Характерные черты Древнерусского гос-ва, стр-ра и ф-ции власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты Древнерусского гос-ва, стр-ра и ф-ции власти.



Образование и основные этапы развития Древнерус. гос-ва.

Предпосылки образования Древнерус.гос-ва:
• Развитие производительных сил у восточнославянских племен;
• Формирование соседской общины;
• Развитие торговли, в том числе международной;
• Рост имущественного неравенства;
• Наличие союзов славянских племен;
• Появление системы правления;
• Возникновение городов;
• Выделение племенной знати;
• Высокий уровень военной организации;
• Угроза нападения внешних врагов;
• Складывание древнерусской народности;
Особенности образования Древнерус.гос-ва:
• Наличие патриархальной формы рабства;
• Преобладание свободного труда.
• Общая языческая культура, схожие обычаи, обряды, общественная психология;
• Особенности славянской ментальности; особенности географич. и природно-климатич. характера;

Теории возникновения Древнерусского г-ва:

1. Славянская («антиноманская»т.е. отрицание роли варягов в образовании Древнерусского г-ва. и их призвания на княжение)

2. Центристская (Древнерусское г-во возникло как результат внутриобщественного развития славян, но при участии варяг)

3. Норманнская(Древнерусское г-во создано варягами с добровольного согласия славян)

На мой взгляд, решающий роли в складывании древнерусской государственности «варяжский фактор» не сыграл. Это тем более очевидно, что классовые общества и гос-ва в Скандинавии сложились позже, чем на Руси и серьезно повлиять на формирование Новгородско-Киевской Руси не могли. В ходе формирования Древнерус. государственности проявилось «двоецентрие»: на северо-западе – Новгород, а на юге – Киев. В последующем «двоецентрие», несмотря на то, что столицей являлся Киев, сохранилось.
Три этапа развития Древнерусского государства:

1. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII середина IX вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров.. К IX в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.(Олег объединил Новгород и Киев) 2. На втором этапе (2-ая половина IX середина X в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов. (Игорь 912-945) 2.1. Возникновение ядра восточнославянского государства2.2. Объединение восточно - славянских племен. 3. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги(945-969) .3.1. Она устанавливает фиксированную норму дани, устраивает погосты, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964 - 972) несколько задержала внутреннее устроение русской земли. 3.2. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правленияВладимира Святого (980 - 1015). Укрепление языческой веры, а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. А в 988 г.он вводит христианство. Эта единобожная по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. 3.3. Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах.

 

Характерные черты Древнерусского гос-ва, стр-ра и ф-ции власти.

Для Древнерусского государства характерны:
1) разложение первобытно - общинного строя;
2) формирование феодальных общественных отношений;
3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;
4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;
5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;
6) укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства;
7) принятие христианства.
Во второй половине XI — начале XII вв. на территории Древнерусского государства — Киевской Руси — стали образовываться Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, которые на тот момент были достаточно устойчивыми полугосударствами. Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют необходимость защиты территории вооруженными силами и потребность в государственном аппарате.
1. Раннефеодальная монархия как форма правления, ее особенности в Древней Руси.
Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.
Форма правления в Киевской Руси — раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх — киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим по отношению к местным князям.
В других городах) власть великого князя Киева осуществляли его наместники и волостели (в сельской местности).
Признаки раннефеодальной монархии:

- переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

- отсутствие юридической ответственности правителя;

- отсутствие институтов власти; - отсутствие регламентации деятельности совета при
князе;

- вече не было постоянным представительным органом;

- ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

 

Христианизация Руси и его влияние на историческую судьбу России.

В княжении Владимира Святославовича (980-1015) произошло крупнейшее событие в жизни Руси – принятие христианства(988), которое стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого древнерус.г-ва. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в 10в. Как и др.раннефеодаль-ные г-ва, Русь нуждалась в общегос. религии, котор бы закрепляла только что созданное гос-ое единство. Дохристианская религия – язычество такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и гос-ва и не была способна освящать и укреплять существующий общ.порядок.
Основными причинами принятия христианства являлись: недопустимость изоляции от христианских гос-в; монотеизм (единобожие); укрепление единого гос-ва во главе с монархом; необходимость объяснить нарастание социального неравенства.
Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую сформировавшемуся гос-ву.
Социально-политич.устройство Византии было наиболее близким растущему древнерусскому гос-ву.Одна из причин решения князя – проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка Вл. Княгиня Ольга крестилась в Константинополе(957) и побуждала к этому своего сына Святослава, однако он продолжал оставаться язычником. После 988г. в России продолжало существовать двоеверие(христианство и некоторые элементы язычества). Первые священники на Руси были из Болгарии и лишь некоторые с Византии. Первым митрополитом на Руси был Михаил. В других городах церкви возглавлялись епископами. Принятие христианства активизировало развитие зодчества, ремесел, храмов; активно стало развиваться с/х; христианство активно способствовало развитию письменности и возможности освоения византийской культуры; появились нов.обряды в культуре, запрещен ритуал убийства; неизмеримо вырос международ.авторитет Руси, кот. вошла в христианский мир.

 

 

Кризис власти в 1917году.

Предпосылки февральской революции: противоречия социально-экономического и политического развития, усугубленными мировой войной; неспособность правящих кругов вовремя провести назревшие преобразования; дискредитация правительства оппозицией.
Поводом для взрыва недовольства стали перебои в снабжении населения столицы хлебом. В нескольких пунктах города перед пустыми прилавками магазинов вспыхнули
беспорядки. 23 февраля в Петрограде состоялась массовая демонстрация под антиправительственными лозунгами.На следующий день забастовали почти все заводы.
26 февраля с окраин к центру города снова двинулись колонны рабочих. Солдаты отказались стрелять по демонстрантам. В ночь с 26 на 27 февраля несколько полков перешли на сторону народа.27 февраля – консолидация политической оппозиции. Создаются: Временный комитет Гос. Думы (либералы), Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов (меньшевики и эсеры).Падение императорского режима.28 февраля восставшие заняли Зимний дворец, царские министры были арестованы.В ночь на 3 марта Николай II передал представителям Временного комитета Госдумы манифест об отречении в пользу брата – Михаила. 3 марта Михаил отказался от претензий на престол. Вопрос о форме правления был отложен до Учредительного собрания. 8 марта Совет принял решение арестовать Николая II и его семью. Двоевластие.27 февраля по призыву Временного исполнительного комитета Совета рабочих депутатов избираются делегаты в Петроградский совет. Вечером того же дня начинается его работа.
Кризисы власти.18 апреля министр иностранных дел П. Н. Милюков направил союзникам ноту с обещанием вести войну до «победного конца». Это вызвало взрыв народного возмущения. Состоялись массовые демонстрации с лозунгами: «Временное правительство в отставку», «Вся власть Советам!».Поводом для второго кризиса стало начатое наступление русской армии против немцев. Наступление оказалось неудачным, что нанесло новый удар по авторитету правительства. Массовая демонстрация протеста в Петрограде в этот раз впервые проходила под безраздельным влиянием большевиков.

Двоевластие, возникшее в феврале - марте 1917 г., создавало особую ситуацию, при которой реальная власть (Временное правительство) не могла действовать без оглядки на власть фактическую (Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов), за которой стояли революционно настроенные рабочие, солдаты и матросы. Отсюда - нерешительность и зачастую непоследовательность в действиях правительства. Временное правительство не могло в полной мере распоряжаться вооруженными силами.
После свержения царского режима заметно изменилась конфигурация политических сил страны. Прекратили существование партии правительственного лагеря - правомонархические и черносотенные.
Либеральные партии стали наиболее авторитетными политическими организациями, позиции которых заметно полевели.
Самой мощной и влиятельной политической силой после февральских событий стали партии эсеров и меньшевиков, действовавшие во многом с общих или близких позиций.

Временное правительство пережило три острых политических кризиса: апрельский, июньский и июльский. В июне волна демонстраций была ответом на поражение русской армии на германском фронте. 4 июля 1917 г. разразился наиболее острый кризис власти, когда на улицы вышли до полумиллиона человек с требованием отставки Временного правительства.
В эти же дни был изменен состав Временного правительства: его возглавил А. Ф. Керенский, ставший одновременно военным и морским министром. Это означало окончание двоевластия, так как на ключевых постах в руководстве и Совета, и правительства оказа-лись представители эсеров и меньшевиков.
В августе Верховный главнокомандующий генерал Л. Г. Корнилов попытался предотвратить скатывание страны в «бездну анархии» и установить жесткий военный режим. Он двинул войска к Петрограду. Это была попытка реализации праворадикальной альтернативы. Однако она оказалась безуспешной. Большевики приступили к созданию отрядов Красной гвардии и усилили агитацию в армии. Результат выступления Корнилова оказался прямо противоположным замыслу - вместо укрепления власти оно привело к ее еще большему ослаблению. Теперь реальной и самой авторитетной силой в Петрограде являлась большевистская партия, которая добилась избрания своих представителей в Советы.
Восстание началось в ночь с 24 на 25 октября.
На открытом вечером 25 октября II съезде Советов было объявлено о начале штурма Зимнего дворца.
Оставшиеся в зале большевики и левые эсеры объявили Россию Республикой Советов. а на заседании 26 октября приняли первые декреты новой власти. Декретом о власти было сформировано новое Временное правительство - Совет народных комиссаров во главе с Лениным, власть которого должна была продолжаться вплоть до созыва Учредительного собрания. Т.О. революция 1917 г. стала важнейшим событием XX в. не только для России, но и для всего мира.

Перестройка в СССР.


1) Перестройка в СССР. Попытки обновления и реформирования политической системы К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Поцытка партийного руководства страны сохранить власть путем 'закручивания гаек', предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества - от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных процессов, причиной которых являлись объективные обстоятельства, а не субъективные факторы, выступала КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет 'Скрытых резервов' в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность - объективное освещение всех сторон жизни общества. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на XIX партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на создание в СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных депутатов. После партконференции начались изменения структуры управления в СССР. На Первом Съезде народных депутатов (май-июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства - Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. - Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система рукозодства страной, стали возникать различные партии и общественные движения.
2)Новый внешнеполитический курс страны в конце 1980-х - начале 1990-х гг.
Коренное изменение внешнеполитического курса СССР на рубеже 1980-1990-х гг. было связано с новым политическим мышлением. Исходным пунктом его формирования явился вывод XXVII съезда КПСС о смертельной опасности ядерного оружия и гонки вооружений для существования человечества, о целостности и взаимозависимости современного мира, о свободе социально-политического выбора. Этот вывод исключал вмешательство в дела других государств и означал отказ от решения международных проблем силой оружия. Благодаря перестройке и новому политическому мышлению в отношениях между СССР и США произошел поворот от конфронтации и соревнования в гонке вооружений к взаимопониманию, а в ряде вопросов и к партнерству. Это изменило к лучшему всю ситуацию в мире. Пришел конец 'холодной войне'. Эти перемены нашли свое отражение в организации советско-американских встреч в верхах. Состоялось пять встреч М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана. Эта традиция не была нарушена и с приходом в Белый дом Дж. Буша. На основе взаимной договоренности в Европе к 1990 г. были ликвидированы советские и американские ракеты средней и малой дальности. Постепенно улучшались отношения СССР с КНР. Все спорные вопросы урегулировались в ходе переговоров, росла торговля, расширялись контакты в области науки и культуры. В мае 1989 г. впервые за последние 30 лет состоялся визит главы СССР в Китай. Были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей. В начале 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана - событие, которого давно ждали советские люди и весь мир. Была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В 1989-1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитической жизни восточноевропейских стран. К власти в них пришли оппозиционные силы, придерживающиеся различных политических взглядов. Развал социалистического лагеря привел к прекращению деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В Европе остался только одив военный блок - НАТО. СССР заключил соглашение со всеми восточноевропейскими странами о выводе из них советских войск. Среди других событий международной жизни, в которой активное участие принимал СССР, следует выделить объединение Германии. Советское политическое руководство признало приоритет международных соглашений, в том числе Всеобщей декларации прав человека. В целом новый внешнеполитический курс СССР создал благоприятную атмосферу для ликвидации разного рода последствий 'холодной войны' и установления нормальных межгосударственных отношений.

3) Экономическое развитие страны. Начало реформ. Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все же с января 1992 г. российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15- 20%. На полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию - продажу большей части государственной собственности частным лицам. Избранный путь 'шоковой терапии', по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий и населения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. Однако оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство населения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 г. выпуск наличных денег увеличился по сравнению с 1990 г. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 г.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал В. С. Черномырдин.
4) Духовная и культурная жизнь российского общества, наука и образование в первой половине 1990-х гг.
В условиях переходного периода, становления рыночных отношений в России в тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержки в сфере духовной жизни и культуры. Отсутствие цензуры и партийного контроля, подавляющих личность структур, свобода творчества стали важными факторами духовного раскрепощения людей. На этой основе развивается художественное творчество, появляются его новые организационные формы (самодеятельные объединения молодежи, культурно-творческие общества), возникают новые театры, ансамбли, ассоциации ученых, что позволяет выявлять потенциальные таланты. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место раскованности и плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и других народов, преданные несправедливому забвению. Книги М. А. Булгакова, И. Э. Бабеля, Е.И. Замятина, М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонова и многих других отечественных писателей входят в наш дом. Расширяются и наши представления о мировой культуре; в значительной мере исчезло чувство культурной изоляции страны. Большое позитивное значение имеет восстановление в законных правах религий всех народов нашей страны. Вместе с тем все очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой частью экономической и социально-политической жизни российского общества. Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на 'массовое потребление'. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации искусства и литературы. Из дание порнографической 'литературы', сборников анекдотов, блатных песен, исполнение их по радио и телевидению становится обычным делом. На состоянии культуры негативно сказывается социальная дифференциация общества: за короткий срок образовался слой богатых и сверхбогатых лйдей при одновременном обнищании значительной части населения. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений произошло повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры. Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто коммерческих целях. Идет трудный поиск новых форм поддержки учреждений культуры. На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры, высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности переживает вузовская наука. Резко сократился. спрос производства на научно-техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и образования. Произошли изменения в системе высшей и средней общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации, появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате завоеванных позиций. отношениях России с Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что 'Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством'. В то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии, где усилилось действие 'мусульманского фактора'. Не стало СЭВа, и с каждым из его прежних членов приходится строить экономические отношения заново. США оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов мира, что наглядно проявилось во время конфликта в Югославии.

Распад СССР.

Неудачные меры в управлении национально-региональными процессами отдаляли советские республики от союзного центра, да и сами национальные лидеры советских республик не избежали сепаратистских устремлений. Передел общесоюзной собственности не на словах, а на деле – вот что было камнем преткновения в вопросе об обновлении СССР. Летом 1991г.был подготовлен договор о реформе федеративного гос-ва, расширение круга полномочий республик. Его подписание давало бы шанс на сохранение единства. Однако консервативное крыло в КПСС и гос.аппарате предприняло попытку отстранить Горбачева от власти и не допустить подписание нового союзного договора, намеченного на 20 августа 1991г. В ночь на 19 авг.Горбачев, находившийся в это время на отдыхе в Крыму, был насильственно отстранен от власти. Группа оппозиционеров, в кот.входили Янаев, Бакланов, Крючков образовали неконституционный Гос.комитет по ЧП в СССР (ГКЧП). 19-21августа 1991 страна пережила полит.катастрофу, связ.с введением ЧП. Главные события развернулись в Москве. После ввода в столицу танков и др.техники тысячи москвичей поддержали руководство РФ и президента России Ельцина, выступившего против ЧКЧП. 21 августа ЧП было отменено. Заговорщики были арестованы и переданы суду. В результате снижается рейтинг Горбачева. Начинается движение за приостановление деятельности КПСС. В союзных республиках объявляется роспуск ком.партий. 23 авг.Ельцин подписывает указ о приостановлении деятельности КПСС РСФСР. Поворотным событием, положившим начало роспуску СССР, были переговоры президента России Ельцина с Шушкевичем (председатель Верховного Совета Белоруссии), Кравчуком (президент Украины). 8 дек.1991 подписано заявление об образовании СНГ, ставшее началом роспуска СССР. Создание СНГ было поддержано всеми союзными республиками, кроме прибалтийских (Латвия, Литва и Эстония к декабрю 1991 уже вышли из состава СССР). 21 дек.1991 к соглашению о создании СНГ присоединились руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана. Позднее в СНГ вошла Грузия. С образованием СНГ СССР прекращает свое существование. 25 дек.1991 Горбачев прекращает свою деятельность.

Образование и основные этапы развития Древнерус. гос-ва.

Предпосылки образования Древнерус.гос-ва:
• Развитие производительных сил у восточнославянских племен;
• Формирование соседской общины;
• Развитие торговли, в том числе международной;
• Рост имущественного неравенства;
• Наличие союзов славянских племен;
• Появление системы правления;
• Возникновение городов;
• Выделение племенной знати;
• Высокий уровень военной организации;
• Угроза нападения внешних врагов;
• Складывание древнерусской народности;
Особенности образования Древнерус.гос-ва:
• Наличие патриархальной формы рабства;
• Преобладание свободного труда.
• Общая языческая культура, схожие обычаи, обряды, общественная психология;
• Особенности славянской ментальности; особенности географич. и природно-климатич. характера;

Теории возникновения Древнерусского г-ва:

1. Славянская («антиноманская»т.е. отрицание роли варягов в образовании Древнерусского г-ва. и их призвания на княжение)

2. Центристская (Древнерусское г-во возникло как результат внутриобщественного развития славян, но при участии варяг)

3. Норманнская(Древнерусское г-во создано варягами с добровольного согласия славян)

На мой взгляд, решающий роли в складывании древнерусской государственности «варяжский фактор» не сыграл. Это тем более очевидно, что классовые общества и гос-ва в Скандинавии сложились позже, чем на Руси и серьезно повлиять на формирование Новгородско-Киевской Руси не могли. В ходе формирования Древнерус. государственности проявилось «двоецентрие»: на северо-западе – Новгород, а на юге – Киев. В последующем «двоецентрие», несмотря на то, что столицей являлся Киев, сохранилось.
Три этапа развития Древнерусского государства:

1. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII середина IX вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров.. К IX в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.(Олег объединил Новгород и Киев) 2. На втором этапе (2-ая половина IX середина X в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов. (Игорь 912-945) 2.1. Возникновение ядра восточнославянского государства2.2. Объединение восточно - славянских племен. 3. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги(945-969) .3.1. Она устанавливает фиксированную норму дани, устраивает погосты, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964 - 972) несколько задержала внутреннее устроение русской земли. 3.2. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правленияВладимира Святого (980 - 1015). Укрепление языческой веры, а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. А в 988 г.он вводит христианство. Эта единобожная по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. 3.3. Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах.

 

Характерные черты Древнерусского гос-ва, стр-ра и ф-ции власти.

Для Древнерусского государства характерны:
1) разложение первобытно - общинного строя;
2) формирование феодальных общественных отношений;
3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;
4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;
5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;
6) укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства;
7) принятие христианства.
Во второй половине XI — начале XII вв. на территории Древнерусского государства — Киевской Руси — стали образовываться Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, которые на тот момент были достаточно устойчивыми полугосударствами. Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют необходимость защиты территории вооруженными силами и потребность в государственном аппарате.
1. Раннефеодальная монархия как форма правления, ее особенности в Древней Руси.
Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.
Форма правления в Киевской Руси — раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх — киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим по отношению к местным князям.
В других городах) власть великого князя Киева осуществляли его наместники и волостели (в сельской местности).
Признаки раннефеодальной монархии:

- переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

- отсутствие юридической ответственности правителя;

- отсутствие институтов власти; - отсутствие регламентации деятельности совета при
князе;

- вече не было постоянным представительным органом;

- ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.188.101 (0.037 с.)