Общественно- политическая мысль России в 18 веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно- политическая мысль России в 18 веке.



XVIII век был интереснейшим, напряженным и результативным веком в истории государства Российского. Реформы Петра Великого, «просвещенный абсолютизм» Екатерины II внесли свою роль в развитие России. В это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России.

Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он выступал за ускорение экономического развития России, желая, чтобы она встала вровень с передовыми странами Европы. Пути для этого он видел в более полном использовании природных ресурсов, в развитии крупной промышленности, основанной на применении достижений науки и техники, в росте населения, в облегчении повинностей и рекрутчины.
Ломоносов настойчиво требовал, чтобы положение человека определялось не титулом, не заслугами предков, а его собственными делами.

В то же время буржуазная, антидворянская направленность деятельности Ломоносова пробивала дорогу рождавшемуся русскому просветительству и способствовала формированию антикрепостнического направления общественно-политической мысли.
Реальным итогом развития России в XVI—XVIII вв. при всей отталкивающей жестокости крепостничества были весьма существенные достижения. Начиная с эпохи Петра Великого и его реформ, российская дворянская элита восприняла европейскую культуру в самых разнообразных ее проявлениях.

23. Социально-экономическое положение России в первой половине XIX в.
В первой половине XIX в. территория Российской империи выросла до 18 млн. кв. км в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кавказ), Северной Америке (Аляска). Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн. человек. Богатые ресурсы: леса, реки, распаханные угодья, полезные ископаемые давали все необходимое для быстрого промышленного развития. Природное, хозяйственное и этническое разнообразие обуславливало специфику разных районов страны.
В первой половине XIX в. территория Российской империи делилась на губернии и области, которые, в свою очередь, подразделялись на уезды.
Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивший все нити управления в своих руках. Основной социально-политической силой оставались дворяне, получившие невиданные экономические и социально-политические привилегии еще в XVIII в. Государство в лице самодержавия в своей внутренней и внешней политике всеми средствами продолжало поддерживать их.
Наиболее многочисленной частью населения были крестьяне. Они подразделялись на несколько категорий:Помещичьи или частновладельческие; Государственные; Удельные;
Экономические.
Для экономики России первой половины XIX в. характерны глубокие контрасты. Обновление – расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности – сочеталось с натурально-патриархальным укладом, крепостнической системой хозяйствования, использованием внешнеэкономического принуждения, рутинным состоянием техники.
В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной.В 30 – 40-е годы XIX в. в России начался промышленный переворот. Его главным содержанием была замена мануфактурного производства фабричным. В первой половине XIX в. продолжал формироваться всероссийский рынок. С одной стороны, его стимулировали развитие промышленности, рост городов и хоз. специализация регионов. С другой – этот процесс тормозила низкая покупательная способность населения. Основными покупателями могли быть только дворяне, купцы и часть горожан. Несмотря на это, торговля развивалась более быстрыми темпами, чем в предшествующий период.
24. Проблемы модернизации Российской империи в первой четверти XIX в.
В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет – совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. Проекты, которые он разрабатывал, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.
В 1802 г. коллегии были заменены министерствами. В результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Реформа завершила процесс разграничения функций органов гос. управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия Было учреждено 8 первых министерств:Военно-сухопутных сил; Военно-морских сил; Иностранных дел; Юстиции;
Внутренних дел; Коммерции; Финансов; Народного просвещения.
Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был Сперанский (1772 – 1839). Он разработал проект реформы гос.управления. Все вновь предложенные органы Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.
В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф Аракчеев, который стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы.
Модернизация Российской империи в первой четверти XIX в. не изменила самодержавной сущности политической системы России. Она лишь усилила централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.

 

25. Консервативная модернизация Николая I цели и последствия.
Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не видеть углублявшегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западноевропейских стран. Не мог он также не учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения.
При Николае I роль Госсовета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны.Николай I твердо верил, что следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возращенному из ссылки Сперанскому.
В целом высшее гос. управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система гос. управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX в. В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основная масса населения - крестьяне. В 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В 1841 г. принят закон, не разрешавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах». Он разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. Впервые в России вводилось выборное местное крестьянское самоуправление на уровне волости и села. При Николае I в 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Николай I стремился лечить «язвы» русской жизни путем всемерного упрочения авторитарной системы, даже не догадываясь, что она-то и является основным источником социально-политических бед.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.15.122 (0.045 с.)