарказм, способы их выражения. Элементы просторечия в стиле посланий Грозного.

Начало книгопечатания в Москве. Обобщающие литературные работы второй половины ХVI в. «Великие Четьи–Минеи» митрополита Макария. Литературные элементы «Домостроя». «Азбуковник», «Стоглав».

«Повесть о Петре и Февронии»: история создания, жанровое своеобразие, политические и общественные тенденции, разрушение житийного канона.

Объединительные тенденции в Московском летописании. Никоновский летописный свод, «Степенная книга». «Казанский летописец».

 

Литература переходного периода (XVII в.)

Литература периода первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией. Отражение остроты классовой борьбы. Тема патриотизма. «Повесть 1606 г.», «Иное сказание», «Новая повесть о преславном российском царстве», «Плач о конечном пленении и разорении Московского государства» и др.

Начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы. Изменение традиционных жанровых форм жития, усиление бытовых повествовательных элементов. «Житие Юлиании Лазаревской».

Историческая повесть первой половины ХVII в. Эволюция жанра: связь с устной народной поэзией, отношение к книжной традиции. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

Появление новых жанров в русской литературе: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, комедии.

Барокко как литературно-художественное направление. Основные принципы эстетики барокко.

Бытовая повесть второй половины ХVII в.: «Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове».

Демократическая сатира второй половины ХVII в., Исторические причины возникновения самостоятельных сатирических жанров. «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Калязинская челобитная», «Притча о бражнике», «Повесть о Куре и Лисице», «Повесть о попе Савве», «Праздник кабацких ярыжек».

Переводная литература ХVII в. Сборники назидательных повестей «Великое зерцало», «Римские деяния».

Раскол в русской церкви, его социальная сущность и значение. Старообрядческая литература ХVII в.. Протопоп Аввакум и его сочинения. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Отражение в нём социальных противоречий эпохи. Личность Аввакума и противоречия его мировоззрения. Элементы «реализма» в сочинениях Аввакума.

Стихотворчество второй половины ХУII в.: причины возникновения, его истоки. Досиллабические вирши. Появление силлабической поэзии.

Творчество Симеона Полоцкого. Сборники стихов «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Просветительский характер его поэзии, элементы барокко в поэзии Симеона Полоцкого. Драматургия Симеона Полоцкого. «Комедия притчи о блудном сыне» как образец школьной дамы.

Ученики и последователи Симеона Полоцкого. Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Зарождение придворного театра и его репертуар. Интермедии и их отношение к школьной драме.

Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы. Использование образов и сюжетов древнерусской литературы писателями ХУIII, ХIХ, ХХ веков. Общекультурное, воспитательное и художественное значение древнерусской литературы.

 

Литературный процесс ХVIII в.

Литература петровской эпохи

Значение литературы ХVIII века. Развитие патриотических, освободительных и демократических идей. Национальная самобытность и своеобразие русской литературы ХVIII в. Продолжение традиций древнерусской литературы. Основные этапы литературного развития ХVIII века.

Петровские реформы. Их смысл и значение. Образование Российской империи. Новое светское искусство. Начало борьбы за национальный русский литературный язык. Новая художественная литература.

Первая русская газета. Рукописные анонимные повести. «История о российском матросе Василии Кариотском», «История об Александре, российском дворянине» и др. Отражение в них новой исторической действительности.

Создание при Петре I публичного русского театра. Школьный и придворный театр.

Феофан Прокопович как ученый, литератор. Характер поэзии Феофана Прокоповича. Трагикомедия «Владимир», ее идейное и художественное своеобразие. Общественная деятельность Феофана Прокоповича.

 

Литература периода становления классицизма

Социально-политическая обстановка. Оформление дворянских привилегий и рост крепостного права. Крестьянское движение. Новые очаги просвещения (Академия наук, Шляхетный корпус, Московский университет). Первые журналы. Создание постоянного (профессионального) русского театра. Русский классицизм, его общественно-исторические корни и национальное своеобразие. Поэтика русского классицизма.

Литературная деятельность А. Д. Кантемира до написания сатир. Сатиры. Самобытность их содержания. Обличение реакционного духовенства, родового дворянства, временщиков, купечества; борьба против подражания Западу. Гуманистический характер сатир Кантемира. Просветительство Кантемира. Басни, «песни», героическая поэма «Петрида» и другие стихотворные произведения.

Переводы Кантемиром Анакреона, Горация, Фонтенеля.

 

Жизненный путь В. К. Тредиаковского. Ранние литературные опыты. Переход к силлабо-тоническому стихосложению (трактаты 1735 и 1752 гг.). Тематическое и жанровое своеобразие лирики Тредиаковского. «Телемахида», её просветительские идеи, политическая оппозиционность.

Прогрессивные черты деятельности писателя.

 

М. В. Ломоносов как выразитель духовной мощи русского народа. Всесторонняя одарённость. Философские взгляды. Патриотизм, борьба за национальную культуру, науку. Создание Московского университета. Реорганизация Академии наук.

Завершение преобразования русского стиха («Ода на взятие Хотина», «Письмо о правилах российского стихотворства»). Трактат «О пользе книг церковных в российском языке», теория трёх «штилей». Ломоносов – создатель первой русской грамматики. «Риторика» Ломоносова.

Взгляды на литературу, утверждение её высокого гражданского значения. Характер поэзии Ломоносова. Тематика од. Стиль од. Культ Петра I. Поэма «Пётр Великий». «Письмо о пользе стекла». «Размышления» как образцы научной поэзии. Противоцерковная сатира Ломоносова («Гимн бороде»). Драматургия (трагедия «Тамира и Селим»).

Публицистика Ломоносова («Похвальное слово Петру Великому», «О размножении и сохранении российского народа»).

Значение творческой деятельности Ломоносова в развитии русского классицизма и всей последующей русской литературы.

 

А. П. Сумароков — теоретик русского дворянского классицизма (эпистолы «О русском языке» и «О стихотворчестве»). Трагедии «Хореев», «Синав и Трувор», «Димитрий Самозванец» и др., их политические тенденции. Стиль сумароковской трагедии. Эволюция комедийного жанра (от комедии положений к комедии характеров и бытовой комедии).

Сумароков и русский театр.

Многообразие лирических жанров в творчестве Сумарокова: оды, сатиры, «притчи» (басни), любовная лирика. Элементы сентиментальности в творчестве писателя. Полемика с Ломоносовым.

Сумароков — родоначальник русской журналистики. «Трудолюбивая пчела».

Литература периода русского Просвещения

Историческая обстановка в России. Разложение феодально-крепостнического строя. Развитие русского национального государства. Обострение классовых противоречий. Восстание Пугачёва.

Сущность екатерининского просвещённого абсолютизма. Комиссия по составлению «Нового Уложения». Демократическая и просветительская деятельность А. Н. Радищева, Н. И. Новикова.

Первые сатирические журналы. «Всякая всячина» и участие в ней Екатерины II. «Адская почта» Ф. Эмина. Сатирические журналы Н. И. Новикова: «Трутень», «Живописец», «Кошелёк».

Литературная, просветительская и книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова: «Опыт исторического словаря о российских писателях», «Древняя российская вивлиофика» и др.

Полемика между «Всякой всячиной» и «Трутнем» о характере и задачах сатиры, литературно-политический смысл и значение этой полемики. Обличение крепостнического гнёта как центральная тема новиковской сатиры: «Копии переписки крестьян с помещиком», «Отрывок путешествия в И*Т*», «Письма Фалалею». Многообразие форм и видов сатиры новиковских журналов.

 

Основные этапы жизненного пути Д. И. Фонвизина. Сатирические произведения в стихах «Послание к слугам моим» и «Лисица–казнодей». Политическая и философская острота сатиры.

Путь Фонвизина-драматурга. Первая оригинальная комедия «Бригадир».

«Недоросль» как вершина драматургии Фонвизина. Обличение крепостников — основная тема «Недоросля». Создание образов-типов. Положительные герои. Общественно-политическое значение комедии.

Фонвизин-публицист. «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой формы государственного правления…» Популярность «Рассуждения…» в кругах декабристов. Сатирические статьи Фонвизина в «Собеседнике любителей российского слова». Его столкновение с Екатериной II.

«Всеобщая придворная грамматика». «Разговор у княгини Халдиной» и запрещение его правительством. Письма Фонвизина из-за границы. Мемуары Фонвизина «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».

Литература периода кризиса классицизма и зарождения сентиментализма

Причины начала кризиса русского классицизма. Формирование нового литературного направления – русского сентиментализма. Интерес к фольклору и влияние его на книжную художественную литературу.

 

Личность Г.Р.Державина. Ода — ведущий жанр его поэзии. «Фелица». Своеобразие жанра, стиля и языка. Обличительно-сатирические оды и их гражданская окраска. («Вельможа», «Властителям и судиям»). Победно-патриотические оды Державина. Образы в них великих русских полководцев (Румянцева, Суворова). Картины русской жизни в поэзии Державина («Евгению. Жизнь Званская», «Приглашение к обеду»). Идилическое изображение отношений между помещиками и крестьянами. Природа в стихах Державина. Авторская личность. Автобиографичность державинского творчества. Философские оды («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад» и др.). Анакреонтические стихи и «лёгкая» поэзия ХIХ века. Драматургия Державина.

Взгляды Державина на поэзию и поэта. Державин и классицизм. «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». Стиль и язык произведений Державина. Поэтическое мастерство.

 

Литературная деятельность А. Н. Радищева. «Дневник одной недели». Оценка Радищевым личности Петра I в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске». «Житие Фёдора Васильевича Ушакова» как автобиографическая повесть. Проблема патриотизма в творчестве Радищева. «Беседа о том, что есть сын Отечества».

«Путешествие из Петербурга в Москву»: история написания и опубликования. Многообразие идейного содержания. Критика самодержавно-крепостнического строя, проповедь крестьянской революции. Народ в «Путешествии…» Ода «Вольность». Её политическая, историческая, философская проблематика. Жанр, композиция и стиль «Путешествия…».

Радищев в Сибири. Философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Поэзия Радищева. Поэма-сказка «Бова».

Значение деятельности Радищева в истории демократического движения, русской литературы.

 

Творческий путь И. А. Крылова. Первые драматургические опыты. Лирика Крылова. Сатирико-повествовательные и морально-философские письма «Почты духов». Журнал «Зритель». Сатирические произведения Крылова, появившиеся в «Зрителе»: «Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке», «Ноги». Темы и характер сатиры Крылова «Трумф, или Подщипа» и ее политический смысл. Борьба с преклонением перед иностранщиной. Связь между литературной деятельностью молодого Крылова и его басенным творчеством.

 

Ранние годы деятельности Н. М. Карамзина. Заграничное путешествие. Журнально-издательская деятельность.

Публицистика Карамзина («Записки о древней и новой России»). Карамзин — автор «Истории государства Российского».

Карамзин как глава русского дворянского сентиментализма. «Письма русского путешественника». Их познавательное и литературное значение, жанр, стиль. Повести «Бедная Лиза», «Наталья-боярская дочь», «Марфа–Посадница» и др. Отражение в повестях идейной и художественной эволюции писателя.

«Новый слог» Карамзина. Реформа русского литературного языка.

 

 

Раздел 2. «Русская литература первой половины XIX века»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.018 с.)