Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические особенности древнерусской литературы↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка
Новые социально-политические, экономические и культурные реалии, процессы интеграции и интернационализации многих сторон материальной и духовной жизни мирового сообщества привели к значительному расширению всесторонних контактов, в том числе профессиональных. Это повысило статус журналистики как сферы человеческой деятельности. Журналистика рассматривается не только в качестве средства общения, но и средства формирования личности как субъекта национальной и мировой культуры. Имея фундаментальную научную и практическую подготовку, дипломированный специалист должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных последствий, непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества, знать место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции устойчивого развития; знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке социальных проектов. Настоящая программа разработана с учетом общих требований к формированию социально-личностных компетенций выпускника на основе принципов гуманизации, фундаментализации, компетентности, социально-личностной подготовки, междисциплинарности и интегративности и ориентирована на усиление практико-ориентированной составляющей, на развитие коммуникативной компетенции будущего специалиста в предполагаемых сферах его профессиональной деятельности. В соответствии с вышеуказанными требованиями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен иметь следующие социально-личностные компетенции: · обладать качествами гражданственности; · быть способным к социальному взаимодействию; · обладать способностью к межличностным коммуникациям; · владеть навыками здорового образа жизни; · быть способным к критике и самокритике; · уметь работать в коллективе; · уметь применять творческие журналистские способности в своей практической деятельности. Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие профессиональные компетенции: · на научной основе организовывать свой т руд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере его профессиональной деятельности; · планировать, организовывать и вести научно-исследовательскую, научно-производственную работу; · диалектически мыслить и аргументировать свою точку зрения, анализировать факты и прогнозировать развитие событий, принимать решения с учетом экономических, социальных и этических требований, оценивать исторические и современные проблемы и тенденции, готовить научные материалы, составлять рефераты, обзоры, рецензии; · представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати; · организовывать журналистскую, редакторскую, рекламную деятельность в сфере СМИ, владеть компьютерным обеспечением дизайна традиционных и электронных СМИ, методикой сбора информации, методами анализа данных как исходной базы в программировании и стратегическом планировании работы редакций печатных, аудиовизуальных и Интернет-СМИ, информационных и рекламных агентств, при решении задач позиционирования на рынке и расширения рыночной "ниши" информационно-коммуникационного товара.
Русская литература преподается на протяжении 2 учебных семестров. Целью изучения дисциплины является теоретическое осмысление особенностей становления и развития литературного процесса со времен распространения христианства до начала ХХI века, осознание роли литературы в историческом процессе и развитии общественного самосознания, в понимании личностью своего места в обществе; формирование представления студента об основных литературных направлениях, художественных системах; характеристика основных закономерностей развития русской литературы; изучение творчества классиков; развитие способности к аналитическому мышлению и совершенствование навыков самостоятельного анализа художественных текстов.
Задачи: – формирование умения ориентироваться в сложном историко-литературном процессе, определять особенности взаимодействия литературы с другими видами общественной деятельности; – приобретение студентами знания специфических особенностей литературы каждого периода, определяющих её структуру, идейное и тематическое содержание; – приобретение знания теории литературно-художественного развития, различных стилей и направлений; – формирование умения определять особенности творческой манеры авторов, оценивать их личный вклад в развитие литературы; – формирование умения определять идейно-художественные особенности произведений; – формирование всестороннего представления о жизни и творчестве наиболее значимых писателей эпохи.
Студент должен: знать: – основные этапы развития русской литературы; – литературные полемики; – направления и школы; – течения и художественные методы; – творчество авторов, идейно-тематические и стилевые особенности их произведений. уметь: – выявлять закономерности развития литературного процесса, – анализировать тексты разных художественных систем. Дисциплина “Русская литература” включает следующий перечень тем и разделов: «Древнерусская литература – литература XVIII века», «Русская литература первой половины XIX века», «Русская литература второй половины XIX века», «Русская литература серебряного века», «Русская литература первой половины XX века (1920-е – 1955 гг.)», «Русская литература второй половины XX – начала XXI веков». Изучение дисциплины «Русская литература» проходит параллельно и во взаимодействии с такими дисциплинами, как «Белорусская литература», «История журналистики», «Зарубежная литература». Содержание учебного материала Раздел 1. «Древнерусская литература – литература XVIII века» Специфические особенности древнерусской литературы Вопрос о художественной специфике древнерусской литературы в исследованиях Д. С. Лихачёва, И. П. Ерёмина, В. В. Кускова и др. Литература Древней Руси как литература дореалистическая. Достоверность и последовательность изображения в памятниках древнерусской литературы. Древнерусская литература как литература «высоких идеалов». Воинствующий дидактизм и преобразовательный пафос в произведениях древнерусских авторов. Теснейшая связь литературы Древней Руси с церковной традицией. Древнерусская книга. Понятие литературного этикета. Виды этикета (этикет миропорядка, этикет поведения, этикет словесный). Проблема периодизации древнерусской литературы.
Литература раннефеодального древнерусского государства Основные темы и жанры оригинальной русской литературы ХI – ХII вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник, её состав, редакции и источники. Гипотезы А. А. Шахматова, Д. С. Лихачёва, Б. А. Рыбакова. Возникновение летописных сводов на основе устных народных эпических сказаний, исторических преданий, погодных записей, местных летописей и юридических документов. Характер миросозерцания летописцев, их политическая позиция. «Повесть временных лет»: отзвуки в летописи обрядовой поэзии, легенд, преданий, народного эпоса. Историческая повесть и сказание в летописи («Повесть об ослеплении Василька Теребвольского»). Приёмы изображения исторических событий, характер стиля. Элементы агиографического жанра в летописи. Язык и стиль «Повести временных лет». Ораторская проза ХI – ХII вв. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона как выдающийся памятник ораторского красноречия ХI в. Политическая и публицистическая направленность «Слова»: утверждение идеи равноправия всех христианских народов, величия Руси, её государственной и религиозной самостоятельности, независимости от Византии. Торжественные слова Кириллы Туровского (вторая половина ХII в.). Лирико-драматический характер «слов» Кириллы Туровского, элементы символического пейзажа. «Поучение» Владимира Мономаха. Образ выдающегося государственного деятеля древней Руси. Идеал князя-воина и правителя в «Поучении». Элементы автобиографии. Соотношение церковных и светских элементов в языке и стиле «Поучения». Житийная литература. «Сказание о Борисе и Глебе». Основная публицистическая тенденция «Сказания» – осуждение княжеских братоубийственных распрей и пропаганда родового старшинства в системе княжеского наследования. Черты сходства и отличия «Сказания» от канонических житий. Элементы исторической повести в «Сказании». Приёмы изображения положительных и отрицательных героев. Стиль «Сказания». «Киево-Печерский патерик». История создания патерика, его основные редакции. Идейная направленность патерика. «Хождение» как литературный жанр. «Хождение игумена Даниила в «святую землю». Широта интересов Даниила. Легендарные апокрифические элементы «Хождения». «Слово о полку Игореве». История открытия, опубликования и изучения. Споры о подлинности «Слова». Историческая основа памятника и его хронологические рамки. Сюжет и композиция. Место и роль исторических, публицистических и лирических отступлений в раскрытии основной идеи «Слова». Образная система памятника: изображение князей, природы, образ русской земли, образ Бояна. Жанровое своеобразие и стиль «Слова», его связь с жанром и стилем ораторской прозы, воинской повести и народной эпической песни. Проблема авторства «Слова». Идейно-художественное своеобразие «Слова», его мировое значение. Переводные воинские повести: «Александрия» и «Девгениево деяние». Проблема положительного героя в этих повестях и характер их изображения. «История иудейской войны» Иосифа Флавия. Идейно-художественные особенности переводных дидактических повестей об Акире Премудром и Варлааме и Иосафе. Литература периода феодальной раздробленности Возникновение новых политических и культурных центров во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, Новгородской земле. Начало формирования великорусской, украинской и белорусской народностей. Значение этого процесса для становления и развития национальных культур. «Моление Даниила Заточника». Две редакции памятника и проблема их соотношения. Обличительный пафос «Моления», его антибоярская и антиклерикальная направленность. Элементы сатиры в «Молении». Апология князя и сильной княжеской власти. Новые критерии в определении общественной ценности человека. Особенности стиля «Моления», его книжные и устно-поэтические традиции. Галицко-Волынская летопись. Особенности её поэтического стиля. Повести о татарском нашествии. Тема общенародного единства и героизма. «Повесть о битве на реке Калке» (1223). «Повесть о разорении Батыем Рязани» (1237). Апофеоз мужества и героизма русского народа в борьбе с поработителями. Жанр воинской повести в древнерусской литературе. Отражение событий татарского нашествия в агиографической литературе («Житие Меркурия Смоленского», «Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и боярина Федора»). Борьба Северной Руси со шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. «Слово о погибели русской земли». «Житие Александра Невского». Образ Александра Невского как воина-героя и государственного деятеля. Элементы стиля воинской повести и княжеского жития в памятнике. Переводная повествовательная литература. «Сказание об Индийском царстве». Литература периода русского предвозрождения Причины, позволяющие рассматривать данный период в истории русской литературы как период предвозрождения. Возвышение Москвы в ХIV в. Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. Летописные повести о Куликовской битве. Поэтическая повесть «Задонщина». Прославление победы, одержанной над полчищами Мамая в результате единения всех русских земель вокруг Москвы. История изучения повести. Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Художественное своеобразие, связь с устной народной поэзией. Период «второго южнославянского влияния» на Руси. Риторическо-панегирический стиль русской агиографии. Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Пахомий Лагофет – представитель византийско-славянского панегирического стиля. Исторические предпосылки возникновения политической теории «Москва – третий Рим», её формирование и отражение в памятниках письменности второй половины ХV в. Борьба церковных и антицерковных группировок во второй половине ХV в. – «иосифляне» и «заволжские старцы». Ересь «жидовствующих», её социальное и рационалистическое содержание. Отражение внутриклассовой борьбы в этих направлениях. Региональный характер литературы к. ХIV – XV вв. Защита прав городов на политическую и церковную самостоятельность. Новгородская литература. Псковская литература. Тверская литература.
Литература периода укрепления Литература переходного периода (XVII в.) Литература периода первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией. Отражение остроты классовой борьбы. Тема патриотизма. «Повесть 1606 г.», «Иное сказание», «Новая повесть о преславном российском царстве», «Плач о конечном пленении и разорении Московского государства» и др. Начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы. Изменение традиционных жанровых форм жития, усиление бытовых повествовательных элементов. «Житие Юлиании Лазаревской». Историческая повесть первой половины ХVII в. Эволюция жанра: связь с устной народной поэзией, отношение к книжной традиции. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Появление новых жанров в русской литературе: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, комедии. Барокко как литературно-художественное направление. Основные принципы эстетики барокко. Бытовая повесть второй половины ХVII в.: «Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове». Демократическая сатира второй половины ХVII в., Исторические причины возникновения самостоятельных сатирических жанров. «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Калязинская челобитная», «Притча о бражнике», «Повесть о Куре и Лисице», «Повесть о попе Савве», «Праздник кабацких ярыжек». Переводная литература ХVII в. Сборники назидательных повестей «Великое зерцало», «Римские деяния». Раскол в русской церкви, его социальная сущность и значение. Старообрядческая литература ХVII в.. Протопоп Аввакум и его сочинения. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Отражение в нём социальных противоречий эпохи. Личность Аввакума и противоречия его мировоззрения. Элементы «реализма» в сочинениях Аввакума. Стихотворчество второй половины ХУII в.: причины возникновения, его истоки. Досиллабические вирши. Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого. Сборники стихов «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Просветительский характер его поэзии, элементы барокко в поэзии Симеона Полоцкого. Драматургия Симеона Полоцкого. «Комедия притчи о блудном сыне» как образец школьной дамы. Ученики и последователи Симеона Полоцкого. Сильвестр Медведев и Карион Истомин. Зарождение придворного театра и его репертуар. Интермедии и их отношение к школьной драме. Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы. Использование образов и сюжетов древнерусской литературы писателями ХУIII, ХIХ, ХХ веков. Общекультурное, воспитательное и художественное значение древнерусской литературы.
Литература петровской эпохи Значение литературы ХVIII века. Развитие патриотических, освободительных и демократических идей. Национальная самобытность и своеобразие русской литературы ХVIII в. Продолжение традиций древнерусской литературы. Основные этапы литературного развития ХVIII века. Петровские реформы. Их смысл и значение. Образование Российской империи. Новое светское искусство. Начало борьбы за национальный русский литературный язык. Новая художественная литература. Первая русская газета. Рукописные анонимные повести. «История о российском матросе Василии Кариотском», «История об Александре, российском дворянине» и др. Отражение в них новой исторической действительности. Создание при Петре I публичного русского театра. Школьный и придворный театр. Феофан Прокопович как ученый, литератор. Характер поэзии Феофана Прокоповича. Трагикомедия «Владимир», ее идейное и художественное своеобразие. Общественная деятельность Феофана Прокоповича.
Литература периода становления классицизма Социально-политическая обстановка. Оформление дворянских привилегий и рост крепостного права. Крестьянское движение. Новые очаги просвещения (Академия наук, Шляхетный корпус, Московский университет). Первые журналы. Создание постоянного (профессионального) русского театра. Русский классицизм, его общественно-исторические корни и национальное своеобразие. Поэтика русского классицизма. Литературная деятельность А. Д. Кантемира до написания сатир. Сатиры. Самобытность их содержания. Обличение реакционного духовенства, родового дворянства, временщиков, купечества; борьба против подражания Западу. Гуманистический характер сатир Кантемира. Просветительство Кантемира. Басни, «песни», героическая поэма «Петрида» и другие стихотворные произведения. Переводы Кантемиром Анакреона, Горация, Фонтенеля.
Жизненный путь В. К. Тредиаковского. Ранние литературные опыты. Переход к силлабо-тоническому стихосложению (трактаты 1735 и 1752 гг.). Тематическое и жанровое своеобразие лирики Тредиаковского. «Телемахида», её просветительские идеи, политическая оппозиционность. Прогрессивные черты деятельности писателя.
М. В. Ломоносов как выразитель духовной мощи русского народа. Всесторонняя одарённость. Философские взгляды. Патриотизм, борьба за национальную культуру, науку. Создание Московского университета. Реорганизация Академии наук. Завершение преобразования русского стиха («Ода на взятие Хотина», «Письмо о правилах российского стихотворства»). Трактат «О пользе книг церковных в российском языке», теория трёх «штилей». Ломоносов – создатель первой русской грамматики. «Риторика» Ломоносова. Взгляды на литературу, утверждение её высокого гражданского значения. Характер поэзии Ломоносова. Тематика од. Стиль од. Культ Петра I. Поэма «Пётр Великий». «Письмо о пользе стекла». «Размышления» как образцы научной поэзии. Противоцерковная сатира Ломоносова («Гимн бороде»). Драматургия (трагедия «Тамира и Селим»). Публицистика Ломоносова («Похвальное слово Петру Великому», «О размножении и сохранении российского народа»). Значение творческой деятельности Ломоносова в развитии русского классицизма и всей последующей русской литературы.
А. П. Сумароков — теоретик русского дворянского классицизма (эпистолы «О русском языке» и «О стихотворчестве»). Трагедии «Хореев», «Синав и Трувор», «Димитрий Самозванец» и др., их политические тенденции. Стиль сумароковской трагедии. Эволюция комедийного жанра (от комедии положений к комедии характеров и бытовой комедии). Сумароков и русский театр. Многообразие лирических жанров в творчестве Сумарокова: оды, сатиры, «притчи» (басни), любовная лирика. Элементы сентиментальности в творчестве писателя. Полемика с Ломоносовым. Сумароков — родоначальник русской журналистики. «Трудолюбивая пчела». Литература периода русского Просвещения Историческая обстановка в России. Разложение феодально-крепостнического строя. Развитие русского национального государства. Обострение классовых противоречий. Восстание Пугачёва. Сущность екатерининского просвещённого абсолютизма. Комиссия по составлению «Нового Уложения». Демократическая и просветительская деятельность А. Н. Радищева, Н. И. Новикова. Первые сатирические журналы. «Всякая всячина» и участие в ней Екатерины II. «Адская почта» Ф. Эмина. Сатирические журналы Н. И. Новикова: «Трутень», «Живописец», «Кошелёк». Литературная, просветительская и книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова: «Опыт исторического словаря о российских писателях», «Древняя российская вивлиофика» и др. Полемика между «Всякой всячиной» и «Трутнем» о характере и задачах сатиры, литературно-политический смысл и значение этой полемики. Обличение крепостнического гнёта как центральная тема новиковской сатиры: «Копии переписки крестьян с помещиком», «Отрывок путешествия в И*Т*», «Письма Фалалею». Многообразие форм и видов сатиры новиковских журналов.
Основные этапы жизненного пути Д. И. Фонвизина. Сатирические произведения в стихах «Послание к слугам моим» и «Лисица–казнодей». Политическая и философская острота сатиры. Путь Фонвизина-драматурга. Первая оригинальная комедия «Бригадир». «Недоросль» как вершина драматургии Фонвизина. Обличение крепостников — основная тема «Недоросля». Создание образов-типов. Положительные герои. Общественно-политическое значение комедии. Фонвизин-публицист. «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой формы государственного правления…» Популярность «Рассуждения…» в кругах декабристов. Сатирические статьи Фонвизина в «Собеседнике любителей российского слова». Его столкновение с Екатериной II. «Всеобщая придворная грамматика». «Разговор у княгини Халдиной» и запрещение его правительством. Письма Фонвизина из-за границы. Мемуары Фонвизина «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Литература периода кризиса классицизма и зарождения сентиментализма Причины начала кризиса русского классицизма. Формирование нового литературного направления – русского сентиментализма. Интерес к фольклору и влияние его на книжную художественную литературу.
Личность Г.Р.Державина. Ода — ведущий жанр его поэзии. «Фелица». Своеобразие жанра, стиля и языка. Обличительно-сатирические оды и их гражданская окраска. («Вельможа», «Властителям и судиям»). Победно-патриотические оды Державина. Образы в них великих русских полководцев (Румянцева, Суворова). Картины русской жизни в поэзии Державина («Евгению. Жизнь Званская», «Приглашение к обеду»). Идилическое изображение отношений между помещиками и крестьянами. Природа в стихах Державина. Авторская личность. Автобиографичность державинского творчества. Философские оды («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад» и др.). Анакреонтические стихи и «лёгкая» поэзия ХIХ века. Драматургия Державина. Взгляды Державина на поэзию и поэта. Державин и классицизм. «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». Стиль и язык произведений Державина. Поэтическое мастерство.
Литературная деятельность А. Н. Радищева. «Дневник одной недели». Оценка Радищевым личности Петра I в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске». «Житие Фёдора Васильевича Ушакова» как автобиографическая повесть. Проблема патриотизма в творчестве Радищева. «Беседа о том, что есть сын Отечества». «Путешествие из Петербурга в Москву»: история написания и опубликования. Многообразие идейного содержания. Критика самодержавно-крепостнического строя, проповедь крестьянской революции. Народ в «Путешествии…» Ода «Вольность». Её политическая, историческая, философская проблематика. Жанр, композиция и стиль «Путешествия…». Радищев в Сибири. Философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Поэзия Радищева. Поэма-сказка «Бова». Значение деятельности Радищева в истории демократического движения, русской литературы.
Творческий путь И. А. Крылова. Первые драматургические опыты. Лирика Крылова. Сатирико-повествовательные и морально-философские письма «Почты духов». Журнал «Зритель». Сатирические произведения Крылова, появившиеся в «Зрителе»: «Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке», «Ноги». Темы и характер сатиры Крылова «Трумф, или Подщипа» и ее политический смысл. Борьба с преклонением перед иностранщиной. Связь между литературной деятельностью молодого Крылова и его басенным творчеством.
Ранние годы деятельности Н. М. Карамзина. Заграничное путешествие. Журнально-издательская деятельность. Публицистика Карамзина («Записки о древней и новой России»). Карамзин — автор «Истории государства Российского». Карамзин как глава русского дворянского сентиментализма. «Письма русского путешественника». Их познавательное и литературное значение, жанр, стиль. Повести «Бедная Лиза», «Наталья-боярская дочь», «Марфа–Посадница» и др. Отражение в повестях идейной и художественной эволюции писателя. «Новый слог» Карамзина. Реформа русского литературного языка.
Раздел 2. «Русская литература первой половины XIX века»
Духовный мир Н. Гоголя Основные этапы жизни и творчества, формирование мировоззренческой концепции. Единство реального и фантастического, использование фольклорных сюжетов, юмор и национальный колорит в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Тарас Бульба» как первая национально-историческая эпопея. Проблема зла в красоте и искусстве в «Миргороде» и «Петербургских повестях»: фантастическое начало и гротеск, романтическое мироощущение, контраст между идеалом и действительностью, изображение социальных противоречий, синтез трагического, сатирического и комического. Проблема творчества в повести «Портрет». Тема «маленького человека» и значение повести «Шинель» в русской литературе. Петербург в изображении Гоголя и его традиция в русской литературе (Ф. Достоевский, Ан. Белый и др.). Н. Гоголь – драматург. Общественно-социальное и философское содержание комедии «Ревизор»: новаторство драматургических принципов, анекдотичность сюжета и сатирический пафос, многозначность немой сцены. «Театральный разъезд» как авторский комментарий к комедии. Жизнь Н. Гоголя за границей. Трехчастный замысел и жанровое своеобразие «национальной поэмы» «Мертвые души». Система образов, место Чичикова в сюжетной канве произведения. Тема России и ее исторической судьбы. Нравственно-философский смысл названия, христианская дидактика в поэме. Работа Н. Гоголя над вторым томом и неосуществленный замысел третьего тома. Художественное мастерство и новаторство Н. Гоголя-реалиста. Духовные искания Н. Гоголя в 1840-е годы. «Выбранные места из переписки с друзьями» как сочетание исповеди и проповеди. Нравоучительный аспект в творческом наследии Н. Гоголя, видение им роли современного писателя. Его позитивная морально-этическая программа и утопическая концепция. Продолжение духовной традиции в «Авторской исповеди», и «Размышлениях о Божественной литургии». Полемика вокруг «Выбранных мест…». «Гоголевское направление» и «гоголевский текст» в русской литературе. Н. Гоголь в оценках литературной критики XX века (Ан. Белый, К. Мочульский, Вл. Набоков, Ю. Манн и др.). Литература «серебряного века» как сложная целостность Общие тенденции развития литературы, ее связь с философией (В. Соловьев, Ф. Ницше, А. Бергсон и др.). Определение временных границ периода. Формирование нового мироощущения, поиск нового религиозного сознания. Роль исторических событий в литературном процессе начала века (1905, 1914, 1917 гг.). Основные художественные системы рубежа веков: реализм и модернизм. Их взаимосвязь и взаимоотталкивание. Декаданс как следствие кризиса традиционного позитивизма и гуманизма. Основные литературные течения (символизм, акмеизм, футуризм).
Поэзия 20-30-х гг. Основные художественные системы, литературные направления и их судьба в постреволюционный период. Общественно-политическая ситуация 20-30-х и ее влияние на литературный процесс. Судьба литературных течений и направлений Серебряного века в послереволюционный период развития литературы. Модификация футуризма. Драматическое несоответствие идеалов и действительности в послеоктябрьском творчестве В. Маяковского. Особенности драматургии Маяковского. Творчество Д. Хармса как явление русского авангарда. Феномен «новокрестьянской поэзии». Имажинизм как литературное течение. Творческая эволюция С. Есенина. Гуманистический пафос послеоктябрьского творчества А. Ахматовой (стихи, поэмы «Реквием», «Поэма без героя»). Творчество О. Мандельштама 20-30-х гг.
Литература русского зарубежья (первая волна эмиграции) Судьбы поэтов русской эмиграции первой волны. Поэты «парижской ноты». Мемуарно-биографическая литература эмиграции. Позднее творчество И. Бунина, Д. Мережковского, З. Гиппиус. Тема России в сознании русских эмигрантов. Творчество М. Цветаевой. Единый лирический сюжет поэм 20-х годов. Феномен искусства в литературно-критических статьях Цветаевой (оценка ею творчества поэтов-современников). Феномен прозы В. Набокова (особенности стилевой манеры). Литература периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия Подчинение тематики и проблематики литературы идее борьбы против фашизма. Динамика жанров в прозе, поэзии, драматургии. Публицистика А. Толстого, И. Эренбурга, М. Шолохова, А. Фадеева. Вторая волна русской эмиграции. Расцвет соцреализма. Человек и война в прозе послевоенного десятилетия (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», В. Панова «Спутники»). «Русский лес» Л. Леонова как социально-философский роман. Философская проза М. Пришвина.
Раздел 6. «Русская литература второй половины XX – начала XXI веков» Литература русской эмиграции (2 и 3 волны) Особенности «второй волны» и ее представители. Роман Николая Нарокова «Мнимые величины». Взгляд на тоталитарную систему сталинизма «извне». Мнимые ценности советской действительности 30-х годов. Абсурдность существования человека «внутри» системы, его веры в светлое будущее и подлинные чувства. Образ чекиста Любкина как исполнителя «дела партии». Две сюжетные линии. Психологические основы жестокости, лицемерия, внутренней трусости, предательства, самообмана «маленького человека». Женская тема романа. Образ Евлалии («соль земли»). Особенности композиции и поэтики.Символический аспект и роль подтекста в романе. Категория «суперфляй».
Отличия «третьей волны» эмиграции от первых двух. Идейно-эстетическое содержание эмигрантской прозы. Творчество В. Аксенова, С. Довлатова, И. Бродского, С. Соколова, Э. Лимонова и др. Й семестр
|